Содержание курса «Психология и педагогика» Лекционные занятия – 10 часов Модуль 1

  1. Особенности психологии как науки

1.1.Объект, предмет и методы психологии. Место психологии в системе смежных дисциплин

1.2. Основные формы отражения. Сознание и самосознание как высшие формы развития психики

1.3. Классификация психических явлений

  1. Соотношение понятий: «индивид», «индивидуальность», «личность», «субъект деятельности»

2.1.Основные характеристики человека как индивида

2.2.Основные характеристики человека как индивидуальности

2.3.Основные характеристики человека как субъекта деятельности

2.4.Основные характеристики человека как личности. Понятие направленности личности

2.5.Что такое социализация и общение?

Модуль 2

  1. Психология общения и управления

3.1.Что такое организация? Основные законы существования и развития организации

3.2.Организационное поведение: сущность и законы

3.3.Малая группа как единица организационного поведения. Закономерности развития малой группы

3.4.Внутригрупповые процессы и их характеристика

3.5.Особенности управления малой производственной группой. Создание команды

Модуль 3

4. Характеристика педагогики как науки

4.1.Сущность, объект, предмет и методы педагогики

4.2.Основные этапы развития педагогики как науки

4.3.Характеристика основных понятий педагогики

4.4.Основные педагогические методы и их значение

5.Развитие, социализация и развитие личности

5.1.Факторы социализации личности

5.2. Воспитание и формирование личности

5.3. Характеристика педагогического процесса в России

Семинарские занятия – 26 часов Модуль 1. Общая психология

1.Особенности психологии как науки

1.1.Основные понятия и категории психологии

1.2.Житейская, научная и практическая психология

1.3.Безопасность жизни человека и место в ней психологии

2. Проблема развития психики

2.1.Эволюционное развитие видов отражения в природе

2.2. Развитие головного мозга и нервной системы животных и человека

2.3. Психофизиологическая проблема

3.Внутренний мир человека и его особенности

3.1.Понятие психического образа

3.2. Характеристика познавательных, эмоциональных и волевых процессов

3.3.Представление о бессознательном и подсознании в работах психологов

2 стр., 631 слов

Психология успешной личности

Команда – основа успешной карьеры Успех развития фирмы зависит не только от отдельной личности, но и от ее окружения. Умение работать в команде позволяет добиться высоких результатов. Выполняя упражнения на знакомство, сплочение, развитие сотрудничества, тренировку уверенного поведения, координацию совместных действий и мобилизацию внимания вы познакомитесь с основами командной работы, приобретете ...

3.4. Сознание и самосознание

Модуль 2. Психология личности и общения

4.Характеристика человека как биосоциального существа

4.1.Биологичекие характеристики человека

4.2.Зарубежные теории личности

4.3.Отечественные теории личности

5.Основные характеристики личности

5.1. Основные формы направленности личности

5.2. Виды потребностей. Классификация А.Маслоу

5.3.Мотивы и мотивация

5.4. Соотношение характера и темперамента

5.5. Что такое способности. Классификация способностей

6. Развитие эмоционального интеллекта как фактор успешности личности

6.1.Зарубежные теории эмоций

6.2. Отечественные теории эмоций

6.3.Понятие и основные элементы эмоционального интеллекта

Модуль 3.

7. Малые группы как объект исследования

7.1.Основные направления в исследовании малой группы

7.2.Понятие «групповая динамика» и школа групповой динамики К.Левина

7.3.Элементы малой группы (нормы группы, создание подгрупп, отношение личности с группой структура группы)

7.4. Стадии развития малой группы

  1. Дискуссионные методы (групповое принятие решения, групповое интервью, групповая дискуссия) и игровые методы (операциональные и ролевые) в работе с группой

8. Динамические процессы как выражение развития группы

8.1.Образование группы

8.2.Формирование сплоченности группы

8.3.Лидерство и руководство

8.4.Принятие группового решения

8.5.Специфика коллектива

8.6.Конфликт: теория и практика управления.

8.7.Психокоррекция конфликтного и стрессового общения

9.Эффекты и феномены межличностного взаимодействия в малой группе

9.1.Феномен «группового давления» на индивида

9.2.Развитие межличностных отношений

9.3.Феномен «групповой интеграции»

9.4.Феномен «назревания внутренних противоречий»

9.5.Феномен «сдвига риска»

9.6.Феномены «групповой фасилитации» и «групповой ингибиции»

10. Характеристика педагогики как науки

11.1.Сущность, объект, предмет и методы педагогики

11.2.Основные этапы развития педагогики как науки

11.3.Характеристика основных понятий педагогики

9 стр., 4150 слов

_Л.С. Выготский — К психологии и педагогике детской дефективности

Л.С. Выготский К ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКЕ ДЕТСКОЙ ДЕФЕКТИВНОСТИ I Всякий телесный недостаток — будь то слепота, глухота или врожденное слабоумие — не только изменяет отношение человека к миру, но, прежде всего, сказывается на отношениях с людьми. Органический дефект, или порок, реализуется как социальная ненормальность поведения. Даже в семье слепой или глухой ребенок есть прежде всего особенный ...

11.4.Основные педагогические методы и их значение

11.Развитие, социализация и развитие личности

12.1.Факторы социализации личности

12.2. Воспитание и формирование личности

12.3. Характеристика педагогического процесса в России

12. Общая характеристика современной системы образования

13.1. Типы образовательных учреждений в России

13.2. Педагогический процесс как целостная система

13.3. Суть концепции непрерывного образования

Тестовые вопросы рейтингового итогового контроля

1. Психология как наука о сознании возникла:

а) в XV в.;

б) в XVI в.;

в) в XVII в.;

г) в XVIII в.

2. Психология как наука о поведении возникла:

а) в XVII в.;

б) в XVIII в.;

в) в XIX в.;

г) в XX в.

3. Наличием души объяснялись все непонятные явления в жизни человека с точки зрения:

а) античной психологии души;

б) психологии сознания;

в) поведенческой психологии;

г) психологии как отражательной деятельности мозга.

4. Отражение отдельных свойств предметов и явлений материального мира представляет:

а) ощущение;

б) восприятие;

в) память;

г) воображение.

5. Психический процесс создания чего-то нового в форме образа, представления или идеи называется:

а) ощущением;

б) восприятием;

в) мышлением;

г) воображением.

6. В качестве объяснительного в бихевиоризме в явной форме использовался принцип:

а) детерминизма;

б) развития;

в) активности;

г) системности.

7. Согласно современным взглядам, предметом психологии является изучение:

а) сознания

б) души

4 стр., 1513 слов

Краткая характеристика процесса обучения

Программа Внеурочной деятельности в начальной школе. Кружок художественного творчества «Умелые ручки» Автор программы: учитель начальных классов Злобина Наталия Александровна Учебный год Пояснительная записка Актуальность Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования: быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, ...

в) психики и психических явлений

г) поведения

8. К психическим явлениям не относится:

а) психические процессы

б) психические состояния

в) психические качества

г) психические свойства

д) психическое отражение

9. С точки зрения Демокрита, душа является:

а) материальным веществом, которое состоит из атомов огня

б) двойником тела

в) бестелесной и бессмертной сущностью

г) огненным началом в организме

10. Согласно Рене Декарту, знания должны строиться на основе:

а) непосредственно очевидных данных и непосредственной интуиции

б) эмпирически доказанных фактов

в) информации, добытой органами чувств

11. К признакам психики не относится:

а) способность адекватно отражать реальность

б) способность управлять поведением других людей

в) способность к углублению информации

г) способность к расширению информации

12.Психика является свойством и функцией:

а) человека

б) животного и человека

в) высокоорганизованной материи (мозга)

г) всех живых организмов

13. Внешняя сторона активности человека называется:

а) деятельностью человека

б) мастерством человека

в) моделью деятельности

г) поведением человека

14.Специфически человеческий вид активности называется:

а) деятельностью

б) поведением

в) рефлексом

г) реакцией

15. Процесс развития психики от раздражимости у простейших до сознания человека называется:

а) антропогенезом

б) филогенезом

в) онтогенезом

г) социогенезом

16. Кора головного мозга обеспечивает:

а) развитие умственных способностей человека

б) сложную психическую деятельность человека

в) простейшие двигательные реакции

г) развитие личностной сферы человека

17. Высший уровень психического отражения, присущий человеку, это:

а) мышление

б) реакция

в) сознание

г) воображение

18. Важнейшими характеристиками сознания не являются:

а) активность

б) линейность

в) интенциональность

г) константность

19. Процесс ощущения возникает вследствие:

3 стр., 1210 слов

«Эргономическое исследование восприятия человеком зрительной информации»

Санкт-Петербургский Государственный Электротехнический университет «ЛЭТИ» Кафедра БЖД Отчёт По лабораторной работе №10 «Эргономическое исследование восприятия человеком зрительной информации» Студент: Семёнов Ю.В. Еремеев А. Ларченко С. Группа: 1211 Факультет: ЭЛ Преподаватель: Санкт-Петербург, 2004г. Цель работы:исследование влияния параметров предъявления зрительной информации на характеристики ...

а) внешнего воздействия на человека

б) воздействия на органы чувств различных стимулов

в) внутреннего побуждения

г) внутренней реакции человека на среду

20. В чем состоит суть ощущений:

а) в отражении целостного объекта

б) в отражении отдельных свойств объекта

в) в отражении сущностных свойств объекта

г) в отражении качеств объекта

21.Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека называется:

а) воображением

б) мышлением

в) перцепцией

г) апперцепцией

22. К основным процессам памяти не относится:

а) анализ информации

б) запечатление информации

в) сохранение информации

г) воспроизведение информации

д) забывание информации

23. Установите соответствие между процессами памяти и их характеристиками

1.Сохранение

2. Воспроизведение

3. Забывание

Варианты ответов:

а) процесс, обратный запоминанию

б) восстановление прежде воспринятого материала

в) процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала

24. Установите соответствие между процессами мышления и их характеристиками

1. Репродуктивное мышление

2. Продуктивное мышление

3. Интуитивное мышление

Варианты ответов:

а) применение усвоенных знаний и умений

б) минимальная осознанность быстро протекающего процесса мышления

в) процесс поиска необходимых средств решения проблемы, создание нового продукта

25. Мышление – высший познавательный психический процесс, сутью которого является:

а) непосредственное познание субъективной реальности

б) порождение нового знания на базе творческого отражения и преобразования человеком действительности

в) порождение нового знания на базе творческого отражения и преобразования человеком самого себя

г) осознание и преобразование человеком самого себя

26. Психический процесс создания образов, включающий предвидение конечного результата предметной деятельности, называется:

а) медитацией

б) анализом

в) воображением

г) восприятием

27. Способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно называется:

14 стр., 6752 слов

Период новорожденности: характеристика социальной ситуации развития, специфика психофизиологического развития, новообразования, значение для дальнейшего пс

... или объектом, деятельности общения является другой человек, партнер по совместной деятельности. Конкретным предметом деятельности общения служат каждый ... Факультет психология и социальная работа Кафедра социальной психологии КУРСОВАЯ РАБОТА Период новорожденности: характеристика социальной ситуации развития, ... психологические структуры могут только ассимилировать ту информацию и тот опыт, для которых ...

а) устойчивостью внимания

б) концентрацией внимания

в) распределением внимания

г) подвижностью внимания

28. Главным отличием произвольного внимания является то, что оно управляется:

а) подсознательными мотивами

б) сознательной целью

в) бессознательной целью

г) внутренними установками человека

Модуль 2. Тестовые вопросы рейтингового итогового контроля

1. Согласно современным взглядам, личность является:

а) биологической характеристикой человека

б) социальной характеристикой человека

в) биосоциальной характеристикой человека

2. Согласно современным взглядам, индивид является:

а) биологической характеристикой человека

б) социальной характеристикой человека

в) биосоциальной характеристикой человека

3. Согласно современным взглядам, индивидуальность является:

а) биологической характеристикой человека

б) социальной характеристикой человека

в) биосоциальной характеристикой человека

4. По мнению А.Н. Леонтьева, личность – это:

а) психологическое образование особого типа, порождаемое активностью и адаптацией человека к среде обитания

б) психологическое образование особого типа, порождаемое жизнью человека в обществе

в) психологическое образование особого типа, порождаемое общением человека с другими людьми

5. Наиболее существенной характеристикой эмоций является их:

а) осознанность

б) объективность

в) субъективность

г) направленность

6. Воля – это:

а) бессознательное проявление активности человека

б) сознательное проявление активности и деятельности человека

в) сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности

г) осознанное проявление активности человека в обществе

7. Индивидуально своеобразные свойства психики, которые определяют динамику психической деятельности, называются:

а) способностями

б) характером

в) эмоциями

12 стр., 5729 слов

Человек и общество. Научная деятельность А.Д. Сахарова

МОУ «Гимназия» им. С. В. Ковалевской Человек. Природа. Общество Выполнил Сергеенков Никита Ученик 9 «А» Проверила Барбосова Татьяна Владимировна 2009г Глоссарий ОБЩЕСТВО, в широком смысле -- совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; в узком смысле -- исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма социальных отношений. ЛИЧНОСТЬ (философ.) -- ...

г)темпераментом

8. Под чертами характера понимаются:

а) психические свойства человека, которые определяют его поведение в типичных обстоятельствах

б) психические свойства человека, которые определяют его поведение в нетипичных обстоятельствах

в) психические свойства человека, которые определяют активность и деятельность человека в целом

9.Установите соответствие между сторонами общения и их определениями:

1.Коммуникативная

2. Перцептивная

3.Интерактивная

Варианты ответов:

а) обмен информацией между людьми (1)

б) организация взаимодействия между людьми (3)

в) процесс восприятия друг друга партнерами по общению(2)

10.Одним из главных средств общения является:

а) память

б) мышление

в) воображение

г) речь

11.В России дискуссий по предмету социальной психологии было:

a) две и они проходили в конце XIX века и в 50-х годах XX века;

б) одна, в 40-х годах ХХ века;

в) две, в 20-х и60-х годах ХХ века;

г) три, в конце XIX века, в 20-х и 50-х годах ХХ века.

12. Теория взаимных исходов Дж. Тибо и Г. Келли относится в западной социальной психологии:

a) к необихевиористкой теоретической ориентации;

б) к психоаналитической теоретической ориентации;

в) к когнитивистской теоретической ориентации;

г) к интеракционистской теоретической ориентации.

13. Идея о том, что человек в своем социальном поведении стремится к построению в своем сознании непротиворечивой картины мира, лежит в основе:

a) необихевиористкой теоретической ориентации;

б) психоаналитической теоретической ориентации;

в) когнитивистской теоретической ориентации.

14. Кто из перечисленных авторов предлагал изучать социальную психологию как «коллективную рефлексологию»?

a) Г.И. Челпанов;

б) В.М. Бехтерев;

в) П.П. Блонский;

г) М.А. Рейснер.

15. Несовпадение тезаурусов двух людей ведет к появлению в общении

a) фонетического барьера;

б) семантического  барьера;

в) стилистического барьера;

г) логического барьера.

16. Теория каузальной атрибуции изучает

a) выбор партнера по общению;

б) приписывание причин поведению людей;

в) обоснование оправдания сделанных ошибок.  

17. К какой из трех сторон общения относится передача информации общающимися партнерами:

a)      коммуникативной;

б)      перцептивной;

в)      интерактивной.

18. Тенденция переносить общее благоприятное (неблагоприятное) впечатление о человеке на оценку его неизвестных качеств называется:

a) эффектом стереотипизации;

б) эффектом ореола;

в) эффектом первичности.

19. Структура взаимодействия между партерами по общению с включением элементов «Родитель»,«Взрослый», «Ребенок» описывается:

a)      Т. Парсонсом;

б)      Я. Щепаньским;

в)      Э. Берном.

20. Понятие «социальная перцепция» употребляется в современной социальной психологии в значении:

a) процесса восприятия социальных объектов;

б) восприятия человека человеком в ситуациях повседневного взаимодействия;

в) социальной детерминации перцептивных процессов.

21. Исследовательская область, занимающаяся изучением норм пространственно-временной организации общения, называется:

a) просодика;

б) кинесика;

в) проксемика;

г) паралингвистика;

д) физиогномика.

22. Как называется механизм межличностного восприятия, который представляет собой особый вид понимания другого человека, стремление эмоционально откликнуться на его проблемы?

a) идентификация;

b) эмпатия;

c) рефлексия;

d) каузальная атрибуция;

e) все являются.

23. Эффект установки имеет отношение к:

a) коммуникативной стороне общения;

б) интерактивной стороне общения;

в) перцептивной стороне общения.

 

Модуль 3. Тестовые вопросы рейтингового итогового контроля

1. Механизмом влияния вождя на толпу, по мнению З.Фрейда, является:

a) проекция толпой своих желаний на вождя;

б) аттракция вождя;

в) идентификация свождем.

2. Значение психологии народов заключается в том, что:

a) в рамках этой концепции обосновывается существование феноменов, порождённых не индивидуальным, а коллективным сознанием;

б) она объяснила основные закономерности поведения человека в толпе;

в) в этой теории был поставлен вопрос о взаимоотношении элит общества и массы;

г) в этой теории социальное поведение интерпретируется как спонтанное движение к цели.

3.  В схеме наблюдения Р. Бейлса область решения проблем включает:

a) солидарность, снятие напряжения, согласие;

б) предложение, указание, мнение, ориентацию других;

в) просьбу об информации, просьбу высказать мнение, просьбу об указании;

г) несогласие, создание напряженности, демонстрация антагонизма.

4. Для каких теорий основным допущением выступает необходимость согласованности когниций человека?

a) теория когнитивного диссонанса;

б) теория структурного баланса;

в) теория коммуникативных актов;

г) для всех является.

5. В рамках какой модели убеждающей коммуникации выделяются центральный и периферический способы изменения аттитюдов?

a) Модель оценки М.Шерифа и К. Ховланда;

б) Эвристико-систематическая модель Ш. Чейкен;

в)  Модель коммуникативного процесса Г. Лассуэла;

г) Вероятностная модель обработки информации Р. Петти и Дж. Качоппо.

6.    Феномен конформизма открыл:

a) М. Шериф;

б) С. Аш;

в) К. Левин;

г)  С. Милграм.

7.    Конформизм – это:

a) феномен группового давления;

б) феномен межгруппового восприятия;

в) феномен групповой сплоченности;

г)  феномен лидерства.

8.    В центре малой группы с точки зрения стратометрической концепции находятся:

a) эмоциональные контакты;

б) ЦОЕ;

в) цели совместной деятельности.

9.    К какому феномену относятся следующие характеристики: регуляция межличностных отношений, стихийное возникновение, эмоциональная основа?

a) лидерство;

б) руководство.

 10. К какому феномену относятся следующие характеристики: регуляция формально-деловых отношений, регламентированное возникновение, властно-правовая основа?

a) лидерство;

б) руководство.

11.    На что был направлен эксперимент С. Милграма?

a) на изучение влияния авторитета на человека;

б)  на изучение групповой сплоченности;

в) на изучение социальной фасилитации;

г) на изучение групповых норм.

12.    Феномен социальной фасилитации заключается в:

a) снижении эффективности деятельности человека в присутствии других;

б) увеличении эффективности деятельности человека в присутствии других;

в) давлении группы на человека;

г) диффузии ответственности человека в группе.

13.    Модели развития группы учитывают:

a) развитие деловых взаимоотношений в группе;

б) развитие эмоциональных взаимоотношений в группе;

в) стараются учесть как деловые, так и эмоциональные;

г) нет правильного ответа.

14.     Кто является автором «тюремного» эксперимента?

a) Г. Олпорт;

б)  С. Милграм;

в) С. Аш;

г)  Р. Крачфилд;

д) Ф. Зимбардо.

15.     Толпа, масса, публика и аудитория относятся к:

a)  стихийным (неорганизованным) большим социальным группам;

б)  большим социальным слоям и общностям;

в)  устойчивым (организованным) большим социальным группам;

г) нет правильного ответа.

16.     Понимание межгрупповой враждебности как результата осознания индивидами своей групповой принадлежности характерно:

a) для мотивационного подхода к изучению межгрупповых отношений;

б) для интеракционистского подхода к изучению межгрупповых отношений;

в) для когнитивистского подхода к изучению межгрупповых отношений;

г) для деятельностного подхода к изучению межгрупповых отношений.

17.     Граница малой группы определяется:

a) обладанием всеми ее членами общими ценностями;

б) возможностью непосредственных межличностных контактов всех членов группы;

в) объемом непосредственной памяти человека, т.е. до 9-10 человек;

г) верно все перечисленное.

18.     Что не является вариантом объяснения парадокса Лапьера?

a)  одновременное существование двух подобных аттитюдов;

б) доминирование разных компонентов аттитюда;

в) существование диспозиций разного уровня;

г)      нет правильного ответа.

19.     Функция аттитюда, способствующая разрешению внутренних конфликтов личности, называется:

a) приспособительной;

б) функцией знания;

в) функцией выражения;

г) функцией защиты.

20.     Теория социальной идентичности разрабатывалась:

a) У. Джемсом;

б) А. Тешфелом;

в) Дж. Тернером;

г) М. Шерифом.

21.     Структура социальной установки (аттитюда) включает в себя:

a) осознание объекта, эмоциональная оценка, последовательное поведение;

б) опознание объекта, отношение, роль прошлого опыта;

в) адаптация,  знание, выражение, защита;

г) идентификация,эмпатия, рефлексия.

22.     Ключевым понятием в концепции В.А. Ядова является:

a) конгруэнтность;

б)  диспозиция;

в) идентичность.

23.     В концепции В.А. Ядова основанием для классификации потребностей человека является:

a) тип социальной группы, в которую включена личность;

б) размер социальной группы, в которую включена личность;

в) включение личности в различные сферы социальной деятельности.

24.     Возникновение у членов группы «Мы-чувства» служит важнейшим индикатором:

a) формирования социальной идентичности личности;

б) развития формальных отношений в группе;

в) углубления процессов межличностной аттракции.

25. Групповые интересы, групповые потребности, групповые цели, групповые нормы, групповые ценности, групповое мнение в совокупности представляют собой:

a) элементарные параметры социальной группы;

б) механизмы формирования групповой идентичности;

в) основные психологические характеристики группы;

г) термины, характеризующие отношения личности и группы.

26.     Группа, являющаяся для индивида источником социальных установок и ценностных ориентаций, называется:

a) группой членства;

б) вторичной группой;

в) референтной группой;

г) неформальной группой.

27.     Принятие существующих норм групповой жизни каждым вновь вступающим в группу индивидом описывается как результат:

a) группового давления;

б) группового сплочения;

в) групповых санкций;

г) группового мнения.

28. Предметом педагогики как науки является изучение:

а) целенаправленно организуемого педагогического процесса

б) профессиональной педагогической деятельности

в) развития личности

г) образовательных систем

29. К предметной сфере педагогики не относится:

а) активность

б) воспитание

в)обучение

г) образование

30. Установите соответствие понятий и их определений:

1. Целенаправленное взаимодействие обучающих и обучаемых, в результате которого формируются знания, умения и навыки обучаемых

2. Усвоение человеком ценностей и норм, присущих данному обществу

3. Процесс целенаправленного формирования личности в условиях воспитательной системы

4. Процесс и результат количественных и качественных изменений в организме и психике человека

Варианты ответов:

а) социализация (2)

б) обучение (1)

в) развитие (4)

г) воспитание (3)

31. Психологическая подготовка обучаемых и обучающих необходима для:

а) формирования у людей положительного, рационально окрашенного отношения к жизни и деятельности

б) формирования у людей положительного, рационально окрашенного отношения к себе

в) формирования у людей положительного, рационально окрашенного отношения к обществу и общественным нормам

32. Образование, по сути, не является:

а) процессом поиска и усвоения человеком системы знаний, умений, навыков

б) результатом усвоения знаний, навыков и умений

в) теоретической и практической подготовкой человека

г) процессом поиска и усвоения человеком системы норм и ценностей общества

33. Результатом образования является:

а) развитие мышления человека

б) развитие активной жизненной позиции человека

в) развитие мотивов человека

г) всестороннее развитие личности

34. Какие методы психологического исследования не являются педагогическими:

а) анкетирование

б) беседа

в) наблюдение

г)педагогический консилиум

д)психологическое моделирование

35. Установите соответствие метода педагогического исследования и его характеристики:

  1. Анкетирование

  2. Беседа
  3. Наблюдение
  4. Педагогический консилиум

Варианты ответов:

а) метод получения информации на основе словесной коммуникации исследователя и респондента, отвечающего на предусмотренные программой исследования вопросы (2)

б) целенаправленный и планомерный процесс сбора информации путем

непосредственной регистрации исследователем хода и результатов педагогического процесса (3)

в) разновидность экспертной оценки, полученной на базе коллективного обсуждения

результатов изучения показателей обучаемых (4)

г) метод получения информации в ходе письменного опроса людей (1)

36. Целью педагогической деятельности является:

а) подготовка кадров для реализации социальных взаимодействий

б) подготовка подрастающего поколения к жизни в соответствии к условиям современного общества

в) сознательная подготовка подрастающего поколения к жизни в соответствии с культурными, нравственными, эстетическими целями

37. Цели обучения определяются:

а) средствами обучения

б)потребностями и возможностями общества

в)индивидуальными особенностями обучаемого

г)мастерством педагога

38. Единство и взаимодействие элементов педагогического процесса определяют его:

а)целенаправленность

б) управляемость

в) целостность

г) индивидуальность

39. Педагогический процесс – это:

а) целенаправленная система, организующая отношение к жизненной среде обучаемых

б) целенаправленная система, организующая отношение к жизненной среде обучающих

в) целенаправленная система, организующая отношение субъекта к миру и месту в нем человека

40. Обучение – это:

а) целенаправленный процесс формирования и развития знаний, умений и навыков с учетом требований современности

б) целенаправленный процесс формирования и развития знаний, умений и навыков мыслительной деятельности человека

в) целенаправленный процесс формирования и развития знаний, умений и навыков эмоциональной деятельности человека

41. К функциям процесса обучения не относится:

а) формирование знаний, навыков и умений

б) формирование мировоззрения человека

в) формирование самостоятельной личности

г) формирование моделей двигательной активности

42. Сущностью принципа доступности обучения является то, что:

а)содержание изучаемого материала и методы его изучения должны соответствовать уровню развития обучаемых

б) изучение научных открытий происходит в тесной связи с возможностью их применения

в) усвоение знаний происходит в логическом порядке

г) процесс усвоения материала сопровождается контролем его качества

43. Сущностью принципа наглядности обучения является то, что:

а)материал должен отвечать цели и содержанию занятий

б)материал должен быть логически выверен

в)материал должен быть преподнесен творчески

44. Целью непрерывного образования является:

а)ориентация человека на активную жизненную позицию

б) нацеливание на постоянное совершенствование профессиональной и общеобразовательной подготовки

в) ориентация человека на проявление своих возможностей в рамках общественных отношений

45. Принцип ответственности требует от участников учебной деятельности:

а) ответственности за свои действия и внутренние их побуждения

б) контроля над своими действиями и результатами деятельности

в) выполнения возложенных на участников обязанностей

46. Принцип ролевого участия требует от субъектов учебной деятельности:

а) выполнения определенных мыслительных задач

б) выполнения определенных функций, закрепленных юридически

в)выполнения определенных норм и правил, закрепленных в данном обществе

47. К формам организации учебной деятельности не относятся:

а) учебно-плановые занятия

б) внеплановые занятия

в) факультативные занятия

г)тренинги

48. Семинарские занятия обеспечивают:

а) обратную связь между обучающим и обучаемым

б) диалог между обучающим и обучаемым

в)практическое применение материала, усвоенного на лекции и в ходе самостоятельного изучения

49. Воспитание – это:

а) целенаправленный процесс формирования свойств характера

б) целенаправленный процесс формирования определенных свойств мыслительной активности человека

в) целенаправленный процесс формирования гражданских, морально-нравственных и психологических установок, соответствующих требованиям общества

50. Установите соответствие понятий и их определений

1. Развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой зависит от уровня освоения базовой гуманитарной культуры

2. Педагог не воспитывает, не учит, а актуализирует стремления обучаемого к саморазвитию, создает условия для гармоничного развития личности учащегося

3. Учащийся – уникальное явление, необходимо научить его воспринимать себя и других людей как личностей

4. Саморазвитие личности зависит от степени индивидуализации и творческой направленности педагогического процесса

Варианты ответов:

а) культурологический подход в воспитании (1)

б) гуманистический подход в воспитании (2)

в) личностный подход в воспитании (3)

г) индивидуально-творческий подход в воспитании (4)

51. Педагогическое воздействие на личность включает:

а) взаимодействие обучаемого и обучающего

б)прямое психологическое воздействие обучаемого на обучающего

в) прямое психологическое воздействие обучающего на обучаемого

52. Манипуляция педагога – это:

а) открытое воздействие на обучаемого

б)скрытое воздействие на подсознание обучаемого

в)основа конфликтного взаимодействия

53. Основными признаками коллектива являются:

а)наличие общей цели и совместной деятельности

б)общность ценностных ориентаций

в)традиции

54. Коллектив является малой группой:

а)на диффузной стадии развития

б) на неразвитой стадии развития

в)на развитой стадии развития

55. Установите соответствие между понятиями и их характеристиками:

1. Семейное воспитание

2. Методы семейного воспитания

3. Средства семейного воспитания

Варианты ответов:

а) родительский авторитет, труд (3)

б) убеждение, личный пример, поощрение/наказание (2)

в) процесс взаимодействия родителей и детей, доставляющий удовольствие сторонам (1)

56. Семья является:

а) специфической малой группой

б) специфической большой группой

в) коллективом

57. Основной заказчик образовательных услуг:

а)учащиеся

б)педагогический коллектив

в)родители учащихся

г)государство и его ведомства

58. Основной тенденций образования в РФ является:

а) традиционное образование

б)открытое образование

в) дистанционное образование

59. Гимназии, лицеи относятся к учебным заведениям ________________ образования:

а)начального профессионального

б)высшего профессионального

в)общего среднего

г)среднего профессионального

60. Кто был основателем первого «Лицея»?

а) Платон

б)Демокрит

в)Аристотель

61. Реализация принципа общедоступности образования предполагает:

а)приоритет общечеловеческих ценностей и свободного развития личности

б)адаптивность системы образования к особенностям развития учащихся

в)учет национальных и культурных традиций

г)светский характер образования

62. Основа управления образовательной системой:

а)приоритет принципов развития образовательной системы

б) приоритет принципов полезности знаний

в)приоритет принципов гуманизма

63. Изучение состояния и тенденций развития педагогического процесса, объективная оценка его результатов, на базе чего вырабатываются управленческие решения, называется:

а)педагогическим анализом

б)педагогическим планированием

в)внутришкольным управлением

г)внутришкольным контролем

64. В основе выработки методов управления образовательными системами лежат:

а)средства управления образовательными системами

б)приемы управления образовательными системами

в)цели управления образовательными системами

65. В Древней Греции педагогами называли:

а)учителей Спарты

б)преподавателей ораторского искусства

в)рабов, сопровождающих детей господина в школу

г)старейшин, возглавляющих школу в Афинах

66. Одним из элементов педагогической профессии лежит:

а) стремление педагога к самореализации

б) стремление педагога передать знания

в) профессиональная компетентность педагога

67. Основные элементы профессиограммы учителя:

а)общегражданские качества

б)специальные знания и умения по предмету

в)физические данные

г)темперамент

68. Педагог как объект педагогического процесса подвергается:

а) манипулятивным воздействиям

б) открытым воздействиям

в)воспитательным воздействиям и стремится к самосовершенствованию

69. Профессиограмма педагога включает:

а)квалификационные характеристики оценки педагогической деятельности

б)умения и знания как элементы профессиональной компетентности педагога

в)личностные качества и способности отдельного педагога

г)системное описание социальных, психологических и иных требований к педагогической профессии

70. Современный педагог – это:

а)транслятор знаний ученикам

б) инициатор учебного процесса

в)медиатор учебного процесса

71. Стиль педагогического общения, когда педагог единолично определяет цели взаимодействия и субъективно оценивает результаты деятельности ученика называется:

а)демократическим

б) попустительским

в) авторитарным

г) игнорирующим

72. Стороной педагогического общения не является:

а) коммуникативная сторона

б)перцептивная сторона

в)манипулятивная сторона

Зачетные вопросы по дисциплине «Психология и педагогика»

Психология

  1. Психология: ее объект и предмет
  2. Место психологии в системе смежных дисциплин
  3. Отрасли психологии
  4. Тенденции современной психологии: дифференциальная и интегральная
  5. Функции и методы психологии
  6. Виды отражения реальности и их особенности
  7. Психическое отражение и его характеристики
  8. Психика: особенности и закономерности развития
  9. Классификация психических явлений
  10. Психические процессы и их виды
  11. Психические состояния и их виды
  12. Психические свойства и их виды
  13. Биологическое и социальное в человеке
  14. Соотношение понятий: «индивид», «индивидуальность», «личность», «субъект деятельности»
  15. Социализация личности. Факторы социализации личности
  16. Социальный статус личности. Понятие о социальных ролях
  17. Общение: структура, сущность и функции
  18. Признаки коллектива
  19. Внимание и его виды
  20. Сущность и виды памяти
  21. Особенности мышления
  22. Воображение: сущность и виды
  23. Понятие о темпераменте. Типы темпераментов
  24. Сущность способностей
  25. Понятие о характере. Типология характеров
  26. Психологическая структура личности

Педагогика

  1. Особенности педагогики как науки
  2. Основные категории педагогики и их взаимосвязь
  3. Компоненты педагогической деятельности
  4. Сущность педагогического процесса
  5. Наблюдение, его виды и особенности организации
  6. Содержание и особенности процесса обучения
  7. Цели процесса обучения
  8. Закономерности процесса обучения
  9. Принципы процесса обучения
  10. Принципы организации учебного процесса
  11. Понятие об организационных формах учебного процесса
  12. Методы обучения и их классификация
  13. Проблемное обучение и его специфика
  14. Понятие о технологиях обучения. Традиционное обучение
  15. Понятие о технологиях обучения. Дистанционное обучение
  16. Воспитание как общественное явление
  17. Цели воспитания
  18. Сущность образования
  19. Реформирование системы обучения в России; понятие о многоуровневой системе образования