Вопросы для дифференцированного зачета по психологии
(преподаватель: Дробинина Наталия Ивановна)
Понятие темперамента. Теории темперамента. Психологическая характеристика детей с разными типами темперамента.
Темперамент — свойство личности, придающее своеобразную окраску всей деятельности и поведению людей.
Темперамент — это индивидуальные особенности человека, которые определяют динамику его психической деятельности и поведения.
Термин «темперамент» в переводе с латинского означает «надлежащее соотношение частей».
Теории темперамента
Гуморальная теория.
Еще в Древней Греции врач Гиппократ предложил концепцию темперамента. Темперамент зависит от соотношения четырех жидкостей организма и того, какая из них преобладает: кровь (по-латински «сангве»), слизь (по-гречески «флегма»), красно-желтая желчь (по-гречески «холе»), черная желчь (по-гречески «мелайн холе»).
Смесь этих жидкостей, утверждал Гиппократ, и лежит в основе основных типов темпераментов: сангвинического, холерического, меланхолического и флегматического.
Дав, в общем, правильное описание основных темпераментов, Гиппократ не мог дать научного их обоснования.
Конституционная теория.
Возникла в XX веке (Кречмер, Шелдон).
Главная идея — установление связи темперамента с телосложением человека.
Шелдон утверждал, что тип телосложения зависит от того, как протекало внутриутробное развитие человека.
Кречмер соотнёс с типами строения тела определённые типы личности.
Физиологическая теория.
И.П. Павлов, изучая работу больших полушарий головного мозга, установил, что все черты темперамента зависят от особенностей высшей нервной деятельности человека.
Он доказал, что у представителей различных темпераментов изменяются типологические различия силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга.
Различные соотношения указанных свойств нервных процессов были положены в основу определения типа высшей нервной деятельности.
В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможения И.П. Павлов выделил четыре типа нервной системы, которые соответствуют четырем темпераментам:
1. Сангвиник — сильный, уравновешенный, подвижный.
2. Флегматик — сильный, уравновешенный, малоподвижный
3. Холерик — сильный, неуравновешенный.
Методика изучения структуры темперамента Я.Стреляу (адаптация ...
... балл отражает силу процесса торможения; - низкий балл - слабость процесса торможения. Шкала 3: - высокий балл отражает подвижность нервных процессов; - низкий балл - инертность нервных процессов. Уровень процессов возбуждения Высокие баллы - сильная ответная реакция на ...
4. Меланхолик — слабые процессы возбуждения и торможения.
Психологическая характеристика детей с разными типами темперамента.
Дети – сангвиникиобладают сильной, подвижной, уравновешенной нервной системой. Дл таких детей характерно преобладание хорошего настроения. Они жизнерадостны. На положительные стимулы реагируют громким смехом, на отрицательные – громким плачем. Все внутренние переживания у них проявляются внешне. Дети – сангвиники с удовольствием берутся за новое дело. Они стремятся к новизне. Но охотно принимаясь за новое дело, они нуждаются в постоянной внешней ситуации и контроле взрослого, поскольку устают от однообразия. Для таких детей характерна высокая работоспособность, но только если есть интерес. Они легко устанавливают контакты с другими детьми, быстро находят товарищей. Сангвиника легко дисциплинировать. Речь у таких детей громкая, энергичная, ее темп быстрый.
Дети – флегматикиимеют сильную, уравновешенную, но малоподвижную нервную систему. Они выражаются низкой эмоциональностью, невыразительной, бедной мимикой. Негромко смеются и тихо плачут. Для них характерны высокая работоспособность, умение делать все тщательно. Навыки и привычки у них очень устойчивы, формируются крайне медленно. Они предпочитают играть в одиночку и в спокойные игры. Легко дисциплинируются в привычной обстановке, болезненно переживают ее нарушение, а так же нарушение режима дня, стереотипов. Плохо сходятся с другими детьми, однако отличаются значительной избирательностью и устойчивостью во взаимоотношениях. Характерна медленная, негромкая, с длительными паузами речь.
Дети – холерики имеют сильную, подвижную, но неуравновешенную нервную систему с преобладанием процесса возбуждения над торможением. У них часто меняется настроение. Эмоции имеют крайние проявления: они не плачут, а рыдают, не улыбаются, а хохочут. Холерики очень бурно реагируют на внешние раздражители, они несдержанны, нетерпеливы, вспыльчивы, легко возбуждаются. У них выразительная мимика, порывистые жесты. Такие дети очень активны, предпочитают подвижные игры. Наблюдается повышенная склонность к общению, но поверхностному. Навыки формируются долго, с трудом перестраиваются. Этих детей трудно дисциплинировать, они часто нарушают правила. Чувствительны к нарушению режима дня. Речь – быстрая, сбивчивая, нередко непонятная.
Дети – меланхолики со слабой нервной системой очень ранимы, долго помнят и переживают обиды, нередко подвержены страхам. Такие дети способны сопереживать другому, чутко улавливать настроение, выраженное в произведениях искусства. Их интересы, привычки, привязанности устойчивы. Они очень медлительны. При нарушении режима дня быстро наступает переутомление. Ребенок нуждается в длительном отдыхе для восстановления сил. Предпочитает одинокие игры, к общению со сверстниками не стремится, его отличает большая избирательность в выборе партнера и устойчивость взаимоотношений. Речь ребенка очень тихая, невыразительная.
Особенности внимания у детей дошкольного возраста.
В дошкольном возрасте изменения касаются всех видов и свойств внимания. Увеличивается его объем: дошкольник уже может действовать с 2-3 предметами. Возрастает возможность распределения внимания в связи с автоматизацией многих действий ребенка. Внимание становится более устойчивым. Это дает ребенку возможность выполнять под руководством воспитателя определенную работу, пусть даже неинтересную. Устойчивость внимания зависит от характера действующего раздражителя. В возрасте 4-7 лет длительные отвлечения вызывает шум игры, а наиболее продолжительные — звонок. На протяжении дошкольного детства длительность отвлечений, вызванных разными раздражителями, снижается, то есть возрастает устойчивость внимания. Наиболее резкое снижение продолжительности отвлечения наблюдается у детей от 5,5 до 6,5 лет.
Развитие связной речи младшего школьника по средствам воздействия ...
... принципиальные положения, на которые опирается современная практика по развитию речи в школе: 1.Связь работы по развитию речи с развитием мышления Речь тесно связана с сознанием в целом, но особенно прочная интимная ... есть в слова. Осмысленность чтения проявляется в том, что появляются правильные интонации, дети обращают внимание на знаки, стоящие в конце предложения: точку, вопросительный и ...
Развитие внимания дошкольника связано с тем, что изменяется организация его жизни, он осваивает новые виды деятельности (игровую, трудовую, продуктивную).
В 4-5 лет ребенок направляет свои действия под влиянием взрослого. Выполняя требования взрослого, ребенок должен управлять своим вниманием. Развитие произвольного внимания связано с усвоением средств управления им. Первоначально — это внешние средства, указательный жест, слово взрослого. В старшем дошкольном возрасте таким средством становится речь самого ребенка, которая приобретает планирующую функцию. Развитие произвольного внимания тесно связано не только с развитием речи, но и с пониманием значения предстоящей деятельности, осознанием ее цели. Развитие этого вида внимания также связано с освоением норм и правил поведения, становлением волевого действия.
Развитие послепроизвольного внимания происходит через становление произвольного, оно также связано с привычкой прилагать волевые усилия для достижения цели.
Особенности развития внимания в дошкольном возрасте:
— значительно возрастает его концентрация, объем и устойчивость;
— складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов;
— внимание становится опосредованным;
— появляются элементы послепроизвольного внимания.
Понятие о памяти. Классификация видов памяти. Характеристика процессов памяти. Развитие памяти в дошкольном возрасте.
Память — это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали.
В греческой мифологии есть богиня памяти Мнемозина (или Мнемосина, от греческого слова «воспоминание»).
По имени своей богини память в психологии часто называют мнемической деятельностью.
Виды памяти
Все виды памяти можно условно разделить на три группы:
1) что запоминает человек (предметы и явления, мысли, движения, чувства).
Соответственно этому различают двигательную, эмоциональную, словесно-логическую и образную память;
2) как человек запоминает (случайно или преднамеренно).
Здесь выделяют произвольную и непроизвольную память;
3) как долго сохраняется запомненное.
Это кратковременная, долговременная и оперативная память.
Процессы памяти
Основные процессы памяти — запоминание, сохранение, забывание, воспроизведение.
Развитие мышления детей дошкольного возраста познавательно-исследовательской ...
... метод развития мышления у дошкольного возраста; )подобрать необходимый диагностический материал для изучения мышления у дошкольников; )разработать и провести формирующий эксперимент по развитию мышления детского дошкольного возраста ... из видов мышления, использующее понятия и логические конструкции. .Эмпирическое - мышление по готовым образцам, отождествление по памяти, накопление, систематизация и ...
1.Запоминание — это процесс памяти, обеспечивающий сохранение в памяти материала как важнейшее условие его последующего воспроизведения. Запоминание может быть непреднамеренным и преднамеренным, механическим и смысловым.
Если запоминание имеет характер специально организованной работы, связанной с применением определенных приемов для наилучшего усвоения знаний, оно называется заучиванием.
2.Сохранение и забывание — это две стороны единого процесса долговременного удержания воспринятой информации. Сохранение — это удержание в памяти, а забывание — это исчезновение, выпадение из памяти заученного.
3.Воспроизведение может протекать на трех уровнях: узнавание, припоминание (в условиях частичного забывания, требующего волевого усилия), само воспроизведение (произвольное и непроизвольное).
Узнавание — самая простая форма воспроизведения. Узнавание — это появление чувства знакомости при повторном восприятии чего-либо.
Припоминание — наиболее активное воспроизведение, оно связано с напряжением и требует определенных волевых усилий.
Воспроизведение — характеризуется тем, что образы, закрепленные в памяти, возникают без опоры на вторичное восприятие тех или иных объектов.
Развитие памяти в дошкольном возрасте.
В дошкольном возрасте главным видом памяти является образная. Ее развитие и перестройка связаны с изменениями, происходящими в разных сферах психической жизни ребенка, и прежде всего в познавательных процессах — восприятии и мышлении. Запоминание и воспроизведение проходят быстро, но бессистемно. Ребёнок «перескакивает» с одного признака предмета или компонента ситуации на другой. В памяти он часто удерживает второстепенное, а существенное забывает.
У дошкольника значительно изменяется содержание двигательной памяти. Движения становятся сложными, включают несколько компонентов. Движения осуществляются на основе сформированного в памяти зрительно-двигательного образа.
Словесная память дошкольника интенсивно развивается в процессе активного освоения речи при слушании и воспроизведении литературных произведений, рассказывании, в общении со взрослыми и сверстниками. Воспроизведение текста, изложение собственного опыта становится логичным, последовательным.
На протяжении всего дошкольного возраста преобладает непроизвольная память. У дошкольника сохраняется зависимость запоминания материала от таких его особенностей, как эмоциональная привлекательность, яркость, озвученность и пр.
Важнейшее изменение в памяти дошкольника происходит примерно в четырехлетнем возрасте. Память ребенка приобретает элементы произвольности.
В старшем дошкольном возрасте память постепенно превращается в особую деятельность, которая подчиняется специальной цели запомнить. Ребенок начинает принимать указания взрослого запомнить или припомнить, использовать простейшие приемы и средства запоминания, интересоваться правильностью воспроизведения и контролировать его ход.
Значение дидактических игр для развития личности ребенка-дошкольника
... игре, проблема целенаправленного формирования игры у детей дошкольного возраста с целью их развития и воспитания ... с людьми. Значение дидактической игры для развития дошкольника За всю историю человеческой цивилизации сложились ... ребенка физически, обогащает его речь, мышление, воображение; игра является наиболее типичной деятельностью для детей дошкольного возраста. Потому основой воспитания детей ...
Ребенок осознает и использует некоторые приемы запоминания, выделяя их из знакомых видов деятельности. При специальном обучении и контроле со стороны взрослого дошкольнику становятся доступными логические приемы запоминания, в качестве которых выступают мыслительные операции.
Память все больше становится подконтрольной самому ребенку.
Важным моментом в развитии памяти дошкольника выступает появление личных воспоминаний. В них отражаются существенные события из жизни ребенка, его успехи в деятельности, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Особенности развития памяти в дошкольном возрасте:
· преобладает непроизвольная образная память;
· память, все больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер;
· словесно-смысловая память обеспечивает опосредованное познание и расширяет сферу познавательной деятельности ребенка;
· складываются элементы произвольной памяти как способности к регуляции данного процесса сначала со стороны взрослого, а потом и самого ребенка;
· формируются предпосылки для превращения процесса запоминания в особую умственную деятельность, для овладения логическими приемами запоминания;
· по мере накопления и обобщения опыта поведения, опыта общения ребенка со взрослыми и сверстниками развитие памяти включается в развитие личности.
Понятие о мышлении. Классификация видов мышления. Операции и формы мышления. Развитие мышления в дошкольном возрасте.
Мышление — опосредованное и обобщенное познание окружающего мира.
Мышление — отражение закономерных существенных связей.
Исключительно важная особенность мышления — его неразрывная связь с речью. Выделяя нечто общее в предметах и явлениях окружающего мира, человек обозначает его словами. Речь является не только формой, но и орудием мышления.
Виды мышления.
— в зависимости от того, в какой степени мыслительный процесс опирается на восприятие, представление или понятие, различают три основных вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и абстрактное (логическое);
— по характеру протекания процесса мышления можно говорить об умозаключительном мышлении, которое проходит ступеньку за ступенькой, и интуитивное мышление, где окончательный результат достигается без знания или продумывания промежуточных этапов;
— если за основу брать характер результатов мышления, то мы можем иметь репродуктивное мышление и творческое мышление;
— мышление разделяется по действенности контроля на критическое и некритическое;
— в зависимости от направленности на практику или на теорию можно говорить о теоретическом и практическом мышлении.
Трудовое воспитание детей в условиях дошкольного образовательного учреждения
... нахождения детей в условиях дошкольного образовательного учреждения; - в учебном процессе дошкольного образовательного учреждения учитываются индивидуальные особенности детей; - дети в условиях дошкольного образовательного ... воспитателей в настоящее время является трудовое воспитание у детей дошкольного возраста нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ...
Основные формы мышления.
1.Понятие — это форма мышления, в которой отражаются общие и существенные свойства предметов и явлений. Понятия бывают житейские и научные.
2.Суждение — это высказывание чего-либо о чем-то, утверждение или отрицание каких-либо отношений между предметами или явлениями.
Различают суждения истинные, ложные (ошибочные) и предположительные, а также единичные, частные и общие.
3.Умозаключение — форма мышления, позволяющая человеку сделать новый вывод из ряда суждений.
Различают два основных вида умозаключений — индуктивные и дедуктивные, или индукцию и дедукцию. Индукция — это умозаключение от частных случаев к общему положению. Дедукция — такое умозаключение, в котором вывод заключается от общего суждения к суждению единичному.
Мыслительные операции.
Сравнение — это сопоставление предметов и явлений с целью нахождения сходства и различия между ними.
Анализ — это мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части или мысленное выделение в нем отдельных свойств, черт, качеств.
Синтез — это мысленное соединение отдельных частей предметов или мысленное сочетание отдельных их свойств.
Абстракция — это мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных признаков и свойств.
Обобщение – это мысленное соединение предметов и явлений на основе их общих и существенных признаков.
Конкретизация — это мысленное представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятии или общему положению.
Развитие мышления в дошкольном возрасте.
В дошкольном возрасте мышление опирается на представления. Ребенок может думать о том, что в данный момент он не воспринимает, но что он знает по своему прошлому опыту.
Изменения в мышлении дошкольника прежде всего связаны с тем, что устанавливаются все более тесные взаимосвязи мышления с речью.
Познание действительности у дошкольника происходит не в понятийной, а в наглядно-образной форме. Именно усвоение форм образного познания подводит ребенка к пониманию объективных законов логики, способствует развитию понятийного мышления.
Другое важнейшее направление в развитии мышления дошкольника связано с изменением соотношения между практическим и умственным действием. В практической деятельности ребенок начинает не только выделять, но и использовать связи и отношения между предметами и явлениями, действиями. От выделения простых связей он переходит к более сложным, отражающим взаимосвязи причины и следствия. Ребенок проводит простейшие опыты, экспериментирует.
Формирование у ребенка качественно нового мышления связано с освоением мыслительных операций. В основе всех мыслительных операций лежат анализ и синтез. Дошкольник сравнивает объекты по более многочисленным признакам, чем ребенок в раннем детстве.
Психические процессы как форма человеческой деятельности.Воображение, ...
... Психические процессы взаимосвязаны. Так, ощущение возбуждает внимание и мышление, которое, в свою очередь, сопровождается воображением, волевые усилия подкрепляются эмоциями. Без внимания невозможна работа ... Психические процессы (ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, речь, воображение), их уровень развития, наследственность обеспечивают успешность жизнедеятельности человека и ...
У дошкольника изменяется характер обобщений. Дети постепенно переходят от оперирования внешними признаками к раскрытию объективно более существенных для предмета признаков.
Развитие мыслительных операций приводит к формированию дедуктивного мышления у ребенка, под которым понимается умение согласовывать свои суждения друг с другом и не впадать в противоречия.
Особенности развития мышления в дошкольном возрасте:
— ребенок решает мыслительные задачи в представлении;
— освоение речи приводит к развитию рассуждений как способа решения мыслительных задач, возникает понимание причинности явлений;
— детские вопросы выступают показателем развития любознательности и говорят о проблемности мышления ребенка;
— появляется иное соотношение умственной и практической деятельности, когда практические действия возникают на основе предварительного рассуждения;
— ребенок переходит от использования готовых связей и отношений к «открытию» более сложных;
— возникают попытки объяснить явления и процессы;
— экспериментирование возникает как способ, помогающий понять скрытые связи и отношения, применить имеющиеся знания, пробовать свои силы;
— складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость, пытливость.
Понятие о воображении. Виды воображения. Способы создания образов. Развитие воображения в дошкольном возрасте.
Воображение — это познавательный процесс, который состоит из создания новых образов, на основе которых возникают новые действия и предметы.
Воображение — это создание того, что в опыте человека еще не существовало, что он не воспринимал в прошлом и с чем раньше не встречался. Тем не менее все новое, созданное в воображении, всегда так или иначе связано с реально существующим. Все представления воображения строятся из материала, полученного в прошлых восприятиях и сохраненного в памяти.
Воображение — познавательный процесс и имеет в своей основе аналитико-синтезическую деятельность человеческого мозга. Анализ помогает выделить отдельные части и признаки предметов или явления, синтез — объединить в новые, до сих пор не встречавшиеся комбинации.
Виды воображения
Непроизвольное или пассивное воображение — новые образы возникают под воздействием малоосознанных или неосознанных потребностей. Это сновидения, галлюцинации, грезы, состояния «бездумного отдыха». Грезы — это пассивное, но преднамеренное воображение. Это мечты, не связанные с волей, направленной на их выполнение.
Произвольное, или активное воображение — это процесс преднамеренного построения образов в связи с сознательно поставленной целью в той или иной деятельности.
По оригинальности произвольное (активное) воображение разделяется на воссоздающее, или репродуктивное, и творческое.
Воссоздающее, или репродуктивное, воображение — это построение образа предмета, явления в соответствии с его словесным описанием или по чертежу, схеме, картине.
17 стр., 8329 слов
Роль воображения в психическом развитии ребенка
... роли воображения в психическом развитии ребенка. Цель исследования - определить роль воображения в психическом развитии ребенка. Объект - творческое воображение детей дошкольного возраста. Предмет - психологические особенности творческого воображения детей 6- ... в его опыте впечатлений и действий, а создание новых образов или действий, будет принадлежать к творческой деятельности. Мозг есть ...
Творческое воображение — это самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Образы создаются без опоры на готовое описание или условное изображение.
Особый вид воображения — мечта.
Психологические механизмы воображения
Комбинирование — сочетание отдельных элементов различных образов предметов в новых, более или менее необычных комбинациях.
Частный случай комбинирования — агглютинация — способ создания нового образа путем соединения, склеивания совершенно разных объектов или их свойств. Например, кентавр, дракон, сфинкс — лев с головой человека или ковер-самолет.
Акцентирование — подчеркивание тех или иных черт (например, образ великана).
Этот способ лежит в основе создания карикатур и дружеских шаржей.
Акцентирование проявляется в нескольких специфических действиях:
а) утрирование — намеренное подчеркивание особенностей внешнего облика человека;
б) преувеличение или приуменьшение (Мальчик-с-пальчик, Дюймовочка, семиглавый Змей — Горыныч);
в) типизация — обобщение и эмоциональная насыщенность образа.
Развитие воображения в дошкольном возрасте.
Воображение дошкольника отличается от воображения взрослого, за кажущимся его богатством скрывается бедность, смутность, схематичность и стереотипность образов. Видимое богатство воображения связано с низкой критичностью детского мышления, когда дети не знают, как бывает, а как не бывает. Дошкольник легко объединяет разные представления и некритически относится к полученным комбинациям, что особенно заметно в младшем дошкольном возрасте.
До достижения детьми 5-6 лет, почти на протяжении всего дошкольного возраста, у них отсутствует замысел или он крайне неустойчив, легко разрушается. Ребёнок фантазирует ради того, чтобы фантазировать.
Особенно ярко проявляется роль наглядной опоры в воссоздании художественного текста. Таковой служит иллюстрация, без которой младший дошкольник не может воссоздать описанные в сказке события. У старших дошкольников слова текста начинают вызывать образы и без наглядной опоры. Но они все-таки испытывают трудности в понимании внутреннего смысла произведения.
В возрасте пяти лет появляются мечты о будущем. Они нередко неустойчивы, обусловлены событиями, вызвавшими у детей эмоциональный отклик.
Таким образом, воображение превращается в особую интеллектуальную деятельность, направленную на преобразование окружающего мира. Опорой для создания образа теперь служит не только реальный объект, но и представления, выраженные в слове. Начинается бурный рост словесных форм воображения, тесно связанных с развитием речи, мышления, когда ребенок сочиняет сказки, перевертыши, продолжающиеся истории.
Воображение дошкольника остается в основном непроизвольным. Предметом фантазии становится то, что сильно взволновало, увлекло его, поразило: прочитанная сказка, увиденный мультфильм, новая игрушка. В 5-7 лет внешняя опора подсказывает замысел и ребенок произвольно планирует его реализацию и подбирает необходимые средства.
Психологическое сопровождение детей в период кризиса 3-3,5 лет
... новых форм общения ребенка с окружающими в становлении и развитии воображения - новообразования дошкольного периода развития. 4. Выявить и изучить психологические особенности детей при переходе от ... деятельностью, представлена картина перехода от литического периода к кризису, раскрываются закономерности выхода из кризиса и становления новой ведущей деятельности Практическая значимость исследования ...
О возрастании целенаправленности воображения на протяжении дошкольного детства можно сделать вывод по увеличению продолжительности игры детей на одну и ту же тему, а также по устойчивости ролей.
Воображение помогает дошкольнику найти нестандартное творческое решение познавательной проблемы, поэтому важнейшей характеристикой воображения ребенка является его реализм, понимание того, что может быть и чего быть не может.
Особенности развития воображения в дошкольном возрасте:
— воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию;
— оно становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование;
— ребенок осваивает приемы и средства создания образов;
— воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов.
Психологическая готовность ребенка к школе. Виды готовности к школе. Кризис семи лет.
Психологическая готовность к школе – только один из аспектов подготовки детей к школе, правда исключительно важный и значимый. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению заключается не в том, что у него уже к моменту поступления в школу складываются психологические черты, которые отличают школьника. Они могут сложиться только в самом ходе школьного обучения под влиянием присущих ему условий жизни и деятельности.
Итогом же развития ребенка в дошкольном детстве являются только предпосылки этих черт, достаточные для того, чтобы ребенок мог приспособиться к условиям школы, приступить к систематической учебе. К таким предпосылкам относится, прежде всего, желание стать школьником, выполнять серьезную деятельность, учиться. Такое желание появляется к концу дошкольного возраста у большинства детей. Оно связано с кризисом развития, с тем, что ребенок начинает осознавать свое положение дошкольника как не соответствующее его возросшим возможностям, перестает удовлетворяться тем способом приобщения к жизни взрослых, который дает ему игра. Он психологически перерастает игру, и положение школьника выступает для него как ступенька к взрослости, а учеба – как ответственное дело, к которому все относятся с уважением.
Психологическая готовность к школе – это сложное образование, представляющее собой целостную систему взаимосвязанных качеств: особенностей мотивации, сформированности механизмов произвольной регуляции действий, достаточного уровня познавательного, интеллектуального и речевого развития, определенного типа отношений со взрослыми и сверстниками.
Психологи выделяют разные компоненты готовности детей к школьному обучению. И.В.Дубровина выделяет педагогическую и психологическую (личностную, волевую, интеллектуальную) готовность.
Б.С.Волков определяет такие компоненты готовности, как социальная, психологическая (личностная, социально-психологическая, интеллектуальная, эмоционально-волевая) и физическая.
По мнению М.Безруких, составными компонентами психологической готовности является личностная, интеллектуальная, эмоционально — волевая. Необходимо, чтобы у ребенка были развиты волевые качества личности, чтобы он в доступных для его возраста пределах управлял своим поведением, умел направлять свои усилия на решение учебных задач был организованным, понимал и выполнял правила, которые будут предъявляться ему учителем.
Важно, чтобы будущий ученик умел общаться с окружающими людьми, был доброжелательным с другими детьми, взрослыми. Ребенок адаптируется к школе не за один день. Это довольно длительный процесс, требующий напряжения всех сил организма и психики. В начале обучения почти у всех первоклассников наблюдаются двигательное возбуждение или заторможенность, раздражительность, снижение аппетита, плохой сон, повышенная утомляемость. Реакции закономерны, ведь изменяется привычный образ жизни. Длительность и острота процесса зависят от состояния здоровья и уровня стартовой готовности ребенка к систематическому обучению.
Кризис 7 лет
Переходный период от дошкольного в младшему школьному возрасту знаменуется наступлением возрастного кризиса 7 лет. По словам Л.С. Выготского, этим кризисом открывается школьный возраст. В период кризиса 7 лет происходит существенное изменение всего психологического облика ребенка, коренная перестройка его отношений с социальным окружением.
Внешними проявлениями кризиса являются заметные изменения в поведении ребенка: он начинает манерничать, кривляться, бросается в глаза демонстративность. Ребенок становится трудновоспитуемым, перестает следовать хорошо знакомым, привычным нормам поведения.
За этими внешне негативными проявлениями скрываются глубокие изменения в психической жизни ребенка, которые и составляют основной психологический смысл кризиса 7 лет.
Согласно Л.С. Выготскому, основой этих изменений является утрата детской непосредственности. Ребенок, вступивший в полосу кризиса, теряет детскую наивность; во всех своих проявлениях в поведении, в отношениях с окружающими он становится не таким понятным, как раньше. Теперь по поведению ребенка взрослые не могут однозначно судить о том, что он думает, чувствует, переживает, чего действительно хочет. У ребенка появляется своя внутренняя жизнь, недоступная окружающим.
Наряду с этим происходят и существенные изменения в эмоционально-мотивационной сфере. Впервые возникает обобщение переживаний. Череда успехов или неудач, каждый раз переживаемых ребенком в каких-либо ситуациях (учеба, продуктивные виды деятельности, общение), приводят к формированию устойчивых аффективных комплексов чувства неполноценности, ущемленного самолюбия или, напротив, чувства собственной значимости, умелости, компетентности.
Период кризиса 7 лет связан с коренным изменением социальной ситуации развития ребенка. У него впервые возникает осознание своего места в системе человеческих отношений. По словам Л.И. Божович, кризис 7 лет является периодом рождения социального «Я».
У детей появляется отчетливое стремление занять новое, более взрослое положение в жизни — стремление к новому положению в системе общественных отношений, и выполнять новую, важную не только для них, но и для окружающих деятельность — потребность к осуществлению общественно значимой деятельности.
Этот новый уровень развития самосознания связан с появлением внутренней позиции. Это центральное личностное образование, которое теперь начинает определять всю систему отношений ребенка: к себе, к другим людям, к миру в целом.