Составление психолого-педагогической характеристики ребенка для поступления в школу.Диагностика психологической готовности ребенка к школе: графический дик

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.

1. Составление психолого-педагогической характеристики ребенка для поступления в школу

1.1. Диагностика ребенка, поступающего в школу (теоретический анализ литературы)

1.2. Психолого-педагогическая характеристика ребенка для поступления в школ

2. Диагностика психологической готовности ребенка к школе

2.1 Психологическая готовность ребенка к школе

2.2 графический диктант Д.Б. Эльконина, методика Дембо-Рубинштейна (исследование самооценки).

2.3 Результаты исследований

Заключение

Список использованных источников и литературы

Введение

Психодиагностика — это область психологической науки, которая разрабатывает методы выявления индивидуально-психологических особенностей личности.

Психодиагностика сама по себе не является самоцелью, а предназначена быть основой для разработки рекомендаций по оптимизации психического развития личности.

В плане развития ребенка она необходима для:обеспечения контроля за динамикой его развития;предупреждения возможных отклонений;определения программы работы с ребенком с целью оптимизации условий развития;оценки эффективности проведенных психолого-педагогических мероприятий.

Целью контрольной работы является овладение самостоятельными приемами работы с первоисточниками и психодиагностической литературой, а также освоение навыков диагностической процедуры, проведения психодиагностического обследования, обработки и интерпретации результатов обследования, написания практических рекомендаций.

Задачи контрольной работы по психодиагностике:

1. Изучить составление психолого-педагогической характеристики ребенка для поступления в школу.

2. Рассмотреть диагностику психологической готовности ребенка к школе: графический диктант Д.Б. Эльконина; методика Дембо-Рубинштейна (исследование самооценки).

1.Составление психолого-педагогической характеристики ребенка для поступления в школу

1.1 Диагностика ребенка, поступающего в школу (теоретический анализ литературы)

Одним из важных вопросов вступления ребенка в школьную жизнь является его готовность к школе. Различают интеллектуальную, личностную, социально-психологическую и волевую готовность к школе (Коломинский Я. Л., Панько Е. А., 1988; Смирнова Е. О., 1976)[2, c. 498].

23 стр., 11227 слов

Оценка функциональной и психофизиологической зрелости детей 6-7 лет для поступления в школу

... функциональной и психофизиологической зрелости детей 6-7 лет для поступления в школу 1.1 Психолого-педагогические особенности ребенка старшего дошкольного возраста Согласно ... сгруппированными по следующим параметрам: - социальное развитие ребенка; - организация деятельности; - общее развитие; - развитие внимания и памяти; - речевое развитие; - развитие движений и пространственная ориентация; - ...

Достаточно много методик разработано для диагностирования готовности детей к обучению в школе. Здесь можно отметить, что исследователи расходятся во мнении о приоритетности тех или иных аспектов развития для констатации школьной зрелости. Одни психологи сосредоточивают основное внимание на когнитивной сфере и уровне обученности, другие считают более важными особенности поведения ребенка в целом[3].

Чаще всего анализируются три аспекта школьной зрелости — интеллектуальный, социальный и эмоциональный. Американские психологи уделяют наибольшее внимание диагностике интеллектуальных компонентов школьной зрелости. Чаще всего изучаются такие функции, как зрительные и слуховые различения (например, понимание на слух), словарный запас, общая осведомленность, уровень развития сенсомоторики, понимание количественных отношений и др. Наиболее популярным в США считается национальный тест готовности (MRT), предназначенный для младшей и средней групп детского сада (первый уровень) и для старшей группы и первоклассников (второй уровень).

К.М. Гуревич рассматривает в качестве примера задания второго уровня теста:

1. Начальные согласные. Ребенку предъявляют 4 картинки (например, изображение кошки, домика, клоуна и т.д ) и называют каждое из них. Затем просят отобрать те картинки, которые начинаются с определенного звука (например, «к»).

2. Звуко-буквенные соответствия. Каждое задание состоит из картинки и 4 букв. После того как взрослый называет картинку, ребенок выбирает букву, соответствующую звуку, с которого начинается название картинки

3. Зрительное соответствие: требуется подобрать к изображению, начинающему ряд, одно из последующих изображений. Это могут быть сочетания букв, слова, числа, буквообразные фигуры (искусственные буквы).

4. Поиск образцов. Предназначен для оценки способности увидеть данное сочетание букв, слов, цифр или буквообразных фигур в более крупных их группировках.

5 стр., 2423 слов

Физиологическая оценка школьной зрелости современных детей

Реферат Физиологическая оценка школьной зрелости современных детей Одной из важных причин трудностей адаптации к школе физиологи считают несоответствие функциональных возможностей детей требованиям школы. В связи с неравномерными темпами развития различных систем детского организма и особенностями условий жизни дети одного хронологического возраста могут иметь значительные различия в уровне ...

5. «Школьный» язык. Проверяется способность понимания ребенком основных и производных грамматических структур и понятий, изучаемых в школе.

6. Слушание. Проверяется понимание смысла слов, текстов, предъявляемых устно.

7. Количественные понятия. Проверяется знание таких понятий математики, как размер, форма, количество и др.

8. Количественные действия (не обязательно).

Оценивается владение ребенком счетом и простыми математическими действиями[3].

Иной подход представлен в тестах развития Гизелла. Сотрудники института Гизелла основной упор при разработке диагностики развития дошкольников сделали не на интеллектуальном компоненте, а на оценке уровня развития поведения ребенка (сенсомоторное, физическое развитие, умение отвечать на вопросы и др.).

Существуют и другие серии тестов, включающие диагностику уровня обученности дошкольников, владение ими простейшими математическими понятиями и действиями, умением читать, понимать смысл устно передаваемой информации и т.д. Достаточно популярным в нашей стране стал тест школьной зрелости Керна-Йирасека, включающий три задания: рисование мужской фигуры, срисовывание письменных букв и срисовывание группы точек. Все они диагностируют в первую очередь степень развития тонкой моторики руки и зрительной координации и движений руки. Автор показал, что его тест обладает высокой прогностической валидностью и может предсказать будущую успешность обучения ребенка в школе[3].

Однако дети, плохо выполняющие тест, могут также демонстрировать хорошую успеваемость, в связи с чем автор подчеркивает, что предлагаемая им методика недостаточна для констатации школьной незрелости, а диагностирует лишь наличие школьной зрелости.

В отечественной психологии также отмечается разнообразие подходов к методикам определения психологической готовности к школе. Разные исследователи выдвигают на первый план неодинаковые аспекты развития в качестве основных критериев готовности к школьному обучению. Так, например, Д.Б. Эльконин считал самым важным диагностирование уровня сформированности предпосылок к учебной деятельности (умение работать по образцу, умение выполнять указания взрослого, ориентироваться на систему определенных правил при выполнении деятельности и др.).

8 стр., 3964 слов

Возрастные предпосылки развития общих способностей детей младшего школьного возраста

... и развития ребенка, также определяют готовность ребенка к школе (интеллектуальная готовность- ориентировка в окружающем, запас знаний, уровень развития восприятия и наглядно - образного мышления, уровень обобщения, развитие речевой сферы; личностная готовность - уровень развития эффективно ...

Другой известный психолог Л.И Божович основное внимание уделяла личностному развитию дошкольника, сформированности его мотивационно-потребностной сферы (подробный анализ разных подходов к пониманию и диагностике психологической готовности к школе представлен в книге Н.И. Гуткиной.«Психологическая готовность к школе».

Рассмотрим кратко программу диагностики психологической готовности к школе, предложенную и апробированную Н.И. Гуткиной.

Диагностическая программа включает ряд методик:

Методика по определению доминирования познавательного или игрового мотивов в аффективно-потребностной сфере ребенка (в названии обозначена цель методики);

Методика выявления сформированности«внутренней позиции школьника» (специально построенная беседа с дошкольником);

Методика «домик», включающая задание по срисовыванию образца и позволяющая диагностировать особенности произвольного внимания, сенсомоторики, умения работать по образцу;

Методика «да и нет», применяющаяся для диагностики умения ребенка дей……..

Список использованных источников и литературы

1. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. — М.: Академический Проект, 2000. — 184 с.

2. Ильин, Е.П. Психология для педагогов / Е.П, Ильин. — СПб.: Питер, 2012. — 640 с.

3. Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. 2-е изд., испр. — М.: Изд-во УРАО, 2000. — 304 с.

4. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод, пособие / Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова и др.; под ред. Е. А. Стребелевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Просвещение, 2004. — 164 с.

5. Смирнова, Е.О. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет / Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова. — М.: АНО «ПЭБ», 2007. — 128 с.

2 стр., 739 слов

Методика диагностики понятийного мышления

Диагностика развития мышления План: Практическая психодиагностика мышления детей младшего школьного возраста. Диагностика развития мышления в подростковом и старшем школьном возрасте.   1. Практическая психодиагностика мышления детей младшего школьного возраста.Мышление младшего школьника отличается от мышления дошкольника, во-первых, более высокими темпами его развития в эти годы; во-вторых, ...