Пренатальный и постнатальный онтогенез

 

Онтогенез – это постепенное развитие конкретного индивида от момента зарождения до смерти. Индивидуальное развитие каждого организма делится на два периода пренатальный и постнатальный.

Пренатальный онтогенез в свою очередь подразделяется на три периода: герминативный, зародышевый и плодный. Герминативный период у человека охватывает первую неделю развития с момента оплодотворения до имплантации зародыша в слизистую оболочку матки. Зародышевый период длится от начала второй недели до конца восьмой недели, то есть с момента имплантации до завершения закладки органов. Плодный (фетальный) период начинается с девятой недели и длится до рождения. В этот период происходит интенсивный рост организма.

Постнатальный онтогенез подразделяется на одиннадцать периодов: 1-10 день – новорожденные; 10 день -1 год – грудной возраст; 1-3 года – раннее детство; 4-7 лет – первое детство; 8-12 лет – второе детство; 13-16 лет – подростковый период; 17-21 год – юношеский возраст; 22-35 лет – первый зрелый возраст; 36-60 лет – второй зрелый возраст; 61-74 года – пожилой возраст; с 75 лет – старческий возраст; после 90 лет – долгожители. Завершается онтогенез естественной смертью.

Суть пренатального онтогенеза. Пренатальный период онтогенеза начинается с момента слияния двух гамет и образования зиготы. Зигота последовательно делится, образуя бластулу, которая в свою очередь тоже делится. В результате этого деления внутри бластулы образуется полость — бластоцель. После образования бластоцеля начинается процесс гаструляции. Суть этого процесса заключается в перемещении клеток в бластоцель и образовании двухслойного зародыша. Наружный слой клеток зародыша называется эктодермой, а внутренний – энтодермой. Внутри зародыша образуется полость первичной кишки – гастроцель. В конце стадии гаструлы из эктодермы начинает развиваться зачаток нервной системы. Происходит это в конце второй начале третьей недели пренатального развития, когда в дорсальном отделе эктодермы обособляется медуллярная (нервная) пластинка. Нервная пластинка вначале состоит из одного слоя клеток. Затем они дифференцируются на спонгиобласты, их которых развивается опорная ткань – нейроглия, и нейробласты, из которых развиваются нейроны. В связи с тем, что дифференцировка клеток пластинки идет на различных участках с различной скоростью, она в результате превращается в нервный желобок, а затем в нервную трубку, по бокам которой располагаются ганглионарные пластинки, из которых впоследствииразвиваются афферентные нейроны и нейроны вегетативной нервной системы. После этого нервная трубка отшнуровывается от эктодермы и погружается в мезодерму (третий зародышевый листок).

2 стр., 727 слов

РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ В ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ. ОНТОГЕНЕЗ

РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ В ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ. ОНТОГЕНЕЗ Впервые почти на русском, и в последний раз Уважаемый читатель, интернет-издание этой книги отличается от ее бумажного издания не в Вашу пользу. Ищите на полках книжных магазинов. На первом канале. За последние 10 лет на русском вышли 5-6 учебников по детско-юношеской психологии: 1-2 наших, остальные – ихние. Этот учебник - наш, потому что в ...

На этой стадии медуллярная пластина состоит из трех слоев, которые впоследствии дают начало: внутренний – эпендимальной вытилке полостей желудочков мозга и центрального канала спинного мозга, средний – серому веществу мозга, а наружный (малоклеточный) – белому веществу мозга. Вначале стенки нервной трубки имеют одинаковую толщину, затем боковые отделы ее начинают интенсивно утолщаться, причем дорсальная и вентральная стенки отстают в развитии и постепенно погружаются между боковыми стенками. Таким образом, формируются дорсальная и вентральная срединные борозды будущего спинного мозга и продолговатого мозга.

С самых ранних стадий развития организма устанавливается тесная связь между нервной трубкой и миотомами – теми участками тела эмбриона (сомитами), из которых в последующем развиваются мышцы.

Из туловищного отдела нервной трубки впоследствии развивается спинной мозг. Каждому сегменту тела – сомиту, а их насчитывается 34-35, соответствует определенный участок нервной трубки – невромер, от которого осуществляется иннервация этого сегмента.

В конце третьей – начале четвертой недели начинается формирование головного мозга. Эмбриогенез головного мозга начинается с развития в ростральной части нервной трубки двух первичных мозговых пузырей: архэнцефалон и дейтерэнцефалон. Затем в начале четвертой недели у зародыша дейтерэнцефалон делится на средний (мезенцефалон) и ромбовидный (ромбенцефалон) пузыри. А архенцефалон на этой стадии превращается в передний (прозенцефалон) мозговой пузырь. Эта стадия змбриогенеза мозга называется стадией трех мозговых пузырей.

Затем на шестой неделе развития наступает стадия пяти мозговых пузырей: передний мозговой пузырь разделяется на два полушария, а ромбовидный мозг на задний и добавочный. Средний мозговой пузырь остается неразделенным. В дальнейшем под полушариями образуется промежуточный мозг, из заднего пузыря образуются мозжечок и мост, а добавочный пузырь превращается в продолговатый мозг.

2 стр., 740 слов

Презентация на тему: ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ

ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ В течение длительного времени психологи пытались решить вопрос о природе эмоций. В ХVIII-ХIХвв. не было единой точки зрения на данную проблему. Самой распространенной была интеллектуалистическая позиция, которая строилась на утверждении о том, что органические проявления эмоций — это следствие психических явлений. Наиболее четкую формулировку этой ...

Структуры головного мозга, формирующиеся из первичного мозгового пузыря: средний, задний и добавочный мозг – составляют ствол головного мозга. Он является ростральным продолжением спинного мозга и имеет с ним общие черты строения. Здесь располагаются моторные и сенсорные структуры, а также вегетативные ядра.

Производные архэнцефалона создают подкорковые структуры и кору. Здесь расположены сенсорные структуры, но нет вегетативных и двигательных ядер.

Промежуточный мозг функционально и морфологически связан с органом зрения. Здесь образуются зрительные бугры – таламус.

Полость медуллярной трубки дает начало мозговым желудочкам и центральному каналу спинного мозга.

Этапы развития головного мозга человека схематично отображены на рисунке 18.

Суть постнатального онтогенеза. Постнатальное развитие нервной системы человека начинается с момента рождения ребенка. Головной мозг новорожденного весит 300-400 г. Вскоре после рождения прекращается образование из нейробластов новых нейронов, сами нейроны не делятся. Однако к восьмому месяцу после рождения вес мозга удваивается, к 4-5 годам утраивается. Масса мозга растет в основном за счет увеличения количества отростков и их миелинизации. Максимального веса мозг мужчин достигает к 20-20 годам, а женщин к 15-19 годам. После 50 лет мозг уплощается, вес его падает и в старости может уменьшиться на 100г.

 

 

Физиологические механизмы памяти

 

Природа памяти и физио­логический механизм запечатления следов долгое время являлся неизученным. Философы и психологи конца XIX — начала XX в. ограничивались лишь указанием на то, что память является «общим свойством материи». В последние 50 лет проводились медицинские, генетические, биохимические и кибернетические исследования, в результате – появилось множество теорий памяти.

10 стр., 4628 слов

Психодинамическая теория и структура личности по З. Фрейду

Психодинамическая теория и структура личности по З. Фрейду МГИ им. Е.Р. Дашковой Факультет гуманитарный Отделение психологии РЕФЕРАТ по психологии личности «Психодинамическая теория и структура личности по З. Фрейду» Москва 2011 Содержание Введение Глава 1. Сознание, предсознание, бессознательное Глава 2. Побуждения или инстинкты 2.1 Основные инстинкты. Либидо и агрессивная энергия. Катексис Глава ...

Рассмотрим основные теории памяти:

1. Психологические теории памяти. Психологический уровень изуче­ния механизмов памяти хронологически старше других и представлен наи­более многочисленным рядом различных направлений и теорий.

а) Ассоциативное направление, разработанное Г.Эббингаузом, Г.Мюллером, А.Пильцекером и др

Память в русле этой теории понимается как сложная система кратковременных и долговременных, более или менее устойчивых ассоциаций по смежности, подобию, контрасту, временной и пространственной близости. Отдельные элементы информации согласно ассоциативной теории запоминаются, хранятся и воспроизводятся не изолированно, а в определенных логических, структурно-функциональных и смысловых ассоциациях с другими.

Этот принцип сводит­ся к следующему: если определенные психические образования возникли в сознании одновременно или непосредственно друг за другом, то между ни­ми образуется ассоциативная связь и повторное появление какого-либо из элементов этой связи необходимо вызывает в сознании представление всех ее элементов.

б) Гештальтизм

Основное понятие этой теории — понятие гештальта — обозначает целостную организацию, структуру, не сводимую к сумме составляющих ее частей. В русле данной теории особенно подчеркивалось значение структурирования материала, его доведение до целостности, организации в систему при запоминании и воспроизведении, а также роль намерений и потребностей человека в процессах памяти (последнее предназначалось для того, чтобы объяснить избирательность мнемических процессов).

Главная мысль, проходившая красной нитью через исследования сторонников обсуждаемой концепции памяти, состояла в том, что и при запоминании, и при воспроизведении материал обычно выступает в виде целостной структуры, а не случайного набора элементов, сложившегося на ассоциативной основе.

в) Направление бихевиоризма и психоанализа.

Взгляды сторонников бихевиоризма на проблему памяти оказались весьма близкими к тем, которые разделялись ассоцианистами. Единственное существенное различие между ними заключалось в том, что бихевиористы подчеркивали роль подкреплений в запоминании материала и много внимания уделяли изучению того, как работает память в процессах научения.

9 стр., 4288 слов

Память.Теории памяти

Введение Память — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное исполь­зование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и бу­дущим и является важнейшей познавательной функцией, лежа­щей в основе развития и обучения. Память — основа ...

Заслугой З.Фрейда и его последователей в исследовании памяти явилось выяснение роли положительных и отрицательных эмоций, мотивов и потребностей в запоминании и забывании материала. Благодаря психоанализу были обнаружены и описаны многие интересные психологические механизмы подсознательного забывания, связанные с функционированием мотивации.

2. Физиологические теории памяти.

Физиологические теории механиз­мов памяти тесно связаны с важнейшими положениями учения И.П.Павлова о закономерностях высшей нервной деятельности. Учение об образовании ус­ловных временных связей — это теория механизмов формирования индивиду­ального опыта субъекта, т.е. собственно теория «запоминания на физио­логическом уровне». В самом деле, условный рефлекс как акт образования связи между новым и уже ранее закрепленным содержанием составляет фи­зиологическую основу запоминания. Для понимания причинной обусловлен­ности этого акта важнейшее значение приобретает понятие подкрепления. Подкрепление — это не что иное, как достижение непосредственной цели действия индивида. В других случаях — это стимул, мотивирующий дейс­твие или корригирующий его. Закрепление результатов успешных действий есть вероятностное прогнозирование их полезности для достижения предс­тоящих целей.

3. Биохимические теории памяти

На основе биохимических исследований возникла гипо­теза о двухступенчатом характере процесса запоминания. Успехи биохимических исследований позволили сформулировать предположения о двухуровневый характер процесса запоминания. На первом уровне, сразу после воздействия раздражителей, в мозгу происходит кратковременная электрохимическая реакция, которая предопределяет обратные физиологические процессы в клетке. Этот уровень длится секунды или минуты и является механизмом кратковременной памяти. Второй уровень – собственно биохимическая реакция – связанный с образованием протеинов и характеризуется необратимостью химических изменений в клетках и считается механизмом длительной памяти.

4. Генетическая теория

Сторонники генетической теории памяти считают, что специфические изменения, которые происходят в нервных клетках под воздействием внешних раздражителей, и являются механизмами процессов закрепления, сохранения и воспроизведения, а именно: перегруппировка в нейронах белковых молекул нуклеиновых кислот. Дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК) является носителем родовой памяти: она содержит генетические коды организма, определяя генотип. Рибонуклеиновая кислота (РНК) – основа индивидуальной памяти. Возбуждение нейронов повышает содержание в них РНК, и неограниченное количество изменений ее молекул является базой хранения большого количества следов возбуждения. Изменение структуры РНК ученые связывают с долгой памятью.

6 стр., 2758 слов

Сестринская помощь при дискинезиях желчного пузыря и желчевыводящих путей

Тема: Сестринская помощь при дискинезиях желчного пузыря и желчевыводящих путей ВВЕДЕНИЕ Согласно определению словаря под редакцией Н.Д. Твороговой, организм (от позднелат. organizo, organizare -- устраиваю, сообщаю, стройный вид) -- сложная морфологически и химически организованная система, жизнедеятельность которой обеспечивается взаимодействием его клеток, тканей и органов с различными ...

Таким образом, память индивида реализуется за счет многоуровневых механизмов – психологического, физиологического, химического и генетического. Для нормального функционирования человеческой памяти необходимы все четыре уровня. Человек может осознавать и руководить только высшим психологическим уровнем, который является определяющим относительно низким. Лишь на этом уровне память становится процессом, опосредованным мнемическими действиями, составляющей познавательной деятельности.

 

Возрастные особенности органов выделения

 

Строение почек и их значение. В процессе диссимиляции в организме образуются продукты распада, которые подлежат выведению: диоксид углерода, вода, соли, мочевина, мочевая кислота, ацетоновые тела и др. Основная роль в их выведении принадлежит специализированным органам выделения — почкам.

Почки — парные органы, расположенные в брюшной полости с обеих сторон позвоночника. Правая почка лежит несколько ниже левой. Они имеют бобовидную форму, вогнутый край их обращен к позвоночнику и имеет выемку — ворота почек, где проходят кровеносные и лимфатические сосуды, нервы и мочеточник. Почка покрыта капсулой из соединительной ткани. На разрезе почки выделяют два слоя: наружный темно-красный — корковый, в котором расположены почечные тельца, и внутренний, более светлый — мозговой, в котором проходят почечные канальцы. Канальцы образуют пирамиды, разделенные прослойками коркового вещества. Расширенной частью пирамиды прилегают к корковому веществу, вершиной — к центру почки, где располагается почечная лоханка. Ее суженный конец переходит в мочеточник, который впадает в мочевой пузырь.

Нефрон — структурная и функциональная единица почки. В его состав входит капсула Шумлянского, состоящая из однослойного эпителия и образующая двухслойную чашу. В эту чашу погружен Мальпигиев клубочек, имеющий около 50 капиллярных петель. Между стенками капсулы находится полость, от которой в корковом слое начинается извитой мочевой каналец первого порядка. Выпрямляясь, он переходит в мозговой слой. Здесь каналец образует петлю Генле и вновь возвращается в корковое вещество, переходя в извитой каналец второго порядка. В дальнейшем он выпрямляется и впадает в собирательную трубочку. Трубочки сливаются друг с другом и открываются общими протоками на вершинах пирамид почечными сосочками. Длина одного нефрона 35-50 мм. В каждой почке их насчитывается около 1 млн. Общая длина всех канальцев 70-100 км, а их поверхность составляет 6 м2.

9 стр., 4401 слов

4. Методы исследования функции почек

1. . Предмет и метод физиологии. Связь физиологии с другими науками. Физиология как научная основа медицины, диагностики здоровья, здорового образа жизни и прогнозирования функционального состояния и работоспособности человека. 2 Сердце, его значение и функции. Гемодинамическая функция. Сердечный цикл и его фазовая структура. Изменение давления и объема крови в полостях сердца в различные фазы ...

Почки богато снабжены кровеносными сосудами. Вступая в почку, почечная артерия ветвится на мелкие сосуды, которые заканчиваются артериолами, входящими в капсулу нефрона. Приносящая артериола в полости капсулы распадается на капилляры, образуя Мальпигиев клубочек. Затем капилляры клубочка вновь сливаются в артериолу, которая выходит из капсулы. Эта артериола называется выносящим сосудом, по нему кровь оттекает от клубочка. После выхода из капсулы артериола вторично разветвляется на капиллярную сеть, густо оплетающую извитые канальцы первого и второго порядка. Далее капилляры сливаются в вены, которые, соединяясь, образуют почечную вену, впадающую в нижнюю полую вену. Следовательно, в почке артерии дважды распадаются на сеть капилляров, несущих артериальную кровь: на капилляры, образующие Мальпигиев клубочек в капсуле, и капилляры извитых канальцев. Но моча образуется только в извитых канальцах, где артериальная кровь капилляров превращается в венозную.

Процесс образования мочи идет в две фазы. В капсуле Мальпигиевых клубочков фильтруются вещества, приносимые кровью, через стенки капилляров в полость капсулы. Фильтрация обеспечивается разностью давлений крови в капиллярах и капсуле. Высокое кровяное давление в капиллярах создается тем, что диаметр приносящего сосуда больше, чем выносящего. К тому же почечные артерии отходят прямо от брюшной аорты и прогоняют кровь под большим давлением. Это обеспечивает фильтрацию веществ из плазмы в капсулу. Вместе с водой из капилляров фильтруются растворенные вещества: неорганические соли, мочевина, мочевая кислота, глюкоза, аминокислоты. Жидкость, поступающая в просвет капсулы, называется первичной или филътрационной мочой, которая близка по составу плазме крови, но отличается от нее отсутствием белков. В сутки через почки проходит до 1500-1700 л крови и образуется 150-170 л первичной мочи. Из организма же выводится всего лишь около 1-1,5 л так называемой вторичной, или конечной мочи, образующейся во второй фазе мочеобразования. Во время второй фазы в почечных канальцах идет процесс обратного всасывания воды и некоторых составных частей — сахара, аминокислот, в ней меньше концентрация хлористого натрия, а концентрация мочевины увеличена почти в 60-70 раз, т. е. до 2% (в плазме ее 0,03%).

Желтый цвет мочи зависит от пигмента уробилина. Из почек моча выводится через мочеточники — трубки длиной до 30 см и шириной 3-6 мм, соединяющие почечную лоханку с мочевым пузырем. Мочевой пузырь лежит в полости таза и представляет собой резервуар емкостью до 750 мл.

Функции почек регулируются импульсами парасимпатического (блуждающего) и симпатического нервов. Первый расширяет кровеносные сосуды, второй — сужает. Это отражается на скорости образования первичной мочи, обратного всасывания воды и натрия из вторичной мочи. Кроме того, почки получают импульсы из высших нервных центров, находящихся в промежуточном мозге, которые действуют через центры симпатической нервной системы. Всасывание воды из первичной мочи усиливается антидиуретическим гормоном гипофиза, а гормон надпочечников адреналин вызывает уменьшение образования мочи, так как сужает почечные сосуды. Почки влияют также на ионный состав крови. Этому способствует гормон коры надпочечников альдостерон, который регулирует обратное всасывание солей натрия и калия в канальцах.

Отрицательно влияют на функцию почек злоупотребление острой пищей, содержащей много пряностей, и алкоголем, вызывающим раздражение нефронов. Разрушают почечный эпителий некоторые яды, которые могут попасть в организм при неосторожном обращении с ними и нарушении правил хранения ядовитых веществ.

При выполнении физических упражнений почки с чашечками и лоханкой, а также мочеточники подвержены незначительным смещениям. Причем смещение почки вверх часто сопровождается Уменьшением угла ее наклона во фронтальной плоскости, а смещение вниз – увеличением этого угла из-за относительно большего смещения верхнего конца почки к середине или же нижнего конца в сторону. В правой почке подобные изменения происходят чаще, они более выражены, что, по-видимому, связано с располагающейся над ней печенью. Форма почечных чашечек и лоханки при выполнении физических упражнений не изменяется. Что касается мочеточников, то у них изменяется и степень искривления, и форма. После физических упражнений мочевые органы очень быстро переходят в первоначальное состояние, чему может способствовать энергичное глубокое брюшное (диафрагмальное) дыхание.

Мышцы стенок брюшной полости играют большую роль как в фиксации почек и мочеточников, так и в их смещаемости.

Мочеточники – полые трубки, соединяющие почечную лоханку с мочевым пузырем. Как и почки, они лежат на задней стенке брюшной полости позади брюшины. В мочеточнике выделяют брюшную, тазовую и пузырную части. Последняя расположена в толще мочевого пузыря.
Стенка мочеточника имеет слизистую, мышечную и соединительнотканную оболочку. Моча по мочеточнику продвигается благодаря перистальтическому сокращению гладкой мышечной ткани его стенки.

Мочевой пузырь – это полый орган, куда непрерывно порциями стекает моча из мочеточников. Он расположен в малом тазу, за симфизом. Кроме двух отверстий мочеточников в пузыре есть третье – внутреннее отверстие мочеиспускательного канала, через которое периодически опорожняется пузырь. Стенка его имеет три оболочки: слизистую (с подслизстой основой), мышечную и соединительнотканную. По мере наполнения пузыря, емкость которого равняется примерно 0,5 литра, стенка его растягивается, а складки слизистой оболочки расправляются. Сокращение гладкой мышечной ткани при открытом отверстии в мочеиспускательный канал способствует опорожнению мочевого пузыря.

Мочеиспускательный канал связывает пузырь с поверхностью тела человека. Если другие мочевые органы не имеют половых различий, то в мочеиспускательном канале они имеются. Начинается мочеиспускательный канал у мужчин и женщин одинаково внутренним отверстием на стенке мочевого пузыря. Затем у мужчин он проходит через предстательную железу и половой член, открываясь наружным отверстием на головке полового члена, а у женщин лишь соприкасается с половыми органами и открывается в преддверие влагалища. Там, где мочеиспускательный канал проходит через мочеполовую диафрагму, вокруг него образуется сфинктер (сжиматель) из поперечно-полосатой скелетной мышечной ткани, произвольно регулирующий опорожнение мочевого пузыря.

Возрастные особенности. Почки и мочевыводящие пути сформированы и развиты достаточно хорошо, но в первые несколько дней функция их снижена (число мочеиспусканий до 5—6 в сутки).

Начиная со 2-й недели: почки начинают работать более интенсивно, частота мочеиспусканий достигает 20—25 в сутки. Во многом это объясняется тем, что мочевой пузырь новорожденного имеет небольшой объем, а стенки его еще недостаточно растяжимы.

У новорожденного мочеточники имеют извилистый ход. Длина мочеточника достигает 5-7см. К 4 годам длина его увеличивается до 15см. Мышечная оболочка в раннем детском возрасте развита слабо.

Мочевой пузырь у новорожденных веретенообразный, у детей первых лет жизни – грушевидный. В период второго детства (8-12 лет) мочевой пузырь яйцевидный. Вместимость мочевого пузыря у новорожденных 50-80мл, к 5 годам 180мл, а после 12 лет – 250мл. У новорожденного циркулярный мышечный слой в стенах пузыря выражен слабо, слизистая оболочка развита хорошо. Верхушка мочевого пузыря у новорожденных достигает половины расстояния между пупком и лобковым синфезом. В возрасте 1-3 лет дно мочевого пузыря расположено на уровне верхнего лобкового симфиза. У подростков дно пузыря находится на уровне середины, а в юношеском возрасте – на уровне нижнего края лобкового симфиза. В дальнейшем происходит опускание дна мочевого пузыря, в зависимости от состояния мышц мочеполовой диафрагмы.

Почки детей отличаются от почек взрослых размерами и массой. Они относительно больше — у новорожденных их масса составляет примерно 1/100 – 1/125 массы тела, а у взрослых – 1/200 – 1/225.

Почки с возрастом расти и развиваться, наиболее интенсивно этот процесс протекает на первом году жизни.

В течение первого года жизни мочеиспускание непроизвольное. В дальнейшем по мере созревания центральных нервных регуляторных механизмов и воспитания акт мочеиспускания становится произвольным. Однако у некоторых детей сохраняется ночное недержание мочи. Это явление может быть обусловлено нерациональным режимом жизни ребёнка: еда перед сном, обилие жидкости, ненормальный сон. При проведении соответствующих гигиенических мероприятий можно прекратить ночное недержание мочи. Но эти явления могут быть и следствием нарушения нервно-психической сферы ребёнка. В этом случае ребёнок должен пройти курс лечения по указанию специалиста.

 

 

Учение А. А. Ухтомского о доминанте

 

Доминанта – это господствующий в данный момент очаг возбуждения в нервном центре, обуславливающий работу остальных нервных центров и определяющий направленность поведенческих реакций. Физиологическую основу доминанты составляют отрицательная индукция и концентрация возбуждения. А сама доминанта является физиологической основой внимания, воли, восприятия и мышления.

Принцип доминанты допускает, что если в коре мозга одновременно возникают два очага возбуждения, то один из них оказывается господствующим (доминирующим).

Рефлексом, связанным с этим очагом в данный момент, направляется и трансформируется деятельность всего нервного аппарата.

Доминирующий очаг возбуждения характеризуется:

· 1. Повышенной возбудимостью и лабильностью;

· 2. Способностью к суммированию и накоплению возбуждения;

· 3. Торможением текущих рефлексов, встречающихся с ним;

· 4. Инерцией, т.е. способностью к длительному удержанию возбуждения после окончания раздражения.

Эти свойства нервных центров делают доминанту особым и очень важным аппаратом координации, осуществляемой нервной системой. Такая координация обусловлена появлением непродолжительных, легко сменяющих друг друга доминант. Из этого оказывается понятным основной смысл важнейшего принципа деятельности нервной системы: он заключается в возникновении на каждом этапе существования организма одного господствующего очага возбуждения в нервной системе, подчиняющего себе всю ее деятельность и определяющего приспособительный характер возникающих реакций. Все другие реакции, являющиеся менее или совсем несущественными в этот момент, тормозятся по механизму индукционных отношений между доминантным очагом и остальными участками ЦНС.

На базе доминантного очага возбуждения формируется конкретная приспособительная деятельность, ориентированная на достижение полезных результатов. Например, на базе доминантного состояния центра голода реализуется поведение, направленное на добывание пищи.

При наличии господствующего, или доминантного, очага возбуждения раздражения, поступающие в другие участки нервной системы, только усиливают доминантный очаг. Примером может быть случай, часто встречающийся в школьной практике: ученик получил плохую оценку, он расстроен и плачет, друзья успокаивают его, но это вызывает еще более безудержные слезы. Дело в том, что в данный момент в нервной системе ученика функционирует доминанта, и все раздражения только усиливают господствующий очаг возбуждения.

А.А.Ухтомский считал, что доминантой следует объяснить как резко меняющееся поведение человека при внешне мало изменяющейся среде, так и настойчивое повторение одного и того же образа действия в совершенно новых ее условиях.

Доминанта помогает понять механизм таких педагогических приемов, как, например, упрочение усвоенного учебного материала.

Доминанта имеет отчетливо выраженные возрастные особенности: чем младше школьник, тем она менее устойчива и тем легче может перейти в торможение. Этим объясняется отсутствие у детей усидчивости, резкие переходы от одного ритма деятельности к другому.

Итак, взаимодействие различных видов поведения строится на основе открытого А.А.Ухтомским принципа доминанты.

 

Список литературы

 

  1. Сапин М. Р. Сивоглазова В.И. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма): учеб. Пособие для студентов сред. пед. учеб. завед. – 3-е изд., стереотип. – М.: изд. центр. «Арка дня», 2002.
  2. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. – М.: Высшая школа, 1985.
  3. Любимова З. В., Маринова К. В., Возрастная физиология: учеб. для студ. высш. учеб завед.: в 2-частях. – М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2003.
  4. Агаджанян Н. А., Власова И. Г. Основы физиологии человека: учебник, — М., 2000.
  5. http://studopedia.ru
  6. http://biofile.ru