Общая психология
Личность. Психологическая характеристика личности
Самое изумительное, из того,
Что создала природа, это личность человека.
Гёте
Человек, индивид, индивидуальность, личность
Следует четко разграничивать понятия:
— «личность»,
— «индивид»,
— «индивидуальность»,
— и «человек».
Наиболее общим является понятие
Ø «Человек» — биосоциальное cyществo, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т.д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда.
Ø Индивид— это единичный представитель вида hoтo sapieпs, биологический организм, носитель общих наследственных свойств биологического вида (индивидом рождается каждый человек).
Ø Индивидуальность — это непохожесть, своеобразие, отличие одного индивида от другого.
Она подразумевает своеобразие его психофизиологической структуры:
— тип темперамента,
— физические и психические особенности,
— интеллект,
— мировоззрение, жизненный опыт.
Понятие «личность» многопланово.
Когда о человеке спрашивают, какой он, то в ответ слышат: эмоциональный, обшительный, пофигист, агрессивный, вспыльчивый, замкнутый, застенчивый, влюбчивый, медлительный, забывчивый, открытый, вялый, спортивный, подтянутый и т.д. Эти слова обозначают самые разные черты личности.
В исследованиях по психологии личности переплетаются между собой различные проявления человека это:
— мотивы его деятельности,
— индивидуальные биохимические свойства,
— социальные роли,
— типы высшей нервной деятельности,
— физическая внешность,
— идеалы, способности, вкусы,
— особенности национального характера,
— мировоззрение, нравственный облик,
— самосознание, самооценка,
— потребности, влечения,
Психология личности соотношение понятий человек индивид личность ...
... терминами. Поэтому что бы ответить на вопрос: «Что такое личность?», необходимо, прежде всего, провести разграничение понятий «человек», «личность», «индивидуальность», «индивид». Человек - с одной стороны существо биологическое, животное, наделенное сознанием, обладающее ...
— продукты творчества, воображение,
— одаренность, интеллект,
— социальное положение,
— черты индивидуального характера,
— навыки и умения,
— эмоции, настроение,
— установки, манера обшения и поведения,
— ценностные ориентации,
— поступки, деяния, воля, образ Я и т.д.
Личноcть человека чрезвычайно сложна и уникальна.
Ø Личность— совокупность индивидуальных особенностей человека, которые делают его cyществом нравственным и определяют его как члена общества.
Ø Личность — это совокупность психобиологических и социально-психических особенностей конкретного человека, живущего в определенных социально-исторических условиях.
Ø Личность — это человеческая индивидуальность, выступающая как субъект познания и преобразования мира.
Ø Личность –это система устойчивых индививидуальных психологических качеств человека.
Личность не врожденна, и возникает в результате культурного и социального развития. Личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия.
Быть личностью — это значит:
· обладать независимостью, свободой, т.е. личностной автономией;
· иметь активную жизненную позицию;
· иметь цель в жизни и обладать принципиальностью;
· обладать способностью к самонаблюдению, самоанализу, саморегуляции;
· осуществлять выбор, возникающий в силу внутренней необходимости;
· оценивать последствия принятого решения и быть за него ответственным;
· иметь созидательную установку и созидательное поведение.
Структура личности
Существует множество классификаций личности и теорий ее структуры.
Структура личности включает в себя:
— способности
— потребности;
— интересы,
— убеждения,
— направленность личности;
— темперамент
— характер;
— волевые качества и др.
Все эти составляющие личности взаимодействуют между собой и проявляются в единстве.
Ø Способности— это индивидуально-психологические свойства личности, благодаря которым успешно выполняются определенные виды деятельности.
Способности можно разделить на:
— общие (хорошо развитая память, мышление, внимание)
— и частные (индивидуальные) (хороший глазомер, музыкальный слух, способность рисовать, петь, танцевать).
У каждого человека есть определенные способности, но разные виды способностей у одного и того же человека развиты по разному.
У каждого человека есть природные задатки которые развиваются в течение жизни и переходят в способности только в результате их развития в процессе воспитания.
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...
Способности обеспечивают быстроту овладения знаниями, умениями и навыками.
Для формирования личности важно развитие не только способностей, но и потребностей.
Ø Потребности— отражение в сознании человека его нужд в чем-либо.
Есть материальные потребности и духовные.
Духовные потребности подразделяются на:
— нравственные;
— эстетические;
— интеллектуальные.
Потребности определяют личность.
Абрахам Маслоу (1908-1970), один из представителей гуманистической психологии, один из ведущих психологов США в области исследования мотивации, разработал «иерархию потребностей».
Она состоит из следующих ступеней:
1. физиологические потребности — это низшие, управляемые органами тела потребности, такие, как дыхание, пищевая, сексуальная, потребность в самозащите;
2. потребность в безопасности — стремление к материальной безопасности, здоровью, обеспечению в старости и т.п.;
3. социальные потребности, потребности в любви и привязанности. Удовлетворение этих потребностей необъективно и трудноописуемо;
4. потребность в уважении, профессиональном признании, осознании собственного достоинства здесь идет речь об уважении, престиже, социальном успехе;
5. познавательные потребностизнать, уметь;
6. эстетические потребностигармония, красота;
7. потребность в самореализации, самоактуализации, в развитии личности, в осуществлении самого себя, в осмыслении своего назначения в мире.
Маслоу выявил следующие принципы мотивации человека:
1. мотивы имеют иерархическую структуру;
2. пока не удовлетворены нижшие потребности, высшие остаются сравнительно неинтересными;
3. с повышением потребностей повышается готовность к большей активности.
Маслоу отмечает, что нехватка благ, потребности в еде, отдыхе, безопасности приводят к тому, что эти потребности могут стать для обычного человека ведущими.
Человек может жить хлебом единым, когда не хватает хлеба».
Если человек стремится понять смысл своей жизни, максимально полно реализовать себя, свои способности, он постепенно переходит на высшую ступень личностного саморазвития.
«Самоактуализирующейся личности» присущи следующие особенности:
— полное принятие реальности и комфортное отношение к ней;
— принятие других и себя я делаю свое, а ты делаешь свое, я в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям;
Мотивационная деятельность человека и формирование человеческих потребностей
... по дисциплине «Человек и его потребности» и данные профессиональных Интернет-ресурсов и публикаций по основам общей психологии и философии. 1. Мотивационная сфера личности Всякая деятельность человека побуждается не одним ...
— увлеченность любимым делом, ориентация на задачу, на дело;
— автономность, независимость от социальной среды, самостоятельность суждений;
— способность к пониманию других людей, внимание, доброжелательность;
— различение цели и средств, зла и добра («не всякое средство хорошо для достижения цели»);
— юмор;
— саморазвитие, проявление способностей, потенциальных возможностей, творчество в работе, любви, жизни;
— готовность к решению новых проблем, осознание проблем и трудностей, осознание своего опыта, к подлинному пониманию своих возможностей.
Ø Мотивация— побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность.
В основе мотивации лежат внутренние потребности, которые управляют человеком и толкают его на различные поступки.
Человек может осознавать и не осознавать мотивы своего поведения.
Например,
Некоторые, постоянно опаздывают, даже если стараются выйти пораньше. Последователи Фрейда объяснили бы это бессознательным желанием привлечь к себе внимание, явившись позже всех.
Профессиональная мотивация медсестры является частью мотивационной сферы ее личности
В основе мотивов профессиональной деятельности медсестры лежат потребности и ценностные ориентации.
Существует 3 потребности, влияющие на деятельность индивида:
1.потребностив достижении,
2.потребности в аффuлиации,
3. потребностив доминировании.
Все эти потребности должны присутствовать в мотивационной сфере профессиональной деятельности медсестры.
1. Потребность в достижении — желание работать лучше, более эффективно решать проблемы, справляться со сложными задачами.
Мотивированные на достижение личности:
— способны установить высокие, но доступные личные цели,
— беспокоятся скорее о личных достижениях, чем о вознаграждении,
— заинтересованы в обратной связи, касающейся работы (насколько хорошо я делаю), чем в обратной связи, касающейся самого себя (насколько хорошо вы ко мне относитесь).
Все перечисленные качества необходимы для эффективной сестринской работы, особенно в условиях смены роли медсестры как помощника врача на роль самостоятельного практика, поэтому потребность в достижении один из основных компонентов профессиональной мотивации медсестры.
2. Термин «Потребность в аффuлиации» (присоединении) — потребности быть в обществе других людей, устанавливать дружеские отношения, сотрудничать и т.д.
Отличие деятельности человека от активности животных
... и составляет родовой характер человека. Деятельность человека принципиально отличается от активности животных. Если активность животных вызвана естественными потребностями, то деятельность человека в основном порождается и поддерживается искусственными потребностями, возникающими благодаря присвоению ...
Потребность в аффилиации — это элемент профессионального общения медсестры, опосредованно влияющий на его эффективность:
· Во-первых, у сестринского персонала должен быть средний уровень удовлетворения этой потребности. Желательно, чтобы потребность удовлетворялась в основном вне рабочего места. Иначе человек будет ходить на работу только для демонстрации привязанности и любви и получения одобрения. При низкой выраженности этой потребности окружающие могут его раздражать.
· Во-вторых, потребность в аффилиации является необходимым условием развития терпимости, человечности, способности к эмпатии, к помощикак важнейших черт профессиональной деятельности.
Из этого следует, что потребность в аффилиации — это один из основных компонентов профессиональной мотивации сестринского персонала.
3. Потребность в доминировании. Доминирование в переводе с латинского значит управление. В самом широком смысле доминирование означает, что один объект контролирует другой. В нашем случае этим объектом может быть и сестринский персонал, и пациент.
А потребность в доминировании это потребность управлять окружающей средой путем влияния, убеждений, указаний.
Всё это присутствует в деятельности сестринского персонала, так как медсестра должна уметь:
— убеждать пациента, настаивать,
— контролировать соблюдение режима,
но в то же время организовывать совместную деятельность таким образом, чтобы пациент сам выбирал предпочтительный вариант.
Всё это должно проходить в рамках партнерского диалога, в рамках модели субъект-субъектных отношений.
Особенно это важно для человека, у которого потребность в доминировании не удовлетворяетсяни вне профессиональной деятельности, ни на рабочем месте во взаимоотношениях с коллегами.
Тогда взаимоотношения с пациентом будут рассматриваться как поле для демонстрации власти ради самой власти, а сам пациент — как подопытный кролик.
Так же очень важным качеством профессионала является потребность в познании.
Потребность в познании — потребность исследовать, изучать, подвергать сомнению, стремиться к знаниям, удовлетворять интеллектуальное любопытство.
Очень важно, чтобы человек получал удовольствия от познавательной деятельности.
Приобретение нового опыта входит во все потребности человека.
А от знаний сестринского персонала напрямую зависят жизнь человека и, что не менее важно, удовлетворение от работы:
Одна из задач медсестры — укрепление воли пациентов через восстановление полезных привычек
Сильная воля больного, направленная на излечение, существенно помогает выздоровлению.
29 стр., 14122 слов
Структура межличностных отношений. Значение потребностей человека ...
... макро- и микробытие, по-разному способствуя формированию и проявлению потребностей, интересов и склонностей человека, действуя в нерасторжимой связи с особенностями его организма и прежде всего нервной ... человека как личности с окружающим миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни, и прежде всего в производственной деятельности. ...
Социальная структура личности
Социальная структура личности характеризуется:
· направленностью личности;
· позицией личности;
· притязаниями личности.
Ø Направленность личности — совокупность доминирующих интересов, потребностей, идейных и практических установок.
Различают различные формы направленности:
— влечения,
— желания,
— интересы,
— склонности,
— идеалы,
— мировоззрения,
— убеждения.
Ø Позиция личности — определенное положение, которое личность занимает в системе доступных ей социальных отношений.
Она проявляется в социальных ролях, которые человек выполняет в различных общественных группах и ситуациях (в семье, производственном коллективе и т.д.).
Ø Притязания личности — те роли, которые она считает для себя возможными и желанными, и результаты (цели), которые она хотела бы достичь.
Быть личностью — это значит:
· обладать независимостью, свободой, т.е. личностной автономией;
· иметь активную жизненную позицию;
· иметь цель в жизни и обладать принципиальностью;
· обладать способностью к самонаблюдению, самоанализу, саморегуляции;
· осуществлять выбор, возникающий в силу внутренней необходимости;
· оценивать последствия принятого решения и быть за него ответственным;
· иметь созидательную установку и созидательное поведение.
Формирование личности в онтогенезе проходит определенные этапы.
Этапы формирования личности в онтогенезе:
1-й этап — формирование основного стереотипа личности.
К трем годам появляются представления о действительности и о себе, но нет еще полного выделения себя из происходящих событий.
В 3-5 лет осваиваются пространства и времени (в речи появляется местоимение «Я», глаголы в первом лице, предлоги, союзы).
К 7 годам формируется представление о «схеме тела» с выделением правой и левой стороны тела.
С 7 -11 лет ребенок способен планировать свою деятельность в уме.
2-й этап — формирование стереотипа личности (до 15-16 лет).
Индивидуальное более актуально, чем общественное. Широко используются абстрактные понятия.
З-й этап — формирование социального (общественного) стереотипа личности (16 лет — 21 год)
4 стр., 1564 слов
методика использования дидактической игры в процессе формирования ...
... – процесс формирования экологических знаний детей дошкольного возраста. Предмет исследования – дидактическая игра как средство формирования экологических знаний. Гипотеза исследования: процесс формирования экологических знаний детей дошкольного ... образовании детей дошкольного возраста, так как соответствует их возрастным особенностям и возможностям. При этом следует отметить, что в настоящее ...
Характеризуется
· зрелостью чувств: во взаимоотношениях человека с окружающим миром;
· формированием высших эмоций (этических, эстетических, интеллектуальных);
· и формирование самосознания.
Знание особенностей личности имеют огромное значение в любой сфере человеческой деятельности и межличностных отношениях.
Особенности личности необходимо учитывать в профориентации, психогигиене семейной жизни, обучении и воспитании и т.д.
Для медработника знание особенностей личности больного и его родственников позволит
· правильно построить беседу и отношения с ними,
· определить характер внутренней картины болезни,
· спланировать психотерапевтическую тактику.
Медицинским работникам необходимо учитывать тип темперамента пациента в процессе общения, выполнения манипуляций, при размещении в палаты и т.д.
Например,
сангвиник и холерик сразу отреагируют на замечание медсестры,
а флегматик и меланхолик долго будут это замечание переживать, особенно меланхолик.
Флегматик трудно приспосабливается к новой обстановке, поэтому без необходимости его не следует переводить в другую палату.
Знание особенностей своего темперамента и характера позволит медработникам производить необходимую самокоррекцию в своей работе и в отношениях с другими людьми.
Защитные механизмы личности
Стремясь избавиться от неприятных эмоциональных состояний, человек с помощью «Я» вырабатывает у себя защитные механизмы личности.
3ащитные механизмы (психологическая защита) — совокупность механизмов, функцией которых является сохранение целостности и стабильности личности.
— «снижение тревоги» (З. Фрейд),
— «бегство от реальности» (Э. Фромм),
К основным защитным механизмам относятся:
Вытеснение, Идентификация, Проекция, Реактивное образование, Рационализация, Отрицание, Сублимация, 3амещение, Компенсация
1. Вытеснение — удаление из сознания неприемлемых потребностей, мотивов в бессознательное; основной механизм образования бессознательного.
2. Идентификация — уподобление себя значимому объекту (личности или группе); бессознательное копирование черт и манер другого.
3. Проекция — приписывание другому человеку или объекту собственных качеств, намерений, желаний. Механизм проекции проявляет свое действие в том, что собственные отрицательные качества человек бессознательно приписывает другому лицу, причем, как правило, в преувеличенном виде.
Диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению ...
... теста Томаса, полученные после проведения результаты отражают возможности индивида проявлять определенные формы поведения в конфликтных ситуациях. Социально-демографические характеристики Респондент 1 Имя Татьяна Пол женский ... случае конфликта Полина найдёт компромисс и попытается его не допустить. томас личность конфликт диагностика Вывод: В целом наше предположение оказалось верным, при конфликтах ...
4. Реактивное образование — замена желаемого, но вызывающего тревогу чувства и/или поведения диаметрально противоположным, позволяющим избежать негативной ситуации и/или объекта.
5. Рационализация — оправдание неприемлемых мыслей, чувств и действий придуманными, этически приемлемыми мотивами. Самым известным примером рационализации, является басня Эзопа «Лиса и виноград», когда лиса, потерпев неудачу в попытках достать виноград, стала подробно «объяснять», почему она никогда и не хотела его. Мы используем рационализацию, чтобы оправдать наше поведение, когда в действительности наши действиянепохвальны.
6. Отрицание — непринятие происшедшего события как реального. Одна из наиболее распространенных форм такого поведения — неприятие, отрицание критики в свой адрес со стороны других людей, утверждение, что то, что критикуется, на самом деле не существует.
7. Сублимация— перевод сексуальной или агрессивной энергии в культурно приемлемую и общественно полезную деятельность, часто науку, искусство. Вся культура, по мнению Фрейда, есть продукт сублимации.
8. 3амещение — перенос чувств и действий, вызываемых одним лицом (объектом), на другое лицо (объект) ввиду невозможности или небезопасности их проявления в отношении первого.
9. Компенсация — преодоление чувства неполноценности в той или иной области путем дополнительных усилий в этой области, целью которых является достижение успеха.
Как и всякий другой защитный механизм, защитная позиция характеризуется:
· жесткостью,
· чрезмерностью,
· тотальностью.
Гендерные особенности личности
Гендерные особенности (гендер — социальный пол) различия в поведении и ролевых моделях женщин и мужчин.
Ролевые модели возникают в результате взаимодействия биологических, исторических и социальных факторов. Они оказывают очень сильное влияние, так как с самого раннего детства откладывают отпечаток на наше восприятие.
Мужская ролевая модель ориентирована на следующие ценности:
— признание;
— автономию;
— самостоятельность.
Чисто мужской стиль поведения связан с активностью, целеустремленностью, решительностью и рациональной деятельностью.
Женская ролевая модель, напротив, выдвигает на передний план:
— социальную компетентность;
— способность устанавливать, поддерживать и сохранять отношения (Руденко А.М., Ситникова С.Н., 2007).
Женщинам же, напротив, всегда отказывали в интеллекте и разумном начале.
Считалось, что их сфера — эмоции.
В связи с этим сложилась определенная традиция воспитания детей.
Особенности копинг-поведения школьников с глубоким нарушением зрения
... выборок и метода ранговой корреляции. Результаты исследования позволили зафиксировать ряд особенностей копинг-поведения слепых подростков как в сравнении с глухими подростками, так и ... стратегий» (методика Лазуруса). Данная методика базируется на выделении таких стилей копинг-поведения (копинг-стратегий), как конфронтативный копинг, дистанцирование, самоконтроль, поиск социальной поддержки, ...
Ø Мальчикампрививали настойчивость, рационализм, уверенность в собственных силах.
Ø Девочек учили быть чуткими, заботливыми, нежными и кроткими.
Хотя жизнь во многом поменялась, старые стереотипы, тем не менее, оказывают заметное влияние на взаимоотношения в общении.
Национальные особенности личности
В процессе общения следует учитывать национальные особенности личности.
1. Поскольку американцамсвойственна ориентация на индивидуализмв человеческих взаимоотношениях и стремление к единоличным решениям, то не следует злоупотреблять в деловом общении с ними «полезными советами». Американцы ревностно относятся к соблюдению прав человека, в конфликтных ситуациях чаще всего прибегают к закону, к услугам адвокатов. В неформальных взаимоотношениях американцы общаются друг с другом просто. Они достаточно открыты, несколько фамильярны даже с людьми, старшими по возрасту и положению, вольно обращаются с правилами светского этикета, улыбчивы. Американцам импонирует не слишком официальная атмосфера, открытость, дружелюбие. Граждане США много путешествуют. Американцев часто пугает и выводит из себя некомпетентность партнера, если она имеет место.
2. С немцаминужно всегда стараться создавать атмосферу деловитости и официальности. Немецкой деловой культуре свойственны такие черты, как стремление к порядку, дисциплинированность, пунктуальность, экономность.Весьма неодобрительно воспринимаются внезапные предложения, изменения. Очень высоко ценится профессионализм. Вместе с тем немцы коммуникабельны, любят повеселиться, развлечься. Они любят приводить факты и примеры, неравнодушны к цифрам, схемам, диаграммам. Немцы бывают довольны, если им предоставить развернутое ценовое предложение. Ценятся честность и прямота.
3. Англичанехарактеризуются деловитостью, почитанием собственности, традиций, вежливостью, законопослушанием. В общении они очень сдержанны и щепетильны, что иногда воспринимается как замкнутость. В беседах ценится умение слушать, в деловых отношениях — пунктуальность. Британцы очень строго соблюдают процедуру знакомства. Говорить с англичанином о делах после окончания рабочего дня считается дурным тоном, даже если вы выпиваете или ужинаете со своим деловым партнером.
Французы, родина которых считается законодательницей в деловом протоколе и этикете, очень галантны, изысканны, стремятся придерживаться этикета, при этом в поведении раскованны и открыты для собеседников. Они очень ценят интеллект, умение изъясняться. Чувство удовлетворения у французов вызывает интерес к их культуре и языку (при этом с досадой воспринимается плохое знание французского языка).
Французы большое внимание уделяют предварительным договоренностям. Любят досконально изучать все аспекты дела, поэтому деловое общение проходит с ними в значительно более медленном темпе. Французы негативно относятся к компромиссам и в качестве официального языка переговоров предпочитают использовать французский язык.