Психологические явления – факты внутреннего, субъективного опыта

Тема 1. Предмет и задачи психологии.

Психология – наука, изучающая недоступные для внешнего наблюдения структуры и процессы, с целью объяснить поведение человека и животных, а так же психологические особенности отдельных людей.

Психика – особая сторона жизнедеятельности животных и человека и их взаимодействия с окружающей средой; способность активного отражения реальности или совокупность душевных процессов и явления.

Личность – понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассматривая его как субъекта социокультурной жизни, определяя его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметов деятельности.

Деятельность – процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели.

Поведение – направление личностно или социально значимого действия, источником которых является сам человек, и авторская ответственность за которые возлагается на него.

Сознание – один из способов, которым объективная действительность отражается в психике человека.

Самосознание – сознание субъектом самого себя в отличие от иного-других субъектов и мира вообще; это сознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действий.

Бессознательное – совокупность психических процессов, в отношении которых отсутствует субъективный контроль.

Подсознание – термин для обозначения психических процессов, протекающих без отображения их в сознании и помимо сознательного упражнения.

Сверхсознание – разновидность несознаваемого; эмоционально образная активность по разрешению сложных эмоциональных задач, попытка выхода из трудных ситуаций.

Бихевиоризм – направление в психологии, центрированное на изучении поведенческих реакций и их детерминант.

Глубинная психология – общее название для ряда направлений в психологии, ориентированных преимущественно на изучение бессознательных психологических процессов.

Фрейдизм – философско-психологическое учение австрийского психолога З. Фрейда и его последователей, объясняющее развитие и структуру личности иррациональными, антагонистическими сознательно психическими факторами и использование основанных на этих представлениях технику психотерапии.

2 стр., 891 слов

Проблема человека в психологии

... к этим качествамотносится сознание и самосознание, нравственно-этические качества, которыеподстраиваются под нормы в каждой социальной среде. Помимо же изучения человека в психологии, она помогаетему ... понятие, что природа ничего напрасно не делает . В процессе своего эволюционного развития человек приобр лсовершенно необходимые способности, делающие его социальным субъектом. Этовозможность ...

Психоанализ – психологическая теория, разработанная в конце 19 — начале 20 века З. Фрейдом, а также чрезвычайно влиятельный метод лечения психических расстройств, основанный на этой теории.

Гуманистическая психология – направление в западной психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» само актуализации, присущую только человеку.

Гештальтпсихология –направление в западной психологии, возникшее в Германии в первой трети ХХ века и выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур, первичных по отношению к своим компонентам.

Когнитивная психология –направление в психологической науке, изучающее зависимость поведения субъекта от познавательных процессов.

Экзистенциальная психология – направление в психологии, которое исходит из уникальности конкретной жизни человека, несводимой к общим схемам, возникшим в русле философии экзистенциализма.

Общая психология – раздел психологии, обещающий теоретические и экспериментальные психологические исследования, интегрирующие психологические знания, изучающий наиболее общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, её основные понятия и категориальные строй в их современных составляющих и историческом развитии.

Возрастная психология –отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики. Наибольшее внимание уделяется вопросам детского развития, однако и другие возраста также рассматриваются.

Социальная психология – раздел психологии, изучающий поведение человека в обществе (социуме), психическое явление, происходящее во время взаимодействия различных групп людей.

Педагогическая психология – раздел психологии, изучающий методы обучения и воспитания, повышающий эффективность выполнения образцовых задач, эффективность педагогичность мер, улучающих психологические аспекты преподавания.

Экономическая психология – отрасль психологической науки об экономическом поведении и психических процессах человека, связанных с производством, распространением, обменом и потреблением товаром и услуг.

Этнопсихология – раздел психологии, изучающий этнокультуры особенности представителей разных народов и наций, психологические характеристики этносов, а так же вопросы межэтнических отношений.

Нейропсихология – наука, основным объектом изучения которой является мозговая организация психических процессов.

Парапсихология – направление научных исследований, занимающееся различными аномальными явлениями, связанными с взаимодействием людей и животных, вопросами жизни после смерти.

Психотерапия – метод лечебного воздействия врача на психику больного или группы больных с помощью словленного внушения для лечения нервно-психических и некоторых соматических заболеваний.

Психиатрия — отрасль клинической медицины, изучающая психические (душевные) расстройства, занимающаяся их лечением, профилактикой и оказанием помощи психическим больным, а также изоляцией лиц с отклонением в поведении, представляющих потенциальную опасность для себя или для окружающих.

12 стр., 5899 слов

1.Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Методы психологических ...

... понятие, структура, основные психологические условия высокой эффективности деятельности. Деятельность- форма поведения активности человека. Деятельность- активное взаимодействие человека со средой. Деятельностью ... сложивш. Основных направлений психологии.В следствии появились новые направления Пс:Геншталь Пс., психоонализ. 3.Место психологии в системе наук. Основные категории психологии. Существует ...

Психологические явления – факты внутреннего, субъективного опыта.

Психические процессы – процессы, условно выделенные в целостной структуре психики.

Психические состояния –целостные, временные и динамические характеристики психической деятельности; один из возможных режимов жизнедеятельности человека, на физиологическом уровне отличающегося определёнными энергетическими характеристиками, а на психологическом уровне – система психологических фильтров, обеспечивают специфичное восприятие окружающего мира.

Психические свойства – наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определённый уровень поведения и деятельности, типичный для неё.

Методология – система принципов и способов организации и построения теоритической и практической деятельности, а так же учение об этой системе.

Методы психологии – основными методами психологии, является наблюдение и эксперимент; дополнительными – самонаблюдение, беседа, опрос и биографический метод, психологическое тестирование.

Наблюдение – описательный психологический исследований метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта.

Эксперимент –проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний о психологии посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого.

Тема 2. Педагогика как наука

Педагогика – наука о законах воспитания и образования человека, она изучает закономерности успешной передачи социального опыта старших поколения младшему.

Объект – предмет, явление или процесс, по которому направлена предметно-практическая и познавательная деятельность субъекта (наблюдение).

Предмет – отдельное, материальное не одушевлённое тело, объект, вещь, как правило, не очень больших размеров; то, на что направлены мысли или действие субъекта.

Задачи педагогики – получение достоверных научных знаний о закономерностях развития различных педагогических явлений и трансформирование различных педагогических теорий, обусловленными этими явлениями; анализ борьбы прогрессивных и консервативных тенденций в развитии педагогики; раскрытие с научной позиций причин качественных измерений в развитии педагогики; установление путей, которыми шёл процесс формирования нового теоретического содержания педагогической науки.

Ориентировочная деятельность – совокупность действий субъекта, направленных на активную ориентировку в ситуации, её обследовании и планирование поведения.

7 стр., 3081 слов

Человек как личность в системе социогенеза

... адаптации человека, разрабатываются г. о. в социологии и социальной психологии, этнопсихологии, истории психологии. 1.1 Личность в истории культуры Личность невозможна вне социальной деятельности и общения. Только включаясь в процесс ...

Субъект – активное самосознающее начало душевной жизни, которое противопоставляет себя внешнему миру и своим собственным состояниям, рассматривая их как объект.

Развитие – процесс, направленный на изменение материальных и духовных объектов с целью их усовершенствования.

Формирование – постепенное создание оперантного поведения, посредствам подкрепления последовательных шагов, приближающих их к желаемому результату.

Образование – целенаправленный процесс и достигнутый результат воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся конституцией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней.

Обучение – это специально организованный, управленческий процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил, закреплённых навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.

Воспитание — целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями.

Самовоспитание – сознательная деятельность субъекта, направленная на возможность более полную реализацию себя как личности, изменение своей личности в соответствии с ясно осознанными целями, идеалами, личностными смыслами.

Интериоризация – формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности.

Экстериоризация — проявление наружу, состояния субъекта, чувствительность которого излучается вокруг него, образуя зоны на некотором расстоянии от тела, воздействие на которые проявляется ощущениями в теле человека

Тема 3. Общая характеристика личности.

Индивид — отдельный человек, как уникальное сочетание его врожденных и приобретенных свойств.

Человек — существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности.

Личность — индивида как субъект отношений и сознательной деятельности или устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.

Индивидуальность — совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики и личности индивида, неповторимость, уникальность.

Нормативный кризис – период семейный истории, во время которой в семье возрастает эмоциональный дискомфорт и появляется необходимость изменений сложившихся отношений вследствие того, что семья проходит события естественные практически для каждой семей.

Ненормативный кризис – кризис семейной системы, возникновение которого потенциально возможно на любом этапе жизненного цикла семьи. Ненормативные кризисы вызываются каким-либо событием, которое можно определить как кризисное, и не являются типичными для определённого этапа жизненного цикла семьи.

Персонализация — процесс, в результате которого субъект получает идеальную представленность в жизнедеятельности других людей и может выступить в общественной жизни как личность.

Деперсонализация — изменение самосознания, для которого характерно ощущение потери своего Я и мучительное переживание отсутствия эмоциональной вовлеченности в отношения к близким, к работе и т. д.

2 стр., 901 слов

Руководство развитием личности в процессе деятельности

... Основное определение понятия воспитания: 1. процесс контролируемой социализации 2. передача опыта деятельности Целенаправленное управление процессом развития личности 4. социально-ролевое взаимодействие личности 5. процесс овладения системой знаний 414. Метод дискуссии (диспута) ...

Самореализация — высшее желание человека реализовать свои таланты и способности. Стремление человека проявить себя в обществе, отразив свои положительные стороны.

Самосознание — сознание субъектом самого себя в отличие от иного — других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действий.

Образ “Я” – относительно устойчивая, осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений инвалида о себе, на основе которой он строит своё взаимодействие с другими.

“Я” концепция – совокупность представлений человека о самом себе, о том, какими качествами и характеристиками он обладает.

Идентификация — частично осознаваемый психический процесс уподобления себя другому человеку или группе людей.

Механизмы психологической защиты — Система регуляторных механизмов, служащих устранению или сведению до минимума негативных, травмирующих личность переживаний, сопряженных с внутренними или внешними конфликтами, состояниями тревоги или дискомфорта.

Когнитивный диссонанс — состояние индивида, характеризующееся столкновением в его сознании противоречивых знаний, убеждений, поведенческих установок относительно некоторого объекта или явления, при котором из существования одного элемента вытекает отрицание другого, и связанное с этим несоответствием ощущение психологического дискомфорта.

Направленность личности — это система устойчиво характеризующих человека побуждений (что человек хочет, к чему стремится, так или иначе понимая мир, общество; чего избегает, против чего готов бороться).

Она определяет избирательность отношений и активности человека и как подструктура личности включает в себя различные побуждения (интересы, желания склонности и т. д.).

Мировоззрение — совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также — жизненные позиции, программы поведения, действий людей.

Ценностные ориентации — отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров.

Каузальная атрибуция — интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей.

Локус контроля — понятие в психологии, характеризующее свойство личности приписывать свои успехи или неудачи внутренним, либо внешним факторам. Введено социальным психологом Джулианом Роттером в 1954 году.

Интернальность — личностное образование, присущее людям, которые принимают ответственность за то, что происходит с ними, за свои поступки на себя.

Экстернальный локус контроля (экстернальность) – приписывание субъектом причинности и возложение ответственности относительно каких-то действий, событий, успешных или неуспешных результатов не себе (не на себя), а внешним факторам.

Интернальный локус контроля (интернальность) – приписывание индивидом причинности и ответственности, касающихся результатов какой-л. деятельности, себе.

4 стр., 1915 слов

Трудные люди: 4 варианта поведения

... работу Пассивное Норма Агрессивно Намерение: Получить оценку Поиск внимания Выскочка Ориентация на людей Поведение Выскочки – результат его непреодолимого желания быть оцененным по достоинству. Выскочка – это: ... взрыв Оскорбления без видимой причины Вспыльчивость, потеря самообладания на людях Презрение себя за ужасное поведение Ваши бесполезные действия при взрыве Гранаты: Ответная вспышка гнева ...

Мотив – внутренний побудитель деятельности; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его по направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

Мотивация — побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

Мотивация достижения успеха — потребность добиваться успехов в разных видах деятельности, рассматриваемая как устойчивая личностная черта.

Мотивация избегания неудачи — потребность человека в любой ситуации действовать так, чтобы избежать неудачи, особенно там, где результаты его деятельности воспринимаются и оцениваются другими людьми.

Тема 4. Общая характеристика личности

Реакция — любой ответ организма на изменение во внешней или внутренней среде — от биохимической реакции отдельной клетки до условного рефлекса.

Поведение — способность животных изменять свои действия под влиянием внутренних и внешних факторов, характерная черта животного типа организации.

Деятельность — процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл. Деятельность характеризует сознательную сторону личности человека (в отличие от поведения).

Ведущая деятельность — деятельность, при которой человек максимально формируется как личность.

Общение — процесс установления и развития контактов между живыми существами, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга

Игра — форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.

Обучение — процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта, организация формирования знаний, умений, навыков.

Труд — целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества.

Умение — освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретённых знаний и навыков. Формируется путём упражнений и создаёт возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях.

Навык — действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля.

Привычка — сложившийся способ поведения, осуществление которого в определённой ситуации приобретает для индивида характер потребности, которые «побуждают совершать какие-нибудь действия, поступки».

18 стр., 8559 слов

Индивидуальный подход к личности в процессе обучения и воспитания ...

... собственной деятельности. Личность (по Бажович) - высшая интегративная система, нерасторжимая целостность. Она исходит из того, что развитие личности происходит в процессе усвоения человеком общественного ... тех представлений, которые побуждают и регулируют деятельность. В процессе материального производства люди опредмечивают свои способности, т.е. вкладывают в предмет определенный предмет ...

Адаптация — приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды

Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

Тема 5. Психология личности. Темперамент как свойство личности.

Темперамент — устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера.

Сангвиник — один из четырёх типов темперамента в классификации Гиппократа. Человека сангвинического темперамента можно охарактеризовать, как живого, подвижного, сравнительно легко переживающего неудачи и неприятности.

Холерик — один из четырёх типов темперамента в классификации Гиппократа. Человека холерического темперамента можно охарактеризовать как быстрого, порывистого, способного отдаваться делу со страстностью, преодолевать значительные трудности, но, в то же время, неуравновешенного, склонного к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения. Данный темперамент характеризуется сильными, быстро возникающими чувствами, ярко отражающимися в речи, жестах и мимике.

Флегматик — один из четырёх типов темперамента в классификации Гиппократа. Человека флегматического темперамента можно охарактеризовать как медлительного, невозмутимого, с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, со слабым внешним выражением душевных состояний.

Меланхолик — один из четырёх типов темперамента в классификации Гиппократа. Человека меланхолического темперамента можно охарактеризовать как легко ранимого, склонного глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующего на окружающее.

Интроверсия— в аналитической психологии К. Юнга, — качество, свойство и особенность личности, характеризующееся доминирующей ориентацией на собственный внутренний мир.

Экстраверсия — комплексное свойство личности, стандартно описываемое как склонность к широким, разнообразным социальным контактам (коммуникабельность, общительность, разговорчивость), ориентация не на внутренний, а на внешний мир.

Подвижность — одно из первичных свойств нервной системы, состоящее в способности быстро реагировать на изменения в окружающей среде. Свойство подвижности описано и изучено в лабораториях И. П. Павлова.

Уравновешенность нервных процессов — свойство нервной системы, выражающее соотношение между возбуждением и торможением. Понятие уравновешенности нервных процессов, введенное И. П. Павловым, рассматривалось им как одно из самостоятельных свойств нервной системы, образующее в сочетании с другими (с силой и подвижностью нервной системы) тип высшей нервной деятельности.

Динамичность нервной системы — свойство нервной системы, характеризующееся легкостью возникновения возбуждения и торможения в ходе выработки условных рефлексов. Соотношение между показателями динамичности возбуждения и торможения определяется как баланс по динамичности.

7 стр., 3041 слов

Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем

... жизни рефлекторных реакций и отличаются индивидуальной специфичностью; . все виды условно-рефлекторной деятельности носят сигнальный предупредительный характер; . условно-рефлекторные реакции образуются на базе безусловных ... изучения, в том числе и такое направление, как физиология центральной нервной системы. Цель контрольной работы - раскрыть понятие теорий образования временных связей условного ...

Лабильность — максимальное число импульсов, которое нервная клетка или функциональная структура может передать в единицу времени без искажений. Термин предложен Н. Е. Введенским. В дифференциальной психологии лабильность — одно из основных свойств нервной системы, характеризующее скорость возникновения и прекращения нервных процессов.

Сензитивность — характерологическая особенность человека, проявляющаяся по повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям, обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякого рода испытаний и т. п. Сензитивным людям свойственны робость, застенчивость, впечатлительность, склонность к продолжительному переживанию прошедших или предстоящих событий, чувство собственной недостаточности тенденция к развитию повышенной моральной требовательности к себе и заниженного уровня притязаний.

Эмоциональная возбудимость человека — склонность человека поддаваться воздействиям других людей и обстоятельств жизни, быстро приходить в состояние эмоционального возбуждения.

Темп реакции — скорость протекания различных психических реакций и процессов.

Активность — всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром.

Реактивность — свойство живой системы отражать (реагировать) на воздействие внешней среды.

Импульсивность — черта характера, выражающаяся в склонности действовать без достаточного сознательного контроля, под влиянием внешних обстоятельств или в силу эмоциональных переживаний. Как возрастная особенность импульсивность проявляется преимущественно у детей дошкольного и младшего школьного возраста, что обусловлено недостаточной сформированностью функции контроля за поведением.

Резистентность — означает процесс, посредством которого мысли и воспоминания.хранящиеся в бессознательном разуме. удерживаются там. не проникая на осознанный уровень.

Ригидность — затрудненность (вплоть до полной неспособности) в изменении намеченной субъектом программы деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки. Выделяют когнитивную, аффективную и мотивационную ригидность. Когнитивная ригидность обнаруживается в трудностях перестройки восприятия и представлений в изменившейся ситуации. Аффективная ригидность выражается в косности аффективных (эмоциональных) откликов на изменяющиеся объекты эмоций.

Пластичность – способность к адекватным перестройкам функциональной организации мозга в ответ на значимые изменения внешних и внутренних факторов.

Порог чувствительности — величина раздражителя, вызывающего или меняющего восприятие, ощущение; качественный показатель чувствительности анализатора.

Тема 6. Характер и воля. Акцентуации характера

Характер — структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Когда говорят о характере, то обычно подразумевают под этим именно такую совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определенную печать на все её проявления и деяния. Черты характера составляют те существенные свойства человека, которые определяют тот или иной образ поведения, образ жизни.

5 стр., 2059 слов

Типы темперамента. Специальные способности личности

... из специальных способностей личности (математических, музыкальных, художественных и т.д.); второй - об одном из видов ощущений (зрительное, слуховое, ... правды, ему присущ подвижный тип высшей нервной деятельности, а также такие качества как нетерпеливость, ... относительно быстрой утомляемостью; Для Татьяны как человека, обладающего меланхолическим темпераментом свойственна низкая активность; ...

Воля — свойство человека, заключающееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. Проявляется в достижении сознательно поставленных целей. Положительные качества воли, проявления ее силы способствуют успешности деятельности.

Потребность — вид функциональной или психологической нужды или недостатка какого-либо объекта, субъекта, индивида, социальной группы, общества. Являясь внутренними возбудителями активности, потребности проявляются по-разному в зависимости от ситуации.

Мотив — 1) побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; 2) предметнонаправленная активность определенной силы; 3) побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности предмет (материальный или идеальный), ради которого она осуществляется.

Борьба мотивов — столкновение разнонаправленных мотивационных тенденций, одна из разновидностей внутриличностного конфликта.

Акцентуация характера— находящаяся в пределах клинической нормы особенность характера (в других источниках — личности), при которой отдельные его черты чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении одних психогенных воздействий при сохранении хорошей устойчивости к другим.

Невроз — в клинике: собирательное название для группы функциональных психогенных обратимых расстройств, имеющих тенденцию к затяжному течению. Клиническая картина таких расстройств характеризуется астеническими, навязчивыми и/или истерическими проявлениями, а также временным снижением умственной и физической работоспособности.

Психопатия — понятие с размытыми границами, обозначающее значительное психическое расстройство. Психопатии – это некие патологические черты характера, которые впервые проявляются в детском возрасте и “наносят” отпечаток на всю дальнейшую жизнь человека.

Типы акцентуации характера:

Демонстративный тип. Главной особенностью демонстративной личности является потребность произвести впечатление, привлечь к себе внимание, быть в центре событий. Это проявляется в тщеславном, часто нарочитом, поведении, в частности, в таких чертах, как самовосхваление, восприятие и преподнесение себя как центрального персонажа любой ситуации. Большая доля того, что такой человек говорит о себе, часто оказывается плодом его фантазии или же значительно приукрашенным изложением событий.

Педантичный тип. Внешними проявлениями этого типа являются повышенная аккуратность, стремление к порядку, нерешительность и осторожность. Прежде чем что-либо сделать такой человек долго и тщательно все обдумывает. За внешней педантичностью стоят нежелание быстрых перемен и неспособность к ним, отсутствие стремления к принятию ответственности. Эти люди любят привычную работу, добросовестны в быту.

Застревающий тип. Застревающий тип личности отличается высокой устойчивостью аффекта, длительностью эмоционального отклика, переживаний. Оскорбление личных интересов и достоинства, как правило, долго не забывается и никогда не прощается просто так. В связи с этим окружающие часто характеризуют представителей этого типа как обидчивых, злопамятных и мстительных людей. Длительность переживаний часто сочетается с фантазированием, вынашиванием плана мести обидчику.

Возбудимый тип. Особенностью возбудимой личности является выраженная импульсивность поведения. Манера общения и поведения в значительной мере зависит не от рационального осмысления своих поступков, а то порыва, влечения, инстинкта или неконтролируемого побуждения. В области социального взаимодействия для представителей этого типа характерна крайне низкая терпимость.

Гипертимический тип. Заметной особенностью гипертимического типа личности является постоянное пребывание в приподнятом настроении даже при отсутствии каких-либо внешних причин для этого. Приподнятое настроение сочетается с высокой активностью и жаждой деятельности. Для гипертимов характерны такие качества, как общительность, повышенная словоохотливость, оптимистический взгляд на жизнь. Трудности часто преодолеваются без особого труда.

Дистимический тип. Дистимическая личность — противоположность гипертимической. Дистимики обычно сконцентрированы на мрачных, печальных сторонах жизни. Это проявляется во всем: и в поведении, и в общении, и в особенностях восприятия жизни, событий и других людей (социально-перцептивные особенности).

Обычно эти люди по натуре серьезны, им не свойственна активность.

Аффективно-лабильный тип (циклотимический тип).

Важной особенностью циклотимического типа является смена гипертимических и дистимических состояний. Такие перемены нередки и систематичны. В гипертимической фазе у циклотимов радостные события вызывают не только радостные эмоции, но и жажду деятельности, повышенную активность. В дистимической фазе печальные события вызывают у них не только огорчение, но и состояние подавленности. В этом состоянии характерны замедленность реакций, мышления, эмоционального отклика.

Аффективно-экзальтированный тип (экзальтированный тип).

Главной чертой экзальтированной личности является бурная (экзальтированная) реакция на происходящее. Они легко приходят в восторг от радостных событий и впадают в отчаяние от печальных. Их отличает крайняя впечатлительность по поводу любого события или факта. При этом внутренняя впечатлительность и склонность к переживанию находят в их поведении яркое внешнее выражение.

Тревожный тип. Главной особенностью этого типа является повышенная тревожность по поводу возможных неудач, беспокойство за свою судьбу и судьбу близких, при этом объективных причин для такого беспокойства, как правило, нет или они незначительны. Отличаются робостью, иногда покорностью. Постоянная настороженность перед обстоятельствами сочетается с неуверенностью в собственных силах.

Эмотивный тип. Главной особенностью эмотивной личности является высокая чувствительность. Характерны такие качества, как мягкосердечие, доброта, задушевность, эмоциональная отзывчивость высокоразвитая эмпатия, повышенная слезливость (как принято говорить, «глаза на мокром месте»).

Экстравертированный тип. Такой человек легко поддается влиянию окружения, постоянно ищет новые переживания. Мнение таких людей не отличается стойкостью, поскольку новые мысли, высказанные другими, легко принимаются на веру и внутренне не перерабатываются. Характерная особенность — импульсивность поступков.

Интровертированный тип. Для этого типа характерна опора на свой жизненный опыт. Этот тип не подвержен влиянию различных ситуаций. Степень погружения во внутренний мир приводит человека к отрыву от реальной действительности. Характерна подчеркнутая склонность к раздумьям и слабая готовность к поступкам.

Шизоидный тип. Замкнутые, отстраненные, сильно истощаемые при социальных контактах люди. Они плохо чувствуют общественные нормы, предпочитая жить в своем мире. Окружающими воспринимаются как чудаки.

Эпилептоидный тип. Является самым тяжелым для взаимодействия. Они накапливают в себе отрицательные эмоции, а потом «взрываются» по незначительному поводу. Проявление эмоций людьми такого типа происходит по типу «накипание парового котла» – они долго не могут успокоиться. Могут быть физически агрессивны.

Эмоционально-лабильный тип (неустойчивый).

Характеризуются большими колебаниями настроения в течение одного дня по незначительным поводам. Глубина переживаний, как правило, не соответствует силе раздражителя (например, неугомонная радость при покупке желаемой булочки или сильные рыдания из-за сломанного карандаша).

Истероидный тип. Потребность вызывать восхищение у окружающих, незрелость, инфантилизм. Эмоции неглубокие, но выражаются ярко и театрально. Хорошо развита интуиция, благодаря чему чувствуют, как себя надо вести с тем или иным человеком. Любят сочинять о себе истории, которых не было, при этом искренне верят в них.

Тема 7. Способности

Задатки — анатомо-физиологические особенности нервной системы, служащие базой для формирования тех или иных способностей.

Способности — это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам.

Общие способности — способности в той или иной мере проявляющиеся во всех видах его деятельности. Таковыми являются способности к обучению, общие умственные способности человека, его способности к труду. Они опираются на общие умения, необходимые в каждой области деятельности, в частности такие, как умение понимать задачи, планировать и организовывать их исполнение, используя имеющиеся в опыте человека средства, раскрывать связи тех вещей, к которым относится деятельность, овладевать новыми приемами работы, преодолевать трудности на пути к цели.

Специальные способности — те, которые отчетливо проявляются в отдельных, специальных областях деятельности (например, сценической, музыкальной, спортивной и т.п.).

Одарённость или общая одарённость — уровень развития каких-либо способностей человека, связанный с их развитием. Понятие как таковое впервые было сформулировано в середине XIX века английским психологом Фрэнсисом Гальтоном.

Гениальность — необычайно высокие интеллектуальные способности. Например, к совершению изобретений и открытий, оригинальному мышлению, продуктивной деятельности, как наивысшая степень таланта.

Талант — определённые способности, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта. Современные учёные выделяют определенные типы таланта, которыми обладают люди в той или иной степени.

Олигофренопсихология — раздел специальной и патопсихологии, изучающий структуру интеллектуального дефекта, особенности психического развития и возможности его коррекции у людей с тяжелыми формами недоразвитости мозга.

Дарование — врожденная способность к чему-нибудь, талант.

Тема 8. Эмоциональные процессы и состояния. Психическая регуляция поведения и деятельности.

Эмоция — эмоциональный процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям. Эмоции отличают от аффектов, чувств и настроений.

Чувство — эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к реальным или абстрактным объектам.

Аффект — эмоциональный процесс, характеризующийся кратковременностью и высокой интенсивностью, сопровождающийся резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в работе внутренних органов.

Амбивалентность — двойственность отношения к чему-либо, в особенности — двойственность переживания, выражающаяся в том, что один объект вызывает у человека одновременно два противоположных чувства.

Экспрессия — яркое проявление чувств, настроений, мыслей.

Эмпатия — осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека, без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания.

Депрессия — это психическое расстройство, характеризующееся «депрессивной триадой»: снижением настроения и утратой способности переживать радость (ангедония), нарушениями мышления (негативные суждения, пессимистический взгляд на происходящее и т. д.), двигательной заторможенностью.

Страсть — сильное, стойкое, доминирующее над другими, чувство человека, характеризующееся энтузиазмом или сильным влечением к объекту страсти. Объектами страсти могут быть как люди, так и предметы и даже идеи.

Стресс — неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом).

Фрустрация — психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей.

Стенические эмоции —эмоции, повышающие жизнедеятельность организма.

Астенические эмоции — эмоции, угнетающие и подавляющие все жизненные процессы в организме.

Праксические чувства — чувства, вызываемые деятельностью, ее изменениями в ходе работы, успешностью или неуспешностью, трудностями осуществления или завершения деятельности: желание добиться успеха в работе, чувство напряжения; увлеченность, захваченность работой; приятная усталость от работы.

9.1 Ощущение

Ощущение — отражение свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на рецепторы.

Виды ощущений — по количеству органов чувств различают пять основных видов ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение и слух. По субъективной различимости (по модальности) ощущений выделяют зрительные, слуховые, вестибулярные, осязательные, обонятельные, вкусовые, двигательные (мышечные), болевые и висцеральные ощущения. По расположению рецепторов выделяют экстероцептивные, проприоцептивные (кинестетические) и интероцептивные (органические) ощущения. С точки зрения исторического генеза ощущений можно выделить два вида чувствительности: протопатическую и эпикритическую. Ощущения бывают контактные и дистантные, реальные и метафорические, настоящие и ощущения-фантомы. Обычно ощущения возникают непроизвольно, но при тренировке ситуация может измениться.

Анализатор — нервный аппарат, осуществляющий функцию анализа и синтеза раздражителей, исходящих из внешней и внутренней среды организма. Понятие «анализатор» введено И. П. Павловым. Анализатор состоит из трех частей: 1) периферический отдел —рецепторы, преобразующие определенный вид энергии в нервный процесс; 2) проводящие пути — афферентные, по которым возбуждение, возникшее в рецепторе, передается к вышележащим центрам нервной системы, и эфферентные, по которым импульсы из вышележащих центров, особенно из коры больших полушарий головного мозга, передаются к нижним уровням анализатора, в том числе к рецепторам, и регулируют их активность, 3) корковые проекционные зоны.

Порог ощущения — величина раздражителя, вызывающего или меняющего ощущение. Минимальная величина раздражителя, впервые начинающего вызывать ощущение, называется нижним абсолютным порогом ощущения. Верхним абсолютным порогом ощущения называют величину раздражителя, при к-рой ощущение либо исчезает, либо качественно меняется, например, превращается в болевое, как это имеет место при увеличении громкости звука или яркости света. Минимальный прирост величины раздражителя, сопровождающийся едва заметным изменением ощущения, называется разностным (или дифференциальным) порогом ощущения.

Сензитивность — характерологическая особенность человека, проявляющаяся по повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям, обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякого рода испытаний и т. п.

Сенсибилизация — повышение чувствительности нервных центров под влиянием действия раздражителя. При применении сенсорных раздражителей сенсибилизация обычно маскируется одновременно развивающимся процессом сенсорной адаптации. Соотношение процессов сенсибилизации и адаптации может быть оценено параллельным измерением чувствительности к электрическому раздражителю и сенсорному.

Синестезия — явление, состоящее в том, что какой-либо раздражитель, действуя на соответствующий орган чувств, помимо воли субъекта вызывает не только ощущение, специфичное для данного органа чувств, но одновременно еще и добавочное ощущение или представление, характерное для другого органа чувств.

Сенсорная депривация — продолжительное, более или менее полное лишение человека сенсорных впечатлений, осуществляемое с экспериментальными целями (см. Экстремальная психология).

Воздействие сенсорной депривации на человека изучается путем его погружения в воду в специальном оборудовании (сурдокамере, боксе и др.).

Галлюцинации — патологическое нарушение перцептивной (см. Перцепция) деятельности, состоящее в восприятии объектов, которые в данный момент не воздействуют на соответствующие органы чувств. Галлюцинации возникают вследствие непроизвольного, не зависящего от субъекта, проецирования образов вовне и локализации их в пространстве и времени, что ведет к переживанию этих спонтанно возникших в сознании образов как объективно воспринимаемой реальности.

Иллюзия — серьезно искаженное восприятие реальности (поведения людей, жизненных событий, тех или иных предметов и объектов).

Те или иные иллюзии нередко встречаются у вполне психически здоровых людей. Иллюзия — это когда в реальности происходит одно, а человек видит другое.

Адаптация — приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. Процессы адаптации направлены на сохранение гомеостаза. Изменения, сопровождающие адаптацию, затрагивают все уровни организма: от молекулярного до психологической регуляции деятельности. Решающую роль в успешности адаптации к экстремальным условиям играют процессы тренировки, функциональное, психическое и моральное состояние индивида.

Время реакции — временной интервал между предъявлением какого-либо сигнала (оптического, акустического, тактильного и т. д.) и началом обусловленного инструкцией ответа испытуемого на этот сигнал. Время простейшей двигательной реакции, фиксирующей факт появления некоторого сигнала («реакция обнаружения»), обычно составляет около 0,2 сек. В случае более сложных задач, таких, как выделение одного из нескольких возможных сигналов («реакция различения») «ли выбор одной из нескольких форм ответа («реакция выбора»), время реакции увеличивается.

Психофизика — один из классических разделов общей психологии. Создатель психофизики — Г. Т. Фехнер. Специфика психофизики состоит в том, что многообразие наблюдаемых форм поведения и психических состояний объясняется здесь прежде всего различиями вызывающих их физических ситуаций (см. Психометрия).

Наиболее развиты психофизические исследования сенсорных процессов.

9.2 Восприятия

Восприятие — целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Вместе с процессами ощущения восприятие обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире.

Предметность — явление, действие, состояние, связанное с предметами или само являющееся предметом, путем вовлечения в деятельность субъекта.

Подвижность — одно из первичных свойств нервной системы, состоящее в способности быстро реагировать на изменения в окружающей среде. Свойство подвижности описано и изучено в лабораториях И. П. Павлова. Тогда же были предложены и основные методические приемы для его диагностики, включавшие приемы определения скорости и легкости смены нервных процессов на процессы того же или противоположного знака, а также — скорости возникновения и прекращения нервного процесса. В дальнейшем из синдрома подвижности был выделен отдельный синдром нового свойства нервной системы — лабильность.

Целостность — обобщённая характеристика объектов, обладающих сложной внутренней структурой, таких как общество, личность, биологическая популяция, клетка и т.д.

Константность — относительная независимость воспринимаемых характеристик объектов от параметров раздражения рецепторных поверхностей органов чувств. Так, константность видимой величины объектов выражается в том, что они воспринимаются примерно равными по величине при изменении удаленности от наблюдателя. Точно так же воспринимаемая форма объекта не меняется при изменении угла зрения, под которым он рассматривается наблюдателем, а видимый цвет поверхности относительно инвариантен по отношению к спектральному составу света, хотя он и меняет хроматические характеристики отражаемого этой поверхностью света.

Виды восприятия — следует различать восприятие адекватное реальности, и иллюзии. Решающее значение для проверки и коррекции перцептивного образа является включенность восприятия в процессы практической деятельности, общения и научного исследования.

Установка — готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им появления определенного объекта и обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данному объекту.

Стереотипизация — восприятие, классификация и оценка социальных объектов (событий) на основе определенных представлений (стереотип социальный).

С. является одной из важнейших характеристик восприятия межгруппового и межличностного и отражает схематизированность, аффективную окрашенность, свойственную этой форме социальной перцепции в целом.

Предубеждение — предвзятое мнение, к которому человек подтягивает все свои последующие выводы. Предубеждение является верованием, которое препятствует адекватному восприятию реальности. Впрочем, в жизни бывает всякое, и некоторые предубеждения когда-то оказываются позитивными, полезными.

Когнитивный диссонанс — состояние, характеризующееся столкновением в сознании человека противоречивых знаний, убеждений, поведенческих установок относительно некоторого объекта или явления. Согласно теории когнитивного диссонанса такое состояние не устраивает человека и рождает бессознательное желание сделать систему своих знаний и убеждений согласованной и непротиворечивой.

Апперцепция— зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей. Термин «апперцепция» предложен немецким философом Г. Лейбницем, трактовавшим ее как отчетливое (осознанное) восприятие душой определенного содержания. По В. Вундту, апперцепция — универсальный объяснительный принцип, «внутренняя духовная сила», обусловливающая ход психических процессов. В противовес этим представлениям об апперцепции как о внутренней спонтанной активности сознания, современная научная психология трактует апперцепцию как результат жизненного опыта индивида, обеспечивающего выдвижение гипотез об особенностях воспринимаемого объекта, его осмысленное восприятие. Различают устойчивую апперцепцию — зависимость восприятия от устойчивых особенностей личности (мировоззрения, убеждений, образованности и т.п.) и временную апперцепцию, в которой сказываются ситуативно возникающие психические состояния (эмоции, экспектации, установки и т.п.).

9.3 Внимание

Внимание — сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т. д.).

Наиболее простым и генетически исходным является непроизвольное внимание. Оно имеет пассивный характер, так как навязывается субъекту внешними по отношению к целям его деятельности событиями. Физиологическим проявлением этого вида внимания служит ориентировочная реакция.

Если деятельность осуществляется в русле сознательных намерений субъекта и требует с его стороны волевых усилий, то говорят о произвольном внимании. Оно отличается активным характером, сложной структурой, опосредствованной социально выработанными способами организации поведения и коммуникации, и по своему происхождению связано с трудовой деятельностью.

По мере развития операционально-технической стороны деятельности в связи с ее автоматизацией и переходом действий в операции, а также в результате изменений мотивации (например, сдвиг мотива на цель) возможно появление так называемого постпроизвольного внимания. При этом сохраняется соответствие направленности деятельности сознательно принятым целям, но ее выполнение уже не требует специальных умственных усилий и ограничено во времени лишь утомлением и истощением ресурсов организма.

Объем внимания — это количество объектов, которое человек может строго одновременно осознать при восприятии в связи с какой-нибудь одной задачей. Одновременно можно охватить 3-7 объектов, хотя объекты бывают разные. Неодинаково они охватываются и вниманием. Много зависит от опыта человека, его профессиональной подготовки, что дает возможность формировать объем внимания, объединяющий несколько объектов в один, более сложный.

Переключение внимания — способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно позволяет совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания.

Распределение — это способность одновременно выполнять несколько действий. Оно зависит от индивидуальных особенностей личности и от профессиональных навыков. Никто не сможет одновременно делать два дела, не умея делать каждое в отдельности.

Концентрация внимания (сосредоточенность) — выделение сознанием объекта и направление на него внимания. Роль концентрированного внимания может быть различна. С одной стороны, оно необходимо для более полного и глубокого исследования того или иного объекта, а другой стороны, чрезмерная концентрация внимания приводит к резкому сужению поля внимания, что создает трудности в восприятии других важных объектов.

Устойчивость внимания — продолжительность времени, в течение которого человек может поддерживать свое внимание на объекте. Она особенно нужна в условиях однообразной и монотонной работы, когда длительное время выполняются сложные, но однотипные действия.

Доминанта — временно господствующая рефлекторная система, обусловливающая работу нервных центров в данный момент и тем самым придающая поведению определенную направленность.

Ориентировочный рефлекс — комплекс реакций организма в ответ на новизну раздражителя, в который входят: движение головы и глаз в направлении источника раздражения, расширение сосудов мозга при одновременном сужении периферических сосудов, изменение дыхания и электрического сопротивления кожи, возрастание тонуса мышц, повышение физиологической активности коры больших полушарий головного мозга (уменьшения амплитуды альфа–ритма), повышение чувствительности анализаторов и возрастание критической частоты слияния ощущений.

9.4 Память. Мнемические процессы.

Память — процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Мнемические процессы – это процессы, обеспечивающие запоминание, сохранение и воспроизведение в головном мозге информации, полученной при взаимодействии человека с окружающим миром. Благодаря им человек может накапливать знания и использовать прошлый опыт в овладении новыми действиями и различными видами деятельности. Без мнемических процессов наши ощущения и восприятия, исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного. К мнемическим процессам относятся представления и память.

Мнемоника — система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Один из приемов мнемоники — установление связей между запоминаемыми объектами и их мысленным размещением в воображаемом, хорошо знакомом пространстве, разделенном по определенному принципу. Примером мнемонического приема может служить также запоминание последовательности цветов в спектре с помощью фразы, в которой первые буквы слов соответствуют первым буквам названий цветов («Каждый охотник желает знать, где сидят фазаны»).

Запечатление — вспышка внимания, мгновенная и надолго запись в память, серьезно влияющая на последующее поведение.

Сохранение — фаза памяти, характеризующая долговременное удержание воспринятой информации в скрытом состоянии. О сохранении можно судить только на основании наблюдений за другими, предполагающими его мнемическими процессами: воспроизведением, узнаванием, повторным заучиванием.

Узнавание — опознание воспринимаемого объекта как такого, который уже известен по прошлому опыту (см. Идентификация).

Основой его является сличение наличного восприятия со следами, сохраняющимися в памяти. Узнавание различается по степени определенности, четкости, полноты и произвольности.

Припоминание — умственные действия, связанные с поиском, восстановлением и извлечением из долговременной памяти (см. Память долговременная) необходимой информации. Припоминание выступает как произвольная форма воспоминания.

Воспроизведение — доступное для наблюдения умственное действие, заключающееся в восстановлении и реконструкции актуализированного содержания в той или иной знаковой форме. В отличие от узнавания, осуществляется без повторного восприятия стимула и может выступать в произвольной и непроизвольной форме. Произвольное воспроизведение вызывается репродуктивной задачей, которая либо ставится субъектом самому себе, либо ставится ему другими людьми.

Забывание — процесс, характеризующийся постепенным уменьшением возможности припоминания и воспроизведения заученного материала.

Вытеснение — в психоанализе 3. Фрейда, активное неосознаваемое действие, процесс и «защитный механизм», обеспечивающий переход из сознания в бессознательное какого-либо содержания и (или) недопущение неосознаваемого влечения до осознания.

Торможение проактивное — интегральный нервный процесс, замедляющий научение вследствие того, что ответы, относящиеся к предыдущим элементам материала, тормозят ответы, относящиеся к последующим его элементам.

Торможение ретроактивное — интегральный нервный процесс, замедляющий научение в результате того, что ответы на последующие элементы запоминаемого материала оказывают тормозящее влияние на ответы, относящиеся к предшествующим его элементам, то есть происходит забывание ранее полученного материала под влиянием последующего заучивания.

Эйдетическая память — это способность памяти запоминать рисунки в мельчайших подробностях.

Реминисценция — более полное и точное воспроизведение сохраненного в памяти материала по сравнению с первоначально запечатленным (заученным).

Амнезия — нарушение памяти, возникающее при различных локальных поражениях мозга. Различают две основные формы амнезии — ретроградная и антероградная. Ретроградная амнезия проявляется в виде нарушения памяти на события, предшествующие заболеванию (например, травме), когда забываются события, происходившие в течение нескольких часов, дней, а иногда и лет до заболевания. Антероградная амнезия — нарушение памяти на события, происходившие после начала заболевания. Она может охватывать различные по длительности периоды.

9.5 Мышление как высший познавательный процесс. Интеллект.

Мышление — процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности. Различают следующие виды мышления: словесно-логическое, наглядно-образное, наглядно-действенное. Выделяют также мышление теоретическое и практическое, теоретическое и эмпирическое, логическое (аналитическое) и интуитивное, реалистическое и аутистическое (связанное с уходом от действительности во внутренние переживания), продуктивное и репродуктивное, непроизвольное и произвольное.

Абстракция — одна из основных операций мышления, состоящая в том, что субъект, вычленяя какие-либо признаки изучаемого объекта, отвлекается от остальных. Результатом этого процесса является построение умственного продукта (понятия, модели, теории, классификации и др.), который также обозначается термином «абстракция».

Анализ— процесс расчленения целого на части. Анализ включен во все акты практического и познавательного взаимодействия организма со средой. У человека на основе практической деятельности развилась способность осуществлять анализ на уровне оперирования понятиями. Анализ как необходимый этап познания неразрывно связан с синтезом и является одной из основных операций, из которых слагается реальный процесс мышления.

Синтез — включенный в акты взаимодействия организма со средой процесс пpaктичecкoгo или мысленного воссоединения целого из частей или соединения различных элементов, сторон объекта в единое целое, необходимый этап познания. Синтез неразрывно связан с анализом, они взаимодополняют друг друга. Синтез как свойственная людям мыслительная операция, равно как и анализ, исторически формируется в процессе их материально-преобразующей деятельности.

Сравнение — одна из логических операций мышления. Задания на сравнение предметов, изображений, понятий широко используются при психологических исследованиях развития мышления и его нарушений. Aнaлизиpуютcя основания для сравнения, которые использует человек, легкость перехода от одного из них к другому и т. д.

Дедукция — движение знания от более общего к менее общему, частному, выведение следствия из посылок. Дедукция тесно связана с индукцией. Логика рассматривает дедукцию как вид умозаключения. Психология изучает развитие и нарушение дедуктивных рассуждений. Движение знания от более общего к менее общему анализируется в его обусловленности всеми психическими процессами, строением мыслительной деятельности в целом.

Инсайт — внезапное и невыводимое из прошлого опыта понимание существенных отношений и структуры ситуации в целом, посредством которого достигается осмысленное решение проблемы.

Опосредование- процесс восприятия и передачи информации без непосредственной помощи органов чувств. Основной формой опосредованного отражения действительности является абстрактное мышление. Опосредованное отражение возможно только посредством специальной информационно-знаковой системы — языка.

Проблемная ситуация- 1) содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения соотношение обстоятельств и условий, в которых разворачивается деятельность индивида или группы; 2) психологическая модель условий порождения мышления на основе ситуативно возникающей познавательной потребности, форма связи субъекта с объектом познания.

Понятие — одна из логических форм мышления, высший уровень обобщения, характерный для мышления словесно-логического. Понятие может быть конкретным и абстрактным. Психология изучает развитие понятия у человека. Проводится различие между усвоением понятия, выработанных другими людьми, и самостоятельной выработкой новых понятий. Проводится различие между житейскими и научными понятиями, между стихийным и управляемым развитием понятия.

Суждение — одна из логических форм мышления. Суждение есть связь между двумя понятиями. В логике разрабатываются классификации суждений. Психология изучает развитие суждения как формы абстрактного, логического мышления, а также нарушения логического мышления. В психологической литературе даются интерпретации тех психологических механизмов, которые лежат в основе связи понятий между собой.

Умозаключение — одна из логических форм мышления. Умозаключение характеризуется выводом на основе правил логики заключения или следствия из нескольких суждений (посылок).

В логике разрабатываются классификации умозаключений. Психология рассматривает условия развития умозаключающего (дискурсивного) мышления и формы его нарушения (искажения).

Силлогизм — дедуктивное умозаключение, в котором из двух суждений, имеющих субъектно-предикатную форму.

Креативность — уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности. Первоначально креативность рассматривалась как функция интеллекта, и уровень развития интеллекта отождествлялся с уровнем креативности. Впоследствии выяснилось, что уровень интеллекта коррелирует с креативностью до определенного предела, а слишком высокий интеллект препятствует креативности.

Рефлексия — процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.

Интеллект — относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. В ряде психологических концепций интеллект отождествляют с системой умственных операций, со стилем и стратегией решения проблем, с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующего познавательной активности, с когнитивным стилем и др.

9.6 Представление и воображение

Представления — образы предметов, сцен и событий, возникающие на основе их припоминания или же продуктивного воображения. В отличие от восприятия, представления могут носить обобщенный характер. Если восприятия относятся только к настоящему, то представления относятся к прошлому и возможному будущему

Проекция — процесс и результат постижения и порождения значений, заключающийся в осознанном или бессознательном перенесении субъектом собственных свойств, состояний на внешние объекты; осуществляется под влиянием доминирующих потребностей, смыслов и ценностей субъекта. Определение особенностей личности по ее проекции используется в проективном методе.

Воображение — познавательный процесс отражения будущего путем создания новых образов на основе переработки образов восприятия, мышления и представлений, полученных в предшествующем опыте.

Если образы создаются при ослабленной деятельности сознания, воображение именуется непроизвольным. Оно имеет место в полудремотном состоянии или во сне, а также при некоторых расстройствах сознания.

Произвольное воображение — это осознанная, направленная деятельность, выполняя которую, человек отдает себе отчет относительно ее целей и мотивов. Оно характеризуется преднамеренным созданием образов. Активность и произвольность воображения могут сочетаться различными способами.

Пассивное воображение не стимулирует человека к активным действиям. Он удовлетворяется созданными образами и не стремится реализовать их в действительности или рисует образы, которые в принципе не могут быть реализованы. В жизни таких людей называют утопистами, бесплодными мечтателями. Н. В. Гоголь, создав образ Манилова, сделал его имя нарицательным для такого типа людей.

Активное воображение — это создание образов, которые впоследствии реализуются в практических действиях и продуктах деятельности. Иногда это требует от человека больших усилий и значительных затрат времени. Активное воображение повышает творческое содержание и эффективность трудовой и других видов деятельности.

Агглютинация — элементарный механизм преобразования имеющихся у человека представлений в процессе воображения; заключается в синтезе, комбинировании («склеивании») разнородных элементов, в результате чего создаются образы объектов, не встречающихся в действительности (например, образы кентавра, русалки и т.п.).

В обостренной форме наблюдается при шизофрении (в частности, выступает одним из механизмов образования неологизмов) а также при очаговых корковых нарушениях речи. Синоним — контаминация.

Гиперболизация (один из механизмов переработки представлений в воображаемые образы) — существенное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей, которое приводит к качественно новым свойствам.

Типизация — один из способов создания образов воображения, наиболее сложный, граничащий с творческим процессом.

Эвристика — в широком смысле — наука о творчестве; в узком, более современном, — теория и практика организации избирательного поиска при решении сложных интеллектуальных задач. Эвристические программы для компьютера отличаются от программ систематического поиска, поскольку они содержат критерии ограничения поиска в пространстве большого количества возможностей («эвристики») и не гарантируют обязательное решение задач.

Тема 9.7. Язык и речь

Речь — исторически сложившаяся формаобщения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил. Правила языкового конструирования имеют этноспецифические особенности, которые выражаются в системе фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения на данном языке. Речь тесно интегрирована со всеми психическими процессами человека.

Речь — это способность общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка.

Знак — одно из средств управления при осуществлении тех или иных психологических процессов. Характеризуется символической формой своего существования.

Знак – предмет (явление), служащий представителем другого предмета, явления, процесса. Наука о знаках — семиотика, возникшая во второй половине XIX — начале ХX в.

Слово — лексическая единица языка, имеющая определенное значение, или предметную отнесенность, и внешнюю форму, которая может быть представлена определенной совокупностью звуков, системой зрительно воспринимаемых знаков или образов артикуляции.

Внутренняя речь — скрытая вербализация, сопровождающая процесс мышления. Ее проявления наиболее явны при умственном решении различных задач, мысленном планировании, внимательном слушании речи других людей, чтении текстов про себя, при заучивании и припоминании. В плане внутренней речи осуществляется логическое упорядочивание воспринимаемых данных, включение их в определенную систему понятий, проводится самоинструктирование, осуществляется анализ своих действий и переживаний.

Речь внутренняя — различные виды использования языка вне процесса реальной коммуникации. Выделяют три основных типа внутренней речи: а) внутреннее проговаривание — «речь про себя», сохраняющая структуру внешней речи, но лишенная фонации, то есть произнесения звуков, и типичная для решения мыслительных задач в затрудненных условиях; б) собственно внутренняя речь, когда она выступает как средство мышления, пользуется специфическими единицами и имеет специфическую структуру, отличную от структуры внешней речи; в) внутреннее программирование, т. е. формирование и закрепление в специфических единицах замысла (типа, программы) речевого высказывания, целого текста и его содержательных частей.

Внешняя речь обращена к другим людям. Посредством ее человек передает и воспринимает мысли.

Внешняя речь — речь в собственном смысле, т. е. облеченная в звуки, имеющая звуковое выражение

Письменная речь — речь, основанная на визуально воспринимаемой устойчивой фиксации языковых конструкциях, прежде всего в виде письменного текста. При этом оказывается возможным передавать сообщения со значительной временной отсрочкой.

Устная речь — вербальное (словесное) общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух.

Устная речь — речь, произносимая с помощью голоса и воспринимаемая на слух.

Диалогическая речь — форма (тип) речи, состоящая из обмена высказываниями-репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие, активизирующее роль адресата в речевой деятельности адресанта.

Монологическая речь — форма (тип) речи, образуемая в результате активной речевой деятельности, рассчитанной на пассивное и опосредованное восприятие.

Монологическая речь — это речь одного человека.

Агглютинация — сплавление в одно целое фрагментов различных мыслей, слов.

Агглютинация – период в развитии детской речи, характеризующийся простым склеиванием отдельных элементов речи и обозначением одним словом ряда предметов, представлений и т.д. Агглютинацию называют иногда символическим мышлением в противовес абстрактному (формальному) мышлению культурно-зрелого человека

Эгоцентрическая речь — говорение без попыток встать на точку зрения собеседника, что характерно для ребенка.

Речь эгоцентрическая— речь, обращенная к самому себе, регулирующая и контролирующая практическую деятельность ребенка.

Анатомо-физиологические основы речи

В процессах речи участвует несколько анализаторов мозга — двигательный, слуховой, зрительный. Взаимная связь их меняется в зависимости от того, какой вид речи человек использует в данный момент: слушает речь, сам говорит, читает, пишет или только думает. Исследования показали, что при любом виде речи происходит явная или скрытая работа речевого аппарата, что говорит о рефлекторной природе речи.

Деятельность речевого аппарата представляет собой слаженную работу трех составных его систем: дыхательной (легкие, бронхи, дыхательное горло и мышцы, приводящие в движение легкие), голосовой (гортань как продолжение дыхательного горла), артикуляционной (глотка, носоглотка, полость рта, полость носа, язык, губы, зубы, нёбо).

Каждая из этих систем выполняет определенные функции в образовании звуков.

Мышечная деятельность голосовой системы обусловливается нервными импульсами, идущими от коры головного мозга и обратно по эфферентным и афферентным нервам, которые связывают голосовую систему с корой мозга. Голосовые связки гортани являются рецепторами речедвигательного анализатора.

Физиологическую основу речи составляет вторая сигнальная система, условными раздражителями которой являются слова в их звуковой (устная речь) или зрительной форме (письменная речь).

Звуки и начертания слов, будучи вначале для отдельного человека нейтральными раздражителями, становятся условными речевыми раздражителями в процессе повторного сочетания их с первосигнальными раздражителями, вызывающими восприятия и ощущения предметов и их свойств.

В результате они приобретают смысловое значение, становятся сигналами непосредственных раздражителей, с которыми сочетались. Образовавшиеся при этом временные нервные связи в дальнейшем укрепляются путем постоянных речевых подкреплений, делаются прочными и приобретают двусторонний характер: вид предмета немедленно вызывает реакцию его называния, и, наоборот, слышимое или видимое слово сейчас же вызывает представление обозначаемого этим словом предмета.

Звуки, входящие в состав слов, являющихся условными раздражителями в устной речи, имеют сложное физическое строение; в них различают частоту колебания воздушных звуковых волн, амплитуду этих колебаний и их форму, представляющую собой характерное сочетание основного тона речевого звука и сопровождающих его обертонов.

Частота колебаний воздушных волн ощущается как высота звука, амплитуда их — как сила или громкость звука, форма колебаний — как тембр звука.

Фонема — различительная единица звукового строя языка, имеющая набор характерных признаков. Эти признаки соотносимы с субъективным впечатлением: звонкость — глухость, твердость — мягкость и т.д.

Фонема— единица звукового строя языка, служащая для опознавания и различения значимых единиц — морфем, в состав которых она входит в качестве минимального сегментного компонента, а через них — и для опознавания и различения слов. Фонема — инвариантная единица языка.

Фонематический слух — способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка.

Фонематический слух — это способность правильно слышать и узнавать звуки.

Фонематический слух — различение (анализ и синтез) звуков (фонем) частей речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения человек (ребёнок) воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал.

Полифункциональность языка — это старописьменный язык, являющийся официальным языком государства и использующийся в качестве языка обучения, основных средств массовой информации и экономики. К П.я. относятся мировые языки, а также государственные, официальные и некоторые национальные языки.