ІІІ СЕМЕСТР
МОДУЛЬ 3 «ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ»
Лекция № 1 (22)
Тема: «Понятие о личности и ее структура»
План
1. Общее понятие о личности. Соотношение понятий «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность».
2. Основные психологические характеристики личности.
3. Структура личности.
4. Биологическое и социальное в личности.
Общее понятие о личности.
В психологической науке категория личности относится к числу базовых категорий, так как носителем всех психических явлений является личность. Важнейшая теоретическая задача состоит в том, чтобы вскрыть объективные основания тех психологических свойств, которые характеризуют человека как индивида, как личность, и как индивидуальность. Человек рождается на свет уже человеком. Строение тела появившегося на свет младенца обуславливает возможность прямохождения, структура мозга – потенциальный развитый интеллект, строение руки – перспективу использования орудий труда и т.д., и всеми этими возможностями младенец отличается от детеныша животного, тем самым утверждается факт принадлежности малыша к человеческому роду, зафиксированному в понятии «индивид» в отличии от детеныша животного, от рождения и до конца жизни называемого особью.
Понятие «человек» объединяет три аспекта развития:
— биологический – человек «Homo sapiens» как представитель биологического вида характеризуется определенной телесной организацией, обладающий рядом существенных признаков: прямохождение, наличие приспособленных к труду рук, высокоразвитого мозга, особых морфологических признаков.
— социальный – человек является носителем сознания, которые являются общественным продуктом. Освоение собственных биологических возможностей, их «очеловечивание», т.е. развитие в нормативном направлении, развитие психических свойств, процессов и состояний, формирование сознания и самосознания, механизмов саморегуляции происходит в обществе и благодаря обществу.
— во взаимодействии биологического и социального предпосылок обеспечивается психологический результат: человек приобретает ряд присущих только ему способностей – способность отражать мир в понятиях, планировать и прогнозировать, осуществлять мысленное моделирование, фантазирование и мечтать, оценивать и трансформировать объекты, осознавать самого себя и причины собственных поступков и действий, соотносить желания и обстоятельства с условиями жизни, действовать разумно.
В.21 Понятие структуры управления и принципы построения
... персоналом. В.21 Понятие структуры управления и принципы построения Структура - это внутренняя форма системы. Организационная структура управления (ОСУ) предприятием – упорядоченное ... инициативы) - удовлетворение проф.интересов повышения творческого содержания труда - отбор людей по псих.характеристикам и развитие необходимых псих.качеств - комплектование малых групп, исходя ...
Понятие «индивид» (от лат. Individuum – неделимое) употребляется для обозначения единичного природного существа, представителя «Homo sapiens», яляющегося продуктом филогенетического и онтогенетического развития.
Если понятие «человек» включает в себя совокупность всех человеческих качеств, свойственных людям, независимо от того, присутствуют или отсутствуют они у данного конкретного человека, то понятие «индивид» характеризует именно его и дополнительно включает такие психологические и биологические свойства, которые наряду с личностными также ему присущи. Кроме того, в понятие «индивид» входят как качества, отличающие данного человека от других людей, так и общие для него и многих других людей свойства.
В понятии индивид выражена родовая принадлежность человека, т.е. любой человек – это индивид. Но, появляясь на свет как индивид, человек приобретает особое социальное качество, он становится личностью.
Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являющиеся более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.
Итак, что же такое личность, если иметь в виду указанные ограничения? Личность — это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.
Как соотносятся понятия «человек» и «личность»? понятие «человек» является более широким по отношению к личности, так как не каждый является личностью.
В понятии «личность» делается акцент на общественной сущности человека. Это член общества, занимающий в нем определенное положение и выполняющий определенные социальные функции (роли).
Существенным признаком личности является ее позиция. Позиция – иерархически организованная система отношений личности к определенным аспектам ее жизнедеятельности, определяющая смысл и содержание этой жизнедеятельности; характер и направленность активности.
Индивидуальность — это самое узкое по содержанию понятие из всех обсуждаемых. Оно содержит в себе лишь те индивидные и личностные свойства человека, такое их сочетание, которое данного человека отличает от других людей.
Термин «индивидуальность» характеризует определенного человека со стороны его социального отличия от других людей и фиксирует внимание на своеобразии психики, личностных особенностей индивида, их неповторимости.
Вербальные и невербальные средства общения. Личность — понятие, ...
... ё собственное, неповторимое «Я». Поэтому необходимо различать понятия индивида и личности. Человек как часть рода (Homo Sapiens), как часть общества есть индивид. О таком человеке — биологическом или социальном атоме — ничего не ...
В каком отношении находятся понятия «человек», «индивид» и «индивидуальность» наглядно видно на рисунке № 1.
Рис. 1. Соотношение объемов понятий «человек», «личность», «индивид» и « индивидуальность»
В психологии часто употребляется понятие «субъект».
«Субъект» — это индивид, который является носителем самостоятельной активности и ее своеобразия в познании и преобразовании окружающей действительности и самого себя. Понятие «субъект» используется тогда, когда необходимо подчеркнуть, что именно он сам является главной детерминантой собственной жизнедеятельности.
Основные психологические характеристики личности.
Устойчивость личности. В поведении, поступках человека, системы его отношений, направленности, при всей ее вариантности и заивисимости от конкретных жизненных ситуаций, наблюдается определенное смысловое единство, стержневое образование, постоянство психического склада. Это дает возможность предсказать поведение человека в соответствии со своими базовыми жизненными ценностями, а не только ситуационно.
Изменчивость личности. Если личность утрачивает способность быть пластичной, учитывать изменение жизненной среды, то она, скорее всего, будет вести себя неадекватно сложившимся обстоятельствам.
Единство личности – результат сложной интеграции отдельных частей, в ходе которой каждая черта оказывается неразрывно связанной с другими. Каждая отдельная черта приобретает свое значение в зависимости от ее соотношения с другими чертами личности. Формируется, воспитывается личность всегда в целом.
Активность личности – выражается как в общем жизненном тонусе человека, в количестве присущей ему «жизненной энергии», в системе интенсивности прилагаемых усилий, так и в ее направленности.
Активность может быть глобальной, направленной на познание, изменение, преобразование мира в целом, или же только на конкретные жизненные обстоятельства.
В современной психологии личность рассматривают как особую самоуправляемую систему, осуществляющую ряд специфических функций как на уровне регуляции отдельных психических проявлений, так и в целом в жизнедеятельности человека.
Согласно А.Г.Ковалеву к их числу относятся:
— вызов, задержка процессов, действий, поступков;
— переключение психической деятельности;
— ускорение или замедление психической деятельности;
— усиление или ослабление активности;
— согласование побуждений;
-контроль за ходом деятельности путем сличения намеченной программы с результатом осуществляемых действий;
— координация действий.
Структура личности.
Как всякая организация, психическая жизнь личности имеет определенное строение. Отвлекаясь от индивидуальных особенностей психического склада, можно установить психическую структуру личности.
Структура – это не просто сумма составляющих ее случайных элементов. Входящие в структуру компоненты должны находиться в определенном отношении. Какой же характер отношений между элементами и создает структуру сложного явления, которым является психическая жизнь личности?
Общее понятие о психике человека, ее структуре и функциях
... активной деятельности человека; психическое отражение углубляется и совершенствуется; обеспечивает целесообразность поведения и деятельности; преломляется через индивидуальность человека; носит опережающий характер. Структура психики человека Психика ... волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности) и, наконец, 4) характер как систему отношений и способов ...
1. являются не случайными, а важными и необходимыми для существования или жизнедеятельности данного явления. (Важны для нормального существования личности).
2. взаимообуславливают функционирование друг друга: находятся в закономерной связи и взаимодействии друг с другом и с целым (нарушение или изменение одного, влечет изменение другого).
3. в своей специфике обусловлены сущностью целого явления (особенности каждого элемента определены и зависят от особенностей содержания целого).
Важно также при определении структурных элементов личности, исходить из понимания сущности личности как биосоциального существа, свойства которого проявляются в его общественно-трудовой деятельности.
С этих позиций можно проанализировать существовавшие и существующие концепции личности, насколько они удовлетворяют перечисленные требования.
Немецкий психолог, физиолог В.Вундт (1832-1920) понимал под личностью всего лишь «психофизический организм» или «воспринимающее, чувствующее и действующее существо», главной структурной особенностью которого является «самосознание».
Французский психолог Рибо основу структуры личности видел только в «чувстве собственного тела» и в памяти, а психолог Бине различал в структуре личности всего две стороны: память (т.е. накопленные в течении жизненного опыта знания, привычки, умения, навыки, влечения и т.п.) и характер.
Американский психолог Джеймс особенности психологической структуры личности видел в присущих человеку стремлениях:
а) органических, определяющих собой физическую личность;
б) интеллектуальные (духовная личность);
в) общественных (социальная личность).
Значительный вклад в изучение проблемы психологической структуры личности внесен отечественными психологами. Так, А.Г.Ковалев различает в этой структуре:
1. темперамент (природные свойства личности);
2. направленность (потребности, идеалы, интересы);
3. способности (совокупность интеллектуальных, эмоциональных и волевых свойств).
К.К.Платонов предложил рассматривать психологическую структуру личности как динамическую функциональную систему, в которой основное значение имеют:
1. направленность (социальная обусловленная сторона личности);
2. темперамент, задатки, инстинкты, простейшие потребности (биологически обусловленная сторона личности);
3. привычки, знания, умения и навыки (обусловленная жизненным опытом и воспитанием сторона личности);
4. индивидуальные особенности психических функций, их качественное своеобразие и уровень развития. Из этой динамической системы исключены способности человека и его характер, которые по мнению К.К.Платонова не предоставляют структурные особенности личности.
Анализ психологической литературы и учет выше перечисленных требований, предъявляемых к элементам структуры личности, позволяет выделить следующие структурные элементы наиболее полно и логично представляют структуру личности:
1. Направленность, проявляющаяся в потребностях, интересах, убеждениях, идеалах, и которая определяет собой активный характер отношений и действий человека в социальной среде.
2. Способности – как совокупность интеллектуальных, эмоциональных и волевых свойств, которые определяют собой потенциальные возможности человека в выполнении той или иной деятельности.
Личность и деятельность музыканта
... человека, обладающего этим свойством, имеют тенденцию к переживанию в форме музыкальных образов. Цель данной работы: Проанализировать личность и деятельность ... силу их дарования. Особенности характера больших художников - ... деятельности, в том числе и в области музыки, можно разместить в четырех главных структурах: 1 - знания, постоянно накапливающиеся и изменяющиеся; 2 - способы деятельности ...
3. Темперамент, который определяет динамику проявления личности в различных видах деятельности и в отношениях с окружающей средой.
4. Характер, который проявляется в отношении человека к социальной среде и выполняемой деятельности.
Все указанные свойства личности в своем становлении и развитии обусловлены сущностью человека как биосоциального существа, проявляются в деятельности человека как члена общества, взаимосвязанные друг с другом в той или иной степени взаимообусловлены.
Особую позицию занимает А.И.Щербаков, который характеризуя предлагаемую им структуру личности, дает логически взаимосвязанные описания всех основных компонентов психической жизни, показывает их взаимовлияния. Согласно соответствующей концепции основными компонентами структуры личности являются свойства, отношения и действия, складывающиеся в процессе онтогенеза человека. Условно они могут быть объединены в четыре взаимосвязанные между собой функциональные подструктуры. Каждая из этих подструктур является сложным образованием, выполняющим свою собственную, специфическую роль в жизнедеятельности человека.
Удобство данного подхода в том, что соответствующую структуру можно представить в виде графической схемы — «модели глобального взаимодействия основных инвариантных свойств и их систем в целостной функционально-динамической структуре личности». Она представляет собой четыре имеющих общий центр окружности, каждая из которых отражает строение и уровень иерархии соответствующей функциональной подструктуры.
В свою очередь, каждая из подструктур является относительно самостоятельной системой, также имеющей свою структуру (качественно особые компоненты и связи между ними).
Поэтому в дальнейшем мы будем рассматривать их именно как системы, учитывая, что они интегрируются в целостную личностную систему.
В дидактическом плане все свойства, отношения и действия личности могут быть условно объединены в четыре тесно взаимосвязанные между собой функциональные подструктуры, каждая из которых является сложным образованием, выполняющим определенную роль в жизнедеятельности личности: первая – система регуляции; вторая – система стимуляции; третья – система стабилизации; четвертая – система индикации. Все это социально значимые качества личности, определяющие ее поведение и действия как высокосознательного деятеля общественного развития.
1. Система регуляции. Представляет собой первый иерархический уровень личностной структуры (в соответствующей схеме эта окружность располагается ближе всех к центру).
Основу данной системы составляет сформировавшийся у человека под влиянием обстоятельств его жизни определенный комплекс сенсорно-перцептивных механизмов познания, обладающих обратной связью. Этот комплекс призван обеспечивать и реально определяет: а) постоянное взаимодействие внешних и внутренних причин и условий проявления и развития психической деятельности; б) регуляцию человеком собственного поведения (познания, общения, труда).
При образовании этой системы значительную роль играют филогенетические механизмы, природные предпосылки человеческой жизнедеятельности: строение анализаторов, «их преднастроенность» на специфически человеческий способ функционирования. Однако не менее значимыми являются онтогенетические механизмы определяющие возникновение новых сенсорных комплексов с высоким уровнем интеграции (так называемых перцептивных систем): речеслухового, зрительного, сенсорно-моторного. Эти комплексы значительно дополняют непосредственно важные человеку природные возможности, обеспечивая вербализацию и аудиовизуализацию всего получаемого человеком чувственного опыта, преобразование и интеграцию многообразных сигналов в окружающей среде в определенные психические образования: процессы, свойства и состояния.
Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)
... в раннем детстве совпадает с основной линией психического развития - становлением предметной деятельности, освоением действий с предметами. Бытовые процессы привлекают малыша и в силу ... и пытаться объяснить, установить простейшие причинно-следственные связи. Напомним особенности развития бытовой деятельности в раннем возрасте: бытовые процессы способствуют расширению сферы самостоятельности ...
Все эти комплексы в процессе жизнедеятельности человека постоянно взаимодействуют между собой, образуя в целом единую функциональную динамичную систему сенсорно-перцептивной организации. Благодаря этой системе обеспечивается сознательное и творческое отражение внешнего мира в присущих ему связях и взаимосвязях, формирование (аккумуляция, интеграция и генерализация) его чувственного опыта.
Являясь регулятором взаимоотношений человека со средой, сенсорно-перцептивная система его личностной организации никогда не оказывается неподвижной. Именно она определяет динамический, функциональный характер всей остальной структуры личности.
2. Система стимуляции. Включает относительно устойчивые психологические образования: темперамент, интеллект, знания и отношения.
Как известно, под темпераментом понимают те индивидуальные свойства, которые в наибольшей степени зависят от природных особенностей человека. Стимулирующая функция темперамента проявляется, прежде всего, в эмоциональной возбудимости нервных процессов, которая наиболее ярко наблюдается у ребенка. Однако по мере формирования индивидуальной системы социальных побуждений, способности к самоуправлению, сознательной саморегуляции психических процессов и социальных отношений темперамент в структуре личности начинает проявлять в модифицированном качестве. Возрастание способности к накоплению информации из внешней среды, ее осознанию и делению, выделение себя из окружающего мира как субъекта жизнедеятельности обеспечивает личности иные, более оперативные и эффективные возможности управления своим поведением и действиями.
Под интеллектом подразумевают определенный уровень развития мыслительной деятельности человека, благодаря которому обеспечивается возможность не только приобретать новые знания, но и эффективно использовать их в процессе жизнедеятельности. Развитие интеллекта (глубина, обобщенность и подвижность знаний, способность к интеграции и генерализации чувственного опыта на основе его вербальной интерпретации, к абстрагирующей и обобщающей деятельности) во многом определяет «качество» индивидуальной жизни — формирование установки на активность и творческое отношение к окружающему миру, овладение механизмами самоинструктирования и саморегулирования своего поведения в окружающей среде.
Знания, умения и навыки помогают человеку не только понимать явления, которые происходят вокруг него и в нем самом, но и определить свою собственную позицию в этом мире. Наряду с общим объемом знаний в данную подструктуру входит умение человека находить в содержании вновь осваиваемых знаний, в явлениях окружающей действительности ответы на жизненно важные вопросы.
Понятия человек, личность, индивид, индивидуальность.
... развития человека исключается. Взаимоотношения меж индивидом в качестве продукта антропогенеза, личностью, перенявшей исторический опыт общества, и индивидуальностью, преобразовывающей мир, можно передать формулой: "Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают". Понятия человек, личность, индивид, ...
Развитие самосознания, базирующееся на увеличении индивидуального объема знаний, обычно сопровождается расширением диапазона оценочных (эталонных) критериев. Сопоставляя новые представления, понятия, знания с ранее усвоенными эталонами, человек формирует собственное отношение как к объекту познания или действия, так и к себе, субъекту этого познания (действия).
Отношение (к обществу, к отдельным людям, к деятельности, к миру материальных предметов) характеризует субъективную сторону отражения действительности, результат отражения конкретным человеком конкретных явлений окружающей его среды.
Не только формирование осознаваемого отношения к объекту познания и действия, но и глубокое осознание человеком собственных отношений обеспечивает развитие системы регуляции всех компонентов системы стимуляции.
В процессе социализации человека, его интеграции в мир общечеловеческих ценностей первая (регулирующая) и вторая (стимулирующая) системы постепенно аккумулируются друг с другом, а на их основе возникают новые, более сложные психические образования, сознательно регулируемые и социально одобряемые свойства, отношения и действия, направляемые человеком на решение возникающих перед ним жизненно важных задач.
3. Система стабилизации. Ее содержание составляют направленность, способности, самостоятельность и характер. Направленность является интегральным, генерализованным (стержневым) свойством личности. Она выражается в единстве знаний, отношений, доминирующих потребностей и мотивов поведения, деятельности личности.
Самостоятельность может рассматриваться как генерализованное свойство, например, чувство личной ответственности за свою деятельность и поведение. А может анализироваться на уровне локальных проявлений (инициативность — в деятельности и социальном взаимодействии, критичность — в мышлении).
Самостоятельность личности непосредственно связана с активной работой мысли, чувств и воли. С одной стороны, развитие мыслительных и эмоционально-волевых процессов является необходимой предпосылкой самостоятельных суждений и действий личности (прямая связь).
С другой, формирующиеся в процессе самостоятельной деятельности суждения и действия оказывают влияние на чувства, активизируют волю, позволяют принимать сознательно мотивированные решения (обратная связь).
Способности выражают высокий уровень интеграции и генерализации психических процессов, свойств, отношений, действий и их систем, отвечающих требованиям выполняемой деятельности. При выявлении структуры способностей как свойства личности необходимо обязательно учитывать природные предпосылки и механизмы их развития. Однако способности человека не выступают изолированно от всех других частей и систем, образующих личность как единое целое. Они испытывают на себе их влияние и, в свою очередь, оказывают влияние на развитие других компонентов и личности в целом.
Характер является сложившейся системой относительно устойчивых индивидуально-психических модификаций, определяющих образ, стиль, манеру поведения человека, его действий, отношений с окружающими. В структуре личности характер более других компонентов отражает ее целостность. Выступая одним из значимых условий формирования личности как целостной структуры, ее стабилизации, характер одновременно является продуктом, результатом этого формирования, а потому может использоваться в качестве соответствующего индикатора.
Психология личности соотношение понятий человек индивид личность ...
... рассматривается как отправной момент для формирования личности от исходного состояния для онто- и фейлогенеза человека, личность - итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих ... нельзя. Разумеется, соответствующие природные, биологические особенности совершенно необходимы для психического развития человека. Необходимы человеческий мозг и нервная система, что бы на ...
4. Система индикации. Однако только критерия характера явно недостаточно, чтобы осуществить индикацию, а на ее основании и оценить структуру личностных качеств, присущих конкретному человеку. Поэтому выделяется еще один структурный уровень, объединяющий качества, имеющие наибольшую социальную значимость. Это гуманизм, коллективизм, оптимизм и трудолюбие.
Гуманизм — это максимально высокий уровень сознательного отношения человека к другим людям: общее позитивное отношение к ним (человеколюбие), глубокое уважение к человеку, его достоинству, независимо от его социального статуса, способность и готовность проявить по отношению к конкретному человеку или группе людей душевную теплоту, оказать помощь и поддержку. Реальный, не декларируемый гуманизм обычно конкретно действенен. Известно выражение «Легко любить все человечество, но попробуй любить соседа по коммунальной квартире». Нередко самые прекрасные гуманистические намерения, когда на первый план начинают выступать эгоизм, борьба за личные приоритеты, не выдерживают испытания действием.
Коллективизм — это высокий уровень социального развития человека, его готовность вступать в конструктивное взаимодействие с другими людьми, сотрудничать с ними ради достижения взаимно и общественно значимых целей, это, наконец, умение сочетать общественное и личное и в случае необходимости осознанно устанавливать между ними требуемые приоритеты и следовать им.
Оптимизм — это также сложное по структуре личностное свойство, которое отражает пропорциональное развитие всех психических процессов, свойств, отношений и действий в их диалектическом единстве. Оптимизм обеспечивает человеку эмоционально комфортное миросозерцание, проникнутое жизнерадостностью, верой в людей, в собственные силы и возможности, уверенность в лучшем будущем — и для себя лично, и для всего человечества в целом.
Трудолюбие — высокий уровень личностной интеграция и генерализации позитивных психических свойств, отношений и целенаправленных волевых действий, обеспечивающий возникновение таких качеств, как целеустремленность, организованность, дисциплинированность, настойчивость, деловитость, способность к творческому дерзанию, к высоко сознательным волевым для достижения цели.
Все компоненты четвертой системы в своем развитии опираются на компоненты предыдущих систем и в порядке обратной афферентации влияют на них сами. Вплетаясь в общую структуру личности, компоненты четвертой системы не только выражают высоко сознательное отношение человека к труду, другим людям, обществу в целом, но и выступают в качестве субъективного фактора гармонического развития личности, всех ее систем: регуляции, стимуляции и гармонизации.
Однако, если рассматривать структуру личности не на уровне идеальной теоретической модели, а в реальности, то следует учитывать, что она никогда не соответствует полностью этой схеме. Ведь степень выраженности отдельных компонентов может широко варьироваться в зависимости от обстоятельств жизни, характера выполняемой деятельности, уровня сознания личности, состава делегируемых ей обществом социальных уровней и т.д. В ходе индивидуального развития нередко бывают случаи непропорционального развития отдельных систем и образующих их компонентов. Поэтому при составлении психологической характеристики личностных особенностей конкретного человека необходимо глубже изучить закономерности, связывающие между собой отдельные подсистемы и компоненты. Только тогда можно быть уверенным в объективной оценке уровня личностного развития данного человека, сделать реальный прогноз дальнейшего совершенствования, подобрать эффективные средства воздействия.
Тестовые задания по дисциплине «Психология и развитие человека»
... развитие животных и человека; C) высшая ступень совершенствования личности; D) высшая форма(ступень) развития психики, свойственная только человеку; E)высокоорганизованный психический процесс духовного развития человека. ... и хранением орудий труда; B) деятельность человека конкретна; C) деятельность человека носит целенаправленный характер; D) деятельность человека осознанна, а поведение животных ...
С нашей точки зрения интегративным показателем благополучия личности, исходя из гуманистических принципов, является удовлетворенность жизнью, самоактуализация и как следствие этого – психологический комфорт. Эти интегративные свойства личности предопределяются тем, насколько она эффективно выполняет свою деятельность и организует поведение, направленные на удовлетворение значимых потребностей и реализация ценностей, какие чувства при этом переживает человек.
Поэтому неправомерно разрывать социальные и биологические факторы развития личности. Любое нарушение жизненных функций в соматической организации конкретного человека, в более или менее заметной форме, обязательно скажется на уровне развития сенсорно-перцептивных механизмов и процессов психической деятельности. Однако в целом это нарушение не определяет общего социально-перцептивного нарушения личности, поскольку возмущающее, деструктурирующее воздействие системы и уровня интеграции может быть скомпенсированное на других уровнях, и в целом личностная структура опять придет в сбалансированное состояние. По мере развития личности решающее значение постепенно начинают приобретать прижизненные механизмы интеграции и генерализации нравственного опыта личности, сложившиеся в процессе ее онтогенеза. Возникла на определенном уровне интеграции, они начинают непосредственно влиять на предыдущие уровни, определять функционирование, качества и направленность развития всей психической жизни человека.
Между отдельными подсистемами существует постоянное, неразрывное взаимодействие. Благодаря этому создается определенное диалектическое единство, единая функционально-динамическая структура личности, которая не высшем уровне своего развития характеризует человека как сознательного и активного деятеля, члена определенной социальной общности, главное действенное лицо общественного процесса.
Биологическое и социальное в личности.
Проблема соотношения биологического и социального в личности человека — одна из центральных проблем современной психологии. В процессе становления и развития психологической науки были рассмотрены практически все возможные связи между понятиями «психическое», «социальное» и «биологическое». Психическое развитие трактовалось и как полностью спонтанный процесс, независимый ни от биологического, ни от социального, и как производный только от биологического или только от социального развития либо как результат их параллельного действия на индивида и т.п. Таким образом, можно выделить несколько групп концепций, по-разному рассматривающих соотношение социального, психического и биологического.
В группе концепций, в которых доказывается спонтанность психического развития, психическое рассматривается как явление, полностью подчиненное своим внутренним законам, никак не связанным ни с биологическим, ни с социальным. В лучшем случае человеческому организму в рамках данных концепций отводится роль некоего «вместилища» психической деятельности. Чаще всего мы сталкиваемся с данной позицией у авторов, которые доказывают божественное происхождение психических явлений.
В биологизаторских концепциях психическое рассматривается как линейная функция развития организма, как нечто, однозначно следующее за этим развитием. С позиции данных концепций все особенности психических процессов, состояний и свойств человека определяются особенностями биологической структуры, а их развитие подчинено исключительно биологическим законам. При этом нередко используются законы, открытые при изучении животных, которые не учитывают специфику развития человеческого организма. Часто в этих концепциях для объяснения психического развития привлекается основной биогенетический закон — закон рекапитуляции, согласно которому в развитии индивида воспроизводится в главных чертах эволюция вида, к которому этот индивид принадлежит. Крайним проявлением данной позиции является утверждение о том, что психического как самостоятельного явления в природе не существует, поскольку все психические явления можно описать или объяснить с помощью биологических (физиологических) понятий. Следует отметить, что данная точка зрения очень широко распространена среди физиологов. Например, такой точки зрения придерживался И.П.Павлов.
Идея рекапитуляции не чужда и социологизаторским концепциям психического развития индивида. Только здесь она представляется несколько иначе: утверждается, что психическое развитие индивида в конспективной форме воспроизводит основные ступени процесса исторического развития общества, прежде всего, его духовной жизни, культуры.
Наиболее ярко суть подобных концепций выразил В.Штерн; при этом в предложенной им трактовке принцип рекапитуляции охватывает и эволюцию психики животных, и историю духовного развития общества. Для иллюстрации приведем одну из цитат: «Человеческий индивид в первые месяцы младенческого периода, с преобладанием низших чувств, с неосмысленным рефлекторным и импульсивным существованием, находится в стадии млекопитающего; во второе полугодие, развив деятельность хватания и разностороннего подражания, он достигает развития высшего млекопитающего – обезьяны и на втором году, овладев вертикальной походкой и речью – элементарного человеческого состояния. В первые пять лет игры и сказок он стоит на ступени первобытных народов. Затем следует поступление в школу, более напряженное внедрение в социальное целое с определенными обязанностями, — онтогенетическая параллель вступления человека в культуру с ее государственными и экономическими организациями. В первые школьные годы простое содержание античного и ветхозаветного мира наиболее адекватно детскому духу, средние годы носят черты фанатизма христианской культуры, и только в периоде зрелости достигается духовная дифференциация, соответствующая состоянию культуры нового времени. Конечно, можно усмотреть некоторые аналогии развития индивида и истории общества, но вряд ли они помогают раскрыть суть психического развития индивида. Проводя подобные аналогии, нельзя не учитывать систему обучения и воспитания, которая исторически развивается в каждом обществе и имеет свою специфику в каждой общественно-исторической формации. Законы развития общества и законы развития индивида в обществе – это разные законы. Связь между ними гораздо сложнее, чем это представляется с позиций принципа рекапитуляции.
Каждое поколение людей застает общество на определенной ступени его развития и включается в ту систему общественных отношений, которая на этой ступени уже сложилась. Ему нет нужды повторять, в каком бы то ни было свернутом виде всю предшествующую историю. Кроме того, включаясь в систему сложившихся общественных отношений, каждый индивид приобретает и усваивает в этой системе определенные функции, определенную общественную позицию, которые не идентичны функциям и позициям других индивидов. В своем культурном развитии индивид начинает с овладения культурой своего времени и той общности, к которой он принадлежит. Развитие индивида подчиняется особому порядку законов.
Вместе с тем первый и очевидный факт, с которого начинается жизнь человека, состоит в том, что он рождается как биологическое существо. Его организм – это человеческий организм, а его мозг – человеческий мозг. При этом индивид рождается биологически, а тем более социально незрелым; созревание и развитие его организма с самого начала протекает в социальных условиях, неизбежно накладывая сильный отпечаток на эти процессы. Законы созревания и развития человеческого организма проявляются специфическим образом, иначе, чем у животных. Задача психологии состоит в том, чтобы вскрыть законы биологического развития человеческого индивида и специфику их действия в условиях его жизни в обществе. Для психологии особенно важно выяснить взаимоотношения этих законов с законами психического развития индивида. Биологическое развитие индивида является исходной предпосылкой его психического развития. Но эти предпосылки реализуются в социальных действиях индивида. Развитие индивида начинается не от нуля, не на пустом месте. Старая идея об исходной его основе наукой не подтверждается. Человеческий индивид рождается с определенным набором биологических свойств и физиологических механизмов, которые и выступают в роли такой основы. Вся генетически закрепленная система свойств и механизмов является общей исходной предпосылкой дальнейшего развития индивида, обеспечивает универсальную его готовность к развитию, в том числе и к психическому.
Было бы наивно представлять себе дело так, что биологические свойства и механизмы имеют какое-то значение только в начальный период психического развития, а затем оно утрачивается. Развитие организма происходит на протяжении всей жизни индивида, т.е. всегда эти свойства и механизмы выполняют роль общей предпосылки психического развития: биологическая детерминанта действует в течение всей жизни индивида, хотя в разные периоды эта роль различна. В психологии сейчас накоплено немало данных, раскрывающих особенности ощущений, восприятия, памяти, мышления и т.д. в разные периоды развития индивида. Показательно, что эти психические процессы развиваются в деятельности и общении с другими людьми. Между тем без изучения того, как изменяется биологическое обеспечение развивающихся психических процессов, трудно выявить законы, управляющие психическим развитием человека. Не изучая биологическое развитие организма, трудно понять и действительные законы психических процессов. Речь идет о развитии той самой высокоорганизованной материи, свойством которой является психика. Понятно, конечно, что субстрат психики развивается не сам по себе, а в реальной жизнедеятельности индивида, важнейшей составляющей которой является овладение исторически сложившимися способами деятельности, общения, знаниями, навыками и т.д. Для психологического исследования важно содержание жизнедеятельности индивида в каждом временном интервале.
Видный отечественный психолог Б.Ф.Ломов, развивая системный подход к пониманию сущности личности, пытается вскрыть всю сложность и неоднозначность решения проблемы соотношения социального и биологического в личности. Его взгляды на эту проблему сводятся к следующим основным положениям. Исследуя развитие индивида, психология, конечно, не ограничивается анализом только отдельных психических функций и состояний. Ее, прежде всего, интересует формирование и развитие личности человека. В этой связи проблема соотношений биологического и социального выступает преимущественно как проблема организм и личность. Одно из этих понятий сформировалось в контексте биологических, другое – социальных наук, но и то и другое относится к индивиду как представителю вида «человек разумный» и как члену общества. Вместе с тем в каждом из этих понятий фиксируются разные системы свойств человека; в понятии организм – структура человеческого индивида как биологической системы, в понятии личность – его включенность в жизнь общества. Как уже отмечалось, исследуя формирование и развитие личности, отечественная психология исходит из марксистского положения о личности как социальном качестве индивида. Вне общества это качество индивида не существует, а потому вне анализа отношений индивид – общество не может быть и понято. Объективным же основанием личностных свойств индивида является система общественных отношений, в котором он живет и развивается. В глобальном плане формирование и развитие личности можно рассматривать как усвоение ею социальных программ, сложившихся в данном обществе на данной исторической ступени. При этом нужно иметь в виду, что этот процесс направляется обществом при помощи специальных социальных институтов, в первую очередь системы воспитания и образования.
Из всего сказанного можно сделать общий вывод: детерминация развития индивида имеет системный характер и отличается высокой динамичностью. Она необходимо включает как социальные, так и биологические детерминанты. Попытки представить ее как сумму двух параллельных или взаимосвязанных рядов – это очень грубое упрощение, искажающее суть дела. Относительно связей биологического и психического вряд ли целесообразно пытаться сформулировать некоторый универсальный принцип, справедливый для всех случаев. Эти связи многоплановы и многогранны. При одних обстоятельствах биологическое выступает по отношению к психическому как его механизм, в других – как предпосылка, в-третьих – как содержание психического отражения, в-четвертых – как фактор, влияющий на психические явления, в-пятых – как причина отдельных актов поведения, в-шестых – как условие возникновения психических явлений и т.д.
Еще более многообразны и многоплановы отношения психического к социальному. Все это создает очень большие трудности в изучении триады биологическое – психическое – социальное Соотношение социального и биологического в психике человека многомерно, многоуровнево и динамично. Оно определяется конкретными обстоятельствами психического развития индивида и по-разному складывается на разных ступенях этого развития и на разных его уровнях. Однако ведущим фактором психического развития личности является содействие социальных условий.
Основные понятия и ключевые слова: личность, индивид, человек, индивидуальность, субъект, устойчивость, единство, активность личности, структура личности, система регуляции, система индикации, биологическое и социальное в личности.
Рекомендованная литература:
1. Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 1990.
2. Бодалев А.А. Психология о личности. –М.: Изд-во МГУ, 1988.
3. Загальна психологія: Підручник / О.В.Скрипченко, Л.В.Долинська та ін. – К.: Либідь, 2005.
4. Кон И.С. Постоянство и изменчивость личности // Психол. журнал. – 1987. — № 4.
5. Козлов Н.И. Формула личности. – СПб. 1999.
6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975.
7. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2001.
8. Мерлин В.С. Струтура личности. Учебное пособие к спецкурсу. – Пермь, 1990.
9. Немов Р.С. психология: Учебник для студ.высш.учеб.заведений: В 3-х кН. Кн. 1: Общие основы психологии. – 2-е изд. – М.: Владос, 1998.
10. Платонов К.К. Струтура и развитие личности. – М., 1986.
11. Рейнвальд Н.И. Психология личнсоти. – М., 1987.
12. Рубенштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что относится к понятию «человек»?
2. Как характеризуется понятие «индивид»?
3. В чем заключается понятие «личность»?
4. В чем заключается сущность понятия «субъект»?
5. В чем проявляется активность личности?
6. Какие существуют подходы к определению структуры личности?
7. Какие выделяют основные компоненты личности в ее структуре А.И.Щербаков и какова их сущность?
8. В чем заключается сущность концепции спонтанного психического развития личности?
9. Какова сущность биологизаторской концепции психического развития?
10. В чем заключается закон рекапитуляции?
11. Что относится к социалогизаторской концепции психического развития?
Тестовые задания:
1. Что относится к понятию «человек»?
А) социально обусловленные характеристики, которые проявляются в общественных связях и отношениях, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки;
Б) представитель биологического вида «Homo sapiens» характеризуется определенной телесной организацией, является носителем сознания и способностями отражать мир в понятиях, действовать разумно;
В) единичное природное существо представитель «Homo sapiens» выражает родовую принадлежность и включает также психологические, биологические и личностные свойства, которые присущи только ему;
Г) характеризует определенного человека со стороны его социального отличия от других людей и фиксирует внимание на своеобразии их неповторимости;
Д) индивид, который является носителем самостоятельной активности и ее своеобразия в познании и преобразовании окружающей действительности и самого себя.
2. Как характеризуется понятие «индивид»?
А) характеризует определенного человека со стороны его социального отличия от других людей и фиксирует внимание на своеобразии их неповторимости;
Б) индивид, который является носителем самостоятельной активности и ее своеобразия в познании и преобразовании окружающей действительности и самого себя;
В) социально обусловленные характеристики, которые проявляются в общественных связях и отношениях, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки;
Г) единичное природное существо представитель «Homo sapiens» выражает родовую принадлежность и включает также психологические, биологические и личностные свойства, которые присущи только ему;
Д) представитель биологического вида «Homo sapiens» характеризуется определенной телесной организацией, является носителем сознания и способностями отражать мир в понятиях, действовать разумно.
3. Какое высказывание относится к понятию «личность»?
А) единичное природное существо представитель «Homo sapiens» выражает родовую принадлежность и включает также психологические, биологические и личностные свойства, которые присущи только ему;
Б) представитель биологического вида «Homo sapiens» характеризуется определенной телесной организацией, является носителем сознания и способностями отражать мир в понятиях, действовать разумно;
В) характеризует определенного человека со стороны его социального отличия от других людей и фиксирует внимание на своеобразии их неповторимости;
Г) индивид, который является носителем самостоятельной активности и ее своеобразия в познании и преобразовании окружающей действительности и самого себя;
Д) социально обусловленные характеристики, которые проявляются в общественных связях и отношениях, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки.
4. В чем проявляется индивидуальность?
А) характеризует определенного человека со стороны его социального отличия от других людей и фиксирует внимание на своеобразии их неповторимости;
Б) представитель биологического вида «Homo sapiens» характеризуется определенной телесной организацией, является носителем сознания и способностями отражать мир в понятиях, действовать разумно;
В) индивид, который является носителем самостоятельной активности и ее своеобразия в познании и преобразовании окружающей действительности и самого себя;
Г) социально обусловленные характеристики, которые проявляются в общественных связях и отношениях, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки;
Д) единичное природное существо представитель «Homo sapiens» выражает родовую принадлежность и включает также психологические, биологические и личностные свойства, которые присущи только ему.
5. Что относится к определению понятия «субъект»?
А) представитель биологического вида «Homo sapiens» характеризуется определенной телесной организацией, является носителем сознания и способностями отражать мир в понятиях, действовать разумно;
Б) социально обусловленные характеристики, которые проявляются в общественных связях и отношениях, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки;
В) индивид, который является носителем самостоятельной активности и ее своеобразия в познании и преобразовании окружающей действительности и самого себя;
Г) характеризует определенного человека со стороны его социального отличия от других людей и фиксирует внимание на своеобразии их неповторимости;
Д) единичное природное существо представитель «Homo sapiens» выражает родовую принадлежность и включает также психологические, биологические и личностные свойства, которые присущи только ему.
6. В чем проявляется устойчивость личности?
А) выражается как в общем жизненном тонусе человека, в количестве присущей ему «жизненной энергии», в системе интенсивности прилагаемых усилий;
Б) результат сложной интеграции отдельных частей, в ходе которой каждая черта оказывается неразрывно связанной с другими;
В) определенное смысловое единство, стержневое образование, постоянство психического склада;
Г) способность быть пластичной, учитывать изменения жизненной среды.
7. В чем заключается изменчивость личности?
А) способность быть пластичной, учитывать изменения жизненной среды;
Б) выражается как в общем жизненном тонусе человека, в количестве присущей ему «жизненной энергии», в системе интенсивности прилагаемых усилий;
В) определенное смысловое единство, стержневое образование, постоянство психического склада;
Г) результат сложной интеграции отдельных частей, в ходе которой каждая черта оказывается неразрывно связанной с другими.
8. Какое высказывание относится к единству личности?
А) способность быть пластичной, учитывать изменения жизненной среды;
Б) выражается как в общем жизненном тонусе человека, в количестве присущей ему «жизненной энергии», в системе интенсивности прилагаемых усилий;
В) результат сложной интеграции отдельных частей, в ходе которой каждая черта оказывается неразрывно связанной с другими;
Г) определенное смысловое единство, стержневое образование, постоянство психического склада.
9. В чем проявляется активность личности?
А) результат сложной интеграции отдельных частей, в ходе которой каждая черта оказывается неразрывно связанной с другими;
Б) определенное смысловое единство, стержневое образование, постоянство психического склада;
В) способность быть пластичной, учитывать изменения жизненной среды;
Г) выражается как в общем жизненном тонусе человека, в количестве присущей ему «жизненной энергии», в системе интенсивности прилагаемых усилий.
10. Как понимал личность и ее структуру немецкий психолог В.Вундт?
А) различал в структуре личности две стороны: память (знания, привычки, умения, навыки, влечение и т.п.) и характер;
Б) основу структуры личности видел только в «чувстве собственного тела» и в памяти;
В) понимал под личностью всего лишь «психофизический организм» или «воспринимающее и действующее существо», главной структурной особенностью которого является «самосознание».
11. Как понимал структуру личности французский психолог Рибо?
А) различал в структуре личности две стороны: память (знания, привычки, умения, навыки, влечение и т.п.) и характер;
Б) основу структуры личности видел только в «чувстве собственного тела» и в памяти;
В) понимал под личностью всего лишь «психофизический организм» или «воспринимающее и действующее существо», главной структурной особенностью которого является «самосознание».
12. Что различал в структуре личности французский психолог А. Бине?
А) основу структуры личности видел только в «чувстве собственного тела» и в памяти;
Б) понимал под личностью всего лишь «психофизический организм» или «воспринимающее и действующее существо», главной структурной особенностью которого является «самосознание»;
В) различал в структуре личности две стороны: память (знания, привычки, умения, навыки, влечение и т.п.) и характер.
13. Какие структуры личности видел американский психолог Джеймс?
А) направленность, привычки, знания, умения и навыки, темперамент, задатки, инстинкты, простейшие потребности, индивидуальные особенности психических функций;
Б) стремления органические, интеллектуальные и общественные;
В) темперамент, направленность, способности.
14. Что различает в структуре личности А.Г.Ковалев?
А) стремления органические, интеллектуальные и общественные;
Б) темперамент, направленность, способности;
В) направленность, привычки, знания, умения и навыки, темперамент, задатки, инстинкты, простейшие потребности, индивидуальные особенности психических функций.
15. Какие качества личности рассматривал как основные в ее структуре К.К.Платонов?
А) темперамент, направленность, способности;
Б) направленность, привычки, знания, умения и навыки, темперамент, задатки, инстинкты, простейшие потребности, индивидуальные особенности психических функций;
В) стремления органические, интеллектуальные и общественные.
16. В чем проявляется направленность в структуре личности?
А) отношениях человек к социальной среде и выполняемой деятельности;
Б) совокупности индивидуальных эмоциональных и волевых свойств, которые определяют собой потенциальные возможности человека в выполнении той или иной деятельности;
В) проявляется в потребностях, интересах, убеждениях, идеалах, и которая определяет собой активный характер отношений и действий человека в социальной среде;
Г) определяет динамику проявлений личности в различных видах деятельности и в отношениях с окружающей средой.
17. Какое утверждение относится к определению способностей?
А) проявляется в потребностях, интересах, убеждениях, идеалах, и которая определяет собой активный характер отношений и действий человека в социальной среде;
Б) отношениях человек к социальной среде и выполняемой деятельности;
В) определяет динамику проявлений личности в различных видах деятельности и в отношениях с окружающей средой;
Г) совокупности индивидуальных эмоциональных и волевых свойств, которые определяют собой потенциальные возможности человека в выполнении той или иной деятельности.
18. Что относится к определению темперамента?
А) определяет динамику проявлений личности в различных видах деятельности и в отношениях с окружающей средой;
Б) совокупности индивидуальных эмоциональных и волевых свойств, которые определяют собой потенциальные возможности человека в выполнении той или иной деятельности;
В) отношениях человек к социальной среде и выполняемой деятельности;
Г) проявляется в потребностях, интересах, убеждениях, идеалах, и которая определяет собой активный характер отношений и действий человека в социальной среде.
19. В чем проявляется характер?
А) совокупности индивидуальных эмоциональных и волевых свойств, которые определяют собой потенциальные возможности человека в выполнении той или иной деятельности;
Б) отношениях человек к социальной среде и выполняемой деятельности;
В) определяет динамику проявлений личности в различных видах деятельности и в отношениях с окружающей средой;
Г) проявляется в потребностях, интересах, убеждениях, идеалах, и которая определяет собой активный характер отношений и действий человека в социальной среде.
20. Что составляет основу системы регуляции в структуре личности по Щербакову?
А) направленность, способности самостоятельность и характер;
Б) устойчивые психологические образования: темперамент, интеллект, знания и отношения;
В) гуманизм, коллективизм, оптимизм и трудолюбие;
Г) определенный комплекс сенсорно-перцептивных механизмов познания, обладающий обратной связью.
21. В чем заключается система стимуляции?
А) гуманизм, коллективизм, оптимизм и трудолюбие;
Б) определенный комплекс сенсорно-перцептивных механизмов познания, обладающий обратной связью;
В) устойчивые психологические образования: темперамент, интеллект, знания и отношения;
Г) направленность, способности самостоятельность и характер.
22. Что составляет содержание системы стабилизации?
А) направленность, способности самостоятельность и характер;
Б) устойчивые психологические образования: темперамент, интеллект, знания и отношения;
В) гуманизм, коллективизм, оптимизм и трудолюбие;
Г) определенный комплекс сенсорно-перцептивных механизмов познания, обладающий обратной связью.
23. В чем проявляется система индикации?
А) устойчивые психологические образования: темперамент, интеллект, знания и отношения;
Б) гуманизм, коллективизм, оптимизм и трудолюбие;
В) определенный комплекс сенсорно-перцептивных механизмов познания, обладающий обратной связью;
Г) направленность, способности самостоятельность и характер.
24. Что относится к концепции спонтанного психического развития?
А) психическое развитие индивида в коллективной форме воспроизводит основные ступени процесса исторического образования общества;
Б) все особенности психических процессов, состояний и свойств человека определяются особенностями развития биологической структуры;
В) психическое развитие полностью подчиненное своим внутренним законам, никак не связанным ни с биологическим, ни с социальным;
Г) развитие психики индивида воспроизводит в главных чертах эволюцию вида, к которому этот индивид принадлежит.
25. В чем заключается биологизаторская концепция психического развития?
А) психическое развитие полностью подчиненное своим внутренним законам, никак не связанным ни с биологическим, ни с социальным;
Б) психическое развитие индивида в коллективной форме воспроизводит основные ступени процесса исторического образования общества;
В) развитие психики индивида воспроизводит в главных чертах эволюцию вида, к которому этот индивид принадлежит;
Г) все особенности психических процессов, состояний и свойств человека определяются особенностями развития биологической структуры.
26. В чем сущность закона рекапитуляции?
А) развитие психики индивида воспроизводит в главных чертах эволюцию вида, к которому этот индивид принадлежит;
Б) все особенности психических процессов, состояний и свойств человека определяются особенностями развития биологической структуры;
В) психическое развитие полностью подчиненное своим внутренним законам, никак не связанным ни с биологическим, ни с социальным;
Г) психическое развитие индивида в коллективной форме воспроизводит основные ступени процесса исторического образования общества.
27. Что относится к социалогизаторской концепции психического развития индивида?
А) развитие психики индивида воспроизводит в главных чертах эволюцию вида, к которому этот индивид принадлежит;
Б) психическое развитие индивида в коллективной форме воспроизводит основные ступени процесса исторического образования общества;
В) все особенности психических процессов, состояний и свойств человека определяются особенностями развития биологической структуры;
Г) психическое развитие полностью подчиненное своим внутренним законам, никак не связанным ни с биологическим, ни с социальным.