Психолого-педагогические факторы профессиональной адаптации работников

Реферат по теме

«Психолого-педагогические факторы профессиональной адаптации работников»

Содержание

Введение

. Определение индивидуально-психологических особенностей личности персонала

.1 Субъективная и объективная значимость информации при выборе профессии

.2 Уровень профессиональной направленности

.3 Понятие о «Функциональном состоянии»

. Психолого-педагогические функции общественных отделов кадров

.1 Исследовательско-диагностическая

.2 Профилактическая функция

. Профессиональная и социально-психологическая адаптация рабочего персонала

.1 Профессиональная адаптация

.2 Социально-организационная адаптация

.3 Социально-психологическая адаптация

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Двадцатый век для России — век экономических потрясений и великих экспериментов. Не так давно один из них — строительство социалистического общества провалился. Сейчас приходится часто слышать, что во всех бедах виноваты демократы, развалившие «хорошую» социалистическую экономику. Это далеко не так. Отставание экономики СССР было заметно уже в шестидесятые годы. С начала 80-х годов было ясно, что без радикальных изменений в экономике не обойтись. В то время можно было, приняв разумные меры, перестроить плановую экономику, поставить ее на рыночные рельсы и обойтись без такого спада производства, инфляции, снижения уровня жизни.

В настоящее время при относительной стабилизации экономического положения России стало возможным не только помощь при социализации в профессиональной сфере, но и в психологической помощи профессиональной адаптации населения.

§адаптация к коллективу;

§адаптация к условиям труда;

§адаптация к условиям деятельности работников.

Изучением данных вопросов занимается одно из направлений прикладной психологии — инженерная психология (или психология труда).

13 стр., 6160 слов

Профессиональное развитие личности как психолого-педагогический феномен

... профессиональное развитие человека в новых социально экономических условиях 2005 // PORTALUS.RU ) Немов Р.С. Психология ... переучиваться, адаптации к профессиональным взаимоотношениям[4]. После завершения периода адаптации молодому ... профессиональное развитие личности, как психолого-педагогический феномен. Предмет исследования: Психолого-педагогические условия, благоприятно влияющие на профессиональное ...

Инженерная психология как наука возникла под влиянием научно-технического прогресса, преобразовавшего психологическую структуру производственных процессов. Основными проблемами, решаемыми инженерной психологией, являются: анализ процессов переработки информации человеком, анализ задач человека в системах управления, исследование совместной деятельности операторов, информационного взаимодействия между ними и процессов общения, исследование факторов, влияющих на эффективность, качество и надежность деятельности работников: исследование приемов человеком информации, ее последующей переработки. Разработка методов психодиагностики способностей человека в интересах решения задач профессионального психологического отбора и профессиональной ориентации. Также в область инженерной психологии входит выяснение психолого-педагогических факторов профессиональной адаптации работников.

1. Определение индивидуально-психологических особенностей личности персонала

.1 Субъективная и объективная значимость информации при выборе профессии

При более подробном анализе проблемы необходимо учитывать индивидуально-психологические особенности личности работающих.

В зависимости от ряда объективных и субъективных факторов люди не одинаково осваивают даже наиболее полно и рационально представленную информацию о смысловом содержании их деятельности. Возникают субъективно обусловленные предпочтения, обусловленные их отношением к различным источникам получения информации, различным способам ее предъявления. Потребности, интересы, ценностные ориентации человека, его микросоциальная ситуация определяет его отношение, степень доверия к разным каналам получения информации.

Интерес могут вызвать требования, информация о содержании труда. Также необходимо учитывать такие факторы, как условия труда, материальное обеспечение, перспективность работы.

.2 Уровень профессиональной направленности

10 стр., 4661 слов

Психофизиология восприятия в профессиональной деятельности человека

... когнитивные процессы, являясь элементарными, первичными актами профессиональной деятельности человека, обеспечивают получение информации обо всем происходящем. Они - основа организации профессиональной деятельности и поведения в целом. Функциональной основой ...

Для дальнейшего развития продуктивной деятельности работающего персонала нельзя не учитывать уровень профессиональной направленности. Профессиональная направленность — важное интегральное качество личности, которое определяет положительное отношение человека к профессии. Она придает всей трудовой деятельности глубокий личностный смысл, резко повышает тем самым качество усвоения профессиональных знаний и навыков, способствующих успешному росту профессиональной карьеры.

Уровень профессиональной направленности — высокий или низкий — определяется характером и силой выраженности двух составляющих: профессиональных мотивов и интересов. Мотив — это внутреннее побуждение к занятию конкретной деятельностью. Интерес выражает личную приязнь к конкретной работе и ее эмоциональную привлекательность для человека. В процессе развития интерес постепенно обогащается, превращается в склонность, проявляющую потребности личности в данном виде труда.

Для диагностики мотивов и интересов к профессии психолог может использовать опросник или психолого-педагогическую карту с перечислением возможных мотивов и интересов. Выявленный уровень профессиональной направленности поможет психологу наметить индивидуальную тактику ее дальнейшего развития.

.3 Понятие о «Функциональном состоянии»

Из опыта каждому работодателю известно, что такие характеристики персонала, как уровень работоспособности, степень эмоциональной возбудимости, устойчивость к воздействию разного рода физических и психических нагрузок, непосредственно влияют на быстроту и качество выполнения работы, освоения новых навыков, возможность их применения в новых условиях. Составной частью этого сложного процесса является умение оценить свое состояние и использовать приемлемые в конкретной ситуации способы его улучшения. Последнее может быть достигнуть с помощью приобретения навыков правильной организации и планирования выполняемой деятельности, рационального распределения временных ресурсов, умения правильно подготовить свое рабочее место, применения специальных методов саморегуляции и много другого. Это позволяет в дальнейшем специалисту трудиться не только с полной отдачей, но и облегчает процесс профессиональной адаптации, «вживания» в производственную жизнь, способствует формированию личностного отношения к труду как к любимому делу.

4 стр., 1928 слов

Психологический анализ профессиональной юридической деятельности

... государством, обществом, другими людьми, так и перед своей совестью. Особенностью профессиональной деятельности юриста является гласность ... прокурорского работника Российской Федерации и Концепции воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации" . ... отметить, что правовое регулирование всей профессиональной деятельности отличает юридический труд от других профессий и постепенно ...

Для дальнейшего рассмотрения проблематики профессиональной адаптации необходимо учитывать функциональное состояние работающего персонала. Функциональное состояние — это обобщенная характеристика личности, соответствующая определенному типу взаимоотношений между физиологическими процессами, психическими функциями, эмоциональным отношением к окружающему миру. При решении практических задач возникает необходимость ответить на вопрос, как-то или иное состояние человека влияет на эффективность его деятельности или поведения в целом. Под функциональным состоянием человека понимают интегральный комплекс тех наличных функций и качеств человека, которые прямо или косвенно определяют эффективность его деятельности.

В процессе работы на человека действует множество факторов: направление деятельности человека, условия работы, социальное значение, роль личной ответственности за качество выполнения. В зависимости от того, на сколько адекватно человек может реагировать, формируются специфические виды функциональных состояний.

15 стр., 7097 слов

Адаптация организма человека к психоэмоциональным факторам

... время соответствие психической деятельности человека, его поведения требованиям среды. Исследование психической адаптации требует рассмотрения ее ... механизмами. При этом выделяются следующие уровни: социально-психологический, который наиболее непосредственно связан с ... психогуморальных и психомоторных) соотношений. В этой работе излагаются сведения о развитии теорий психологического стресса, ...

Оптимальное ф.с. Это класс состояний адекватной мобилизации, к нему относят состояния оптимальной работоспособности, психологической готовности к действию и состояния операционной напряженности. Этому состоянию свойственна стабильная продуктивность, достигаемая в результате четкого выделения необходимых психологических этапов подготовки каждого движения — составления программы его реализации на подсознательном уровне и контроля за качеством его выполнения.

Неблагоприятные ф. с. Среди определенных групп факторов, детерминирующих разные виды неблагоприятных функциональных состояний можно выделить:

üСпецифические виды стресса (шумовой, вибрационный), вызванный неадекватными условиями работы;

üСостояние информационной перегрузки, детерминированное содержанием деятельности;

Характерно постепенное развитие некомпенсированного утомления или состояние декомпенсации (состояние «хронического» переутомления, необходимым условием которого является невозможность вернуться к оптимальному режиму работы) в условиях нарушения оптимального режима работы.

2. Психолого-педагогические функции общественных отделов кадров

.1 Исследовательско-диагностическая

Исследовательско-диагнотическая функция может быть ограничена лишь выяснением причин увольнений. Происходит анализ опросов лиц, подавших заявление. Исследовательская функция может быть пролонгирована на большой период. Наблюдения свидетельствуют, что намерение уволиться возникает у лиц под влиянием трудностей профессионального или социально-психологического характера. Незначительные ошибки в работе могут привести к противопоставлению себя и коллектива, к недооценке своих способностей.

4 стр., 1513 слов

Социально-психологические закономерности деятельности менеджера

... деятельности. Цель данной работы - выявить существующие психологические закономерности управленческой деятельности. Объект исследования - деятельность менеджера, руководящего состава организаций. Предмет исследования - мотивационный аспект социально – психологических закономерностей деятельности ... перед необходимостью адаптации к изменяющемуся контексту управленческой деятельности. Выход многих ...

Исследование и диагностика трудностей закрепления работников должны сопровождаться анализом профессиональной и социально-психологической адаптации к требованиям технологической и трудовой дисциплины.

.2 Профилактическая функция

профессия персонал психологический

Профилактическая функция — основная и главная в работе общественных отделов кадров. С точки зрения целей и задач, решаемых этими общественными органами, профилактику следует понимать как устранение причин, препятствующих совершенствованию кадров, развитию их профессионального мастерства, раскрытию общих и специфических способностей, повышению творческой активности.

При реализации профилактической функции общественные отделы кадров сотрудничают с органами управления и общественными организациями. Их деятельность основывается в первую очередь на учете жизненных планов, перспектив трудового пути, интереса к содержанию труда. Таким образом, удается персонифицировать работу с кадрами, дифференцировать ее по возрастным и профессиональным группам работников.

3. Профессиональная и социально-психологическая адаптация рабочего персонала

.1 Профессиональная адаптация

Это адаптация к рабочему месту, орудиям и средствам труда, технологическому процессу, временным параметрам работы, объектам труда, предмету труда, характеру взаимодействия между работниками в процессе труда. Профессиональная адаптация — это адаптация к самой трудовой деятельности со всеми обеспечивающими ее предметными и временными составляющими. Характерна при первом знакомстве человека с условиями новой работы. Сложность профессиональной адаптации зависит от того, сколько новых объектов включено в новую деятельность человека. Этим обусловлена длительность и глубина адаптационных процессов.

18 стр., 8587 слов

Психолого-педагогические основы социально-культурной деятельности

... и педагогики крайне важна в решении актуальных проблем социально-культурной деятельности: повышение квалификации и профессиональная подготовка специалистов социокультурной сферы. Необходимо следить за правильной ... форм и методов работы, позволяющих средствами Арт-терапии и социального взаимодействия со здоровыми детьми, решать вопросы социальной адаптации детей с ОВЗ и ...

На процесс профессиональной адаптации влияют следующие факторы:

vФакторы среды, в которой осуществляется адаптация (рабочее место, технологический процесс)

vФакторы, которые могут быть названы индивидуально-личностными, т. е. связанные с особенностями самого адаптанта.

vФакторы управления процессом адаптации.

Индивидуально-личностные факторы многообразны.

qИсходный, т. е. предадаптационный, уровень знаний, умений и навыков. Скорость адаптации связана с профессиональным опытом. Ускорение адаптации тем больше, чем выше исходный уровень знаний, умений, навыков.

qМотивация, определяющая отношение к деятельности, — это личностное побуждение к деятельности, т. е. побуждение, основанное на потребностях личности, ее ценностных ориентациях, интересах. Мотивы, влияющие на процесс адаптации, весьма разнообразны. Среди них можно выделить Мотивацию на основе интереса. Связана с удовлетворением стремления к знанию и развитию. Мотивация, основанная на интересе к самому себе как субъекту деятельности, наиболее продуктивна как основа адаптационного процесса, если связана с интересом к формированию у личности новых качеств. Также можно выделить мотивацию на основе чувства долга.

Содержание производственных заданий должно увязываться с уровнем предадаптационной профессиональной подготовки работника. Исследования показывают, что даже при небольших изменениях в зоне рабочего места достижение ранее доступных результатов затруднено. Объектом регулирования также должен быть и темп включения адаптанта в выполнение всей совокупности технологических операций или должностных заданий. Соблюдение эргономических требований к рабочему месту — важнейший фактор обеспечения высокоэффективной работы. При несоблюдении антропометрических, психофизиологических, психологических требований к рабочему месту, лежащих в основе эргономических рекомендаций, способствует резкому возрастанию напряженности труда, а, значит, и более интенсивному процессу развития утомления, отрицательно сказывающемуся на результативности когнитивных явлений и формирования навыка. Стимулирование выполнения производственных заданий в адаптационный период выполняет две основные задачи: способствует получению адаптантом информацию о результатах своей деятельности. В условиях адаптации у работника возрастает потребность в получении информации. Это объясняется тем, что идет выработка новых для адаптанта способов и приемов работы. Он анализирует и контролирует свою деятельность, старается развить и закрепить рациональные приемы. Также необходим стимулирующий контроль со стороны руководства. Контроль в соединении со стимулированием, по преимуществу моральным и психологическим формирует у адаптанта чувство уверенности.

.2 Социально-организационная адаптация

Социально-организационная адаптация включает в себя:

·Административно-правовой аспект связан с овладением знаниями о целях и функциях различного рода органов управления и обеспечением работы современного предприятия.

·Социально-экономический аспект адаптации связан с овладением адаптантом сферами социальной и экономической активности. Сида можно отнести включение в различного рода движения, связанные с интенсификацией производства, экономией ресурсов и повышением качества работы.

·Управленческий аспект социально-организационной адаптации связан со становлением работника как субъекта управления. Активность участия в управлении связана, прежде всего, с субъективным фактором, частью которого выступают личностные особенности работников, которые должны стать объектом влияния и направленного формирования в период социально-организационной адаптации.

·Рекреационно-творческий аспект. Речь идет об адаптации к сфере жизни коллектива, связанной с бытом и отдыхом. Состояние этой сферы может серьезно повлиять на формирование отношения работника к предприятию и на отношения с коллективом.

.3 Социально-психологическая адаптация

Этот вид адаптации связан с вхождением нового работника в первичный коллектив. В условиях этого коллектива протекает деятельность человека, через него осуществляются отношения с другими коллективами, в нем он формируется как субъект деятельности и управления. На социально-психологическую адаптацию наиболее сильное влияние оказывает индивидуальность личности, т. е. сугубо личные привычки и умения строить свое поведение. Трудность адаптации заключается, связана с другими фактами. Первичный коллектив — это среда, непосредственно окружающая человека. По значимости и своим функциям она напоминает семью. Как правило, семейные отношения складываются в течение длительного времени, при этом они заранее предопределены хорошо разработанными представлениями членов семьи. В первичном коллективе эти роли заранее не определены. Сам выбор социальных и профессиональных ролей включен в адаптационный процесс и связан с желаниями и возможностями самой личности. Научно установлено, что социально-психологическая неадаптациями дезадаптациями лежат в основе явления текучести среди молодых рабочих, а также лиц, склонных к поспешным решениям по поводу смены работы. Морально-психологический климат определяет настроение коллектива и, следовательно, отношение к адаптанту. Настроение определяет форму, в которой происходит воздействие на личность. В первичном коллективе, который характеризуется неблагоприятным морально-психологическим климатом, адаптант будет в первую очередь испытывать эмоциональный дискомфорт, при отсутствии взаимопомощи — затруднения в профессиональной деятельности. Могут возникнуть трудности роста, трудности интенсивно развития у личности свойств и качеств, оптимально соответствующих работе в коллективе. В регулировании социально-психологической адаптации, особенно в осложненных случаях, позитивную роль играет наставничество. Наставник играет роль связующего звена между адаптантом и коллективом. Также необходимо помнить и о других факторах, влияющих на социально-психологическую адаптацию — возраст, образование, место жительства, жизненный опыт, активность жизненной позиции, характер.

Заключение

Как было уже сказано выше, двадцатый век для России — век экономических потрясений и великих экспериментов. В настоящее время при относительной стабилизации экономического положения России стало возможным не только помощь при социализации в профессиональной сфере, но и в психологической помощи профессиональной адаптации населения. Уважающая себя фирма с помощью психолога проводит тестирование и диагностику будущего рабочего персонала, помимо этого проводит психологическую помощь и поддержку тем, кто заинтересован в этом. Наукой изучены законы развития межличностных отношений и постепенно введены в практику наблюдение и помощь персоналу при профессиональной адаптации. Подобная услуга, весьма распространенная в последнее время, может быть рассмотрена как признак развития общества с продуманной системой отношений. В персонале видят в первую очередь не рабочую силу, а личность со своими особенностями, проблемами, решение которых для продуктивного продолжения процесса деятельности, входит в задачу управления персоналом.

Список использованной литературы

1) .Маклаков А.Г. Общая психология. — С-Пб.: Питер, 2002.

) Филлипов А.В. Работа с кадрами, психологический аспект. — М.: Экономика, 1990.

) Аракелов. Г. Г. Учителям и родителям о психологии подростка. — М.: Высшая школа, 1990.

) «Основы теории переходной экономики», Уч. Пособие МГИМО, — М., 1997.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector