Пермь 2011
Декан_________________________________________Н.И. Береснева
Учтены изменения 2012 года
Цель производственной практики
Целью производственной практики является формирование у магистрантов навыков деятельности в профессиональной области, получения профессионального опыта, а также диагностика готовности магистра к самостоятельной профессиональной деятельности.
Задачи производственной практики
Производственная практика как важнейшая часть профессиональной подготовки студента магистратуры направлена на достижение следующих задач:
· Освоение умений ставить цели, формулировать задачи индивидуальной и совместной деятельности, кооперироваться с коллегами.
· Закрепление знаний и умений, ранее полученных магистрантами в процессе изучения курсов магистратуры, в практической психологической деятельности.
· Обучение навыкам решения практических задач.
· Освоение специфики разных видов деятельности психолога в учреждениях различного профиля (организационной, психодиагностической, консультативной, просветительской).
Место прохождения производственной практики
По выбору магистранта, в зависимости от его профессионального интереса, практика может проходить на базе: учреждений образования, в сфере народного хозяйства, социальной защиты населения, здравоохранения, в органах внутренних дел, организациях различного профиля, в которых есть отделы кадров, отделы по работе с персоналом, психологические службы и т.д.
Базу практики также предоставляют выпускающие кафедры (кафедра общей и клинической психологии, кафедра психологии развития) в рамках заключенных с организациями соглашений.
Компетенции, формируемые в результате прохождения производственной практики
Производственная практика является важным этапом основной образовательной программы обучения магистрантов по направлению «Психология». Производственная практика обучающихся является обязательным разделом ООП магистратуры и направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями настоящего ФГОС ВПО и ООП вуза.
В ходе производственной практики у магистрантов должны быть сформированы следующие общекультурные компетенции:
ОК.2. – способность применять освоенные методы исследования в научно-исследовательской и практической деятельности;
ОК.3. – способность к активному общению в производственной сфере деятельности;
6.Структура и содержание практики
... следующих критериев: систематичность работы магистранта во время практики. добросовестность и степень ответственности отношения магистранта к выполняемым видам работ. степень активности участия во всех направлениях деятельности психологической службы данного ...
ОК.5. – способность и готовность к использованию на практике навыков и умений в организации научно-практических работ;
ОК.5. – способность использовать умения и навыки в управлении коллективом;
ОК.6. – готовность нести ответственность за свои решения в рамках профессиональной деятельности во время производственной практики;
ОК.10. – умение использовать знания правовых и этических норм в своей профессиональной деятельности и оценке ее последствий.
В результате прохождения производственной практики магистрант должен приобрести следующие профессиональные компетенции:
ПК.7. – готовность к проведению прикладного исследования в определенной области применения психологии;
ПК.8. – готовность составлять комплексный психологический портрет индивида и группы;
ПК.9. – готовность учитывать изменения антропометрических, анатомических и физиологических параметров в онтогенезе в профессиональной деятельности;
ПК.10. – готовность формулировать психологические рекомендации по результатам исследования с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежностей к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам, а также с учетом наличии психических нарушений;
ПК.11 – быть способным применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния;
ПК.11. – готовность анализировать свою деятельность как профессионального психолога;
ПК.16. – готовность к постановке прикладных задач в определенной области психологии;
ПК.17. – способность и готовность к диагностике психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп на основе инновационных разработок;
ПК.17. – способность и готовность к экспертизе и коррекции психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп на основе инновационных разработок;
ПК.18. – способность и готовность к созданию эффективных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности;
ПК.19. – способность и готовность к комплексному профессиональному воздействию на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуации в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека;
ПК.24. – способность к самостоятельному выбору и применению психологических технологий, позволяющих осуществлять решения новых задач в практической деятельности;
ПК.34. – способность и готовность к мониторингу потребностей в основных видах психологических услуг в профессионально-предметной области;
ПК.35. – способность и готовность к организации работы психологической службы в определенной сфере деятельности общества;
Характеристика профессионально–педагогической деятельности педагога ...
... производственного обучения являются: социально-профессиональные ориентации, профессионально-педагогические интересы, мотивы профессиональной деятельности и самосовершенствование профессиональной ... ожиданиями и готовностью к профессиональному развитию и профессиональному самосовершенствованию, профессиональному росту. К ... артистизм, которое выражается в способности воплощать мысли и переживания ...
ПК.39. – способность и готовность к подготовке служебных документов;
ПК. 39. – способность и готовность к ведению деловой переписки;
ПК.40. – способность и готовность к использованию организационно-правовых основ профессиональной деятельности.
Ожидаемые результаты
В результате производственной практики магистрант должен
· уметь:
— осуществлять мониторинг потребностей сотрудников организации – базы практики в психологических услугах;
— определять задачи профессиональной деятельности, разрабатывать план профессиональных действий с учетом специфики организации – базы практики;
— проводить психодиагностические исследование с учетом специфики целевой группы и представлять результаты этого исследования;
— формулировать по результатам психодиагностического исследования психологическое заключение и рекомендации;
— самостоятельно разрабатывать и реализовывать программу тренинга или групповых практических (развивающих, коррекционных и др.) занятий с учетом специфики целевой группы;
— организовывать групповую и индивидуальную работу с клиентами (тренинг, групповые занятия, индивидуальное консультирование);
— нести ответственность за свои профессиональные действия, анализировать их в аспекте целесообразности, адекватности, соответствия профессиональной этике.
· владеть:
— навыками установления контакта с коллегами и сотрудниками организации – базы практики;
— навыками рефлексии над собственными профессиональными действиями, используемыми приемами саморегуляции и оптимизации профессиональной деятельности.
График производственной практики
Производственная практика предусмотрена в 3 семестре (2 курс), ее объем составляет 360 часов (10 зачетных единиц).
Учебным планом предусмотрен экзамен в 3 семестре.
Практика курируется выпускающими кафедрами (кафедра общей и клинической психологии, кафедра психологии развития) ПГНИУ.
Перед началом практики проводится вступительная конференция, на которой магистрантам сообщается вся необходимая информация по прохождению производственной практики.
Продолжительность и сроки прохождения практики определяются учебным планом.
Содержание производственной практики
Организация практики
Организационно выделяются следующие этапы практики.
Первый этап практики–подготовительный. Проводится установочная конференция, на которой руководитель практики раскрывает её особенности по содержанию и по форме. В частности, раскрываются цель, объект, задачи, виды практик, методы, средства, формы отчётности.
Психологическое управление производственной организацией
... и систему средств их реализации. Анализ производственной деятельности предприятия, социально- экономические аспекты развития ... многие дискуссионные положения теории и практики реформирования всего социально-политического, социально-экономического ... организаций: акционерные общества, коммерческие, кооперативные и хозрасчетные компании, корпорации, концерны. И в этой связи, современная деятельность ...
Второй этап практики–это включение в профессиональную среду, знакомство с организацией, структурой, местом психолога в ней, установление контакта с непосредственным руководителем производственной практики в организации, определение и выполнение задач, поставленных руководителем организации – базы производственной практики.Освоение необходимой научно-методической литературы с целью актуализации теоретических знаний.
Третий этап практики– реализация цели практики, реализация поставленных задач. Непосредственное прохождение практики.
При прохождении производственной практики магистранты выполняют несколько видов работ, являющихся основой работы психолога:
1. Организационная работа предполагает:
а) решение с руководителем практики на базе практики организационных вопросов по её прохождению;
б) знакомство с организацией, её структурой, руководителями психологической службы, потенциальными и реальными клиентами, профессиональными и социальными группами, условиями профессиональной деятельности;
в) знакомство с должностными обязанностями психолога и нормативными документами, регламентирующими его деятельность, кругом решаемых задач, сферой деятельности, проблемами, имеющими место в данное время, спецификой конкретных ситуаций;
г) планирование профессиональной деятельности, составление графика
мероприятий, их методическое обеспечение, реализация поставленных задач;
д) организация и проведение мероприятий обратной связи для получения объективной оценки эффективности собственной деятельности.
2. Психодиагностическая работа психолога может включать:
а) диагностику личности клиента или испытуемого: личностных черт, способностей, направленности, состояний и других психологических характеристик;
б) оценку внешней среды клиента или испытуемого, диагностику социального статуса, межличностных отношений, социальных факторов труда и деятельности, адаптации и дезадаптации;
в) оценку организационной среды клиента, факторов влияющих на его поведение и состояние в организации, социализацию, адаптацию, мотивацию, общую направленность и личностное развитие;
г) оценку ближайшего окружения клиента: семьи, друзей, анализ их влияния на личность и состояния клиента; оценку возможности ближайшего окружения в поддержке, социальном сопровождении, адаптации, личностной самореализации клиента;
е) составление психодиагностического заключения.
При выполнении психодиагностической работы студентом используются профессиональные методы:
• свободного и стандартизированного наблюдения,
• клинической беседы и стандартизированного интервью,
• индивидуального и группового тестирования,
• экспертного оценивания,
• социометрии,
• групповой диагностики личности и др.
3. Консультативная работа психолога может включать:
а) обсуждение с клиентами результатов психодиагностики личности и (или) группы;
б) определение и анализ проблемных точек в конкретной ситуации клиента или группы, их анализ и оценка возможностей преодоления негативных факторов адаптации и самореализации;
Показатели, критерии и шкала оценки сформированных компетенций
... критерии и шкала оценки сформированных компетенций Код и наименование компетенций Соответствие уровней освоения компетенции планируемым результатам обучения и ... умениями обеспечивающими готовность к осуществлению профессиональной деятельности в области психологии адаптивного поведения Отличное ... в кризисных и стрессовых ситуациях в практике психологической работы. 2. Методы формирования адаптивного ...
в) анализ и совместное обсуждение с клиентом внутренних проблем его личностного, социального и профессионального развития, оценка возможностей преодоления данных проблем, оценка внутренних ресурсов совладания;
г) анализ и совместное обсуждение с клиентом внешних факторов, ограничивающих его личностное, социальное и профессиональное развитие, оценка социальных ресурсов совладания, поиск внешней поддержки;
д) психологическое сопровождение клиента, оказание ему моральной, психологической, организационной поддержки и помощи, формирование социального круга соучастия, обучение навыкам саморегуляции, техникам раскрытия личностного потенциала, развитие личностных ресурсов совладания, формирование творческого отношения к жизни;
е) составление психологического заключения по конкретной ситуации и практических рекомендаций по сопровождению личности клиента, включающих предложения по профилактике и коррекции, а также по изменению внешней среды и устранению деструктивных факторов развития.
При выполнении консультационной работы студентом при необходимости используются методы:
• активного слушания, психотерапевтического контакта,
• методы анализа конкретных ситуаций,
• методы анализа конструктивных и деструктивных факторов среды,
• саморегуляции психических состояний,
• психологической коррекции.
4. Просветительская работа психолога может включать:
а) ознакомление лиц, с которыми психолог работает, с психическими явлениями, механизмами их вызывающих, особенностями протекания психических процессов, значениями тех или иных психических состояний, со структурой личности, её развитием и совершенствованием, адаптацией, социализацией, межличностным взаимодействием и др.;
б) проведение групповых мероприятий просветительского характера с целью знакомства с теми или иными фактами психологии (лекции, семинары, дискуссии и др.);
в) проведение обучающих мероприятий с целью развития определенных качеств, способностей, умений, навыков (тренинги, игры, творческие мастерские, психологические практики и др.);
г) составление просветительских материалов обучающего характера (плакаты, мультимедиа и видеодемонстрации, раздаточный материал для самостоятельного ознакомления и др.).
При выполнении просветительской работы магистрантом используются методы:
• индивидуального обучения (беседа),
• группового обучения (лекции, семинары, коллективные обсуждения),
• психологического развития и коррекции (тренинги, игры, групповое взаимодействие, творческие мастерские).
Четвёртый этап практики–оформление проведённого исследования в виде отчёта. При оформлении отчёта по каждому этапу работы (при решении каждой из поставленных задач), помимо краткой письменной характеристики того, что и как сделано и что при этом получено, используются наглядные формы представления материала, такие, как схемы, таблицы, диаграммы, графики, рисунки.
Пятый этап практики–это выступление на итоговой конференции по результатам практики и участие в обсуждении выступлений и материалов других практикантов.
К ДНЕВНИКУ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
... на основе договоров с организациями, деятельность которых соответствует профессиональным компетенциям, осваиваемым в рамках ОПОП ВО (далее - профильная организация). Практика может быть проведена непосредственно в ... организации и отчисления из университета. О порядке составления отчета 1. Отчет об учебной и производственной педагогической практике составляется студентом в период его пребывания в ...
Обязанности магистрантов на практике
· отработка всех этапов практики;
· соблюдение этических норм;
· соблюдение внутреннего распорядка организации – базы практики;
· составление отчета по практике в соответствии с требуемой формой;
· своевременное представление отчета по практике (не позже чем за 3 дня до итоговой конференции).
Функциональные обязанности руководителя практики
Руководитель практики на кафедре психологии развития:
— разрабатывает учебно-методический комплекс практики;
— обеспечивает организацию и проведение установочной конференции, на которой, в частности, доводит до сведения магистрантов цели и задачи практики, её форму, перечень отчетных документов (материалов) и сопутствующие требования;
— предоставляет информацию о базах производственной практики;
— обеспечивает организацию и проведение итоговой конференции;
— проверяет отчетную документацию, проводит аттестацию студентов магистратуры по итогам производственной практики. Своевременно оформляет ведомости учёта учебной работы практикантов и выставляет отметки в зачётные книжки;
— составляет отчет о производственной практике, обобщает опыт, вносит предложения по усовершенствованию практики; делает доклад об итогах производственной практики на заседании кафедры психологии развития.
Форма отчетности
В качестве отчетных материалов выступают:
1. Отзыв-характеристика о прохождении практики магистрантом, составленный руководителем организации (учреждения) – базы производственной практики. Для составления отзыва используются данные наблюдений за деятельностью магистранта во время практики, результаты выполнения заданий, а также беседы с магистрантом. Отзыв-характеристика заверяется подписью и печатью учреждения, на базе которого осуществлялась практика.
2. Отчет магистранта о прохождении практики, составленный по утвержденной форме.
В установленный срок магистрант составляет отчет, отражающий степень выполнения программы, и представляет его научному руководителю.
Отчет о производственной практике является основным документом, который предоставляется магистрантом на кафедру. За 3 дня до отчетной конференции магистрант представляет кафедральному руководителю письменный отчет.
Содержание отчета
Отчет состоит из:
1. Индивидуальной программы производственной практики:
· описание принимающей стороны, руководителя практики с принимающей стороны, научного руководителя практики;
· описание задач, выдвигаемых принимающей стороной и кафедральным руководителем.
2. Отчета о прохождении производственной практики (заверенный подписью и печатью учреждения, на базе которого осуществлялась практика):
· описание принимающей стороны, структуры организации (учреждения), роли и места психолога в ней;
· план практики (вид деятельности, количество часов и отметка о выполнении с указанием даты).
3. Материалы практики (результаты различных видов деятельности психолога): разработки программ психодиагностического исследования с заключением и рекомендациями, разработка программы тренинга либо групповых практических (развивающих, коррекционных и др.) занятий, описание случая(ев) из практики консультирования; программа просветительской деятельности и результаты просветительской деятельности – памятки, рекомендации, буклеты, аналитические справки и т.д..
Кафедра педагогики Отчет по производственной практике
... и задачи производственной практики: Цель практики – освоение социально-педагогических технологий в практике разрешения детско-юношеских проблем, а так же овладение в целом деятельностью социального педагога-психолога. Задачи «Производственной практики»: изучение системы ...
4. Рефлексивного отчета.
5. Приложение*. Приложение могут включаться сводные таблицы данных психодиагностики, методики, анкеты, протоколы наблюдений и т.д.).
* — результаты диагностических обследований, внутренние документы организации предоставляются по согласованию с руководителем организации (учреждения) – базы производственной практики.
Аттестацию практики по предоставленным отчетам, отзыву организации, предприятия или учреждения, другим фактическим материалам и документам осуществляет преподаватель, курирующий производственную практику на кафедре.
Результаты аттестации практики фиксируются в экзаменационных ведомостях.
Контроль сформированных компетенций
Производственная практика считается завершенной при условии выполнения магистрантом всех требований программы практики.
Оценка и отметка за производственную практику выставляется с учетом степени сформированности компетенций, закрепленных за этим видом практики.
Компетенция ОК.2 («способность применять освоенные методы исследования в научно-исследовательской и практической деятельности») сформирована, если в отзыве руководителя практики отмечается, что магистрантом проведено психодиагностическое исследование с соблюдением всех условий и требований психодиагностического исследования.
Компетенция не сформирована, если в отзыве руководителя практики отражен факт того, что в применении методов психодиагностического исследования студентом допускались методологические и организационные ошибки и неточности.
Компетенция ОК.3 («способность и готовность к активному общению в социально-общественной сфере деятельности») сформирована, если в отзыве руководителя практики отмечается, что контакт с руководителем и персоналом отдела (подструктуры) организации, выступающей базой практики, был установлен и поддерживался в течение всего периода практики.
Компетенция не сформирована, если в отзыве руководителя практики отражен факт того, что контакт не был установлен или носил крайне эпизодический характер, магистрант не сумел выстроить диалог с коллегами.
Компетенция ОК.5. («способность и готовность к использованию на практике навыков и умений в организации научно-практических работ») сформирована, если магистрантом представлен заверенный руководителем план прохождения практики.
Компетенция не сформирована, если магистрантом план прохождения практики не представлен.
Компетенция ОК.5 («способность использовать умения и навыки в управлении коллективом») сформирована, если в отзыве руководителя практики указано, что магистрант успешно организовал групповую работу с клиентами (тренинг либо групповые практические (развивающие, коррекционные и др.) занятия).
Компетенция не сформирована, если в отзыве в отзыве руководителя практики указывается, что магистрант не организовывал групповую работу или не организовывал ее должным образом.
Компетенция ОК.6 («готовность нести ответственность за свои решения в рамках профессиональной деятельности во время производственной практики») сформирована, если в отзыве руководителя указано, что магистрант продемонстрировал способность нести ответственность за свои решения в рамках производственной практики.
Компетенция не сформирована, если в отзыве руководителя отмечено, что магистранту не удалось продемонстрировать способность нести ответственность за свои решения в рамках производственной практики.
Компетенция ОК.10 («умение использовать знания правовых и этических норм в своей профессиональной деятельности и оценке ее последствий») сформирована, если в отзыве руководителя практики указано, что деятельность магистранта осуществлялась в соответствии с правовыми и этическими нормами профессиональной деятельности психолога.
Компетенция не сформирована, если в отзыве руководителями практики сообщается о фактах нарушения правовых и этических норм профессиональной деятельности магистрантом во время прохождения практики.
Компетенция ПК.7 («готовность к проведению прикладного исследования в определенной области применения психологии») сформирована, если магистрант представил результаты психодиагностического исследования, результаты представлены корректно, в полном объеме, дополнены рекомендациями.
Компетенция не сформирована, если в отчете магистранта не представлены результаты исследования, либо в представленной части отчета обнаруживаются методологические или организационные ошибки.
Компетенция ПК.8 («готовность составлять комплексный психологический портрет индивида и группы») сформирована, если в отчете магистранта представлены заключения по результатам психодиагностики отдельных лиц и (или) группы лиц, соответствующие требованиям к подобным заключениям.
Компетенция не сформирована, если отчет магистранта заключений по результатам психодиагностики не содержит, либо представленные заключения не соответствуют требованиям.
Компетенция ПК.9 («готовность учитывать изменения антропометрических, анатомических и физиологических параметров в онтогенезе в профессиональной деятельности») сформирована, если в отчете — описании случая из практики консультирования, а также в документах, отражающих просветительскую деятельность, — магистрант демонстрирует ориентацию на указанные параметры.
Компетенция не сформирована, если в отчете магистранта, а именно в описании случая из практики консультирования, также в документах, отражающих просветительскую деятельность, нет ориентации на указанные параметры.
Компетенция ПК.10 («готовность формулировать психологические рекомендации по результатам исследования с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежностей к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам, а также с учетом наличии психических нарушений») сформирована, если в отчете по практике магистрантом представлены заключения по результатам психодиагностики с рекомендациями, а рекомендации сформулированы с учетом указанных выше факторов.
Компетенция не сформирована, если в отчете магистранта не содержится рекомендаций, либо рекомендации сформулированы без учета указанных выше факторов.
Компетенция ПК.11 («быть способным применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния») сформирована, если магистрант отразил в рефлексивном отчете, какие приемы саморегуляции и оптимизации собственной деятельности и психического состояния и в каких профессиональных ситуациях он применил.
Компетенция не сформирована, если в рефлексивном отчете магистранта не отражены методы саморегуляции, освоенные им и примененные в ходе производственной практики.
Компетенция ПК.11 («готовность анализировать свою деятельность как профессионального психолога») сформирована, если магистрант представил рефлексивный отчет по итогам производственной практики, в котором содержится анализ собственной деятельности во время практики (анализ достижений, успехов, открытий, зон ближайшего развития, ошибок, трудностей и ограничений).
Компетенция не сформирована, если магистрантом не представлен рефлексивный отчет по итогам практики, либо в представленном отчете не содержится анализа собственной деятельности.
Компетенция ПК.16 («готовность к постановке прикладных задач в определенной области психологии») сформирована, если в отчете по практике магистрантом корректно и грамотно сформулированы прикладные задачи профессиональной психологической деятельности.
Компетенция не сформирована, если в отчете не сформулированы прикладные задачи профессиональной деятельности, либо если сформулированные задачи не соответствуют реальной деятельности магистранта на практике.
Компетенция ПК. 17 («способность и готовность к диагностике психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп на основе инновационных разработок») сформирована, если в отчете магистрантом представлены результаты психодиагностики с использованием современных методов психологической диагностики (качество которых подтверждается ссылками на полнотекстовый источник).
Компетенция не сформирована, если в отчете магистранта не представлены результаты психодиагностики, либо отсутствуют ссылки на источники.
Компетенция ПК.17 («способность и готовность к экспертизе и коррекции психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп на основе инновационных разработок») сформирована, если в отчете магистранта представлена программа тренинга или групповых практических (развивающих, коррекционных и др.) занятий, включающая современные и актуальные методы тренинговой работы или психологической коррекции; программа занятий разработана магистрантом самостоятельно, с учетом специфики целевой группы.
Компетенция не сформирована, если в отчете не представлена программа тренинга или групповых практических (развивающих, коррекционных и др.) занятий, либо является полностью заимствованной, либо разработана без учета специфики целевой группы.
Компетенция ПК.18 («способность и готовность к созданию эффективных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности») сформирована, если в отчете магистрантом представлена программа психологического тренинга либо групповых практических (развивающих, коррекционных и др.) занятий.
Компетенция не сформирована, если в отчете не представлена программа психологического тренинга либо групповых практических (развивающих, коррекционных и др.) занятий.
Компетенция ПК.19 («способность и готовность к комплексному профессиональному воздействию на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуации в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека») сформирована, если в отчете магистрантом представлена программа психологического тренинга либо групповых практических (развивающих, коррекционных и др.) занятий; в рефлексивном отчете представлен анализ реализации программы.
Компетенция не сформирована, если в отчете не представлена программа психологического тренинга либо групповых практических (развивающих, коррекционных и др.) занятий, в рефлексивном отчете анализ реализации программы не представлен.
.Компетенция ПК.24 («способность к самостоятельному выбору и применению психологических технологий, позволяющих осуществлять решения новых задач в практической деятельности») сформирована, если в рефлексивном отчете обоснованно представлен выбор психологических технологий и дан анализ их применения; в отчете руководителя отмечается самостоятельность выбора и применения магистрантом психологических технологий.
Компетенция не сформирована, если выбор психологических технологий и анализ их применения в рефлексивном отчете не представлен; в отчете руководителя отмечается несамостоятельность выбора и применения магистрантом психологических технологий.
Компетенция ПК.34 («способность и готовность к мониторингу потребностей в основных видах психологических услуг в профессионально-предметной области») сформирована, если в отчете представлено описание принимающей стороны, структуры организации (учреждения), роли и места психолога в ней, видов психологических услуг, востребованных в данной организации (на основе анализа документов и наблюдения).
Компетенция не сформирована, если в отчете не представлено описание принимающей стороны, структуры организации (учреждения), роли и места психолога в ней, видов психологических услуг, востребованных в данной организации.
Компетенция ПК.35 («способность и готовность к организации работы психологической службы в определенной сфере деятельности общества») сформирована, если магистрант представил в отчете описание структуры организации — базы практики, роли и места психолога в ней, видов психологических услуг, востребованных в данной организации.
Компетенция не сформирована, если в отчете не представлено описание принимающей стороны, структуры организации (учреждения), роли и места психолога в ней, видов психологических услуг, востребованных в данной организации.
Компетенция ПК.39 («способность и готовность к подготовке служебных документов») сформирована, если магистрант представил в полном объеме материалы практики (п.3 отчета), например, психодиагностические заключения, программы занятий и т.д.
Компетенция не сформирована, если магистрант не представил материалы практики (п.3 отчета), либо представил документы, не отвечающие требованиям.
Компетенция ПК.39 («способность и готовность к ведению деловой переписки») сформирована, если в отзыве руководителя отмечается, что магистрант продемонстрировал осведомленность в вопросах деловой переписки.
Компетенция не сформирована, если в отзыве руководителя отмечается, что магистрант испытывает сложности в вопросах деловой переписки.
Компетенция ПК.40 («способность и готовность к использованию организационно-правовых основ профессиональной деятельности») сформирована, если в отзыве руководителя практики указано, что деятельность магистранта осуществлялась в соответствии с правовыми и этическими нормами профессиональной деятельности психолога.
Компетенция не сформирована, если в отзыве руководителями практики сообщается о фактах нарушения правовых и этических норм профессиональной деятельности магистрантом во время прохождения практики.
В качестве объектов оценки выступают:
1. Описание принимающей стороны, руководителя практики с принимающей стороны, научного руководителя практики;
2. Описание задач, выдвигаемых принимающей стороной и кафедральным руководителем;
3. Описание структуры организации (учреждения), роли и места психолога в ней;
4. План практики (вид деятельности, количество часов и отметка о выполнении с указанием даты);
5. Программа психодиагностического исследования с заключением и рекомендациями;
6. Программа тренинга либо групповых практических (развивающих, коррекционных и др.) занятий;
7. Описание случая из практики консультирования;
8. Программа просветительской деятельности и результаты просветительской деятельности – памятки, рекомендации, буклеты, аналитические справки и т.д.
9. Рефлексивный отчет;
10. Приложение (сводные таблицы данных психодиагностики, методики, анкеты, протоколы наблюдений и т.д.);
11. Отзыв-характеристика о прохождении практики магистрантом, составленный руководителем организации (учреждения) – базы производственной практики.
Каждый из представленных видов отчетности (приложения) оценивается отдельно по пятибалльной шкале. Итоговая отметка за производственную практику представляет собой средний балл, полученный как результат деления суммарного балла, полученного за все объекты оценивания, на их количество (10 объектов, с 1 по 10 в списке).
При выставлении отметки учитываются следующие позиции:
— предварительная оценка руководителем организации (учреждения) – базы производственной практики процесса прохождения магистрантом практики;
— наличие и качество оформления отчетной документации;
— качество доклада на итоговой конференции;
— умение отвечать на вопросы, адресуемые магистранту на итоговой конференции.
Оценка за практику снижается, если:
— магистрант во время прохождения практики проявлял неоднократно недисциплинированность;
— магистрантом нарушались этические нормы поведения;
— магистрант не сдал в установленные сроки необходимую документацию;
— магистрант не посещал установочную и итоговую конференции.
Отметка за производственную практику выставляется с учетом степени сформированности компетенций, закрепленных за производственной практикой.
Соответствие уровня сформированности компетенции и балльной отметки:
· Отметка «отлично» ставится в случае, если соответствующая компетенция сформирована;
· Отметка «хорошо» ставится в случае, если соответствующая компетенция в основном сформирована, однако имеются некоторые недочеты в содержании и оформлении вида отчетности;
· Отметка «удовлетворительно» ставится в случае, если соответствующая компетенция сформирована частично;
· Отметка «неудовлетворительно» ставится в случае, если соответствующая компетенция не сформирована.
Приложение 1
Пример оформления титульного листа. Отчета по производственной практике
Отчета по производственной практике
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Философско-социологический факультет
Кафедра психологии развития
ОТЧЕТ
по производственной практике
Руководитель магистерской программы
доцент (профессор) (подпись, дата) Иванов В.В.
Руководитель производственной практики
доцент (подпись, дата) Петров В.В.
Исполнитель
магистрант (подпись, дата) Никитин В.В.
Пермь 2011
Приложение 2
Отзыв-характеристика о прохождении практики магистрантом, составленный руководителем организации (учреждения) – базы производственной практики
1. Список видов деятельности, реализованных магистрантом в ходе производственной практики, оценка их соответствия задачам, выдвигаемым принимающей стороной;
2. Характеристика коммуникации магистранта с руководителем и персоналом отдела (подструктуры) организации, выступающей базой практики (установление и поддержание контакта, наличие диалогового режима взаимодействия, эффективность коммуникации с точки зрения выдвигаемых задач);
3. Характеристика процесса организации магистрантом групповой работы с клиентами (тренинг либо групповые практические (развивающие, коррекционные и др.) занятия);
4. Характеристика процесса организации магистрантом индивидуальной работы с клиентами (психологическое консультирование);
5. Оценка степени самостоятельности выбора и применения магистрантом психологических технологий;
6. Характеристика разработанной магистрантом программы психодиагностического исследования, процесса его проведения, психологического заключения по результатам исследования и сформулированных рекомендаций;
7. Характеристика разработанной магистрантом программы тренинга либо групповых практических (развивающих, коррекционных и др.) занятий, а также процесса проведения указанных занятий;
8. Характеристика разработанной магистрантом программы просветительской деятельности и результатов просветительской деятельности – памятки, рекомендации, буклеты, аналитические справки и т.д.
9. Характеристика магистранта с точки зрения его способности нести ответственность за свои решения в рамках производственной практики;
10. Характеристика деятельности магистранта в аспекте ее соответствия правовым и этическим нормам профессиональной деятельности психолога;
11. Характеристика степени осведомленности магистранта в вопросах деловой переписки.
Подпись руководителя организации (учреждения) – базы производственной практики __________________________________________________________
Приложение 3
Индивидуальный план педагогической практики
_________________________________________________________
(ФИО)
№ | Основные виды деятельности | Количество часов | Отметка о выполнении (с указанием даты) |
Подпись руководителя организации – базы практики _____________________
Подпись магистранта ________________________
Приложение 4
Рефлексивный отчет магистранта
По производственной практике
1. Психологические технологии, использованные в ходе производственной практики, обоснование их выбора, анализ их применения;
2. Анализ собственной деятельности во время практики (анализ достижений, успехов, открытий, зон ближайшего развития, ошибок, трудностей и ограничений);
3. Организация собственной деятельности (используемые приемы саморегуляции и оптимизации собственной деятельности и психического состояния, описание профессиональных ситуаций, в которых они были применены).
Подпись магистранта _______________________________________