Психолого-педагогическая диагностика 2

Цель данного направления деятельности — психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности учащихся для выявления причин возникновения проблем в обучении и развитии; определения сильных сторон личности, ее резервных возможностей, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы; раннего выявления профессиональных и познавательных интересов; определения индивидуального стиля познавательной деятельности и др.

Основанием для проведения психодиагностических меро­приятий является план работы школы.

Массовая диагностика носит ограниченный характер. Основными в работе педагога-психолога являются три диагностических минимума.

Первый психодиагностический минимум проводится в начальный период обучения в школе в два этапа. Цель диагностического исследования на первом этапе — выделение группы детей, у которых осложнение протекает процесс адаптации. На втором этапе проводится изучение личностных и индивидуальных особенностей учащихся для выделения групп детей, находящихся в социально опасном положении, учащихся с повышенными интеллектуальными способностями, имеющих особенности обучения и развития для психолого-педагогического сопровождения или определения индивидуального образовательного маршрута.

Второй психодиагностический минимум проводится также в два этапа — в четвертом и пятом классах. Основная цель диагностики в четвертом классе — мониторинг процесса обучения и уровня обученности учащихся для организации профилактической и развивающей работы, подготовки психолого-педагогических рекомендаций педагогам средней школы. Цель диагностики в пятом классе — содействие созданию благопри­ятных социально-психологических условий учащимся и классным коллективам в период перехода из начального в среднее звено школы.

Третий психодиагностический минимум проводится на этапе допрофильной подготовки с целью определения способностей и склонностей учащихся. Результаты этого минимума служат основанием для организации последующей профориентационной работы.

Другие диагностические мероприятия могут осуществляться согласно плану работы учреждения с целью обеспечения выполнения основных задач, а также в случаях необходимости подготовки психолого-педагогической характеристики на отдельных учащихся.

4 стр., 1612 слов

Задание1. Комплексный анализ определения психолого-педагогического взаимодействия

Задание1. Комплексный анализ определения психолого-педагогического взаимодействия. Блок 1. Описание задания и деятельности студента по его выполнению. Характеристика задания: Задание «Комплексный анализ определения психолого-педагогического взаимодействия» выполняется по дисциплине «Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса» и предполагает овладение студентами ...

Все диагностические мероприятия с учащимися могут проводиться только с согласия родителей или лиц, их замещающих. Форму получения согласия учреждение образования определяет самостоятельно.

Некоторые диагностические мероприятия, такие как диагностика социально-психологического климата классных коллективов, анкетирование учащихся и родителей по отдельным проблемам, могут осуществляться совместно с классными руководителями и педагогами социальными.

Основные направления деятельности педагога-психолога: учеб. пособие / авт.-сост.: Е. А. Осипова, Е. В. Чуменко; ГУО «Акад. последиплом. образования».- Минск: АПО, 2006. — 84 с.

Здоровьесберегающая деятельность

Основная цель данного направления — формирование установок на здоровый образ жизни, содействие в сохранении и укреплении здоровья у участников учебно-воспитательного процесса.

Формами реализации данного направления являются: мониторинг психофизиологического и эмоционального состояния учащихся в учебно-воспитательном процессе; посещение уроков с целью наблюдения за соответствием режима учебных занятий, методов преподавания, структуры урока, условий внешней среды возрастным особенностям учащихся; информирование классных руководителей, педагогов-предметников об особенностях здоровья, работоспособности, типе высшей нервной деятельности учащихся.

Педагог-психолог на основании данных мониторингов выделяет группы для организации последующей психолого-педагогической работы.

В процессе развивающих мероприятий педагог-психолог обучает учащихся навыкам оценки и саморегуляции двигательной активности, эмоционального состояния, управления стрессом. Осуществляет психологическую профилактику вредных привычек, пагубно влияющих на состояние здоровья.

3 стр., 1428 слов

Основные направления работ педагога-психолога

Раздел 4. Перечень основной и дополнительной литературы Рекомендуемая литература (основная): 1. Орлов, А. Б. Психология личности и сущности человека. Парадигмы, проекции, практики [Текст] : учеб. пособие для студентов психол. фак. вузов / А. Б. Орлов. - М. : Изд. центр "Академия", 2002. - 270 с. 2. Литвак, М. Е. Психологическое айкидо [Текст] : учеб. пособие / М. Е. Литвак. - 14-е изд. - Ростов н/ ...

Основные направления деятельности педагога-психолога: учеб. пособие / авт.-сост.: Е. А. Осипова, Е. В. Чуменко; ГУО «Акад. последиплом. образования».- Минск: АПО, 2006. — 84 с.

Коррекционно-развивающая работа

Цель данного направления работы — создание условий для коррекционно-развивающей поддержки всем нуждающимся учащимся через оказание услуг или направление к соответствующим специалистам.

В рамках данного направления педагог-психолог на основании собственных наблюдений, а также наблюдений классных руководителей, педагогов-предметников, педагога социального, родителей, а также на основании результатов диагностических мероприятий выделяет группы детей, нуждающихся в коррекционной поддержке.

Педагог-психолог мотивирует учащихся и их родителей на посещение коррекционных мероприятий. Включение учащихся в коррекционные группы возможно только с разрешения роди­телей или лиц, их замещающих.

Педагог-психолог располагает сведениями об учреждениях, организациях и специалистах, оказывающих специальные медицинские, психологические, психотерапевтические услуги. Направляет учащихся на консультации или в коррекционные группы, работающие в региональных центрах, в том числе социально-педагогических, центрах внешкольной работы (ЦВР), центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР) и т. д. Поддерживает связь с ведущими коррекционных групп, собирает информацию о происходящих изменениях (ведет учет, базу данных).

На основании рекомендаций, полученных от ведущих групп, формулирует систему мер для педагогов и классных руководителей с целью поддержки результатов коррекционной работы с учеником. При отсутствии возможности оказания ребенку психологической коррекционно-развивающей помощи в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реа­билитации (например, в силу территориальной удаленности) специалисты данного центра составляют совместно с педаго­гом-психологом школы развернутую коррекционно-развивающую программу, оказывают методическую помощь.

12 стр., 5747 слов

Деятельность педагога-психолога по созданию благоприятной и безопасной образовательной среды

... коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога. В его работе она является не самоцелью, а средством, способствующим более эффективной организации работы. Коррекционно-развивающая деятельность осуществляется педагогом-психологом ... деятельности педагога-психолога в этом направлении работы. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ... процесса (учащимися, педагогами, администрацией, родителями, психологами и другими ...

Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога в школе ориентирована на коррекцию межличностных отношений в классах, содействие преодолению кризисных периодов в жизни учащихся (например: переход в среднюю школу, в профильные классы, вступление в подростковый возраст, подготовка к сдаче экзаменов и т. п.) через систему больших психологических игр, малых тренингов с коллективами классов.

Значимым направлением развивающей работы педагога-психолога является помощь старшеклассникам в определении их жизненных планов, в прояснении временной перспективы, в профессиональном и личностном самоопределении.

Психолог организует коррекционно-развивающую работу в виде факультативов, кружков, клубов, в рамках часов школьного компонента.

Основная роль в коррекции познавательной сферы учащихся младших классов, имеющих трудности в обучении, принадлежит школьным логопедам и дефектологам.

В тех случаях, когда в населенном пункте отсутствуют учреждения и организации, оказывающие специализированную психологическую помощь, и невозможно осуществить диспетчерскую функцию, педагог-психолог ведет коррекционные группы, в том числе психотерапевтической направленности.

Основные направления деятельности педагога-психолога: учеб. пособие / авт.-сост.: Е. А. Осипова, Е. В. Чуменко; ГУО «Акад. последиплом. образования».- Минск: АПО, 2006. — 84 с.

Психолого-педагогическое консультирование

Цель данного направления работы — оказание помощи учащимся, их родителям и педагогам в решении актуальных задач развития, социализации, учебных трудностей, проблем взаимоотношений.

Психолого-педагогическое консультирование носит характер индивидуальной или групповой работы и реализуется по отношению ко всем участникам учебно-воспитательного процесса. Для учащихся возможны такие консультативные формы, как телефон доверия, консультирование в школьной печати, групповые консультации на классных часах, а также психологическая поддержка в экстренных случаях.

2 стр., 976 слов

Этика психологической работы педагога психолога.

... той или иной мере придерживается этих направлений работы. На должности педагога-психолога могут работать специалисты с базовым высшим психологическим образованием, а также лица, имеющие ... его личности, общению, умениям взаимодействовать с другими людьми. Для успешной работы педагога-психолога крайне важно наличие социальной чувствительности (социальной перцепции). Социальная чувствительность - ...

Консультации для родителей организуются по специфическим проблемам учащихся (например: информирование о школьных трудностях их ребенка, разъяснение особенностей переживаемого ребенком возрастного этапа, информирование об особенностях взаимодействия с детьми-подростками, харак­тере оказания помощи в подготовке домашних заданий и т. п.).

С педагогами проводятся психолого-педагогические консилиумы по вопросам предотвращения дезадаптации учащихся, индивидуальные консультации в случаях возникновения острых проблемных ситуаций.

В случае появления запроса на психотерапевтическое и психологическое консультирование по личным проблемам со стороны родителей или педагогов педагог-психолог выполняет диспетчерскую функцию, направляя к другим специалистам, сведениями о которых он располагает.

Основные направления деятельности педагога-психолога: учеб. пособие / авт.-сост.: Е. А. Осипова, Е. В. Чуменко; ГУО «Акад. последиплом. образования».- Минск: АПО, 2006. — 84 с.

Психопрофилактика и просвещение

Цель принципиально важного направления школьной практической деятельности педагога-психолога — развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, педагогов, родителей.

Психопрофилактическая работа педагога-психолога строится в соответствии с планами работы учреждений образования, согласуется с заместителем директора по воспитательной работе. Осуществляется в интерактивной форме на педсоветах и методических объединениях, родительских собраниях, классных часах и т. п.

Содержанием психопрофилактической и просветительской работы для педагогов должно стать обучение педагогов учреждения образования технологиям проведения мероприятий по социализации учащихся на разных этапах обучения и воспитания, приемам интерактивного взаимодействия учителя с учениками, организации и проведения педагогического диагностического мероприятия и т. п.

15 стр., 7248 слов

Катаева Л.И. Работа психолога с застенчивыми детьми

Серия «Психологическая служба» Л.И. Катаева РАБОТА ПСИХОЛОГА С ЗАСТЕНЧИВЫМИ ДЕТЬМИ ББК 88.8 К 29 Катаева Л.И.        К 29 Работа психолога с застенчивыми детьми. — М.: Книголюб, 2004. — 56 с. (Психологическая служба.) ISBN 5-93927-114-6 В пособии даны конспекты групповых занятий с детьми дошкольного возраста, испытывающими сложности при общении со сверстниками и взрослыми. В ...

С учащимися мероприятия организуются на классных часах, с родителями — на родительских собраниях и др. К проведению этих мероприятий могут привлекаться соответствующие специалисты. Основой для выбора темы являются: ситуация в образовательной среде данной школы; психологическое содержание возрастных и кризисных периодов обучения; психологические аспекты трансформации образования.

Еженедельное просветительское мероприятие должно стать нормой для педагога-психолога.

Основные направления деятельности педагога-психолога: учеб. пособие / авт.-сост.: Е. А. Осипова, Е. В. Чуменко; ГУО «Акад. последиплом. образования».- Минск: АПО, 2006. — 84 с.

Методическая работа

Цель методической работы — накопление психологических методических материалов для организации учебного и воспитательного процесса и предоставление возможности их использования учителями, классными руководителями, руководителями методических объединений, администрацией школы.

Методическая работа включает сотрудничество с заместителями директора школы по вопросам реализации поставленных перед учреждением образования задач, в том числе — участие в составлении плана работы школы, с педагогом социальным — разработку психологически адекватных программ воспитательного воздействия, с педагогами-предметниками — участие в подготовке заседаний предметных методических объ­единений.

По запросу администрации педагог-психолог выполняет психологический анализ мероприятий. Участвует в программах работы с молодыми специалистами.

25 стр., 12024 слов

Работа педагога-организатора с педагогически запущенными детьми как условие их социализации

... методы для работы с педагогически запущенными детьми.     Изучение теоретических аспектов проблемы и опыта практической деятельности  педагогов и психологов с педагогически ... Комитет по образованию г. Санкт-Петербурга ГОУ СПО Некрасовский педагогический колледж №  1 Квалификационная  работа по педагогике Тема: Работа педагога-организатора с педагогически запущенными ...

Основные направления деятельности педагога-психолога: учеб. пособие / авт.-сост.: Е. А. Осипова, Е. В. Чуменко; ГУО «Акад. последиплом. образования».- Минск: АПО, 2006. — 84 с.

Социально-психологическое обеспечение управленческих процессов

В рамках данного направления педагог-психолог участвует в разработке программ развития учреждения образования, проводит мониторинговые исследования социально-психологического климата в коллективе педагогов, продуктивности управленческой коммуникации в системах администрация — учителя, администрация — учителя — ученики, учителя — ученики.

Педагогом-психологом осуществляется поиск и апробация форм эффективного делового и досугового взаимодействия классных руководителей, педагогов-предметников, педагогов социальных и педагогов-организаторов. Он регулярно информирует членов педагогического коллектива о своих профессио­нальных обязанностях, плане работы, а также о системе взаимо­действия с классными педагогами и учителями-предметниками.

Педагог-психолог в учреждении образования подчиняется руководителю (директору), свою деятельность координирует с заместителем руководителя (директора) по воспитательной работе.

Методическое руководство педагогами-психологами учреждений образования в районе осуществляют специалисты регионального социально-педагогического центра.

Координация деятельности педагогов-психологов учреждений образования района, города

Координацию психологической работы в районе, городе осуществляет специалист регионального социально-педагогического центра, который располагает базой данных о кадрах педагогов-психологов, психологических и социальных службах района, города, соответствующих специалистах, работающих в медицинских учреждениях.

Данный специалист участвует в подборе и расстановке кадров социально-педагогической и психологической службы в соответствии с целями, задачами и особенностями структуры учреждений образования. Организует систематическую учебу для педагогов-психологов по утвержденному плану, направляет на курсы повышения квалификации в областные и республиканские учреждения.

Является координатором коррекционно-развивающей работы в районе с учащимися. Совместно с руководителями центров, в которых работают психологи, в начале учебного года составляет план проведения коррекционных групп в соответствии с потребностями района, города, контролирует функционирование коррекционных групп.

В районе целесообразна организация групп по следующим направлениям (примерная тематика):

для младших школьников:

  • эмоционально-поведенческие нарушения (например: агрессия, упрямство, несформированность произвольной сферы, тревожность, синдром двигательной активности и т. п.);
  • коммуникативные умения (например: застенчивость, неуверенность, неумение вступать и поддерживатьконтакт со сверстниками и взрослыми и т. п.);
  • коррекция познавательной сферы;

для подростков:

  • коммуникативные умения (застенчивость, неуверенность, неумение вступать в контакт со сверстниками противоположного пола, противостояние вредному влиянию (курение, наркотики, алкоголь и т. п.);
  • эмоционально-поведенческие нарушения («трудные», группа риска с разными проявлениями);
  • группы по подготовке волонтеров для работы со сверстниками;

для старшеклассников:

  • тренинг целеполагания, профессионального и личностного самоопределения;

для родителей:

  • тренинг «Эффективный родитель».

Основные направления деятельности педагога-психолога: учеб. пособие / авт.-сост.: Е. А. Осипова, Е. В. Чуменко; ГУО «Акад. последиплом. образования».- Минск: АПО, 2006. — 84 с.

Документация педагога-психолога

В качестве обязательных документов педагог-психолог должен иметь:

  1. план работы на год, утвержденный руководителем учреждения;

  1. планы работы на месяц, на день (неделю) и отчеты об их выполнении;
  1. индивидуальные психодиагностические материалы, ко­торые хранятся до выпуска обучающихся из учреждения обра­зования;

  1. график работы;
  1. аналитические отчеты о работе за год;
  2. отчеты и аналитические материалы о реализации про­грамм психологической поддержки и планов оказания помощи конкретным категориям обучающихся, воспитанников, родите­лям;
  3. журнал учета консультаций обучающихся, воспитанников, родителей, педагогов;
  4. перечень психологических методик, используемых в работе.

При увольнении педагог-психолог обязан оставить в учреждении образования все документы и материалы, касающиеся профессиональной деятельности, за исключением литературы, приобретенной за счет собственных средств.

Основные направления деятельности педагога-психолога: учеб. пособие / авт.-сост.: Е. А. Осипова, Е. В. Чуменко; ГУО «Акад. последиплом. образования».- Минск: АПО, 2006. — 84 с.