Инд прогр 6-9

Ψ

Государственное образовательное учреждение

для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи,

ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ «ЛИЧНОСТЬ»

городского округа Тольятти

445057, РФ, Самарская обл., г. Тольятти, ул. Юбилейная, 81, тел. 34 81 41

Программа индивидуальной коррекционной работы «Формирование осознанного мышления школьника».

ФИО ребенка____________________________________

Дата рождения___________________________________

Возраст на начало занятий________________________

Результаты первичной психодиагностики: _________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Цель индивидуальной программы: положительное изменение в интеллектуальном развитии подростка ( развитие памяти, мышления, восприятия, внимания, и др.).

Задачи программы:

1. Поддержать высокий уровень интереса и познавательной активности у подростка. 2. Развитие логического мышления, внимания, смысловой памяти. 3. Развитие познавательных способностей, что позволит подросткам более успешно усваивать материал программы средней школы.

Длительность программы: программа рассчитана на 18 часов, 1 раз в неделю, длительность занятия 1 час.

Срок реализации программы: с 20 г. по 20 г.

Ответственный: педагог-психолог

Учебно-тематический план программы «Формирование осознанного мышления школьника».

Дата

провед-я

Цель занятия

(решаемые задачи)

Содержание (методы и приемы)

Отслеживание динамики

1

Отработка умений описывать предметы по их признакам.

Диагностика переключения и распределения внимания.

Тренировка переключения и распределения внимания.

Тренировка умений выделять признаки предметов и других объектов.

Разминка Вычеркнуть быстро и точно в тексте часто встречающуюся букву, например О или Е.

Упражнение Чтобы отличать понятия друг от друга, мы их описываем, называем их признаки (свойства, качества).

Что можно сказать о форме, цвете, вкусе арбуза, лимона, помидора? Признаки предмета вписать в таблицу.

Упражнение Придумай как можно больше предметов, название которых можно вставить вместо точек. Красный(ая,ое) … Колючий(ая,ое) …Белый(ая,ое) … Сильный(ая,ое) …Серый(ая,ое) … Слабый(ая,ое) …Пушистый(ая,ое) …

Упражнение Различными признаками (свойствами, качествами) обладают не только живые существа и конкретные предметы, но и такие объекты, как буквы, слова, предложения, цифры, числа, фигуры. Например, у числа могут быть (или не быть) такие признаки: четность, нечетность, количество цифр, которыми оно записывается и др. Назови как можно больше признаков каждой из фигур. А) четыре угла …Б) три стороны …В) незамкнутая фигура … Назови пять признаков следующих чисел а) 248, б) 37, в) 1, г) 0 Укажи пять признаков слов: признак, топот.

Домашнее задание Назови 5 признаков комнаты, в которой ты живешь. Опиши кого-либо из своих домочадцев: маму, папу, сестру или брата.

2

Обогащение и расширение вербального опыта детей, их общей осведомленности.

Развитие активного словаря.

Тренировка внимания и зрительной памяти.

Тренировка умений выделять признаки и свойства объектов и предметов.

Разминка Называется какая либо тема, например «Лес». Надо вспомнить и записать как можно больше слов, связанных с этой темой. Например: дерево, ягоды, мох, болото и т.д.

Упражнение Вставь вместо точек подходящее слово. Выбери его из следующего списка: глубина, высота, горечь, чистота, голубизна, четкость, твердость. … звука … дома… неба … глаз… озера … разлуки… металла … характера … изображения… перца … произношения … мысли Какое слово из списка не было использовано?

Упражнение 1. Для каждого свойства укажи и запиши в тетрадь противоположное: щедрость, храбрость, мягкость, честность, слабость, грубость, неряшливость.

2. Для каждого знака найди противоположный ему по своему назначению или свойствам: минус, знак деления, знак вопроса, знак равенства, знак умножения, плюс.

Упражнение Прочти слова: Правдивость Робость Искренность Злость Находчивость Аккуратность Коварство. Сколько здесь записано слов? Прежде чем ответить, постарайся найти «спрятанное» слово (признак).

Очень часто признаки (свойства, качества) предметов или других объектов нельзя пощупать (злость), понюхать (робость), попробовать на язык (белизна), но зато ими можно мысленно оперировать.

Итак, названия признаков (свойств, качеств) присутствуют в языке не только как прилагательные (белый, добрый, горький), но и как существительные (белизна, точность, аккуратность).

Упражнение Я буду называть слово, а ты должен записывать на свой листок слово, имеющее противоположное значение. Записывать ответы нужно с порядковой нумерацией в столбик. Пропуски заполняются в процессе совместного обсуждения. Результаты анализируются. 1. Начало — конец 2. Кривой — прямой 3. Пасмурный — ясный 4. Мягкий — твердый 5. Далекий — близкий 6. Грубый — нежный 7. Острый — тупой 8. Совестливый — бессовестный 9. Застенчивый — раскованный 10. Мелкий — глубокий ……

Домашнее задание Выполнить последнее упражнение дома с родителями.

3

Тренировка устойчивости и распределения внимания.

Тренировка умения сравнивать объекты межу собой.

Тренировка умения находить сходство не только в самих объектах, но и в отношениях между ними.

Разминка Испытуемый, зачеркивая в тексте газетной статьи определенные буквы (К и Р), одновременно слушает рассказ. Затем излагает его письменно. Таким образом, испытуемый выполняет два вида работы. Ведущий после каждой истекшей минуты говорит: «Стоп», а испытуемый ставит черту на бланке за тем знаком, который он просматривает в данный момент.

Упражнение Чем похожи ученики вашего класса Дима и Саша? Саша и Даша? Чем похожи слова кошка, книга, крыша? Число, буква, цифра?

Упражнение Найди общие признаки у чисел 25 и 52, 25 и 35, 333 и 444, 7 и 19, 8 и 192, 3 и 711, 201 и 20101

Упражнение Чем похожи и чем отличаются следующие фигуры?

Упражнение Сравни два описания. 1. Похолодание, осадки в виде дождя и снега. Изменение окраски листьев и листопад у растений. Отлет птиц. 2. Роняет лес багряный свой убор, Сребрит мороз увянувшее поле, Проглянет день, как будто поневоле, И скроется за край окружных гор.

Упражнение Вставь пропущенное число: 19 (30) 11, 23 (…) 27, 7 (91) 13, 8 (…) 5, 283 (148) 431, 526 (…) 783

Впиши в скобках нужное слово: гора (рама) маяк, перо (…) салат, корова (роза) стрекоза, собака (…) западня, гамма (гимн) диван ,перец (…) клоун

Домашнее задание Сравнить между собой папу и маму.

В списке рядом с каждым словом надо написать слово, имеющее то же значение, то есть синоним. Выполнять задание можно не для всех слов. Список слов: Учитель, Фотография, Одежда, Азбука, Народ.

4

Тренировка устойчивости и распределения внимания.

Тренировка решения нестандартных задач по схеме.

Введение понятия рода и вида.

Разминка Счет по Крепелину.

УпражнениеОпиши словами каждую из фигур на рисунке. Запиши свои описания в тетрадь.

Упражнение 1. Жили-были три друга — Белов, Чернов и Сидоров. У одного были светлые волосы, у другого — черные, у третьего — рыжие. Цвета волос у друзей не соответствовали их фамилиям. Какой цвет волос у каждого из друзей, если известно, что рыжий не сосед Белова?

2. Члены бригады ремонтников, состоящей из штукатура, маляра и паркетчика, носят фамилии Кузнецов, Сидорова и Егоров.

Штукатур и паркетчик — мужчины, Егоров — брат штукатура. Какую профессию имеет каждый из них?

Упражнение Посмотри на рисунки, опиши их. Какой признак присутствует в каждом описании, то есть является общим для всех фигур? Все фигуры на рисунке четырехугольники. Каждая фигура представляет собой какую-то разновидность четырехугольника, другими словами — вид четырехугольника. Чем отличаются следующие фигуры? Все фигуры на первом рисунке принадлежат к роду «четырехугольники».

К какому роду принадлежат фигуры на другом рисунке? Треугольники и четырехугольники принадлежат к роду «многоугольники» и являются его видами. Можно изобразить это в виде схемы

Какой круг на этой схеме обозначает многоугольники, какой — четырехугольники, какой — треугольники?

Ответьте на вопросы: Чего больше: берез или деревьев? Земляники или ягод? Мух или насекомых?

Цветов или ландышей? Слов или существительных? Квадратов или прямоугольников? Пирожных или сладостей?

Упражнение Заполни пропуски подходящими словами

Род Вид

Многоугольники Треугольник, …, …

Существительное Чашка, …, …

… Веселый, круглый, зеленый,

Четное число …, …, …

… 3, 17, 125

Домашнее задание Продолжи дальше эту таблицу, если ты хочешь. Желательно придумать примеры из разных школьных предметов.

5

Развитие ассоциативного мышления.

Тренировка мыслительных действий — обобщение и ограничение понятий.

Тренировка умений находить новые свойства предметов, развитие творческого мышления.

Тренировка умений правильно находить обобщающее понятие

Разминка Кирпич. Называется знакомый всем предмет, например кирпич. Надо придумать как можно больше нестандартных способов применения этого предмета.

Упражнение Произведите обобщение и ограничение следующих понятий. Например, дано: лампа — свет, осветительный прибор, телевизор, настольная лампа. Для понятия «лампа» родовым понятием является понятие «осветительный прибор», а видовым — «настольная лампа». Запись нужно сделать следующим образом: Осветительный прибор- Лампа -Настольная лампа.

Список понятий: Местоимение – часть речи, синтаксис, указательное местоимение, междометие. Изобразительное искусство – мозаика, искусство, театр, художник. Ветер – атмосферное явление, прохлада, пассат, снег. Крахмал – жиры, картофель, кукурузный крахмал, органическое вещество.

Беседа по теме «Определение правильных обобщений» Как установить, правильно ли произведено обобщение? То есть правильно ли подобран род к тому или иному понятию? Относится ли в той или иной паре понятий второе понятие к первому как род к виду.

Для этого следует помнить, что все признаки более общего (родового) понятия должны содержаться в видовом понятии. Проверить правильность обобщения можно, подставив перед видовым понятием слово «любой». Если обобщение не потеряет смысл, то оно произведено правильно. Например: Окунь — рыба (любой окунь — это рыба).

Дерево — лес (любое дерево — это лес — неверно).

Дерево не обладает всеми признаками леса. Дерево — это часть леса, а не вид леса. Правильным будет обобщение «дерево — растение» (любое дерево — растение).

Установите, правильно ли произведено обобщение. Республика — форма государственного правления. Дополнение — член предложения. Африка — часть света.

6

Развитие творческого мышления.

Развитие активного словаря.

Тренировка мыслительных действий — обобщения и ограничения понятий.

Разминка «Телеграмма» Берется какое-нибудь слово. Нужно придумать текст телеграммы, первое слово которой начинается с первой буквы выбранного слова, второе — со второй и т.д. Пусть, например, выбрано слово звук. Можно придумать такую телеграмму: Завтра вечером улетаем Крым.

Беседа по теме «Обобщение и ограничение понятий» В следующем задании требуется установить, правильно ли произведено ограничение понятия, то есть относится ли в каждой паре второе из понятий к первому как род к виду. Чтобы проверить правильность ограничения, можно подставить к родовому понятию слова, например: Один из архитекторов — это Баженов (верно).

Одно из растений — корень (неверно).

Установите, правильно ли произведено ограничение. Архитектор — Баженов. Материк — часть света. Второстепенный член предложения — дополнение. Растение — корень. Русский поэт — Некрасов. Нефть — газ.

Упражнение От ученика требуется назвать обобщающее (родовое) и ограничивающее (видовое) понятия к каждому из данных понятий. В этом упражнении в некоторых случаях видовых понятий может быть несколько, тогда схема может принять следующий вид: История — наука, история Средних веков, новейшая история. Озеро — водоем, Байкал, Иссык-Куль. Наречие — часть речи, отрицательные наречия, быстро. Повесть — проза, повесть Гоголя.

Домашнее задание Поиграйте с родителями в игру «Домино».

7

Диагностика кратковременной памяти.

Отработка умений выделять существенные признаки при анализе понятий.

Разминка «Сочинитель» Даны три слова: медведь, дерево, карандаш. Придумать как можно больше предложений, в каждом из которых были бы использованы все три слова. Слова можно изменять каким угодно способом.

Упражнение Зачитываются слоги, задача — внимательно слушать и затем воспроизвести в любом порядке. Для изучения зрительной кратковременной памяти испытуемым нужно предъявить слоги в течение 20 сек, затем убрать. Стимульный материал: БОЗ, ЧЕЛ, ЗОТ, ФУЛ, НИК, ХИЗ, МОФ, ЩУР.

Упражнение Дать описание понятий: мяч, бутылка, бидон, диван, подоконник. Выявить в описании существенные и несущественные признаки понятия. Сделать запись нужно на доске и в тетради.

Упражнение Ребята решили заняться озеленением своего двора. Кате и Мите было поручено сделать две клумбы в форме четырехугольника с равными сторонами длиной в 1 метр. Нарисуйте эти клумбы. На доске нужно также изобразить варианты. У Кати с Митей клумбы тоже получились разные. Почему? Быть может, кто-нибудь из ребят не выполнил условие? Или дело в том, как было дано задание? Если по одному и тому же описанию сделаны две клумбы разной формы, это еще не беда. А вот если из-за неверного или неточного описания плохо построен дом, мост или самолет — это может кончиться большой бедой. Поэтому очень важно уметь составлять точные и достаточно подробные описания.

Упражнение Какое из описаний квадрата является достаточным (а значит, и точным), какое — недостаточным, какое — избыточным? 1. Фигура, у которой все стороны равны. 2. Четырехугольник, у которого все стороны равны. 3. Четырехугольник, у которого все углы прямые. 4. Четырехугольник, у которого все стороны равны, а углы — прямые. 5. Прямоугольник, у которого все углы прямые, а стороны равны. 6. Прямоугольник, у которого все стороны равны. Нарисуй ко всем описаниям возможные варианты. Например, к описанию 1 подходят фигуры:

Описания 4 и 6 являются определениями квадрата. В описании 4 квадрат рассматривается как вид четырехугольника, а в описании 6 — как вид прямоугольника. Это значит, что в первом случае родом для квадрата является четырехугольник, а во втором — прямоугольник. Изобразить на доске с помощью кругов схему этих двух вариантов:

Домашнее задание Поиграйте с родителями в игру «Домино».

8

Диагностика (тренировка) творческого мышления, развитие активного словаря.

Отработка умений выделять существенные признаки при анализе понятий.

Разминка «Лесенка» Составить слова (имена существительные), расположив их в виде лесенки. Все слова должны начинаться с одной и той же буквы, и в каждом следующем слове должно быть на одну букву больше, чем в предыдущем.

Попробуй составить также лесенки, начиная с буквы Д или с буквы У. Например: А Ар Азу Аист Актер Аромат Абрикос

Упражнение Вы видите здесь столбик слов (понятий), а рядом с каждым из них, в скобках, пять слов. Из этих пяти слов вы должны выбрать два (только два) слова, обозначающие существенные признаки понятия, написанного перед скобкой. Сад — (деревья, садовник, собака, забор, земля).

Мышь — (спина, кошка, глаза, сыр, мышеловка).

Река — (берег, рыба, рыболов, тина, вода).

Лев — (цирк, уши, сено, надсмотрщик, глаза).

Лицо — (цвет, волосы, очки, нос, усы).

Беседа по теме «Существенные и несущественные признаки понятия» Дать определение какому-либо понятию означает назвать родовое слово, в котором заключается (в которое входит) данное, и найти видовые признаки, то есть такие качества, которыми обладают все объекты, включенные в данное понятие, и не обладают другие объекты, входящие в это родовое понятие. Например, мозаика — картина, выложенная из цветных камешков или кусочков стекла.

Родовые и видовые признаки понятия обычно называют существенными, так как они и есть то главное, что мы выражаем с помощью понятия. Остальные признаки называются несущественными, случайными. Например, понятие архив. Существенные его признаки — хранилище и для документов. Помимо этих существенных признаков это понятие может обладать случайными признаками: большой, главный, военный, сельский.

Упражнение Проведите анализ следующих понятий, то есть выделите существенные и случайные признаки. Феодал — богатый, владеющий землей, жестокий, владеющий крестьянами, властный, король. Ботаника — учебный предмет, наука, часть естествознания, скучный урок, сложная наука, не изучает человека.

Упражнение В каждой строчке приведено пять слов. Четыре из них можно объединить по общему признаку, а одно слово этим признаком не обладает. Назовите это слово. Дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий. Смелый, храбрый, отважный, решительный, злой. Молоко, сливки, сыр, сало, сметана. Скоро, быстро, поспешно, постепенно, торопливо. Лист, почка, кора, дерево, сук.

Домашнее задание Поиграйте с родителями в игру «Лесенка».

9

Диагностика уровня развития памяти по Векслеру.

Тренировка умения выделять род и видовые отличия различных понятий.

Разминка Учащийся должен записать последовательность цифр в прямом и обратном порядке. Цифры необходимо записывать в том порядке, в котором они произносятся экспериментатором.

Упражнение Дай определение квадрата: А) как вида прямоугольника: квадрат — это прямоугольник, у которого…Б) как вида четырехугольника: квадрат — это четырехугольник, у которого…Для каждого определения выбери признаки, которые нужно вставить вместо многоточия.

Упражнение А) Как ты думаешь, чего больше: квадратов или четырехугольников; квадратов или прямоугольников; прямоугольников или четырехугольников. Б) Круги на рисунке изображают множества прямоугольников, квадратов и четырехугольников. Обозначь названия соответствующих кругов: Таким образом, четырехугольник является родом не только для квадрата, но и для прямоугольника.

Упражнение Дай определение прямоугольника как вида четырехугольника: Прямоугольник — это четырехугольник, у которого…все стороны равны; противоположные стороны равны; все углы прямые. Итак, признак «все стороны равны» выделяет квадраты из всех прямоугольников. Признак «все углы прямые» выделяет прямоугольники из всех четырехугольников.

Упражнение Закончи определение, подобрав для каждого случая подходящее видовое отличие: Квадрат — это прямоугольник, у которого… Квадрат — это ромб, у которого… Квадрат — это четырехугольник, у которого… Квадрат — это многоугольник, у которого…

Упражнение Дополни определения: Портной — это … который шьет одежду. Сапожник — это человек, который… Учитель — это … который… Сахарница — это посуда для… Масленка — это… Берлога — это жилище для… В каждом определении подчеркни род одной чертой, а видовое отличие — волнистой линией.

Упражнение Кудрики бывают трех видов: красные — шурики, синие — мурики, зеленые — бурики. Составь определения: Мурики — … Бурики — …

Домашнее задание Придумай какие-нибудь шуточные определения.

10

Диагностика объема памяти на слова.

Тренировка умения давать определения различным объектам.

Тренировка умения устанавливать необходимость и достаточность видового отличия в определениях.

Разминка Перед испытуемым ставится задача запомнить как можно больше слов, а затем воспроизвести их в любом порядке. Материалом служат 12 слов, которые предъявляются через каждые 2 сек. Результаты заносятся в таблицы и анализируются. Молоток, крик, существо, завод, песня, жизнь, цех, мысль, мотор, речь, причина, звонок.

Беседа по теме «Определение понятий» На одном из прошлых занятий вам нужно было ответить на вопросы, кто такие учитель, портной, врач и т.п., то есть составить определения. Все определения начинались словами «это человек…». А что такое человек? Ответить на этот вопрос трудно. Слишком сложен человек, чтобы его можно было уместить в краткое определение.

Древнегреческий мудрец Платон определил: «Человек — это двуногое без перьев». Чем не определение? В самом деле, двуногие живые существа — это птицы и люди. Но все птицы покрыты перьями; значит двуногими без перьев являются только люди.Вы согласны с этим определением? Попробуйте опровергнуть это определение!

Упражнение Какие из следующих определений — неправильные? Объясните свой ответ. 1. Щенок — это маленькая собака. 2. Щенок — детеныш собаки. 3. Млекопитающие — это животные, которые кормят детенышей молоком. 4. Корова — домашнее животное, дающее молоко. 5. Рыба — животное, живущее в воде. 6. Термометр — это прибор для измерения температуры воды.

Определения могут быть неправильными по разным причинам. Определения понятий бывают: слишком узкими, то есть недостаточными; слишком широкими, то есть избыточными.

Как можно проверить правильность определения? Нужно закрыть понятие, определение которого ты ищешь, и ответить себе на вопрос, можно ли по определению однозначно сказать, о чем идет речь. Например, рассмотрим определение рыбы: рыба — это животное, которое живет в воде. Можно ли сказать, что речь идет только о рыбах, а не о моржах?

Упражнение Какие из неправильных определений в предыдущем задании слишком широкие? Слишком узкие? Подумай, какие слова нужно добавить или исключить, чтобы сделать определения правильными. Исправь определения.

Домашнее задание Исправь определения:Ножницы — это инструмент для разрезания бумаги. Остров — это часть суши, которая омывается водой. Волейбол — это спортивная игра с мячом. Учебник — это книга, по которой учатся дети.

11

Диагностика и развитие активного словаря.

Обучение умению давать определения понятий.

Тренировка умения выделять свойства предметов, классифицировать предметы по признакам.

Тренировка умения располагать понятия от более частных к более общим;

Разминка Упражнение проводится в виде карточной игры. На карточке написано слово. У этого слова есть — омоним. Вы должны назвать не меньше двух значений каждого слова, помещенного на карточке. Мышка Вилка Кран Служба Шашка

Беседа по теме «Определение понятий» Первоклассник Миша встретил в книге незнакомое слово градоначальник и спросил родителей, что оно означает. «Но это же совершенно ясно, — сказала мама. — Градоначальник — это начальник города». «Ну что значит начальник города? — возразил папа. — Градоначальник — это мэр города». Оба эти определения не широкие и не узкие. Но что такое градоначальник маленький Миша так и не понял: мама не сказала ему ничего нового, а папа употребил непонятное слово мэр. Давая определения, нельзя: пользоваться этим же словом или словами, из него образованными; употреблять в объяснении непонятные слова.

Упражнение Какие недостатки вы видите в следующих определениях? Логика — это наука о логическом мышлении. Бортпроводница — это стюардесса на самолете. Летчик — это пилот авиалайнера. Составьте определения с учетом выявленных недостатков

Упражнение От вас требуется расположить приведенные ниже понятия таким образом, чтобы в образовавшейся цепочке каждое последующее звено относилось к предыдущему как род к виду. Например, даны понятия: пудель, животное, собака, домашнее животное Их следует расположить так: Пудель, собака, домашнее животное, животное. Храм, древнегреческий храм, строение, Парфенон, ритуальное сооружение. Яблоко, растение, дерево, плодовое дерево, цветковое дерево. Почва, чернозем Украины, природное образование, чернозем. Согласная буква, знак азбуки, буква «Д», буква.

Домашнее задание Поиграйте с родителями в игру «Поиск аналогов». Называется какой-либо предмет или явление, например вертолет. Необходимо написать как можно больше его аналогов, то есть других предметов, сходных с ним по различным существенным признакам. Следует также систематизировать эти аналоги по группам. Например, могут быть названы такие пары слов: птица и бабочка (летают и садятся).

12

Тренировка умения строить иерархическую систему родовидовых отношений между понятиями.

Тренировка умения открывать в предмете разные неожиданные возможности использования.

Тренировка умения выделять свойства предметов, классифицировать предметы по признакам.

Разминка «Кирпич» Называется знакомый всем предмет, например кирпич. Надо придумать как можно больше нестандартных способов применения этого предмета.

Упражнение От вас требуется расположить понятия в определенном порядке. Однако при выполнении задания не получится простой цепочки, так как некоторые понятия являются родовыми по отношению не к одному, а к нескольким видовым понятиям.

Например, даны понятия: мебель, кресло, стол, рабочее кресло, обеденный стол.

Аналогичные системы постройте из следующих понятий.

Корень, лист, орган растения, плод, ягода, сочный плод.

Железная руда, полезные ископаемые, пески, природные образования, рудные полезные ископаемые.

Фигура, линия, угол, плоскостная фигура, многоугольник, куб, острый угол, объемная фигура.

Упражнение В следующих заданиях нужно сравнить пары понятий и найти в них общие признаки. Для этого следует проанализировать каждое понятие, выделить существенные признаки, сравнить их, выбрать общие для обоих понятий.

(В скобках даны правильные ответы.)

Церковь — феодал (крупные землевладельцы).

Стебель — лист (части растения).

Лед — пар (агрегатное состояние воды).

Река — озеро ( естественные водоемы).

Домашнее задание Поиграйте с родителями в игру «Исключение лишнего».

13

Тренировка умения выделять существенные признаки разного рода при анализе одного понятия.

Тренировка умения устанавливать логические связи и отношения между понятиями.

Тренировка умения устанавливать сложные логические связи и отношения между понятиями.

Разминка «Взаимоисключение» Нужно назвать как можно больше предметов, обладающих несколькими противоположными признаками и функциями. Например: дверь (закрывает и открывает выход из помещения), выключатель (зажигает и гасит свет), рука (может стукнуть и погладить) и т.п.

Беседа по теме «Логические отношения между понятиями» Понятия могут находиться в разных отношениях друг с другом. Наиболее часто встречаются следующие: Вид — род (окунь — рыба).

Часть — целое (плавник — окунь).

Причина — следствие (горе —слезы).

Упражнение Назовите отношения, существующие между понятиями каждой пары. Рабы — класс Осень — зима Ромб — сторона

Упражнение «Логическая связь» Называются два предмета, например лопата и автомобиль. Надо назвать предметы, являющиеся как бы «переходным мостиком» от первого ко второму. Называемые предметы должны иметь логическую связь с обоими названными предметами.

Например, в данном случае это могут быть: экскаватор (сходен по функциям с лопатой, а с автомобилем входит в одну группу транспортные средства) и рабочий (он копает землю и одновременно является владельцем автомобиля).

Допускается использование 2—3 соединительных звеньев (лопата — тачка — прицеп — автомобиль).

Упражнение Установите, какая связь существует между парами слов первого списка. Запишите эти связи под порядковыми номерами пар слов. Затем прочтите каждую пару слов из второго списка и определите, как соотносятся пары слов из этих двух списков.

Первый список: 1. Овца — стадо 2. Малина — ягода 3. Море — океан Подберите соответствующую пару из первого списка.

1. Испуг — бегство 2. Физика — наука 3. Правильно — верно 4. Грядка — огород

Домашнее задание Поиграйте с родителями в игру «Логическая связь».

14

Тренировка умения выделять свойства предметов, классифицировать предметы по признакам.

Тренировка умения устанавливать логические связи и отношения между понятиями.

Разминка Берутся три слова, например: собака, солнце, помидор. Надо создать группу из двух слов, объединенных общим признаком, а третье слово, не обладающее этим признаком, исключить. Следует найти как можно больше признаков, объединяющих все новые пары. Желательно искать нестандартные, но верные ответы.

Упражнение В каждой строчке этого упражнения написаны три слова. Между первым и вторым словом существует какая-то связь. Определите ее. Рядом с третьим словом даны еще пять слов в скобках. Из этих пяти нужно выбрать только одно, которое будет относиться к слову без пары точно так же, как первое слово ко второму.

Лошадь : жеребенок — корова (пастбище, рога, молоко, теленок, бык) Тонкий : толстый — безобразный (красивый, жирный, грязный, урод, веселый) Свинец : тяжелый — пух (трудный, перина, перья, легкий, куриный)

Упражнение Ученик 7-го класса, назовем его Митей, встретил в одной умной книге о животных слово классификация и решил посмотреть в словаре, что оно означает. Но найти словарь оказалось не так-то просто. Просмотрев снизу доверху все полки (а их было пять) своего книжного шкафа, Митя обнаружил словарь на верхней полке, да и то с трудом: он был завален всяким хламом — старыми тетрадями, растрепанными детскими книжками, альбомами с марками, разрозненными номерами журнала «Юный натуралист».

В словаре Митя прочел: классификация — распределение предметов на группы (классы) по каким-либо отличительным признакам. Классификация устанавливает определенный порядок.

«Порядок — это как раз то, что мне нужно», — подумал Митя и стал разбирать книжный шкаф.

Нарисуйте план-схему размещения книг на пяти книжных полках. Мите нужно было разместить: учебники, тетради, альбомы, словари, справочники, книги о животных,

Упражнение «Цепочка из слов» Цепочку из слов можно составлять из названий городов, растений, животных, сладостей и т.д. Это известная игра: следующее слово должно начинаться на последнюю букву предыдущего. Но эту игру можно усложнить, нанизывая слова не на одну буку, а на две, три. Например: Белка — кабан — антилопа — … Начало — логово — воронка — канал — …

Домашнее задание Наведите порядок на своих книжных полках. Нарисуйте схему распределения своих предметов.

15

Развитие активного словаря.

Тренировка в использовании мыслительных операций: обобщения и классификации.

Разминка В каждом из данных слов переставь буквы так, чтобы получилось новое слово. Впиши эти слова вместо точек.

Салат — …Ангар — …Фара — …Влага — …

Беседа по теме «Классификация» Оказывается, классификация помогает навести порядок не только на полках, но и в различных отраслях знаний. Например, все позвоночные животные распределяются по таким «полочкам»-классам: млекопитающие, птицы, рептилии, земноводные, рыбы. Всех животных по способу питания можно разделить на группы: При проведении классификации надо помнить о следующем правиле. Классифицируя множество (совокупность) каких-либо предметов, мы делим их на классы (группы) так, чтобы все предметы были распределены по классам и каждый из них входил бы только в один класс.

Упражнение Учитывая правила классификации, ответьте на вопрос, можно ли классифицировать числа 15, 16, 17, 18, 19 следующим образом:

1. Четные и нечетные

2. Четные и простые

3. Четные, нечетные и простые

Итак, правильная классификация получилась только в первом случае. Вторая и третья классификации неправильные, во втором случае число 15 не вошло ни в одну группу (класс); в третьем случае числа 17, 19 вошли в два класса.

Упражнение Можно ли классифицировать фигуры, изображенные на рисунке: на многоугольники и круги; на четырехугольники, отрезки и круги; на четырехугольники, треугольники и круги; на замкнутые и незамкнутые фигуры; на замкнутые фигуры, незамкнутые фигуры и треугольники?Объясните свои ответы. Создайте правильную классификацию, разбив фигуры на три группы.

Упражнение Можно ли классифицировать: углы — на острые, прямые и тупые; треугольники — на остроугольные, прямоугольные, тупоугольные и равнобедренные; многоугольники — на треугольники и четырехугольники; натуральные числа — на четные, нечетные и кратные 3; натуральные числа — на числа, большие 100, и числа, меньшие 100. Объясните свои ответы.

Упражнение Какие из следующих классификаций неправильные? Члены предложения делятся на главные и второстепенные. Глаголы в русском языке бывают настоящего, прошедшего и будущего времени. Буквы бывают гласные и согласные. Предложения бывают повествовательными, вопросительными и восклицательными. Согласные буквы в русском языке делятся на глухие, свистящие и шипящие. Сделайте эти классификации правильными.

Домашнее задание Поиграйте с родителями в игру «Цепочка слов».

16

Развитие активного словаря.

Тренировка в использовании мыслительных операций: обобщения и классификации.

Разминка «Алфавит» Напишите 33 слова (имена существительные, нарицательные, в единственном числе, в именительном падеже), в каждом из которых пять букв. Средние (третьи) буквы каждого слова должны составить полный алфавит.

Упражнение По какому признаку составлены следующие группы: Щи, бульон, свекольник, борщ, окрошка. Котлеты, голубцы, блинчики, пельмени, омлет. Компот, кисель, желе, пирожное, мороженое. К какой группе можно отнести оладьи, кашу, банан?

Признак, по которому производится классификация, называется основанием классификации .Одна и та же совокупность объектов может быть классифицирована по разным основаниям. Но в одной и той же классификации необходимо применять только одно основание. На рисунке одни и те же фигуры классифицированы по трем разным основаниям:по величине (большие и маленькие фигуры); по форме (треугольники и круги); по цвету (светлые и темные).

Упражнение Треугольники можно классифицировать на: остроугольные, прямоугольные и тупоугольные; разносторонние, равнобедренные и равносторонние. По какому основанию треугольники классифицируются в каждом случае?

Упражнение Числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15 классифицированы тремя способами:

А) 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15.

Б) 2, 3, 5, 7, 11, 13, 4, 6, 8, 9, 10, 12, 14, 15.

В) 3, 6, 9, 12, 15, 2, 4, 5, 7, 8, 10, 11, 13, 14.

Для каждой классификации укажите ее основание.

Упражнение Существительные стол, мышь, собака, солнце, чайник, конь, муха, книга, слон, окно, печь классифицируйте: по родам (мужской, женский, средний); по склонениям (1-е, 2-е, 3-е склонения).

Подумайте, по какому еще признаку эти существительные можно разделить на две группы. Выполните эту классификацию. Совокупность объектов железо, береза, медь, лиса, сосна, серебро, волк, клен, тигр, золото классифицируйте: на две группы; на три группы. Назовите каждую группу.

Упражнение Объясните, на основании какого (каких) признаков можно объединить следующие слова в группу.

Мама, папа, сын, дочь. Мама, дочь, сестра, бабушка. Мама, учительница, сестра, бабушка. Рассказ, новелла, стихотворение, пьеса.

Разделите следующие слова и числа на две группы и объясните принцип выполнения этой работы.

1. Месяц, око, глаз, луна. 2. Кино, стена, село, крыша, стол, каша, среда, кража. 3. 25, 32, 78, 52, 87, 13, 14, 23, 31, 41. 4. 3, 18, 25, 9, 10, 40, 27, 15. 5. Баран, корова, конь, кабан, овца, лошадь, свинья, бык. 6. Собака, ягненок, цыпленок, свинья, овца, щенок, поросенок, курица.

Домашнее задание Поиграйте с родителями в игру «Алфавит».

17

Развитие активного словаря.

Тренировка в использовании мыслительных операций: обобщения и классификации

Разминка «Алфавит». Продолжите написание 33 слов (имена существительные, нарицательные, в единственном числе, в именительном падеже), в каждом из которых пять букв. Средние (третьи) буквы каждого слова должны составить полный алфавит.

Беседа по теме «Многоступенчатые классификации» С помощью многоступенчатой классификации систематизируются знания в различных областях. Так, в зоологии (науке о животных) все животные классифицируются: на типы; каждый тип — на классы; класс — на отряды; отряд — на семейство; семейство — на роды; род — на виды.

Можно взять пример из художественной литературы. Например, Каштанка, героиня рассказа Антона Павловича Чехова, относится: к виду «собака домашняя», роду «волк», семейству «волчьих», отряду «хищных».

Таким образом, все многообразие животного мира приводится в систему. Для каждого животного в этой системе находится свое место. Это место всегда можно определить, указав тип, класс, отряд, семейство, род и вид. С помощью многоступенчатой классификации можно найти место жительства отдельного человека на земном шаре, зная:

страну, где он живет; республику или штат в этой стране; область; город или деревню; улицу; номер дома, квартиру.

В грамматике части речи классифицируются на существительные, глаголы, прилагательные, местоимения и др. В свою очередь существительные делятся по родам (женский, мужской, средний), глаголы — по временам (настоящее, прошедшее, будущее) и т.д. Существительные каждого рода можно разделить по числам (единственное, множественное).

Упражнение Каждое из существительных: стол, окна, новости, конь, мышь, игры, времена, стулья, дом, крылья, сосна, земли, признаки, свойство, солнце, тигры, гостья, колесо — относится к одной из групп. Заполните таблицу, разместив эти существительные по адресам.

Как узнать, к какой группе относится задуманное слово (из таблицы), задав не более трех вопросов, на каждый из которых можно отвечать только «да» или «нет»?

Упражнение Систематизируйте совокупность чисел и фигур по схеме. Впишите в ячейки названия групп. А) Числа: 2, 17, 121, 20, 7, 100, 58, 9, 8, 13, 46, 240, 807, 466

Домашнее задание. Поиграйте с родителями в игру «Алфавит».

18

Закрепление полученных знаний и умений

Упражнение Назовите отношения, существующие между понятиями каждой пары. Рабы — рабовладельцы Карта — глобус Буква — гласная буква Вода — холодная вода Рабы — крепостные крестьяне Шероховатость — трение Фигура — плоскостная фигура Союз — предлог Засуха — неурожай

Упражнение В каждой строчке этого упражнения написаны три слова. Между первым и вторым словом существует какая-то связь. Определите ее. Рядом с третьим словом даны еще пять слов в скобках. Из этих пяти нужно выбрать только одно, которое будет относиться к слову без пары точно так же, как первое слово ко второму. Хлеб : пекарь — дом (вагон, город, жилище, строитель, дверь) Пальто : пуговица — ботинок (портной, магазин, нога, шнурок, шляпа) Коса : трава — бритва (сено, волосы, острая, сталь, инструмент) Нога : сапог — рука (калоши, кулак, перчатка, палец, кисть) Вода : жажда — пища (пить, голод, хлеб, рот, еда) Электричество : проволока — пар (лампочка, лошадь, ток, вода, трубы, кипение) Паровоз : вагоны — конь (поезд, лошадь, овес, телега, конюшня)

Упражнение Какие из следующих классификаций неправильные? Птицы бывают дикие, домашние и перелетные. В лесу растут сосны, лиственные деревья и хвойные деревья; Писатели делятся на прозаиков и поэтов. Сделайте эти классификации правильными.

Упражнение Классифицируйте (разделите на группы) по частям речи следующие слова: Белый Классификация Классифицировать Высоко Высота Высокий Поздно Признак Вперед

Упражнение Объясните, на основании какого (каких) признаков можно объединить следующие слова в группу. Рассказ, пригорок, подход, безопасность. Лимон, желток, солнце, цыпленок. Киев, Коля, Килиманджаро, Конго. Кон, мел, угол, хор.

Упражнение В следующих заданиях нужно сравнить пары понятий и найти в них общие признаки. Для этого следует проанализировать каждое понятие, выделить существенные признаки, сравнить их, выбрать общие для обоих понятий. Равнины — горы (виды земной поверхности).

Меняла — ростовщик (люди, дающие деньги под процент).

Луг — болото (растительные сообщества).

Меридианы — параллели (географические координаты).

Ньютон — Паскаль ( физики).

Инд прогр 6-9 — Стр 2