Работа с призывниками и их адаптация

Военная служба может осуществляться по призыву (для солдат и матросов, сержантов и старшин.) или по контракту – для всех составов военнослужащих. В Российской Федерации солдатский и сержантский состав Вооруженных Сил комплектуется преимущественно по призыву, на основе всеобщей воинской повинности, хотя в последние годы предприняты определенные действия для формирования профессиональной армии и организации военной службы солдат и матросов, сержантов и старшин на добровольной контрактной основе.

Призыву на военную службу в мирное время подлежат граждане мужского пола, в возрасте от 18 до 27 лет, не имеющие права на освобождение или отсрочку от призыва. От призыва освобождаются:

признанные негодными или ограниченно годными по состоянию здоровья; проходящие или прошедшие военную или альтернативную службу; прошедшие военную службу в вооруженных силах другого государства; имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления; гражданин, родной брат которого погиб или умер во время прохождения военной службы по призыву.

Некоторым категориям призывников устанавливается отсрочка от призыва (например, на время обучения на дневном отделении высшего учебного заведения и в других случаях); условия и сроки таких Отсрочек устанавливаются федеральными законодательными органами и могут изменяться. Сроки военной службы по призыву устанавливаются законодателем

Одна из острых проблем современных российских вооруженных сил – наличие нескольких статусных систем в ее рядах: официальная (формальная) «уставная» система взаимоотношений, определяемая общим законодательством и ведомственными документами (уставами, инструкциями и т.д.); «дедовская» система, т.е. неформальный, но, тем не менее, широко распространенный приоритет старослужащих солдат, насаждаемый ими –самими, и угнетение, унижение новобранцев; «земляческая» статусная система, в соответствии с которой власть и влияние в воинских коллективах распределяются в зависимости от принадлежности к определенной территориальной или национальной группировке. Наличие нескольких статусных систем является отражением характерной для современного общества аномии, т.е. распада прежних ценностных систем, и симптомом общесоциального морально-психологического кризиса. Следствием подобного положения являются снижение управляемости воинскими коллективами, падение дисциплины, насилие, которому зачастую подвергаются военнослужащие, распространение суицида в Вооруженных Силах, среди рядового и сержантского состава, что, как правило, обусловлено «неформальными» отношениями в воинских коллективах

6 стр., 2600 слов

Раздел «Физиология сенсорных систем»

16 Раздел «Физиология сенсорных систем» Сенсорная система (анализатор), ее принципиальное строение. Рецептивная поверхность органа чувств. Принципы классификации рецепторов. Сс-комплекс нервных структур, обеспечивают восприятие и анализ сенс инф из внеш и внутр среды организма. Строение сс – 3 отдела: периферический(рецептор, орган чувств), проводниковый (афф волокна, ганглии и нц-проведение и ...

Вследствие социально-экономических трудностей, которые испытывает страна, задерживается выплата денежного содержания военнослужащим, распадается система материально-технического снабжения, устаревают техника и вооружение. Крушение прежней идеологической системы, в которой Вооруженные Силы занимали одно из ведущих мест как символ государственности, патриотизма, священного долга защиты Отечества от внешних врагов, отсутствие других ценностей, которые должны были прийти на смену прежним, являются причиной морально-психологического кризиса многих военнослужащих, ощущения ими бесцельности своей деятельности, падения престижа воинской службы, массового уклонения от призыва в армию, неуверенности военнослужащих в стабильности своего существования, своем будущем.

Всеобщность воинской службы не кажется обществу оправданной: большинство населения поддерживает переход Вооруженных Сил на контрактный принцип формирования и исключительно добровольное несение гражданами воинской службы. Отсутствие гарантированного Конституцией права на альтернативную воинскую службу, слабая юридическая и социальная защищенность всех категорий военнослужащих, экономические и бытовые трудности – все это отягощает морально-психологическое самочувствие военнослужащих.

Цели социальной работы в самом общем виде заключаются в том, чтобы восстановить физические и психические силы военно-служащих, скорректировать их личностные установки, научив терпимо относиться к принудительному общению с другими; внести элементы социальной справедливости в субординационные отношения, характерные для военной службы.

Социальная работа с военнослужащими осуществляется как непосредственно в условиях Вооруженных Сил, так и в обществе в целом. Неверно было бы думать, что в армии она является обязанностью только заместителей командиров по работе с личным составом. Безусловно, именно они в первую очередь обязаны заниматься социальной защитой военнослужащих, так же как военные психологи, юристы, специалисты военно-медицинских учреждений. Однако строевые командиры и руководители любого ранга также должны обеспечивать в пределах своей компетенции социальную защищенность подчиненных им военнослужащих и их семей. Одна из важнейших задач – соблюдение всех прав и льгот, которые положены военнослужащим в соответствии с действующим законодательством, обеспечение таких социально-бытовых условий, которые не разрушают здоровье и работоспособность людей, несущих военную службу.

6 стр., 2590 слов

Службы социальной помощи в РФ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им.М.АКМУЛЛЫ» Социально-гуманитарный факультет Кафедра социальной педагогики Дисциплина: Социальная политика Курс: 5 курс ОЗО СЛУЖБЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА Выполнила: Э.К. ...

Важную роль играет устранение хотя бы наиболее грубых проявлений неформальных отношений в Вооруженных Силах в рамках «дедовской» и «земляческой» статусных систем

К сожалению, в настоящих условиях не представляется возможным полностью устранить эти уродливые явления – требуется изменить морально-психологический климат в обществе, преодолеть столь распространенный культ жестокости, снизить степень криминогенности, предотвратить приход в Вооруженные Силы лиц с уголовным прошлым, а также страдающих психологическими или психическими отклонениями, повысить авторитет воинской службы в целом и офицеров в частности. Однако и в существующих условиях можно предпринять попытки защитить военнослужащих срочной службы: улучшить социальный контроль в воинских коллективах, создать более доверительные взаимоотношения между солдатами, младшими командирами и офицерами, применять суровые санкции за каждый случай насилия над военнослужащим. В этой связи безусловно необходимо покончить с практикой замалчивания преступлений против военнослужащих срочной службы, информировать военнослужащих об их правовом статусе, разъяснять механизм пользования этими правами, консультировать по поводу конкретных ситуаций и конфликтов. Поскольку семьи военнослужащих срочной службы имеют в соответствии с законодательством ряд льгот, направленных на облегчение их существования вплоть до возвращения из армии кормильца (например, пособие на ребенка военнослужащего срочной службы установлено в размере 1,5 минимальной зарплаты), социальный работник в первую очередь сообщает им о наличии этих льгот и оказывает помощь в их получении.

К сожалению, поскольку здесь задействованы средства местных бюджетов, эти пособия зачастую выплачиваются нерегулярно – в этом случае семье военнослужащего срочной службы может быть оказана адресная социальная помощь, а также срочная социальная помощь в виде денежных выплат или в натуральной форме (продукты, одежда, топливо и т. д.)– Такая семья может рассматриваться как временно неполная семья, в связи с чем социальные работники при необходимости должны оказывать жене военнослужащего содействие в ее трудоустройстве, устройстве ребенка в детское дошкольное учреждение, психологическую поддержку.

5 стр., 2136 слов

Специфика деятельности социальных служб по защите безработных

1 ВЯТСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ Кафедра психологического консультирования Контрольная работа по дисциплине: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Специфика деятельности социальных служб по защите безработных г. Киров 2009 г. Для реализации государственной политики в области социальной помощи безработным гражданам и обеспечения им соответствующих гарантий в Российской Федерации в связи с ...

Социальная работа с родителями пенсионного возраста военнослужащих срочной службы аналогична социальной работе с другими пожилыми клиентами.

Одна из функций социальной работы с призывниками в Вооруженных Силах – обеспечение благоприятных социально-бытовых и социально-экологических условий для военнослужащих. Улучшение условий труда и быта военнослужащих, устранение антропогенного загрязнения окружающей среды, несомненно, будет способствовать повышению трудоспособности военнослужащих и их способностей к социальному функционированию. Одна из важных функций социальной работы – развитие социальных коммуникаций, ликвидация межличностной напряженности, конфликтов, сплочение воинских коллективов (особенно в закрытых военных городках, гарнизонах, надолго оторванных от семьи, общества).

С этой целью применяются конфликтологические процедуры, технологии посредничества, методы групповой терапии в виде бесед, игр и т. д., тренинги общения и обучение коммуникативным навыкам, выявление психологической совместимости или несовместимости индивидов для комплектования наиболее жизнеспособных или стабильных коллективов. Технологии психологического тренинга, психотерапии и психокоррекции наиболее распространены в работе с большими группами людей, к которым, безусловно, относятся и военнослужащие. Стимуляция положительных психологических реакций и подавление или сглаживание негативных реакций необходимы в условиях постоянного и вынужденного общения с другими людьми. Нужно учить людей смягчать отрицательные черты своего характера, практиковать аттрактивное (привлекающее) общение, которое нейтрализует возможную агрессию со стороны окружающих, разрешать проблемы на доконфликтной стадии. При помощи аутотренинга военнослужащие могут научиться управлять своими эмоциями, самовосстанавливаться после сильных нагрузок. Проведение такой работы возможно также в форме групповой терапии, т. е. в форме создания групп самопомощи и взаимоподдержки.

Адаптация человека относится к числу фундаментальных общепсихологических проблем. Раскрытие механизмов адаптации, особенностей протекания адаптационного процесса ведет к пониманию отношений человека с обществом, с природой, с самим собой, а также к прогнозированию его психического развития в изменяющихся условиях существования. Особый интерес военных психологов к данной проблеме вытекает из специфики и социальной значимости деятельности военнослужащих, связанной с вооруженной защитой интересов государства.

2 стр., 625 слов

Диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению по методике К. Томаса

Образовательное учреждение профсоюзов «Академия труда и социальных отношений» Социально-экономический факультет Кафедра социологии и управления социальными процессами Самостоятельная работа по дисциплине «Конфликтология» Диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению по методике К. Томаса Работу выполнила: студент 6 курса, 5 группы, «управления персоналом» А.В. Чуланов 2011 ...

Во взаимодействии личности и общества в процессе адаптации определяющая роль отводится социальным условиям. Они воздействуют на личность через ту микросреду, в которую человек непосредственно включен. В свою очередь, личность не является пассивным созерцателем оказываемых на нее воздействий со стороны группы, а выступает субъектом деятельности, проявляя активность, которая зависит от ее определенных качеств: сознательная мотивированность действий, неподверженность чужим влияниям, способность самому принимать необходимые решения, система ценностных ориентаций и установок и т.д. Поэтому, содержанием СПА являются: вхождение молодых людей в воинские коллективы, усвоение и принятие норм, традиций, обычаев микросреды, установление взаимоотношений «по вертикали» и «по горизонтали», процессы самоопределения и самоутверждения.

Сущность СПА личности к условиям армейской деятельности (как одного из видов адаптации к измененным условиям) состоит в том, что это двухсторонний процесс взаимодействия между личностью и коллективом, опосредованного совместной воинской деятельностью, результатом которого является адаптированность личности и принятие коллективом нового члена. Следовательно, адаптированность отражает уровень и содержание фактических достижений человека во взаимодействии с социальной средой; определяет адекватное заданным условиям среды поведение человека, его эффективное взаимодействие со средой и успешную деятельность без значительного нервно-психического напряжения. Чаще всего выделяют такие критерии адаптированности, как: успешность деятельности; стабильность функционального состояния организма; отсутствие ярко выраженных признаков утомления; удовлетворенность коллективом и сложившимися в нем отношениями; проявление активности в деятельности.

Иные критерии адаптированности : а) субъективные — удовлетворенность разными аспектами жизни и собой, ощущение эмоционального и физического комфорта; б) объективные — эффективность практической деятельности, уровень развития психических процессов, состояние здоровья и многие другие

21 стр., 10311 слов

Личность подчиненного. Психология управления его поведением и деятельностью

Г Л А В А 3 3.1. Личность подчиненного как объект управления Понятие о личности в психологии. Личность человека всегда была и остается одной из самых инт­ригующих тайн, волновавших человечество. "Истоки человека лишь частично могут быть поняты и рационализированы, - писал известный русский философ Н.А.Бердяев. - Тайна личности, ее единственности, никому не понятна до конца. Личность человеческая ...

Оценка адаптированности определяется уровнями: высокий, средний и низкий. А.А.Реан несколько расширил уровни адаптированности: высокий-оптимальный, высокий-избыточный, низкий, дезадаптивный Достигается же уровень адаптированности осознанностью своего Я; произвольностью выбора принятия/непринятия требований и норм группы; активностью в самораскрытии; формированием позитивных отношений с социальным окружением и др. Для решения задач исследования мы приняли в качестве уровня адаптированности личности показатели: 1) эффективность взаимодействия с социальным окружением, и 2) успешность служебно-боевой деятельности, которые оцениваем, соответственно, критериями — удовлетворенность своим положением, ощущение принадлежности к группе; стабильное функциональное состояние личности, проявление активности в деятельности.

Другим компонентом взаимодействия в процессе адаптации является коллектив со своей структурой общественного мнения, традициями, обычаями, с характерным морально-психологическим климатом, стилем руководства и лидерства. Воинские коллективы чаще всего подразделяются на истинные и формальные, и основополагающим критерием подобной дихотомии является уровень развития того или иного коллектива. Так, в процессе адаптации к условиям военной службы можно выделить варианты адаптивного поведения молодых солдат в зависимости от качеств личности и типа коллектива, точнее, меры разделения личностью групповых норм

Рассмотрим стратегии поведения личности молодого солдата в истинных армейских коллективах:

а) при совпадении ценностных ориентаций личности и коллектива происходит активное включение молодого солдата во все виды деятельности, усвоение уставных правил взаимоотношений, самоопределение и самоутверждение на основе идентификации с данным коллективом;

7 стр., 3339 слов

ИЗУЧЕНИЕ РЕПРОДУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДОЙ СЕМЬИ В НАО

ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………...6 1. МОЛОДАЯ СЕМЬЯ - КАК ОБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ…..…10 1.1. Понятие «молодая семья», типы семей, особенности функционирования…….....10 1.2. Государственная политика в отношении молодой семьи……………………….…14 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕПРОДУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДОЙ СЕМЬИ………………………………………………………………………20 2.1. Понятие «репродуктивное ...

б) при несовпадении имеет место пассивное включение в деятельность коллектива, внешнее согласие с уставными нормами без их внутреннего принятия и признания, возможны конфликты с командирами и членами коллектива.

В случае взаимодействия с формальным коллективом, чаще низкого уровня развития, характерны следующие типы поведения молодых солдат:

а) при совпадении ценностей личности и «норм» коллектива (неуставные отношения как должное, неизбежное и необходимое), происходит выраженная готовность следовать предписываемым традициями «нормам» при пассивном включении в служебную деятельность;

б) когда молодой солдат не разделяет «норм» данной общности, он вынужден либо приспосабливаться к неуставным отношениям, занимая выжидательную позицию, либо активно протестовать, вызывая этим осуждение старослужащих и пассивной части молодых солдат.

Таким образом, решающим фактором в СПА является установление отношений между личностью и воинским коллективом с целью формирования устойчивой групповой идентичности. От этой сферы зависит адаптация в других: установления взаимоотношений в системе «начальник — подчиненный» и в системе служебного и личностного общения между сослуживцами.

Наибольшую трудность у молодых людей, попавших в армейские условия, вызывает беспрекословное подчинение требованиям командиров. В принятии или непринятии этих требований заключается основной результат адаптированности личности к воинской службе, превращение юноши из гражданского в военного человека, поскольку в своей сущности ролевая функция солдат — исполнительская.

Процесс СПА молодых солдат в динамике своего развития проходит ряд стадий:

1) ориентировочную, в ходе которой молодые солдаты проявляют выраженное стремление к выполнению требований командиров, и одновременно идет процесс формирования образа нового руководителя; от первого впечатления, которое произвел на них командир, будет строиться дальнейшая стратегия поведения;

2) критическую, когда начинает вырабатываться определенный стиль во взаимоотношениях с командирами, а также основная линия поведения; чаще всего для этого используются стереотипы поведения гражданских людей со старшими (если эти стремления правильные, то они станут основой для уставных отношений );

3) завершающую, когда стратегия поведения во взаимоотношениях как с командирами, так и сослуживцами закрепляется, становится устойчивой.

По результату такой динамики наблюдается дифференциация молодых солдат на три группы по отношению к уставным правилам и требованиям командиров: активно-положительного отношения, пассивного, активно-отрицательного. Для первой и второй групп характерно то, что оценка командиров и ожидаемая оценка коллектива имеют небольшие различия, но они практически корригируются. Для третьей же группы характерно заниженная ожидаемая оценка коллектива и низкая оценка командира, но завышенная у солдат с таковым стилем поведения самооценка, причем навыки уставных отношений не формируются. По типу отношений можно сформулировать гипотетическую оценку о наступлении адаптированности во взаимоотношениях с командирами.

Особенности СПА молодых солдат обусловлены:

1) особой общественной значимостью целей и задач воинской деятельности;

2) специфическими чертами армейской среды: строгая регламентация всех сторон жизнедеятельности военнослужащих (четкий распорядок дня, отношения субординации, воинская дисциплина и т.д.); периодизация и ритуализация жизни солдат; относительная обособленность воинских коллективов; измененный социально-психологический статус молодого человека;

3) рядом проблем физиологического и психологического плана: невозможность реализации многих потребностей; ограничение свободы передвижения; эмоциональный и информационный голод.

Насколько будет успешной военная служба у молодых людей, призванных в ряды Вооруженных Сил, зависит в большей мере от успешности их адаптации к армейским условиям. Адаптация молодых солдат усложняется в связи с довольно резким отрывом юношей из привычной социальной среды. В начальном периоде адаптации происходит перестройка ранее сложившихся воззрений, привычек, системы потребностей и мотивов. В процессе внутренней перестройки личность смотрит на окружающих его людей, примеряет себя к ним. И в зависимости от обстоятельств, что-то он в себе исправляет или меняет, что-то притормаживает, чему-то дает волю, т.е. осуществляет нравственный выбор: или дисциплинированный или нарушитель воинской дисциплины, отстающий или передовик и т.д. В указанный период, чтобы избежать неуправляемых действий со стороны солдат, нельзя упускать из-под контроля психологов управления процессами адаптации. Причем, в таком случае необходима определенная система регулирования и стабилизации поведения личности воина.

На первом плане в период приема молодого пополнения возникает задача развития личности вооруженного защитника, которая предполагает создание условий для успешной адаптации к условиям военной службы. Для этого адаптации воинов необходимо придать содержательный характер: постоянная, целенаправленная психологическая работа, выполнение хорошо продуманных и спланированных мероприятий сопровождения адаптационного процесса.