Пояснительная записка 12

Цель изучения курса «ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ»: становление базовой профессиональной компетентности бакалавра, обучающегося по сокращенному курсу, посредством формирования и расширения целостного представления о психологических особенностях человека как факторах успешности его жизнедеятельности и развития способности к познанию и пониманию индивидуально-психологических особенностей других людей и самопознанию, а также через освоение знаний о становлении научной психологической мысли.

Задачипо обеспечению достижения целей курса:

— развитие навыков сравнения и анализа преемственности идей авторских психологических концепций;

— расширение системы знаний о строении и функционировании психики человека в процессе его жизнедеятельности;

— создание теоретико-методологических основ для усвоения знаний о психологии в процессах его развития, обучения, социального взаимодействия;

— развитие навыков понимания и дифференцирования психических явлений в реальной жизнедеятельности человека;

— содействие развитию рефлексивных процессов в отношении собственного «Я» и становлению на этой основе позитивного самоотношения как необходимого условия саморазвития;

— формирование установок, направленных на гармоничное развитие, продуктивное решение трудностей, толерантности во взаимодействии с окружающим миром.

Ожидаемые результаты изучения дисциплины:

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

— теоретические основы и понятийный аппарат психологической науки как необходимой базы для изучения других дисциплин, включенных в программу курса «Психология»;

4 стр., 1940 слов

Тесты для проверки знаний по курсу

Тесты для проверки знаний по курсу «Юридическая психология» 1. Термин «Юридическая психология» впервые введен: а) Дж. Говардом б) Ч. Ломброзо в) Э. Клапаредом г) А.Р. Ратиновым 2. Основоположником учения «френология» является: а) В.М. Бехтерев б) Ф. Галь в) Д.В. Дриль г) Ч. Ломброзо 3. «Застой» в отечественной юридической психологии приходится на: а) 1917-1930 г.г. б) 1930-1959 г.г. в) 1959-1985 г ...

— ключевые принципы и разнообразие основных психологических подходов;

— закономерности психического развития и особенности их протекания в учебном процессе в разные возрастные периоды;

— психологические феномены, категории, методы изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики.

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

— участвовать в общественно-профессиональных дискуссиях;

— учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации;

— использовать теоретические знания для генерации новых идей в области развития образования;

— использовать теоретические и практические знания, полученные в ходе освоения курса, для анализа психологической составляющей жизнедеятельности людей и решения задач профессиональной педагогической деятельности и саморазвития;

— понимать причины собственных достижений и проблем, находить оптимальные пути решения этих проблем;

— адекватно оценивать свои возможности и в случае несоответствия между ними находить пути изменения (коррекции) либо себя, либо выбираемых маршрутов образования и перспектив роста.

В соответствии с требованиями к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата критериями результата освоения дисциплины «Общая психология» выступает оценка общекультурных и профессиональных компетентностей, которые используются при решении задач педагогической деятельности на примерах проблемных ситуаций в образовательной среде.

В соответствии с целями освоения дисциплины «Общая психология» и задачами профессиональной деятельности бакалавр должен обладать следующими компетенциями:

— способности использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);

11 стр., 5392 слов

Тема 1. Становление этики деловых отношений как научно-прикладной отрасли знания. Предмет, основные задачи и категории этики деловых отношений

... у студентов соответствующих нравственных качеств как необходимых условий их повседневной деятельности и поведения. Задачи курса ... - система жестов и телодвижений, используемая как средство общения наряду со звуковой ... морали как способа духовно-практического освоения действительности. Натуралистическая этика (эволюционная ... этики в системе философского гуманитарного знания. История развития деловой этики в ...

— способности применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3);

— способности использовать отечественный и зарубежный опыт организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10).

Организация текущего контроля.

Проверка качества усвоения лекционного и самостоятельно изучаемого материала проводится в различной форме:

— устные выступления на практических занятиях,

— письменные работы (эссе, реферирование, анализ научной монографии и т.д.),

— выполнение тестовых заданий,

— результаты самодиагностики и самонаблюдения.

Использование различных форм текущего контроля позволяет:

— помочь студентам-первокурсникам в планировании и организации самостоятельной работы;

— сформировать навыки работы с научной литературой;

— более объективно оценить знания и уровень учебной мотивации каждого студента;

— сформировать у студентов адекватное представление об уровне собственных знаний, своих затруднениях и ресурсах.

Итоговая аттестация студентов

Курс завершается устным зачетом, на котором проверяется:

— овладение системой основных научно-психологических понятий;

— перенос (использование) понятий для объяснения психических явлений;

— проявление компетентности в использовании знаний о психологии для интерпретации различных проявлений жизнедеятельности человека.

Студенты, активно участвовавшие в работе на протяжении всего курса, могут получить зачет по итогам выполнения самостоятельных работ, подготовленных сообщений и участия в дискуссиях.

Критерии дифференцированного зачета:

— «неудовлетворительно» ставится, если студент испытывает серьезные затруднения при изложении теоретического материала, не может ответить на дополнительные вопросы, не может привести примеры, допускает серьезные терминологические неточности, не владеет профессиональным терминологическим словарем; демонстрирует непонимание проблемной ситуации и не видит путей её решения;

— «удовлетворительно» — содержание ответа свидетельствует о недостаточных знаниях студента, в изложении материала отсутствует обобщенность, взаимосвязанность описываемых процессов и явлений; в ходе ответа студент воспроизводит основные понятия курса без выделения их существенных признаков и взаимосвязей; ответ дан с опорой на обязательную литературу и не подкреплен примерами;

— «хорошо» — если студент, хотя и имеет затруднения при самостоятельном изложении теоретического содержания, но исправляется при ответах на уточняющие вопросы, без серьезных затруднений отвечает на большую часть дополнительных вопросов, приводит адекватные примеры с использованием научных терминов

— «отлично» — если студент самостоятельно, логично, в полном объеме излагает теоретический материал, ссылается на авторов, разрабатывавших соответствующую проблематику, приводит конкретные примеры, правильно использует научную терминологию, без серьезных затруднений отвечает на дополнительные вопросы; демонстрирует свою компетентность при решении проблемной ситуации.

Организация самостоятельной работы студентов

Темы занятий

Количество часов

Содержание самостоятельной работы

Формы контроля СРС

Всего

Аудит.

Самост.

1. Введение в общую психологию

14

4

10

Составить таблицу «Основные психологические школы: предмет исследования; персоналии; область научных интересов».

Подготовить эссе по биографии и исследованиям в области психологии ученых Древнего Востока, Древней Греции, Средневековья, Возрождения, Просвещения.

Изучить этапы становления отечественной психологии.

Таблица

Тест-контроль

Обсуждение вопроса на семинарском занятии

2. Понятие о психике и ее эволюции

22

12

10

Изучить представления о психике и психическом в трудах восточных, западных и отечественных ученых.

Составить конспект по указанным источникам.

Изучить основные понятия темы: психика, психические явления, функции психики, физиологические основы психики, эволюция психики, сознание, самосознание.

Работа по проблемным заданиям.

Конспект

Тест-контроль

Обсуждение на семинарском занятии

Письменный опрос по проблемным заданиям

3. Психологическая теория деятельности

17

8

9

Анализ указанных первоисточников.

Изучение ФГОС ОПО второго поколения.

Изучение основных положений психологической теории деятельности.

Тест-контроль

Обсуждение на семинарском занятии

4. Психические процессы

26

16

10

Анализ указанных первоисточников.

Изучение психических процессов.

Тест-контроль

Конспект-анализ

Обсуждение на семинарском занятии

5. Психические состояния

14

6

8

Анализ указанных первоисточников.

Изучение понятий «стресс», «дистресс», «эустресс».

Беседа по первоисточникам на семинарском занятии

Творческие работы на тему «Эмоции»

6. Личность

20

10

10

Анализ основных концепций личности.

Составить сводную таблицу авторских периодизаций.

Изучить основные факторы, принципы психического развития

Дискуссия на семинарском занятии

Таблица

Диспут на тему «Факторы психического развития»

7. Психические свойства личности

22

12

10

Анализ указанных первоисточников.

Составить «ленту» психологических исследований по темам: «Темперамент», «Характер», «Способности», «Направленность».

Изучение психических свойств личности

Дискуссия на семинарском занятии

Стендовый доклад

Коллаж «Темперамент»

Составление «портрета» самоактуализирующейся личности на основе анализа пирамиды потребностей А. Маслоу

Всего

144

68

67

Основные понятия дисциплины

психология

психика

психоанализ

гуманистическая психология

структурализм

гештальт-психология

бихевиоризм

когнитивная психология

научный метод

эксперимент

наблюдение

сознание

бессознательное

психические явления

психические процессы

психические свойства

психические состояния

самосознание

самопознание

самовоспитание

Я-концепция

самооценка

рефлексия

индивид

индивидуальность

личность

субъект деятельности

интериоризация

экстериоризация

филогенез

социогенез

онтогенез

социализация

поведение

специфические виды деятельности

действие

операции

психофизиологические функции

цель

задачи

сенситивный период

ощущения

восприятие

представление

память

мышление

речь

внимание

воображение

эмоции

воля

способности

задатки

одаренность

талант

гениальность

интеллект

сигнальная система

первая сигнальная система

вторая сигнальная система

функциональное состояние

адаптация

релаксация

стресс

направленность

мотив

потребность

мотивационная сфера

темперамент

характер

Список литературы

Основная:

  1. Вундт В. Введение в психологию / Пер. с нем. Н. Самсонова. – СПб.: Питер, 2002. – 467с.

  2. Гальперин П.Я. Введение в психологию. – М.: КДУ, 2007. – 327с.
  3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций: Учебное пособие для вузов. – М.: ЧеРо, 2005. – 336с.
  4. Ждан А.Н. История психологии от античности до наших дней: Учебник. – М.: Академический Проект, 2008. — 572с.
  5. История психологии, XX век: Хрестоматия / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – М.: Академический Проект, 2005. – 829с.
  6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Академия, 2005. – 345с.
  7. Майерс Д. Психология / Пер. с англ. И.А. Карпикова и др. – Мн.: Попурри, 2006. – 847с.
  8. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2009. – 582с.
  9. Петровский А.В. Психология. – М.: Академия, 2002. – 500с.
  10. Петровский А.В. Психология в России: XX век. – М.: УРА, 2000. – 309с.
  11. Психология: Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2002 – 650с.
  12. Психология личности: учеб.пособие / Под науч. Ред. П.Н. Ермакова. – М.: ЭКСМО, 2007. – 631с.
  13. Психология личности в трудах зарубежных психологов / Сост. А.А. реан. – СПб.: Питер, 2000. – 316с.
  14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2008. – 705с.

Дополнительная:

  1. Асмолов А.Г. XXI век: Психология в век психологии // Вопросы психологии. – 1998. – №8. – с.15.

  2. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и этносоциология образования: второе рождение // Вопросы психологии. – 1999. — №4. – с.106.
  3. Барабанщиков А.В. Советская психология в годы Великой Отечественной войны // Вопросы психологии. – 1985. — №2. — с.12.
  4. Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. — М.: Педагогическое общество России, 2004. – 276с.
  5. Ждан А.Н. Вопросы истории психологии в трудах А.Н. Леонтьева // Вопросы психологии. – 2003. — №2. — с.86.
  6. Забродин Ю.М. Развитие советской психологии и задачи психологической службы // Психологический журнал. – 1984. – Т.5. — №6. – С.3-20.
  7. Зейгарник Б.Ф. Теории личности в зарубежной психологии. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. – 325с.
  8. История зарубежной психологии: Тексты / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – М.: Изд-во МГУ, 1986. – 453с.
  9. Кун Д. Основы психологии. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 864с.
  10. Малашкина М.М. Популярная история психологии. – М.: Вече, 2001. – 480с.
  11. Никольская А.А. Возрастная и педагогическая психология в дореволюционной России. – Дубна: Феникс, 1995. – 332с.
  12. Никольская А.А. Задачи разработки истории психологии в России // Вопросы психологии. – 1989. — №6. — с.14.
  13. Никольская А.А. История психологии от античности до наших дней // Вопросы психологии. – 1991. — №1. — с.161.
  14. Общая психология / Под ред. А. В. Петровского. – М.: Просвещение, 1986. – 464с.
  15. Платонов К.К. О системе психологии. -М., Мысль, 1972. – 216с.
  16. Помогайбин В.Н. История психологии: лица, взгляды, концепции. – М., 1999. – 198с.
  17. Практикум по общей психологии: Учеб. Пособие / Н. С. Глуханюк, Е. В. Дьяченко, С. Л. Семенова. — Воронеж: МОДЭК, 2006.
  18. Психология индивидуальных различий: Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. — М., 1982.
  19. Психология личности: тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. — М., 1982.
  20. Психология эмоций: Хрестоматия / Сост. В. Вилюнас. – СПб.: Питер, 2007. – 496с.
  21. Роллс Д. Классические случаи в психологии. – СПб.: Питер, 2010. – 126c.
  22. Столин В.В. Самосознание личности. — М., 1984.
  23. Сто великих психологов / Авт. – сост. В. Ярошевский. – М.: Вече, 2009. – 427с.
  24. Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. произведений / Сост. М.Г. Ярошевский. – СПб.: Питер, 2002. – 390с.
  25. Фромм Э. Иметь или быть. — М., 1990.
  26. Юнг К. Аналитическая психология. — М., 1995.
  27. Юнг К. Психологические типы. СПб., 1995.
  28. Шульц Д., Шульц С. История современной психологии / Под ред. А.Д. Наследова. – СПб.: Евразия, 2002. – 532с.
  29. Хрестоматия по истории психологии / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. – 530с.
  30. Юревич А. В. Системный кризис психологии // Вопросы психологии. – 1999. — №2. – С.3-15.
  31. Ярошевский М.Г. История психологии. – М.: Мысль, 1976. – 463с.

Нормативные документы:

  1. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011 — 2015 годы / Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 163-р.

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (второе поколение Стандартов).

Словари:

  1. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. – СПб.: прайм–ЕВРОЗНАК, 2004. – 672с.

  2. Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – 512с.
  3. Общая психология: Словарь / Под ред. А.В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – 250с.
  4. Психологическая энциклопедия. 2-е изд. / Под ред. Р. Корсина, А. Ауэрбаха. — СПб.: Питер, 2006. – 1096с.
  5. Психология. Полный энциклопедический справочник / Под ред. Б. Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 887с.

Информационные сетевые ресурсы

1. Национальные информационные центры:

  • Российская книжная палата / Режим доступа: http://www.bookchamber.ru
  • Институт научной информации по общественным наукам РАН / Режим доступа: http://www.inion.ru
  • Российская государственная библиотека / Режим доступа: http://www.rsl.ru
  • Российская национальная библиотека / Режим доступа: http://www.nlr.ru

2. Каталоги российских библиотек:

  • Каталог Российской национальной библиотеки / Режим доступа:
  • Каталог Российской государственной библиотеки (РГБ) / Режим доступа: http://www.rsl.ru
  • Электронная библиотека диссертаций РГБ / Режим доступа: http://diss.rsl.ru/
  • Обзор русскоязычных сайтов по психологии РГБ/ Режим доступа:
  • Библиографическая база данных «Вся Россия» / Режим доступа: http://www.nilc.ru – каталоги крупнейших российских библиотек, Российской книжной палаты, Свердловской областной научной библиотеки им. В. Г. Белинского в единой базе данных.
  • Сводный каталог «Сигла» / Режим доступа: http://www.sigla.ru – 94 каталога российских и зарубежных библиотек в единой поисковой системе.
  • Федеральный портал «Российское образование» (учебные, периодические издания) / Режим доступа: – нормативные документы, учебные, периодические издания, электронные библиотеки, каталоги, сайты.
  • Русский гуманитарный Интернет-университет / Режим доступа: – библиотека учебной и научной литературы: более 300 книг, свыше 1 тыс. журнальных статей, словари и т.д.
  • Научная электронная библиотека / Режим доступа: http://www.elibrary.ru

3. Полезные ссылки:

  • Интернет-версия энциклопедии «Британника» / Режим доступа: http://www.britannica.com
  • Мультипортал «Кирилл и Мефодий» / Режим доступа: http://www.forpsy.ru
  • Портал «Мир энциклопедий» (русскоязычные энциклопедии, словари и справочники) / Режим доступа: http://www.encyclopedia.ru
  • «Рубрикон» (энциклопедии БСЭ, Брокгауза и Ефрона и др., словари, справочники) / Режим доступа: http://www.rubricon.ru
  • «Российская научная сеть» (полные тексты по всем отраслям знаний) / Режим доступа:
  • Институт философии РАН (полные тексты учебников, философская литература) / Режим доступа: http://www.philosophy.ru
  • Книги в открытом доступе по отраслям знаний / Режим доступа: http://www.koob.ru

8