Уединенность как позитивное переживание одиночества

Уединенность как субъективно позитивный вид одиночества выведена нами на основании ряда теоретиче­ских посылок А. Маслоу и других зарубежных и отечест­венных исследователей, анализа биографий некоторый выдающихся ученых, писателей, художников, музыкан­тов, а также собственных наблюдений.

В основе трактовки уединенности лежит теория самоактуализации личности, некоторые положения о психологической устойчивости личности, представле­ния о роли одиночества в жизни человека, сложившиеся в русской философии XIX века. Условием генезиса

и проявления уединенности является психологическая устойчивость личности, соединенная с выраженной тен­денцией к самоактуализации. Действие механизмов идентификации и обособления в данном случае носит оптимально сбалансированный характер, «ход» маятни­ка легок и свободен. Мы полагаем, что этот вид одиноче­ства может являться как результатом успешной терапии диффузного, отчуждающего и диссоциированного оди­ночества, так и самостоятельно выработанной жизнен­ной стратегией. В первом случае стратегия психологиче­ской помощи заключается в формировании психологи­ческой устойчивости, что невозможно без тенденции личности к самоактуализации. Во втором случае мы мо­жем наблюдать психологически устойчивую личность, активно стремящуюся к собственной самоактуализации. Уединенность — это благоприятное состояние субъектив­но принимаемого одиночества. Диапазон «нормы» и су­ществования одиночества задан условными границами проявления уединенности. Далее располагаются погра­ничные состояния диффузного, отчуждающего или дис­социированного видов одиночества, за которыми насту­пает уже патологическое состояние — клиническая фор­ма одиночества.

Таким образом, рассматривая феномен одиночест­ва в его целостности, протяженности, континууме, мы выделяем его позитивные и негативные воздействия на личность и исследуем причины таковых. Основной при­чиной, определяющей характер воздействия одиночест­ва на человека и его жизнь в целом, выступают особенно­сти внутриличностного генезиса этого психического яв­ления. Отчуждающее, диффузное, диссоциированное и, конечно, клинические формы одиночества оказывают негативное влияние. Уединенность является необходи­мой составляющей самопознания, самоопределения

 

5 стр., 2173 слов

Одиночество: изоляция или уединение?

... нашей работы, потому что в ней указывается направление поисков путей возрождения личности, противостояния одиночеству. Одиночество - такое понятие, реальный смысл которого, кажется, отчетливо предстает перед каждым ... которые у него остались.одиночество уединение страх неизвестность Наиболее предметно, феномен «одиночества» стал изучаться в советское время. О нем заговорили в молодежных журналах, ...

106

т

107

и личностного роста человека, то есть оказывает пози­тивное, конструктивное воздействие на психику. Вопрос о характере и детерминантах генезиса одиночества явля­ется многоаспектным и требует, конечно, дальнейших научных исследований.

Резюмируя вышесказанное, можно сделать следую­щие обобщения.

1. Одиночество как психическое явление может
присутствовать во всех сферах поведения и жизнедея­
тельности человека. Многообразие форм и причин одино­
чества обусловливает высокую вариативность его прояв­
ления и влияния в индивидуальном психическом прост­
ранстве.

2. Одиночество как психическое состояние имеет
четыре основных вида: отчуждающее, диффузное, диссо­
циированное и уединенность, которые обусловлены раз­
личным соотношением в личности механизмов иденти­
фикации и обособления.

3. Возникновение диффузного одиночества обус­
ловлено преимущественным действием механизмов иден­
тификации в психологической структуре личности, поте­
рей собственного «Я», то есть отчуждением от самого себя.

4. Возникновение отчуждающего одиночества
обусловлено доминированием в личности механизмов
обособления, результатом действия которых является от­
чуждение от других людей, норм и ценностей, принятых
обществом, от себя самого и, наконец, от жизни в целом.

5. Диссоциированное одиночество сопряжено
с максимальной степенью выраженности в личности про­
цессов идентификации и обособления и резкой их сменой
друг относительно друга. Результатом этого выступает ис­
кажение образа своего «Я» и нервно-психическое истоще­
ние человека.

 

6. Как позитивная форма одиночества может быть
рассмотрена способность человека к уединению, то есть
субъективно желаемая уединенность. Она характеризует­
ся оптимальным соотношением процессов идентифика­
ции и обособления в индивидуальном психическом про­
странстве человека.

7. Как пограничные или патологические состояния
могут быть рассмотрены клинические формы одиночест­
ва, генезис которых связан либо с углублением негатив­
ных видов, либо с ранее имеющейся психической патоло­
гией.

Задания для самостоятельной работы

1. Заполните следующую таблицу.

Причины возникновения негативных видов одиночества

 

Отчуждающее

Диффузное

Диссоциированное

 

 

 

2. Заполните следующую таблицу. Проявления различных видов одиночества

Отчуждаю­щее

Диф­фузное

Диссоцииро­ванное

Клиничес­кие формы

Уединен­ность
 

 

 

 

 
             

3. Возможны ли, на ваш взгляд, взаимоотношения между людьми, переживающими разные виды одиночест­ва? Какие особенности будут иметь такие отношения:

а) между человеком, переживающим отчуждающее одиночество, и человеком, испытывающим диф­фузное одиночество?

 

108

109

б) между человеком, переживающим диффузное
одиночество, и человеком, испытывающим дис­
социированное одиночество?

в) между человеком, переживающим отчуждающее
одиночество, и человеком, испытывающим дис­
социированное одиночество?

4. Какими особенностями обладают объекты иденти­
фикации людей, переживающих диффузное одиночество?

5. Дайте характеристику объектам идентификации
тех, кто испытывает диссоциированное одиночество.

6. Проведете сравнение психологических осо­
бенностей субъектов диффузного одиночества и объек­
тов идентификации диссоциированного одиночества.
Для удобства такого сравнения заполните следующую
таблицу.

 

 

I [сихол. особенности

Категория

Субъекты диффуз­ного одиночества Объекты идентификации диссоциированного одиночества
     

7. Чем могут быть обусловлены клинические фор­
мы одиночества? Сколько клинических форм одиночест­
ва можно ожидать согласно рассмотренной концепции ге­
незиса этого психического состояния?

8. При каких личностных сочетаниях идентифика­
ции и обособления становится возможным проявление
одиночества как субъективно позитивного психического
состояния?

9. Дайте характеристику уединенности как пози­
тивному виду одиночества.

Глава 3

Психодиагностика одиночества

3.1. Обзор зарубежных методик, диагностирующих одиночество

Обзор методик, диагностирующих одиночество, мы начнем с зарубежных, так как хронологически они были первыми. Наиболее полный обзор таких методик был проведен Дэниелом Расселом в статье «Измерение одино­чества». В частности, он отмечает, что, начиная обсуждать проблему измерения одиночества, исследователи подчер­кивают два пункта:

1) малое количество эмпирических исследований
одиночества;

2) отсутствие адекватного измерительного инстру­
мента этого важного и сложного явления.

Положение стало меняться в середине 70-х годов. Это связано как с увеличением эмпирических исследова­ний одиночества, в числе которых можно отметить серьез­ные, масштабные исследования под руководством Д. Рас­села, проведенные на больших выборках самых разных категорий людей.

Измерения одиночества можно условно разделить на два концептуально разных подхода: одномерный и многомерный.

Одномерный подход характеризует одиночество как единое, «монолитное» явление, свойственное самым

 

ПО

11:

разным категориям людей. Одиночество одного отлича­ется от одиночества другого в большей степени по ин­тенсивности переживания, чем по его содержанию. Дру­гими словами, одномерный подход предполагает сходст­во тем переживания одиночества. Поэтому одна и та же шкала должна обнаружить одиночество у самых разных людей, например, у студента-новичка и овдовевшего пенсионера.

Наиболее ранняя система измерения одиночества в русле данного подхода принадлежит П. Д. Эдди. По форме это опросник, состоящий из 24 пунктов, разра­ботанный и реализованный в 1961 году. Наиболее часто в качестве примера приводят два утверждения этого оп­росника: «Я чувствую себя покинутым» и «Я испытываю чувство пустоты». Испытуемые пользовались предло­женными формулировками, описывая самих себя. В то же время с помощью этой же методики по модифициро­ванным инструкциям Эдди получал данные о представ­лении респондентов о том, как их воспринимают другие и какими им хотелось бы быть в идеале. Эдди выявил вполне устойчивые корреляции между шкалой оценок своего одиночества и различиями между реальной и иде­альной самооценкой. Отметим, что зависимости между одиночеством и социометрическим статусом выявить не удалось.

В 1964 году Сизенвейн была создана шкала изме­рения одиночества, во многом основанная на работах П. Д. Эдди. Сизенвейн ввел дополнительные формули­ровки для описания одиночества, что нашло свое выра­жение в 75 пунктах шкалы с разбросом ответов по четы­рем вариантам: часто, иногда, редко, никогда. Понятно, что вариативность ответов и большее количество ут­верждений сделали измерение одиночества более на­дежными.

Сизенвейн выделил так называемую единую шкалу одиночества, состоящую из шести пунктов. Опорные фор­мулировки этой шкалы варьировались от «Я самый оди­нокий человек из всех, кого я знаю» до «Я никогда не чув­ствую себя одиноким».

Последующие исследования позволили обнаружить довольно интересные факты. Например, люди, считающие себя одинокими, по системе измерения Сезинвейна оказа­лись более враждебны и наиболее инертны в межличност­ном общении. Вспоминая свое прошлое, они отмечали, что их образ жизни был уединенным и они имели мало друзей. В социальном отношении интересно отметить тот факт, что родители этих респондентов имели сравнительно неболь­шие доходы. Кроме того, Сизенвейн изучал расхождения между собственными описаниями одиночества и оценками одиночества испытуемого, сделанными другими людьми. Устойчивых результатов обнаружить не удалось.

Третья система измерения одиночества была созда­на Брэдли в 1969 году. Она состояла из 38 пунктов, описы­вающих и само чувство одиночества, и принадлежность к какой-либо социальной группе. Эти пункты включают отрицательные формулировки типа: «Мне не на кого рас­считывать, кроме себя», измеряющие одиночество, и по­ложительные, например: «У меня есть друзья, которые меня понимают». Испытуемые используют шкалу ответов из шести пунктов. Эта система измерения имеет хорошую внутреннюю устойчивость. Сама Брэдли обнаружила кор­реляты между одиночеством и шкалой D MMPI — тревога и депрессия. Другие корреляционные исследования обна­ружили связь одиночества с тревогой, расхождением в идеальной самооценке, у алкоголиков — с социальной желательностью.

Шкала для диагностики хронического или долго­временного одиночества была создана Янгом в 1979 году.

 

112

113

По форме это опросник, состоящий из 18 утверждений, шкала ответов которого содержала по четыре пункта. Янг больше внимания уделял соотношению актуального и длительного одиночества. Необходимо отметить, что это соотношение не превышало 0,47-0,55, что говорит в пользу трактовки одиночества как психического состоя­ния, имеющего не только разную глубину, но и ограничен­ный диапазон времени.

В 1982 году Пелутциан и Эллисон разработали со­кращенный вариант измерения одиночества — шкалу, со­стоящую из семи пунктов. Три из них состоят из негатив­ных формулировок, например: «Я чувствую, что эмоцио­нально отдаляюсь от людей», а четыре — из позитивных, отрицающих одиночество, типа: «У меня столько близких отношений, сколько мне хочется». Отметим, что в двух пунктах респондентов просили прямо ответить, одиноки ли они, например: «Я чувствую, что одинок». Шкала отве­тов состояла из четырех пунктов, от «никогда» до «часто». По данным этих исследователей, существует связь между баллами одиночества и описанием душевного и экзистен­циального благополучия, а также социальной значимос­тью и самоуважением.

Следующая система измерения одиночества, опуб­ликованная в 1984 году, принадлежит К. Рубинстайн и Ф. Шейверу. Они усовершенствовали критерии для вы­явления одиночества и разработали шкалу из восьми пунктов. Каждый из этих пунктов имеет свою шкалу отве­тов от четырех до семи вариантов. Данную шкалу измере­ния одиночества характеризует высокая контент-валид-ность. Баллы по одиночеству коррелируют с невысоким уровнем самоуважения и проблемами со здоровьем (как их представляют сами испытуемые).

Заканчивая обзор одномерных систем диагностики одиночества, отметим, что в большинстве своем они до-

статочно достоверны, но эта достоверность не может быть перенесена на их переводные, неадаптированные ва­рианты. Применение таких переводов не дает сколько-нибудь достоверных результатов в диагностике состоя­ния одиночества.

Для одномерного подхода в измерении одиночества характерно стремление избежать прямого признания оди­ночества. Включение же вопросов типа «Одиноки ли Вы?» проводится с целью определения валидности шкал. Тенденция к исключению прямых вопросов об одиночест­ве и ориентировка на эмоции и состояния, связанные с ним, помогает замаскировать то, что измеряется, тем са­мым уменьшая воздействие на ответы социальной жела­тельности.

Многомерный подход опирается на понимание это­го явления как многогранного, которое нельзя свести к единой мерке глобального одиночества.

Самой ранней из многомерных шкал одиночества была система измерения Бельшер, которая в 1973 году мо­дифицировала шкалу Брэдли. Бельшер полагала, что шка­ла Брэдли измеряет только психологические аспекты оди­ночества, и для того, чтобы изучить и социологические его аспекты, она добавила пункты из ранее созданных систем исследования отчуждения и аномии. В итоге получилось 60 пунктов, каждый их которых имел шесть вариантов от­ветов. Сотрудники Бельшер, проанализировав методику, обнаружили восемь частично совпадающих друг с другом факторов: отчуждение, аномия, разрыв с близким челове­ком, экзистенциальное одиночество, тревога, депрессия, патологическое одиночество и развод.

В 1976 году Шмидт разработала дифференциаль­ную шкалу одиночества, в которой она предприняла по­пытку определить степень этого чувства в рамках четы­рех типов отношений: дружеских, семейных, романтичес-

 

114

115

ки-сексуальных и социальных. Шмидт создала две фор­мы своей шкалы: юношескую и взрослую. Обе формы со­стоят из 60 пунктов и касаются всех четырех типов отно­шений. Формулировки выражены в позитивном и нега­тивном аспектах. Проведенный факторный анализ показал, что самые значительные результаты относились как раз к семейным, романтически-сексуальным отноше­ниям и дружбе, что подтвердило правильность выделе­ния Шмидт именно этих типов отношений.

Еще одна многомерная шкала была создана Джонг Гирвельд и ее сотрудниками в 1978 году. В основу дан­ной системы измерения легла гипотеза о существовании четырех ее компонентов: типы недостающих отноше­ний, механизмы и приспособления защиты, будущие перспективы одиночества и способность личности ре­шать проблему одиночества. Эта шкала содержала 38 пунктов, каждый из которых измерялся по своим па­раметрам. Джонг Гирвельд выявила значимые корреля­ции между своей шкалой одиночества и одномерным са­моопределением, а также оценкой одиночества, данной близким другом.

Наиболее популярной является шкала одиночества UCLA (Калифорнийского университета), разработанная Расселом и его сотрудниками. Он отмечает, что, когда со­здавалась эта шкала, не было опубликовано ни одного ис­следования других авторов, работающих над проблемой измерения одиночества. Сам Рассел относит свою систе­му к одномерным, то есть глобальным измерениям одино­чества. Рассел не раз модифицировал свою шкалу, учиты­вая результаты не только собственных исследований оди­ночества, но и данные других авторов. Окончательный вариант был предложен в 1980 году. Эта шкала состоит из 20 пунктов, оцениваемых испытуемым по четырем пара­метрам: никогда, редко, иногда, часто. Десять пунктов

шкалы сформулированы в позитивном контексте и де­сять — в негативном. Рассел отмечает, что адекватность его шкалы многократно была подтверждена на самых раз­ных выборках взрослых и пожилых людей, а также сту­денческой молодежи.

Задания для самостоятельной работы

1. Какие подходы в измерении одиночества выде­
ляет Д. Рассел?

2. Заполните таблицу.

Измерения одиночества в зарубежной психологии

 

Автор Подход Вид измерительного инструмента Кол-во пунктов
       

3.2. Авторские диагностические разработки

Разработка наших измерительных инструментов одиночества состояла из нескольких этапов. Вначале бы­ло проведено пилотажное исследование, включающее три этапа.

Первый этап — социологический — заключался в оп­росе 200 взрослых людей по заранее составленной схеме. Целью такого опроса являлось получение содержатель­ной информации для описания феномена одиночества. Сначала человеку предлагалось ответить на три вопроса:

1. Что, на Ваш взгляд, означает понятие «одино­
чество»?

2. По каким признакам Вы могли бы судить об оди­
ночестве конкретного человека?

3. Испытывали ли Вы сами когда-нибудь одино­
чество?

 

116

117

В том случае, если на последний вопрос давался ут­вердительный ответ, следовали еще три вопроса:

4. Какую оценку Вы могли бы дать состоянию оди­
ночества?

5. Что помогло Вам выйти из этого состояния?

6. Какой опыт Вы приобрели, испытав одиночест­
во?

В опросе принимали участие преподаватели выс­шей и средней школ, психологи, работники искусства, ин­женеры, врачи.

Целью второго этапа — психологического — было построение прототипа личности, переживающей состоя­ние одиночества. Результаты социологического опроса послужили первичным материалом для такой работы.

На этом этапе проводилась групповая работа с пси­хологами-консультантами и консультантами телефона экстренной психологической помощи (ТЭПП).

В начале такой работы каждому участнику инди­видуально было предложено описать образ человека, пе­реживающего состояние одиночества. Описание могло быть сделано в любой форме — текстовой, графической, ассоциативной, комбинированной. Затем шло обсужде­ние, на котором участники имели возможность поде­литься с группой своими представлениями об одиноче­стве и объединиться в микрогруппы для дальнейшей ра­боты. Перед микрогруппой стояла задача составить психологический портрет человека, переживающего одиночество. Поскольку участниками групповой работы были специалисты, профессионально работающие с людьми, зачастую находящимися в состоянии острого стресса, мы сочли возможным поставить перед ними та­кую непростую задачу. Телефон экстренной психологи­ческой помощи часто необходим человеку, находящему­ся в состоянии одиночества. В момент обращения на

118

ТЭПП ему действительно не с кем больше поговорить: то ли в силу каких-то обстоятельств, то ли по сугубо лич­ным причинам10.

В составлении портрета допускались как предпо­ложения психологов об особенностях личностных черт и характеристик, так и рекомендации (с обоснованием) по использованию конкретных диагностических мето­дик в работе с людьми, переживающими состояние оди­ночества.

Третий этап работы проблемной тематической группы представлял собой шеринг, рассчитанный на 1,5-2 часа. Здесь представлялись составленные портре­ты, вносились коррективы и обсуждались следующие во­просы: что такое одиночество (чувство, состояние, по­требность, направленность и т. д.), каковы критерии оди­ночества как состояния человека и какой они носят характер (объективный или субъективный), причины состояния одиночества и их характер, виды состояния одиночества (то есть предположительная первичная классификация и ее основания), временные характерис­тики одиночества (этот вопрос в процессе обсуждения вошел в предыдущий ), нормативные границы состояния одиночества (вопрос также обсуждался в рамках постро­ения первичной классификации), возможные методы и формы психологической работы с одинокими людьми. С согласия участников группы, их мнения фиксирова­лись тренером и получили в исследовании некоторые обобщения.

Вопрос о критериях состояния одиночества пред­ставлял для нас особый интерес и значимость, так как в экспериментальной группе (ЭГ) мы работали с теми

Обращения за помощью по телефону доверия нередко имеет продолже­ние: 30 % наших клиентов, первоначально обратившихся на ТЭИП, после про­веденной работы пришли к психологу на очную консультацию.

119

 

людьми, которые уже определили одиночество как свою основную психологическую проблему. Мы не считали нужным (а по этическим соображениям и не могли) со­мневаться в искренности человека, обратившегося за про­фессиональной помощью и поддержкой, поэтому самоди­агноз «одиночество» принимался как данность и матери­ал для психологической работы.

В психологической литературе, посвященной про­блеме одиночества, мы не встретили описания подобного состава испытуемых. Обычно используется «шкала оди­ночества», опрос по которой проводится на случайной вы­борке людей (чаще студентов или слушателей).

Преимущество нашего исследования заключается в том, что выборка представляет собой психологически достаточно однородную группу: во-первых, все испыту­емые на момент обращения находились в состоянии одиночества, во-вторых, это люди одной возрастной ка­тегории, в-третьих, — что выяснилось в ходе экспери­мента, — это люди с высшим образованием (96,8 %) или получающие его (3,2 %).

Среди них — научные сотруд­ники, экономисты, инженеры, педагоги, медики. Мно­гие (36 %), в связи со сложной экономической ситуаци­ей, не работают в данный момент по своей основной специальности.

Убежденность в необходимости научного исследо­вания феномена одиночества, выступающего как психиче­ское состояние, привела нас к решению продолжить пило­тажное исследование. В третьем этапе приняли участие только специалисты-психотерапевты и психологи, имею­щие стаж консультационной или психотерапевтической работы не менее одного года. Всего в такой работе приня­ло участие 55 человек. Им было предложено ответить на два следующих вопроса.

 

1. Какие, на Ваш взгляд, существуют критерии то­
го, что взрослый человек испытывает состояние одиноче­
ства?

2. Могли бы Вы предложить методики, с помощью
которых можно диагностировать эти критерии, то есть со­
стояние одиночества?

На основании анализа психологической, философ­ской, художественной литературы, обобщения ответов 55-ти наших респондентов, выделены следующие крите­рии, проявления, признаки состояния одиночества взрос­лого человека.

Внешние поведенческие признаки:

1) отсутствие близких отношений с другим челове­
ком;

2) отсутствие доверительного общения, когда не
с кем поделиться своим сокровенным и не с кем
посоветоваться;

3) отсутствие друзей, очень ограниченный круг об­
щения;

4) отсутствие семьи;

5) чрезмерная суетливость в общении, угодничест­
во или, напротив, угрюмость, постоянная закры­
тость;

6)сарказм;

7) склонность избегать конфликтные ситуации,

а если это не удается, то проявление неумения

действовать в них конструктивно. Критерии внутреннего состояния:

1) хроническая неудовлетворенность, недовольство
жизнью;

2) чувство потерянности в мире;

3) чувство собственной неполноценности;


 


120


121


4) ощущение «никому ненужности»;

5) оценка себя как несчастного человека;

6) частые и пессимистические размышления о сво­
ей судьбе;

7) неумение жить настоящим, то есть постоянные
мысленные «возвращения» в прошлое, часто
с сожалением типа «если бы…», а также иллюзии
относительно будущего: «если только захочу…».
По определению Дж. Рейноутер, это люди — «со­
биратели грез».

Обобщение результатов проведенной работы поз­волило нам создать шкалу, измеряющую одиночество. По форме это опросник, первоначально состоящий из 12 пунктов, в каждом из которых применялась четырех­мерная оценочная шкала: всегда, часто, иногда, никогда. Отметим, что этот опросник лег в основу диагностичес­кой беседы, применяемой в ходе психологического кон­сультирования или психотерапии. Диагностическая бе­седа была разработана как средство получения необхо­димой информации от клиента в том случае, если он отказывался от заполнения бланка опросника или по ка­ким-либо соображениям его консультант предпочитал такую форму работы. Беседа включала в себя все пункты опросника, но они предлагались клиенту не как вопросы, а как темы для размышления в той последовательности, которая удобна консультанту. В соответствии с конкрет­ной жизненной ситуацией человека, обратившегося за психологической помощью, его видением причин собст­венного состояния, а также когнитивной оценкой этого состояния мы могли делать заключение об особенностях одиночества данного клиента.

Предлагаем ознакомиться с опросником.


Диагностический опросник «Одиночество»

Инструкция: Вам предлагается 12 вопросов и 4 ва­рианта ответов на них. Выберите тот, который наиболее соответствует Вашему представлению о себе.

 

 

 

Варианты ответов

  всегда часто иногда никогда
1 Бывает ли так, что Вы не находите понимания у близких (друзей)?        
2 Возникает ли у Вас мысль, что по-насто­ящему Вы никому не нужны?        
3 Бывает ли у Вас ощущение собственной заброшенности, покинутости в мире?        
4 Испытываете ли Вы недостаток в дружеском общении?        
5 Бывает ли у Вас чувство острой тоски по чему-то безвозвратно ушедшему, потерянному навсегда?        
6 Чувствуете ли Вы пере­груженность поверхност­ными социальными контактами, не дающими возможность истинного человеческого общения?        
7 Присутствует ли у Вас ощущение собственной зависимости от других людей?        

 

122

123

 

 

 

Вопросы

Варианты ответов

всегда часто иногда никогда
8 Способны ли Вы сейчас к истинному сопереживанию горя другого человека?        
9 Можете ли Вы выразить человеку свое сопережи­вание, понимание, сочувствие?        
10 Бывает ли так, что успех или везение другого чело­века вызывает у Вас чувст­во своей ущемленности, сожаление по поводу собственных неудач?        
11 Проявляете ли Вы свою самостоятельность в решении сложных жизненных ситуаций?        
12 Чувствуете ли Вы в себе достаточный резерв возможностей для того, чтобы самостоятельно ре­шать жизненные задачи?        

Этот опросник обрабатывается достаточно просто. Ответам испытуемого приписываются следующие баллы: всегда — 4, часто — 3, иногда — 2, никогда — 1. Ключ для из­мерения выраженности одиночества такой:

12-16 баллов — человек не переживает сейчас оди­ночество;

17-27 баллов — неглубокое переживание возможно­го одиночества;

28-38 — глубокое переживание актуального одино­чества;

124

39-48 — очень глубокое переживание одиночества, погруженность в это состояние.

Задание для самостоятельной работы

Опираясь на вышеизложенный материал, подбери­те ключ и опроснику, который позволил бы предполагать вид переживаемого одиночества.

Дальнейшие исследования позволили нам расши­рить опросник до 30 пунктов, сохранив при этом измери­тельную шкалу. Отметим, что корреляции результатов по двум опросникам достаточно высокие, поэтому они оба могут применяться без каких-либо потерь. Конечно, для определения вида состояния одиночества предпочти­телен второй опросник, но если такая задача не стоит пе­ред исследователем, то вполне достаточно первого, более короткого.

Диагностический опросник «Одиночество»

Инструкция: Вам предлагается 30 вопросов или ут­верждений и 2 варианта ответов на них. Выберете тот, ко­торый наиболее соответствует Вашему представлению о себе.

  Вопросы Вари отв да анты етов нет
1 Думаете ли Вы о том, что никто не знает Вас по-настоящему?    
2 Испытываете ли Вы в последнее время недостаток в дружеском общении?    
3 Думаете ли Вы о том, что близкие и друзья не очень-то беспокоятся о Вас?    
4 У Вас возникает мысль о том, что по-настоящему Вы никому не нужны? (легко справятся и без Вас)?    

125

 

Вопросы Bapi отв да танты етов нет
5 Опасаетесь ли Вы показаться навязчивым со своими откровениями?    
6 Кажется ли Вам, что Ваша смерть не принесет особых страданий близким и друзьям?    
7 Есть ли в Вашей жизни люди, с которыми Вы чувствуете себя «своим»?    
8 Бывает ли так, что Вы испытываете противопо­ложные чувства по отношению к одному и тому же человеку?    
9 Ваши чувства носят порой экстримальный характер?    
10 Бывает ли у Вас ощущение, что вы «не от мира сего», все у Вас не так, как у других?    
11 Вы больше стремитесь к своим друзьям, чем они к Вам?    
12 Считаете ли Вы, что больше отдаете людям, чем получаете от них?    
13 У Вас хватает душевных сил истинно глубоко сопереживать другому человеку?    
14 Находите ли Вы средства в полной мере выразить свое сопереживание страдающему?    
15 Захватывает ли Вас переживание (тоска, сожа­ление, боль, раскаяние) о чем-то безвозвратно ушедшем?    
16 Замечаете ли Вы, что люди почему-то сторо­нятся Вас?    
17 Трудно ли Вам простить себя за слабость, ошибку, оплошность?    
18 Хотелось бы Вам как-то изменить себя?    
19 Считаете ли Вы нужным что-то менять в соей жизни?    

126

 

Вопросы Вари отв< да анты ■:тов нет
20 Чувствуете ли Вы достаточный резерв сил, что­бы самостоятельно изменить свою жизнь к луч­шему?    
21 Испытываете ли Вы перегруженность поверх­ностными социальными контактами?    
22 Чувствуете ли Вы, что другие люди понимают, что Вы отличаетесь от них и в общем-то -«чужой»?    
23 Ваше настроение, состояние зависит от настро­ения, состояния, поведения других людей?    
24 Вам нравится быть наедине с собой?    
25 Когда Вы чувствуете, что не нравитесь кому-то, стремитесь ли изменить о себе мнение?    
26 Стремитесь ли Вы к тому, чтобы все и всегда Вас правильно понимали?    
27 Считаете ли Вы, что хорошо знаете свои при­вычки, особенности, склонности?    
28 Бывает ли так, что Вы сами себя удивляете неожиданным поступком (реакцией, словом)?    
29 Случается ли так, что Вы не можете установить устраивающие Вас отношения?    
30 Было ли когда-нибудь так, что Вы чувствовали себя полностью принятым, понятым?    

Этот опросник предназначен для определения и глубины переживания одиночества, и его вида.

Задание для самостоятельной работы

Разработайте свой вариант ключа к опроснику, учи­тывая описания видов состояния одиночества и их прояв­ления. Сначала попытайтесь просто определить наличие

127

переживания одиночества. Затем по нижеследующей форме попробуйте подобрать ключ к определению вида этого состояния.

Итак, вид состояния одиночества может быть опре­делен с помощью опросника, диагностической беседы

и результатов анамнеза.

Особенности эксперимента и наших испытуемых предоставляли возможность для разработки и валидиза-ции проективных методик, исследующих состояние оди­ночества. Мы просили доступными средствами изобра­зить на листе бумаги свое состояние. С одной стороны, это давало уникальный материал для психологической и пси­хотерапевтической работы, с другой — представляло науч­ный интерес с точки зрения субъективного отображения состояния одиночества. Кроме того, выражение, материа­лизация, наглядное представление своего состояния ка­ким-то знаковым, невербальным способом несомненно имеет психотерапевтическое значение, так как человек приобретает возможность увидеть как бы «со стороны» то, что он испытывает (причем в своем собственном ис­полнении).

Это давало возможность отделить свои чувст­ва от себя как их предмета, то есть не отождествлять свое «Я» со своим состоянием. Конечно, эффект такого разве­дения не всегда достигался легко, но со временем все на­ши клиенты приходили к убеждению, что их собственное «Я» богаче, разнообразнее и полнее, чем переживаемое ими одиночество. В любом случае разделение своего «Я»

и своего одиночества (даже при глубокой погруженности в это состояние) представляло собой необходимый этап в психологической работе.

Естественно, что вслед за получением рисунков, у исследователя сразу возникает вопрос, как их интерпре­тировать. Отметим, что здесь, так же как и во многих дру­гих проективных техниках, можно выделить конкретные и смысловые признаки для интерпретации. Ввиду того что мы имеем дело с психическим состоянием и просим человека нарисовать то, что он переживает, необходимо учитывать прямоту поставленной перед испытуемым (клиентом) задачи. Поэтому смысловой контекст пережи­вания, отраженный в рисунках, несомненно, будет прева­лировать над конкретными признаками, например, таки­ми, как штриховка, нажим, цвет и прочее. Тем не менее, мы имеем возможность сделать обобщения результатов применения этой техники на основании обработки более двух тысяч рисунков.

Для отчуждающего одиночества характерно рисова­ние четко выделенной из остального содержания одино­кой фигуры. Это может быть человек, дерево, лист, геоме­трическая фигура и т. д. Обычно такая фигура имеет чет­кие очертания и, нередко, черту ограждения от остального фона. Чаще всего она расположена в нижней части лис­та — слева или справа, реже — по центру17.

При диффузном одиночестве, напротив, четко вы­деленной фигуры, как правило, нет. Здесь рисунки харак­теризует обилие деталей или их сложность, например, ок­на многоэтажных домов и сами здания. Очень часто изоб­ражается дерево с падающими листьями, причем один их них чем-то выделяется, обычно цветом или размером. Ча­сто можно встретить рисунки толпы и слегка выделенно-

17 Интерпретация положения рисунка на листе предложена далее в пара­графе «Интегральная графическая диагностика».

 

128

ЮЗак. 44

129

го серого человечка в ней. Нередко рисуется сложная гео­метрическая фигура, неподдающаяся какому-то определе­нию, а вокруг нее другие фигуры, более или менее четкие и знакомые — эллипсы, прямоугольники, многоугольники и т. д. Иногда мы видим просто обилие цветовых пятен или концентрические круги. Здесь же встречается изобра­жение маски или, что чаще, масок.

Рисунки диссоциированного одиночества делятся на две группы. Первая удивительным образом сочетает в себе характеристики двух предыдущих видов. Это мо­жет быть четкая фигура и множество деталей, ее повторя­ющих или каких-либо других. Отличает эти рисунки оби­лие цвета и форм. Вторая же группа в большей степени от­ражает не содержание переживания, а его суть. Обычно это либо просто спираль, либо смерч, закрученный в спи­раль Часто смерч уносит маленького человечка, который не в силах ему противостоять. Вместо человека может быть птица или все тот же лист.

Краткое описание рисуночной диагностики не ума­ляет ее ценности. Желательно, чтобы человек нарисовал свое переживание, подобрал соответствующие ему ассо­циации, образы и т. д. Отметим, что в рисунках отчуждаю­щего и диффузного одиночества достаточно четко просле­живается связь с описанием генезиса этих видов. В случае диссоциированного одиночества, как правило, бывает не один рисунок, и везде на первый план выступает «беспо­мощность человека перед стихией собственной душевной жизни»18.

Интересно отметить, что П. Я. Гальперин, чьи сло­ва мы здесь привели, говорил об этой беспомощности, рассуждая о предмете психологии, а именно — об уклон­чивом к нему отношении. Человек, переживающий дис­социированное одиночество, также весьма уклончиво от-

‘ См. Гальперин П. Я. Введение в психологию.

носится к своему предмету. Даже слишком уклончиво -от максимума до максимума. Проведенная параллель не представляется хоть сколько-нибудь натянутой. Дейст­вительно, предмет требует достаточно четкого к себе от­ношения, в том числе и определения. Если же этого не происходит, то стихия душевной жизни становится не­управляемой и непреодолимой. Кроме того, незнание предмета (изучения или своих чувств) и неумение отде­лять себя от него свидетельствуют о неосознанности то­го, что человек делает с этим предметом. Осознание все­гда предполагает разделение предмета и своего субъек­тивного отношения к нему. Мы вновь об этом вспомним, когда будем говорить о терапии разных видов состояния одиночества.

В заключение хотелось бы привести некоторые ста­тистически подтвержденные результаты наших исследо­ваний личностных черт и особенностей людей, пережива­ющих разные виды одиночества.

Итак, людей переживающих диффузное одиноче­ ство, отличает подозрительность в межличностных отно­шениях и сочетание противоречащих личностных и пове­денческих характеристик: сопротивление и приспособле­ние в конфликтах; наличие всех уровней эмпатии; возбудимость, тревожность и эмотивность характера, коммуникативная направленность. Во многом такое про­тиворечие объясняется идентификацией человека с раз­ными объектами (людьми), обладающими, естественно, разными психологическими особенностями. Напомним, что в состоянии острого переживания диффузного одино­чества человек стремится к другим людям, надеясь найти в общении с ними подтверждение собственного бытия, своей значимости. Это не удается, потому что человек не общается в собственном смысле, не делится своим, не об­менивается, а лишь примеривает на себя личину другого,

 

130

131

то есть отождествляется с ним, становясь как бы живым зеркалом. Такие люди очень остро реагируют на стрессы, выбирая стратегию поиска сочувствия и поддержки. Ин­туитивно предчувствуя свое истинное, экзистенциальное одиночество, человек испытывает колоссальный страх. Он пытается «убежать» от этого ужаса к людям и выбира­ет ту стратегию взаимодействия с ними, которая, по его мнению, обеспечит ему хотя бы временное принятие — идентификацию. Он демонстрирует абсолютное согласие с мнениями, принципами, моралью, интересами того, с кем коммуницирует. По сути, человек начинает жить психическими ресурсами объекта идентификации, то есть существовать за счет другого. Стремясь к истинному че­ловеческому общению, он действует так, что не оставляет себе не малейшего шанса осуществить данное стремление. Следствием этого, конечно, является жесточайшее пере­живание одиночества, наполненное страхом, разочарова­нием и ощущением бессмысленности своего существова­ния. При успешной терапии данного состояния личност­ные характеристики клиентов меняются в сторону гармонизации и согласованности.

Отчуждающее одиночество проявляется в возбу­димости, тревожности, циклотимности характера, низкой эмпатии, противоборстве в конфликтах, выраженной не­способности к сотрудничеству, подозрительности и зави­симости в межличностных отношениях. Коротко повто­рим особенности данного состояния одиночества.

Следствием преобладания в личности тенденции к обособлению является отчуждение человека от других людей, норм и ценностей, принятых в обществе, мира в целом. При этом наблюдается потеря значимых связей и контактов, интимности, приватности в общении, спо­собности к единению. Человек чувствует себя покинутым, потерянным, заброшенным в чуждый и непонятный ему

мир. Он не может уже найти необходимый отклик и пони­мание. Осознание невозможности быть выслушанным, понятым, принятым зачастую приводит к убеждению в собственной ненужности, неинтересности. Когда мысль об этом овладевает сознанием, теряется интерес к жизни вообще. Человек оценивает свое бытие как оторванное от себя. Его жизнь протекает будто во сне, и он неосознанно отвечает ей тем, что сумел выделить в ней и акцентиро­вать: отверженностью, неприятием, небрежением. Подоб­ное отношение к жизни делает ее столь невыносимой, что нередко возникают мысли о самоубийстве. Обычно мы наблюдаем у таких людей недоверие, подозрительность, приписывание другим плохих намерений, тоску, депрес­сию, реже — тревогу. Это неудивительно, если понять, что человек находится в состоянии одиночества осознанного, не имея возможности с кем-то поделиться, потому что ря­дом, по его представлениям, нет никого, способного вы­слушать и понять. Термин «отчуждающее» предполагает протяженность процесса и состояния во времени, с одной стороны, с другой — двусторонний характер отчуждения, то есть со временем объекты отчуждения становятся его субъектами и сами проявляют это по отношению к чело­веку, переживающему такой вид одиночества.

Следующий вид одиночества — диссоциирован­ ное — представляет собой наиболее сложное состояние, как по переживаниям, так и по происхождению и прояв­лениям. Генезис его определяется ярко выраженными процессами идентификации и отчуждения и резкой их сменой по отношению даже к одним и тем же людям. Сна­чала человек отождествляет себя с другим, принимая его образ жизни и следуя ему, безгранично доверяет «как са­мому себе». Именно это «как самому себе» составляет ос­нову для понимания психологического генезиса данного состояния. После полной идентификации следует резкое

 

132

133

отчуждение от того же объекта, что отражает истинное от­ношение человека к самому себе. Одни стороны своей личности принимаются человеком, другие — категоричес­ки отвергаются. Как только проекция этих отверженных качеств находит свое отражение в объекте идентифика­ции, последний сразу же отвергается весь целиком, то есть происходит резкое и безоговорочное отчуждение. Чувство одиночества при этом острое, четкое, осознаваемое, болез­ненное.

Диссоциированное одиночество выражается в тре­вожности, возбудимости и демонстративное™ характера, противоборстве в конфликтах, личной направленности, сочетании высокой и низкой эмпатии (при отсутствии среднего уровня), эгоистичности и подчиняемости в меж­личностных отношениях, что, безусловно, является про­тивоположными тенденциями.

Субъективно позитивный вид одиночества — управ­ ляемое одиночество, или уединенность, представляет со­бой вариант переживания психологической отдельности, собственной индивидуальности, который личностно обусловлен оптимальным соотношением результатов про­цессов идентификации и обособления. Это динамическое равновесие можно рассматривать как одно из проявлений психологической устойчивости личности относительно воздействий социума.

3.3. Исследование содержания переживания одиночества

Возвращаясь к диагностике одиночества, подчерк­нем, что выбор средств измерения этого сложного фено­мена должен определяться целями исследователя или консультанта. Если речь идет о психологической помощи, то главным здесь оказывается не столько знание глубины и вида переживания одиночества, сколько — содержания

134

этого переживания. Безусловно, психолог расспросит клиента об этом, но не всегда последний сможет подо­брать нужные и верные слова для описания своей боли, тем более, четко выразить свои ожидания и свое видение разрешения или дальнейшего развития ситуации. В боль­шинстве таких случаев хорошим инструментом исследо­вания содержания переживания одиночества и субъек­тивного видения собственных перспектив является инте­гральная графическая диагностика (ИГД).

Эта методика дает наиболее полную картину того, что происходит с нашим клиентом, и, крометого, его соб­ственное видение путей разрешения проблемной ситуа­ции. ИГД была создана в период проведения эксперимен­тальной работы с людьми, переживающими одиночество. Конечно, она может и должна использоваться не только с данной категорией клиентов, так как удобна в исполне­нии и очень информативна по содержанию. По сути, ИГД является проективной техникой диагностики психичес­кого состояния человека одновременно с выявлением ос­новного содержания психотравмирующей ситуации, вы­раженного в аллегорической форме. Методика состоит из трех этапов и, в зависимости от целей диагностики, может быть завершена на любом из них. Применяя ИГД, можно раскрыть субъективное видение клиентом диспозиций участников затянувшегося конфликта, их взаимоотноше­ния, собственную роль, актуальное состояние проблемы и генеральную тенденцию выхода из нее.

В качестве примера мы рассмотрим случай терапии диффузного одиночества.

Отметим, что ИГД — профессиональная клиничес­кая методика, предназначенная только для психологов и психотерапевтов, она может быть использована во мно­гих направлениях психоконсультационной и психотера­певтической практики. Методику можно применять в ра-

135

 

боте с самыми разными возрастными и проблемными ка­тегориями клиентов.

Для освоения методики вам необходимо проделать ее самостоятельно на практическом занятии.

Практическая работа № 2