Методика написания эссе

Эссе — это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

Некоторые признаки эссе:

  • наличие конкретной темы или вопроса. Произведение, посвященное анализу широкого круга проблем, по определению не может быть выполнено в жанре эссе.
  • эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.
  • как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо, такое произведение может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер.
  • в содержании эссе оцениваются в первую очередь личность автора – его мировоззрение, мысли и чувства.

Структура и план эссе

Структура эссе определяется предъявляемыми к нему требованиями:

  1. мысли автора эссе по проблеме излагаются в форме кратких тезисов (Т).
  2. мысль должна быть подкреплена доказательствами — поэтому за тезисом следуют аргументы (А).

Аргументы — это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др. Лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным, три аргумента могут «перегрузить» изложение, выполненное в жанре, ориентированном на краткость и образность.

Таким образом, эссе приобретает кольцевую структуру (количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли):

  • вступление
  • тезис, аргументы
  • тезис, аргументы
  • тезис, аргументы
  • заключение.

При написании эссе важно также учитывать следующие моменты:

  1. Вступление и заключение должны фокусировать внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении — резюмируется мнение автора).
  2. Необходимо выделение абзацев, красных строк, установление логической связи абзацев: так достигается целостность работы.
  3. Стиль изложения: эссе присущи эмоциональность, экспрессивность, художественность. Специалисты полагают, что должный эффект обеспечивают короткие, простые, разнообразные по интонации предложения, умелое использование «самого современного» знака препинания — тире. Впрочем, стиль отражает особенности личности, об этом тоже полезно помнить.

Перед тем как приступить к написанию эссе, обратите внимание на следующие вопросы. Ответы на них позволят вам более четко определить то, что стоит писать в эссе:

13 стр., 6466 слов

Жанр в англоязычной литературе

... случайному» [16]. Эссе - это жанр, в котором выражены взгляды, чувства и мысли автора. Если подобрать синоним ... окраску. Среди таких тем следует выделить политику, экономику, образование, здравоохранение, криминалистику, военные темы. Для ... мы читаем: «Эссе - прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно и обычно неполно». «Эссе ...

  1. Затрагивая в эссе свои личные качества или способности, спросите себя:
  • отличаюсь ли я тем или иным качеством от тех, кого я знаю?
  • в чем проявилось это качество?
  • О деятельности, которой вы занимались (занимаетесь):
  • что заставило меня заняться этим видом деятельности?
  • почему я продолжал(ю) заниматься этим?
  • О каждом событии вашей жизни, о котором вы упомянули:
  • почему мне запомнилось именно это событие?
  • изменило ли оно меня как личность?
  • как я на это отреагировал?
  • было ли это откровением для меня; тем, о чем я раньше не подозревал?
  • О каждом человеке, которого вы упомянули:
  • почему я назвал именно этого человека?
  • стремлюсь ли я стать таким как он?
  • какими его качествами я восхищаюсь?
  • было ли сказано им что-то такое, что я буду помнить всю жизнь?
  • пересмотрел ли я свои взгляды?
  • О каждом из ваших предпочтений и том, что вам не нравится:
  • почему мне это нравится или не нравится?
  • повлияло ли это обстоятельство в значительной степени на мою жизнь?
  • О каждой вашей неудаче:
  • чему я в результате научился?
  • что полезного я вынес из этой ситуации?

Признаки эссе

  1. Небольшой объем.

Каких-либо жестких границ, конечно, не существует. Объем эссе — от трех до семи страниц компьютерного текста. Например, в Гарвардской школе бизнеса часто пишутся эссе всего на двух страницах. В российских университетах допускается эссе до десяти страниц, правда, машинописного текста.

  1. Конкретная тема и подчеркнуто субъективная ее трактовка.

Тема эссе всегда конкретна. Эссе не может содержать много тем или идей (мыслей).

Оно отражает только один вариант, одну мысль. И развивает ее. Это ответ на один вопрос.

  1. Свободная композиция — важная особенность эссе.

Исследователи отмечают, что эссе по своей природе устроено так, что не терпит никаких формальных рамок. Оно нередко строится вопреки законам логики, подчиняется произвольным ассоциациям, руководствуется принципом «Всё наоборот».

3 стр., 1455 слов

Эссе — подтверждение или опровержение чужой точки зрения

... считаю грибами. – Расстояния я измеряю в сотнях километров. – Мне нравится здесь, и я никуда не собираюсь отсюда уезжать. Текст-ответ «Любит — ... с автором в главном: я люблю Россию! Должна признаться, что очень многое в России мне не по душе. Мне не нравится, что ... от­ношение к родной стране проявляется каждый день: в наших мыслях, словах, поступках. Оно скрыто от непроницательного взгляда буднич­ной ...

  1. Непринужденность повествования.

Автору эссе важно установить доверительный стиль общения с читателем; чтобы быть понятым, он избегает намеренно усложненных, неясных, излишне строгих построений. Исследователи отмечают, что хорошее эссе может написать только тот, кто свободно владеет темой, видит ее с различных сторон и готов предъявить читателю не исчерпывающий, но многоаспектный взгляд на явление, ставшее отправной точкой его размышлений.

  1. Склонность к парадоксам.

Эссе призвано удивить читателя (слушателя) — это, по мнению многих исследователей, его обязательное качество. Отправной точкой для размышлений, воплощенных в эссе, нередко является афористическое, яркое высказывание или парадоксальное определение, буквально сталкивающее на первый взгляд бесспорные, но взаимоисключающие друг друга утверждения, характеристики, тезисы.

  1. Внутреннее смысловое единство

Возможно, это один из парадоксов жанра. Свободное по композиции, ориентированное на субъективность, эссе вместе с тем обладает внутренним смысловым единством, т.е. согласованностью ключевых тезисов и утверждений, внутренней гармонией аргументов и ассоциаций, непротиворечивостью тех суждений, в которых выражена личностная позиция автора.

  1. Ориентация на разговорную речь

В то же время необходимо избегать употребления в эссе сленга, шаблонных фраз, сокращения слов, чересчур легкомысленного тона. Язык, употребляемый при написании эссе, должен восприниматься серьезно.

Пример эссе на тему «Человек и общество»: Проблемы одиночества и уединения в городе

Приступая к работе, для начала нужно ответить на вопрос: что значит в понимании социолога сам термин «город»? В первую очередь, конечно же, это само общество, без которого город немыслим; общество, которое изо дня в день меняется и вместе с тем меняет этот сложный мир, созданный самими людьми за всё время своего существования.

Касаясь проблемы города как объекта для социологического анализа, стоит упомянуть имя Роберта Парка, американского социолога, известного своими исследованиями в области изучения городской среды. По его мнению, «именно в городской среде — в мире, который человек сам себе создал — человечество впервые возвысилось до интеллектуальной жизни и приобрело те черты, которые более всего отличают его от животных и первобытных людей». В этом смысле городское сообщество — это нечто уникальное, что по сути своей отличается от природы, поскольку ей несвойственны многие черты, которые человек сумел в себе воспитать за время жизни в новой для себя среде.

Но взглянем на город с другого ракурса. С одной стороны, именно с помощью города общество сумело расширить свои возможности, преобразить свою жизнь и сделать её гораздо более комфортной. Но какова обратная сторона медали? И здесь мы подходим к главной теме работы: живя в огромных мегаполисах, где, казалось бы, невозможно чувствовать себя одиноким, люди всё более и более отдаляются друг от друга. Философу XVI века Рене Декарту принадлежат слова: «Уединения нужно искать в больших городах», — стоит ли говорить, насколько эта фраза актуальна для XXI века?

6 стр., 2669 слов

Тема 9. Психическое развитие взрослого человека

... для текущего контроля 1. Участие в дискуссии. 2. Эссе  « Зрелость как вершина жизни». 3. Проект рекомендаций для людей пенсионного возраста по старости «Психологические условия долголетия ... / М.В. Гамезо, В.С. Герасимова, Г.Г. Горелова, Л.М. Орлова. – М., 2001. 2. Психология человека от рождения до смерти / под ред. А.А. Реана. – СПб., 2002. – С. 319 ...

Стягиваясь в большие города в надежде построить новое, счастливое будущее, люди зачастую остаются ни с чем, чувствуют себя чужими в новой атмосфере и теряются среди огромного количества таких же, как они, горожан. За последние 50 лет количество пожилых людей в России, ведущих одинокий образ жизни, возросло, и такая тенденция продолжает развиваться в отрицательном для общества направлении. Государство пытается бороться с этой социальной проблемой, поддерживая создание новых домов престарелых и всячески спонсируя различные мероприятия, нацеленные на помощь пенсионерам и инвалидам, но, к сожалению, этого мало: люди, привыкшие к жизни в одиночестве, не в силах пересилить себя и открыться.

Такое недоверие к окружающим характерно не только для пожилой категории людей, но и для всего общества в целом. Чтобы доказать это, стоит хотя бы спуститься в московский метрополитен: редко можно здесь увидеть человека, чьё лицо не будет омрачено тяжестью ежедневных забот и проблем. Находясь в вагоне, ощущаешь «чувство неуверенности, своей неуместности и одновременно чувство отчужденности, желания отстраниться от другого, следящего за тем, не собираешься ли ты вставать и выходить, или опасно нависающего над тобой». Неудивительно, почему в такой нагнетающей атмосфере каждый старается закрыться, спрятаться от внешнего негатива, замыкаясь в себе.

Говоря о проблеме одиночества человека в городе, хотелось бы вспомнить работу Х.У. Зорбо «Золотой берег и трущобы». В ней автор показал два совершенно разных на первый взгляд мира Чикаго: «мир светского общества» и «мир меблированных комнат». Можно подумать, что между ними не может быть ничего общего, однако то, что их объединяет на самом деле гораздо важнее финансового положения или же статуса в обществе. Речь, конечно, идёт об отдалении людей друг от друга. Возможно, в высшем обществе Золотого берега это ощущение одиночества чувствовалось не так сильно самими представителями света, как ощущение угнетения и безысходности, которое испытывали жители «трущоб». Но если посмотреть глубже, и жители Золотого берега, и обитатели доходных домов не знали ни одного человека близко, лишь изредка общаясь с некоторыми либо ради «выставления себя напоказ», как это происходило в «мире Золотого берега», либо по простой случайности, поскольку среди жителей доходных домов царил «всеобщий барьер недоверия». Сложно сказать, изменилась ли ситуация сегодня, ведь всё же в наше время люди стараются наладить отношения хотя бы с теми, кого они видят практически каждый день. Но даже если человек имеет нескольких таких знакомых, можно ли сказать, что он не одинок?

По мнению Георга Зиммеля, «независимость индивидуума, являющаяся результатом взаимной замкнутости и безразличия, составляющих условия духовной жизни наших широких кругов, нигде не чувствуется так сильно, как в тесной сутолоке больших городов, потому что физическая близость и скученность только подчеркивают духовную отдаленность». Действительно, именно находясь в давке, человек особенно остро ощущает собственную ничтожность. Каждому знакомо это чувство: в метро в час-пик, на оживлённой улице люди не замечают друг друга, стараясь либо абстрагироваться от происходящего, либо выплеснуть накопленный негатив на любого, кто окажется рядом. Возникает вопрос, почему же так происходит? Почему люди делают всё возможное, чтобы построить вокруг себя непреодолимые преграды, закрывающие их от внешнего мира, вместо того, чтобы, напротив, пойти навстречу друг другу?

5 стр., 2471 слов

16. Общение как познание людьми друг друга

... обеспечить прогнозирование ситуации межличностного восприятия необходимо выявить различные «эффекты», возникающие при восприятии людьми друг друга. Более всего исследованы три таких «эффекта»: ореола («галоэффект»), новизны и первичности, ... является закоренелым преступником, а второй группе о том же чел-ке было сказано, что он крупный ученый. После этого каждой группе было предложено составить ...

Возможно, в этом и состоит одна из многих задач работы социолога — понять причину столь негативного и безразличного отношения людей друг к другу, в особенности среди жителей мегаполисов, и, следовательно, — дать ответ на вопрос, как искоренить это всепоглощающее одиночества подростками">чувство одиночества, поражающее каждого второго, живущего в городе. Сейчас сложно себе представить, как бы выглядело общество нашего времени, не будь оно столь агрессивным и равнодушным, но главное, что можно точно сказать, оно было бы лучше во многих отношениях, как бы смело это ни звучало. Именно поэтому исследования города не прекращаются, с каждым днём приближая нас всё ближе к цели.