ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ОНЛАЙН-ГЕЙМЕРОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТИПА МОТИВАЦИИ АФФИЛИАЦИИ

Оглавление

Введение 4

Глава 1 Общенаучные подходы к изучению особенностей личности онлайн-геймеров 8

1.1 Понятие личности и мотивационной сферы личности в психологии. Понятие мотивации аффилиации в психологии 8

1.2 Понятие игровой аддикции в психологии. Психологическая классификация компьютерных игр 19

1.3 Общенаучное представление о массовых многопользовательских ролевых онлайн-играх (MMORPG) 22

1.4 Психологическая характеристика игроков в онлайн-игры 26

1.5 Постановка проблемы, гипотезы и задачи эмпирического исследования 34

Глава 2 Организация и методы эмпирического исследования 37

2.1 Организация эмпирического исследования, характеристика выборки 37

2.2 Обоснование выбора диагностических методик, их краткая характеристика 39

2.3 Статистические методы исследования 44

Глава 3 Результаты исследования и их обсуждение 45

3.1 Формирование групп онлайн-геймеров по типу мотивации аффилиации. 45

3.2 Сравнительный анализ индивидуально-психологических свойств личности, типов ведущих тенденций личности и показателей самоактуализации между группами онлайн-геймеров с разным типом мотивации аффилиации 47

3.3 Взаимосвязи между индивидуально-психологическими свойствами личности с показателями самоактуализации и типом ведущих тенденций личности онлайн-геймеров в группах, различающихся типом мотивации аффилиации 52

3.3.1 Общие для обеих групп онлайн-геймеров взаимосвязи между индивидуально-психологическими свойствами личности, показателями самоактуализации и типом ведущих тенденций личности 52

3.3.2 Взаимосвязи между индивидуально-психологическими свойствами личности, показателями самоактуализации и типом ведущих тенденций личности онлайн-геймеров с преобладающим типом мотивации аффилиации «Страх отвержения» 56

14 стр., 6671 слов

Конфликтная личность — бесконфликтный тип

Конфликтная личность — демонстративный тип. 1. Хочет быть в центре внимания. 2. Любит хорошо выглядеть в глазах других. 3. Его отношение к людям определяется тем, как они к нему относятся. 4. Ему легко даются поверхностные конфликты, любуется своими страданиями и стойкостью. 5. Хорошо приспосабливается к различным ситуациям. 6. Рациональное поведение выражено слабо. Налицо поведение эмоциональное. ...

3.3.2 Взаимосвязи между индивидуально-психологическими свойствами личности, показателями самоактуализации и типом ведущих тенденций личности онлайн-геймеров с преобладающим типом мотивации аффилиации «Стремление к принятию» 68

Общие выводы 79

Заключение 81

Библиографический список 83

Приложения 90

Компьютер. Часто мы даже не осознаем того, что начинаем во многом зависеть от этих дорогих кусочков пластика и цветного металла. Без компьютеров и компьютерных сетей не обходиться ни одна фирма или крупная компания. Взаимодействие современного человека с компьютером происходит постоянно — на работе, дома, в дороге и даже за столом. Компьютеры целеустремленно и уверенно входят в человеческую жизнь, занимая свое личное место в нашем сознании.

Без компьютеров и компьютерных сетей на сегодняшний день не обходиться ни одна фирма или крупная компания. Взаимодействие современного человека с компьютером происходит постоянно — на работе, дома, в дороге и даже за столом. Компьютеры целеустремленно и уверенно входят в человеческую жизнь, занимая свое личное место в нашем сознании. Часто мы даже не осознаем того, что начинаем во многом зависеть от этих дорогих кусочков пластика и цветного металла.

Параллельно с появлением компьютеров начали разрабатываться и компьютерные игры, сразу же нашедшие нашли массу поклонников. С постоянным совершенствованием компьютерных технологий происходило и как графическое, так и содержательное улучшение игры, что привлекало все больше и больше людей. Сегодня компьютерная техника уже находится на таком уровне развития, что позволяет программистам создавать потрясающе натуралистичные игры с хорошей графикой и звуковым сопровождением. В народе людей, являющихся фанатами компьютерных игр, называют «геймерами» (от английского «game» — игра).

И их количество растет с каждым новым скачком в области развития компьютерных технологий.

Главенствующей деятельностью этих людей является компьютерная игра. По утверждениям некоторых исследователей, круг социальных контактов у них печально узок, любая другая деятельность направлена всего лишь на поддержание жизнеспособности и удовлетворение физиологических потребностей. Важна для таких людей только игра и пребывание в виртуальной реальности.

6 стр., 2989 слов

изучить индивидуальные особенности мотивации личности.

Содержание Введение 3 Глава 1. Теоретические аспекты изучения теорий мотивации 5 1.1 Сущность понятия «мотивация» 5 1.2 Современные теории мотивации 10 1.3 Характеристика основных теорий мотиваций 15 Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей мотивации в деятельности мотивации 21 2.1 Описание методик, используемых в диагностике 21 2.2 Изучение полученных результатов 22 2.3 Рекомендации по ...

Конечно, данная характеристика свойственна лишь для людей фанатично, «на грани» увлекающихся компьютерными играми, когда увлеченность приближается к явно выраженной патологии. Однако, несомненно существование факта проявления феномена психологической зависимости человека от компьютерных игр. Обращая внимание на то, что количество людей, у которых возможно наблюдать симптомы данного вида аддикции, растет с каждым днем, этот вопрос требует изучения со стороны психологической науки.

Работа в этом направлении имеет выраженную теоретическую направленность и соответствующую актуальность.

Теоретическая актуальность связана, во-первых, с несомненным присутствием влияния феномена кибераддикции как на личность человека, так и на его здоровье. В-вторых, о негативном влиянии кибераддикции на граждан возможно говорить в масштабах страны, так отмечала Наталья Маркова, директор центра коммуникативных исследований Российской академии наук, эксперт Совета Федерации в своем докладе уже в июне 2006г. на заседании комиссии Общественной палаты по вопросам развития культуры представила такие данные: «В настоящее время в России около 600 тысяч человек, зависимых от компьютерных игр, которые проводят за ними от 20 до 50 часов в неделю. Это означает, что эти люди практически потеряны для общества. У них портится здоровье, они не способны создать семью, в конце концов, они выпадают из демографической ситуации». (Сапогова, 2006)

Таким образом, из вышеупомянутого можно заключить, что мы имеем дело с новой, слабо разработанной проблемой, которая оказывает достаточное влияние в масштабах целого общества, в запущенных случаях исключая из него людей, а иногда и приводя к их гибели. Данная проблема все еще требует тщательной теоретико-практической разработки со стороны различных социальных наук.

Цель исследования: изучить индивидуально-психологические особенности личности онлайн-геймеров в зависимости от типа мотивации аффилиации.

Гипотезы:

1. Предполагается, что существуют особенности в индивидуально-психологических свойствах личности, типах ведущих тенденций личности и показателях самоактуализации онлайн-геймеров в зависимости от типа мотивации аффилиации.

2 стр., 913 слов

«Социально-психологическое воздействие на личность в юридической психологии».

Содержание Введение 3 1. Понятие социально-психологического воздействия 4 2. Понятие правомерного социально-психологического воздействия в деятельности сотрудников ОВД 8 3. Классификация методов и приемов социально-психологического воздействия и их характеристика 14 Заключение 17 Литература 18 Введение На современном этапе развития нашего общества от человека все чаще требуется овладение новыми ...

2. Предполагается наличие особенностей взаимосвязей между индивидуально-психологических свойств личности онлайн-геймеров, типами ведущих тенденции и показателями самоактуализации.

Задачи исследования:

1. Изучить феномены мотивации аффилиации, самоактуализации и индивидуально-психологических особенностей личности онлайн-геймеров.

2. Изучить особенности индивидуально-психологических свойств личности онлайн-геймеров в зависимости от типа мотивации аффилиации.

3. Изучить особенности типов ведущих тенденций личности онлайн-геймеров в зависимости от типа мотивации аффилиации.

4. Изучить особенности самоктулизации онлайн-геймеров с различным типом мотивации аффилиации.

5. Изучить специфику взаимосвязей индивидуально-психологических свойств личности с типом ведущих тенденций личности и показателями самоактуализации онлайн-геймеров с различным типом мотивации аффилиации.

Объект исследования: индивидуально-психологические особенности личности онлайн-геймеров.

Предмет исследования: индивидуально-психологические особенности личности онлайн-геймеров в зависимости от типа мотивации аффилиации.

Практическое значение работы заключается в расширении теоретико-практической базы в изучении феномена компьютерной аддикции и ее влияния на личность онлайн-геймера. Полученные результаты могут быть использованы в процессе психологического консультирования, психокоррекции при работе с киббераддикцией. ………….

1. Мехрабиан А. Диагностика мотивов аффилиации [Текст] / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М., 2002.

2. Авербух Н.В , А.А. Щербинин. Психологические аспекты феномена присутствия в виртуальной среде [Текст] // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2011. Т. 8, № 4.

3. Аветистова А.А. Психологические особенности игроков в компьютерные игры.[Текст] // Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2011. Т. 8, № 4.

4. Асмолов А. Г. Психология личности : культурно-историческое понимание развития человека. [Текст] / Александр Асмо лов. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Смысл : Издательский центр «Академия», 2007.

6 стр., 2858 слов

Рекламный текст и психология речевого воздействия

Содержание Введение Пролог. Могущество слова: Имеют они вес там, слов мало где Глава 1. Риторические типы речевой стратегии и тактика обеспеч речевую гамму 1.1. Методологические и теоретические проблемы области воздействия 1.2. Лингвистические проблемы речевого воздействия и планирования 1.3. Модель речевой тактики как схема планирования речевых действий 1.4. Психология речевого воздействия Глава ...

5. Белозеров С.А. Виртуальные миры MMORPG: Часть I. Определение, описание, классификация. [Текст] // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2015. Т. 12. № 1

6. Боришевский М.И. Психологические особенности самосознания подростка. [Текст] // Киев: Вища школа, 1980.- 167 с.

7. Внебрачных, Р.А. Троллинг как форма социальной агрессии в виртуальных сообществах. [Текст] // Вестник Удмуртского Университета. – 2012.-№1. – С. 48-51.

8. Войскунский А.Е. Зависимость от интернета: актуальная проблема. [Текст] // М. Психологический журнал, №1, 2004.

9. Войскунский А.Е. Концепции зависимости и присутствия применительно к поведению в Интернете // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. — 2015. — N 4(33) [Электронный ресурс]. URL: >10. Войскунский А.Е. Психологические исследования феномена Интернет-аддикции [Текст] // Тезисы докладов 2-й Российской конференции по экологической психологии. М.: Экопсицентр РОСС. 2000.

11. Денисов А.А. Особенности ценностных ориентаций пользователей онлайн-игр. [Текст] // Медицинская психология в России: электрон.науч. журн. — 2011. — N 6(11) [Электронный ресурс]. URL: >12. Джеймс, У. Психология [Текст] / Под ред. Л. А. Петровской. — М. : Педагогика, 1991. — 368 с.

13. Егоров А.Ю. Нехимические зависимости. [Текст] // СПб.: Речь, 2007.

14. Захарова А.В. Психология формирования самооценки / А.В. Захарова. — Минск, 1993.

15. Иванов Д.В. Виртуализация общества. [Текст] // СПб.: Петербургское Востоковедение, 2000.

16. Краснова С.В. , Н. Р. Казарян, В. С. Тундалева, Е. В. Быковская, О. Е. Чапова, М. О. Носатова. Как справиться с компьютерной зависимостью. [Текст] // М.: Эксмо, 2008.

17. Комарова Н. Мотивация труда и повышение эффективности работы. // Человек и труд 1997 №10.

18. Пешкова.Л.А. Теория интегральной индивидуальности (B.C.Мерлин) [Текст] // Психология личности: словарь-справочник. К.: «Рута», 2001.

19. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. // М., 1999. Кн.1.

20. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] // М.: Смысл, Академия, 2005 г.

21. Лысенко Е.Е. Психология компьютерной игры. [Текст] //Тезисы докладов конференций. Серия 9 Экономика и системы управления. Выпуск 2. Проблемы компьютеризации дошкольного воспитания (Материалы научно-технического семинара, 1989).

18 стр., 8577 слов

Столяренко А. М. Психология и педагогика [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студентов вузов / А. М. Столяренко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ЮН

ПЕДАГОГИКА Рабочая программа дисциплины   по направлению подготовки   072500.62 Дизайн тип ООП академический бакалавриат   Владивосток Издательство ВГУЭС ББК 74.я7   Рабочая программа учебной дисциплины «Педагогика» составлена на базе ФГОС ВПО в соответствии с требованиями ООП 072500.62 «Дизайн».     Составитель: Олешкевич Н.А., доцент кафедры философии и юридической ...

М., 1989. — С. 23-27.

22. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. [Текст] / Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1986г.

23. Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. [Текст] / Пер. с англ. — СПб.: Питер, 2012

24. Менделевич В.Д. Руководство по аддиктологии [Текст] / Под ред. проф. В. Д. Менделевича. СПб.: Речь, 2007.

25. Меновщиков В.Ю. Психологическая помощь в сети интернет. М., 2007. [Электронный ресурс]. URL: articles/netpsy/psyhelp_in_internet (дата обращения: 06.12.15)

26. Москаленко В.Д. Зависимость: семейная болезнь [Текст] //- М.: Издательство «Пер Сэ», 2009.

27. Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды. [Текст] / [Пер. с англ. Л. В. Трубицыной и Д. А. Леонтьева]; под общ. ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002.

28. Палфри Дж., Гассер У. Дети цифровой эры. [Текст] // Переводчик Н. Г. Яцюк. — М: Эксмо, 2011.

29. Плешаков В. А. Виртуальна