Педагогическая конфликтология 2

Специфика педагогической работы заключается в том, что труд педагога, несмотря на то, что он относится к социономической деятельности (по клас­сификации видов деятельности Е. Н. Климова), протекает индивидуально, как труд одиночки.

Следует отметить, что педагоги остро реагируют на оценку своих личност­ных данных. Педагог привык оценивать других. Ему очень трудно согласиться с выводами о том, что неблагоприятное развитие педагогической ситуации часто предопределено его собственными личностно-профессиональными слабостями и недостатками. Кроме того, большинство учителей имеют высокую личност­ную тревожность, в силу которой склонны гиперболизировать, драматизировать события или впадать в глухую психологическую защиту.

В жизнедеятельности педколлектива существуют ДВЕ СТОРОНЫ:

  1. формальная (функционально-деловая) и
  2. неформальная — эмоционально-личностная.

Пси­хологическое единство в социуме может быть достигнуто за счет совместной деятельности и здоровых межличностных отношений.

10 видов педагогических конфликтов:

  • ученик-ученик,
  • ученик-учитель,
  • ученик-родители,
  • ученик-администратор,
  • учи­тель-учитель,
  • учитель-родители,
  • учитель-администратор,
  • родители-родители,
  • родители-администратор,
  • администратор-администратор.

Специ­фические причины конфликтов

«УЧИТЕЛЬ-АДМИНИСТРАТОР».

Этот тип конфликта является очень распространенным и наиболее трудно преодолимым, потому что недостаточный опыт руководства, тяготение к авторитарному стилю управления, стремление максимально использовать административный ресурс, неумение вести себя конструктивно в конфликтных ситуациях являются основными причинами конфронтации в педагогических коллективах в диаде «Учитель-Администратор»:

  • недостаточно четкое разграничение между самими администраторами шко­лы сферы управленческого влияния, часто приводящее к «двойному» под­чинению педагога;
  • жесткая регламентация школьной жизни, оценочно-императивный харак­тер применения требований;
  • перекладывание на учителя «чужих» обязанностей;
  • незапланированные (неожиданные) формы контроля за деятельностью учителя.
  • неадекватность стиля руководства коллективом уровню его социального развития;
  • частая смена руководства;
  • недооценка руководителем профессионального честолюбия педагога;
  • нарушение психолого-дидактических принципов морального и материаль­ного стимулирования труда учителя;
  • неравномерная загруженность учителей общественными поручениями;
  • нарушение принципа индивидуального подхода к личности педагога.
  • предвзятое отношение учителя к ученикам;
  • систематическое занижение оценок;
  • самовольное установление учителем количества и форм проведения про­верки знаний учащихся, не предусмотренных программой и резко превы­шающих нормативную учебную нагрузку детей.

Анализ взаимоотношений, сложившихся в педагогических коллективах, показал, что большинство учителей (37,9%) отметило, что у них сложились Дружественные отношения с администрацией школы и (73,4%) опрошенных Учителей отметило, что у них дружественные отношения с коллегами по работе.

10 стр., 4640 слов

Организация взаимодействия с родителями школьников

2 Контрольная работа Организация взаимодействия с родителями школьников Содержание Введение Глава 1. Деятельность классного руководителя как проблема организации взаимодействия педагога и родителей младших школьников 1.1 Теоретические основы взаимодействия классного руководителя с родителями 1.2 Содержание взаимодействия родителей и педагогов, виды взаимодействия 1.3 Формы психолого- ...

Специфические причины конфликтов «учитель-ученик»

  1. Недостаточный профессионализм педагога как предметника и воспита­теля проявляется в руководстве
  2. Нарушение школьных требований учащимися.

Со стороны учителя это провоцируется:

  • неумением организовать познавательный интерес у учащихся к своему предмету;
  • манипулированием отметками;
  • «навешиванием ярлыка» неуспевающего ученика;
  • акцентированием психологических недостатков ученика;
  • неумением организовать занятия со всеми учащимися (например, на уроках физкультуры).

Со стороны учащихся данный конфликт может быть спровоцирован:

12 стр., 5642 слов

Мониторинг школьных конфликтов: причины, анализ, выводы

... классов на вопрос «Если у тебя бывают конфликты с учителями, то каковы причины этих конфликтов?», % 12 причин конфликтов с учителями Юноши Девушки 1. Выполнение-невыполнение главной социальной ... социальной функции, то есть несоответствие уровня успеваемости ролевым ожиданиям окружающих (учителей, родителей) и нарушение правил поведения, предъявляемых к ним как к учащимся ...

  • неподготовленным домашним заданием;
  • умышленным нарушением дисциплины:
  • пропуском уроков без уважительной причины.

Обобщая вышесказанное, необходимо заметить, что возникновение кон­фликтов между учителем и учащимися, по нашему мнению, скорее показатель профессиональной неуспешности педагога, чем вина ученика.

Специфические причины конфликтов

«УЧИТЕЛЬ-РОДИТЕЛЬ»

С точки зрения родителей:

Со стороны родителей — это превалирование отцовского или материн­ского чувства. Учитель же осуществляет, прежде всего, свой социальный статус воспитателя. Однако служебно-официальный характер общения учителя с уче­никами, как правило, не дает результатов.

Высказывания родителей:

  • «Учителя всех детей делят на любимчиков и остальных».
  • «Для учителя главное: раз плохо учится, значит, хулиган».
  • «Постоянно несправедливо занижают оценки. Необъективны».
  • «Часто унижают детей, оскорбляют их».
  • «Плохо высказываются о родителях при детях».

С точки зрения учителей:

  • «Слишком высокого мнения о своем ребенке».
  • «Родители опираются на свои случайные и внешние наблюдения за школой. Ни во что глубоко не вникают. Поверхностно судят об учителях».
  • «Совершенно не контролируют ребенка, не уделяют ему внимания, а при­ходят с претензиями к педагогу».
  • «Считают, что только мы, учителя, обязаны их детей учить и воспитывать».
  • «Часто вмешиваются в учебный процесс. То классный руководитель им не подходит, то учитель не такой».

Исходя из педагогической практики и некоторых научных исследований, попробуем сформулировать наиболее актуальные специфические причины кон­фликтов родителей и учителей:

14 стр., 6844 слов

Конфликт. Классификация конфликтов

Тема: Конфликт. Содержание |Введение. |2 | |Природа конфликта. |5 | |Происхождение конфликтов. |7 | |Природа человека и социальный конфликт. |8 | |Движущие силы и мотивация конфликта. |11 | |Надо-ли изучать конфликты и как это следует делать? |15 | |Заключение. |19 | |Литература. |20 | Введение. Каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно сталкивается с конфликтами разного рода. Например ...

  • разные уровни общей и педагогической культуры;
  • несогласованность стратегии и тактики воспитания («педагогический раз­нобой»);
  • непонимание родителями сложности учебно-воспитательного процесса, за­висимости его эффективности от многих факторов, помимо школы и семьи.
  • различия в отношении к ребенку как к личности;
  • отрицательное отношение родителей к школе, иждивенческая позиция семьи;
  • («старые счеты», взгляды «высокооплачиваемых родителей» на «бедного» учителя как на человека из сферы обслуживания, претензии типа «школа, а не семья обязана…»);
  • столкновение двух лидеров, претендующих на главенство своей точки зрения; - профессиональная некомпетентность учителя (низкий уровень подготовки, завышенные требования к школьникам).

Таким образом, конфликт между учителем и родителями часто проявляется как стремление учителя утвердить свой профессиональный статус, а родителя — защитить своего ребенка.

Специфические причины конфликтов «учитель-учитель»

1. Особенность отношений субъектов педаго­гических конфликтов:

  • между молодыми учителями и учителями со стажем работы;
  • между учителями, преподающими разные предметы (например, между физиками и словесниками);
  • между учителями, преподающими один и тот же предмет;
  • между учителями, имеющими звание, должностной статус (учитель высшей категории, руководитель методического объединения) и не имеющими их;
  • между учителями начальных классов и среднего звена;
  • между учителями, чьи дети учатся в одной школе и др.

Специфическими причинами конфликтов между учителями, чьи дети учат­ся в школе, могут быть:

13 стр., 6367 слов

Конфликты в школе: пути предупреждения и преодоления

... пишет о конфликтах в школе: "Конфликт между педагогом и ребенком, между учителем и родителями, педагогом и коллективом - большая беда школы. Чаще всего конфликт возникает тогда, когда учитель думает о ... ребенке несправедливо. Думайте о ребенке справедливо - и конфликтов ...

  • недовольство учителей отношением к их собственному ребенку своих коллег;
  • недостаточная помощь и контроль за собственными детьми педагогов-матерей, в силу огромной профессиональной занятости;
  • особенность положения ребенка учителя в школьном социуме (всегда «на виду») и переживание по этому поводу матери-педагога, создающее вокруг нее постоянное «поле напряженности»;
  • запредельно частое обращение учителей к коллегам, чьи дети учатся в шко­ле, с просьбами, замечаниями, жалобами по поводу поведения и учебы их ребенка.

2. Конфликты, «провоцируемые» (чаще непреднамеренно) администрацией учебного заведения:

  • необъективное или неравномерное распределение ресурсов (к примеру, кабинетов, технических средств обучения);
  • неудачный подбор учителей в одной параллели с точки зрения их психо­логической совместимости;
  • косвенное «сталкивание» учителей (сравнение классов по успеваемости, исполнительской дисциплине, возвышение одного учителя за счет униже­ния другого или сравнение с кем-либо).

Исследования КОНФЛИКТОВ ТИПА «УЧЕНИК-УЧЕНИК» показали, что их специ­фическими причинами также могут быть:

  • учебные перегрузки детей, общая утомляемость учащихся, ведущая к обо­стрению противоречий;
  • смена школьного (или классного) коллектива и возникающая при этом трудность в адаптации новичков;
  • неразвитая рефлексивность, несоответствие самооценки ученика с оценкой товарищей;
  • «неопределенность» социального статуса личности ученика в школьном со­циуме;
  • общая неблагоприятная морально-психологическая атмосфера в классе.

В ученическом коллективе каждый школьник имеет свой социометрический «вес», занимая положения вожака, лидера, принятого, отверженного. Постоянное «хождение» в «звездах» или «любимчиках» делает учащегося ригидным, чрезвычайно социально уязвимым; изменения в его положении часто приводят к столкновениям с одноклассниками. Непри­ятие детским коллективом, потеря или отсутствие друзей, статус отверженного («белая ворона», «козел отпущения», «изгой») окрашивает опыт взаимоотноше­ния с людьми в неизменно мрачные тона, увеличивает тревожность, нейротизм и даже озлобленность, что, в свою очередь, является «благодатной» почвой для возникновения конфликтных ситуаций в классе.

11 стр., 5486 слов

Педагогические конфликты и пути их разрешения

... когда в ходе педагогического процесса образуется конфликтный треугольник «учитель-ученик-родители». В таком случае возможно возникновение следящих вариантов конфликта: учитель в союзе с ... вопрос об оформлении теоретического направления - педагогической конфликтологии, как самостоятельной области исследований науки об образовании. Проблема педагогических конфликтов относится к области научных знаний, ...

ИТОГ:

Современные ученые, исследуя данные, разрабатывают инструментарий, необходимый для разрешения конфликтных ситуаций в со­временной школе.

  • отработка теоретических основ и понятийного аппарата педагогической конфликтологии;
  • проведение мониторинговых исследований по выявлению причин и усло­вий возникновения конфликтных ситуаций в школьных социумах;
  • объединение усилий ученых-исследователей и педагогов-практиков в раз­работке организационно-методических и технологических вопросов, обес­печивающих практическую применимость конфликтологической теории;
  • создание банка педагогических конфликтов, их аналитика и систематиза­ция;
  • разработка технологических способов упреждения и разрешения реальных педагогических конфликтов;
  • организация деятельности конфликтологических служб в школах Россий­ской Федерации;
  • обучение школьников и молодежи основам конфликтологических знаний и умений в результате осуществления специализированных образователь­ных программ и тренингов;
  • содержание и методика преподавания конфликтологии как самостоятель­ного предмета в образовательных учреждениях, вузах, институтах повыше­ния квалификации;
  • система подготовки и переподготовки педагогов и руководителей образо­вательных учреждений в области педагогической конфликтологии;
  • подготовка новых специалистов-конфликтологов для образовательной сфе­ры;
  • разработка различных дидактических форм обучения педагогов и руково­дителей конфликтологическому знанию;
  • создание программ, методических рекомендаций для проведения конфлик­тологического ликбеза среди родителей учащихся, оказание педагогической помощи в комфортизации общения в семье и др.

В заключение надо сказать, что, по прогнозам ученых, конфликтность в обществе в XXI веке будет возрастать. Потому еще более актуальной ста­новится задача: поставить определенные ограничительные рамки проявлению конфликтности в обществе, находя для этого приемлемые способы и средства; научиться жить с конфликтом, культуризируя его.

9 стр., 4366 слов

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНФЛИКТОЛОГИЯ

... педагогической психологии   Мальцева Ольга Анатольевна ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНФЛИКТОЛОГИЯ Учебно-методический ... педагога-психолога по предупреждению и управлению конфликтами. Повышение конфликтологической компетентности. Задачи дисциплины: 1) овладеть системой основных понятий и категорий педагогической конфликтологии ... , выработке взаимовыгодных предложений, разработке запасных вариантов. 14.Изучить ...