ПЕРВЫЙ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. И.М. СЕЧЕНОВА
ЛЕЧЕБНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра Психологии
Индивидуальное творческое задание
на тему:
Психология общения. Оценка общительности по тесту Ряховского.
Выполнила:
студентка 5 курса
лечебного факультета
Преподаватель:
Балиева А.А.
Москва 2014
Оглавление
Введение 3 Теоритическая часть: 4
1.Основные понятия темы 4 2.Категория общения в психологии: содержание, структура и функции 5
Практическая часть: 9
1.Оценка общительности по тесту Ряховского 9
2.Заключение и выводы 11
Список литературы 11
Введение
Как ни именовали человека: и homo sapiens (человек разумный), homo faber (человек производящий), и homo habilis (человек умелый), homo ludens (человек играющий).
Думается, с не меньшим основанием его можно назвать homo communicans — человек общающийся.
Потребность в общении, как считают психологи, относится к числу основных (базовых) потребностей человека. Значимость общения как базовой потребности определяется тем, что «она диктует поведение людей с не меньшей властностью, чем, например, так называемые витальные (жизненные) потребности». Общение является необходимым условием нормального развития человека как члена общества, как личности, условием его духовного и физического здоровья, способом познания других людей и самого себя. Хотя человеческое общение всегда лежало в основе социального бытия людей, прямым объектом психологического и социально-психологического анализа оно стало только в XX в.
Целью данной работы является провести оценку общительности по тесту Ряховского.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
-рассмотреть основные понятия темы;
— изучить сущность понятия «общение» и его основные составляющие;
— провести тестирование на основе теста Ряховского.
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
... соприкосновение стало сознательным. Именно сознанием должен коснуться и касаться человек Высших Миров, ибо бессознательное с ними общение нужных следствий не даст... Сон – малая смерть Как утончить ... с пользою и извлекать весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить не более нескольких дней. ...
Теоритическая часть:
1.Основные понятия темы.
Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми,порождаемый потребностямисовместной деятельности и включающий обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
Коммуникация — смысловой аспект социального взаимодействия, обмен информацией («символами») между общающимися индивидами.
Интеракция -взаимодействие между общающимися, воздействие друг на друга.
Восприятие межличностное — восприятие, понимание и оценка человека в целом.
Роль — понятие, обозначающее поведение человека в определенной жизненной ситуации, соответствующей занимаемому им положению( например, роль врача, пациента, руководителя, отца, матери и т.д.)
Стереотип — упрощенное, зачастую искаженное представление о каком-либо социальном объекте( группе, человеке и др.)
Установка — субъективные ориентации индивида, как члена группы на те или иные ценности, предписывающие индивиду определенные социально-принятые способы поведения. Включает 3 измерения: когнитивное, аффективное, поведенческое.
Предубеждение — обобщенное представление, которого придерживаются члены 1 группы относительно другой, вместе с осуждением «хорошей», «плохой», которая выносится другим людям.
Трансфер — перенос на психотерапевта(врача) эмоционального отношения пациента к значимым для него людям(отцу, матери и др.).
Идентификация личностная — уподобление, отождествление с кем-либо.
Проекция — механизм психологической защиты, заключающийся в неосознанном наделении другого человека присущими данной личности мотивами, чертами и свойствами.
2.Категория общения в психологии: содержание, структура и функции
Социальные контакты между людьми представлены деятельностью и общением.
Между общением и деятельностью как видами человеческой активности, существуют различия. Результатом деятельности является создание какого-либо материального или идеального продукта. Результатом же общения становится взаимное влияние людей друг на друга. Деятельность и общение, несмотря на их различия, являются взаимосвязанными сторонами социальной активности человека. Деятельность не может ни возникнуть, ни осуществляться без интенсивного общения. Общение же представляет собой специфический вид человеческой деятельности. В реальной жизнедеятельности человека общение и деятельность как формы социальной активности выступают в единстве, но в определенной ситуации могут быть реализованы и независимо друг от друга.
Содержание категории общениямногообразно — это не только определенный вид человеческой деятельности, но и многогранный процесс, включающий в себя:
- формирование определенных образцов и моделей поведения;
- взаимодействие людей;
- взаимное влияние людей друг на друга;
- обмен информацией;
- формирование отношений между людьми;
- взаимное переживание и понимание друг друга;
- формирование образа внутреннего «Я» человека.
В психологии общение определяется как процесс взаимодействия между людьми, состоящий в обмене между ними информацией познавательного или эмоционально-оценочного характера, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения. Общение предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями.
Анатомо-физиологическое строение человека
... | гипогликемия | анемия | гемофилия | лейкопения ~ В норме давление крови у взрослого человека: | 120/80 | 80/90 | 110/70 | 100/80 | 130/90 ~ Повышенное давление: | гипертония ... брадикардия ~ Пониженное давление: | гипотония |гипертония | анемия | лейкопения | тахикардия ~ ... регулирует обмен углеводов. | Инсулин | Тироксин | Адреналин | Вазопрессин | Окситоцин ~ ... появляется у детей ...
При исследовании общения в нем выделяют: содержание, цель, средства, структуру, функции и формы общения.
Содержание общения
Содержание общения — это та информация, которая передается в процессе общения от одного человека к другому. Хотя человеческое общение многопредметно и носит самый разнообразный характер, по своему содержанию оно может быть представлено как:
- материальное — обмен продуктами и предметами деятельности;
- когнитивное — обмен знаниями;
- деятельное — обмен действиями, операциями, умениями;
- кондиционное — обмен психологическими или физиологическими состояниями;
- мотивационное — обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями.
Цель общения
Люди вступают в общение, преследуя определенные цели. Цель общения — это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. Цели общения могут быть самыми разнообразными.
Цель общения может заключаться в нем самом, тогда общение выступает самоцелью, средством удовлетворения потребности в общении.
Цель общения может находиться вне самого взаимодействия субъектов, тогда мы имеем дело с деловым общением, служащим способом организации и оптимизации того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной, коммерческой и т.д.
Целью общения может выступать и приобщение партнеров по общению к ценностям и опыту друг друга, как это представлено в личностном общении, которое сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко затрагивают личность человека.
Исчерпывающую классификацию по целям общения дать сложно, учитывая все многообразие потребностей человека (социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития, биологических и т.д.), ради удовлетворения которых люди вступают в общение.
Средства общения
Средства общения — это способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения.
Средства общения подразделяются на вербальные (словесные), представленные речью, и невербальные (несловесные), представленные жестами, мимикой, звучанием голоса, взглядом, прикосновениями и т.д.
Структура общения
Структуру общения можно охарактеризовать путем выделения в ней трех взаимосвязанных сторон: перцептивной, коммуникативной и интерактивной.
Перцептивная сторона общения — процесс восприятия, познания и понимания людьми друг друга с последующим установлением на этой основе определенных межличностных отношений.
Коммуникативная сторона общения состоит во взаимном обмене информацией между людьми, передаче и приеме знаний, идей, мнений, чувств.
Интерактивная сторона общения заключается в обмене действиями, т.е. в организации межличностного.
М. С. Савина Деловое общение
... общении взаимный обмен эмоциями. Общение – процесс взаимодействия людей, информационный процесс взаимного влияния. Аспекты изучения общения: 1. Информационно-коммуникативный [общение как вид личностной коммуникации, обмен информацией]. 2. Интеракционный [общение как взаимодействие индивидов]. 3. Гносеологический [человек ... общения. Взаимодействие людей: познавательные, коммуникативные [обмен ...
Функции общения
Выступая мощным потребителем энергии человека, общение вместе с тем является бесценным биостимулятором его жизнедеятельности и духовных устремлений.
В соответствии с этим выделяются аффективно-коммуникативная, информационно-коммуникативная и регуляционно-коммуникативная функции общения.
Аффективно-коммуникативная (перцептивная) функция, в основе которой лежит восприятие и понимание другого человека, партнера по общению, связана с регуляцией эмоциональной сферы человека, поскольку общение является важнейшей детерминантой эмоциональных состояний человека. Весь спектр специфически человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения людей — происходит либо сближение эмоциональных состояний, либо их поляризация, взаимное усиление или ослабление.
Информационно-коммуникативная функция общения заключается в любом виде обмена информацией между взаимодействующими индивидами. Обмен информации в человеческом общении имеет свою специфику:
- во-первых, обмен информацией осуществляется между двумя индивидами, каждый из которых является активным субъектом (в отличие от технического устройства);
- во-вторых, обмен информацией обязательно предполагает взаимодействие мыслей, чувств и поведения партнеров.
Регуляционно-коммуникативная (интерактивная) функция общения заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия. В этом процессе человек может воздействовать на мотивы, цели, программы, принятие решений, на выполнение и контроль действий, т.е. на все составляющие деятельности своего партнера, включая взаимную стимуляцию и коррекцию поведения.
Роль и интенсивность общения в современном обществе возрастают: постоянно увеличивается число людей, занятых в профессиональной деятельности, связанной с общением. В свое время прагматичный Дж. Рокфеллер, хорошо понимая значение общения для деловой деятельности, говорил: «Умение общаться с людьми такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе. И я готов платить за это умение больше, чем за какой-либо другой товар в этом мире».
Но что означает уметь общаться? Это значит уметь разбираться в людях и на этой основе строить свои взаимоотношения с ними, что предполагает знание психологии общения.
Практическая часть:
1. Оценка общительности (тест Ряховского)
Тест оценки уровня общительности, коммуникативности содержит возможность определить уровень коммуникабельности человека. Отвечать на вопросы следует используя три варианта ответов – «да», «иногда» и «нет».
Оценка ответов;
«да» – 2 очка, «иногда» – 1 очко, «нет» – 0 очков.
Полученные очки суммируются, и по классификатору определяется, к какой категории относится испытуемый.
Классификатор теста
30-31 очков.Вы явно некоммуникабельны, и это Ваша беда, так как больше всего страдаете от этого Вы сами. Но и близким Вам людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь быть общительнее, контролируйте себя.
Психология делового общения и диагностика коммуникативных способностей ...
... данной контрольной работы является рассмотрение наиболее важных аспектов психологии делового общения, а также видов диагностики коммуникативных способностей человека. Исходя из этого можно выделить следующие задачи: 1. Изучить ...
25-29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, поэтому у Вас мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов если и не ввергают Вас в панику, то надолго выводят из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Но не ограничивайтесь только таким недовольством – в Вашей власти переломить эти особенности характера. Разве не бывает, что при какой-либо сильной увлеченности Вы приобретаете вдруг полную коммуникабельность? Стоит только встряхнуться.
19-24 очков.Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы Вас не пугают. И все же с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуют неохотно. В Ваших высказываниях порой слишком много сарказма, без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы.
14-18 очков.У вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний; экстравагантные выходки и многословие вызывают у Вас раздражение.
9-13 очков.Вы весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры).
Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего Вам недостает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы можете себя заставить не отступать.
4-8 очков.Вы, должно быть, «рубаха-парень». Общительность бьет из Вас ключом. Вы всегда в курсе всех дел. Вы любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у Вас мигрень или даже хандру. Охотно берете слово по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. По этой самой причине руководители и коллеги относятся к Вам с некоторой опаской и сомнениями. Задумайтесь над этими фактами.
3 очка и менее.Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в Вашем окружении. Вспыльчивы, обидчивы, нередко бываете необъективны. Серьезная работа не для Вас. Людям – и на работе, и дома, и вообще повсюду – трудно с Вами. Да, Вам надо поработать над собой и своим характером! Прежде всего воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям, наконец, подумайте о своем здоровье – такой стиль жизни не проходит бесследно.
Текст опросника
- Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?
- Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или тому подобном мероприятии?
- Не откладываете ли Вы визит к врачу до последнего момента?
- Вам предлагают выехать в командировку в город, где Вы никогда не бывали. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?
- Любите ли Вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?
- Раздражаетесь ли Вы, если незнакомый человек на улице обратится к Вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-то вопрос)?
- Верите ли Вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?
- Постесняетесь ли Вы напомнить знакомому, что он забыл Вам вернуть деньги, которые занял несколько месяцев назад?
- В ресторане либо в столовой Вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли Вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?
- Оказавшись один на один с незнакомым человеком. Вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?
- Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра).
19 стр., 9157 слов
Психологические особенности женщины руководителя 2
... самое главное - лидер принимает на себя ответственность за группу людей и за её действия. Участие женщины в бизнесе в развитых странах явление привычное и не вызывает ... женского стиля руководства 2.4 Плюсы женщины-руководителя Заключение Список литературы Приложение Введение Психологией лидерства интересуются давно. Лидер - это, прежде всего человек, на поведение которого ориентированны члены ...
Предпочитаете ли Вы отказаться от своего намерения или встанете в хвост и будете томиться в ожидании?
- Боитесь ли Вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?
- У Вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры и никаких чужих мнений на этот счет Вы не приемлете. Это так?
- Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному Вам вопросу, предпочитаете ли Вы промолчать и не вступать в разговор?
- Вызывает ли у Вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?
- Охотнее ли Вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме, чем в устной?
2.Заключение и выводы
По данному тесту было опрошено 20 человек(10 женщин и 10 мужчин) от 18 до 25 лет.
Из 20 опрошенных:
3 очка и менее набрал 1 человек( 1 мужчина);
От 4 до 8 очков набрали 9 человек(4 мужчины и 5 женщин);
От 9 до 13 очков набрали 6 человек( 3 мужчин и 3 женщины);
От 14 до 18 очков набрали 4 человека(2 мужчины и 2 женщины);
Больше 18 очков не набрал никто.
Из данного опроса можно сделать вывод, что большинство опрошенных- весьма общительные люди, даже с повышенной коммуникабельностью(16 человек, из которых 8 мужчин и 8 женщин), 4 человека с нормальной коммуникабельностью(2 мужчины и 2 женщины) Некоммуникабельного человека не выявилось ни одного.
Список литературы:
1.Андреева Г.М. «Социальная психология», М., МГУ, 1980, разд.2
2.Творогова Н.Д. «Психология общения»( конспект лекций).