Уединенность как субъективно позитивный вид одиночества выведена нами на основании ряда теоретических посылок А. Маслоу и других зарубежных и отечественных исследователей, анализа биографий некоторый выдающихся ученых, писателей, художников, музыкантов, а также собственных наблюдений.
В основе трактовки уединенности лежит теория самоактуализации личности, некоторые положения о психологической устойчивости личности, представления о роли одиночества в жизни человека, сложившиеся в русской философии XIX века. Условием генезиса
и проявления уединенности является психологическая устойчивость личности, соединенная с выраженной тенденцией к самоактуализации. Действие механизмов идентификации и обособления в данном случае носит оптимально сбалансированный характер, «ход» маятника легок и свободен. Мы полагаем, что этот вид одиночества может являться как результатом успешной терапии диффузного, отчуждающего и диссоциированного одиночества, так и самостоятельно выработанной жизненной стратегией. В первом случае стратегия психологической помощи заключается в формировании психологической устойчивости, что невозможно без тенденции личности к самоактуализации. Во втором случае мы можем наблюдать психологически устойчивую личность, активно стремящуюся к собственной самоактуализации. Уединенность — это благоприятное состояние субъективно принимаемого одиночества. Диапазон «нормы» и существования одиночества задан условными границами проявления уединенности. Далее располагаются пограничные состояния диффузного, отчуждающего или диссоциированного видов одиночества, за которыми наступает уже патологическое состояние — клиническая форма одиночества.
Таким образом, рассматривая феномен одиночества в его целостности, протяженности, континууме, мы выделяем его позитивные и негативные воздействия на личность и исследуем причины таковых. Основной причиной, определяющей характер воздействия одиночества на человека и его жизнь в целом, выступают особенности внутриличностного генезиса этого психического явления. Отчуждающее, диффузное, диссоциированное и, конечно, клинические формы одиночества оказывают негативное влияние. Уединенность является необходимой составляющей самопознания, самоопределения
Одиночество: изоляция или уединение?
... нашей работы, потому что в ней указывается направление поисков путей возрождения личности, противостояния одиночеству. Одиночество - такое понятие, реальный смысл которого, кажется, отчетливо предстает перед каждым ... которые у него остались.одиночество уединение страх неизвестность Наиболее предметно, феномен «одиночества» стал изучаться в советское время. О нем заговорили в молодежных журналах, ...
106
т
107
и личностного роста человека, то есть оказывает позитивное, конструктивное воздействие на психику. Вопрос о характере и детерминантах генезиса одиночества является многоаспектным и требует, конечно, дальнейших научных исследований.
Резюмируя вышесказанное, можно сделать следующие обобщения.
1. Одиночество как психическое явление может
присутствовать во всех сферах поведения и жизнедея
тельности человека. Многообразие форм и причин одино
чества обусловливает высокую вариативность его прояв
ления и влияния в индивидуальном психическом прост
ранстве.
2. Одиночество как психическое состояние имеет
четыре основных вида: отчуждающее, диффузное, диссо
циированное и уединенность, которые обусловлены раз
личным соотношением в личности механизмов иденти
фикации и обособления.
3. Возникновение диффузного одиночества обус
ловлено преимущественным действием механизмов иден
тификации в психологической структуре личности, поте
рей собственного «Я», то есть отчуждением от самого себя.
4. Возникновение отчуждающего одиночества
обусловлено доминированием в личности механизмов
обособления, результатом действия которых является от
чуждение от других людей, норм и ценностей, принятых
обществом, от себя самого и, наконец, от жизни в целом.
5. Диссоциированное одиночество сопряжено
с максимальной степенью выраженности в личности про
цессов идентификации и обособления и резкой их сменой
друг относительно друга. Результатом этого выступает ис
кажение образа своего «Я» и нервно-психическое истоще
ние человека.
6. Как позитивная форма одиночества может быть
рассмотрена способность человека к уединению, то есть
субъективно желаемая уединенность. Она характеризует
ся оптимальным соотношением процессов идентифика
ции и обособления в индивидуальном психическом про
странстве человека.
7. Как пограничные или патологические состояния
могут быть рассмотрены клинические формы одиночест
ва, генезис которых связан либо с углублением негатив
ных видов, либо с ранее имеющейся психической патоло
гией.
Задания для самостоятельной работы
1. Заполните следующую таблицу.
Причины возникновения негативных видов одиночества
Отчуждающее |
Диффузное |
Диссоциированное |
||||
|
|
|
||||
2. Заполните следующую таблицу. Проявления различных видов одиночества |
||||||
Отчуждающее |
Диффузное |
Диссоциированное |
Клинические формы |
Уединенность | ||
|
|
|||||
3. Возможны ли, на ваш взгляд, взаимоотношения между людьми, переживающими разные виды одиночества? Какие особенности будут иметь такие отношения:
а) между человеком, переживающим отчуждающее одиночество, и человеком, испытывающим диффузное одиночество?
108
109
б) между человеком, переживающим диффузное
одиночество, и человеком, испытывающим дис
социированное одиночество?
в) между человеком, переживающим отчуждающее
одиночество, и человеком, испытывающим дис
социированное одиночество?
4. Какими особенностями обладают объекты иденти
фикации людей, переживающих диффузное одиночество?
5. Дайте характеристику объектам идентификации
тех, кто испытывает диссоциированное одиночество.
6. Проведете сравнение психологических осо
бенностей субъектов диффузного одиночества и объек
тов идентификации диссоциированного одиночества.
Для удобства такого сравнения заполните следующую
таблицу.
I [сихол. особенности |
Категория |
|
Субъекты диффузного одиночества | Объекты идентификации диссоциированного одиночества | |
7. Чем могут быть обусловлены клинические фор
мы одиночества? Сколько клинических форм одиночест
ва можно ожидать согласно рассмотренной концепции ге
незиса этого психического состояния?
8. При каких личностных сочетаниях идентифика
ции и обособления становится возможным проявление
одиночества как субъективно позитивного психического
состояния?
9. Дайте характеристику уединенности как пози
тивному виду одиночества.
Глава 3
Психодиагностика одиночества
3.1. Обзор зарубежных методик, диагностирующих одиночество
Обзор методик, диагностирующих одиночество, мы начнем с зарубежных, так как хронологически они были первыми. Наиболее полный обзор таких методик был проведен Дэниелом Расселом в статье «Измерение одиночества». В частности, он отмечает, что, начиная обсуждать проблему измерения одиночества, исследователи подчеркивают два пункта:
1) малое количество эмпирических исследований
одиночества;
2) отсутствие адекватного измерительного инстру
мента этого важного и сложного явления.
Положение стало меняться в середине 70-х годов. Это связано как с увеличением эмпирических исследований одиночества, в числе которых можно отметить серьезные, масштабные исследования под руководством Д. Рассела, проведенные на больших выборках самых разных категорий людей.
Измерения одиночества можно условно разделить на два концептуально разных подхода: одномерный и многомерный.
Одномерный подход характеризует одиночество как единое, «монолитное» явление, свойственное самым
ПО
11:
разным категориям людей. Одиночество одного отличается от одиночества другого в большей степени по интенсивности переживания, чем по его содержанию. Другими словами, одномерный подход предполагает сходство тем переживания одиночества. Поэтому одна и та же шкала должна обнаружить одиночество у самых разных людей, например, у студента-новичка и овдовевшего пенсионера.
Наиболее ранняя система измерения одиночества в русле данного подхода принадлежит П. Д. Эдди. По форме это опросник, состоящий из 24 пунктов, разработанный и реализованный в 1961 году. Наиболее часто в качестве примера приводят два утверждения этого опросника: «Я чувствую себя покинутым» и «Я испытываю чувство пустоты». Испытуемые пользовались предложенными формулировками, описывая самих себя. В то же время с помощью этой же методики по модифицированным инструкциям Эдди получал данные о представлении респондентов о том, как их воспринимают другие и какими им хотелось бы быть в идеале. Эдди выявил вполне устойчивые корреляции между шкалой оценок своего одиночества и различиями между реальной и идеальной самооценкой. Отметим, что зависимости между одиночеством и социометрическим статусом выявить не удалось.
В 1964 году Сизенвейн была создана шкала измерения одиночества, во многом основанная на работах П. Д. Эдди. Сизенвейн ввел дополнительные формулировки для описания одиночества, что нашло свое выражение в 75 пунктах шкалы с разбросом ответов по четырем вариантам: часто, иногда, редко, никогда. Понятно, что вариативность ответов и большее количество утверждений сделали измерение одиночества более надежными.
Сизенвейн выделил так называемую единую шкалу одиночества, состоящую из шести пунктов. Опорные формулировки этой шкалы варьировались от «Я самый одинокий человек из всех, кого я знаю» до «Я никогда не чувствую себя одиноким».
Последующие исследования позволили обнаружить довольно интересные факты. Например, люди, считающие себя одинокими, по системе измерения Сезинвейна оказались более враждебны и наиболее инертны в межличностном общении. Вспоминая свое прошлое, они отмечали, что их образ жизни был уединенным и они имели мало друзей. В социальном отношении интересно отметить тот факт, что родители этих респондентов имели сравнительно небольшие доходы. Кроме того, Сизенвейн изучал расхождения между собственными описаниями одиночества и оценками одиночества испытуемого, сделанными другими людьми. Устойчивых результатов обнаружить не удалось.
Третья система измерения одиночества была создана Брэдли в 1969 году. Она состояла из 38 пунктов, описывающих и само чувство одиночества, и принадлежность к какой-либо социальной группе. Эти пункты включают отрицательные формулировки типа: «Мне не на кого рассчитывать, кроме себя», измеряющие одиночество, и положительные, например: «У меня есть друзья, которые меня понимают». Испытуемые используют шкалу ответов из шести пунктов. Эта система измерения имеет хорошую внутреннюю устойчивость. Сама Брэдли обнаружила корреляты между одиночеством и шкалой D MMPI — тревога и депрессия. Другие корреляционные исследования обнаружили связь одиночества с тревогой, расхождением в идеальной самооценке, у алкоголиков — с социальной желательностью.
Шкала для диагностики хронического или долговременного одиночества была создана Янгом в 1979 году.
112
113
По форме это опросник, состоящий из 18 утверждений, шкала ответов которого содержала по четыре пункта. Янг больше внимания уделял соотношению актуального и длительного одиночества. Необходимо отметить, что это соотношение не превышало 0,47-0,55, что говорит в пользу трактовки одиночества как психического состояния, имеющего не только разную глубину, но и ограниченный диапазон времени.
В 1982 году Пелутциан и Эллисон разработали сокращенный вариант измерения одиночества — шкалу, состоящую из семи пунктов. Три из них состоят из негативных формулировок, например: «Я чувствую, что эмоционально отдаляюсь от людей», а четыре — из позитивных, отрицающих одиночество, типа: «У меня столько близких отношений, сколько мне хочется». Отметим, что в двух пунктах респондентов просили прямо ответить, одиноки ли они, например: «Я чувствую, что одинок». Шкала ответов состояла из четырех пунктов, от «никогда» до «часто». По данным этих исследователей, существует связь между баллами одиночества и описанием душевного и экзистенциального благополучия, а также социальной значимостью и самоуважением.
Следующая система измерения одиночества, опубликованная в 1984 году, принадлежит К. Рубинстайн и Ф. Шейверу. Они усовершенствовали критерии для выявления одиночества и разработали шкалу из восьми пунктов. Каждый из этих пунктов имеет свою шкалу ответов от четырех до семи вариантов. Данную шкалу измерения одиночества характеризует высокая контент-валид-ность. Баллы по одиночеству коррелируют с невысоким уровнем самоуважения и проблемами со здоровьем (как их представляют сами испытуемые).
Заканчивая обзор одномерных систем диагностики одиночества, отметим, что в большинстве своем они до-
статочно достоверны, но эта достоверность не может быть перенесена на их переводные, неадаптированные варианты. Применение таких переводов не дает сколько-нибудь достоверных результатов в диагностике состояния одиночества.
Для одномерного подхода в измерении одиночества характерно стремление избежать прямого признания одиночества. Включение же вопросов типа «Одиноки ли Вы?» проводится с целью определения валидности шкал. Тенденция к исключению прямых вопросов об одиночестве и ориентировка на эмоции и состояния, связанные с ним, помогает замаскировать то, что измеряется, тем самым уменьшая воздействие на ответы социальной желательности.
Многомерный подход опирается на понимание этого явления как многогранного, которое нельзя свести к единой мерке глобального одиночества.
Самой ранней из многомерных шкал одиночества была система измерения Бельшер, которая в 1973 году модифицировала шкалу Брэдли. Бельшер полагала, что шкала Брэдли измеряет только психологические аспекты одиночества, и для того, чтобы изучить и социологические его аспекты, она добавила пункты из ранее созданных систем исследования отчуждения и аномии. В итоге получилось 60 пунктов, каждый их которых имел шесть вариантов ответов. Сотрудники Бельшер, проанализировав методику, обнаружили восемь частично совпадающих друг с другом факторов: отчуждение, аномия, разрыв с близким человеком, экзистенциальное одиночество, тревога, депрессия, патологическое одиночество и развод.
В 1976 году Шмидт разработала дифференциальную шкалу одиночества, в которой она предприняла попытку определить степень этого чувства в рамках четырех типов отношений: дружеских, семейных, романтичес-
114
115
ки-сексуальных и социальных. Шмидт создала две формы своей шкалы: юношескую и взрослую. Обе формы состоят из 60 пунктов и касаются всех четырех типов отношений. Формулировки выражены в позитивном и негативном аспектах. Проведенный факторный анализ показал, что самые значительные результаты относились как раз к семейным, романтически-сексуальным отношениям и дружбе, что подтвердило правильность выделения Шмидт именно этих типов отношений.
Еще одна многомерная шкала была создана Джонг Гирвельд и ее сотрудниками в 1978 году. В основу данной системы измерения легла гипотеза о существовании четырех ее компонентов: типы недостающих отношений, механизмы и приспособления защиты, будущие перспективы одиночества и способность личности решать проблему одиночества. Эта шкала содержала 38 пунктов, каждый из которых измерялся по своим параметрам. Джонг Гирвельд выявила значимые корреляции между своей шкалой одиночества и одномерным самоопределением, а также оценкой одиночества, данной близким другом.
Наиболее популярной является шкала одиночества UCLA (Калифорнийского университета), разработанная Расселом и его сотрудниками. Он отмечает, что, когда создавалась эта шкала, не было опубликовано ни одного исследования других авторов, работающих над проблемой измерения одиночества. Сам Рассел относит свою систему к одномерным, то есть глобальным измерениям одиночества. Рассел не раз модифицировал свою шкалу, учитывая результаты не только собственных исследований одиночества, но и данные других авторов. Окончательный вариант был предложен в 1980 году. Эта шкала состоит из 20 пунктов, оцениваемых испытуемым по четырем параметрам: никогда, редко, иногда, часто. Десять пунктов
шкалы сформулированы в позитивном контексте и десять — в негативном. Рассел отмечает, что адекватность его шкалы многократно была подтверждена на самых разных выборках взрослых и пожилых людей, а также студенческой молодежи.
Задания для самостоятельной работы
1. Какие подходы в измерении одиночества выде
ляет Д. Рассел?
2. Заполните таблицу.
Измерения одиночества в зарубежной психологии
Автор | Подход | Вид измерительного инструмента | Кол-во пунктов |
3.2. Авторские диагностические разработки
Разработка наших измерительных инструментов одиночества состояла из нескольких этапов. Вначале было проведено пилотажное исследование, включающее три этапа.
Первый этап — социологический — заключался в опросе 200 взрослых людей по заранее составленной схеме. Целью такого опроса являлось получение содержательной информации для описания феномена одиночества. Сначала человеку предлагалось ответить на три вопроса:
1. Что, на Ваш взгляд, означает понятие «одино
чество»?
2. По каким признакам Вы могли бы судить об оди
ночестве конкретного человека?
3. Испытывали ли Вы сами когда-нибудь одино
чество?
116
117
В том случае, если на последний вопрос давался утвердительный ответ, следовали еще три вопроса:
4. Какую оценку Вы могли бы дать состоянию оди
ночества?
5. Что помогло Вам выйти из этого состояния?
6. Какой опыт Вы приобрели, испытав одиночест
во?
В опросе принимали участие преподаватели высшей и средней школ, психологи, работники искусства, инженеры, врачи.
Целью второго этапа — психологического — было построение прототипа личности, переживающей состояние одиночества. Результаты социологического опроса послужили первичным материалом для такой работы.
На этом этапе проводилась групповая работа с психологами-консультантами и консультантами телефона экстренной психологической помощи (ТЭПП).
В начале такой работы каждому участнику индивидуально было предложено описать образ человека, переживающего состояние одиночества. Описание могло быть сделано в любой форме — текстовой, графической, ассоциативной, комбинированной. Затем шло обсуждение, на котором участники имели возможность поделиться с группой своими представлениями об одиночестве и объединиться в микрогруппы для дальнейшей работы. Перед микрогруппой стояла задача составить психологический портрет человека, переживающего одиночество. Поскольку участниками групповой работы были специалисты, профессионально работающие с людьми, зачастую находящимися в состоянии острого стресса, мы сочли возможным поставить перед ними такую непростую задачу. Телефон экстренной психологической помощи часто необходим человеку, находящемуся в состоянии одиночества. В момент обращения на
118
ТЭПП ему действительно не с кем больше поговорить: то ли в силу каких-то обстоятельств, то ли по сугубо личным причинам10.
В составлении портрета допускались как предположения психологов об особенностях личностных черт и характеристик, так и рекомендации (с обоснованием) по использованию конкретных диагностических методик в работе с людьми, переживающими состояние одиночества.
Третий этап работы проблемной тематической группы представлял собой шеринг, рассчитанный на 1,5-2 часа. Здесь представлялись составленные портреты, вносились коррективы и обсуждались следующие вопросы: что такое одиночество (чувство, состояние, потребность, направленность и т. д.), каковы критерии одиночества как состояния человека и какой они носят характер (объективный или субъективный), причины состояния одиночества и их характер, виды состояния одиночества (то есть предположительная первичная классификация и ее основания), временные характеристики одиночества (этот вопрос в процессе обсуждения вошел в предыдущий ), нормативные границы состояния одиночества (вопрос также обсуждался в рамках построения первичной классификации), возможные методы и формы психологической работы с одинокими людьми. С согласия участников группы, их мнения фиксировались тренером и получили в исследовании некоторые обобщения.
Вопрос о критериях состояния одиночества представлял для нас особый интерес и значимость, так как в экспериментальной группе (ЭГ) мы работали с теми
№ Обращения за помощью по телефону доверия нередко имеет продолжение: 30 % наших клиентов, первоначально обратившихся на ТЭИП, после проведенной работы пришли к психологу на очную консультацию.
119
людьми, которые уже определили одиночество как свою основную психологическую проблему. Мы не считали нужным (а по этическим соображениям и не могли) сомневаться в искренности человека, обратившегося за профессиональной помощью и поддержкой, поэтому самодиагноз «одиночество» принимался как данность и материал для психологической работы.
В психологической литературе, посвященной проблеме одиночества, мы не встретили описания подобного состава испытуемых. Обычно используется «шкала одиночества», опрос по которой проводится на случайной выборке людей (чаще студентов или слушателей).
Преимущество нашего исследования заключается в том, что выборка представляет собой психологически достаточно однородную группу: во-первых, все испытуемые на момент обращения находились в состоянии одиночества, во-вторых, это люди одной возрастной категории, в-третьих, — что выяснилось в ходе эксперимента, — это люди с высшим образованием (96,8 %) или получающие его (3,2 %).
Среди них — научные сотрудники, экономисты, инженеры, педагоги, медики. Многие (36 %), в связи со сложной экономической ситуацией, не работают в данный момент по своей основной специальности.
Убежденность в необходимости научного исследования феномена одиночества, выступающего как психическое состояние, привела нас к решению продолжить пилотажное исследование. В третьем этапе приняли участие только специалисты-психотерапевты и психологи, имеющие стаж консультационной или психотерапевтической работы не менее одного года. Всего в такой работе приняло участие 55 человек. Им было предложено ответить на два следующих вопроса.
1. Какие, на Ваш взгляд, существуют критерии то
го, что взрослый человек испытывает состояние одиноче
ства?
2. Могли бы Вы предложить методики, с помощью
которых можно диагностировать эти критерии, то есть со
стояние одиночества?
На основании анализа психологической, философской, художественной литературы, обобщения ответов 55-ти наших респондентов, выделены следующие критерии, проявления, признаки состояния одиночества взрослого человека.
Внешние поведенческие признаки:
1) отсутствие близких отношений с другим челове
ком;
2) отсутствие доверительного общения, когда не
с кем поделиться своим сокровенным и не с кем
посоветоваться;
3) отсутствие друзей, очень ограниченный круг об
щения;
4) отсутствие семьи;
5) чрезмерная суетливость в общении, угодничест
во или, напротив, угрюмость, постоянная закры
тость;
6)сарказм;
7) склонность избегать конфликтные ситуации,
а если это не удается, то проявление неумения
действовать в них конструктивно. Критерии внутреннего состояния:
1) хроническая неудовлетворенность, недовольство
жизнью;
2) чувство потерянности в мире;
3) чувство собственной неполноценности;
120
121
4) ощущение «никому ненужности»;
5) оценка себя как несчастного человека;
6) частые и пессимистические размышления о сво
ей судьбе;
7) неумение жить настоящим, то есть постоянные
мысленные «возвращения» в прошлое, часто
с сожалением типа «если бы…», а также иллюзии
относительно будущего: «если только захочу…».
По определению Дж. Рейноутер, это люди — «со
биратели грез».
Обобщение результатов проведенной работы позволило нам создать шкалу, измеряющую одиночество. По форме это опросник, первоначально состоящий из 12 пунктов, в каждом из которых применялась четырехмерная оценочная шкала: всегда, часто, иногда, никогда. Отметим, что этот опросник лег в основу диагностической беседы, применяемой в ходе психологического консультирования или психотерапии. Диагностическая беседа была разработана как средство получения необходимой информации от клиента в том случае, если он отказывался от заполнения бланка опросника или по каким-либо соображениям его консультант предпочитал такую форму работы. Беседа включала в себя все пункты опросника, но они предлагались клиенту не как вопросы, а как темы для размышления в той последовательности, которая удобна консультанту. В соответствии с конкретной жизненной ситуацией человека, обратившегося за психологической помощью, его видением причин собственного состояния, а также когнитивной оценкой этого состояния мы могли делать заключение об особенностях одиночества данного клиента.
Предлагаем ознакомиться с опросником.
Диагностический опросник «Одиночество»
Инструкция: Вам предлагается 12 вопросов и 4 варианта ответов на них. Выберите тот, который наиболее соответствует Вашему представлению о себе.
№ |
Варианты ответов |
||||
всегда | часто | иногда | никогда | ||
1 | Бывает ли так, что Вы не находите понимания у близких (друзей)? | ||||
2 | Возникает ли у Вас мысль, что по-настоящему Вы никому не нужны? | ||||
3 | Бывает ли у Вас ощущение собственной заброшенности, покинутости в мире? | ||||
4 | Испытываете ли Вы недостаток в дружеском общении? | ||||
5 | Бывает ли у Вас чувство острой тоски по чему-то безвозвратно ушедшему, потерянному навсегда? | ||||
6 | Чувствуете ли Вы перегруженность поверхностными социальными контактами, не дающими возможность истинного человеческого общения? | ||||
7 | Присутствует ли у Вас ощущение собственной зависимости от других людей? |
122
123
№ |
Вопросы |
Варианты ответов |
|||
всегда | часто | иногда | никогда | ||
8 | Способны ли Вы сейчас к истинному сопереживанию горя другого человека? | ||||
9 | Можете ли Вы выразить человеку свое сопереживание, понимание, сочувствие? | ||||
10 | Бывает ли так, что успех или везение другого человека вызывает у Вас чувство своей ущемленности, сожаление по поводу собственных неудач? | ||||
11 | Проявляете ли Вы свою самостоятельность в решении сложных жизненных ситуаций? | ||||
12 | Чувствуете ли Вы в себе достаточный резерв возможностей для того, чтобы самостоятельно решать жизненные задачи? |
Этот опросник обрабатывается достаточно просто. Ответам испытуемого приписываются следующие баллы: всегда — 4, часто — 3, иногда — 2, никогда — 1. Ключ для измерения выраженности одиночества такой:
12-16 баллов — человек не переживает сейчас одиночество;
17-27 баллов — неглубокое переживание возможного одиночества;
28-38 — глубокое переживание актуального одиночества;
124
39-48 — очень глубокое переживание одиночества, погруженность в это состояние.
Задание для самостоятельной работы
Опираясь на вышеизложенный материал, подберите ключ и опроснику, который позволил бы предполагать вид переживаемого одиночества.
Дальнейшие исследования позволили нам расширить опросник до 30 пунктов, сохранив при этом измерительную шкалу. Отметим, что корреляции результатов по двум опросникам достаточно высокие, поэтому они оба могут применяться без каких-либо потерь. Конечно, для определения вида состояния одиночества предпочтителен второй опросник, но если такая задача не стоит перед исследователем, то вполне достаточно первого, более короткого.
Диагностический опросник «Одиночество»
Инструкция: Вам предлагается 30 вопросов или утверждений и 2 варианта ответов на них. Выберете тот, который наиболее соответствует Вашему представлению о себе.
Вопросы | Вари отв да | анты етов нет | |
1 | Думаете ли Вы о том, что никто не знает Вас по-настоящему? | ||
2 | Испытываете ли Вы в последнее время недостаток в дружеском общении? | ||
3 | Думаете ли Вы о том, что близкие и друзья не очень-то беспокоятся о Вас? | ||
4 | У Вас возникает мысль о том, что по-настоящему Вы никому не нужны? (легко справятся и без Вас)? |
125
№ | Вопросы | Bapi отв да | танты етов нет |
5 | Опасаетесь ли Вы показаться навязчивым со своими откровениями? | ||
6 | Кажется ли Вам, что Ваша смерть не принесет особых страданий близким и друзьям? | ||
7 | Есть ли в Вашей жизни люди, с которыми Вы чувствуете себя «своим»? | ||
8 | Бывает ли так, что Вы испытываете противоположные чувства по отношению к одному и тому же человеку? | ||
9 | Ваши чувства носят порой экстримальный характер? | ||
10 | Бывает ли у Вас ощущение, что вы «не от мира сего», все у Вас не так, как у других? | ||
11 | Вы больше стремитесь к своим друзьям, чем они к Вам? | ||
12 | Считаете ли Вы, что больше отдаете людям, чем получаете от них? | ||
13 | У Вас хватает душевных сил истинно глубоко сопереживать другому человеку? | ||
14 | Находите ли Вы средства в полной мере выразить свое сопереживание страдающему? | ||
15 | Захватывает ли Вас переживание (тоска, сожаление, боль, раскаяние) о чем-то безвозвратно ушедшем? | ||
16 | Замечаете ли Вы, что люди почему-то сторонятся Вас? | ||
17 | Трудно ли Вам простить себя за слабость, ошибку, оплошность? | ||
18 | Хотелось бы Вам как-то изменить себя? | ||
19 | Считаете ли Вы нужным что-то менять в соей жизни? |
126
№ | Вопросы | Вари отв< да | анты ■:тов нет |
20 | Чувствуете ли Вы достаточный резерв сил, чтобы самостоятельно изменить свою жизнь к лучшему? | ||
21 | Испытываете ли Вы перегруженность поверхностными социальными контактами? | ||
22 | Чувствуете ли Вы, что другие люди понимают, что Вы отличаетесь от них и в общем-то -«чужой»? | ||
23 | Ваше настроение, состояние зависит от настроения, состояния, поведения других людей? | ||
24 | Вам нравится быть наедине с собой? | ||
25 | Когда Вы чувствуете, что не нравитесь кому-то, стремитесь ли изменить о себе мнение? | ||
26 | Стремитесь ли Вы к тому, чтобы все и всегда Вас правильно понимали? | ||
27 | Считаете ли Вы, что хорошо знаете свои привычки, особенности, склонности? | ||
28 | Бывает ли так, что Вы сами себя удивляете неожиданным поступком (реакцией, словом)? | ||
29 | Случается ли так, что Вы не можете установить устраивающие Вас отношения? | ||
30 | Было ли когда-нибудь так, что Вы чувствовали себя полностью принятым, понятым? |
Этот опросник предназначен для определения и глубины переживания одиночества, и его вида.
Задание для самостоятельной работы
Разработайте свой вариант ключа к опроснику, учитывая описания видов состояния одиночества и их проявления. Сначала попытайтесь просто определить наличие
127
переживания одиночества. Затем по нижеследующей форме попробуйте подобрать ключ к определению вида этого состояния.
Итак, вид состояния одиночества может быть определен с помощью опросника, диагностической беседы
и результатов анамнеза.
Особенности эксперимента и наших испытуемых предоставляли возможность для разработки и валидиза-ции проективных методик, исследующих состояние одиночества. Мы просили доступными средствами изобразить на листе бумаги свое состояние. С одной стороны, это давало уникальный материал для психологической и психотерапевтической работы, с другой — представляло научный интерес с точки зрения субъективного отображения состояния одиночества. Кроме того, выражение, материализация, наглядное представление своего состояния каким-то знаковым, невербальным способом несомненно имеет психотерапевтическое значение, так как человек приобретает возможность увидеть как бы «со стороны» то, что он испытывает (причем в своем собственном исполнении).
Это давало возможность отделить свои чувства от себя как их предмета, то есть не отождествлять свое «Я» со своим состоянием. Конечно, эффект такого разведения не всегда достигался легко, но со временем все наши клиенты приходили к убеждению, что их собственное «Я» богаче, разнообразнее и полнее, чем переживаемое ими одиночество. В любом случае разделение своего «Я»
и своего одиночества (даже при глубокой погруженности в это состояние) представляло собой необходимый этап в психологической работе.
Естественно, что вслед за получением рисунков, у исследователя сразу возникает вопрос, как их интерпретировать. Отметим, что здесь, так же как и во многих других проективных техниках, можно выделить конкретные и смысловые признаки для интерпретации. Ввиду того что мы имеем дело с психическим состоянием и просим человека нарисовать то, что он переживает, необходимо учитывать прямоту поставленной перед испытуемым (клиентом) задачи. Поэтому смысловой контекст переживания, отраженный в рисунках, несомненно, будет превалировать над конкретными признаками, например, такими, как штриховка, нажим, цвет и прочее. Тем не менее, мы имеем возможность сделать обобщения результатов применения этой техники на основании обработки более двух тысяч рисунков.
Для отчуждающего одиночества характерно рисование четко выделенной из остального содержания одинокой фигуры. Это может быть человек, дерево, лист, геометрическая фигура и т. д. Обычно такая фигура имеет четкие очертания и, нередко, черту ограждения от остального фона. Чаще всего она расположена в нижней части листа — слева или справа, реже — по центру17.
При диффузном одиночестве, напротив, четко выделенной фигуры, как правило, нет. Здесь рисунки характеризует обилие деталей или их сложность, например, окна многоэтажных домов и сами здания. Очень часто изображается дерево с падающими листьями, причем один их них чем-то выделяется, обычно цветом или размером. Часто можно встретить рисунки толпы и слегка выделенно-
17 Интерпретация положения рисунка на листе предложена далее в параграфе «Интегральная графическая диагностика».
128
ЮЗак. 44
129
го серого человечка в ней. Нередко рисуется сложная геометрическая фигура, неподдающаяся какому-то определению, а вокруг нее другие фигуры, более или менее четкие и знакомые — эллипсы, прямоугольники, многоугольники и т. д. Иногда мы видим просто обилие цветовых пятен или концентрические круги. Здесь же встречается изображение маски или, что чаще, масок.
Рисунки диссоциированного одиночества делятся на две группы. Первая удивительным образом сочетает в себе характеристики двух предыдущих видов. Это может быть четкая фигура и множество деталей, ее повторяющих или каких-либо других. Отличает эти рисунки обилие цвета и форм. Вторая же группа в большей степени отражает не содержание переживания, а его суть. Обычно это либо просто спираль, либо смерч, закрученный в спираль Часто смерч уносит маленького человечка, который не в силах ему противостоять. Вместо человека может быть птица или все тот же лист.
Краткое описание рисуночной диагностики не умаляет ее ценности. Желательно, чтобы человек нарисовал свое переживание, подобрал соответствующие ему ассоциации, образы и т. д. Отметим, что в рисунках отчуждающего и диффузного одиночества достаточно четко прослеживается связь с описанием генезиса этих видов. В случае диссоциированного одиночества, как правило, бывает не один рисунок, и везде на первый план выступает «беспомощность человека перед стихией собственной душевной жизни»18.
Интересно отметить, что П. Я. Гальперин, чьи слова мы здесь привели, говорил об этой беспомощности, рассуждая о предмете психологии, а именно — об уклончивом к нему отношении. Человек, переживающий диссоциированное одиночество, также весьма уклончиво от-
‘ См. Гальперин П. Я. Введение в психологию.
носится к своему предмету. Даже слишком уклончиво -от максимума до максимума. Проведенная параллель не представляется хоть сколько-нибудь натянутой. Действительно, предмет требует достаточно четкого к себе отношения, в том числе и определения. Если же этого не происходит, то стихия душевной жизни становится неуправляемой и непреодолимой. Кроме того, незнание предмета (изучения или своих чувств) и неумение отделять себя от него свидетельствуют о неосознанности того, что человек делает с этим предметом. Осознание всегда предполагает разделение предмета и своего субъективного отношения к нему. Мы вновь об этом вспомним, когда будем говорить о терапии разных видов состояния одиночества.
В заключение хотелось бы привести некоторые статистически подтвержденные результаты наших исследований личностных черт и особенностей людей, переживающих разные виды одиночества.
Итак, людей переживающих диффузное одиноче ство, отличает подозрительность в межличностных отношениях и сочетание противоречащих личностных и поведенческих характеристик: сопротивление и приспособление в конфликтах; наличие всех уровней эмпатии; возбудимость, тревожность и эмотивность характера, коммуникативная направленность. Во многом такое противоречие объясняется идентификацией человека с разными объектами (людьми), обладающими, естественно, разными психологическими особенностями. Напомним, что в состоянии острого переживания диффузного одиночества человек стремится к другим людям, надеясь найти в общении с ними подтверждение собственного бытия, своей значимости. Это не удается, потому что человек не общается в собственном смысле, не делится своим, не обменивается, а лишь примеривает на себя личину другого,
130
131
то есть отождествляется с ним, становясь как бы живым зеркалом. Такие люди очень остро реагируют на стрессы, выбирая стратегию поиска сочувствия и поддержки. Интуитивно предчувствуя свое истинное, экзистенциальное одиночество, человек испытывает колоссальный страх. Он пытается «убежать» от этого ужаса к людям и выбирает ту стратегию взаимодействия с ними, которая, по его мнению, обеспечит ему хотя бы временное принятие — идентификацию. Он демонстрирует абсолютное согласие с мнениями, принципами, моралью, интересами того, с кем коммуницирует. По сути, человек начинает жить психическими ресурсами объекта идентификации, то есть существовать за счет другого. Стремясь к истинному человеческому общению, он действует так, что не оставляет себе не малейшего шанса осуществить данное стремление. Следствием этого, конечно, является жесточайшее переживание одиночества, наполненное страхом, разочарованием и ощущением бессмысленности своего существования. При успешной терапии данного состояния личностные характеристики клиентов меняются в сторону гармонизации и согласованности.
Отчуждающее одиночество проявляется в возбудимости, тревожности, циклотимности характера, низкой эмпатии, противоборстве в конфликтах, выраженной неспособности к сотрудничеству, подозрительности и зависимости в межличностных отношениях. Коротко повторим особенности данного состояния одиночества.
Следствием преобладания в личности тенденции к обособлению является отчуждение человека от других людей, норм и ценностей, принятых в обществе, мира в целом. При этом наблюдается потеря значимых связей и контактов, интимности, приватности в общении, способности к единению. Человек чувствует себя покинутым, потерянным, заброшенным в чуждый и непонятный ему
мир. Он не может уже найти необходимый отклик и понимание. Осознание невозможности быть выслушанным, понятым, принятым зачастую приводит к убеждению в собственной ненужности, неинтересности. Когда мысль об этом овладевает сознанием, теряется интерес к жизни вообще. Человек оценивает свое бытие как оторванное от себя. Его жизнь протекает будто во сне, и он неосознанно отвечает ей тем, что сумел выделить в ней и акцентировать: отверженностью, неприятием, небрежением. Подобное отношение к жизни делает ее столь невыносимой, что нередко возникают мысли о самоубийстве. Обычно мы наблюдаем у таких людей недоверие, подозрительность, приписывание другим плохих намерений, тоску, депрессию, реже — тревогу. Это неудивительно, если понять, что человек находится в состоянии одиночества осознанного, не имея возможности с кем-то поделиться, потому что рядом, по его представлениям, нет никого, способного выслушать и понять. Термин «отчуждающее» предполагает протяженность процесса и состояния во времени, с одной стороны, с другой — двусторонний характер отчуждения, то есть со временем объекты отчуждения становятся его субъектами и сами проявляют это по отношению к человеку, переживающему такой вид одиночества.
Следующий вид одиночества — диссоциирован ное — представляет собой наиболее сложное состояние, как по переживаниям, так и по происхождению и проявлениям. Генезис его определяется ярко выраженными процессами идентификации и отчуждения и резкой их сменой по отношению даже к одним и тем же людям. Сначала человек отождествляет себя с другим, принимая его образ жизни и следуя ему, безгранично доверяет «как самому себе». Именно это «как самому себе» составляет основу для понимания психологического генезиса данного состояния. После полной идентификации следует резкое
132
133
отчуждение от того же объекта, что отражает истинное отношение человека к самому себе. Одни стороны своей личности принимаются человеком, другие — категорически отвергаются. Как только проекция этих отверженных качеств находит свое отражение в объекте идентификации, последний сразу же отвергается весь целиком, то есть происходит резкое и безоговорочное отчуждение. Чувство одиночества при этом острое, четкое, осознаваемое, болезненное.
Диссоциированное одиночество выражается в тревожности, возбудимости и демонстративное™ характера, противоборстве в конфликтах, личной направленности, сочетании высокой и низкой эмпатии (при отсутствии среднего уровня), эгоистичности и подчиняемости в межличностных отношениях, что, безусловно, является противоположными тенденциями.
Субъективно позитивный вид одиночества — управ ляемое одиночество, или уединенность, представляет собой вариант переживания психологической отдельности, собственной индивидуальности, который личностно обусловлен оптимальным соотношением результатов процессов идентификации и обособления. Это динамическое равновесие можно рассматривать как одно из проявлений психологической устойчивости личности относительно воздействий социума.
3.3. Исследование содержания переживания одиночества
Возвращаясь к диагностике одиночества, подчеркнем, что выбор средств измерения этого сложного феномена должен определяться целями исследователя или консультанта. Если речь идет о психологической помощи, то главным здесь оказывается не столько знание глубины и вида переживания одиночества, сколько — содержания
134
этого переживания. Безусловно, психолог расспросит клиента об этом, но не всегда последний сможет подобрать нужные и верные слова для описания своей боли, тем более, четко выразить свои ожидания и свое видение разрешения или дальнейшего развития ситуации. В большинстве таких случаев хорошим инструментом исследования содержания переживания одиночества и субъективного видения собственных перспектив является интегральная графическая диагностика (ИГД).
Эта методика дает наиболее полную картину того, что происходит с нашим клиентом, и, крометого, его собственное видение путей разрешения проблемной ситуации. ИГД была создана в период проведения экспериментальной работы с людьми, переживающими одиночество. Конечно, она может и должна использоваться не только с данной категорией клиентов, так как удобна в исполнении и очень информативна по содержанию. По сути, ИГД является проективной техникой диагностики психического состояния человека одновременно с выявлением основного содержания психотравмирующей ситуации, выраженного в аллегорической форме. Методика состоит из трех этапов и, в зависимости от целей диагностики, может быть завершена на любом из них. Применяя ИГД, можно раскрыть субъективное видение клиентом диспозиций участников затянувшегося конфликта, их взаимоотношения, собственную роль, актуальное состояние проблемы и генеральную тенденцию выхода из нее.
В качестве примера мы рассмотрим случай терапии диффузного одиночества.
Отметим, что ИГД — профессиональная клиническая методика, предназначенная только для психологов и психотерапевтов, она может быть использована во многих направлениях психоконсультационной и психотерапевтической практики. Методику можно применять в ра-
135
боте с самыми разными возрастными и проблемными категориями клиентов.
Для освоения методики вам необходимо проделать ее самостоятельно на практическом занятии.