Структура индивидуального сознания включает три его составляющие.

Понятие о сознании.

План.

Понятие о сознании.

Структура сознания.

Сознание и бессознательное.

1.Понятие о сознании.Сознание — высший уровень развития психики, присущий только человеку. Его развитие обусловлено социальными условиями. Сознание человека носит всегда целенаправленный и активный характер.

Основной предпосылкой и условием возникновения сознания человека явилось развитие человеческого мозга.

Сознание определяет разумное поведение человека, основанное на глубоком понимании законов объективного мира. Важное отличие сознания человека от психики животных заключается в наличии самосознания, т. е. способности познавать не только внешний мир, но и самого себя, свои типичные и индивидуальные особенности. Это открывает возможность совершенствовать самого себя, самоконтроля и самовоспитания.

Психика человека — качественно более высокий уровень, чем психика животных.

Высший уровень проявления психики, свойственный человеку, образует сознание:

— есть высшая, интегрирующая форм психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми.

— особая форма отражения, которая является общим качеством всех психических функций человека.

— высшая форма психики — результат общественно — исторического формирования человека в трудовой деятельности при постоянном общении с другими людьми посредством языка.

Отличительные признаки сознания.

— обусловлено социальными условиями.

— характерно творческое преобразование действительности

— отражение мира в его существенных связях и отношениях

— прогнозирующий характер деятельности

— наличие самосознания.

2.Структура сознания (по В.В.Богословскому)

3 стр., 1284 слов

Восстановление сознания и психической деятельности после травмы мозга: междисциплинарный подход"

... Федерация Нейрохирургических Обществ   Международная конференция     Восстановление сознания и психической деятельности после травмы мозга: междисциплинарный подход»   ПЕРВОЕ ОПОВЕЩЕНИЕ Июля ... прослеживать динамику патологических изменений головного мозга на клеточном и молекулярном уровнях. Все это создает предпосылки для прорыва в поисках адекватных методов ...

1.Первая характеристика дана уже в самом его наименовании: со-знание.

Человек сознательно включает в себя совокупностьзнаний об окружающем нас мире. В структуру сознания, таким образом, входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания.

2.Вторая характеристика сознания — закрепленное в нем отчетливое различениесубъекта и объекта, т. е. того, что принадлежит «я» человека и его «не-я». Человек, впервые в истории органического мира выделившийся из него и противопоставивший себя окружающему, продолжает сохранять в своем сознании это противопоставление и различение. Он единственный среди живых существ способен осуществлять самопознание т. е. обратить психическую деятельность на самого себя. Человек производит сознательную самооценку своих поступков и самого себя в целом. Отделение «я» от «не-я» — путь, который проходит каждый человек в детстве, осуществляется в процессе формирования самосознания человека.

3.Третья характеристика сознания — обеспечение целенаправленной деятельности человека. В функцию сознания входит формирование целей деятельности, при этом складываются и взвешиваются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий и вносится в него необходимые коррективы и т. д.

4. Четвертая характеристика сознания — включение в его состав определенного отношения. В сознании человека неизбежно входит мир чувств, где находят отражение сложные объективные и прежде всего общественные отношения, в которые включен человек. В сознании человека представлены эмоциональные оценки межличностных отношений.

Структура индивидуального сознания включает три его составляющие.

Чувственная ткань сознания, по словам А.Н. Леонтьева, «образует чувственный состав конкретных образов реаль­ности, актуально воспринимаемой или всплывающий в памяти. Образы эти различаются по своей модальности, чувственному тону, степени ясности, большей или мень­шей устойчивости и т. д. …Особая функция чувственных образов сознания состоит в том, что они придают реаль­ность сознательной картине мира, открывающейся субъекту. Что, иначе говоря, именно благодаря чувственному со­держанию сознания мир выступает для субъекта как суще­ствующий не в сознании, а вне его сознания — как объек­тивное „поле“ и объект его деятельности». Чувственная ткань — переживание «чувства реальности».

14 стр., 6720 слов

Виктор Франкл. Человек в поисках смысла

... в приказном порядке. В глазах европейцев важной характеристикой американской культурыявляется императив: опять и опять приказывается и ... " - это скорее порча удовольствия. Если же человек успешно находит смысл своей жизни, это не толькоприносит ему счастье, ... сильным или незначительным, заполняет всю душу человекаи его сознание, ибо "размеры" человеческого страдания вполне относительны. Так ...

Значения- это то общее содержание слов, схем, карт, чертежей и т. п., которое понятно всем людям, говорящим на одном языке, принадлежащим к одной культуре или близким культурам, прошедшим сходный исторический путь. В значениях обобщается, кристаллизуется и тем самым со­храняется для последующих поколений опыт человечества. Постигая мир значений, человек познает этот опыт, при­общается к нему и может внести в нее свой вклад. Значе­ния, писал А.Н. Леонтьев, «преломляют мир в сознании человека… в значениях представлена преобразованная и свер­нутая в материи языка идеальная форма существования пред­метного мира, его свойств, связей и отношений, раскры­той совокупной общественной практикой»2. Универсальным языком значений является язык искусства — музыки, танца, живописи, театра, язык архитектуры.

Преломляясь в сфере индивидуального сознания, значе­ние приобретает особый, только ему присущий смысл. На­пример, все дети хотели бы получать пятерки. Отметка «пять» имеет общее для них всех значение, закрепленное соци­альным нормативом. Однако для одного эта пятерка — пока­затель его знаний, способностей, для другого — символ того, что он лучше других, для третьего — способ добиться обе­щанного подарка от родителей и т. п. То содержание значе­ния, которое оно приобретает лично для каждого челове­ка, называется личностным смыслом.

Личностный смысл, таким образом, отражает субъек­тивную значимость тех или иных событий, явлений, действий действительности к интересам, потребностям, мо­тивам человека. Он «создает пристрастность человеческого сознания».

2 стр., 806 слов

Память. Сознание и бессознательное. Сознание как высшая форма психического отражения

Сознание и бессознательное. Сознание как высшая форма психического отражения. Функции сознания. Сознание как привилегия человека. Происхождение сознания. Другие формы отражения в живой материи. Самосознание. Понятие « Я – концепция», « ...

Многие проблемы, связанные с воплощением своих мыслей в слова как раз и связаны с различием между лич­ностным смыслом и значением. Недаром воскликнул поэт: «О, если б без слова, сказать душой было можно!».

Несовпадение личностных смыслов создает трудности понимания. Случаи непонимания людьми друг друга, воз­никающие из-за того, что одно и то же событие, явление имеет для них разный личностный смысл, получило на­звание «смыслового барьера». Этот термин ввела психолог Л.С. Славина. Изучая младших школьников, она искала причины того, почему некоторые дети совершенно невос­приимчивы к воздействиям со стороны педагога. Выясни­лось, что во многом это связано с тем, что предъявляемое к ребенку требование имеет для него совершенно другой личностный смысл, чем для учителя. Например, учитель задает ребенку вопрос, пытаясь понять, что он знает или даже «вытянуть» его на лучшую отметку, а ученик счита­ет, что тот к нему придирается. Учитель ставит отметку, которая кажется ему правильной, а ученик полагает, что к нему несправедливы, и отметка занижена. Конечно, смыс­ловой барьер может возникать не только между учителем и учеником, но и между ребенком и родителями, между взрослыми людьми. Важно то, что при достаточно частом повторении такого взаимонепонимания, смысловой барь­ер может расширяться, захватывать все новые и новые области взаимоотношений, и тогда любые воздействия, идущие, например, от педагога перестают воспринимать­ся. Возникает то, что в житейской психологии, грубо, но точно описывается словами, «как от стенки горох». В рабо­тах Л.С. Славиной описаны конкретные способы профи­лактики и преодоления этого явления.

Все эти составляющие вместе и создают ту сложную и удивительную реальность, которая и есть человеческое сознание.

Сознание и бессознательное

Сознание следует отличать от осознаваемости предме­тов, явлений. Во-первых, в каждый данный момент осознается преимущественно то, на что направлено основное внимание. Во-вторых, помимо осознаваемого, сознание со­держит то, что не осознается, но может быть осознано при специальной задаче. Например, если человек грамо­тен, то он пишет, не размышляя, автоматически. Однако при затруднении может вспомнить правила, сделать их осоз­нанными. При выработке любого нового умения, освое­нии любой новой деятельности, определенная часть авто­матизируется, сознательно не контролируется. Но всегда она вновь может стать контролируемой, осознаваемой. Интересно, что подобное осознание нередко ведет к ухуд­шению деятельности. Известна, например, сказка о соро­коножке, которую спросили, как она ходит: какие ноги передвигает сначала, какие — потом. Сороконожка попы­талась проследить, как она ходит, и упала. Это явление даже получило такое название — «эффект сороконожки». Иногда мы поступаем так или иначе, не задумываясь. Но если мы задумываемся об этом, то можем объяснить причины своего поведения.

5 стр., 2414 слов

Человек в психоанализе

... бессознательного и регулятивной функции бессознательного в общественной и приватной деятельности человека. Социально ориентированные психоаналитические исследования включали в себя не только частный анализ событий (например ... и власти. Вместе с тем, в анализе бессознательного как компонента природы человека российские психоаналитики, российские психоаналитические просветители, российские ...

Явления нашей психики, которые актуально не осоз­наются, но могут быть осознаны в любой момент, называ­ются предсознательными.

Вместе с тем, многие наши переживания, отношения, чувства мы не можем осознать или осознаем неправильно. Однако все они воздействуют на наше поведение, на нашу деятельность, побуждают их. Эти явления называются бес­сознательными.Если предсознательное — это то, на что не направляется внимание, то бессознательное — то, что не может быть осознано. Это может происходить по разным причинам.

Открывший бессознательное австрийский психиатр и психолог 3. Фрейд считал, что бессознательными могут быть переживания, побуждения, которые противоречат представлению человека о себе, принятым социальным нормам, ценностям. Осознание таких побуждений могло быть травму. Поэтому психика строит защиту, создает ба­рьер, включает психологические защитные механизмы.

Сознание и бессознательное по 3. Фрейду находятся в постоянном конфликте. Бессознательное проявляется в сновидениях, оговорках, шутках, внешне «немотивиро­ванных» или ложно мотивированных поступках и т. п. Бес­сознательные влечения могут быть источником напряже­ния, сильных внутренних конфликтов, порождать невро­зы, психозы и серьезные соматические болезни, например, язву и астму. Для того чтобы избавиться от этих симпто­мов, необходима специальная психологическая работа.

3 стр., 1428 слов

Самооценка уровня интеллекта

... и самооценки уровня интеллекта 1.1 Понятие и сущность самоотношения В современной психологии отсутствует единый подход к определению такого феномена как отношение человека ... индивида. Сторонники этого направления проводят анализ основных компонентов выполнения традиционных тестов, чтобы выявить роль этих компонентов в детерминации тестовых результатов. Очевидно, что ...

В современной психологии показано, что область бес­сознательного не ограничивается неприемлемыми для со­знания человека мотивами. Она гораздо шире.

К ней относятся многие другие явления психики. На­пример, бессознательная установка, то есть готовность, предрасположенность субъекта действовать в соответствии с предвосхищаемыми им условиями ситуации. Установка может создаться в процессе опыта. Ее можно выработать и экспериментально. Эта проблема особенно интенсивно изу­чалась грузинскими психологами во главе с Д.Н. Узнадзе.

К сфере бессознательного относятся также восприятие сигналов, уровень которых находится как бы за пределами наших органов чувств. Известен, например, прием «нече­стной рекламы», так называемый 36-й кадр. В этом случае в кинопленку включается реклама какого-нибудь продук­та. Кадр этот не воспринимается сознанием, мы его как бы не видим, однако реклама работает. Так, описан слу­чай, когда такой прием применялся для рекламы одного из прохладительных напитков. После фильма его продажа резко возросла.

Между сознанием и бессознательным, считают многие направления современной науки, нет непреодолимого противоречия, конфликта. Они являются составляющими психики человека. Ряд образований (например, личност­ные смыслы) в равной степени относятся и к сознанию, и к бессознательному. Поэтому многие ученые считает, что бессознательное следует рассматривать как часть сознания.

Самосознание

План.

1. «Я-концепция».

2. Механизмы психологической защиты.

1.Открытие «Я». Взаимодействуя и общаясь с людьми, человек выделяет сам себя из окружающей среды, ощущает себя субъектом своих физиче­ских и психических состояний, действий и процессов, выступает для самого себя как «Я», противостоящее «другим» и вместе с тем неразрывно с ними связанное. Субъективно переживание наличия собственного «Я» выражается прежде всего в том, что человек понимает свою тождественность самому себе в настоящем, прошлом и будущем. «Я» сегодня, при всех возможных изменени­ях моего положения в любых новых и неожиданных ситуациях, при любых перестройках моей жизни, моего сознания, взглядов и установок, — это «Я» того же самого человека, какой сущест­вовал вчера и каким он будет, вступив в завтрашний день. Один из симптомов некоторых психических заболеваний состоит в утрате человеком тождественности с самим собой, потере соб­ственного «Я».

14 стр., 6780 слов

Влияние самооценки и уровня притязаний на обучение учащихся

... ; желаемый  уровень  самооценки  личности  (уровень  Я). Стремление к повышению самооценки  в  условиях,  когда  человек  свободен  ... индивида. Она тесно связана с уровнем притязаний человека – степенью трудности целей, которые он ставит перед собой. САМООЦЕНКА — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств ...

Переживание наличия своего «Я» является результатом дли­тельного процесса развития личности, который начинается в младенческом возрасте и который обозначают как «открытие Я». Годовалый ребенок начинает осознавать отличия ощущений собственного тела от тех ощущений, которые вызываются находящимися вовне предметами. Затем, в возрасте 2−3 лет, ребенок отделяет доставляющий ему удовольствие процесс и результат собственных действий с предметами от предметных действий взрослых, предъявляя последним требования: «Я сам!» Он впервые начинает осознавать себя в качестве субъекта собственных действий и поступков (в речи ребенка появляется личное местоимение), не только выделяя себя из окружающей среды, но и противопоставляя себя всем другим («Это мое, это не твое!»).

1. Когнитивный компонент: представление о своих способностях, внешности, социальной значимости и т. д.

2. Эмоционально-оценочный компонент: самоуважение, самокритичность, себялюбие, самоуничижение и т. д.

3. Поведенческий (волевой):стремление быть поня­тым, завоевать симпатии, уважение товарищей и учителей, по­высить свой статус, или же желание остаться незамеченным, уклониться от оценки и критики, скрыть свои недостатки и т. д.

1.Когнитивный компонент «Я-концепции» — «образ Я» — характеризует содержание представлений человека о себе. В «образ Я» могут входить представления человека о своих способностях, отношениях с окружающими, внешности, социальных ролях, интересах, качествах личности и т. п. Перечисление практически бесконечно, поскольку в «об­раз Я» может включаться все, что значимо для человека, все, что позволяет ему, с одной стороны, чувствовать общ­ность с другими людьми, объединять с ними, а с другой, — отличать себя от них, осознавать себя как особую, неповто­римую личность. Поэтому содержание «Я-концепции» ха­рактеризуют две составляющие: (1) «присоединяющая», обеспечивающая объединение индивида с другими людьми и (2) дифференцирующая, способствующая его выделению по сравнению с другими и создающая основу для чувства собственной неповторимости, уникальности.

Например, для одного человека наиболее значимы пред­ставления о себе как о человеке, который многим интере­суется, хочет узнать больше о разных сторонах жизни. Ве­дущее место в его «образе Я» будет занимать его представ­ления о своей эрудиции, познавательных интересах — их разнообразии, глубине и т. п. Для другого — самым глав­ным может быть то, что он отец. В этом случае централь­ными в образе Я будут характеристики, качества, связан­ные с отцовством. Это не означает, что этими характерис­тиками исчерпываются представления человека о себе. Но они включаются в «образ Я» как менее значимые, второ­степенные.

2. Второй компонент — эмоционально-ценностное отно­шение к себе- отражает отношение человека к себе в це­лом или к отдельным сторонам своей личности, деятель­ности и т. п. и проявляется в самоуважении, чувстве соб­ственного достоинства, самооценке и уровне притязаний.

Фундамент эмоционально-ценностного компонента со­ставляет самоуважение, или чувство собственного достоин­ства, собственной ценности. Самоуважение — это вера в собственные силы, возможности. Оно не связано конкрет­но с какой-либо областью, и выражает столько оценку, сколько общее отношение человека к себе. Самоуважение — это принятие себя, любовь к себе.

В понятии самооценка, как видно из самого названия, на первый план выходит именно оценочный компонент. Самооценка — оценка личностью себя в целом (общая са­мооценка) и отдельных сторон своей личности, деятель­ности, отношений с другими людьми (частные, или пар­циальные самооценки).

Самооценка может быть устойчи­вой, т. е. сохраняться в разных ситуациях и на достаточно длительное время, и неустойчивой.

Для развития очень важно разумное сочетание устой­чивости и неустойчивости самооценки. Так, сохранение устойчивой самооценки при изменившихся условиях си­туации препятствует и нормальному осуществлению дея­тельности, и самореализации в ней. Сильная неустойчи­вость самооценки, порождая колебания, своеобразные «качели» — от очень высокого до очень низкого представ­ления о себе.

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний, т. е. уровнем трудности целей, которые человек ставит перед собой и определяющее, какие достижения он будет вос­принимать как неудачу, а какие — как успех. Уровень при­тязаний основывается на самооценке, сохранение кото­рой стало для человека потребностью.

Для нормального развития личности очень важно, что­бы уровень притязаний был несколько выше самооценки, несколько опережал ее, создавая тем самым возможности роста. Поэтому уровень притязаний, полностью совпадаю­щий с самооценкой, для личностного развития неблаго­приятен. Столь же неблагоприятным является низкий или средний уровень притязаний в значимых для человека об­ластях.

В конкретной деятельности самооценка и уровень при­тязаний могут быть достаточно точно установлены. Поэто­му применительно к конкретной деятельности можно го­ворить об уровнях самооценки и притязаний — высоком, среднем и низком.

В этих случаях можно говорить и об адекватности само­оценки. Самооценка является адекватной, если она соот­ветствует реальной успешности человека в какой-либо де­ятельности. Неадекватнойсамооценка бывает в тех случаях, когда она не соответствует успешности человека. Неадекватная самооценка может быть завышенной (человек существенно завышает свои актуальные возможности) и заниженной (занижает их).

И неадекватно завышенная, и, неадекватно заниженная самооценка — сильный тормоз и общего развития, и успешности в какой-либо деятельнос­ти.

Если человек имеет завышенную самооценку и ставит перед собой слишком высокие, не соответствующие реальным возможностям цели, он неминуемо сталкивается с неуспехом, неудачами. Такие переживания очень болезненны, и чтобы избежать их, человек должен либо скорректировать свою самооценку, снизив ее и свои притязания, либо как-то обесценить неуспех, доказав прежде всего самому себе, что это произошло случайно, вызвано не­справедливостью других людей, в особо сложных случаях Человек как бы не замечает собственный неуспех, игнори­рует его. Часто это происходит неосознанно для самого человека, в этом проявляется действие защитных психо­логических механизмов.

При заниженной самооценке человек ставит перед со­бой слишком легкие для себя, только достижимые цели и тем самым мешает собственному развитию.

Важно помнить, однако, что о завышенной или зани­женной самооценке можно говорить лишь по отношению к какой-либо конкретной деятельности, результаты в ко­торой могут быть точно определены и соотнесены с ка­ким-либо образцом, эталоном. Применительно к общей самооценке эти определения следует использовать с очень большой осторожностью, поскольку критерии «правиль­ности» такой самооценки обычно не выявлены.

Оптимальным для жизни человека, для развития лич­ности является высокий уровень самоуважения, общей самооценки. Это далеко не то же самое, что самовлюблен­ность, некритичность, повышенное самолюбие. Человек с высоким уровнем самоуважения — это человек, обладаю­щий чувством собственного достоинства, уверенный в себе, человек, который осуществляет и утверждает себя не за счет других людей, а за счет реализации собственных воз­можностей, собственных усилий.

Напротив, низкий уровень самоуважения, неприятие себя, как правило, характеризуется ощущением собствен­ной неполноценности, болезненным самолюбием, стрем-лением утвердить себя за счет окружающих. Люди с низ­ким уровнем самоуважения часто болезненно реагируют даже на безобидные шутки со стороны окружающих и еще более остро — на критику с их стороны. Они бывают склонны к накоплению мелочных обид, к соперничеству. Для них бывает характерна постоянная боязнь проявить свою не­состоятельность в глазах других людей.

Одним из проявлений низкого уровня самоуважения, самооценки является комплекс неполноценности. Это явле­ние было открыто известным психоаналитиком А. Адле­ром (1870−1937).

Комплекс неполноценности проявляется в стойкой уверенности человека в своей несостоятельнос­ти, неспособности решать жизненные проблемы.

Люди с низким уровнем самоуважения бывают очень трудны в общении. Как ни парадоксально это звучит, имен­но они, а не люди с высоким самоуважением часто вы­глядят как самоуверенные зазнайки.

Однако на самом деле такие люди нуждаются в поддер­жке и помощи окружающих, а в наиболее сложных случа­ях — в оказании специальной психологической и психоте­рапевтической помощи.

3. Третий компонент «Я-концепции» — поведенческий. Он определяет возможность саморегуляции, способность чело­века принимать самостоятельные решения, управлять своим поведением, контролировать его, отвечать за свои поступки.

В нем отражаются представления и переживания чело­века относительно того, способен ли он решать задачи, которые ставит перед ним жизнь, и те, которые сам он ставит перед собой, может ли он справляться с трудно­стями, сумеет ли достичь своих целей, что выражается в его уверенности или неуверенности в себе.

Важным измерением «Я-концепции» является ориен­тация в поведении на внешний или внутренний контроль. При ориентации на внешний контроль самооценка чело­века определяется в основном отношением к нему других людей, а события своей жизни он объясняет соответственно судьбой, роком, влиянием других людей. Личность, ори­ентированная на внутренний контроль, основывается глав­ным образом на самооценке и считает, что все в жизни зависит только от нее. Крайние выражения каждого из этих типов являются непродуктивными. Для успешного осуще­ствления деятельности и развития необходим их разум­ный баланс. Вот как описывает внутреннее состояние каж­дого из этих типов американский психолог Э. Шостром: «Личность, полностью ориентированная на внешний контроль: «Что подумают люди? Скажи, что ты думаешь, мне следует делать», «Что нужно делать, чтобы правиль­но делать».

Личность, полностью ориентированная на внутренний контроль: «Чтобы я не решал, я должен принять собствен­ное решение», «То, что я хочу, есть то, что я делаю».

Самоактуализирующаяся личность (наиболее оптималь­ный тип личности по Э. Шострому): «Я сверяюсь с теми, кто любит меня, и поэтому принимает мои собственные решения», «Я собираю столько информации по пробле­мам и следствиям, сколько можно, а затем доверяю реше­ние моим глубочайшим чувствам», «Я свободен от давле­ния других людей, но, однако же, меня интересует то, что они думают».

Поведенческий аспект «Я-концепции» обеспечивает и возможность саморазвития, творения себя. Вот что по это­му поводу писал выдающийся русский актер и теоретик театра Михаил Чехов: «."одна мысль, одно ощущение стало овладевать мной. Это ощущение возможности творчества внутри самого себя. Творчество в пределах собственной личности… По опыту я знал только об одном виде творче­ства: вне себя. Мне представлялось, что творчество непод­властно воле человека и направление его зависит исклю­чительно от так называемого природного предрасположе­ния. Но вместе с мыслью о самотворчестве у меня есте­ственно возник волевой импульс, как бы некий волевой порыв к овладению творческой энергией с тем, чтобы перенести ее вовнутрь, на самого себя…».

Как система осознаваемых и неосознаваемых установок человека по отношению к самому себе «Я-концепция» вы­ражает реальное Я (каким я являюсь в настоящее время); идеальное Я (каким я хотел или должен стать); зеркальное (социальное) Я (каким меня видят другие).

Выделяются также «динамическое Я» (как, по моим представлениям, я изменяюсь, развиваюсь, каким стремлюсь стать), «пред­ставляемое Я», «Я-маска», «фантастическое Я» и т. п.

Наиболее важна для личности величина расхождения между «идеальным» и «реальным» Я. Оптимально Я-идеальное должно быть соотносимо с Я-реальным, опережая его настолько, чтобы показать личности, куда и как она может развиваться. В этом случае оно служит важным ис­точником саморазвития. В тех случаях, когда Я-идеальное слишком оторвано от Я-реального, человек переживает невозможность достичь своего Я-идеального. Это может явиться источником внутриличностных конфликтов и не­гативных переживаний.

«Я-концепция» формируется под воздействием жизнен­ного опыта человека, его деятельности, отношения к нему других людей. Чем ближе отношения, чем больше они обусловлены эмоциональными связями, тем большее вли­яние они оказывают на личность.

Первоначально она складывается под влиянием пред­ставлений о ребенке, отношения к нему любящих его лю­дей, прежде всего родителей. Как правило, родители лю­бят ребенка ни за какие-то его особые успехи, таланты, а просто так, за то, что он — это он. В дальнейшем на нее начинают оказывать серьезное влияние жизненный опыт, условия, успехи и неудачи в деятельности, отношение других людей. Уже у детей «Я-концепция» сама приобре­тает активную роль в развитии человека, влияя на все стороны жизни человека, и тем самым на его собствен­ное развитие.

Таким образом, в процессе жизни человека «Я-концеп­ция» изменяется, обогащается, но может и упрощаться, меняется отношение человека к себе, его возможности саморегуляции. Однако в отличие от частных самооценок «Я-концепция» является все же относительно устойчивой. Устойчивость «Я-концепции» обеспечивает внутреннюю со­гласованность личности, ее цельность, последовательность ее поведения, преемственность во времени (Я-прошлое -Я-настоящее -Я-будущее).

Для человека очень важно иметь устойчивую систему представлений о себе, устойчивое отношение к себе. Именно это позволяет ему ставить пе­ред собой определенные цели, видеть свое место среди других людей, строить планы на будущее. Но столь же важ­но для него и оперативно изменять отношение к себе, представление о себе. Поэтому «Я-концепция» одновре­менно и достаточно устойчивое, и динамично изменяю­щееся образование.

Механизмы психологической защиты личности

В процессе жизни человек меняется. Он меняет свои взгляды, представления, ценности, изменяет «Я-концепцию». Иногда это происходит незаметно для самого чело­века, естественно, иногда требует от него серьезной рабо­ты над собой. Такие изменения обычно осознаются или могут быть осознаны при самоанализе.

Однако бывают случаи, когда-то, что происходит с че­ловеком, настолько травмирует его, что он неосознанно отвергает этот новый опыт, новую беспокоящую инфор­мацию или так перерабатывает ее, что она становится менее или совсем не травмирующей. Это осуществляется за счет неосознаваемых регуляторных психологических меха­низмов. Действие таких механизмов осуществляется поми­мо сознания, помимо воли человека. Для того чтобы рас­познать наличие у себя таких механизмов, как правило, требуется длительная, углубленная психологическая работа.

Такие механизмы «охраняют» психику, «защищают» ее от непосильной нагрузки. Поэтому они получили назва­ние механизмов психологической защиты. Они были впер­вые открыты 3. Фрейдом.

Описан и изучен целый ряд защитных механизмов. Ука­жем лишь на некоторые из них. Самым первым был от­крыт механизм вытеснения. В этом случае неприемлемые для человека, травмирующие его переживания, обстоя­тельства, сведения как бы исчезают из сознания. Вытесне­ние лежит в основе забывания.

Описывая это явление, 3. Фрейд приводит интересное наблюдение Ч. Дарвина: «В течение многих лет, — пишет Ч. Дарвин в своей автобиографии, — я следовал золотому правилу; а именно: когда я сталкивался с опубликован­ным фактом, наблюдением или идеей, которые противо­речили основным результатам моих исследований, я неза­медлительно записывал это; я обнаружил по опыту, что такие факты и идеи гораздо легче ускользают из памяти, чем благоприятные».

Еще один распространенный защитный механизм — про­екция.В этом случае те качества, намерения, чувства, ко­торые есть у человека, но по каким-то причинам непри­емлемы для него, приписываются другому. Так, недолюб­ливая кого-то и желая кому-то зла, человек с помощью механизма проекции начинает искренне думать, что имен­но тот замышляет против него что-то недоброе.

В других случаях для защиты те или иные качества или переживания заменяются диаметрально противополож­ными. Например, скупой человек считает себя чрезмерно щедрым, а самоуверенный и даже нахальный — робким и беззащитным. Так, в одном из исследований сопоставля­лись суждения человека о себе с мнением нескольких лю­дей, которые хорошо его знали. Выявилось, что люди ча­сто не осознают своих недостатков, которые были на­столько очевидны, что окружающие единодушно называли их. Более того, многие утверждали, что они обладают ка­чествами, прямо противоположными тем, которые виде­ли в них окружающие. Так, человек, которого все, знаю­щие его, считали лицемерным, описывал себя, как ис­креннего и открытого. Нередко за самоуверенностью, самодовольством и властностью скрывается сильное чув­ство неуверенности. В этом случае человек может держаться уверенно, но будет избегать ситуаций, где его способно­сти могут быть проверены. Этот механизм получил назва­ние — реактивное образование.

Достаточно распространенным является и механизм рационализации.В этом случае неприемлемым мыслям и чувствам даются логически убедительные объяснения. Чаще всего встречаются типы рационализации, получившие название «зелен виноград» (по известной басне «Лиса и виноград»), т. е. обесценивание недоступного, но сильно желаемого предмета, явления. «Сладкий лимон» — это пре­увеличение ценности имеющегося, причем преувеличения сильного, неоправданного. Благодаря этому снижается зна­чимость недоступного.

Еще один защитный механизм — замещение.В этом слу­чае действие, направленное на какой-либо объект, спрово­цировано не им и не ему предназначено, а вызвано другим недоступным объектом. Яркий пример замещения представ­лен на известной карикатуре X. Бидструпа — начальник кри­чит на подчиненного, тот — на жену, жена — на детей, те -на кошку. Но замещение может проявляться и по-другому. Так, человек, не сумевший реализовать себя в деловой сфе­ре, начинает много времени уделять своему хобби.

Но хотя эти и другие защитные механизмы защищают психику человека от травмирующих переживаний, однако достается это дорогой ценой — ценой нарушения адекват­ного осознания действительности и отношения к ней. Ме­ханизмы психологической защиты осуществляют эту за­щиту во многом дефектными способами, препятствуя пол­ноценному получению и осознанию человеком своего жизненного опыта.

К чему это приводит, можно проиллюстрировать на при­мере из книги американского психолога и психотерапевта Р. Кэмпбелла: «Когда мы влюблены, то в первые недели или месяцы совместной жизни идеализируем предмет своей любви и абсолютно не можем выносить неприятных чувств по отношению к своему избраннику. Поэтому мы подав­ляем (отрицаем, игнорируем) все, что нам может не по­нравиться в супруге. Тогда мы можем замечать только его (ее) хорошие черты. Мы не обращаем внимания на такие вещи, как несовершенство фигуры, болтливость, молча­ливость, склонность к полноте, обидчивость, угрюмость, неспособность к спорту, музыке, рисованию, шитью или приготовлению пищи.

Это «упрятывание» нежелательных сторон нашего суп­руга поначалу действует превосходно. Но в процессе совме­стной жизни, день за днем, месяц за месяцем, мы делаем открытия в своем избраннике. Одни приятные, а другие не очень. Некоторые просто отвратительные. Но покуда мы подавляем в себе неприятные впечатления, оттесняя его в подсознание, нам удается продолжать видеть нашего воз­любленного близким к идеалу, и все кажется прекрасным.

Но вот проблема. Мы не можем подавлять свои чувства вечно. Однажды мы достигаем критической точки, и мы не можем продолжать подавлять отрицательные эмоции. Неожиданно наступают дни (месяцы, годы) противоре­чивых чувств по отношению к нашему супругу. Опять, вследствие незрелости (неспособности справляться с про­тиворечиями), мы делаем сальто-мортале: подавляем доб­рые чувства и акцентируем внимание на дурных. Теперь мы видим нашего супруга в противоположном свете, счи­тая его абсолютно плохим, поразительно неприятным или почти лишенным привлекательности".

Единственный защитный механизм, который не имеет такого отрицательного значения, — сублимация.Такое назва­ние получил процесс, посредством которого побудительная энергия, содержащаяся в неприемлемых для человека по­требностях, мотивах, переводится в другое русло, направля­ется на желательные для него и допустимые в социальном отношении формы деятельности, науку, искусство, культу­ру. Эта энергия дает человеку силы для творчества.

Существует и еще один механизм, который, не являясь в полном смысле слова защитным, все же позволяет чело­веку отвергать неприятные факты, травмирующую информацию.

Этот механизм — сопротивление — субъективно пережи­вается как внутренний барьер, препятствующий измене­нию себя или осознанию каких-то неприятных событий, негативных переживаний. Сопротивление может проявлять­ся в стремлении выйти из ситуации (просто выйти из ком­наты или, например, не прийти на важную встречу), в желании изменить тему разговора, в особо яростном от­стаивании своей правоты. Оно обнаруживается и в так на­зываемой «пробуксовке мыслей», в чувстве внезапной ус­талости, внезапном кашле, смехе, а также во многом дру­гом. Важно, что стремления, желания человека проявляются не прямо, а косвенно. И это происходит не потому, что он притворяется. Сопротивление действует на неосознанном уровне. Его отличие от других защитных психологических механизмов в том, что оно может осознаваться и человек, распознав, может преодолеть его.

Ученые по-разному объясняли, с чем связано установ­ление, «включение» защитных механизмов. Как уже гово­рилось, 3. Фрейд считал, что это вызывается прежде всего сексуальными и агрессивными импульсами. В современной психологии как наиболее травмирующие для человека рас­сматриваются события и явления, угрожающие представ­лению человека о себе, о своем месте в мире — угроза «Я».

Сохранение целостности, устойчивости личности, ее преемственности во времени — очень важный и существен­ный аспект личностного развития. И он, конечно, обеспе­чивается не только действием защитных механизмов, а охватывает все стороны личности. Сохранение постоянства личности, писал А.Н. Леонтьев, «этого высшего единства человека, изменчивого, как сама жизнь, и вместе с тем сохраняющего свое постоянство… Ведь независимо от на­капливаемого человеком опыта, от событий, которые ме­няют его жизненное положение, наконец, независимо от происходящих физических его изменений, он как личность остается и в глазах других людей, и для самого себя тем же самым».

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector