Человек может жить хлебом единым, когда не хватает хлеба"

Общая психология

Личность. Психологическая характеристика личности

Самое изумительное, из того,

Что создала природа, это личность человека.

Гёте

Человек, индивид, индивидуальность, личность

Следует четко разграничивать понятия:

— «личность»,

— «индивид»,

— «индивидуальность»,

— и «человек».

Наиболее общим является понятие

Ø «Человек» — биосоциальное cyществo, обладающее членораздельной речью, сознани­ем, высшими психическими функциями (абстрактно-­логическое мышление, логическая память и т. д.), спо­собное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда.

Ø Индивид— это единичный представитель вида hoтo sapieпs, биологический организм, носитель общих на­следственных свойств биологического вида (индивидом рождается каждый человек).

Ø Индивидуальность — это непохожесть, своеобразие, отличие одного индивида от другого.

Она подразумевает своеобразие его психофизиологической структуры:

— тип темперамента,

— физические и психические особенности,

— интеллект,

— мировоззрение, жизненный опыт.

Понятие «личность» многопланово.

Когда о человеке спрашивают, какой он, то в ответ слышат: эмо­циональный, обшительный, пофигист, агрессивный, вспыльчивый, замкнутый, застенчивый, влюбчивый, медлительный, забывчивый, открытый, вялый, спортивный, подтянутый и т. д. Эти слова обо­значают самые разные черты личности.

В исследованиях по психологии личности переплетаются между собой различные проявления человека это:

— мо­тивы его деятельности,

— индивидуальные биохимические свойства,

— социальные роли,

— типы высшей нервной деятельности,

— физичес­кая внешность,

6 стр., 2518 слов

Понятия человек, личность, индивид, индивидуальность.

... психологическое своеобразие личности определенного носителя данных процессов - человека. Психология разделяет человека на три "сущности": личность, индивид, индивидуальность. Данные понятия раскрывают характерные стороны индивидуальной жизни человека. Личностью называют конкретного человека, отличающегося ...

— идеалы, способности, вкусы,

— особеннос­ти национального характера,

— мировоззрение, нравственный облик,

— самосознание, самооценка,

— потребности, влечения,

— продукты твор­чества, воображение,

— одаренность, интеллект,

— социальное положе­ние,

— черты индивидуального характера,

— навыки и умения,

— эмоции, настроение,

— установки, манера обшения и поведения,

— ценно­стные ориентации,

— поступки, деяния, воля, образ Я и т. д.

Личноcть человека чрезвычайно сложна и уникальна.

Ø Личность— совокупность индивидуальных особенностей человека, которые дела­ют его cyществом нравственным и определяют его как члена общества.

Ø Личность — это совокупность психобиологических и социаль­но-психических особенностей конкретного человека, живущего в определенных социально-исторических условиях.

Ø Личность — это человеческая индивидуальность, выступающая как субъект познания и преобра­зования мира.

Ø Личность —это система устойчивых индививидуальных психологических качеств человека.

Личность не врожденна, и возникает в результате культурно­го и социального развития. Личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия.

Быть личностью — это значит:

· обладать независимостью, свободой, т. е. личност­ной автономией;

· иметь активную жизненную позицию;

· иметь цель в жизни и обладать принципиальнос­тью;

· обладать способностью к самонаблюдению, само­анализу, саморегуляции;

· осуществлять выбор, возникающий в силу внут­ренней необходимости;

· оценивать последствия принятого решения и быть за него ответственным;

9 стр., 4009 слов

Человек и потребности

... потребности помогать другим людям на бескорыстной основе. В основе этой мотивации - способность на безвозмездную жертву, потребность отдавать и большое чувство ответственности. Мотивация личности обусловлена потребностями ... ответственности на других, бессысленность, отчаяние, утрата смысла жизни. Теория человеческих потребностей А.Маслоу дает весьма полезные описания процесса мотиваци, но ...

· иметь созидательную установку и созидательное поведение.

Структура личности

Существует множество классификаций личности и теорий ее структуры.

Структура личности включает в себя:

— способности

— потребности;

— интересы,

— убеждения,

— направленность личности;

— темперамент

— характер;

— волевые качества и др.

Все эти составляющие личности взаимодействуют между собой и проявляются в единстве.

Ø Способности— это индивидуально-психологические свойства личности, благодаря которым успешно выполняются определенные виды деятельности.

Способности можно разделить на:

— общие (хорошо развитая память, мышление, внимание)

— и частные (индивидуальные) (хороший глазомер, музыкальный слух, способность рисо­вать, петь, танцевать).

У каждого человека есть определенные способности, но разные виды способностей у одного и того же человека развиты по ­разному.

У каждого человека есть природные задатки которые развиваются в течение жизни и переходят в способности только в результате их развития в процессе воспи­тания.

Способности обеспечивают быстроту овладения знаниями, умениями и навыками.

Для формирования личности важно развитие не только спо­собностей, но и потребностей.

Ø Потребности— отражение в сознании человека его нужд в чем-либо.

Есть материальные потребности и духовные.

Духовные потреб­ности подразделяются на:

— нравственные;

— эстетические;

— интеллектуальные.

Потребности определяют личность.

2 стр., 675 слов

Личность. Возрастные психологические особенности медсестры

... навыков, морально-этических и других личных качеств формирует личность медсестры, обладающей своими особенностями, отличными от других. Тем ... . Очень важно, что бы медсестра данного типа обладала высокими интеллектуальными способностями, что позволило ей мыслить более ... то, что при совершенно безукоризненных навыков медсестра не замечает больного человека, которому проводит все необходимые процедуры. Из ...

Абрахам Маслоу (1908−1970), один из представите­лей гуманистической психологии, один из ведущих пси­хологов США в области исследования мотивации, разра­ботал «иерархию потребностей».

Она состоит из следую­щих ступеней:

1. физиологические потребности — это низшие, уп­равляемые органами тела потребности, такие, как дыхание, пищевая, сексуальная, потребность в са­мозащите;

2. потребность в безопасности — стремление к ма­териальной безопасности, здоровью, обеспечению в старости и т. п.;

3. социальные потребности, потребности в любви и привязанности. Удовлетворение этих потребно­стей необъективно и трудноописуемо;

4. потребность в уважении, профессиональном при­знании, осознании собственного достоинства ­здесь идет речь об уважении, престиже, социаль­ном успехе;

5. познавательные потребностизнать, уметь;

6. эстетические потребностигармония, красота;

7. потребность в самореализации, самоактуализа­ции, в развитии личности, в осуществлении само­го себя, в осмыслении своего назначения в мире.

Маслоу выявил следующие принципы мотивации че­ловека:

1. мотивы имеют иерархическую структуру;

2. пока не удовлетворены нижшие потребности, выс­шие остаются сравнительно неинтересными;

3. с повышением потребностей повышается готов­ность к большей активности.

Маслоу отмечает, что нехватка благ, потребности в еде, отдыхе, безопас­ности приводят к тому, что эти потребности могут стать для обычного человека ведущими.

Человек может жить хлебом единым, когда не хватает хлеба".

Если человек стремится понять смысл своей жизни, максимально полно реализовать себя, свои способности, он постепенно пере­ходит на высшую ступень личностного саморазвития.

8 стр., 3707 слов

Мотивационная деятельность человека и формирование человеческих потребностей

... «Человек и его потребности» и данные профессиональных Интернет-ресурсов и публикаций по основам общей психологии и философии. 1. Мотивационная сфера личности Всякая деятельность человека побуждается ... сферу человека можно сравнить со зданием, где в строгой иерархии (соподчинении) располагаются названные компоненты. А.Н.Леонтьев считал, что мотивы деятельности определяются потребностями личности ...

«Самоактуализирующейся личности» присущи следу­ющие особенности:

— полное принятие реальности и комфортное отно­шение к ней;

— принятие других и себя я делаю свое, а ты дела­ешь свое, я в этом мире не для того, чтобы соот­ветствовать твоим ожиданиям;

— увлеченность любимым делом, ориентация на за­дачу, на дело;

— автономность, независимость от социальной сре­ды, самостоятельность суждений;

— способность к пониманию других людей, внима­ние, доброжелательность;

— различение цели и средств, зла и добра («не всякое средство хорошо для достижения цели»);

— юмор;

— саморазвитие, проявление способностей, потенци­альных возможностей, творчество в работе, любви, жизни;

— готовность к решению новых проблем, осозна­ние проблем и трудностей, осознание своего опыта, к подлинному пониманию своих возможностей.

Ø Мотивация— побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность.

В основе мотивации лежат внутренние потребности, которые уп­равляют человеком и толкают его на различные поступки.

Человек может осознавать и не осознавать мотивы своего поведения.

Например,

Неко­торые, постоянно опаздывают, даже если стараются вый­ти пораньше. Последователи Фрейда объяснили бы это бессозна­тельным желанием привлечь к себе внимание, явившись позже всех.

Профессиональная мотивация медсестры является частью моти­вационной сферы ее личности

В основе мотивов профессиональ­ной деятельности медсестры лежат потребности и ценностные ори­ентации.

5 стр., 2439 слов

Отличие деятельности человека от активности животных

... и составляет родовой характер человека. Деятельность человека принципиально отличается от активности животных. Если активность животных вызвана естественными потребностями, то деятельность человека в основном порождается и ... или воспроизведения информации, она связывает прошлое и настоящее человека, формирует его личность, причем существенное влияние имеют и факторы мотивации личного характера ...

Существует 3 потребности, влияющие на деятельность индивида:

1.потребностив достижении,

2.потребности в аффuли­ации,

3. потребностив доминировании.

Все эти потребности должны присут­ствовать в мотивационной сфере профессиональной деятельности медсестры.

1. Потребность в достижении — жела­ние работать лучше, более эффективно решать проблемы, справ­ляться со сложными задачами.

Мотивированные на достижение личности:

— способны установить высокие, но доступные личные цели,

— беспокоятся скорее о личных достижениях, чем о вознаграждении,

— заинтересованы в обратной связи, касающейся работы (на­сколько хорошо я делаю), чем в обратной связи, касающейся само­го себя (насколько хорошо вы ко мне относитесь).

Все перечисленные качества необходимы для эффективной сес­тринской работы, особенно в условиях смены роли медсестры как помощника врача на роль самостоятельного практика, поэтому потребность в достижении один из основных компо­нентов профессиональной мотивации медсестры.

2. Термин «Потребность в аффuлиации» (присоединении) — потребности быть в обществе других людей, устанавливать дружеские отношения, сотрудничать и т. д.

Потребность в аффилиации — это элемент профессионального общения медсестры, опосредованно влияющий на его эффектив­ность:

· Во-первых, у сестринского персонала должен быть средний уровень удовлетворения этой потребности. Желательно, чтобы по­требность удовлетворялась в основном вне рабочего места. Иначе человек будет ходить на работу только для демонстрации привязан­ности и любви и получения одобрения. При низкой выраженности этой потребности окружающие могут его раздражать.

18 стр., 8899 слов

Особенности самоактуализации в зависимости от включенности личности в профессиональную деятельность психолога

... спектре различных подходов. Проблема движущих сил становления и развития личности, потребностей и ценностей человека получила раскрытие в работах А. Маслоу, В. Франкла, Ш ... психологов 1.2 Проблема самоактуализации личности личности в гуманистической психологии 1.3Профессиональная деятельность и самоактуализация личности 2. Исследование самоактуализации личности 2.1 Методы исследования и ...

· Во-вторых, потребность в аффилиации является необходимым ус­ловием развития терпимости, человечности, способности к эмпатии, к помощикак важнейших черт профессиональной деятельности.

Из этого следует, что потребность в аффилиации — это один из основных компонентов профессиональной мотивации сестринского персонала.

3. Потребность в доминировании. Доминирование в пере­воде с латинского значит управление. В самом широком смысле доми­нирование означает, что один объект контролирует другой. В нашем случае этим объектом может быть и сестринский персонал, и пациент.

А потребность в доминировании это потреб­ность управлять окружающей средой путем влияния, убеждений, указаний.

Всё это присутствует в деятельности сестринского пер­сонала, так как медсестра должна уметь:

— убеждать пациента, настаи­вать,

— контролировать соблюдение режима,

но в то же время организо­вывать совместную деятельность таким образом, чтобы пациент сам выбирал предпочтительный вариант.

Всё это должно проходить в рамках партнерского диалога, в рамках модели субъект-субъект­ных отношений.

Особенно это важно для человека, у которого по­требность в доминировании не удовлетворяетсяни вне профессио­нальной деятельности, ни на рабочем месте во взаимоотношениях с коллегами.

Тогда взаимоотношения с пациентом будут рассматри­ваться как поле для демонстрации власти ради самой власти, а сам пациент — как подопытный кролик.

Так же очень важным качеством профессионала является потребность в познании.

Потребность в познании — потреб­ность исследовать, изучать, подвергать сомнению, стремиться к знаниям, удовлетворять интеллектуальное любопытство.

Очень важно, чтобы человек получал удо­вольствия от познавательной деятельности.

Приобретение нового опыта входит во все потребности челове­ка.

А от знаний сестринского персонала напрямую зависят жизнь человека и, что не менее важно, удовлетворение от работы:

Одна из задач медсестры — укрепление воли пациентов через восстановление полезных привычек

Сильная воля больного, направленная на излечение, существенно помогает выз­доровлению.

Социальная структура личности

Социальная структура личности характеризуется:

· направленностью личности;

· позицией личности;

· притя­заниями личности.

Ø Направленность личности — совокупность доминирующих интересов, потребностей, идейных и практических установок.

Раз­личают различные формы направленности:

— влечения,

— желания,

— интересы,

— склонности,

— идеалы,

— мировоз­зрения,

— убеждения.

Ø Позиция личности — определенное положение, которое лич­ность занимает в системе доступных ей социальных отношений.

Она проявляется в социальных ролях, которые человек выпол­няет в различных общественных группах и ситуациях (в семье, про­изводственном коллективе и т. д.).

Ø Притязания личности — те роли, которые она считает для себя возможными и желанными, и результаты (цели), которые она хотела бы достичь.

Быть личностью — это значит:

· обладать независимостью, свободой, т. е. личност­ной автономией;

· иметь активную жизненную позицию;

· иметь цель в жизни и обладать принципиальнос­тью;

· обладать способностью к самонаблюдению, само­анализу, саморегуляции;

· осуществлять выбор, возникающий в силу внут­ренней необходимости;

· оценивать последствия принятого решения и быть за него ответственным;

· иметь созидательную установку и созидательное поведение.

Формирование личности в онтогенезе проходит определенные этапы.

Этапы формирования личности в онтогенезе:

1-й этап — формирование основного стереотипа личности.

К трем годам появляются представления о действительности и о себе, но нет еще полного выделения себя из происходящих собы­тий.

В 3−5 лет осваиваются пространства и времени (в речи появляется местоимение «Я», глаголы в первом лице, пред­логи, союзы).

К 7 годам формируется представление о «схеме тела» с выделением правой и левой стороны тела.

С 7 -11 лет ребенок способен планировать свою деятельность в уме.

2-й этап — формирование стереотипа личности (до 15−16 лет).

Индивидуальное более актуально, чем общественное. Широко ис­пользуются абстрактные понятия.

З-й этап — формирование социального (общественного) сте­реотипа личности (16 лет — 21 год)

Характеризуется

· зрелостью чувств: во взаимоотношениях человека с окружающим миром;

· фор­мированием высших эмоций (этических, эстетических, интеллекту­альных);

· и формирование самосознания.

Знание особенностей личности имеют огромное зна­чение в любой сфере человеческой деятельности и межличност­ных отношениях.

Особенности личности необходимо учитывать в профориентации, психогигиене семейной жизни, обучении и воспитании и т. д.

Для медработника знание особенностей личности больного и его родственников позволит

· правильно построить беседу и отно­шения с ними,

· определить характер внутренней картины болезни,

· спланировать психотерапевтическую тактику.

Медицинским работни­кам необходимо учитывать тип темперамента пациента в процессе общения, выполнения манипуляций, при размещении в палаты и т. д.

Например,

сангвиник и холерик сразу отреагируют на замеча­ние медсестры,

а флегматик и меланхолик долго будут это заме­чание переживать, особенно меланхолик.

Флегматик трудно при­спосабливается к новой обстановке, поэтому без необходимости его не следует переводить в другую палату.

Знание особенностей своего темперамента и характера позво­лит медработникам производить необходимую самокоррекцию в сво­ей работе и в отношениях с другими людьми.

Защитные механизмы личности

Стремясь избавиться от неприятных эмоциональных состояний, человек с помощью «Я» вырабатывает у себя защитные механизмы личности.

3ащитные механизмы (психологическая защита) — совокупность механизмов, функцией которых явля­ется сохранение целостности и стабиль­ности личности.

— «снижение тревоги» (З. Фрейд),

— «бегство от реаль­ности» (Э. Фромм),

К основным защитным механизмам относятся:

Вытеснение, Идентификация, Проекция, Реактивное образование, Рационализация, Отрицание, Сублимация, 3амещение, Компенсация

1. Вытеснение — удаление из сознания неприемле­мых потребностей, мотивов в бессознательное; ос­новной механизм образования бессознательного.

2. Идентификация — уподобление себя значимому объекту (личности или группе); бессознательное копирование черт и манер другого.

3. Проекция — приписывание другому человеку или объекту собственных качеств, намерений, желаний. Механизм проекции проявляет свое действие в том, что собственные отрицательные качества человек бессознательно приписывает другому лицу, при­чем, как правило, в преувеличенном виде.

4. Реактивное образование — замена желаемого, но вызывающего тревогу чувства и/или поведения диаметрально противоположным, позволяющим избежать негативной ситуации и/или объекта.

5. Рационализация — оправдание неприемлемых мыслей, чувств и действий придуманными, эти­чески приемлемыми мотивами. Самым известным примером рационализации, является басня Эзопа «Лиса и виноград», когда лиса, по­терпев неудачу в попытках достать виноград, ста­ла подробно «объяснять», почему она никогда и не хотела его. Мы используем рационализацию, чтобы оправдать наше поведение, когда в действи­тельности наши действиянепохвальны.

6. Отрицание — непринятие происшедшего собы­тия как реального. Одна из наиболее распростра­ненных форм такого поведения — неприятие, от­рицание критики в свой адрес со стороны других людей, утверждение, что-то, что критикуется, на самом деле не существует.

7. Сублимация— перевод сексуальной или агрес­сивной энергии в культурно приемлемую и обще­ственно полезную деятельность, часто науку, ис­кусство. Вся культура, по мнению Фрейда, есть продукт сублимации.

8. 3амещение — перенос чувств и действий, вызы­ваемых одним лицом (объектом), на другое лицо (объект) ввиду невозможности или небезопаснос­ти их проявления в отношении первого.

9. Компенсация — преодоление чувства неполноцен­ности в той или иной области путем дополнитель­ных усилий в этой области, целью которых явля­ется достижение успеха.

Как и всякий другой защитный механизм, защитная позиция характеризуется:

· жесткостью,

· чрезмерностью,

· тотальностью.

Гендерные особенности личности

Гендерные особенности (гендер — социальный пол) ­различия в поведении и ролевых моделях женщин и мужчин.

Ролевые модели возникают в результате взаи­модействия биологических, исторических и социальных факторов. Они оказывают очень сильное влияние, так как с самого раннего детства откладывают отпечаток на наше восприятие.

Мужская ролевая модель ориентирована на следую­щие ценности:

— признание;

— автономию;

— самостоятельность.

Чисто мужской стиль поведения связан с активнос­тью, целеустремленностью, решительностью и рациональ­ной деятельностью.

Женская ролевая модель, напротив, выдвигает на передний план:

— социальную компетентность;

— способность устанавливать, поддерживать и сохранять отношения (Руденко А.М., Ситникова С.Н., 2007).

Женщинам же, напротив, всегда отказывали в интеллекте и разумном начале.

Считалось, что их сфера — эмоции.

В связи с этим сложилась опре­деленная традиция воспитания детей.

Ø Мальчикампри­вивали настойчивость, рационализм, уверенность в соб­ственных силах.

Ø Девочек учили быть чуткими, заботли­выми, нежными и кроткими.

Хотя жизнь во многом поменялась, старые стереотипы, тем не менее, оказыва­ют заметное влияние на взаимоотношения в общении.

Национальные особенности личности

В процессе особенности общения в неформальных подростковых объединениях">общения следует учитывать национальные особенности личности.

1. Поскольку американцамсвойственна ориентация на индивидуализмв человеческих взаимоотношениях и стремление к единоличным решениям, то не следует зло­употреблять в деловом общении с ними «полезными со­ветами». Американцы ревностно относятся к соблюде­нию прав человека, в конфликтных ситуациях чаще всего прибегают к закону, к услугам адвокатов. В неформаль­ных взаимоотношениях американцы общаются друг с другом просто. Они достаточно открыты, несколько фа­мильярны даже с людьми, старшими по возрасту и по­ложению, вольно обращаются с правилами светского этикета, улыбчивы. Американцам импонирует не слиш­ком официальная атмосфера, открытость, дружелюбие. Граждане США много путешествуют. Американцев час­то пугает и выводит из себя некомпетентность партнера, если она имеет место.

2. С немцаминужно всегда стараться создавать атмос­феру деловитости и официальности. Немецкой деловой культуре свойственны такие черты, как стремление к порядку, дисциплинированность, пунктуальность, эко­номность.Весьма неодобрительно воспринимаются вне­запные предложения, изменения. Очень высоко ценится профессионализм. Вместе с тем немцы коммуникабель­ны, любят повеселиться, развлечься. Они любят приводить факты и примеры, неравнодушны к цифрам, схе­мам, диаграммам. Немцы бывают довольны, если им пре­доставить развернутое ценовое предложение. Ценятся че­стность и прямота.

3. Англичанехарактеризуются деловитостью, почитани­ем собственности, традиций, вежливостью, законопо­слушанием. В общении они очень сдержанны и ще­петильны, что иногда воспринимается как замкнутость. В беседах ценится умение слушать, в деловых отноше­ниях — пунктуальность. Британцы очень строго соблю­дают процедуру знакомства. Говорить с англичанином о делах после окончания рабочего дня считается дурным тоном, даже если вы выпиваете или ужинаете со своим деловым партнером.

Французы, родина которых считается законодатель­ницей в деловом протоколе и этикете, очень галантны, изысканны, стремятся придерживаться этикета, при этом в поведении раскованны и открыты для собеседников. Они очень ценят интеллект, умение изъясняться. Чув­ство удовлетворения у французов вызывает интерес к их культуре и языку (при этом с досадой воспринимается плохое знание французского языка).

Французы большое внимание уделяют предварительным договоренностям. Любят досконально изучать все аспекты дела, поэтому деловое общение проходит с ними в значительно более медленном темпе. Французы негативно относятся к ком­промиссам и в качестве официального языка перегово­ров предпочитают использовать французский язык.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector