Содержание
Введение
3 1. Регуляция функций организма (нервная, рефлекторная, гуморальная).
4 2.История учения о высшей нервной деятельности.
9 Заключение
13
Список литературы
14
Введение
Целью нашей работы будет рассмотрение двух вопросов: первый – регуляция функций организма; второй – история учения о высшей нервной деятельности. Перед тем как приступить к рассмотрению данных вопросов необходимо дать определение некоторым специфическим понятиям, которые непосредственно касаются нашей темы. Первое понятие – это понятие высшая нервная деятельность (ВНД) — это сложная форма жизнедеятельности, обеспечивающая индивидуальное поведенческое приспособление человека и высших животных к изменяющимся условиям окружающей среды, гормоны – химические вещества, обладающие высокой физиологической активностью и вырабатываемые железами внутренней секреции или отдельными клетками. Они контролируют обмен веществ, регулируют клеточную активность и проницаемость клеточных мембран, а также специфические функции организма, гомеостаз -относительное динамическое постоянство состава и свойств внутренней среды и устойчивость основных физиологических функций организма.
В первом вопросе мы рассмотрим три вида регуляции организма – нервную, рефлекторную и гуморальную, а также рассмотрим принцип действия данных регуляций. Во втором вопросе мы рассмотрим развитие учения о высшей нервной деятельности и о том какие ученые разрабатывали это направление.
Структурно наша работа состоит из введения, заключения, двух вопросов и списка литературы.
1. Регуляция функций организма (нервная, рефлекторная, гуморальная).
Системы органов работают не изолированно, а объединяются для достижения полезного организму результата. Такое временное объединение органов и систем органов называют функциональной системой. Например, быстрый бег может быть обеспечен функциональной системой, включающей большое число различных органов и их систем: нервную систему, органы движения, дыхания, кровообращения, потоотделения и др. Теорию функциональных систем разработал советский физиолог академик П. К. Анохин. Итак, организм человека имеет очень сложное строение: он состоит из систем органов, каждая система органов — из различных органов, каждый орган из нескольких тканей, ткань — из множества сходных клеток и межклеточного вещества.
Пороки и аномалии в развитие органов и систем
... клеток, тканей, органов или всего организма. Врожденные пороки могут проявляться и другими изменениями органов. Например, нарушением ... изменения не приводят к существенному нарушению функций, например деформации ушных раковин, не обезображивающие ... внутриутробной жизни), проявляющиеся пороками развития отдельных органов и систем, прерыванием беременности. Поскольку в эмбриональный период ...
В организме клетки, ткани, органы и системы органов работают как единое целое. Их согласованная работа регулируется тремя способами: гуморальным (лат. гумор — жидкость) — с помощью химических веществ через жидкие среды организма (кровь, лимфу, межклеточную жидкость), с помощью нервной системы и с помощью рефлексов.
Гуморальная регуляция функций. Химические вещества способны регулировать самые разнообразные процессы в клетках,тканях, органах и в организме в целом. Многие из этих веществоказывают значительное физиологическое действие в очень малых концентрациях. Поэтому их называют биологически активными веществами. Биологически активные вещества вырабатываются многими клетками организма.
Часть этих веществ очень быстро разрушается, поэтому, выделяясь в межклеточную жидкость, может действовать только на соседние клетки. Действие других биологически активных веществ более продолжительное.
В организме имеются специальные органы — железы, вырабатывающие биологически активные вещества. Существует два типа желез. Одни из них имеют протоки, через которые вещества выделяются в полости тела, органов или на поверхность кожи. Их называют железами внешней секреции. Железами внешней секреции являются слезные, потовые, слюнные, железыжелудка.
Железы, не имеющие специальных протоков и выделяющиевещества в протекающую через них кровь, называют железамивнутренней секреции. К ним относятся гипофиз, щитовидная, вилочковая железы, надпочечники и другие железы.
Биологически активные вещества желез внутренней секрецииназывают гормонами. Гормоны разносятся кровью по всему организму и оказывают влияние на функции многих систем органов и на жизнедеятельность, организма в целом. Гормоны регулируют процессы обмена веществ, роста и развития.
Гормональная регуляция является составной частью гуморальной. Возникнув на определенной стадии эволюционного развития является более ранней формой, чем нервная регуляция, и играет роль соединительного звена между центральной нервной системой(ц.н.с.) и тканями. Она играет важную роль в поддержании гомеостаза и в адаптации организма к меняющимся условиям окружающей и внутренней среды. Она осуществляется изменением секреции гормонов в ответ на внешние или внутренние воздействие.
Некоторые гормоны влияют на функции преимущественно одной какой-либо системы органов. Такие органы называют органами-мишенями. Мембраны клеток органов-мишеней обладают повышенной чувствительностью к этим гормонам. Например, половые гормоны стимулируют рост и развитие системы органов размножения. Другие гормоны, например адреналин, который вырабатывается надпочечниками, одновременно изменяют функции многих органов. При повышении содержания адреналина крови усиливается работа сердца, сужаются кровеносные сосуды, поднимается температура тела и уровень глюкозы вкрови. Работа всех желез внутренней секреции строго согласована.Повышенная или пониженная выработка гормона какой-либо одной железой стимулирует или угнетает функцию другой. Часть желез выполняет одновременно внешнесекреторную и внутрисекреторную функции. К числу таких желез принадлежит поджелудочная, а также половые железы.
Регуляция функций внутренних органов и взаимоотношение между ...
... веществ 5. Часть нервной системы, обеспечивающая иннервацию главным образом тела – сомы (кожи, скелетных мышц) и выполняющая функции связи организма с внешней средой – это……………………. 6. ВНС =………….. Регуляция функций внутренних органов ... должен быть……..(слабее, сильнее) условного, биологически…….(менее, более) значимым. 15. Приспособительная деятельность организма, которая происходит в высших отделах ...
Таким образом, биологически активные вещества регулируютфункции организма: усиливают — возбуждают или угнетают — тормозят их. Эти вещества управляют деятельностью клеток, тканей, органов, систем органов.
Нервная регуляция функций(н.р.ф.) – совокупность реакций ц.н.с., направленных на обеспечение оптимального уровня жизнедеятельности, поддержание гомеостаза и адекватности взаимодействия организма с окружающей средой.
В основе представлений о н.р.ф. лежит учение о рефлексе. Нервная регуляция обеспечивает стабилизацию параметров физиологических (биологических) констант (например рН крови) их перестройку на новый уровень, формирование новых видов двигательных и вегетативных реакций, обеспечение предвосхищающих реакций.
Выделяют два основных вида системных механизмов, лежащих в основе н.р.ф. – жесткие (фиксированные) и гибкие (нефиксированные).
Жесткие механизмы генетически закреплены в процессе эволюции и осуществляют регуляцию достижения постоянно существующих цепей (например: протекание метаболического процесса, воспроизведение и переработка текущей информации).
Гибкие механизмы обеспечивают достижение организмом сиюминутных целей, после достижения которых перестают функционировать.
В основе работы жестких механизмов лежат генетические программы, предопределяющие эфферентные пути регуляции; фенотипические влияния сказываются лишь на конкретных формах реализации этих программ.
Гибкие, нефиксированные механизмы, осуществляются временно создающимися нейронными ансамблями. Ведущим принципом объединения является доминанта, обеспечивающая синхронизацию работы входящих в ансамбль нервных структур.
Реализуется программа нервной регуляции посредством эфферентных влияний на исполнительные органы, работа которых обеспечивает активные изменения регулируемых параметров. Различают три вида таких влияний: пусковые, вызывающие активную деятельность регулируемы структур или прекращающих ее; адаптационные, влияющие на силу реакции и соотношение отдельных ее компонентов в процессе осуществления функции, и так называемые влияния готовности (формируют уровень готовности регулируемой структуры ответить на пусковые и адаптационные влияния).
Головной и спинной мозг связан нервами со всеми органами. Мозг регулирует работу органов помощью электрических сигналов — нервных импульсов, передающихся по мембранам нервных клеток. Нервная система оказывает на организм такое же действие, как и биологически активные вещества, т.е. возбуждает или тормозит функции организма. Изменение функций организма определяется условиями внешней и внутренней среды. Мозг постоянно получает информацию об изменении условий. Между мозгом и всеми органами существуют двусторонние связи: от органов к мозгу и от мозга к органам. Благодаря двусторонним связям мозг обеспечивает соответствие работы органов потребностям организма.
Рефлекторная регуляция организма заключается в регуляции работы органов и координации их функций взаимодействия с целью обеспечения постоянства внутренней среды организма (гомеостаз), сохранения его целостности и возможности приспособления к меняющимся условиям окружающей среды посредством рефлексов. Рефлекторная деятельность нервной системы обеспечивает функциональное единство отдельных систем организма, а также сложный изменчивый и приспособленческий характер взаимодействия организма с окружающей средой.
Сущность педагогической деятельности. Функции учителя. Профессиональная ...
... обучении учащихся установлении положительных в/действия с людьми Воспитательная – деятельность кл рук-ля осуществляется по следующим направлениям:Диагностикаколлектива,Целепологание,Проектирование,Организация развития и ... с явлениями внешней среды. Педагогический процесс, как система выполняет следующие функции: - воспитательную - образовательную - развивающую - социальную Каждый из процессов ...
Нервная, рефлекторная и гуморальная регуляции осуществляют взаимосвязь и согласованную работу всех систем органов. Поэтому организм функционирует как единое целое.
Нервная система и биологически активные вещества обеспечивают постоянство внутренней среды и устойчивость всех функций организма. Это достигается путем саморегуляции. Саморегуляция заключается в том, что любое отклонение от нормального состава внутренней среды организма включает нервные, рефлекторные и гуморальные процессы, возвращающие его к исходному уровню. Например, повышение уровня сахара (глюкозы) в крови включает механизмы нервной и гуморальной регуляции, способствующие его снижению. Ослабление работы сердца и падение кровяного давления включают нервно-гуморальные механизмы, которые нормализуют сердечно-сосудистую деятельность, т. е. усиливают работу сердца и повышают кровяное давление.
2. История учения о высшей нервной деятельности.
Человечество издавна стремилось проникнуть в “тайну из тайн” жизни
— головной мозг. Зависимость сознания от мозга утверждал еще отец медицины — Гиппократ. Ученики Гиппократа, следуя своему учителю, рассматривали мозг как центр всех центров и главный орган ума. Ошибочными были взгляды великого мыслителя Древней Эллады -Аристотеля. Он учил, что головной мозг способен только умерять “теплоту сердца” и питать его.
С развитием эксперимента в физиологии ученые пытались выяснитьсвойства нервной системы и те процессы, которые в ней протекают, нодолгое время они оставались неизвестными. Познать функцию мозга инервов трудно. Примечателен следующий факт. В Дрездене есть замечательная модель женщины, через тело которой просвечивают внутренние органы. Модель иллюстрирует процессы дыхания, кровообращения, пищеварения. А показать деятельность нервной системы оказалось невозможным.
С середины XIX века наука шла путем эксперимента. Ученым удалосьс помощью приборов наблюдать и регистрировать нервные процессы. Первое время применяли только острый опыт. Одни ученые вскрываличереп собаки и, раздражая отдельные участки мозга электрическим током,наблюдали ответные реакции тех или иных органов. Другие удаляли частимозга и наблюдали расстройства тех или иных жизненных функций. Принормальном состоянии животного изучить их было невозможно.
Огромный вклад в физиологию нервной системы и органов чувстввнесли крупнейшие ученые — Мюллер, Гельмгольц, Клод Бернар, Дюбуа -Реймон.
Самое значительное достижение XIX-XX веков — создание рефлекторной теории нервной деятельности. Хотя термин “рефлекс” (в переводе с латинского “отражение”) употреблял еще Декарт в XVII веке, но новый физиологический смысл вложили в него главным образом русские физиологи И. М. Сеченов, И. П. Павлов, Н. Е. Введенский, А. А. Ухтомский.
Понятие «высшая нервная деятельность» введено великим русским физиологом И. П. Павловым в связи с открытием условного рефлекса как новой, не известной до этого формы нервной деятельности. И. П. Павлов противопоставил высшую нервную деятельность низшей нервной деятельности, направленной в основном на поддержание гомеостаза организма в процессе его жизнедеятельности. При этом нервные элементы, осуществляющие взаимодействие внутри организма, объединены нервными связями уже к моменту рождения. И, наоборот, нервные связи, обеспечивающие В. н. д., реализуются лишь в процессе жизнедеятельности организма в форме жизненного опыта. Поэтому низшую нервную деятельность можно определить
ФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .doc
... системы из очень большого количества нейронов. Адекватное взаимодействие человека с окружающей средой и соответствующая ей деятельность могут происходить лишь при условии, что органы чувств снабжают центральную нервную ... настоящее время, но и со следами, оставленными в ней раздражителями, действовавшими на организм прежде. Это обеспечивает оценку явлений, протекающих и в пространстве, и во ...
как врожденную форму, а высшую нервную деятельность — как приобретаемую в индивидуальной жизни человека или животного. Истоки противопоставления высшей и низшей форм нервной деятельности
восходят к идеям древнегреческого мыслителя Сократа о существовании у животных «низшей формы души», отличающейся от души человека, обладающей «мыслительной силой». В 19 в. в трудах отечественного ученого, основоположника современной физиологии И. М. Сеченова был раскрыт рефлекторный характер деятельности головного мозга. В книге «Рефлексы головного мозга», вышедшей в 1863 г., он первым сделал попытку объективного изучения психических процессов. Само первоначальное название книги «Попытка ввести физиологические основы в психические процессы», измененное под влиянием цензуры, говорит о том, что И. М. Сеченов давал в руки исследователей объективный метод изучения сложных процессов психической деятельности.
Идеи И. М. Сеченова блестяще развил И. П. Павлов. На основе разработанного им метода условных рефлексов он показал пути и возможности экспериментального изучения функций коры больших полушарий, играющих ключевую роль в сложных процессах психической деятельности. Ввел в практику хронический эксперимент, позволяющий изучать деятельность практически здорового организма. С помощью разработанного им метода условных рефлексов установил, что в основе психической деятельности лежат физиологические процессы, происходящие в коре головного мозга. Исследования Павловым физиологии высшей нервной деятельности (2-й сигнальной системы, типов нервной системы, локализации функций, системности работы больших полушарий и др.) оказали большое влияние на развитие физиологии, медицины, психологии и педагогики.
Учения Сеченова и Павлова продолжил и развил Российский ученый, Анохин Петр Кузьмич, в своих трудах по нейрофизиологии рассмотрел механизмы условного рефлекса и внутреннего торможения, онтогенезу нервной системы.
Анохиным и его учениками показано, что главным условием формирования целенаправленного поведения является возможность достижения биологически важного результата действия. Именно для получения полезного приспособительного результата и формируется объединение разнородных центральных и периферических нервных аппаратов в единую так называемую функциональную систему. В соответствии с теорией функциональной системы непременным условием любого поведенческого акта является определенная мотивация. Она всегда возникает в условиях конкретной обстановки. И высшие животные, и человек получают от органов чувств необходимые сведения о совокупности внешних факторов, определяющих реальную обстановку. Затем включаются механизмы, извлекающие из памяти сведения о случаях удовлетворения данной мотивации в сходных условиях в прошлом. Специальный нейрофизиологический аппарат, контролирующий степень соответствия реальных результатов действия задуманным, был назван П. К. Анохиным акцептором результатов действия. В процессе получения сведений о результатах действия возможны два крайних варианта: либо результаты полностью соответствуют намеченным, либо отличаются от них до неузнаваемости. В первом случае действие оценивается как выполненное правильно и хорошо поработавший организм сам себя награждает положительной эмоцией, а проделанная реакцияфиксируется в памяти как позитивный опыт («так надо»).
Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем
... имеет свой предмет изучения, в том числе и такое направление, как физиология центральной нервной системы. Цель контрольной работы - раскрыть понятие теорий образования временных связей ... жизни рефлекторных реакций и отличаются индивидуальной специфичностью; . все виды условно-рефлекторной деятельности носят сигнальный предупредительный характер; . условно-рефлекторные реакции образуются на базе ...
Во втором -действие выполнено неудовлетворительно, возникает отрицательная эмоция, а ход реакции становится частью негативного опыта («так не надо»).
Изучал деятельность целостного организма на основе разработанной им теории функциональных систем, которая внесла вклад в развитие системного подхода в биологии и кибернетики.
Заключение
Таким образом, в своей работе мы рассмотрели вопросы регуляции функций организма. Установили, что нервная, рефлекторная и гуморальная регуляции осуществляют взаимосвязь и согласованную работу всех систем органов. Поэтому организм функционирует как единое целое. Во втором вопросе мы рассмотрели историю развития учения о высшей нервной деятельности. Весомый вклад в развитие учения внесли великие русские ученые Иван Михайлович Сеченов и Иван Петрович Павлов. Сеченов в своей работе «Рефлексы головного мозга» психическую деятельность человека объяснил рефлекторным принципом работы нервной системы.
Павловым были разработаны учения о безусловных и условных рефлексах. Российский ученый Анохин Петр Кузьмич в своих трудах по нейрофизиологии рассмотрел механизмы условного рефлекса и внутреннего торможения, онтогенезу нервной системы. Изучал деятельность целостного организма на основе разработанной им теории функциональных систем, которая внесла вклад в развитие системного подхода в биологии и кибернетики. Считаю вопросы, поставленные в работе, раскрытыми, цель работы достигнута.
Список литературы
Большая медицинская энциклопедия. Гл. ред. Петровский Б.В. в 30-и т., т. 5.- М.: 1981 г. – 548 с.
Большая медицинская энциклопедия. Гл. ред. Петровский Б.В. в 30-и т., т.16.- М.: 1981 г. – 512 с.
Большая медицинская энциклопедия. Гл. ред. Петровский Б.В. в 30-и т., т. 22.- М.: 1981 г. – 544 с.
Коган А.Б. Основы физиологии высшей нервной деятельности. Учебное пособие. – М.: 1988. – 367 с.
Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. – М.: 1978. – 239 с.
Популярная медицинская энциклопедия. Гл. ред. Покровский В.И. – 3-е изд. – М.: 1992. – 688 с.
Цузмер А.М., Петришина О.Л. Биология: человек и его здоровье: Учебник. – М.: 1990. — 240 с.
Популярная медицинская энциклопедия. Гл. ред. Покровский В.И. – 3-е изд. – М.: 1992. – 109,142,143 с.
Большая медицинская энциклопедия. Гл. ред. Петровский Б.В. в 30-и т., т. 5.- М.: 1981 г. – 257 с.
Большая медицинская энциклопедия. Гл. ред. Петровский Б.В. в 30-и т., т. 15.- М.: 1981 г. – 378-379 с.
Большая медицинская энциклопедия. Гл. ред. Петровский Б.В. в 30-и т., т. 22.- М.: 1981 г. – 251 с.
Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. – М.: 1978. – 158 с.
Психофизическое развитие человека в онтогенезе и роль в нем сна
... Ч. Райкрофт. Критический словарь психоанализа. Согласно представлениям К.Юнга, термин "психическое развитие человека" необходимо рассматривать в связи с самыми различными понятиями, служащими в качестве ... «...Да, в этом пункте противоречие между медицинским и психоаналитическим пониманием сновидения обостряется до последней степени. С медицинской точки зрения сновидение бессмысленно, потому что ...
9