Составление психолого-педагогической характеристики ребенка для поступления в школу. Диагностика психологической готовности ребенка к школе: графический дик

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.

1. Составление психолого-педагогической характеристики ребенка для поступления в школу

1.1. Диагностика ребенка, поступающего в школу (теоретический анализ литературы)

1.2. Психолого-педагогическая характеристика ребенка для поступления в школ

2. Диагностика психологической готовности ребенка к школе

2.1 Психологическая готовность ребенка к школе

2.2 графический диктант Д.Б. Эльконина, методика Дембо-Рубинштейна (исследование самооценки).

2.3 Результаты исследований

Заключение

Список использованных источников и литературы

Введение

Психодиагностика — это область психологической науки, которая разрабатывает методы выявления индивидуально-психологических особенностей личности.

Психодиагностика сама по себе не является самоцелью, а предназначена быть основой для разработки рекомендаций по оптимизации психического развития личности.

В плане развития ребенка она необходима для: обеспечения контроля за динамикой его развития;предупреждения возможных отклонений;определения программы работы с ребенком с целью оптимизации условий развития;оценки эффективности проведенных психолого-педагогических мероприятий.

Целью контрольной работы является овладение самостоятельными приемами работы с первоисточниками и психодиагностической литературой, а также освоение навыков диагностической процедуры, проведения психодиагностического обследования, обработки и интерпретации результатов обследования, написания практических рекомендаций.

Задачи контрольной работы по психодиагностике:

1. Изучить составление психолого-педагогической характеристики ребенка для поступления в школу.

2. Рассмотреть диагностику психологической готовности ребенка к школе: графический диктант Д.Б. Эльконина; методика Дембо-Рубинштейна (исследование самооценки).

1.Составление психолого-педагогической характеристики ребенка для поступления в школу

1.1 Диагностика ребенка, поступающего в школу (теоретический анализ литературы)

Одним из важных вопросов вступления ребенка в школьную жизнь является его готовность к школе. Различают интеллектуальную, личностную, социально-психологическую и волевую готовность к школе (Коломинский Я. Л., Панько Е. А., 1988; Смирнова Е. О., 1976)[2, c. 498].

23 стр., 11227 слов

Оценка функциональной и психофизиологической зрелости детей 6−7 лет для поступления в школу

... функциональной и психофизиологической зрелости детей 6-7 лет для поступления в школу 1.1 Психолого-педагогические особенности ребенка старшего дошкольного возраста Согласно ... сгруппированными по следующим параметрам: - социальное развитие ребенка; - организация деятельности; - общее развитие; - развитие внимания и памяти; - речевое развитие; - развитие движений и пространственная ориентация; - ...

Достаточно много методик разработано для диагностирования готовности детей к обучению в школе. Здесь можно отметить, что исследователи расходятся во мнении о приоритетности тех или иных аспектов развития для констатации школьной зрелости. Одни психологи сосредоточивают основное внимание на когнитивной сфере и уровне обученности, другие считают более важными особенности поведения ребенка в целом[3].

Чаще всего анализируются три аспекта школьной зрелости — интеллектуальный, социальный и эмоциональный. Американские психологи уделяют наибольшее внимание диагностике интеллектуальных компонентов школьной зрелости. Чаще всего изучаются такие функции, как зрительные и слуховые различения (например, понимание на слух), словарный запас, общая осведомленность, уровень развития сенсомоторики, понимание количественных отношений и др. Наиболее популярным в США считается национальный тест готовности (MRT), предназначенный для младшей и средней групп детского сада (первый уровень) и для старшей группы и первоклассников (второй уровень).

К.М. Гуревич рассматривает в качестве примера задания второго уровня теста:

1. Начальные согласные. Ребенку предъявляют 4 картинки (например, изображение кошки, домика, клоуна и т. д) и называют каждое из них. Затем просят отобрать те картинки, которые начинаются с определенного звука (например, «к»).

2. Звуко-буквенные соответствия. Каждое задание состоит из картинки и 4 букв. После того как взрослый называет картинку, ребенок выбирает букву, соответствующую звуку, с которого начинается название картинки

3. Зрительное соответствие: требуется подобрать к изображению, начинающему ряд, одно из последующих изображений. Это могут быть сочетания букв, слова, числа, буквообразные фигуры (искусственные буквы).

17 стр., 8060 слов

Психологическое развитие детей и готовность к школьному обучению

... зависит от уровня психологической готовности ребенка к школе. На современном этапе развития психологической науки не существует общепринятого определения психологической готовности. Школьная зрелость это наличие у ... ) представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв. Методика рассчитана на детей 5--10 ...

4. Поиск образцов. Предназначен для оценки способности увидеть данное сочетание букв, слов, цифр или буквообразных фигур в более крупных их группировках.

5. «Школьный» язык. Проверяется способность понимания ребенком основных и производных грамматических структур и понятий, изучаемых в школе.

6. Слушание. Проверяется понимание смысла слов, текстов, предъявляемых устно.

7. Количественные понятия. Проверяется знание таких понятий математики, как размер, форма, количество и др.

8. Количественные действия (не обязательно).

Оценивается владение ребенком счетом и простыми математическими действиями[3].

Иной подход представлен в тестах развития Гизелла. Сотрудники института Гизелла основной упор при разработке диагностики развития дошкольников сделали не на интеллектуальном компоненте, а на оценке уровня развития поведения ребенка (сенсомоторное, физическое развитие, умение отвечать на вопросы и др.).

Существуют и другие серии тестов, включающие диагностику уровня обученности дошкольников, владение ими простейшими математическими понятиями и действиями, умением читать, понимать смысл устно передаваемой информации и т. д. Достаточно популярным в нашей стране стал тест школьной зрелости Керна-Йирасека, включающий три задания: рисование мужской фигуры, срисовывание письменных букв и срисовывание группы точек. Все они диагностируют в первую очередь степень развития тонкой моторики руки и зрительной координации и движений руки. Автор показал, что его тест обладает высокой прогностической валидностью и может предсказать будущую успешность обучения ребенка в школе[3].

Однако дети, плохо выполняющие тест, могут также демонстрировать хорошую успеваемость, в связи с чем автор подчеркивает, что предлагаемая им методика недостаточна для констатации школьной незрелости, а диагностирует лишь наличие школьной зрелости.

6 стр., 2531 слов

Анализ методик для определения готовности детей к школе

... : Анализ методик готовности детей к школе План ВВЕДЕНИЕ 1. Ориентационный тест школьной зрелости Керна - Йирасека 2. Программа Х. Бройера и М.Войффена 3. Методики «Узор» ... точек)» вошли методики, диагностирующие вербальное и наглядно-образное мышление, речевое развитие, отношение к школе, информированность, развитие движений (Готовность детей к школе: диагностика психического развития и коррекция его ...

В отечественной психологии также отмечается разнообразие подходов к методикам определения психологической готовности к школе. Разные исследователи выдвигают на первый план неодинаковые аспекты развития в качестве основных критериев готовности к школьному обучению. Так, например, Д.Б. Эльконин считал самым важным диагностирование уровня сформированности предпосылок к учебной деятельности (умение работать по образцу, умение выполнять указания взрослого, ориентироваться на систему определенных правил при выполнении деятельности и др.).

Другой известный психолог Л. И Божович основное внимание уделяла личностному развитию дошкольника, сформированности его мотивационно-потребностной сферы (подробный анализ разных подходов к пониманию и диагностике психологической готовности к школе представлен в книге Н.И. Гуткиной."Психологическая готовность к школе".

Рассмотрим кратко программу диагностики психологической готовности к школе, предложенную и апробированную Н.И. Гуткиной.

Диагностическая программа включает ряд методик:

Методика по определению доминирования познавательного или игрового мотивов в аффективно-потребностной сфере ребенка (в названии обозначена цель методики);

Методика выявления сформированности"внутренней позиции школьника" (специально построенная беседа с дошкольником);

Методика «домик», включающая задание по срисовыванию образца и позволяющая диагностировать особенности произвольного внимания, сенсомоторики, умения работать по образцу;

Методика «да и нет», применяющаяся для диагностики умения ребенка дей…

Список использованных источников и литературы

1. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. — М.: Академический Проект, 2000. — 184 с.

14 стр., 6620 слов

Шкала для психологической экспресс-диагностики слабоструктурированных депрессивных расстройств

... технологии разработки и применения принципиально новой методики для психологической диагностики депрессивных состояний и предварительной квалификации депрессии ... Дмитриева Т.Б.   ШКАЛА ДЛЯ ЭКСПРЕСС ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ СЛАБОСТРУКТУРИРОВАННЫХ ДЕПРЕССИВНЫХ РАССТРОЙСТВ     Пособие ... , 1994. 5 Лакосина Н.Д. Неврозы и невротические развития // Руководство по психиатрии / Под ред. Г.В. ...

2. Ильин, Е.П. Психология для педагогов / Е. П, Ильин. — СПб.: Питер, 2012. — 640 с.

3. Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. 2-е изд., испр. — М.: Изд-во УРАО, 2000. — 304 с.

4. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод, пособие / Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова и др.; под ред. Е. А. Стребелевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 2004. — 164 с.

5. Смирнова, Е.О. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет / Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова. — М.: АНО «ПЭБ», 2007. — 128 с.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector