2.Отличительные признаки кросс-культурного шока

4

Кросс-культурный шок — это социально-психологический феномен, являющийся важной особенностью межкультурного взаимодействия; представляет собой первоначальную реакцию индивидуального или группового сознания на столкновение с инокультурной реальностью.

Суть кросс-культурного шока — конфликт между привычными для индивида ценностями, нормами, языком, повседневными практиками, свойственными для той социокультурной среды, которую он покинул, и ценностями, нормами, языком, повседневными практиками, характерными для новой социокультурной среды, в которой он оказался. Кросс-культурный шок в той или иной степени испытывают все, попадающие впервые в инокультурную среду (путешественники, эмигранты и т. д.).

Сила шоковой реакции определяется глубиной различий между прежней и новой культурами; психологическими характеристиками личности, ее ориентационными способностями, степенью ригидности или пластичности; наличием или отсутствием элементов старой культурной среды, которые индивид “переносит” с собой в новый культурный контекст; степенью открытости или закрытости представителей новой культуры, с которыми контактирует индивид.

Кросс-культурный шок также может иметь место на уровне группового сознания, когда в инокультурную среду перемещаются целые группы или когда в результате интенсивной культурной диффузии возникает ситуация конфронтации между старыми и новыми ценностями, нормами, моделями поведения, что постоянно происходит в ходе модернизации традиционного общества. Чаще всего культурный шок ассоциируется с негативными последствиями, но необходимо обратить внимание на его позитивную сторону: первоначальный дискомфорт ведет к принятию новых ценностей, аттитюдов,

5

моделей поведения и в конечном счете важен для саморазвития и личностного роста.

Изобретение термина «Кросс-культурный шок» (для описания тревоги, вызванной утратой ощущения того, что, когда и как нужно делать в новой для себя культурной среде) обычно приписывают Калверо Обергу. Человек, попавший в чужую культуру, обнаруживает, что привычные ориентиры исчезли и замещены странными или незнакомыми. В результате у приезжего могут возникать самые разные состояния — от неясного чувства дискомфорта до совершенной дезориентации, требующей полной перестройки мышления. Вообще говоря, любая новая ситуация — напр., новая работа, новые отношения, новый образ жизни или новые соседи, — может потребовать некоторых корректировок роли и изменений идентичности аналогично кросс-культурному шоку. Иногда понятие Кросс-культурный шок используют для обозначения общей ситуации, когда чел. вынужден приспосабливаться к новому порядку, при котором не работают ранее усвоенные культурные ценности и модели поведения.

17 стр., 8472 слов

Киберпространство как особая социальная, психологическая и культурная среда

Поиск по ключевым словам не дал результатов. В социальных сетях информация отсутствует. Существует информация о женском ските, однако она не полная. Существуют сайты о рыбалке, в которых даётся краткая характеристика данного населённого пункта. Упоминания на крупных порталах: Википедия (https://ru.wikipedia.org/wiki/Сорочий_Лог) 3.Подбор ключевых слов · Сорочий Лог · История Сорочий Лог · Рыбалка ...

2.Отличительные признаки кросс-культурного шока

Вызываемые кросс-культурным шоком проблемы можно распознать, опираясь по меньшей мере на шесть отличительных признаков:

Во-первых, привычные ориентиры поведения, ожидаемые от конкретного человека, или вообще отсутствуют, или их значение изменено.

Во-вторых, ценности, которые данный человек считал подлинными, желанными, привлекательными и важными, могут потерять все эти качества.

В-третьих, дезориентация вследствие кросс-культурного шока вызывает эмоциональное состояние тревоги, депрессии и даже враждебности, изменяющееся от легкого беспокойства до «шквалов» слепой, необузданной ярости.

6

В-четвертых, имеет место неудовлетворенность новым образом жизни и идеализация старого.

В-пятых, привычные способы восстановления сил и душевного равновесия, которые до этого обычно срабатывали, больше не помогают.

В-шестых, появляется ощущение, что это состояние перманентно и никогда не пройдет.

3.Стадии кросс-культурного шока

Питер Адлер попытался описать процесс и установить последовательность стадий переживания кросс-культурного шока. Его модель включает пять стадий:

а) первичный контакт, или стадия «медового месяца», когда новоприбывший испытывает любопытство и возбуждение «туриста», но при этом его базисная идентичность все еще связана корнями с родной почвой.

б) вторая стадия связана с дезинтеграцией старой системы знакомых ориентиров, при которой человек ощущает себя сбитым с толку и подавленным требованиями новой культуры; типично так же чувство самообвинения и собственной несостоятельности перед лицом возникших трудностей.

в) третья стадия предполагает реинтеграцию новых ориентиров и возросшее умение функционировать в новой культуре. Типичные эмоции, связанные с этой стадией, — гнев и обида по отношению к новой культуре как причине трудностей и менее подходящему для жизни месту, чем прежняя среда. Поскольку на этой стадии гнев направлен вовне, то таким лицам очень сложно оказать лечебную помощь.

г) на четвертой стадии продолжается процесс реинтеграции в направлении приобретения автономии и увеличения способности видеть

7

положительные и отрицательные элементы как в новой, так и в старой культуре.

12 стр., 5510 слов

Кросс-культурная и этническая психология как отрасли социальной психологии

... изучающие закономерности развития и функционирования психики людей как представителей конкретных культур и этнических общностей получили название этническая психология (этнопсихология) и кросс-культурная психология. Они в свою очередь являются ...

д) пятая стадия характеризуется независимостью: чел. достиг, наконец, «бикультурности» и теперь способен функционировать и в старой, и в новой культуре.

Эта последовательность стадий или шагов описывается U-образной или, включая возвращение на родину, W-образной кривой, когда процесс приспособления повторяется в условиях прежней культуры. Чёрч рассматривает одиннадцать эмпирических исследований в подтверждение гипотезы U-образной кривой. Эти данные подтверждают общую гипотезу, однако полное восстановление до первоначального уровня позитивного функционирования так и не получает объяснения. В пяти из этих исследований не удалось подтвердить гипотезу U-образной кривой, что свидетельствует об отсутствии подкрепления основного тезиса данными, полученными на разных выборках. Несмотря на недостаток эмпирических доказательств, U-образная кривая в качестве модели кросс-культурного шока пользуется повышенным эвристическим спросом.

4.Фазы кросс-культурного шока

Острый культурный шок (преимущественно вызванный переездом в другую страну), как правило, состоит из нескольких фаз. Однако следует признать, что не каждый проходит через эти фазы, как также не каждый находится достаточно времени в чужой среде, чтобы пройти определённые фазы.

«Медовый месяц». В течение такого периода различия между «старой» и «новой» культурой человек воспринимает «через розовые очки» — всё кажется замечательным, и красивым. Например, в таком состоянии человек может

8

увлекаться новой для него пищей, новым местом жительства, новыми привычками людей, новой архитектурой т.д.

«Примирение». По прошествии нескольких дней, недель или месяцев человек перестаёт сосредоточиваться на незначительных различиях между культурами. Однако он снова стремится к пище, к которой привык дома, ритм жизни в новом месте пребывания может казаться слишком быстрым или слишком медленным, привычки людей могут раздражать и т. д.

«Адаптация». Опять-таки после нескольких дней, недель или месяцев, человек привыкает к новой для него среде. На этой стадии человек больше не реагирует отрицательно или положительно, потому что адаптируется к новой культуре. Он вновь ведёт повседневную жизнь, как и ранее на своей родине.

«Обратный культурный шок». Возврат к родной культуре после адаптации к новой может вновь вызвать у человека вышеописанные фазы, которые могут продолжаться не очень долго или же так долго, как первый культурный шок на чужбине.

5.Причины кросс-культурного шока

Согласно первому подходу, появление кросс-культурного шока связано с географическим перемещением, вызывающим реакцию по типу оплакивания (выражения скорби по поводу) утраченных связей. Тем не менее не всякий кросс-культурный шок связан с горем, и нет никакой возможности предсказать в каждом отдельном случае тяжесть утраты и соотв. глубину скорби. Согласно второму подходу, вина за переживание кросс-культурного шока возлагается на фатализм, пессимизм, беспомощность и внешний локус контроля чел., попадающего в чужую культуру. Тем не менее это не объясняет различий в степени дистресса и противоречит предположению, что большинство «путешественников» — субъективно — имеют внутренний локус контроля.

3 стр., 1377 слов

Формы и методы организации социально-культурной деятельности ...

... 480 с. 17. Михайлова Л. И. Социология культуры. – М.:Академия, 1999. – 500с. 18. Новикова Г. Н. Социально-культурные технологии как система управления социокультурной деятельностью // ... каждой отдельно взятой личности. Педагогический аспект социально-культурной деятельности заключается в социальном воспитании и развитии человека, осуществляемых в различных формах культурно-досуговой деятельности ...

9

С третьей точки зрения — это процесс естественного отбора или выживания самых приспособленных, когда выживают только лучшие. Но такое объяснение слишком упрощает присутствующие переменные, поскольку большинство исследований ретроспективные, а не прогнозирующие. Согласно четвертой точке зрения, вина за возникновение кросс-культурного шока возлагается на неуместные в новой обстановке ожидания приезжего. Но нет никаких доказательств связи между неудовлетворенными ожиданиями и плохим приспособлением. Сторонники пятой точки зрения утверждают, что причиной кросс-культурного шока являются негативные события и нарушение ежедневного распорядка в целом. Однако измерить происходящие события и установить причинность очень сложно: то ли сами пострадавшие являются виновниками негативных событий, то ли негативные события заставляют страдать этих людей. Согласно шестой точки зрения, кросс-культурный шок вызывается расхождением ценностей из-за отсутствия взаимопонимания и конфликтов. Но ведь какие-то ценности более адаптивны, чем др., и ценностный конфликт сам по себе не может быть достаточным объяснением. Седьмое объяснение связывает кросс-культурный шок с дефицитом соц. навыков, вследствие чего соц. неадекватные или неопытные люди переживают более трудный период приспособления. Тем не менее в таком объяснении преуменьшается роль личности и социализации, а в таком понимании приспособления присутствует скрытый этноцентризм. Восьмая точка зрения: вина возлагается на недостаток социальной поддержки, причем этот подход заимствует аргументы из теории привязанности, теории социальной сети и психологии. Однако достаточно сложно количественно измерить социальную поддержку или разработать механизм либо процедуру социальной поддержки, чтобы проверить данное объяснение.

10

6.Способы преодоления кросс-культурного шока

1) геттоизация: человек, находясь в др. обществе, пытается сознательно или вынужденно (из-за незнания языка, природной робости, вероисповедания и т. д.) избегать любого соприкосновения с чужой культурой. В этом случае он стремится создать собственную культурную среду — окружение соплеменников, отгораживаясь тем самым от влияния инокультурной среды. Геттоизация влечет многочисленные негативные последствия, наиболее важным из которых является усиление межгрупповой вражды в обществе, падение доверия и способности граждан к сотрудничеству.

2) ассимиляция: приезжие пытаются целиком приспособиться к новой для них культуре, усвоить ее нормы, ценности, поведенческие модели, полностью отказавшись от наследия той культуры, которую они покинули; Различают естественную А., возникающую при контакте этнически разнородных групп населения, смешанных браках и т. п., и насильственную ассимиляцию, характерную для стран, где национальности неравноправны. Существуют разные степени смешения, при котором элементы культур подчиненной и господствующей групп соединяются таким образом, что формируют новую устойчивую комбинацию, новую культуру. Антропологи выявили и обратное влияние, оказываемое культурами меньшинств на доминирующую культуру.

7 стр., 3062 слов

Культурный шок. Способы преодоления 2

... РОЛЬ ЯЗЫКА  В  ПРОЦЕССЕ КУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ   4.1.   Язык – главный элемент культуры............................ .  17 4.2.   Лингвистический шок....................................... 18 4.3.   Культурный шок у детей..................................... 21 ГЛАВА5.   КУЛЬТУРНЫЙ  ШОК ПОЗАДИ…  ЧТО  ...

3) взаимодействие: попытка найти некую среднюю линию, совместить элементы старой и новой для индивида культур. Взаимодействие может организовываться двояко: либо пришельцы будут пытаться сочетать в своем поведении нормы обеих культур, стараясь наладить межкультурную коммуникацию, обогатить как свою собственную культуру, так и ту, в которую они прибыли, либо они станут делить свою жизнь на две половины, одна из которых посвящена новой, другая — старой культуре;

4) колонизация: новоприбывшие будут всячески пропагандировать, навязывать, проводить в жизнь свои собственные ценности, нормы и модели

11

поведения, противопоставляя их тем, что традиционны для культуры, в которой они оказались. Последнее происходит в результате завоеваний, как военных, так и мирных, а также в ходе модернизационных процессов.

7.Современное мнение о кросс-культурном шоке

Современная теоретическая перспектива, в которой ведутся исследования кросс-культурного шока, образована рядом практически общепринятых допущений. Во-первых, кросс-культурный шок — это не болезнь, а процесс приучения, каким бы неприятным или болезненным он ни был. Однако кросс-культурный шок может быть связан с патологическими состояниями или приводить к вредным для здоровья реакциям. Во-вторых, в более широком смысле кросс-культурный шок может относиться к положению, выходящему за пределы ситуации «приезжий в др. стране». Люди, переживающие любые радикальные изменения в своей жизни, могут проходить через процесс адаптации или аккомодации, напоминающий кросс-культурный шок. В некоторых случаях приезжие могут ощущать ностальгию сильнее, если на родине они жили намного лучше. Сохранение личной целостности и самоуважения должно стать основной целью того, кто переживает кросс-культурный шок. Приезжие зачастую ощущают потерю своего статуса в новой культуре, язык, обычаи и порядки которой ему незнакомы. Таким людям нужны ободрение и поддержка для сохранения правильного собственного образа и восстановления уверенности в своих силах. Возможно так же, что люди переносят свои старые проблемы в новую культуру, что ведет к плохому приспособлению в обеих культурах, хотя они-то как раз стремятся избавиться от старых проблем, сбежав в новую культурную среду. В-третьих, пока невозможно (если возможно вообще) измерить процесс развития кросс-культурного шока или доказать гипотезы U- или W-образной кривой, хотя все еще сохраняется эвристическая ценность кросс-культурного шока в качестве объяснительной модели. В-четвертых, существуют способы подготовки людей

12

к переживанию кросс-культурного шока, способствующие в ходе этого процесса облегчению страданий и неудобств.Можно подготовить людей к переходу в новую культуру и, следовательно, облегчить процесс приспособления. Такая подготовка могла бы включать изучение языка, культуры, моделирование ситуаций, в которые обычно попадают приезжие, и встречи с представителями землячеств. И наконец, кросс-культурный шок — это распространенное явление, с которым — в большей или меньшей степени — в свое время сталкивается большинство людей.

17 стр., 8340 слов

Психологические проблемы адаптации человека в другой культуре ...

... что вхождение индивидов в иную культуру сопровождается глубоким психическим потрясением, стрессом, так называемым «культурным шоком». Чаще всего культурный шок имеет негативные последствия, но следует ... состояния, в которых проявляется культурный шок, зависят от индивидуальных особенностей индивида, попадающего в иную культуру, но это неизбежно. Культурный шок усугубляется беспокойством, которое ...

Введение

Вхождение в новую культуру часто вынуждает чел. негативно оценивать как эту новую, так и свою прежнюю культуру.Человек, попавший в чужую культуру, обнаруживает, что привычные ориентиры исчезли и замещены странными или незнакомыми. В результате у приезжего могут возникать самые разные состояния — от неясного чувства дискомфорта до совершенной дезориентации, требующей полной перестройки мышления. Симптомами кросс-культурного шока могут оказаться недостаток уверенности в себе, тревожность, раздражительность, бессонница, психосоматические расстройства, депрессия и другие. Чаще всего кросс-культурный культурный шок ассоциируется с негативными последствиями, но необходимо обратить внимание на его позитивную сторону, хотя бы для тех индивидов, у кого первоначальный дискомфорт ведет к принятию новых ценностей, аттитюдов, моделей поведения и в конечном счете важен для саморазвития и личностного роста.

Заключение

Такой опыт новой культуры является неприятным. В рамках собственной культуры создается стойкая иллюзия собственного видения мира, образа жизни, менталитета и т. п. как единственно возможного и, главное, единственно допустимого. Подавляющее количество людей не осознает себя как продукт отдельной культуры, даже в тех редких случаях, когда они понимают, что поведение представителей других культур собственно и определяется их культурой. Только выйдя за пределы своей культуры, то есть встретившись с другим мировоззрением, мироощущением и т. д., можно понять специфику своего общественного сознания, увидеть различие культур. Люди по-разному переживают культурный шок, неодинаково осознают остроту его воздействия. Это зависит от их индивидуальных особенностей, степени сходства или несходства культур. К этому можно отнести целый ряд факторов, включая климат, одежду, еду, язык, религию, уровень образования, материальное благосостояние, структура семьи, обычаи и так далее.

Содержание

Введение………………………………………………………………….

1.Понятие………………………………………………………………..4

2.Отличительные признаки кросс-культурного шока………………..5

3.Стадии кросс-культурного шока…………………………………….6

4.Фазы кросс-культурного шока……………………………………….7

5.Причины кросс-культурного шока…………………………………..8

6.Способы преодоления кросс-культурного шока……………………10

7.Современное мнение о кросс-культурном шоке……………………11

Заключение…………………………………………………………………

Список использованной литературы…………………………………….

10 стр., 4540 слов

Рекреационные ресурсы и их классификация

... с привычной средой обитания человека и сочетанием различных природных и культурных сред. Рекреационными ресурсами признается, чуть ли не любое место, отвечающее двум критериям 1) ... и духовное) состояние человека. Этот тип ресурсов является основой для развития культурного и религиозного туризма. Под биологическими рекреационными ресурсами понимаются все компоненты живой природы, включая ...

Список использованной литературы

1. Культурный шок :: Психологический словарь [Электронный ресурс] URL: http://psychology.net.ru/dictionaries/psy.html?word=448 (дата обращения: 16.10.2011)

2. КУЛЬТУРНЫЙ ШОК [Электронный ресурс] URL: http://terme.ru/dictionary/858/word/%CA%D3%CB%DC%D2%D3%D0%CD%DB%C9+%D8%CE%CA (дата обращения: 17.10.2011)

3. Культур-шок (culture shock) [Электронный ресурс] URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_psychology/425/%D0%9A%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80 (дата обращения: 17.10.2011)

4. Культурный шок [Электронный ресурс] URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/651063 (дата обращения: 18.10.2011)