18.1. Методы и формы в психолого-социальной работы в наркологии

18. Методы и формы в психолого-социальной работы в наркологии. Диагностика личностных особенностей, уровня социализированности и особенностей индивидуального социального развития клиентов с проблемами зависимости от ПАВ.

Формы и методы социальной работы в наркологии: индивидуальная работа, групповая работа, профилактическая индивидуально-групповая работа.

Социальный патронаж и методы социальной работы в системе реабилитации наркозависимых клиентов.

Специфические виды помощи людям, зависимым от алкоголя и наркотиков, оказывает система специальной медицинской и социальной помощи, ее учреждения и ее программы (краткосрочного и долгосрочного лечения), программы профилактики, группы само- и взаимопомощи: «Анонимные Алкоголики», «Анонимные Наркоманы», общества «Матери против наркотиков» или «Женщины за трезвость» и т.п. Однако большинство проблем, связанных с употреблением алкоголя, относится к людям, которые по сути не являются «алкоголиками» в собственном смысле слова. Для оказания помощи этим разнообразным категориям людей существуют разнообразные социальные службы, компетенция и действия которых не всегда достаточно согласованы.

В реализации медико-социальных программ активное участие принимают специалисты по социальной работе. Совместно с врачом они разраба­тывают индивидуальные планы социальной реабилитации пациентов, со­ставляют психолого-социальную характеристику каждого пациента, создают терапевтическую среду в стационарном или амбулаторном учреждении, а также проводят индивидуальную и групповую психокоррекцион­ную работу методами групповой психотерапии, арттерапии, семейной пси­хотерапии и т.п.

Психокоррекционные программы разделяются обычно не по применяемым в них психотерапевтическим методам, а по задачам, которые они ставят перед пациентами.

Главной задачей личностно-ориентированной психотерапии является развитие опыта жизни без наркотиков и искусство сопротивления влиянию наркотической среды (наркоманов и продавцов наркотиков).

Такая психотерапия включает в себя:

  • развитие способности пациента к самоосознанию и тренинг уважения к себе как форма сопротивления влиянию наркотической среды;
  • тренинг идентификации, развитие способности выделять себя из окружающей среды и ясно формулировать свои потребности;
  • развитие навыков самостоятельности и ответственности, умения принимать самостоятельные решения;

— тренинг творческих способностей;

  • тренинг, направленный на умение бороться со стрессом без употребления лекарств и наркотиков;
  • развитие умения распознавать форму «агитации» наркотической среды и сопротивляться ей;

тренинг отказа, развитие способности сказать «нет»;

12 стр., 5882 слов

Специфика личностного и социального развития детей-сирот и детей, ...

... рядом специфических особенностей личностного и социального развития (высоким уровнем конфликтности, тревожности, агрессивности), что требует соответствующего учета в организации деятельности специалиста по социальной работе. Методы исследования: анализ документов, т.е. ...

  • развитие навыков борьбы с депрессией и неудачами, тренинг активной личностной позиции;
  • программы физического развития организма — двигательные и дыхательные гимнастики.

В каждом из этих направлений речь идет о развитии, о расширении человеческих способностей. Причем именно тех из них, которые обучают человека адекватному отношению к действительности. Пациент должен пере­стать паразитировать на реальности, он должен принять ее и начать сотрудничать с миром, в котором он живет. Психотерапевты говорят: глав­ное на первом этапе лечения, чтобы в человеческой душе началась «борьба мотивов». Главное, чтобы, беря в руки шприц или даже задумываясь об этом, молодой человек испытывал тяжкие колебания и сомнения. Если нар­коман начал думать и сомневаться — это первый шаг к успеху терапии.

18.2. Диагностика личностных особенностей, уровня социализированности и особенностей индивидуального социального развития клиентов с проблемами зависимости от пав

Личностные особенности наркозависимых во многом определяются особенностями действия самого наркотика. Если имеется возможность выбора наркотика, наркозависимые выбирают «свой» наркотик и в этом смыс­ле делятся на две группы: на тех, кто предпочитает «стимуляторы» и на тех, кто предпочитает «релаксанты». «Любители взбодриться» и «расслабушники» психологически плохо совместимы; даже под воздействием одного и то­го же наркотика они могут вести себя по-разному: стимуляторные наркома­ны ориентированы на действие, хотя бы только вербальное (бормочут, «мелют, что ни попадя»); любители расслабиться остаются «созерцателя­ми», они совершенно пассивны.

Все наркоманы являются личностями, характеризующимися слабым «Я». Их связи с реальным миром нарушены, а защита от неблагоприятных воздействий неэффективна. Запрограммированные исключительно на приобретение и употребление наркотиков, они интересуются только собствен­ным удовольствием от действия этих препаратов. Неспособные к длитель­ным и глубоким межличностным контактам, наркоманы получают удовлетворение только от наркотика. Они ничего не могут дать другим, они могут только брать. Прежде всего их интересует, где и как достать наркотик.

На поздних этапах развития наркомании индивидуальные различия между личностями наркоманов стираются и они все становятся одинаковыми. Разные наркоманы похожи как в плане внешнего вида, так и в образе мышления, выражения мыслей, в отношении к жизни. Способность к аналитиче­скому мышлению у большинства наркоманов нарушена, и они не в состоя­нии уяснить, что состояние их сознания не является нормальным.

18.3. Формы и методы социальной работы в наркологии: индивидуальная работа, групповая работа, профилактическая индивидуально-групповая работа.

При консультировании наркозависимых необходимо учитывать особенности их психологической сферы: трудности в установлении контактов, тревожность, раздражительность, агрессивность, повышенную чувствитель­ность, асоциальные наклонности, негативный опыт проблемноразрешающего поведения.

13 стр., 6278 слов

Понятие наркомании, наркомана (больного наркоманией).

... кото­рые характерны для действия каждого вида наркотика». Приведенные определения психической и физической ле­карственной зависимости получили одобрение и были приняты Ко­митетом ... бы они ни допускались. Цель данной работы заключается во всестороннем изучении криминологических особенностей наркоманов и наркодельцов. 1. Понятие наркомании, наркомана (больного наркоманией). Топология (классификация) ...

Суть индивидуального консультирования состоит в специальной организации процесса общения, помогающего актуализировать резервные и ре­сурсные возможности больного.

Основные этапы индивидуального консультирования:

Анализ проблемы, выявление провоцирующих ее источников и при­чин.

Постановка позитивной цели, описание клиентом желаемого поведения.

Построение шагов роста (описание конкретных достижений через день, неделю, месяц).

4. Уточнение параметров желаемого результата.

5. Определение возможных ресурсов и союзников — тех, кто может помочь в достижении цели.

6. Проработка возможных рецидивов старого поведения.

В зависимости от контингента, с которым проводится профилактическая работа, различают первичную, вторичную и третичную профилактику.

Первичная профилактика — это комплекс превентивных мероприятий, направленных на предотвращение употребления психоактивных веществ. Она рассчитана на все население в целом, но прежде всего на детей и подростков.

Вторичная профилактика ориентирована на «группу риска». Основным объектом ее воздействия являются начинающие потребители наркотических и других психоактивных веществ. Цель вторичной профилактики — раннее выявление начинающих потребителей и оказание им помощи во избежание возникновения у них выраженных клинических признаков зависимости.

Третичная профилактика — это оказание помощи клиентам, у которых сформирована психическая и/или физическая зависимость от наркотика. Ее цель — предупреждение дальнейшего распада личности и поддержание дееспособности человека посредством формирования терапевтической реаби­литационной среды, создания «групп взаимопомощи» и т.п.

Приобщению детей и подростков к наркотикам особенно способствует их зависимость от референтной группы сверстников (реакция группирования).

Сама группа, как целое, также находится в зависимости от влияния мо­лодежной субкультуры, поветрий моды и манипуляторов-взрослых, умею­щих использовать знание возрастной психологии в своих корыстных целях.

В группе, в которой проводится профилактическая работа, очень важно установление доверительных, открытых, эмоционально и социально поддерживающих отношений. Занятия со школьниками (особенно с младшими) следует проводить преимущественно в игровой форме, но при этом такие занятия должны содержать потенциал серьезной интеллектуальной и психо­логической работы. Необходимо придерживаться определенных правил групповой работы: а) активное слушание, б) оказание взаимопомощи, в) до­верительность и конфиденциальность, г) принятие личной ответственности за работу группы в целом и т.д.

18.4. Социальный патронаж и методы социальной работы в системе реабилитации наркозависимых клиентов

Устойчивые профилактические мероприятия и резкое повышение эффективности лечения и реабилитации наркоманов.

7 стр., 3434 слов

Лечение в психиатрии

... Нарушение приемов рационального использования лекарств не всегда заметно, когда речь идет о лечении хронических заболеваний или когда трудно объективизировать динамику лечебного процесса. К таким отраслям ...

В профилактику включаются:

— предупреждение немедицинского потребления наркотических средств как предпосылки возникновения наркомании;

— ранняя диагностика, фармако- и психотерапия, социальное восстановление личности;

— предупреждение срывов ремиссий и обострений, рецидивов, дальнейшая прочная социальная реабилитация бывших наркоманов.

В этом плане наиважнейшим является воспитание у людей антинаркоманных установок, особенно у детей, подростков и юношества. Для этого необходимо с раннего детства в семьях, в яслях, детсадах, школе, ПТУ, техникумах, вузах, трудовых коллективах внушать мысли о пагубности наркотиков и заниматься с молодежью общественными мероприятиями, спортом, искусством, литературой, просто интересными занятиями.

Кроме того, педагоги, учителя, воспитатели обязаны проводить в своих коллективах антинаркоманную пропаганду,  с тем чтобы профилактировать возможные группы риска. Чтобы работа была более эффективной, нужно проводить индивидуальные беседы. На уроках химии, физкультуры, биологии и других показывать пагубность наркотиков на наиболее ярких и убедительных демонстративных материалах.

Известно, что каждый наркоман может быть исцелен, если он сам этого искренне захочет, так как желание выздороветь есть половина успеха.

Несмотря на запущенность болезни, необычайную тяжесть, сложность лечения и последующей реабилитации бывших наркоманов, врач-нарколог обязан подбадривать наркомана, внушать ему веру в благоприятный исход болезни. Он должен руководствоваться девизом: «Уважай больного, как самого себя, но будь тверд и мудр в своих лечебных мероприятиях!»

Ни в коем случае нельзя обманывать не только больного, но и говорить неправду родным и друзьям, чтобы у больного не складывалось мнение, что от него что-то скрывают. В наркологии это особенно важно, так как врач должен обрести себе единомышленников, помощников и установить вокруг больного такую микросоциальную среду, которая будет способствовать успеху психотерапии. А она должна быть главенствующей во всем комплексе лечения и реабилитации бывшего наркомана.

Трудовая терапия должна по возможности начинаться с первых дней стационарного лечения и продолжаться после выписки.

Пока продолжает сохраняться астенический синдром (подавленное настроение, депрессия, дискомфорт), коллектив должен быть снисходителен: через 6—8 недель восстанавливается трудоспособность на производстве.

Принципы и направление лечения наркомана зависят от индивидуальных особенностей организма, стадии болезни, вида принимавшегося наркотика, вида наркомании. Во всех случаях лечение проводится поэтапно.

1-й ЭТАП. Заключается в снятии абстинентного синдрома путем введения того же наркотика, от которого возникло заболевание, или введения различных транквилизаторов (пироксан, пироцетам и др.) и детоксикации организма путем обильного питья минеральной воды, молока, кофе, но не питья фруктовой воды (в ней может быть алкоголь).

Активно использовать мочегонные, потогонные лекарственные средства, баню, сауну.

Проводят лабораторные исследования и применяют общеукрепляющие средства: комплекс витаминов, минеральных веществ и микроэлементов в необходимом соотношении, а также усиленное полноценное питание.

Этот период продолжается от 10 дней до 2—3 недель

2-й ЭТАП. Лечение состоит в применении психотерапии. Наркоманы отличаются повышенной внушаемостью, поэтому гипнозотерапия в лечении наркомании имеет решающий терапевтический эффект. Кроме того, при лечении наркомании широко применяются методы самовнушения и аутогенного тренинга.

10 стр., 4682 слов

Психодиагностика осужденных наркоманов и коррекционно-воспитательная ...

... и др. В связи с этим, при назначении принудительного лечения наркоманам, следует строго разграничивать термины «наркомания» и «токсикомания». То и другое означает болезненное пристрастие к ... врача-терапевта выносится решение о необходимости прекращения такого лечения. Данное решение принимается после тщательного обследования больного в стационарных условиях. После этого материалы передаются ...

Формула самовнушения должна быть предельно четкой и выразительной:

«Я все сильнее чувствую отвращение к наркотикам!»;

«Несмотря на уговоры товарищей, не буду потреблять это зелье!»;

«Я здоров, и никакие силы не заставят меня возвратиться к наркомании!».

МЕЛАНОТЕРАПИЯ (лечение музыкой) — один из древнейших методов лечения всевозможных недугов, в том числе и наркомании, особенно когда стремятся вывести больного из состояния депрессии и дискомфорта.

БИБЛИОТЕКОТЕРАПИЯ (лечение книгой).

Для каждого человека, особенно наркомана, отличающегося особой чувствительностью, остросюжетные художественные произведения оказывают потрясающее терапевтическое влияние. Художественные произведения являются мощным раздражителем, с помощью которого лечат депрессию, дезадаптацию, чувство неуверенности.

РИСОВАНИЕ. Метод используется не только как средство самовыражения, но и как отвлекающее от житейских невзгод, является эффективным средством в лечении наркомании.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ.

Один из наилучших методов лечения наркомании, воспитывающий у больного волевые побуждения, формирующий ровное настроение, устраняющий ощущение ущербности и неполноценности, закладывающий заряд оптимизма, бодрости и уверенности в благополучный исход лечения.

Отечественная наркология использует также голодо-, физио-, механо-, гидро-, электро-, иглотерапию наркоманий в комплексе с введением в организм специфических лекарственных препаратов для создания нужного лечебного фона.

3-й ЭТАП. Лечение наркомании сводится к закреплению результатов, к предотвращению рецидива заболевания. Это осуществляется путем медицинского патронажа, контроля за устройством бывшего наркомана на работу, исключающую не только общение с наркотиками, но и с запахом лекарственных веществ. Оно направлено на активную реадаптацию в микросоциальную среду.