В.21 Понятие структуры управления и принципы построения

В. 20 Социально-психологические методы управления

— нацелены на управление соц-псих.процессами в коллективе для достижения поставленной цели при условии соблюдения законодательства и требований нормативных актов.

Соц.методы – конкретные способы и приемы воздействия на процессы формирования и развития коллектива, на социальные процессы, протекающие внутри его. Механизм использования соц.методов:социальные исследования – выявление проблем и направлений воздействия; соц.планирование – выработку конкретных способов влияния на людей.

К соц.методам относятся:

-повышение соц.-производственной активности (подражание лидерам, выявление лидеров)

— поддержание соц. преемственности (конкурсы мастерства, праздники основания и завершения крупных деловых операций)

— моральное стимулирование

— соц.планирование

Псих.методы в практике менеджмента используются в целях гармонизации взаимоотношений работников фирм и установления наиболее благоприятного психологического климата. К ним относятся:

— гуманизация труда (ликвидация монотонности, использование спец.подобранной музыки)

— психологическое побуждение (поощрение творчества, инициативы)

— удовлетворение проф.интересов повышения творческого содержания труда

— отбор людей по псих.характеристикам и развитие необходимых псих.качеств

— комплектование малых групп, исходя из критерия псих.совместимости работников

-установление нормальных взаимоотношений между руководителями и подчиненными.

Реализация соц.-псих.методов весьма сложна. Для их правильного применения менеджмент предприятия должен обладать знаниями соц. психологии, социологии, психологии, иметь проф.опыт и навыки управления персоналом.

 

 

В.21 Понятие структуры управления и принципы построения

Структура — это внутренняя форма системы.

Организационная структура управления (ОСУ) предприятием – упорядоченное строение, организационная форма системы управления, образуемая устойчивыми взаимосвязями элементов, отражающая и закрепляющая разделение и кооперацию управленческого труда.

20 стр., 9709 слов

Управление безопасностью труда

... познакомиться с законодательными, экономическими методами управления охраной труда; выявить связь конкурентоспособности предприятия и безопасностью труда; рассмотреть цели и задачи службы охраны труда. Работа состоит из введения, ... проблемы обеспечения условий и безопасности труда. Для реализа­ции законодательных и нормативных требований создана система управления охраной труда (СУ ОТ), за каждым из ...

Элементы ОСУ: управленческие подразделения, отдельные работники, ступени или уровни управления.

ОСУ может быть двух- или многоступенчатой.

ОСУ предприятием, имеющая два-три уровня управления, получила название плоской.

Связи элементов в системе управления могут осуществляться 5 основными способами (цепочная, кольцевая, звездная, многосвязная, звездно-кольцевая).

Каждый из них устанавливает соответствующую структуру системы. Структуры, содержащие одно и то же количество элементов, но характеризующиеся различными способами их связей, имеют неодинаковые свойства и эффективны для разных ситуаций.

Традиционные ОСУ предприятием направленно регламентируют формальные должностные вертикальные и горизонтальные связи в системе управления.

Вертикальные связи – связи «руководства-подчинения», связи между звеньями разных уровней управления. Они делятся на линейные (устанавливают отношения руководства-подчинения между вышестоящими и нижестоящими звеньями по всем вопросам управления) и функциональные (связи между элементами ОСУ в рамках определенного вида управленческой деятельности)

Горизонтальные связи – координационные связи, связи равноправных элементов, связи между звеньями одной ступени управления.

ОСУ создается для достижения целей предприятия, его миссии, стратегий и планов.

ОСУ определяет организационное поведение работников пред-ия, является основой для формирования стиля управления, существенно влияет на качество и эффективность деятельности фирмы и ее сотрудников.

ОСУ должна учитывать внешнюю среду компании, обеспечивая гибкую и оперативную реакцию на изменения, происходящие со все возрастающей скоростью. В этом плане ОСУ как организационная форма – наименее гибкий и адаптивный элемент системы управления.

В зависимости от способов осуществления и видов связей выделяют следующие типы ОСУ предприятием: линейные, функциональные, линейно-штабные, линейно-функциональные, программно-целевые, проектные и матричные, дивизионные, сетевые и виртуальные.

В.22 Линейная организационная структура управления (ОСУ)

Линейная ОСУ образуется в результате построения системы управления на основе линейных вертикальных связей между органами управления в виде иерархической лестницы. Члены линейной организации управления находятся в непосредственном линейном подчинении у руководителя более высокого уровня. Каждый работник подчиняется только одному руководителю и связан с более высокими уровнями управления только через непосредственного начальника.

В линейной ОСУ нет функциональных звеньев. Все функции выполняются линейными подразделениями.

Преимущества: она реализует принцип единоначалия и соответственно персональной ответственности каждого руководителя за результаты работы собственные и своих подчиненных.

13 стр., 6051 слов

Способы и приемы управления мотивацией труда

... мотивации труда работников» определяется тем, что она относительно недавно получила свое развитие. И современные российские предприятия уделяют ... поэтому так высок интерес руководителей и исследователей, занимающихся управлением, к изучению причин, побуждающих людей к работе ... цели. Главное в мотивации - ее неразрывная связь с потребностями человека. Человек стремится снизить напряжение, когда ...

Недостатки:

— руководитель организации д.б. «универсальным» специалистом, разбираться во всех вопросах деятельности пред-ия. В результате эта оргструктура не обеспечивает высококачественного, компетентного решения задач управления и эффективного менеджмента.

— в работе линейных рук-ей преобладают решения по оперативным задачам. Решению перспективных и стратегических вопросов не уделяется должного внимания.

— «длинный» путь прохождения решений по уровням иерархии управления снижает оперативность менеджмента

— из-за большого числа промежуточных звеньев в случае неудовлетворительной работы одного из них происходит «сбой» во всей системе управления;

— вследствие сложности современного предприятия, большого количества и разнообразия решаемых задач каналы связей в этой ОСУ перегружены информацией.

 

Руководитель орг-ии
Линейный рук-ль 1
Линейный рук-ль 2  
Линейный рук-ль 3  
исполнитель
исполнитель
исполнитель
исполнитель
исполнитель
исполнитель
исполнитель
исполнитель