Психология журналистского творчества

Психология журналистского творчества

Творчество. Это:

— деятельность по созданию новых, никогда ранее не бывав­ших продуктов;

— индивидуальный процесс открытия и преобразования мира, составляющий содержание процесса становления лич­ности;

— «одухотворенное действие», сущностная характеристи­ка человека, поднимающая личность на качественно новый уровень.

Творчество можно определить так: форма самодеятельно­сти и саморазвития индивида, развертывание его сущност­ных сил по меркам свободы; приобщение к высшим смыслам бытия. Творчество предполагает наличие у личности спо­собностей, мотивов, знаний, умений, благодаря которым соз­даются произведения, отличающиеся новизной, оригиналь­ностью, уникальностью. Все это определяет важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов ум­ственной активности, а также потребности личности в само­актуализации и самореализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей.

Креативность (от англ. creativity) — способность к творче­ству: способность видеть старое в новом свете и находить не­обычное решение проблемы. Креативность является полной про­тивоположностью шаблонному мышлению. Она уводит в сторо­ну от банальных идей и скучного привычного взгляда на вещи и рождает оригинальные решения. Психологи единодушны в том, что креативность и интеллект — это не одно и то же. Соглас­но многочисленным результатам компетентных исследований не все люди с высоким интеллектом обладают креативностью.

Творческие способности журналиста. Всякая деятельность требует от человека обладания специфическими качествами, опре­деляющими его пригодность к ней и обеспечивающими опреде­ленный уровень успешности ее выполнения. Эти индивидуально-психологические особенности называются способностями лич­ности. Способность — это совокупность врожденных анатомо-физиологических и приобретенных регуляционных свойств, которые определяют психические возможности человека в различных видах деятельности. Каждая деятельность предъявляет комплекс требований к физическим, психофизиологическим и психическим возможностям человека. Способности — мера соответствия свойств личности требованиям конкретной деятельности. Различа­ются общие и специальные способности. Общие умственные способности — это критичность ума, быстрота умственной ориентировки и скорость мышления, глубина, гибкость, пытливость ума. Общие способности необходимы для всех видов деятельности. Они разделяются на сложные и элементарные. Сложные — это способности к обучению, наблюдательность, общий уровень интеллектуального развития и т.

6 стр., 2647 слов

Задатки и способности человека

... способностей человек создает новое, оригинальное. Нельзя, конечно, метафизически, рассматривать эти уровни. Во-первых , следует иметь ввиду, что всякая репродуктивная деятельность включает элементы творчества, а творческая деятельность ... , к какой-нибудь деятельности. Часто используется при характеристике одарённости понятие «Креативность» - это способность адаптивно реагировать на необходимость ...

д. Элементарные — способности к отражению действительности, уровень развития восприятия, памяти, мышления, воображения, воли. Без соответствующего уровня развития элементарных и сложных способностей человек не может включиться ни в один из видов человеческой деятельности. Люди, об­ладающие общими способностями, как правило, быстро осваивают новые виды деятельности. Специальные способности — способности к отдельным видам деятельности. В соответствии с видами деятельности различаются следующие специальные способности: графические; художественно-литературные; конкретно-научные (математические и т. д.); практически-организационные; практически-созидательные и др. Специальные и общие способности неразрыв­но связаны. Развитие общих способностей обусловливает развитие специальных.

Творческие способности — это умение находить нестандартное решение, создавать оригинальные продукты деятельности, рекон­струировать ситуацию с целью получения нового результата, продуктивно мыслить, формировать новые образы воображения.

Творческие способности журналиста

Способность памяти запомнить, опознать, воспроизвести нечто немедленно, с отсрочкой или в момент творческого акта

Является одним из компонентов продуктивного мышления, показателем результативности творческой деятельности журналиста

Способность предвидения

Обеспечивает прогностическую деятельность зачастую интуитивно предугадать настроение и потребности аудитории

Скептицизм, самоирония

Связаны с большей информированностью журналистов, с тем, что у них нет робости перед авторитетами

Умение оперативно переводить внутреннюю речь в письменную

Является профессиональной характеристикой

Творческие способности личности журналиста связаны с ее мотивацией (интересы и склонности), с темпераментом (эмоци­ональность), умственными способностями. В структуре лично­сти журналиста существенны не отдельные способности, а их комплексы, наиболее полно отвечающие требованиям широких сфер деятельности.

Понимание природы способностей очень важно для станов­ления профессионального мастерства специалистов. Рассма­тривая происхождение способностей — передаются ли они по наследству или являются прижизненно формирующимися об­разованиями, психологи пришли к выводу, что исследование родословных выдающихся людей, статистика потомственных профессий свидетельствуют не о биологической наследствен­ности, а о наследственности условий жизни, т. е. социальных условий, которые благоприятствуют развитию способностей. Все способности формируются при жизни в процессе опреде­ленным образом организованной деятельности. Психологи до­казали, что способности развиваются в процессе деятельности, которая должна отвечать основным условиям развития способ­ностей: вызывать положительные реакции, интерес, быть твор­ческой; поставленные в ней задачи должны немного превосхо­дить имеющиеся возможности, уже достигнутый уровень вы­полнения деятельности.

Профессиональное мышление. Мышление является выс­шим познавательным процессом. В психологии оно определя­ется как психический познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения в сознании человека существенных свойств предметов и явлений окружающего мира, а также существенных связей окружающего мира. Благодаря мышле­нию человек проникает в сущность предметов и явлений, познает существенные, закономерные связи и отношения между ними, составляющие закономерности объективной действительности. В отличие от чувственной ступени познания, мышление носит опосредованный характер, осуществляется с помощью системы средств. Прежде всего, мышление опосредуется словом. Благодаря слову существенные свойства, связи и отношения между предметами и явлениями закрепляются в понятиях. Мышление неразрывно с речью, которая является его материальной основой. Мышление опосредовано также системой мыслительных операций, знаниями, опытом челове­ка. Изучение мышления, его видов, форм, мыслительных операций, умение использовать их в деятельности необходимы будущему сотруднику СМИ для формирования профессионального мышления, являющегося важнейшим качеством личности профессионала-журналиста.

При выполнении профессиональных задач мышление выступает как процесс, который включает в себя: 1) постановку задач; мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизацию, обобщение, классификацию, систематизацию), посредством которых осуществляется поиск реше­нии задач; 3) результат решения, вывод.

По ходу решения задачи человек выявляет все новые и новые, до того неизвестные ему условия и требования задачи, которые причинно обусловливают дальнейшее протекание мышления. А. В. Брушлинский, автор книги «Психология мышления и кибернетика» (М., 1970), замечает: «Неизвестное не есть какая-то абсолютная пустота, которой вообще невозможно оперировать. Оно всегда так или иначе связано с чем-то известным… Исходя из связи и отношений между из­вестным и неизвестным становится возможным искать и находить нечто новое, до того скрытое, неизвестное». С. Л. Ру­бинштейн писал: «В процессе мышления объект включается во всё новые связи и в силу этого выступает вот все но­вых свойствах и качествах, которые фиксируются в новых понятиях; из объекта, таким образом, как бы «вычерпывает­ся» все новое содержание, он как бы каждый раз поворачива­ется новой стороной, в нем выявляется все новые свойства"(Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. М.; 1958).

Анализ и синтез — главные операции мышления. Остальные являются производными от них, поскольку нет ни одного мыс­лительного действия, которое не включало бы в себя анализ и синтез. Каждая операция мышления выполняет определенную роль в процессе мышления и находится в тесной взаимосвязи с остальными. Проследим единство операциональных компонен­тов мышления на примере решения журналистом профессио­нальной задачи создания подборки из писем, поступивших в ре­дакцию. При первом знакомстве с письмами корреспондент вос­принимает их только глазами, он получает целостное представ­ление о поступивших от читателей сообщениях, являющееся результатом первичного синтеза. Здесь нет еще глубокого про­никновения в содержание каждого из них. В процессе дальней­шей работы с целью выявления формы и содержания происхо­дит анализ, выделяются отдельные элементы писем, затем вы­являются сходство и различие этих элементов по тематике, акту­альности и Т. п. Сравнение приводит к выявлению общего и раз­личного и объединению отдельных писем в целое — подборку в соответствии с их темой, проблематикой, актуальностью и т. п. Происходит вторичный синтез, в результате которого и возника­ет замысел создания подборки — решение задачи.

Необходимым условием профессионального мастер­ства является развитие различных видов мышления. В пси­хологии существует несколько классификаций мышле­ния. Выделяют: наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое мышление; практическое и теорети­ческое мышление; репродуктивное и творческое, интуитив­ное и аналитическое, реалистическое и аутистическое. Наи­более распространенной является классификация, выделяю­щая наглядно-действенное, наглядно-образное и абстрактно-логическое мышление. В ее основу положено два признака: 1) форма отражения действительности субъектом, т. е. характеристика самого отражения действительности (отражение в форме непосредственных восприятий, представлений и отвлеченных понятий); 2) система операций, посредством которой мыслящий объект взаимодействует с внешним миром, чем он оперирует (практическими или действенными обобщениями, преобразует образы или осуществляет логические операции с понятиями).

Творческое мышление. Это высший уровень познаватель­ной деятельности. Оно отличается тем, что мыслящий субъект достигает новых для себя результатов самостоятельно, в процессе поиска посредством особых процедур, которые не свойственны деятельности воспроизведений или усвоения гото­вых знаний. Исследователь психологии творчества А. Ц. Лук (Психология творчества". М., 1978) к творческим интеллек­туальным способностям относит:

— зоркость в поисках проблемы как способность увидеть то, что не укладывается в рамки усвоенного. Это связано не с остротой зрения, а является качеством мышления;

— способность к свертыванию мыслительных операций, по­зволяющих мысленным взором охватить всю картину целиком все рассуждения от первого до последнего шага; способность к переносу опыта, позволяющая применить навык, приобретенный при решении одной задачи, к другой;

— цельность восприятия: способность воспринимать действительность в целом, не дробя ее (цельное восприятие характерно доя людей художественного типа — актеров, художников, музыкантов, журналистов);

— способность к сближению понятий, проявляющаяся в лёгкости ассоциирования и отдаленности ассоциируемых понятий;

— гибкость мышления;

— способность к оценке;

— способность к «сцеплению» и «антисцеплению» (объеди­нить и увязывать новые сведения с имеющимся багажом);

— легкость генерирования идей;

— беглость речи и др.

Интуитивное и аналитическое мышление. Различие между ними сводится к следующему. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, в зна­чительной мере представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное характеризуется быстротой протека­ния, отсутствием четко выраженных этапов, является мини­мально осознанным. Признаками интуитивного мышления яв­ляется также отсутствие развернутых логических рассужде­ний, самоочевидность для субъекта, уверенность его в пра­вильности решения. Наряду с логическим, аналитическим по­знанием действительности велика роль интуиции, эвристиче­ского начала, бессознательного. Многие великие открытия со­вершались интуитивно. И. П. Павлов объяснял интуитивный процесс действием «следов» от прошлых впечатлений. Выяв­лены факторы по развитию интуиции. Ими являются: разви­тие наблюдательности, памяти, эмоциональной восприимчи­вости, расширения запаса знаний и жизненного опыта, а также совершенствование и развитие органов чувств (зрение худож­ника, слух музыканта и т. д.).

Творческое мышление журналиста. Оно отражает посто­янно воспроизводящееся противоречие между консервативным и динамичным началами. Одним из существенных элементов творческого мышления является профессиональное самосозна­ние, которое содержит устойчивые представления об определен­ной политической, профессиональной, социальной, психологи­ческой и нравственной идентичности членов группы (сообще­ства), о ее свойствах как целого.

Профессиональное мышление сегодня во многом обу­словливается технологией и объективной логикой массово-коммуникационной деятельности и выступает в качестве ор­ганизующего начала в процессе становления и самоопреде­ления журналистики и дальнейшего развития данного вида профессиональной деятельности как истинно творческого. В одном ряду с профессиональным самосознанием у журнали­стов стоит профессиональное мировоззрение как специфи­ческий срез общего и элемент профессиональной культуры. Объектом отражения профессионального мировоззрения вы­ступает не только общая или специальная, но и социальная картина мира.

Специфика творческого мышления журналиста

Алогичность

Не всегда журналисты понимают, почему обращаются именно к этим фактам

Способность к соединению новых и старых знаний

Объединение полученных сведений с имеющимися знаниями дает ключ к пониманию ситуации, проблемы

Высокая мобильность, подвижность умственной ориентировки

Предполагает цельность восприятия

Соединение понятийного и образного начал

Таким образом ситуация вписывается в более широкие контексты

Гибкость мышления

Способность легко переходить от одного класса явлений к другому

Лёгкость генерирования идей

В силу специфики работы журналист охватывает и объясняет несметное число явлений, понятий, фактов и т. п.

Способность к ассоциативному мышлению

Способность сближать понятия, выводить из них новые и правильные заключения

Исследование творчества. Первое упоминание о природе научного творчества мы находим в трудах древних философов. Аристотель в своей знаменитой силлогистике пытается выяснить возникновение новых знаний путем выстраивания алгоритма логических умозаключений. В донаучной психологии и условием продуцирования нового долгое время считали мыслительные операции: индукцию, а позднее — дедукцию (Ф. Бэкон, Декарт, Г. Лейбниц, Дж. Милль).

Данные подходы опре­деления природы творчества носили индетерминистский характер. В эпоху господства ассоциативной концепции в психологии появились представления о природе творчества, отчасти co­ответствующиевующие «детерминистским идеалам научности»: о творческом синтезе (В. Вундт) и творческих ассоциациях (А. Бэн).

Интуитивизм. Одно из наиболее ранних представлений о психологических механизмах решения творческих задач вы­ражено в понятии «интуиция». Наиболее прочно это понятие утвердилось в психологии, опиравшейся на идеалистическую теорию познания, которая еще со времен Платона признавала существование врожденных идей. Интуиция рассматривалась как внезапное озарение, осенение, свойственное лишь немно­гим избранным, как мистическая творческая активность, обе­спечивающая непосредственное постижение истины, как дар предчувствия, предугадывания. Крайнее направление этой тео­рии, известное под названием интуитивизма, отрицало в твор­ческом акте роль практики, труда и вообще какой-либо деятель­ности. Интуитивизм считает, что открытие нового происходит само по себе, самопроизвольно.

Теории бессознательной работы. Общие выводы их сводятся к выделению в творческом процессе нескольких этапов. Первый этап (сознательная работа) — подготовка — особое деятель­ное состояние, являющееся предпосылкой для интуитивного проблеска новой идеи; второй этап (бессознательная работа) — созревание — бессознательная работа над проблемой; третий этап (переход бессознательного в сознание) — вдохновение — в результате бессознательной работы в сферу сознания поступа­ет идея изобретения, открытия, вначале в гипотетическом виде; четвертый этап (сознательная работа) — развитие идеи, оконча­тельное оформление и проверка.

Гештальтпсихологическая теория творчества. Понятие инсайта. С развитием общества, философской и психологи­ческой науки развивались и изменялись взгляды на проблему человеческого творчества. Различные психологические шко­лы предлагали собственные подходы к исследованию феноме­на творчества, творческого мышления и творческих способ­ностей. Большой вклад в исследование творческого процес­са внесли представители гештальтпсихологии. Именно в геш-тальтпсихологии впервые появляется понятие озарения, или инсайта, затем прочно обосновавшееся в психологии творче­ства. Гештальтпсихологическая теория творчества в наиболее полном виде представлена в работе М. Вертгеймера «Продук­тивное мышление», где автор рассматривает основные меха­низмы творческого, продуктивного мышления в его отличии от нетворческого, репродуктивного. Центральным звеном творчества Вертхаймер считает появле­ние инсайта, внезапного озарения, схватывания элементов ситуации в тех связях и отношениях, которые обеспечивают решение задачи. Этот механизм не может быть сведен к числу логиче­ских операций. Вертхаймер намечает основные этапы творче­скою процесса решения проблемы. Вначале появляется ощуще­ние неясности данной ситуации. Желание достичь понимания проблемы приводит к постановке некоторых вопросов. В поле ситуации выделяются значимые элементы, образующие фокус, или центр, ситуации. Вокруг этого центра все элементы ситуации связываются в определенное структурное целое— гештальт. Каждый элемент воспринимается как часть целого. Все это создает основу для решения, внезапного видения ситуации и понимания проблемы. Инсайт выступает как качественный ска­чок, переход от одного видения ситуации к другому.

«Дункеровская задача». К. Дункер в работе «Психология продуктивного мышления» предложил особый тип экспери­ментальной ситуации — «дункеровскую задачу». Это задание с основным конфликтом, которое имеет «несколько слоев» и предполагает различные способы представления, только один из которых оказывается адекватным. Для того чтобы решить та­кую задачу, необходимо проникнуть в ее внутреннюю структу­ру, и тогда процесс решения становится осуществимым. Пони­мание ситуации эксперимента и приводит к решению пробле­мы. Но это понимание может быть достигнуто только путем преобразования прошлого опыта, отказом от сложившихся схем. Между условиями задачи и предъявляемыми ею требованиями возникает конфликт, который может быть разрешен лишь путем внезапного понимания, озарения, инсайта.

Рассмотренные концепции связывают определение творчества с характером мышления (деятельности), опосредованного психо­логическими новообразованиями, в результате которых появля­ются новые оригинальные ценности в различных областях чело­веческой деятельности: в науке, искусстве, технике и т. д.

Мотивационный компонент сознания. Основоположник шко-1ы психоанализа 3. Фрейд считает, что творчество является од­ним из способов избавления индивида от сексуальной энергии. Он делает акцент на определенном мотивационном компоненте сознания как вероятностной детерминанте креативности. Таким мотивационным «вектором» является «всепоглощающее сексу­альное влечение».

Творчество как усиление себя. На следующем витке развития психологической мысли этим мотивационным вектором стано­вится самоактуализированное сознание личности homo, творца. Представители данного направления (А. Маслоу, Р. Мэй, К. Род­жерс, Н. Роджерс) утверждают, что в каждом индивидууме им­манентно имплицирована креативность как способ выражения самоактуализации. К. Роджерс пишет: «Творчество есть сила, трансформирующая, способствующая положительной самоо­ценке и обеспечивающая самопродвижение индивида в своем развитии». В гуманистической психологии в определении при­роды творчества акцентируется внимание не на новообразова­ниях в области вещей и идей, возникающих в итоге человече­ской деятельности, а на самом процессе, его позитивной ди­намике. Тогда критерием будет являться не качество результа­та, отмечает Роджерс, а характеристики и процессы, активизи­рующие творческую продуктивность, потому что само творче­ство — это «космологический процесс, духовный, центрирую­щий и насыщающий».

Концепция доминирующей роли рефлекса. В 1920-х годах к проблеме природы творчества обращается В. М. Бехтерев. Он рассматривает данную проблему в духе бихевиоризма, с позиции рефлексологии. Творческий процесс у него опосре­дован определенным раздражителем, который ученый харак­теризует как творческую проблему, творческую ситуацию, и является ответной реакцией на данный раздражитель. На до­минирующую роль рефлекса как универсального динамиче­ского механизма, лежащего в основе всех реакций субъек­та, в том числе и его творческих проявлений, вслед за Бех­теревым, указывает представитель павловской школы фи­зиолог В. В. Савич. Следовательно, Бехтерев и Савич про­цесс творчества сводят к механической динамике условно-рефлекторных связей. Данные попытки решать с позиции рефлекторной теории вопросы психологии творчества заслуживают внимания тем, что дифференцировали прежний глобальный, синкретический подход к данному вопросу.

Теория С. О. Грузенберга. В своей монографии «Введение в психологию и теорию творчества» Грузенберг, обобщая предшествующий опыт исследований истории, общей направленности, характера творчества, создает свою теорию. В построении этой теории он исходит из дифференциации творчества на три типа по характеру и способу проявления:

  1. философский — представлен двумя разновидностями: гно­сеологической и метафизической. Для первой характерно позна­ние мира в процессе художественной интуиции (Платон, Шо­пенгауэр), для второй — раскрытие метафизической сущности с позиции религиозно-этической интуиции (Сократ);
  2. психологический — включает в себя два направления: первое связано с естествознанием, второе — с психопатологией (В. М. Бехтерев, В. О. Чиж); представляет собой анализ влияния разных факторов: генетических, социальных (наследственно­сти, пола, алкоголизма, гениальности и т. д.);

3)интуитивный — творческий акт трактуется как интуитив­ный процесс (Платон, Ницше).

Несмотря на пристальное внимание Грузенберга к проблематике творчества и первые попытки осмысления его механизмов, он еще не решается выделить теорию и психологию творчества как научную дисциплину.

Аналитический подход. Этот подход в изучении творчества появился во второй половине XX в. Его стали осуществлять II Н. Дьяков, Н. В. Петровский, П. А. Рудик. Они ввели в свои исследования тестовые обследования, подвергнув тем самым анализу отдельные этапы творческого процесса. Но в целом еще трудно было констатировать точный психологический экспери­мент в предмете исследований, так как еще не было споради­ческих толкований природы творчества. В представлении боль­шинства исследователей она сводилась к интуиции.

Исследования С. Л. Рубинштейна. Своими фундаментальны­ми исследованиями в области психологии мышления Рубин­штейн решает ряд глобальных проблем феноменологии твор­чества. В частности, им выявлены детерминанты продуктивного мышления, что было очень актуально, так как в это время в каче­стве магистрального направления, сопряженного с разработкой проблематики творчества, выступило изучение процессов про­дуктивного мышления, как решения задач (М. Вертхаймер, К. Дункер, О. Зельц).

Исследуя продуктивное мышление, Рубинш­тейн останавливается на феномене инсайта, внезапного озаре­ния, «излюбленном пристанище индетерминизма». Это объяс­няется тем, что инсайт, «догадка», традиционно рассматривал­ся как явление, не обусловленное предшествовавшим ему ходом мысли.

Разработанное в школе Рубинштейна представление о догад­ке как о стремительно кристаллизующемся закономерном ре­зультате проведенного анализа, закрывало эту лазейку. Таким образом, работы ученого в данной области исследований спо­собствовали утверждению представлений о творческом процес­се как о результате сознательной деятельности субъекта.

Психология творчества: школа Я. А. Пономарева. Делом всей жизни профессора Якова Александровича Пономарева (1920 — 1997) стали исследования по психологии творчества, приведшие к созданию оригинальных методических подходов и теоретиче­ских обобщений. Его перу принадлежит целый ряд монографий, вошедших в золотой фонд отечественной науки: «Психология творческого мышления» (I960), «Знание, мышление и умствен­ное развитие» (1967), «Психика и интуиция» (1967), «Психоло­гия творчества» (1976), «Методологическое введение в психоло­гию» (1983), «Психология творения» (1999).

Пономарев создал структурно-уровневую теорию творчества, предложил концеп­цию побочного продукта мыслительной деятельности, показав, что процесс решения мыслительной задачи неоднороден и мо­жет иметь как прямые (осознаваемые), так и побочные (неосо­знаваемые) продукты, причем последние при соблюдении ряда условий могут повысить эффективность решения других мыс­лительных задач.

Психология журналистского творчества — Стр 2

Еще в начале своей научной карьеры Пономарев в ходе экспе­римента исследовал, как опыт, образующийся при решении одной задачи, влияет на решение другой. Здесь он открыл феномен, ко­торому дал название неоднородности результата действия. Он проводит различие между логическим и интуитивным опытом. Интуитивный опыт бессознателен, но это не бессознательное в психоаналитическом смысле. Интуиция представляет собой бессознательное знание, а не бессознательные желания, о которых говорят психоаналитики. В каком смысле знание может быть бессознательным? Согласно Пономареву, в том, что к нему невозмо­жен произвольный доступ. Это знание у субъекта есть, но подобраться к нему можно только с помощью ключа, который лежит на уровне действия. На основе проведенных экспериментов ученый делает следующие выводы.

  1. Есть определенный пласт человеческого опыта, который не­доступен для произвольного запроса со стороны субъекта, одна­ко он реально существует, в чем можно убедиться, если найти к нему адекватный ключ.
  2. Ключ к интуитивному опыту находится на уровне действия, т. е. человек может проявить свою интуицию, попытавшись про­делать какое-либо действие. Тогда интуитивный опыт может проявиться, ведя за собой субъекта, направляя его руку. Недаром жи­вописцы иногда говорят, что стремятся дать волю своей руке, не направлять ее.

3.Формирование логического и интуитивного опыта проис­ходит в действии. То, что относится к цели действия, образует сознательный, логический опыт. Интуитивный же опыт форми­руется помимо сознательной цели действия.

Эти три положения формируют фактически ядро концеп­ции опыта по Пономареву. Через 15 лет открытие этих поло­жений на Западе получило название «имплицитное знание» и «имплицитное научение». В случае интуиции и имплицитного научения Я. А. Пономарев выдвинул также несколько важ­ных положений: предложил объяснение смысла феномена интуиции в контексте психологии мышления; связал интуицию с гносеологической проблемой адекватности нашего знания миру; открыл феномен интуиции как режима функционирова­ния познавательной системы; установил несколько любопыт­ных конкретных параметров эффективности имплицитного на­учения, а именно простоту ситуации и физическую интенсив­ность стимуляции. Позднее, исследуя феномен интуитивного и логического режимов функционирования когнитивной систе­мы, к трем предыдущим моделям интуитивного знания он при­бавил еще один пункт: люди могут функционировать в различ­ных режимах. В хорошо осознанном логическом режиме они не имеют доступа к своему интуитивному опыту. Если же в своих действиях они опираются на интуитивный опыт, то тог­да они не могут осуществлять сознательный контроль и реф­лексию своих действий.

Теория Пономарева показывает, что без интуитивного зна­ния не могло бы работать наше мышление. Интуитивное зна­ние — один из необходимых механизмов творческого мышле­ния. Однако одной интуиции недостаточно для мышления. Че­ловек двойственен: как только интуиция дала сигнал, где искать отгадку, в дело вступает логика, которая позволяет организо­вать систематический поиск в заданном месте. Логика включа­ет связное, структурированное знание, которое позволяет субъ­екту произвольно целенаправленно находить ответы на постав­ленные вопросы по готовым схемам.

Пономаревым собран обширный и плотный массив дан­ных по феноменологии творчества. Его работы в данной обла­сти представляют значительный интерес с точки зрения пони­мания универсальности природы творчества (с позиции диалек­тической философии) как атрибута материи. На основании вы­явленной закономерности им эксплицируется принцип движе­ния (единство взаимодействия и развития), сформулированный в закон преобразования этапов развития системы в структурные уровни ее организации.

Основываясь на результатах своих экспериментальных иссле­дований, Пономарев приходит к выводу, «что это ограничение иг­норирует категорию взаимодействия как источника любого раз­вития, любого движения». Поэтому творчество рассматривается им исключительно как «источник развития, движения, взаимо­действия; ведущее к развитию, развивающее взаимодействие». Диалектический подход Пономарева к творчеству как к атрибу­ту материи сегодня, когда меняется ньютоно-картезианская си­стема мышления, как никогда актуален. Данный подход отвеча­ет прогрессивным тенденциям общества — его гуманизации когда в центр научной картины мира ставится личность homo, творца, диалектически взаимосвязанная со всем универсумом. Я. А. Пономарев своим системно-структурным подходом экс­плицирует данную взаимосвязь.

Литература

Богоявленская Д. Б. О предмете и методе исследования творческих способ­ностей // Психол. журн. 1995. № 5.

Дункер К. Психология продуктивного мышления // Психология мышления / под ред. А. М. Матюшкина. М., 1965.

Морозов А. В. Творческие способности личности // Морозов А. В. Деловая психология. М., 2005. С. 299−320.

Олешко В. Ф. Психология журналистики: учеб. пособие. СПб., 2006.

Пономарев Я. А. Психология творчества. М, 1970.

Пронина Е, Е. Психология журналистского творчества. М., 2002.

Роджерс Н. Творчество как усиление себя // Вопр. психол. 1990. № 1. С. 164−168.

Ушаков Д. В. Языки психологии творчества: Яков Александрович Понома­рев и его научная школа // Психология творчества: школа Я. А. Пономарева / ред.-сост. Д. В. Ушаков. М., 2006. С. 19−143.

11