Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ литературы по проблеме компульсивного поведения личности 7
1.1.Феномен компульсивного повторения 7
1.2.Понятие дистрессора 18
Выводы по первой главе 31
Глава 2. Эмпирическое исследование 32
2.1. Организация и методы исследования 32
2.2. Результаты исследования 38
Выводы по второй главе 52
Заключение 54
Список использованной литературы 59
Введение
Так как в каждой ситуации решающее значение имеет субъект и степень проявления им активности, а любая ситуация воспринимается как стрессовая или нет именно благодаря индивидуальным характеристикам человека, то можно говорить, что поведение в кризисных ситуациях детерминировано психологическими особенностями личности. У.Томас и Ф. Знанецкий считают, что совокупность экономических, социальных, религиозных и др. ценностей личности влияют на её психическое состояние в данный момент [17]. Исходя из этого, каждая конкретная активность личности — это решение ею определенной ситуации.
На восприятие человеком ситуации и оценки степени её трудности, экстремальности оказывают влияние также следующие факторы: степень позитивности самооценки, уверенность в себе, уровень субъективного контроля, наличие позитивного мышления, выраженность мотивации достижения успеха и другие. Поведение личности в ситуации детерминировано особенностями темперамента человека (тревожность, темп реагирования и др.) и его характера (выраженность определённых акцентуаций).
Со второй половины XX века в психологии активно разрабатывается проблема совладания личности со стрессом [2, 9,10]. «В отличие от психологической защиты копинг-поведение – это осознанная стратегия действий, направленная на устранение угрозы, помехи, лучше адаптирующая человека к требованиями ситуации помогающая преобразовать её в соответствие со своими намерениями, либо выдержать, вытерпеть те обстоятельства, которые человек изменить не может» [9]. Были выделены и изучены стратеги совладания копинг-стратегии.
Семья, как правило, выступает либо как источник стресса, либо как социальная поддержка. В связи с этим чрезвычайно актуальными и малоизученными являются проблемы взаимоотношений в семье и совладения семьи с жизненными трудностями (стрессами).
Поведение как психофизиологический феномен
... и принципам, образуют девиантное поведение. В реальной жизни нередко также могут возникать ситуации, когда удовлетворение той или иной потребности приносит вред другим людям, а иногда и самому ... Изучению подлежат причины, вызывающие деликты, условия, способствующие их распространению в молодежной среде, особенности личности делинквента (правонарушителя), специфика его социализации, делинквентны
Стрессовые реакции, связанные с демобилизацией организма, получили название дистресса. Испытывает человек стресс или дистресс определяется силой эмоционального заряда и его направленностью на созидание или разрушение (позитив или негатив).
Семейные дисстресы, могут вызываться как макро — так и микросредовыми факторами: социальная и экономическая ситуация в обществе, особенности, структура, состав семьи, уровень материального благополучия, семейный психологический климат.
В настоящее время, семье отводят стабилизирующую роль, как главному в эпохе нестабильности. Это объясняется тем, что именно семья оказывается наиболее устойчивой к произошедшим изменениям и экспериментам. Но нужно сказать, что семья всецело воспринимает изменения в социально — экономической, политической сфере, в основном, это происходит изменения в системе внутрисемейных отношений. Отсюда- увеличение числа проблемных семей во время переходных, кризисных периодов общественного развития. Традиционно различают нормально функционирующие и дисфункциональные семьи. Психологическая атмосфера дисфункциональной семьи оказывает деформирующее давление на ее членов.
Ф.Е. Василюк [13] определяет критическую ситуацию как ситуацию невозможности реализации человеком мотивов, стремлений и ценностей. Она возникает в том случае, если имеющиеся в арсенале человека способы активности не помогают ему справиться с изменившимися условиями жизнедеятельности. Автор предлагает рассматривать критическую жизненную ситуацию через следующие понятия: стресс, конфликт, кризис, фрустрация.
В. Лебедев относит к экстремальным ситуации, связанные с угрозой для жизни человека [25]. Н.И. Наенко различает три типа ситуаций:
а) трудные – отличаются сложностью и повышенной значимостью решаемой задачи для субъекта;
б) параэкстремальные – при наличии строгих условий при решении задачи, риска;
в) экстремальные – в случае, когда результат решения задачи определяет возможность дальнейшего существования субъекта.
Она считает, что экстремальность ситуации определяется интенсивностью воздействующего на человека фактора, его качественным своеобразием, временем и характером действия.
Одна из удачных попыток построения полной классификации ситуаций была предпринята А.М. Столяренко [28]. Он разделяет ситуации на нормальные, параэкстремальные, экстремальные и гиперэкстремальные (в зависимости от требуемой активности и от позитивности достигаемого результата).
По мнению А.М. Столяренко, к нормальным (обыденным) относятся те ситуации, которые не создают трудностей и каких-либо опасностей для человека, а требуют от него обычной активности. Они, как правило, заканчиваются позитивно. Параэкстремальные ситуации вызывают сильное внутренне напряжение, они способны приводить личность к неудачам. Экстремальные ситуации отличаются возникновением у человека предельного напряжения и перенапряжения. Они ставят перед личностью большие объективные и психологические задачи. В случае их возникновения резко снижается вероятность успеха и возрастает риск отрицательных последствий.
Семья как фактор развития ребенка
... семейного воспитания; Изучение методов формирования семьи; Анализирование результатов проведенного исследования. Объект исследования: семья как фактор развития личности. Предмет исследования: семейное воспитание. Гипотеза нашей работы ... —сверстник», закономерно изменяющаяся в процессе онтогенеза. Известно, что человек приобретает ценность для общества только тогда, когда он становится личностью, ...
Известно, что трудные жизненные ситуации проверяют семейную
систему на прочность и способность восстанавливать силы после перенесенного стресса {resilience) (H. McCubbin, 1983).
Особый интерес для нас представляет изучение возможностей членов семьи по организации собственного поведения в такой ситуации — либо в форме психологической защиты от неприятных переживаний, либо в виде конструктивной активности, направленной на решение проблемы. Преобладание того или иного стиля реагирования (защитного или совладающего) характеризует проявление субъектности и отдельного человека (члена семьи) и семьи как группы.
В данной работе предполагается рассмотреть, как влияет компульсивные повторения на членов семей и каким образом, человек преодолевает эту кризисную ситуацию.
Навязчивые действия (компульсии) — повторяющиеся и устойчивые поведенческие или мыслительные акты, которые люди вынуждены производить, чтобы предотвратить или снизить тревогу.
Цель исследования: изучение особенностей проявления и механизмов компульсивного поведения на челенов семей.
Объект исследования: компульсивноые повторения.
Предмет исследования защитное и совладающее поведение в дисфункциональной семьи в период кризиса.
Гипотеза исследования:
Компульсивное повторение определяется деструктивным мотивом влечение к смерти и разрушением системы защитных механизмов уже известных и рассмотренных (совладания с тревогой и травматическим опытом).
Задачи исследования:
1. Проанализировать особенности и механизмы проявления компульсивного повторения;
2. Охарактеризовать явление дистрессора, особенности протекания;
3. Исследовать особенности проявления компульсивного повторения, определить влияние компульсивного повторения на семью;
4. Сформулировать выводы.
Глава 1. Теоретический анализ литературы по проблеме компульсивного поведения личности
1.1.Феномен компульсивного повторения
Расстройства личности обсессивно — компульсивного типа характеризуются эмоциональной суженностью, любовью к порядку, упорством, упрямством и нерешительностью. Согласно DSM — III — R, заметной особенностью этих расстройств является устойчивый паттерн стремления к усовершенствованию и отсутствие гибкости……………
Заключение
Обсессивный синдром (синдром навязчивости) – состояние с преобладанием в клинической картине чувств, мыслей, страхов, воспоминания, возникающих помимо желания больных, но при сознании их болезненности и критическом отношении к ним. Несмотря на понимание бессмысленности навязчивостей, больные бессильны в своих попытках преодолеть их.
Дистресс — разрушительный процесс, ухудшающий протекание психофизиологических функций. Дистресс чаще относится к длительному стрессу, при котором происходят мобилизация и расходование и «поверхностных», и «глубоких» адаптационных резервов. Такой стресс может переходить в психическую болезнь (невроз, психоз).
В настоящее время, семье отводят стабилизирующую роль, как главному в эпохе нестабильности. Это объясняется тем, что именно семья оказывается наиболее устойчивой к произошедшим изменениям и экспериментам. Но нужно сказать, что семья всецело воспринимает изменения в социально — экономической, политической сфере, в основном, это происходит изменения в системе внутрисемейных отношений. Отсюда- увеличение числа проблемных семей во время переходных, кризисных периодов общественного развития. Традиционно различают нормально функционирующие и дисфункциональные семьи. Психологическая атмосфера дисфункциональной семьи оказывает деформирующее давление на ее членов.
Билет№3 вопрос 1. . Педагогическая характеристика подростка, ...
... nbsp; Билет№3 вопрос 1. . Педагогическая характеристика подростка, девиантное поведение, конфликтные ситуации. Особенности учебной и трудовой деятельности Подростковый возраст характеризуется как переломный, переходный, ... и интересы, касающиеся объектаконфликта». Исследователи выделяют 5 основных стилей поведения с ситуациях разногласия: 1. Сотрудничество, 2. Компромисс. 3. Избегание (уклонение, ...
Известно, что трудные жизненные ситуации проверяют семейную
систему на прочность и способность восстанавливать силы после перенесенного стресса {resilience) (H. McCubbin, 1983).
Особый интерес для нас представляет изучение возможностей членов семьи по организации собственного поведения в такой ситуации — либо в форме психологической защиты от неприятных переживаний, либо в виде конструктивной активности, направленной на решение проблемы. Преобладание того или иного стиля реагирования (защитного или совладающего) характеризует проявление субъектности и отдельного человека (члена семьи) и семьи как группы.
Семья, как правило, выступает либо как источник стресса, либо как социальная поддержка. В связи с этим чрезвычайно актуальными и малоизученными являются проблемы взаимоотношений в семье и совладения семьи с жизненными трудностями (стрессами).
В семье, способствовать развитию компульсивного повторения или предохранять от нее могут как личностные факторы — разные уровни (мера) социальной ответственности, альтруистические и креативные свойства личности, эмоциональные факторы, сознательность, склонность к сопереживанию.
Жизнь человека бывает значительно нарушена из-за обсессивно-компульсивного расстройства. Навязчивые мысли или поступки могут отнимать так много времени и быть столь тягостными, что человеку становится трудно вести нормальную жизнь. От всего этого могут страдать семейная и социальная жизнь больного, а также выполняемая им работа. «сумасшедшими». Таким образом, многие люди бессмысленно страдают
Эмпирическое исследование показало следующие результаты:
Выявлены десять основных переменных, наиболее полно отражающих особенности Я-концепции при воздействии компульсивных расстройств через восприятие их у героя картинки. Герой – страдающий, мстящий, защищающийся, нападающий, нуждающийся в помощи, униженный, отверженный, спасающий, утешающий, умирающий.
У большинства испытуемых, удалось обнаружить психотравмирующие факторы непосредственно связанные по времени с началом компульсивных повторений (увольнение с работы, смерть близких родственников, сепарация с дочерью (замужество), неблагополучие в семейной жизни и пр.).
Обращает на себя внимание тот факт, что сами испытуемые в большинстве случаев не осознавали возможную взаимосвязь между психотравмирующей ситуацией и началом компульсивных повторений. При опросе, испытуемые практически никогда не указывали на стрессовые факторы, присутствующие на момент возникновения компульсивных повторений
Высокие показатели по шкале «Смерть» свидетельствует о том, что испытуемые затрачивают значительно больше времени на слова стимулы, связанные со смертью. Это указывает, что у людей с обессивно компульсиными расстройствами, имеется неосознаваемый эмоционально значимый комплекс представлений связанных со смертью, из-за чего происходит задержка ответа на слово-стимул. Мы связываем этот феномен с неосознаваемым усилением влечения к смерти в этой группе (вызванным неразрешенными психическими конфликтами) которое, являясь заблокированным структурой личности от проявлений на психологическом уровне, проявляет себя через телесные разрушения — психосоматическое заболевание.
Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия – Минск: Харвест, 1999г., 480с
... и образования в условиях ГО и ЧС» Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия – Минск: Харвест, 1999г., 480с. Организация медицинской службы ... г. - 168 стр. Дафт Р.Л. Менеджмент.-СПб: Питер, 2002.-832 с. Исследовательская деятельность в социальной сфере: ... ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 352 с. Пограничная психиатрия / ред.-сост. Ю.А.Александровский. - М.: РЛС-2006, 2006. - 1280 с. Психиатрия ...
По шкале «Жизнь» в группе более выраженные показатели, чем по остальным шкалам. И если мы предполагаем, что за увеличением времени реакции на слова-стимулы связанные с темой смерти стоит усиленное деструктивное влечение, то за временем реакции на слова-стимулы связанные с темой жизни, согласно дуалистической концепции Фрейда должна стоять энергия влечения к жизни — Либидо. Которая, при усилении деструктивного влечения, так же должна увеличивать свою активность, для сохранения необходимого жизненного равновесия.
Для данной группы испытуемых характерно изгнание в бессознательное того, что раньше было в сознании, таким образом, человек освобождается от своих внутренних конфликтов.
Склонность к регрессии т.е. — возвращение на более раннюю стадию развития, т.е. к более примитивным способам мышления и поведения. В таких случаях человек начинает вести себя словно ребенок: с ним невозможно конструктивно обсудить проблему, он обижается, делает вид, что не понимает, не хочет уступать – одним словом, как будто «капризничает».
Исследование показало, что деструктивное влечение к смерти может быть одним из симптомов депрессии. Желание совершить суицид (самоубийство), как правило, появляется у человека, который не видит выхода из сложившейся ситуации. Фокус сознания в этот момент сужен, и мысль движется по траектории от желания добиться поставленной цели к отказу от этой значимой цели и желанию совершить суицид.
Для лиц с обессивно — компульсивнымии расстройствами, характерны такие проявления как: прямолинейность, негибкость, упрямство, бережливость, чрезмерная добросовестность, нерешительность. Такие люди почти все свое время отдают работе, много внимания уделяя второстепенным деталям, склонны к накопительству и с трудом расстаются с любой мелочью, понятие о нравственности у них гипертрофировано почти до фанатизма. В результате иногда меняется поведение в целом: человек кажется вязким, заторможенным. Чаще, однако, психопатия протекает в более мягкой форме. В этом случае поведение со стороны выглядит нормальным; такие люди пунктуальны, надежны, добросовестны, экономят деньги, всегда доводят начатое до конца, настроение их со стороны кажется ровным.
В основе внешнего поведения лежит страх, обычно опасности для больного или опасности, вызываемой больным, а ритуальное действие является бесплодной или символической попыткой предотвратить опасность.
Вполне вероятно, что структура обессивно –компульсивного синдрома определяется попыткой реализации субъектом сразу нескольких мотивов, в том числе и мотивационной триады по Фрейду (сексуальность, агрессия и тревога), а также мотивации власти, и некоторых других. Отсюда и особенности проявлений созависимого поведения, вплоть до клинических вариантов: заботливость и гиперопека, агрессия и провоцирующее поведение, аутоагрессия, аддикция. Возможно также, что созависимость начинает развиваться по сценарию тревоги и подавленности на почве первоначальной блокировки сознательных намерений, не оправдавшихся социально-ролевых ожиданий. Далее уже само формирование созависимости может приводить к утрате мотиваций позитивного (правильного) поведения (например, мотиваций креативности, успеха) и к появлению новых мотиваций неправильного, разрушительного поведения. Допустимо также развитие такого варианта созависимого поведения, когда имеет место мотивация персонализированной власти, связанная с личной выгодой. Равно как и альтруистический мотив вплоть до потери самоконтроля.
Предмет, задачи, структура социальной психологии.История развития ...
... взаимосвязи отечественной и зарубежной социальной Ψ. Структура социальной Ψ включает такие разделы, как: социальная психология личности, психология межличностного взаимодействия (общения и отношений), психология малых групп, психология межгруппового взаимодействия, психология больших социальных групп и массовых явлений. ...
Список использованной литературы
1. Аргайл М., Фёрнхем А., Нрахам Дж. Концепт ситуации в различных областях психологии // Психология социальных ситуаций // Психология социальных ситуаций. Хрестоматия / Сост. Н.В. Гришина. — СПб.: Изд-во «Питер», 2001. – С.41 – 58
2. Аккерман Н. Семья как социальная и эмоциональная единица. // Семейная психотерапия. — СПб., 2000
3. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. – (Руководство для врачей).
– М.: Медицина, 2003
4. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психол. журнал. – 1994. -№1. – С.3-16
5. Бодров В.А. Роль личностных особенностей в развитии психологического стресса // Психические состояния. Хрестоматия / Сост. и общ. ред. Л.В. Куликова. — СПб.: Изд-во «Питер», 2001. – С.448 – 454.
6. Бодров В.А. Информационный стресс: Учеб. пособие для вузов. – М.: ПЕР СЭ, 2000.
7. Борневассер Стресс в условиях труда // Психические состояния. Хрестоматия / Сост. и общ. ред. Л.В. Куликова. — СПб.: Изд-во «Питер», 2001. – С. 454 – 469
8. Братусь Б.С. Аномалии личности. Москва, 1988 — 301 с. 2.
9. Бич С., Сандин Э., ОЛири К. Модель депрессии на основе супружеской дискордантности. // Семейная психотерапия. — СПб., 2000.
10. Бухановский А.О., Андреев А.С., Бухановская О.А. Зависимое поведение: клиника, динамика, систематика, лечение, профилактика. Пособие для врачей. Ростов на Дону, 2002г. -35с
11. Варга А. Системная семейная психотерапия. — М., 2001.
12. Васильева О.С. Экзистенциальный смысл экстремальной ситуации // Экстремальные ситуации и предельные возможности человека. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Ростов – на – Дону, 2001. – С.7-10.
13. Василюк Ф.Е. Психология переживания. – М., 1984. – С.31-49.
14. Гришина Н.В. Психология социальных ситуаций // Психология социальных ситуаций. Хрестоматия / Сост. Н.В. Гришина. — СПб.: Изд-во «Питер», 2001. – С.8 – 25.
15. Дикая Л.Г., Махнач А.В. Отношение человека к неблагоприятным жизненным событиям и факторы его формирования // Психол. журнал. – 1996. -№3. – С.1377-146.
16. Джанерьян С.Т. Потеря работы: жизненное событие и ситуация // Психологический вестник РГУ. – 1996. — Вып.1. – Ч.2
17. Жариков Е.С. Психологические средства стрессоустойчивости. — М.: Моск. кадровый центр,2000 — 32 с.
Психология экстремальных ситуаций
... отношений. – СПб.: Питер, 2011 2. Крюкова М.А., Никитина Т.И., Сергеева Ю.С. Экстренная психологическая помощь: Практическое пособие. - М.:НЦ ЭНАС, 2011. - 64 с. 3. Психология экстремальных ситуаций / под общей ... 2. Лебедев В. И. Личность в экстремальных ситуациях. М.: Политиздат, 2009.- 304 с. 3. Сельченок К. В. Психология экстремальных ситуаций. М.: Изд-во АСТ, 2010.- 480 с. ...
18. Ковалев С.В. Психология современной семьи: Информ.-метод. Материалы к курсу «Этика и психология семейной жизни»: Кн. Для учителя. — М.: Просвещение, 1988.-208с.
19. Киршбаум Э.И., Еремеева А.И. Фрустрация // Психические состояния. Хрестоматия / Сост. и общ. ред. Л.В. Куликова. — СПб.: Изд-во «Питер», 2001. – С.388 – 393.
20. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. – М., 1983.
21. Корнилова Т.В. Психология риска и принятия решений: Учебн. Пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2003
22. Короленко Ц.П. Крайние варианты нормы психофизиологической адаптации к экстремальным условиям // Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия / Сост. А.Е. Тарас, К.В. Сельченок. – Мн.: Харвест, 1999. – С.135 – 153
23. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения. – Кострома, 2004.
24. Либина А., Либин А.В. Стили реагирования на стресс: психологическая защита или совладание со сложными обстоятельствами? // Стиль человека: психологический анализ / Под ред. Либина А.В. М.: Смысл, 1998.
25. Лебедев В. Личность в экстремальных условиях // Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия. / Сост. А.Е. Тарас, К.В. Сельченок. – Мн.: Харвест, 1999. – С.84 – 134.
26. Леонова А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса // Вестн. МГУ. Сер.14. Психология. – 2000. — №3.
27. Магомед-Эминов М.Ш. Позитивная психология человека. От психологии субъекта к психологии бытия- Издательский Центр «Экономпресс» 2005- 1 и 2 т
28. Магнуссон Д. Ситуационное восприятие – область исследований // Психология социальных ситуаций. Хрестоматия. / Сост. Н.В. Гришина. — СПб.: Изд-во «Питер», 2001. — С. 205 – 212
29. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психол. журнал. – 2001. – Т.22. — №1.
30. Наенко Н.И. Писхическая напряжённость. М.: МГУ, 1976.
31. Немчин Т.А. Состояния нервно-психического напряжения // Психические состояния. Хрестоматия / Сост. и общ. ред. Л.В. Куликова. — СПб.: Изд-во «Питер», 2001. – С.364- 378
32. Пергаменщик Л.А. Список Робинзона // Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия. / Сост. А.Е. Тарас, К.В. Сельченок. – Мн.: Харвест, 1999. – С.60 – 83.
33. Росс Л., Нисбет Р. Человек и ситуация. Перспективы социальной психологии / Пер. с англ. В.В. Румынского под ред. Е.Н. Емельянова, В.С. Магуна – М.: Аспект Пресс, 1999.
34. Селье Г. Стресс без дистресса. – М.: Прогресс, 1982.
35. Селье Г. Стресс жизни // Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия. / Сост. А.Е. Тарас, К.В. Сельченок. – Мн.: Харвест, 1999. – С.6 – 38.
36. Статтин Х. Психологическая ситуация в исследованиях личности Психология социальных ситуаций // Психология социальных ситуаций. Хрестоматия / Сост. Н.В. Гришина. — СПб.: Изд-во «Питер», 2001. – С.191 – 117.
37. Столяренко А.М. Экстремальная психопедагогика: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002.
38. Стресс и тревога в спорте. Междунар. Сб. научн. Статей / Сост. Ю.Л. Ханин. – М.: Физкультура и спорт, 1983.
39. Фрейд. З. По ту сторону принципа удовольствия- М.-1999- 342с.
40. Фрейд. З. «Психология бессознательного»- М- 2001- 178с.
41. Филиппов А.В., Ковалев С.В. Ситуация как элемент психологического тезауруса //Психологический журнал. – 1986. — № 1. – С.14-21.
Развитие личности в трудных жизненных ситуациях и экстремальных условиях
... погибает или травмируется большое количество людей, имеют обезличенный источник угрозы. Экстремальные ситуации могут быть антропогенного или социального характера, они выводят человека за пределы нормального человеческого опыта и ...
42. Хекхаузен Х. Личностные и ситуационные подходы к объяснению поведения Психология социальных ситуаций // Психология социальных ситуаций. Хрестоматия / Сост. Н.В. Гришина. — СПб.: Изд-во «Питер», 2001. – С.58 – 91.
43. Щербатых Ю.В. Виды стресса- Воронеж. 2000- 145с.
44. medinform.biz Психологический стресс и соматические расстройства. Анискин Д.Б. ГНИЦ профилактической медицины МЗ РФ, Москва.