Психологическая характеристика детей с разными типами темперамента.

Вопросы для дифференцированного зачета по психологии

(преподаватель: Дробинина Наталия Ивановна)

 

Понятие темперамента. Теории темперамента. Психологическая характеристика детей с разными типами темперамента.

Темперамент — свойство лич­ности, придающее своеобразную окраску всей деятельно­сти и поведению людей.

Темперамент — это индивидуальные особенности чело­века, которые определяют динамику его психической де­ятельности и поведения.

Тер­мин «темперамент» в переводе с латинского означает «над­лежащее соотношение частей».

Теории темперамента

Гуморальная теория.

Еще в Древней Греции врач Гиппократ предложил кон­цепцию темперамента. Темперамент зависит от соотношения четырех жидкостей организма и того, ка­кая из них преобладает: кровь (по-латински «сангве»), слизь (по-гречески «флегма»), красно-желтая желчь (по-гречес­ки «холе»), черная желчь (по-гречески «мелайн холе»).

Смесь этих жидкостей, утверждал Гиппократ, и лежит в основе основных типов темпераментов: сангвинического, холе­рического, меланхолического и флегматического.

Дав, в общем, правильное описание основных темпера­ментов, Гиппократ не мог дать научного их обоснования.

Конституционная теория.

Возникла в XX веке (Кречмер, Шелдон).

Главная идея — установление связи темперамента с телосложением человека.

Шелдон утверждал, что тип телосложения зависит от того, как протекало внутриутробное развитие человека.

Кречмер соотнёс с типами строения тела определённые типы личности.

Физиологическая теория.

И.П. Павлов, изучая работу больших полушарий голов­ного мозга, установил, что все черты темперамента зави­сят от особенностей высшей нервной деятельности человека.

Он доказал, что у представителей различных темперамен­тов изменяются типологические различия силы, уравно­вешенности и подвижности процессов возбуждения и тор­можения в коре головного мозга.

Различные соотношения указанных свойств нервных процессов были положены в основу определения типа выс­шей нервной деятельности.

В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможе­ния И.П. Павлов выделил четыре типа нервной систе­мы, которые соответствуют четырем темпераментам:

1. Сангвиник — сильный, уравновешенный, подвижный.

2. Флегматик — сильный, уравновешенный, малопод­вижный

3. Холерик — сильный, неуравновешенный.

6 стр., 2558 слов

Пластичность нервных и психических процессов, как фактор социального интеллекта

ВВЕДЕНИЕ Исследование специфики отражения временной упорядоченности внешних сенсорных цепей с помощью компьютерной рефлексометрической методики позволяет установить, что дошкольники выполняют предлагаемые задания с опорой на механизмы произвольного и непроизвольного внимания. При этом дошкольники, выполняющие задание с опорой на механизмы произвольного внимания, отличаются более высокими ...

4. Меланхолик — слабые процессы возбуждения и тор­можения.

Психологическая характеристика детей с разными типами темперамента.

Дети – сангвиникиобладают сильной, подвижной, уравновешенной нервной системой. Дл таких детей характерно преобладание хорошего настроения. Они жизнерадостны. На положительные стимулы реагируют громким смехом, на отрицательные – громким плачем. Все внутренние переживания у них проявляются внешне. Дети – сангвиники с удовольствием берутся за новое дело. Они стремятся к новизне. Но охотно принимаясь за новое дело, они нуждаются в постоянной внешней ситуации и контроле взрослого, поскольку устают от однообразия. Для таких детей характерна высокая работоспособность, но только если есть интерес. Они легко устанавливают контакты с другими детьми, быстро находят товарищей. Сангвиника легко дисциплинировать. Речь у таких детей громкая, энергичная, ее темп быстрый.

Дети – флегматикиимеют сильную, уравновешенную, но малоподвижную нервную систему. Они выражаются низкой эмоциональностью, невыразительной, бедной мимикой. Негромко смеются и тихо плачут. Для них характерны высокая работоспособность, умение делать все тщательно. Навыки и привычки у них очень устойчивы, формируются крайне медленно. Они предпочитают играть в одиночку и в спокойные игры. Легко дисциплинируются в привычной обстановке, болезненно переживают ее нарушение, а так же нарушение режима дня, стереотипов. Плохо сходятся с другими детьми, однако отличаются значительной избирательностью и устойчивостью во взаимоотношениях. Характерна медленная, негромкая, с длительными паузами речь.

Дети – холерики имеют сильную, подвижную, но неуравновешенную нервную систему с преобладанием процесса возбуждения над торможением. У них часто меняется настроение. Эмоции имеют крайние проявления: они не плачут, а рыдают, не улыбаются, а хохочут. Холерики очень бурно реагируют на внешние раздражители, они несдержанны, нетерпеливы, вспыльчивы, легко возбуждаются. У них выразительная мимика, порывистые жесты. Такие дети очень активны, предпочитают подвижные игры. Наблюдается повышенная склонность к общению, но поверхностному. Навыки формируются долго, с трудом перестраиваются. Этих детей трудно дисциплинировать, они часто нарушают правила. Чувствительны к нарушению режима дня. Речь – быстрая, сбивчивая, нередко непонятная.

16 стр., 7584 слов

Состояние речеслуховой памяти у детей дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии

... связной речи у детей дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии; .Провести обследование детей и анализ результатов обследования. Методологическая база: ·положение о закономерностях развития ... всего, на уровне планирования его содержания. Недостатки в построении высказываний связаны с лексическими затруднениями, что определяется бедностью словарного запаса, несформированностью ...

Дети – меланхолики со слабой нервной системой очень ранимы, долго помнят и переживают обиды, нередко подвержены страхам. Такие дети способны сопереживать другому, чутко улавливать настроение, выраженное в произведениях искусства. Их интересы, привычки, привязанности устойчивы. Они очень медлительны. При нарушении режима дня быстро наступает переутомление. Ребенок нуждается в длительном отдыхе для восстановления сил. Предпочитает одинокие игры, к общению со сверстниками не стремится, его отличает большая избирательность в выборе партнера и устойчивость взаимоотношений. Речь ребенка очень тихая, невыразительная.

 

Особенности внимания у детей дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте изменения касаются всех видов и свойств внимания. Увеличивается его объем: дошкольник уже может действовать с 2-3 предметами. Возрастает возможность распределения внимания в связи с автоматизацией многих действий ребенка. Внимание становится более устойчивым. Это дает ребенку возможность выполнять под руководством воспитателя определенную работу, пусть даже неинтересную. Устойчивость внимания зависит от характера действующего раздражителя. В возрасте 4-7 лет длительные отвлечения вызывает шум игры, а наиболее продолжительные — звонок. На протяжении дошкольного детства длительность отвлечений, вызванных разными раздражителями, снижается, то есть возрастает устойчивость внимания. Наиболее резкое снижение продолжительности отвлечения наблюдается у детей от 5,5 до 6,5 лет.

Развитие внимания дошкольника связано с тем, что изменяется организация его жизни, он осваивает новые виды деятельности (игровую, трудовую, продуктивную).

В 4-5 лет ребенок направляет свои действия под влиянием взрослого. Выполняя требования взрослого, ребенок должен управлять своим вниманием. Развитие произвольного внимания связано с усвоением средств управления им. Первоначально — это внешние средства, указательный жест, слово взрослого. В старшем дошкольном возрасте таким средством становится речь самого ребенка, которая приобретает планирующую функцию. Развитие произвольного внимания тесно связано не только с развитием речи, но и с пониманием значения предстоящей деятельности, осознанием ее цели. Развитие этого вида внимания также связано с освоением норм и правил поведения, становлением волевого действия.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению Содержание

... 2. Музыкальное развитие детей среднего дошкольного возраста 2.1 Основные задачи и средства музыкального развития детей среднего дошкольного возраста Основные задачи музыкального развития детей среднего дошкольного возраста рассмотрим на примере ... звуковысотного движения. Эти музыкально-слуховые представления включают в себя память и воображение. Таким образом, музыкально-слуховые представления - это ...

Развитие послепроизвольного внимания происходит через становление произвольного, оно также связано с привычкой прилагать волевые усилия для достижения цели.

Особенности развития внимания в дошкольном возрасте:

— значительно возрастает его концентрация, объем и устойчивость;

— складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов;

— внимание становится опосредованным;

— появляются элементы послепроизвольного внимания.

 

 

Понятие о памяти. Классификация видов памяти. Характеристика процессов памяти. Развитие памяти в дошкольном возрасте.

 

Память — это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, пе­реживали или делали.

В греческой мифологии есть богиня памяти Мнемозина (или Мнемосина, от греческого слова «воспоминание»).

По имени своей богини память в психологии часто называют мнемической деятельностью.

Виды памяти

Все виды памяти можно условно разделить на три груп­пы:

1) что запоминает человек (предметы и явления, мыс­ли, движения, чувства).

Соответственно этому различают двигательную, эмоциональную, словесно-логическую и об­разную память;

2) как человек запоминает (случайно или преднамеренно).

Здесь выделяют произвольную и непроиз­вольную память;

3) как долго сохраняется запомненное.

Это кратковременная, долговременная и оперативная па­мять.

12 стр., 5935 слов

Развитие памяти в дошкольном возрасте 3

... заместителя другого. Это сближает память с мышлением, развитием знаково-символической функции сознания. Проведенное исследование произвольной памяти в дошкольном возрасте и сделанный на основе ... развивает свою память. Развитие памяти в дошкольном возрасте играет важное значение для развития всех психических функций человека. Более подробно развитие памяти в дошкольном возрасте будет рассмотрено нами ...

Процессы памяти

Основные процессы памяти — запоминание, сохранение, забывание, воспроизве­дение.

1.Запоминание — это процесс памяти, обеспечивающий сохранение в памяти материала как важнейшее условие его последующего вос­произведения. Запоминание может быть непреднамеренным и предна­меренным, механическим и смысловым.

Если запоминание имеет характер специально органи­зованной работы, связанной с применением определен­ных приемов для наилучшего усвоения знаний, оно назы­вается заучиванием.

2.Сохранение и забывание — это две стороны единого про­цесса долговременного удержания воспринятой информа­ции. Сохранение — это удержание в памяти, а забывание — это исчезновение, выпадение из памяти заученного.

3.Воспроизведение может протекать на трех уровнях: уз­навание, припоминание (в условиях частичного забы­вания, требующего волевого усилия), само воспроизведение (произвольное и непро­извольное).

Узнавание — самая простая форма воспроизведения. Уз­навание — это появление чувства знакомости при повтор­ном восприятии чего-либо.

Припоминание — наиболее активное воспроизведение, оно связано с напряжением и требует определенных воле­вых усилий.

Воспроизведение — характе­ризуется тем, что образы, закрепленные в памяти, возни­кают без опоры на вторичное восприятие тех или иных объектов.

 

Развитие памяти в дошкольном возрасте.

В дошкольном возрасте главным видом памяти является образная. Ее развитие и перестройка связаны с изменениями, происходящими в разных сферах психической жизни ребенка, и прежде всего в познавательных процессах — восприятии и мышлении. Запоминание и воспроизведение проходят быстро, но бессистемно. Ребёнок «перескакивает» с одного признака предмета или компонента ситуации на другой. В памяти он часто удерживает второстепенное, а существенное забывает.

У дошкольника значительно изменяется содержание двигательной памяти. Движения становятся сложными, включают несколько компонентов. Движения осуществляются на основе сформированного в памяти зрительно-двигательного образа.

22 стр., 10693 слов

Педагогическая коррекция образной памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психи

... памяти детей старшего дошкольного возраста; 3. Исследовать наглядно-образное мышление, которое способствует развитию образной памяти у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР; 4. Сравнить особенности образной памяти детей старшего дошкольного возраста ... наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста, которое способствует развитию образной памяти. Детям предлагается серия из ...

Словесная память дошкольника интенсивно развивается в процессе активного освоения речи при слушании и воспроизведении литературных произведений, рассказывании, в общении со взрослыми и сверстниками. Воспроизведение текста, изложение собственного опыта становится логичным, последовательным.

На протяжении всего дошкольного возраста преобладает непроизвольная память. У дошкольника сохраняется зависимость запоминания материала от таких его особенностей, как эмоциональная привлекательность, яркость, озвученность и пр.

Важнейшее изменение в памяти дошкольника происходит примерно в четырехлетнем возрасте. Память ребенка приобретает элементы произвольности.

В старшем дошкольном возрасте память постепенно превращается в особую деятельность, которая подчиняется специальной цели запомнить. Ребенок начинает принимать указания взрослого запомнить или припомнить, использовать простейшие приемы и средства запоминания, интересоваться правильностью воспроизведения и контролировать его ход.

Ребенок осознает и использует некоторые приемы запоминания, выделяя их из знакомых видов деятельности. При специальном обучении и контроле со стороны взрослого дошкольнику становятся доступными логические приемы запоминания, в качестве которых выступают мыслительные операции.

Память все больше становится подконтрольной самому ребенку.
Важным моментом в развитии памяти дошкольника выступает появление личных воспоминаний. В них отражаются существенные события из жизни ребенка, его успехи в деятельности, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Особенности развития памяти в дошкольном возрасте:

· преобладает непроизвольная образная память;

· память, все больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер;

· словесно-смысловая память обеспечивает опосредованное познание и расширяет сферу познавательной деятельности ребенка;

· складываются элементы произвольной памяти как способности к регуляции данного процесса сначала со стороны взрослого, а потом и самого ребенка;

2 стр., 911 слов

«Особенности развития мышления ребёнка дошкольного возраста

... наглядно-образное мышление, воображение и память. Изучению процесса мышления в дошкольном возрасте посвящена наша работа. Цель работы - изучить особенности развития мышления ребенка дошкольного возраста. Исходя ... из цели, нам необходимо решить ряд задач: 1) Теоретическое исследование процесса мышления в дошкольном возрасте, изучение мышления, как ...

· формируются предпосылки для превращения процесса запоминания в особую умственную деятельность, для овладения логическими приемами запоминания;

· по мере накопления и обобщения опыта поведения, опыта общения ребенка со взрослыми и сверстниками развитие памяти включается в развитие личности.

 

Понятие о мышлении. Классификация видов мышления. Операции и формы мышления. Развитие мышления в дошкольном возрасте.

Мышление — опосредованное и обобщенное познание окружающего мира.

Мышление — отражение законо­мерных существенных связей.

Исключительно важная особенность мышления — его неразрывная связь с речью. Выделяя нечто общее в предме­тах и явлениях окружающего мира, человек обозначает его словами. Речь является не только формой, но и орудием мышле­ния.

Виды мышления.

— в зависимости от того, в какой степени мыслительный процесс опирается на восприятие, пред­ставление или понятие, различают три основных вида мышления: наглядно-дей­ственное, наглядно-образное и абстрактное (логическое);

— по характеру протекания процесса мышле­ния можно говорить об умозаключительном мышлении, которое проходит ступеньку за ступенькой, и интуитив­ное мышление, где окончательный результат достигается без знания или продумывания промежуточных этапов;

— если за основу брать характер результатов мышления, то мы можем иметь репродуктивное мышле­ние и творческое мышление;

— мышление разделяется по действенности контроля на критическое и некритическое;

— в зависимости от направленности на практи­ку или на теорию можно говорить о теоретическом и прак­тическом мышлении.

Основные формы мышления.

1.Понятие — это форма мыш­ления, в которой отражаются общие и существенные свой­ства предметов и явлений. Понятия бывают житейские и научные.

2.Суждение — это высказывание чего-либо о чем-то, утверждение или отрицание каких-либо отношений меж­ду предметами или явлениями.

Различают суждения истинные, ложные (ошибочные) и предположительные, а также единичные, частные и общие.

3.Умозаключение — форма мышления, позволяющая че­ловеку сделать новый вывод из ряда суждений.

Различают два основных вида умозаключений — индук­тивные и дедуктивные, или индукцию и дедукцию. Индукция — это умозаключение от частных случаев к общему положению. Дедукция — такое умозаключение, в котором вывод за­ключается от общего суждения к суждению единичному.

Мыслительные операции.

Сравнение — это сопоставление предметов и явлений с целью нахождения сходства и различия между ними.

Анализ — это мысленное расчленение предмета или яв­ления на образующие его части или мысленное выделение в нем отдельных свойств, черт, качеств.

Синтез — это мысленное соединение отдельных частей предметов или мысленное сочетание отдельных их свойств.

Абстракция — это мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновре­менном отвлечении от несущественных признаков и свойств.

Обобщение – это мысленное соеди­нение предметов и явлений на основе их общих и существенных при­знаков.

Конкретизация — это мысленное представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятии или общему положению.

 

Развитие мышления в дошкольном возрасте.

В дошкольном возрасте мышление опирается на представления. Ребенок может думать о том, что в данный момент он не воспринимает, но что он знает по своему прошлому опыту.

Изменения в мышлении дошкольника прежде всего связаны с тем, что устанавливаются все более тесные взаимосвязи мышления с речью.

Познание действительности у дошкольника происходит не в понятийной, а в наглядно-образной форме. Именно усвоение форм образного познания подводит ребенка к пониманию объективных законов логики, способствует развитию понятийного мышления.

Другое важнейшее направление в развитии мышления дошкольника связано с изменением соотношения между практическим и умственным действием. В практической деятельности ребенок начинает не только выделять, но и использовать связи и отношения между предметами и явлениями, действиями. От выделения простых связей он переходит к более сложным, отражающим взаимосвязи причины и следствия. Ребенок проводит простейшие опыты, экспериментирует.

Формирование у ребенка качественно нового мышления связано с освоением мыслительных операций. В основе всех мыслительных операций лежат анализ и синтез. Дошкольник сравнивает объекты по более многочисленным признакам, чем ребенок в раннем детстве.

У дошкольника изменяется характер обобщений. Дети постепенно переходят от оперирования внешними признаками к раскрытию объективно более существенных для предмета признаков.

Развитие мыслительных операций приводит к формированию дедуктивного мышления у ребенка, под которым понимается умение согласовывать свои суждения друг с другом и не впадать в противоречия.

Особенности развития мышления в дошкольном возрасте:

— ребенок решает мыслительные задачи в представлении;

— освоение речи приводит к развитию рассуждений как способа решения мыслительных задач, возникает понимание причинности явлений;

— детские вопросы выступают показателем развития любознательности и говорят о проблемности мышления ребенка;

— появляется иное соотношение умственной и практической деятельности, когда практические действия возникают на основе предварительного рассуждения;

— ребенок переходит от использования готовых связей и отношений к «открытию» более сложных;

— возникают попытки объяснить явления и процессы;

— экспериментирование возникает как способ, помогающий понять скрытые связи и отношения, применить имеющиеся знания, пробовать свои силы;

— складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость, пытливость.

Понятие о воображении. Виды воображения. Способы создания образов. Развитие воображения в дошкольном возрасте.

 

Воображение — это познавательный процесс, который состоит из создания новых образов, на основе которых возникают новые действия и предметы.

Воображение — это создание того, что в опыте человека еще не существовало, что он не воспри­нимал в прошлом и с чем раньше не встречался. Тем не менее все новое, созданное в воображении, всегда так или иначе связано с реально существующим. Все представления воображения строятся из материа­ла, полученного в прошлых восприятиях и сохраненного в памяти.

Воображение — познавательный процесс и имеет в сво­ей основе аналитико-синтезическую деятельность челове­ческого мозга. Анализ помогает выделить отдельные части и признаки предметов или явления, синтез — объединить в новые, до сих пор не встречавшиеся комбинации.

Виды воображения

Непроизвольное или пассивное воображение — новые об­разы возникают под воздействием малоосознанных или неосознанных потребностей. Это сновидения, галлюцина­ции, грезы, состояния «бездумного отдыха». Грезы — это пассивное, но преднамеренное воображение. Это мечты, не связанные с волей, направленной на их вы­полнение.

Произвольное, или активное воображение — это процесс преднамеренного построения образов в связи с сознательно поставленной целью в той или иной деятельности.

По оригинальности произвольное (активное) вообра­жение разделяется на воссоздающее, или репродуктивное, и творческое.

Воссоздающее, или репродуктивное, воображение — это по­строение образа предмета, явления в соответствии с его словесным описанием или по чертежу, схеме, картине.

Творческое воображение — это самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных про­дуктах деятельности. Образы создаются без опоры на гото­вое описание или условное изображение.

Особый вид воображения — мечта.

Психологические механизмы воображения

Комбинирование — сочетание отдельных элементов раз­личных образов предметов в новых, более или менее не­обычных комбинациях.

Частный случай комбинирования — агглютинация — спо­соб создания нового образа путем соединения, склеива­ния совершенно разных объектов или их свойств. Напри­мер, кентавр, дракон, сфинкс — лев с головой человека или ковер-самолет.

Акцентирование — подчеркивание тех или иных черт (на­пример, образ великана).

Этот способ лежит в основе со­здания карикатур и дружеских шаржей.

Акцентирование проявляется в нескольких специфичес­ких действиях:

а) утрирование — намеренное подчеркивание особенно­стей внешнего облика человека;

б) преувеличение или приуменьшение (Мальчик-с-пальчик, Дюймовочка, семиглавый Змей — Горыныч);

в) типизация — обобщение и эмоциональная насыщен­ность образа.

Развитие воображения в дошкольном возрасте.

 

Воображение дошкольника отличается от воображения взрослого, за кажущимся его богатством скрывается бедность, смутность, схематичность и стереотипность образов. Видимое богатство воображения связано с низкой критичностью детского мышления, когда дети не знают, как бывает, а как не бывает. Дошкольник легко объединяет разные представления и некритически относится к полученным комбинациям, что особенно заметно в младшем дошкольном возрасте.

До достижения детьми 5-6 лет, почти на протяжении всего дошкольного возраста, у них отсутствует замысел или он крайне неустойчив, легко разрушается. Ребёнок фантазирует ради того, чтобы фантазировать.

Особенно ярко проявляется роль наглядной опоры в воссоздании художественного текста. Таковой служит иллюстрация, без которой младший дошкольник не может воссоздать описанные в сказке события. У старших дошкольников слова текста начинают вызывать образы и без наглядной опоры. Но они все-таки испытывают трудности в понимании внутреннего смысла произведения.

В возрасте пяти лет появляются мечты о будущем. Они нередко неустойчивы, обусловлены событиями, вызвавшими у детей эмоциональный отклик.

Таким образом, воображение превращается в особую интеллектуальную деятельность, направленную на преобразование окружающего мира. Опорой для создания образа теперь служит не только реальный объект, но и представления, выраженные в слове. Начинается бурный рост словесных форм воображения, тесно связанных с развитием речи, мышления, когда ребенок сочиняет сказки, перевертыши, продолжающиеся истории.

Воображение дошкольника остается в основном непроизвольным. Предметом фантазии становится то, что сильно взволновало, увлекло его, поразило: прочитанная сказка, увиденный мультфильм, новая игрушка. В 5-7 лет внешняя опора подсказывает замысел и ребенок произвольно планирует его реализацию и подбирает необходимые средства.

О возрастании целенаправленности воображения на протяжении дошкольного детства можно сделать вывод по увеличению продолжительности игры детей на одну и ту же тему, а также по устойчивости ролей.

Воображение помогает дошкольнику найти нестандартное творческое решение познавательной проблемы, поэтому важнейшей характеристикой воображения ребенка является его реализм, понимание того, что может быть и чего быть не может.

Особенности развития воображения в дошкольном возрасте:

— воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию;

— оно становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование;

— ребенок осваивает приемы и средства создания образов;

— воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов.

 

Психологическая готовность ребенка к школе. Виды готовности к школе. Кризис семи лет.

Психологическая готовность к школе – только один из аспектов подготовки детей к школе, правда исключительно важный и значимый. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению заключается не в том, что у него уже к моменту поступления в школу складываются психологические черты, которые отличают школьника. Они могут сложиться только в самом ходе школьного обучения под влиянием присущих ему условий жизни и деятельности.

Итогом же развития ребенка в дошкольном детстве являются только предпосылки этих черт, достаточные для того, чтобы ребенок мог приспособиться к условиям школы, приступить к систематической учебе. К таким предпосылкам относится, прежде всего, желание стать школьником, выполнять серьезную деятельность, учиться. Такое желание появляется к концу дошкольного возраста у большинства детей. Оно связано с кризисом развития, с тем, что ребенок начинает осознавать свое положение дошкольника как не соответствующее его возросшим возможностям, перестает удовлетворяться тем способом приобщения к жизни взрослых, который дает ему игра. Он психологически перерастает игру, и положение школьника выступает для него как ступенька к взрослости, а учеба – как ответственное дело, к которому все относятся с уважением.

Психологическая готовность к школе – это сложное образование, представляющее собой целостную систему взаимосвязанных качеств: особенностей мотивации, сформированности механизмов произвольной регуляции действий, достаточного уровня познавательного, интеллектуального и речевого развития, определенного типа отношений со взрослыми и сверстниками.

Психологи выделяют разные компоненты готовности детей к школьному обучению. И.В.Дубровина выделяет педагогическую и психологическую (личностную, волевую, интеллектуальную) готовность.

Б.С.Волков определяет такие компоненты готовности, как социальная, психологическая (личностная, социально-психологическая, интеллектуальная, эмоционально-волевая) и физическая.

По мнению М.Безруких, составными компонентами психологической готовности является личностная, интеллектуальная, эмоционально — волевая. Необходимо, чтобы у ребенка были развиты волевые качества личности, чтобы он в доступных для его возраста пределах управлял своим поведением, умел направлять свои усилия на решение учебных задач был организованным, понимал и выполнял правила, которые будут предъявляться ему учителем.

Важно, чтобы будущий ученик умел общаться с окружающими людьми, был доброжелательным с другими детьми, взрослыми. Ребенок адаптируется к школе не за один день. Это довольно длительный процесс, требующий напряжения всех сил организма и психики. В начале обучения почти у всех первоклассников наблюдаются двигательное возбуждение или заторможенность, раздражительность, снижение аппетита, плохой сон, повышенная утомляемость. Реакции закономерны, ведь изменяется привычный образ жизни. Длительность и острота процесса зависят от состояния здоровья и уровня стартовой готовности ребенка к систематическому обучению.

Кризис 7 лет

Переходный период от дошкольного в младшему школьному возрасту знаменуется наступлением возрастного кризиса 7 лет. По словам Л.С. Выготского, этим кризисом открывается школьный возраст. В период кризиса 7 лет происходит существенное изменение всего психологического облика ребенка, коренная перестройка его отношений с социальным окружением.

Внешними проявлениями кризиса являются заметные изменения в поведении ребенка: он начинает манерничать, кривляться, бросается в глаза демонстративность. Ребенок становится трудновоспитуемым, перестает следовать хорошо знакомым, привычным нормам поведения.

За этими внешне негативными проявлениями скрываются глубокие изменения в психической жизни ребенка, которые и составляют основной психологический смысл кризиса 7 лет.

Согласно Л.С. Выготскому, основой этих изменений является утрата детской непосредственности. Ребенок, вступивший в полосу кризиса, теряет детскую наивность; во всех своих проявлениях в поведении, в отношениях с окружающими он становится не таким понятным, как раньше. Теперь по поведению ребенка взрослые не могут однозначно судить о том, что он думает, чувствует, переживает, чего действительно хочет. У ребенка появляется своя внутренняя жизнь, недоступная окружающим.

Наряду с этим происходят и существенные изменения в эмоционально-мотивационной сфере. Впервые возникает обобщение переживаний. Череда успехов или неудач, каждый раз переживаемых ребенком в каких-либо ситуациях (учеба, продуктивные виды деятельности, общение), приводят к формированию устойчивых аффективных комплексов чувства неполноценности, ущемленного самолюбия или, напротив, чувства собственной значимости, умелости, компетентности.

Период кризиса 7 лет связан с коренным изменением социальной ситуации развития ребенка. У него впервые возникает осознание своего места в системе человеческих отношений. По словам Л.И. Божович, кризис 7 лет является периодом рождения социального «Я».

У детей появляется отчетливое стремление занять новое, более взрослое положение в жизни — стремление к новому положению в системе общественных отношений, и выполнять новую, важную не только для них, но и для окружающих деятельность — потребность к осуществлению общественно значимой деятельности.

Этот новый уровень развития самосознания связан с появлением внутренней позиции. Это центральное личностное образование, которое теперь начинает определять всю систему отношений ребенка: к себе, к другим людям, к миру в целом.