Содержание курса «Психология и педагогика» Лекционные занятия — 10 часов Модуль 1

  1. Особенности психологии как науки

1.1.Объект, предмет и методы психологии. Место психологии в системе смежных дисциплин

1.2. Основные формы отражения. Сознание и самосознание как высшие формы развития психики

1.3. Классификация психических явлений

  1. Соотношение понятий: «индивид», «индивидуальность», «личность», «субъект деятельности»

2.1.Основные характеристики человека как индивида

2.2.Основные характеристики человека как индивидуальности

2.3.Основные характеристики человека как субъекта деятельности

2.4.Основные характеристики человека как личности. Понятие направленности личности

2.5.Что такое социализация и общение?

Модуль 2

  1. Психология общения и управления

3.1.Что такое организация? Основные законы существования и развития организации

3.2.Организационное поведение: сущность и законы

3.3.Малая группа как единица организационного поведения. Закономерности развития малой группы

3.4.Внутригрупповые процессы и их характеристика

3.5.Особенности управления малой производственной группой. Создание команды

Модуль 3

4. Характеристика педагогики как науки

4.1.Сущность, объект, предмет и методы педагогики

4.2.Основные этапы развития педагогики как науки

4.3.Характеристика основных понятий педагогики

4.4.Основные педагогические методы и их значение

5.Развитие, социализация и развитие личности

5.1.Факторы социализации личности

5.2. Воспитание и формирование личности

5.3. Характеристика педагогического процесса в России

Семинарские занятия — 26 часов Модуль 1. Общая психология

1.Особенности психологии как науки

1.1.Основные понятия и категории психологии

1.2.Житейская, научная и практическая психология

1.3.Безопасность жизни человека и место в ней психологии

2. Проблема развития психики

2.1.Эволюционное развитие видов отражения в природе

2.2. Развитие головного мозга и нервной системы животных и человека

2.3. Психофизиологическая проблема

3.Внутренний мир человека и его особенности

3 стр., 1332 слов

1. человек как личность

... суждения; 4) оба суждения неверны. Направленность развития личности зависит от: А) деятельности личности; Б) отношения к другим людям и самому себе. 1) верно А ... ) зависимость от условий природной среды; 4) особенности строения и функционирования организма. К исключительным характеристикам человека относится: наличие психики; способность видоизменять окружающий мир ...

3.1.Понятие психического образа

3.2. Характеристика познавательных, эмоциональных и волевых процессов

3.3.Представление о бессознательном и подсознании в работах психологов

3.4. Сознание и самосознание

Модуль 2. Психология личности и общения

4.Характеристика человека как биосоциального существа

4.1.Биологичекие характеристики человека

4.2.Зарубежные теории личности

4.3.Отечественные теории личности

5.Основные характеристики личности

5.1. Основные формы направленности личности

5.2. Виды потребностей. Классификация А. Маслоу

5.3.Мотивы и мотивация

5.4. Соотношение характера и темперамента

5.5. Что такое способности. Классификация способностей

6. Развитие эмоционального интеллекта как фактор успешности личности

6.1.Зарубежные теории эмоций

6.2. Отечественные теории эмоций

6.3.Понятие и основные элементы эмоционального интеллекта

Модуль 3.

7. Малые группы как объект исследования

7.1.Основные направления в исследовании малой группы

7.2.Понятие «групповая динамика» и школа групповой динамики К. Левина

7.3.Элементы малой группы (нормы группы, создание подгрупп, отношение личности с группой структура группы)

7.4. Стадии развития малой группы

  1. Дискуссионные методы (групповое принятие решения, групповое интервью, групповая дискуссия) и игровые методы (операциональные и ролевые) в работе с группой

8. Динамические процессы как выражение развития группы

8.1.Образование группы

8.2.Формирование сплоченности группы

8.3.Лидерство и руководство

8.4.Принятие группового решения

8.5.Специфика коллектива

8.6.Конфликт: теория и практика управления.

8.7.Психокоррекция конфликтного и стрессового общения

9.Эффекты и феномены межличностного взаимодействия в малой группе

9.1.Феномен «группового давления» на индивида

9.2.Развитие межличностных отношений

9.3.Феномен «групповой интеграции»

9.4.Феномен «назревания внутренних противоречий»

12 стр., 5899 слов

1. Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Методы психологических исследований

... )Ответственность 3)Колликтивизм 30.Характеристика основных элементов содержания психологии коллектива (мнение коллектива, взаимоотношения, традиции, настроения). Содержание Психологии коллектива- мнение, оценки, ... пути и приёмы убеждения. Основные условия действенности метода убеждения. Убеждение — элемент (качество) мировоззрения, придающий личности или социальной группе уверенность в своих взглядах ...

9.5.Феномен «сдвига риска»

9.6.Феномены «групповой фасилитации» и «групповой ингибиции»

10. Характеристика педагогики как науки

11.1.Сущность, объект, предмет и методы педагогики

11.2.Основные этапы развития педагогики как науки

11.3.Характеристика основных понятий педагогики

11.4.Основные педагогические методы и их значение

11.Развитие, социализация и развитие личности

12.1.Факторы социализации личности

12.2. Воспитание и формирование личности

12.3. Характеристика педагогического процесса в России

12. Общая характеристика современной системы образования

13.1. Типы образовательных учреждений в России

13.2. Педагогический процесс как целостная система

13.3. Суть концепции непрерывного образования

Тестовые вопросы рейтингового итогового контроля

1. Психология как наука о сознании возникла:

а) в XV в.;

б) в XVI в.;

в) в XVII в.;

г) в XVIII в.

2. Психология как наука о поведении возникла:

а) в XVII в.;

б) в XVIII в.;

в) в XIX в.;

г) в XX в.

3. Наличием души объяснялись все непонятные явления в жизни человека с точки зрения:

а) античной психологии души;

б) психологии сознания;

в) поведенческой психологии;

г) психологии как отражательной деятельности мозга.

4. Отражение отдельных свойств предметов и явлений материального мира представляет:

а) ощущение;

б) восприятие;

в) память;

г) воображение.

5. Психический процесс создания чего-то нового в форме образа, представления или идеи называется:

а) ощущением;

3 стр., 1210 слов

«Эргономическое исследование восприятия человеком зрительной информации»

... неадекватности средств отображения информации (в данном случае, светотехнических параметров телевизионных экранов) особенностям процессов, определяемых психофизиологическими характеристиками зрения человека. В связи ... кодирования информации в тех случаях, когда оператору необходима наглядная картина технологического процесса на управляемом объекте. Для привлечения внимания человека используют ...

б) восприятием;

в) мышлением;

г) воображением.

6. В качестве объяснительного в бихевиоризме в явной форме использовался принцип:

а) детерминизма;

б) развития;

в) активности;

г) системности.

7. Согласно современным взглядам, предметом психологии является изучение:

а) сознания

б) души

в) психики и психических явлений

г) поведения

8. К психическим явлениям не относится:

а) психические процессы

б) психические состояния

в) психические качества

г) психические свойства

д) психическое отражение

9. С точки зрения Демокрита, душа является:

а) материальным веществом, которое состоит из атомов огня

б) двойником тела

в) бестелесной и бессмертной сущностью

г) огненным началом в организме

10. Согласно Рене Декарту, знания должны строиться на основе:

а) непосредственно очевидных данных и непосредственной интуиции

б) эмпирически доказанных фактов

в) информации, добытой органами чувств

11. К признакам психики не относится:

а) способность адекватно отражать реальность

б) способность управлять поведением других людей

в) способность к углублению информации

г) способность к расширению информации

12.Психика является свойством и функцией:

а) человека

б) животного и человека

в) высокоорганизованной материи (мозга)

г) всех живых организмов

13. Внешняя сторона активности человека называется:

а) деятельностью человека

б) мастерством человека

в) моделью деятельности

г) поведением человека

14.Специфически человеческий вид активности называется:

а) деятельностью

б) поведением

в) рефлексом

г) реакцией

15. Процесс развития психики от раздражимости у простейших до сознания человека называется:

7 стр., 3309 слов

Актуальность темы исследования. Общение условие и универсальный способ существования человека и общества, в процессе которого происходит обмен опытом, мате

... , его социального облика, личностных характеристик, максимально отражающих специфику его бытия, определяется через общение и взаимодействие с другими людьми. Из современных зарубежных авторов ... общественных дисциплинах. Концептуальный подход в рассмотрении делового этикета позволяет: - анализировать процессы и тенденции, происходящие в современном деловом мире; - перевести предметное содержание ...

а) антропогенезом

б) филогенезом

в) онтогенезом

г) социогенезом

16. Кора головного мозга обеспечивает:

а) развитие умственных способностей человека

б) сложную психическую деятельность человека

в) простейшие двигательные реакции

г) развитие личностной сферы человека

17. Высший уровень психического отражения, присущий человеку, это:

а) мышление

б) реакция

в) сознание

г) воображение

18. Важнейшими характеристиками сознания не являются:

а) активность

б) линейность

в) интенциональность

г) константность

19. Процесс ощущения возникает вследствие:

а) внешнего воздействия на человека

б) воздействия на органы чувств различных стимулов

в) внутреннего побуждения

г) внутренней реакции человека на среду

20. В чем состоит суть ощущений:

а) в отражении целостного объекта

б) в отражении отдельных свойств объекта

в) в отражении сущностных свойств объекта

г) в отражении качеств объекта

21.Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека называется:

а) воображением

б) мышлением

в) перцепцией

г) апперцепцией

22. К основным процессам памяти не относится:

а) анализ информации

б) запечатление информации

в) сохранение информации

г) воспроизведение информации

д) забывание информации

23. Установите соответствие между процессами памяти и их характеристиками

1.Сохранение

2. Воспроизведение

3. Забывание

Варианты ответов:

а) процесс, обратный запоминанию

б) восстановление прежде воспринятого материала

в) процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала

24. Установите соответствие между процессами мышления и их характеристиками

1. Репродуктивное мышление

2. Продуктивное мышление

8 стр., 3625 слов

Общая характеристика социальных конфликтов

... работа на тему: Общая характеристика социальных конфликтов . ВЫПОЛНИЛА: студентка ... -психологических и других ценностных ориентаций. 2. Идеологические причины. ... дефицит ресурсов: материалов, информации, нового оборудования, времени ... Выражается борьбой противоречий внутри человека, сопровождаемой эмоциональной напряженностью. ... · Сворачивание взаимодействия и общения между конфликтующими сторонами. ...

3. Интуитивное мышление

Варианты ответов:

а) применение усвоенных знаний и умений

б) минимальная осознанность быстро протекающего процесса мышления

в) процесс поиска необходимых средств решения проблемы, создание нового продукта

25. Мышление — высший познавательный психический процесс, сутью которого является:

а) непосредственное познание субъективной реальности

б) порождение нового знания на базе творческого отражения и преобразования человеком действительности

в) порождение нового знания на базе творческого отражения и преобразования человеком самого себя

г) осознание и преобразование человеком самого себя

26. Психический процесс создания образов, включающий предвидение конечного результата предметной деятельности, называется:

а) медитацией

б) анализом

в) воображением

г) восприятием

27. Способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно называется:

а) устойчивостью внимания

б) концентрацией внимания

в) распределением внимания

г) подвижностью внимания

28. Главным отличием произвольного внимания является то, что оно управляется:

а) подсознательными мотивами

б) сознательной целью

в) бессознательной целью

г) внутренними установками человека

Модуль 2. Тестовые вопросы рейтингового итогового контроля

1. Согласно современным взглядам, личность является:

а) биологической характеристикой человека

б) социальной характеристикой человека

в) биосоциальной характеристикой человека

2. Согласно современным взглядам, индивид является:

а) биологической характеристикой человека

б) социальной характеристикой человека

в) биосоциальной характеристикой человека

3. Согласно современным взглядам, индивидуальность является:

а) биологической характеристикой человека

б) социальной характеристикой человека

в) биосоциальной характеристикой человека

4. По мнению А.Н. Леонтьева, личность — это:

а) психологическое образование особого типа, порождаемое активностью и адаптацией человека к среде обитания

14 стр., 6993 слов

Тема: Большие социальные группы и массовые движения

... социальных групп. Характеристика классов, этнических групп, политических партий. 2. Психологическая характеристика стихийных групп. Способы воздействия в стихийных группах. 3. Социальные ... людей. 20. Гендерные, возрастные, профессиональные большие группы. 21. Социально-психологические особенности возникновения и функционирования традиций в различных социальных группах ... аналитической деятельности, ...

б) психологическое образование особого типа, порождаемое жизнью человека в обществе

в) психологическое образование особого типа, порождаемое общением человека с другими людьми

5. Наиболее существенной характеристикой эмоций является их:

а) осознанность

б) объективность

в) субъективность

г) направленность

6. Воля — это:

а) бессознательное проявление активности человека

б) сознательное проявление активности и деятельности человека

в) сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности

г) осознанное проявление активности человека в обществе

7. Индивидуально своеобразные свойства психики, которые определяют динамику психической деятельности, называются:

а) способностями

б) характером

в) эмоциями

г)темпераментом

8. Под чертами характера понимаются:

а) психические свойства человека, которые определяют его поведение в типичных обстоятельствах

б) психические свойства человека, которые определяют его поведение в нетипичных обстоятельствах

в) психические свойства человека, которые определяют активность и деятельность человека в целом

9.Установите соответствие между сторонами общения и их определениями:

1.Коммуникативная

2. Перцептивная

3.Интерактивная

Варианты ответов:

а) обмен информацией между людьми (1)

б) организация взаимодействия между людьми (3)

в) процесс восприятия друг друга партнерами по общению (2)

10.Одним из главных средств общения является:

а) память

б) мышление

в) воображение

г) речь

11.В России дискуссий по предмету социальной психологии было:

a) две и они проходили в конце XIX века и в 50-х годах XX века;

б) одна, в 40-х годах ХХ века;

в) две, в 20-х и60-х годах ХХ века;

г) три, в конце XIX века, в 20-х и 50-х годах ХХ века.

12. Теория взаимных исходов Дж. Тибо и Г. Келли относится в западной социальной психологии:

a) к необихевиористкой теоретической ориентации;

б) к психоаналитической теоретической ориентации;

в) к когнитивистской теоретической ориентации;

г) к интеракционистской теоретической ориентации.

13. Идея о том, что человек в своем социальном поведении стремится к построению в своем сознании непротиворечивой картины мира, лежит в основе:

a) необихевиористкой теоретической ориентации;

б) психоаналитической теоретической ориентации;

в) когнитивистской теоретической ориентации.

14. Кто из перечисленных авторов предлагал изучать социальную психологию как «коллективную рефлексологию»?

a) Г. И. Челпанов;

б) В.М. Бехтерев;

в) П.П. Блонский;

г) М.А. Рейснер.

15. Несовпадение тезаурусов двух людей ведет к появлению в общении

a) фонетического барьера;

б) семантического барьера;

в) стилистического барьера;

г) логического барьера.

16. Теория каузальной атрибуции изучает

a) выбор партнера по общению;

б) приписывание причин поведению людей;

в) обоснование оправдания сделанных ошибок.

17. К какой из трех сторон общения относится передача информации общающимися партнерами:

a) коммуникативной;

б) перцептивной;

в) интерактивной.

18. Тенденция переносить общее благоприятное (неблагоприятное) впечатление о человеке на оценку его неизвестных качеств называется:

a) эффектом стереотипизации;

б) эффектом ореола;

в) эффектом первичности.

19. Структура взаимодействия между партерами по общению с включением элементов «Родитель»,"Взрослый", «Ребенок» описывается:

a) Т. Парсонсом;

б) Я. Щепаньским;

в) Э. Берном.

20. Понятие «социальная перцепция» употребляется в современной социальной психологии в значении:

a) процесса восприятия социальных объектов;

б) восприятия человека человеком в ситуациях повседневного взаимодействия;

в) социальной детерминации перцептивных процессов.

21. Исследовательская область, занимающаяся изучением норм пространственно-временной организации общения, называется:

a) просодика;

б) кинесика;

в) проксемика;

г) паралингвистика;

д) физиогномика.

22. Как называется механизм межличностного восприятия, который представляет собой особый вид понимания другого человека, стремление эмоционально откликнуться на его проблемы?

a) идентификация;

b) эмпатия;

c) рефлексия;

d) каузальная атрибуция;

e) все являются.

23. Эффект установки имеет отношение к:

a) коммуникативной стороне общения;

б) интерактивной стороне общения;

в) перцептивной стороне общения.

Модуль 3. Тестовые вопросы рейтингового итогового контроля

1. Механизмом влияния вождя на толпу, по мнению З. Фрейда, является:

a) проекция толпой своих желаний на вождя;

б) аттракция вождя;

в) идентификация свождем.

2. Значение психологии народов заключается в том, что:

a) в рамках этой концепции обосновывается существование феноменов, порождённых не индивидуальным, а коллективным сознанием;

б) она объяснила основные закономерности поведения человека в толпе;

в) в этой теории был поставлен вопрос о взаимоотношении элит общества и массы;

г) в этой теории социальное поведение интерпретируется как спонтанное движение к цели.

3. В схеме наблюдения Р. Бейлса область решения проблем включает:

a) солидарность, снятие напряжения, согласие;

б) предложение, указание, мнение, ориентацию других;

в) просьбу об информации, просьбу высказать мнение, просьбу об указании;

г) несогласие, создание напряженности, демонстрация антагонизма.

4. Для каких теорий основным допущением выступает необходимость согласованности когниций человека?

a) теория когнитивного диссонанса;

б) теория структурного баланса;

в) теория коммуникативных актов;

г) для всех является.

5. В рамках какой модели убеждающей коммуникации выделяются центральный и периферический способы изменения аттитюдов?

a) Модель оценки М. Шерифа и К. Ховланда;

б) Эвристико-систематическая модель Ш. Чейкен;

в) Модель коммуникативного процесса Г. Лассуэла;

г) Вероятностная модель обработки информации Р. Петти и Дж. Качоппо.

6. Феномен конформизма открыл:

a) М. Шериф;

б) С. Аш;

в) К. Левин;

г) С. Милграм.

7. Конформизм — это:

a) феномен группового давления;

б) феномен межгруппового восприятия;

в) феномен групповой сплоченности;

г) феномен лидерства.

8. В центре малой группы с точки зрения стратометрической концепции находятся:

a) эмоциональные контакты;

б) ЦОЕ;

в) цели совместной деятельности.

9. К какому феномену относятся следующие характеристики: регуляция межличностных отношений, стихийное возникновение, эмоциональная основа?

a) лидерство;

б) руководство.

10. К какому феномену относятся следующие характеристики: регуляция формально-деловых отношений, регламентированное возникновение, властно-правовая основа?

a) лидерство;

б) руководство.

11. На что был направлен эксперимент С. Милграма?

a) на изучение влияния авторитета на человека;

б) на изучение групповой сплоченности;

в) на изучение социальной фасилитации;

г) на изучение групповых норм.

12. Феномен социальной фасилитации заключается в:

a) снижении эффективности деятельности человека в присутствии других;

б) увеличении эффективности деятельности человека в присутствии других;

в) давлении группы на человека;

г) диффузии ответственности человека в группе.

13. Модели развития группы учитывают:

a) развитие деловых взаимоотношений в группе;

б) развитие эмоциональных взаимоотношений в группе;

в) стараются учесть как деловые, так и эмоциональные;

г) нет правильного ответа.

14. Кто является автором «тюремного» эксперимента?

a) Г. Олпорт;

б) С. Милграм;

в) С. Аш;

г) Р. Крачфилд;

д) Ф. Зимбардо.

15. Толпа, масса, публика и аудитория относятся к:

a) стихийным (неорганизованным) большим социальным группам;

б) большим социальным слоям и общностям;

в) устойчивым (организованным) большим социальным группам;

г) нет правильного ответа.

16. Понимание межгрупповой враждебности как результата осознания индивидами своей групповой принадлежности характерно:

a) для мотивационного подхода к изучению межгрупповых отношений;

б) для интеракционистского подхода к изучению межгрупповых отношений;

в) для когнитивистского подхода к изучению межгрупповых отношений;

г) для деятельностного подхода к изучению межгрупповых отношений.

17. Граница малой группы определяется:

a) обладанием всеми ее членами общими ценностями;

б) возможностью непосредственных межличностных контактов всех членов группы;

в) объемом непосредственной памяти человека, т. е. до 9−10 человек;

г) верно все перечисленное.

18. Что не является вариантом объяснения парадокса Лапьера?

a) одновременное существование двух подобных аттитюдов;

б) доминирование разных компонентов аттитюда;

в) существование диспозиций разного уровня;

г) нет правильного ответа.

19. Функция аттитюда, способствующая разрешению внутренних конфликтов личности, называется:

a) приспособительной;

б) функцией знания;

в) функцией выражения;

г) функцией защиты.

20. Теория социальной идентичности разрабатывалась:

a) У. Джемсом;

б) А. Тешфелом;

в) Дж. Тернером;

г) М. Шерифом.

21. Структура социальной установки (аттитюда) включает в себя:

a) осознание объекта, эмоциональная оценка, последовательное поведение;

б) опознание объекта, отношение, роль прошлого опыта;

в) адаптация, знание, выражение, защита;

г) идентификация, эмпатия, рефлексия.

22. Ключевым понятием в концепции В.А. Ядова является:

a) конгруэнтность;

б) диспозиция;

в) идентичность.

23. В концепции В.А. Ядова основанием для классификации потребностей человека является:

a) тип социальной группы, в которую включена личность;

б) размер социальной группы, в которую включена личность;

в) включение личности в различные сферы социальной деятельности.

24. Возникновение у членов группы «Мы-чувства» служит важнейшим индикатором:

a) формирования социальной идентичности личности;

б) развития формальных отношений в группе;

в) углубления процессов межличностной аттракции.

25. Групповые интересы, групповые потребности, групповые цели, групповые нормы, групповые ценности, групповое мнение в совокупности представляют собой:

a) элементарные параметры социальной группы;

б) механизмы формирования групповой идентичности;

в) основные психологические характеристики группы;

г) термины, характеризующие отношения личности и группы.

26. Группа, являющаяся для индивида источником социальных установок и ценностных ориентаций, называется:

a) группой членства;

б) вторичной группой;

в) референтной группой;

г) неформальной группой.

27. Принятие существующих норм групповой жизни каждым вновь вступающим в группу индивидом описывается как результат:

a) группового давления;

б) группового сплочения;

в) групповых санкций;

г) группового мнения.

28. Предметом педагогики как науки является изучение:

а) целенаправленно организуемого педагогического процесса

б) профессиональной педагогической деятельности

в) развития личности

г) образовательных систем

29. К предметной сфере педагогики не относится:

а) активность

б) воспитание

в)обучение

г) образование

30. Установите соответствие понятий и их определений:

1. Целенаправленное взаимодействие обучающих и обучаемых, в результате которого формируются знания, умения и навыки обучаемых

2. Усвоение человеком ценностей и норм, присущих данному обществу

3. Процесс целенаправленного формирования личности в условиях воспитательной системы

4. Процесс и результат количественных и качественных изменений в организме и психике человека

Варианты ответов:

а) социализация (2)

б) обучение (1)

в) развитие (4)

г) воспитание (3)

31. Психологическая подготовка обучаемых и обучающих необходима для:

а) формирования у людей положительного, рационально окрашенного отношения к жизни и деятельности

б) формирования у людей положительного, рационально окрашенного отношения к себе

в) формирования у людей положительного, рационально окрашенного отношения к обществу и общественным нормам

32. Образование, по сути, не является:

а) процессом поиска и усвоения человеком системы знаний, умений, навыков

б) результатом усвоения знаний, навыков и умений

в) теоретической и практической подготовкой человека

г) процессом поиска и усвоения человеком системы норм и ценностей общества

33. Результатом образования является:

а) развитие мышления человека

б) развитие активной жизненной позиции человека

в) развитие мотивов человека

г) всестороннее развитие личности

34. Какие методы психологического исследования не являются педагогическими:

а) анкетирование

б) беседа

в) наблюдение

г)педагогический консилиум

д)психологическое моделирование

35. Установите соответствие метода педагогического исследования и его характеристики:

  1. Анкетирование

  2. Беседа
  3. Наблюдение
  4. Педагогический консилиум

Варианты ответов:

а) метод получения информации на основе словесной коммуникации исследователя и респондента, отвечающего на предусмотренные программой исследования вопросы (2)

б) целенаправленный и планомерный процесс сбора информации путем

непосредственной регистрации исследователем хода и результатов педагогического процесса (3)

в) разновидность экспертной оценки, полученной на базе коллективного обсуждения

результатов изучения показателей обучаемых (4)

г) метод получения информации в ходе письменного опроса людей (1)

36. Целью педагогической деятельности является:

а) подготовка кадров для реализации социальных взаимодействий

б) подготовка подрастающего поколения к жизни в соответствии к условиям современного общества

в) сознательная подготовка подрастающего поколения к жизни в соответствии с культурными, нравственными, эстетическими целями

37. Цели обучения определяются:

а) средствами обучения

б)потребностями и возможностями общества

в)индивидуальными особенностями обучаемого

г)мастерством педагога

38. Единство и взаимодействие элементов педагогического процесса определяют его:

а)целенаправленность

б) управляемость

в) целостность

г) индивидуальность

39. Педагогический процесс — это:

а) целенаправленная система, организующая отношение к жизненной среде обучаемых

б) целенаправленная система, организующая отношение к жизненной среде обучающих

в) целенаправленная система, организующая отношение субъекта к миру и месту в нем человека

40. Обучение — это:

а) целенаправленный процесс формирования и развития знаний, умений и навыков с учетом требований современности

б) целенаправленный процесс формирования и развития знаний, умений и навыков мыслительной деятельности человека

в) целенаправленный процесс формирования и развития знаний, умений и навыков эмоциональной деятельности человека

41. К функциям процесса обучения не относится:

а) формирование знаний, навыков и умений

б) формирование мировоззрения человека

в) формирование самостоятельной личности

г) формирование моделей двигательной активности

42. Сущностью принципа доступности обучения является то, что:

а)содержание изучаемого материала и методы его изучения должны соответствовать уровню развития обучаемых

б) изучение научных открытий происходит в тесной связи с возможностью их применения

в) усвоение знаний происходит в логическом порядке

г) процесс усвоения материала сопровождается контролем его качества

43. Сущностью принципа наглядности обучения является то, что:

а)материал должен отвечать цели и содержанию занятий

б)материал должен быть логически выверен

в)материал должен быть преподнесен творчески

44. Целью непрерывного образования является:

а)ориентация человека на активную жизненную позицию

б) нацеливание на постоянное совершенствование профессиональной и общеобразовательной подготовки

в) ориентация человека на проявление своих возможностей в рамках общественных отношений

45. Принцип ответственности требует от участников учебной деятельности:

а) ответственности за свои действия и внутренние их побуждения

б) контроля над своими действиями и результатами деятельности

в) выполнения возложенных на участников обязанностей

46. Принцип ролевого участия требует от субъектов учебной деятельности:

а) выполнения определенных мыслительных задач

б) выполнения определенных функций, закрепленных юридически

в)выполнения определенных норм и правил, закрепленных в данном обществе

47. К формам организации учебной деятельности не относятся:

а) учебно-плановые занятия

б) внеплановые занятия

в) факультативные занятия

г)тренинги

48. Семинарские занятия обеспечивают:

а) обратную связь между обучающим и обучаемым

б) диалог между обучающим и обучаемым

в)практическое применение материала, усвоенного на лекции и в ходе самостоятельного изучения

49. Воспитание — это:

а) целенаправленный процесс формирования свойств характера

б) целенаправленный процесс формирования определенных свойств мыслительной активности человека

в) целенаправленный процесс формирования гражданских, морально-нравственных и психологических установок, соответствующих требованиям общества

50. Установите соответствие понятий и их определений

1. Развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой зависит от уровня освоения базовой гуманитарной культуры

2. Педагог не воспитывает, не учит, а актуализирует стремления обучаемого к саморазвитию, создает условия для гармоничного развития личности учащегося

3. Учащийся — уникальное явление, необходимо научить его воспринимать себя и других людей как личностей

4. Саморазвитие личности зависит от степени индивидуализации и творческой направленности педагогического процесса

Варианты ответов:

а) культурологический подход в воспитании (1)

б) гуманистический подход в воспитании (2)

в) личностный подход в воспитании (3)

г) индивидуально-творческий подход в воспитании (4)

51. Педагогическое воздействие на личность включает:

а) взаимодействие обучаемого и обучающего

б)прямое психологическое воздействие обучаемого на обучающего

в) прямое психологическое воздействие обучающего на обучаемого

52. Манипуляция педагога — это:

а) открытое воздействие на обучаемого

б)скрытое воздействие на подсознание обучаемого

в)основа конфликтного взаимодействия

53. Основными признаками коллектива являются:

а)наличие общей цели и совместной деятельности

б)общность ценностных ориентаций

в)традиции

54. Коллектив является малой группой:

а)на диффузной стадии развития

б) на неразвитой стадии развития

в)на развитой стадии развития

55. Установите соответствие между понятиями и их характеристиками:

1. Семейное воспитание

2. Методы семейного воспитания

3. Средства семейного воспитания

Варианты ответов:

а) родительский авторитет, труд (3)

б) убеждение, личный пример, поощрение/наказание (2)

в) процесс взаимодействия родителей и детей, доставляющий удовольствие сторонам (1)

56. Семья является:

а) специфической малой группой

б) специфической большой группой

в) коллективом

57. Основной заказчик образовательных услуг:

а)учащиеся

б)педагогический коллектив

в)родители учащихся

г)государство и его ведомства

58. Основной тенденций образования в РФ является:

а) традиционное образование

б)открытое образование

в) дистанционное образование

59. Гимназии, лицеи относятся к учебным заведениям ________________ образования:

а)начального профессионального

б)высшего профессионального

в)общего среднего

г)среднего профессионального

60. Кто был основателем первого «Лицея»?

а) Платон

б)Демокрит

в)Аристотель

61. Реализация принципа общедоступности образования предполагает:

а)приоритет общечеловеческих ценностей и свободного развития личности

б)адаптивность системы образования к особенностям развития учащихся

в)учет национальных и культурных традиций

г)светский характер образования

62. Основа управления образовательной системой:

а)приоритет принципов развития образовательной системы

б) приоритет принципов полезности знаний

в)приоритет принципов гуманизма

63. Изучение состояния и тенденций развития педагогического процесса, объективная оценка его результатов, на базе чего вырабатываются управленческие решения, называется:

а)педагогическим анализом

б)педагогическим планированием

в)внутришкольным управлением

г)внутришкольным контролем

64. В основе выработки методов управления образовательными системами лежат:

а)средства управления образовательными системами

б)приемы управления образовательными системами

в)цели управления образовательными системами

65. В Древней Греции педагогами называли:

а)учителей Спарты

б)преподавателей ораторского искусства

в)рабов, сопровождающих детей господина в школу

г)старейшин, возглавляющих школу в Афинах

66. Одним из элементов педагогической профессии лежит:

а) стремление педагога к самореализации

б) стремление педагога передать знания

в) профессиональная компетентность педагога

67. Основные элементы профессиограммы учителя:

а)общегражданские качества

б)специальные знания и умения по предмету

в)физические данные

г)темперамент

68. Педагог как объект педагогического процесса подвергается:

а) манипулятивным воздействиям

б) открытым воздействиям

в)воспитательным воздействиям и стремится к самосовершенствованию

69. Профессиограмма педагога включает:

а)квалификационные характеристики оценки педагогической деятельности

б)умения и знания как элементы профессиональной компетентности педагога

в)личностные качества и способности отдельного педагога

г)системное описание социальных, психологических и иных требований к педагогической профессии

70. Современный педагог — это:

а)транслятор знаний ученикам

б) инициатор учебного процесса

в)медиатор учебного процесса

71. Стиль педагогического общения, когда педагог единолично определяет цели взаимодействия и субъективно оценивает результаты деятельности ученика называется:

а)демократическим

б) попустительским

в) авторитарным

г) игнорирующим

72. Стороной педагогического общения не является:

а) коммуникативная сторона

б)перцептивная сторона

в)манипулятивная сторона

Зачетные вопросы по дисциплине «Психология и педагогика»

Психология

  1. Психология: ее объект и предмет
  2. Место психологии в системе смежных дисциплин
  3. Отрасли психологии
  4. Тенденции современной психологии: дифференциальная и интегральная
  5. Функции и методы психологии
  6. Виды отражения реальности и их особенности
  7. Психическое отражение и его характеристики
  8. Психика: особенности и закономерности развития
  9. Классификация психических явлений
  10. Психические процессы и их виды
  11. Психические состояния и их виды
  12. Психические свойства и их виды
  13. Биологическое и социальное в человеке
  14. Соотношение понятий: «индивид», «индивидуальность», «личность», «субъект деятельности»
  15. Социализация личности. Факторы социализации личности
  16. Социальный статус личности. Понятие о социальных ролях
  17. Общение: структура, сущность и функции
  18. Признаки коллектива
  19. Внимание и его виды
  20. Сущность и виды памяти
  21. Особенности мышления
  22. Воображение: сущность и виды
  23. Понятие о темпераменте. Типы темпераментов
  24. Сущность способностей
  25. Понятие о характере. Типология характеров
  26. Психологическая структура личности

Педагогика

  1. Особенности педагогики как науки
  2. Основные категории педагогики и их взаимосвязь
  3. Компоненты педагогической деятельности
  4. Сущность педагогического процесса
  5. Наблюдение, его виды и особенности организации
  6. Содержание и особенности процесса обучения
  7. Цели процесса обучения
  8. Закономерности процесса обучения
  9. Принципы процесса обучения
  10. Принципы организации учебного процесса
  11. Понятие об организационных формах учебного процесса
  12. Методы обучения и их классификация
  13. Проблемное обучение и его специфика
  14. Понятие о технологиях обучения. Традиционное обучение
  15. Понятие о технологиях обучения. Дистанционное обучение
  16. Воспитание как общественное явление
  17. Цели воспитания
  18. Сущность образования
  19. Реформирование системы обучения в России; понятие о многоуровневой системе образования

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector