Методические рекомендации по организации работы групп кратковременного пребывания для детей раннего возраста

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЦЕНТРАЛЬНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Государственное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад №2030

Ресурсный центр – «Все лучшее – детям»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ

ГРУПП КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ

ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

(ДЛЯ МЕТОДИСТОВ, ПЕДАГОГОВ И ПСИХОЛОГОВ)

Отчётный продукт ресурсного центра

«Всё лучшее – детям» за 2008 г.

Москва 2009

Содержание

Цели и задачи групп кратковременно пребывания для раннего возраста…………………………………………………………….………….…. 3

Часть 1. Содержание и методы работы с детьми раннего возраста в группах кратковременного пребывания

Возрастные особенности детей раннего возраста…………………….6

Специфика работы педагога с детьми раннего возраста…………..15

Содержание воспитания и развития в раннем возрасте…………..19

Методы работы воспитателя в группах кратковременного

пребывания……………………………………………………………….24

Часть 2. Игры и занятия для детей раннего возраста в группах кратковременного пребывания…………………………………………..…..27

Общая характеристика игр и методические рекомендации по их использованию……………………………………………………………….…27

Хороводные игры………………………………………………………..33

Игры с простыми правилами………………………………………….37

Музыкальные игры………………………………………….………….40

Изобразительная деятельность………………………………………..44

Игры-драматизации……………………………………………………..46

Пальчиковые игры………………………………………………………48

12 стр., 5906 слов

Эффективность использования компьютерных игр в работе психолога

... А предметом - компьютерная игра как средство в работе психолога. Цель моей курсовой работы: рассмотреть эффективно ли использование компьютерных игр в работе психолога. Задачи данной курсовой работы следующие: а) рассмотреть существующее ...

Методические рекомендации по планированию

игр с детьми на занятиях……………………………………….………55

Цели и задачи групп кратковременно пребывания

для раннего возраста

Ранний возраст является важнейшим периодом жизни человека, когда закладываются наиболее важные и фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком. Истоки многих проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги (сниженная познавательная активность, нарушения в общении, замкнутость и повышенная застенчивость, или напротив, агрессивность и гиперактивность детей и пр.) лежат именно в раннем детстве. Коррекция и компенсация этих деформаций в дошкольном и школьном возрасте представляет существенные трудности и требует значительно больших затрат, чем их предотвращение.

В настоящее время у подавляющего большинства детей раннее детство проходит в семье. Семейное воспитание действительно является оптимальным для маленького ребёнка, поскольку любовь близких взрослых, их чуткое и гибкое отношение, индивидуальное общение являются главными и необходимыми условиями нормального психического развития ребёнка и его хорошего эмоционального самочувствия. Однако, далеко не все родители понимают возрастные особенности детей до 3-х лет и умеют найти адекватные педагогические воздействия. В большинстве семей сохраняются представления о раннем возрасте как о периоде физиологического созревания и физического развития. Считается, что психическое развитие начинается после трёх лет. В результате внимание родителей сосредоточено на физическом здоровье малыша и ограничено гигиеническим уходом (кормление, прогулки, купание и пр.) и предоставлением ему множества игрушек. В других семьях, напротив, переоцениваются возможности 2-х летнего малыша: его начинают учить и воспитывать так же как ребёнка 5-7 лет (учат читать и писать, сажают перед телевизором, учат пользоваться компьютером и пр.).

В обеих случаях игнорируются возрастные особенности детей, что может привести к весьма печальным последствиям. Нарастание тревожных проблем, связанных с психическим здоровьем и развитием детей (задержки в умственном и речевом развитии, отсутствие воображения, дефицит внимания, импульсивность и агрессивность, эмоциональная глухота и пр.) являются прямым следствием такого «неумения» родителей. В связи с этим возникает настоятельная необходимость расширения психолого-педагогической помощи семьям с маленькими детьми.

Оптимальной формой такой помощи являются группы кратковременного пребывания . В этом случае ребёнок живёт в семье, сохраняет эмоционально-личностные связи с мамой, не переживает резкой смены условий жизни, как это бывает при переходе малыша в детское учреждения полного для пребывания. В то же время ребёнок получает возможность выйти за пределы своей квартиры и получить необходимые и соответствующие возрасту психолого-педагогические воздействия. Родители также получают знания о возрастных особенностях и возможностях малышей, о развивающих играх и занятиях с маленькими детьми, о способах общения и преодоления конфликтов и пр. Всё это, безусловно, повышает родительскую компетентность, что, пожалуй, является главным условием эмоционального благополучия и развития маленьких детей.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... гнева в приемлемой форме. 2. Обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях. 3. Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях. 4. Формирование ... таких качеств, как эмпатия, доверие к людям и т. д. Поскольку поведение агрессивных детей часто ...

Кроме того в семье, даже при самых образованных родителях, ребёнок растёт в изоляции от других детей, от сверстников. Мимолетные встречи во дворе или парке, где гуляет ребёнок, при отсутствии психолого-педагогического сопровождения, конечно же, не могут создать благоприятных условий для нормальной социализации ребёнка и становления доброжелательного отношения к другим детям. Между тем опыт первых отношений со сверстниками является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания ребёнка, и его самочувствие среди других людей. Некоторые родители и педагоги считают, что сверстник является нежелательным партнером для ребенка, поскольку между маленькими детьми преобладают отрицательные формы взаимодействия – малыши дерутся, ссорятся из-за игрушек, часто плачут.

Однако, общество сверстников учит ребенка жить среди людей. В общении с равными партнерами ребенок приобретает ценное умение видеть и слышать других и отстаивать свои права. Отсутствие у ребенка опыта общения со сверстниками притупляет способность понимания других людей. Общение со сверстниками обогащает жизнь маленьких детей новыми впечатлениями, является источником ярких положительных эмоций, создает условия для появления творческого, самобытного начала в ребенке. Кроме того оно подготавливает к последующему содержательному общению со сверстниками, облегчает привыкание к детскому коллективу. Группа кратковременного пребывания создаёт весьма благоприятные условия для содержательного общения детей и для формирования их доброжелательных отношений.

Итак, основные задачи группы кратковременного пребывания заключаются в следующем:

— преодолеть симбиотическую связь ребёнка с матерью и способствовать развитию его самостоятельности и независимости;

— привлекать внимание малышей к сверстникам и учить их ориентироваться на действия партнёров, налаживать гуманные, доброжелательные отношения между детьми;

— способствовать развитию познавательных процессов детей (внимание, память, мышление);

— обогащать жизнь малышей новыми впечатлениями и положительными эмоциями;

— повышать психолого-педагогическую компетентность родителей и предлагать им развивающие игры и занятия, соответствующие возрасту детей;

Всё это, естественно подготавливает детей к новой жизни в детском саду.

Однако, педагогическая работа с детьми раннего возраста имеет свою специфику и во многом отличаются от тех, которые обычно используются для детей дошкольного возраста. Эта специфика определяется особенностями психологии маленьких детей.

Специфика работы педагога с детьми раннего возраста

Специфические особенности раннего детства существенно осложняет работу воспитателя и предъявляет массу требований к нему.

Первая трудность – это проблема адаптации к новым условиям и к детскому учреждению . Многие дети с большим трудом переживают даже кратковременную разлуку с мамой: громко плачут, всего боятся, сопротивляются всяким попыткам вовлечь их в какое-либо занятие. Даже один такой ребёнок может «парализовать» работу всей группы. Здесь требуется терпение, умение вызвать доверие к себе и сотрудничество с мамой ребёнка. И, конечно же, индивидуальный подход: одним детям нужны ласка и физическая близость, другие, напротив, избегают прямого контакта и предпочитают побыть в одиночестве, третьих можно заинтересовать новой игрушкой.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... -педагогической литературы; - конкретизировать понятие «музыкально-творческие способности детей среднего дошкольного возраста»; - выявить и охарактеризовать критерии и уровни музыкально-творческих ... установить закономерности; - провести диагностику музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой исследования послужили концептуальные подходы к проблеме ...

Необходимость индивидуального подхода педагога к каждому ребёнку очевидна во всех возрастах. Однако в раннем возрасте индивидуальный подход имеет решающее значение. Не только по тому, что все дети разные, но ещё и потому, что маленький ребёнок может воспринять только, то воздействие взрослого, которое адресовано лично ему. Малыши не воспринимают призывы или предложения, обращённые целой группе. Им необходим взгляд в глаза, обращение по имени, ласковое прикосновение, словом всё то, что свидетельствует о личном внимании и персональной обращённости взрослого. Только в этом случае они могут принять и понять предложения воспитателя.

Ещё одна особенность работы с детьми раннего возраста неэффективность любых чисто вербальных методов воспитания . Любые инструкции, объяснения правил, призывы к послушанию оказываются бесполезными. Даже не потому, что дети ещё плохо понимают их, а потому что до 3-4 лет малыши не могут регулировать своё поведение посредством слова. Они живут только настоящим, и воздействия ситуации (окружающие предметы, движения, звуки) являются для них гораздо более сильными побудителями, чем значение слов взрослого. Эта особенность маленьких детей предъявляет высокие требования к действиям воспитателя. Они должны быть предельно выразительными, эмоциональными и «заразительными». Только собственной увлечённостью какой-либо деятельностью можно передать интерес к ней маленькому ребёнку. Здесь требуется повышенная чувствительность к состояниям малыша, выразительные движения и мимика, артистизм. Это вовсе не значит, что с маленькими детьми не нужно говорить. Но слова воспитателя обязательно должны быть включены в контекст реальных действий, иметь яркую интонационную окраску, сопровождаться соответствующими жестами и движениями. Следует помнить, что педагог воспитывает не словами, а своими чувствами, действиями и поступками.

Из этого следует, что с маленькими детьми нельзя проводить организованных фронтальных занятий, когда воспитатель что-то объясняет или показывает, а дети «усваивают». Такие занятия не только не эффективны, но и вредны, поскольку могут парализовать собственную активность детей. Задача же воспитания в этом возрасте состоит в том, чтобы стимулировать активность к аждого ребёнка, вызывать его желание действовать, общаться, играть, решать практические задачи. Для этого совершенно недостаточно сообщать детям новую информацию или демонстрировать нужные способы действия. Здесь необходимы эмоциональное вовлечение детей, создание общего смыслового поля, эмоциональная включённость взрослого в нужные действия. Только так можно передать ребёнку интерес к новой деятельности, привлечь к ней и увлечь ею, и таким образом вызвать его собственное желание.

Универсальным методом воспитания для маленьких детей, как известно, является игра . Игра малышей требует непременного участия взрослого, который не только передаёт им необходимые правила и способы игровых действий, но и «заражает» их интересом к деятельности, стимулирует и поддерживает их активность. Любая игра обладает комплексным воспитательным воздействием: она требует и умственных, и волевых, и физических усилий, и координации своих действий с другими и, конечно же (если ребёнок по-настоящему включён в неё) приносит эмоциональное удовлетворение. Вместе с тем применительно к раннему возрасту существуют специфические и конкретные задачи развития, которые определяют содержание педагогической работы с детьми раннего возраста.

2 стр., 717 слов

Задачи, принципы и основные направления музыкально-ритмического ...

... значительно повышая эффективность преодоления дизартрии у детей с церебральным параличом. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. К вопросу об особенностях психомоторики, речи и музыкально-ритмических способностей у дошкольников ... и повреждения опорно-двигательного аппарата у детей.- Л., 1989. 2. Логопедическая ритмика в коррекционной работе по устранению дизартрии // Нарушения речи. Методы изучения и коррекции. - ...

Содержание педагогической работы с детьми от года до трёх

Прежде всего, это развитие предметной деятельности , поскольку именно в этой деятельности происходит приобщение ребёнка к культуре, в ней формируются главные психологические новообразования этого периода: речь, наглядно-действенное и образное мышление, познавательная активность целенаправленность и пр. В рамках предметной деятельности можно выделить несколько направлений, каждое из которых является самостоятельной педагогической задачей.

Во-первых, это развитие культурно нормированных, специфических и орудийных действий . Маленький ребёнок должен научиться пользоваться окружающими предметами «по-человечески»: правильно есть ложкой, и пить из чашки, рисовать карандашом, копать совочком, причёсываться расчёской, застёгивать пуговицы и пр. Это задача не только развития движений руки и общей моторики. Все эти действия требуют преодоления спонтанной, импульсивной активности, а значит овладения собой и своим поведением. Ребёнок должен понять и присвоить смысл этих простых действий, увидеть их результат почувствовать свою умелость. Всё это даёт ему чувство своей компетентности, самостоятельности, уверенности в себе. Для решения этой задачи необходимо, начиная с 1 года, приучать детей к самообслуживанию: показывать, как правильно одеваться, причёсываться, держать ложку или чашку, оставляя им возможность самостоятельных действий и побуждая к ним. Помимо обычных бытовых процедур, нужны специальные игрушки, созданные для детей раннего возраста. Это всевозможные вкладыши различной формы, пирамидки, простые матрёшки, башенки и пр. Очень хороши для этой цели материалы, позволяющие малышам застёгивать пуговицы, завязывать бантики или шнурки, застёгивать молнии, доставать что-нибудь сачком, нанизывать бусинки на шнурок, перекладывать что-либо ложкой из одной ёмкости в другую и пр. Можно использовать также ситуацию ухода за куклой: одевание и раздевание, причёсывание, кормление. Обычно такие занятия очень увлекают малышей и вызывают достаточно продолжительное сосредоточение, которое ни в коем случае нельзя прерывать.

Другой линией предметной деятельности является развитие наглядно-действенного мышления и познавательной активности . Ребёнок раннего возраста мыслит, прежде всего, действуя руками. Соотнося форму или размер отдельных предметов, проводя шарики по лабиринту или пытаясь открыть загадочные коробочки, в которых спрятан желанный приз, малыш решает самые настоящие мыслительные задачи. И хотя решение этих задач неотделимо от практических действий, оно требует значительных умственных усилий и познавательной активности. Задача воспитателя здесь состоит в не в том, чтобы показать правильный способ действия (т. е. подсказать решение задачи) а в том, чтобы вызвать и поддержать познавательную активность, заинтересовать малыша загадочным предметом и побудить к самостоятельному экспериментированию. Конечно же, для этого нужны, предложить детям специальные развивающие игрушки, которых в настоящее время чрезвычайно мало. Однако при желании их можно придумать и изготовить самому. Разнообразные коробочки (из-под духов или кремов) старые футляры для очков или пеналы бачки для фотоплёнки могут служить хорошим материалом для таких пособий.

Ещё одним важнейшим направлением развития предметной деятельности является формирование целенаправленности и настойчивости действий ребёнка. Известно, что деятельность ребёнка до 2-х лет имеет процессуальный характер: малыш получает удовольствие от самого процесса действий, их результат ещё не имеет какого-либо самостоятельного значения. К трём годам у ребёнка уже складывается определённое представление о результате того, что он хочет сделать, и это представление начинает мотивировать действия ребёнка. Ребёнок действует уже не просто так, а целенаправленно, с целью получения определённого результата. Для формирования этого ценного качества необходима помощь взрослого. Маленькому ребёнку нужно помогать «удерживать» цель, направлять его на достижение желанного результата. Для этого можно использовать конструктивные игры и игрушки, предполагающие получение определённого продукта. Это могут быть фигурные пирамидки, из которых нужно собрать определённый предмет (машинку, солдатика, собачку и пр.), всевозможные мозаики или составные картинки для маленьких детей. Все эти игры требуют определённого представления о том, что должно получиться, и настойчивости в достижении результата.

Все перечисленные виды предметных действий предполагают индивидуальную работу ребёнка. Не нужно принуждать их к совместной деятельности с предметами раньше времени – это может только вызвать ненужные конфликты с ровесниками. У каждого ребёнка должна быть в руках своя игрушка и свои способы действия с ней. Такая индивидуальная деятельность с предметами вызывает сосредоточенность и концентрацию на предмете, своеобразную «завороженность» своими действиями. Это очень важное и ценное состояние. Монтессори видела в концентрации малышей на действиях с предметами начало воли ребёнка. Поэтому ни в коем случае нельзя прерывать индивидуальную работу ребёнка с предметами; напротив, нужно всячески поддерживать её и создавать для неё все возможные условия.

Другой чрезвычайно важной и ответственной задачей воспитания детей раннего возраста является развитие речи . Овладение речью в основном происходит именно в этот период – от года до трёх.

Речь маленького ребёнка возникает и первоначально функционирует в общении со взрослым. Поэтому первая задача воспитания — это развитие активной, коммуникативной речи . Для этого необходимо не только постоянно разговаривать с ребёнком, но и включать его в диалог, создавать потребность в собственных высказываниях. Нередко занятия по развитию речи детей сводятся к повторению слов взрослого: дети заучивают стишки или сказки, повторяют за взрослым новые слова, вместе с ним поют детские песенки. Но собственная речь ребёнка не развивается через подражание чужим даже самым правильным образцам. Чтобы ребёнок заговорил, у него должна быть потребность в этом, необходимость выразить словом то, что другими средствами выразить невозможно. Такую речевую задачу (задачу сказать нужное слово) ставит перед ребёнком взрослый. Для этого нужно говорить не перед ребёнком и не вместо него, а с ним , создавая ситуацию диалога.

На первых этапах развития речь малыша включена в его практические предметные действия и неотделима от них. Ребёнок может говорить только о том, что он видит и что делает здесь и сейчас. Поэтому включённость слов в конкретные действия, или «единство слова и дела» очень важный принцип формирования активной речи. Каждое новое слово должно быть понятно ребёнку, нести в себе определённое значение и опираться на конкретную ситуацию. Создать такую речепорождающую ситуацию достаточно трудно; здесь требуется терпение, изобретательность и постоянный поиск новых игр и приёмов, активизирующих речь детей. Важно только, чтобы все эти приёмы не были оторваны от конкретных жизненных интересов малышей, чтобы это не были специальные занятия по развитию речи.

Второй важной линией речевого развития является совершенствование так называемой пассивной речи, т.е. понимания речи взрослого. Большинство малышей в 1,5-2 года уже хорошо понимают все слова и простые фразы, когда они включены в конкретную ситуацию. Однако, постепенно речь отделяется от наглядной ситуации и приобретает собственный смысл, без опоры на восприятие. Преодоление ситуационной связанности и становление грамматической структуры речи – важнейшая линия развития в раннем возрасте. Неоценимую роль для этого играет литература для малышей. Короткие и простые детские сказки, стишки А.Барто или С.Маршака, народные потешки и песенки дают неоценимый материал для речевого развития. Однако, взрослые должны открыть малышам этот материал, сделать его понятным и привлекательным. Для этого нужно выразительное чтение, которое сопровождается жестами, яркими интонациями и возможно спектаклем игрушек. Причём каждое произведение должно повторяться много раз, пока дети не присвоят его и не запомнят его наизусть. Обычно маленькие дети очень радуются, когда узнают знакомые слова, и с восторгом повторяют их. Пассивная и активная речь при этом развиваются в единстве.

В раннем возрасте возникает ещё одна важнейшая функция речи – регулятивная . Появляется способность управлять своим поведением с помощью слова. Если до 2-х лет действия ребёнка определяются в основном воспринимаемой ситуацией, то во второй половине раннего возраста возникает возможность регулировать поведение ребёнка посредством речи, т.е. выполнение речевых инструкций взрослого. Эту форму поведения психологи рассматривают как первый этап развития произвольного поведения, когда действия ребёнка опосредованы речевым знаком, который направлен на своё поведение. Поэтому действие по инструкции открывает возможность развития саморегуляции и самоконтроля. Однако, это действие даётся ребёнку не сразу. Понимание речи взрослого и в частности понимание его просьбы, ещё вовсе не означает, что малыш способен подчинять этой инструкции свои действия. Долгое время воспринимаемые предметы и сложившиеся двигательные стереотипы остаются более сильными побудителями действий, чем значение слов взрослого. Вместе с тем эту важнейшую способность следует развивать и упражнять. Для этого можно использовать всевозможные поручения: принести что-либо, поставить, положить что-то в определённое место, постепенно наращивая их сложность. Важно выбрать для каждого ребёнка определённый уровень сложности инструкции, который соответствует его возможностям и способностям. Это очень существенная в раннем возрасте линия развития ребёнка, которая нуждается в соответствующей работе воспитателя.

Овладение речью в раннем возрасте делает возможным становление детского воображения . Воображение возникает на третьем году жизни, когда появляется способность к игровым замещениям, когда знакомые предметы наделяются новыми именами и начинают использоваться в новом качестве. Например, карандаш может стать ракетой, или градусником, или ружьём, или змеёй, носовой платок может превратиться в одеяло для куклы, или в шляпу или стать цветком. Такие игровые замещения являются первой формой воображения ребёнка и составляют важнейший шаг к новой ведущей деятельности ребёнка – сюжетно-ролевой игре. Многочисленные наблюдения и исследования показывают, что игра не возникает сама по себе, без участие тех, кто уже умеет играть – взрослых или старших детей. Маленького ребёнка нужно научить играть. Обучение игре осуществляется, конечно же, не на занятиях, а в процессе совместной игры со взрослым, который передаёт ребёнку способ замещения одних предметов другими. Главным условием перерастания стереотипных, процессуальных действий с игрушками в настоящую игру является эмоциональная вовлечённость ребёнка в действия взрослого. Дети принимают и усваивают новые игровые, замещающие действия только в том случае, если взрослый активно выражает свою увлечённость игрой и если ребёнок «заражается» этой увлечённостью. Если же воспитатель просто демонстрирует новые действия с предметами и комментирует их, дети не переходят к самостоятельным замещениям и в лучшем случае ограничиваются подражанием. Поэтому развитие творческой игры и воображения у детей 2-3 лет требует от воспитателя большой эмоциональной отдачи и постоянного педагогического творчества.

В раннем возрасте возникает ещё одна чрезвычайно важная сфера жизнедеятельности ребёнка – его общение и взаимоотношения со сверстниками . Несмотря на то, что потребность в сверстнике занимает далеко не главное место в жизни ребёнка и обычно не рассматривается как главная линия его развития, первые формы взаимодействия малышей играют исключительно важную роль для развития личности ребёнка и дальнейшего развития межличностных отношений. Именно здесь закладывается чувство непосредственной общности и связи с другими, равными ребёнку людьми. Эмоционально-практическое взаимодействие даёт ребёнку ощущение своего сходства с другим, равным ему существом. Переживание сходства и общности вызывает бурную радость и способствует осознанию себя. Воспринимая своё отражение в другом, малыши лучше выделяют себя и как бы получают подтверждение своей целостности и активности. Поэтому прерывать или запрещать такое взаимодействие нельзя. Но воспитатель может придать ему культурную, организованную форму. Оптимальным средством для этого являются известные всем воспитателям игры, в которых дети действуют одновременно и одинаково. К ним относятся, прежде всего, хороводные игры (Каравай, Карусели, Раздувайся пузырь, Зайка и пр.).

Игры типа «Воробушки и автомобили», «Гуси-гуси» и т.д. В этих играх нет предметов, разделяющих детей, нет конкуренции, но есть общая воображаемая ситуация, общие чувства, слова и движения. Всё это как нельзя лучше отвечает потребностям маленьких детей. Естественно, эти игры в раннем возрасте должны проходить при непосредственном участии взрослого, который организует детей, показывает им нужные движения и слова, погружает их в общую атмосферу игры.

Часть 2. Игры и занятия для детей раннего возраста в группах кратковременного пребывания

Общая характеристика игр и методические рекомендации к их использованию

С приходом в новую группу (пусть даже кратковременного пребывания) в жизни ребенка происходят большие перемены, которые далеко не всегда бывают радостными и желанными для него. Здесь все не так, как дома: незнакомые взрослые и дети, непривычные требования. Но главное—разлука с мамой. Все это может вызвать у малыша напряженность, неуверенность и даже тревожность. Такой неблагоприятный эмоциональный фон может отрицательно отразиться на первых впечатлениях ребенка.

Самое лучшее, что может предпринять ведущий группы, — позабавить ребят, развеселить их, поскорее отвлечь от всего, что омрачает их пребывание среди незнакомых людей. Сделать это можно с помощью совместных подвижных игр. Предлагаемые в пособии игры строятся на отношениях игрового партнерства при добровольном участии каждого ребенка в том. Содержание и правила игр исключают поводы для конфликтов и взаимного отталкивания.

Каждое занятия лучше начинается с игры-забавы. Маленький ребёнок всегда стремится к чему-то необычному, веселому. Положительные эмоции надежно защищают малышей от умственных перегрузок, ведь то, что развлекает, никогда не утомляет. В играх-забавах, полностью отсутствуют сухой дидактизм и назидательность. Например, малышей приглашает в группу весёлый котёнок (кукла би-ба-бо), им предлагают послушать и посмотреть на фланелеграфе любимую сказку, покружиться в хороводе, или побегать под рифмованный текст. Игровые действия всегда связаны с движением и не обременяют ребят сидением на одном месте.

Более сложными для малышей являются игры с простыми правилами. Правила игры доводят до сознания детей ее замысел, игровые действия и обучающую задачу. Выполнение правил требует от ребенка определенных усилий, ограничивает его спонтанную активность. Но именно это и делает игру увлекательной, интересной и полезной для развития ребенка. Во многих играх правила как бы заключены в роли. Действуя от имени осторожных воробушков, смелых мышек или дружных гусей, ребята учатся незаметно для себя контролировать и регулировать своё поведение. Кроме того, игры с ролью активизируют и развивают воображение детей, готовят к творческой самостоятельной игре, что особенно важно в раннем возрасте. Чередование подвижных игр-забав и спокойных занятий соответствует интересам малышей.

Одним из главных условий проведения всех предлагаемых игр является добровольность участия детей . Не беда, если не все сразу включатся в игру. Обычно младшие дети (1-2 лет) не включаются в общую игру, и первое время стоят в стороне. Не стоит торопить их втягивать в общий круг. Какое-то время ассистент может позаниматься с ними индивидуально — и игрушками или без них. Однако, такое пассивное пребывание в группе для малышей вовсе не бесполезное занятие. Наблюдение за сверстниками станет интересным и полезным для них. Вскоре у них наверняка возникнет желание включиться в общую игру. Постепенно все дети группы втянутся в игру и станут ее участниками.

Перейдём теперь к описанию разных видов игр.

Хороводные игры

Многие хороводные игры, представленные в пособии, созданы по образцу народных игр и несут в себе элементы фольклора и народной культуры. Однако, они упрощены, сокращены и адаптированы для детей раннего возраста. Хороводные игры очень полезны для малышей. Сочетание движений со словом помогает ребенку осознать содержание игры, что облегчает выполнение действий. В представленных хороводных играх малыши действуют одновременно и одинаково. Общность движений и игровых интересов усиливает радостные переживания и эмоциональный подъем. Кроме того, дети учатся согласовывать свои действия друг с другом ходить за ручку по кругу, и ориентироваться на пространственные условия движений.

Хороводные игры отличаются необычностью движений: они пластичны, выразительны, подчинены ритму текста и сопровождающей его мелодии. Движения как бы драматизируют содержание игры. Все это будит воображение детей, развивает музыкальные способности и художественный вкус. Яркое и выразительное ведение хоровода становится своеобразной формой эстетического воспитания.

Козлик

Взрослый предлагает детям встать в круг, руки поднять вверх к голове, пальчики, кроме указательных, собрать в кулачок (сделать рожки), повернуться лицом в круг, опустить головы вниз и под рифмованный текст повторять за ним следующие забавные движения.

Слова

Движения

Идет козел рогатый, рогатый,

Идет козел бодатый, бодатый.

Где мои ребятки, ребятки?

Где мои козлятки, козлятки?

Вот они ребятки, ребятки,

Вот они козлятки, козлятки

Ножками топ, топ, топ, топ,

Ручками хлоп, хлоп, хлоп, хлоп.

Ме-Ме-Ме.

Изображая рогатого козла, взрослый поворачивает голову, как будто ищет своих козлят. Дети держат рожки из указательных пальцев на голове.

Ребята опускают ручки, делают рожки на обеих руках указательным пальцем и мизинцем.

Дети вместе со взрослым топают ногами и хлопают руками.

Все вытягивают шею вперед.

На первых порах можно предложить сокращенный и упрощенный вариант той же игры

Взрослый предлагает детям встать в круг, взяться за руки и идти по кругу со словами:

«Шел козел по лесу, по лесу, по лесу

Повстречал принцессу, принцессу, принцессу.

Давай коза попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем (все дети подпрыгивают),

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем (все дети качают в разные стороны, выкидывая вперёд сначала правую, а потом левую ногу).

Затем делают рожки из пальчиков (указательного и мизинца) и говорят по-козлиному: «Ме-Ме-Ме».

«Огуречик»

Взрослый предлагает детям встать в круг, взяться за руки и идти по кругу на слова:

Слова

Движения

Огуречик, Огуречик

не ходи на тот конечик»

Там мышка живет,

тебе хвостик отгрызет.

Все спокойно идут по кругу приставным шагом, лицом в центр. Ритм спокойный.

Ритм движений убыстряется, все идут топающим шагом

Появляется мышонок, которого с помощью игрушки изображает один из взрослых, дети приседают, как будто прячутся от мышонка.

«Пузырь»

1 вариант

Ведущий предлагает всем детям сесть на стульчики, расположенные полукругом, и спрашивает одного из них: «Как тебя зовут? Скажи громко, чтобы все слышали!» Ребенок называет свое имя, а взрослый ласково повторяет его: «Машенька, пойдем играть!» Педагог берет ребенка за руку, подходит вместе с ним к следующему малышу и спрашивает, как его зовут. Повторяя имя ребенка ласково, но так, чтобы его слышали все, он предлагает и ему присоединиться к ним и подать руку Машеньке. Теперь они уже втроем идут приглашать следующего ребенка принять участие в игре. Так по очереди за руки берутся все дети. Сначала лучше подходить к тем воспитанникам, которые выражают желание включиться в игру, а скованных, заторможенных детей целесообразнее приглашать последними. Если кто-нибудь все же отказывается играть, не стоит настаивать на этом. Постепенно, наблюдая за игрой, они тоже захотят быть в коллективе.

Когда все дети будут приглашены, образовывается длинная цепочка. Воспитатель берет за руку ребенка, стоящего последним, и замыкает круг. «Посмотрите, как нас много! Какой большой круг получился, как пузырь! — говорит взрослый. — А теперь давайте сделаем маленький кружок».

Вместе с взрослым дети становятся тесным кружком и начинают «раздувать пузырь»: наклонив головы вниз, малыши дуют в кулачки, составленные один под другим, как в дудочку. При этом они выпрямляются и набирают воздух, а затем снова наклоняются, выдувают воздух в свою трубку и произносят звук «ф-ф-ф-ф». Эти действия повторяются два-три раза. При каждом раздувании все «делают шаг назад, будто пузырь немного увеличился. Затем все берутся за руки и постепенно расширяют круг, двигаясь и произнося следующие слова:

Раздувайся, пузырь, Раздувайся большой, Оставайся такой, Да не лопайся’!!

Получается большой растянутый круг. Воспитатель входит в него, дотрагивается до каждой пары соединенных рук, затем неожиданно останавливается и говорит: «Лопнул пузырь!» Все хлопают в ладоши, произносят слово «Хлоп!» и сбегаются в кучку (к центру).

После этого игра начинается сначала, т. е. опять раздувается пузырь. А закончить игру можно так. Когда пузырь лопнет, воспитатель говорит: «Полетели маленькие пузырики, полетели, полетели, полетели…» Дети разбегаются в разные стороны.

2 вариант

Дети встают плотно друг к другу, сжимают пальчики в кулачки и делают движения, как будто месят тесто, отталкиваясь кулачками от центра круга, и на слова «Надувайся пузырь, раздувайся большой», отходят по кругу назад. Когда «Шар» будет достаточно широким, все берутся за руки и говорят: «Оставайся такой и не лопайся!» Взрослый хлопает в ладоши, дети разбегаются, а потом опять собираются в кучку.

Игры с простыми правилами

Детям раннего возраста трудно выполнять правила действий. Но в игре овладение правилом происходит легко и естественно. Правила игры доводят до сознания детей ее замысел, игровые действия. Выполнение правил требует от ребенка определенных усилий, ограничивает его спонтанную активность. Но именно это и делает игру увлекательной, интересной и полезной для развития ребенка. Во многих играх правила как бы заключены в роли. Действуя от имени игровых персонажей, ребята учатся незаметно для себя контролировать и регулировать своё поведение. Кроме того, игры с ролью активизируют и развивают воображение детей, готовят к творческой самостоятельной игре, что особенно важно в раннем возрасте.

«Вот сидит лохматый пес»

1 вариант

Взрослый берет собачку – игрушку, садится на стульчик, закрывает мордочку собачки ладошками и произносит слова: «Вот сидит лохматый пес, в лапки свой укутал нос. Тихо, смирно он сидит, то ли дремлет, то ли спит? Подойдем, его разбудим и посмотрим, что же будет».

На последние слова дети медленно подходят, трогают собачку (будят).

Собачка в руках взрослого просыпается, гавкает и догоняет детей. Дети бегут в другую сторону. Не следует слишком пугать малышей, но в, то, же время нужно создать ощущение опасности. Когда малыши освоят правила этой игры, можно переходить ко второму варианту.

2 вариант

Взрослый предлагает ребенку взять игрушку — собачку — и помогает произнести текст. Сам ведущий направляет с одной стороны поведение ребёнка с собачкой, а с другой – остальных участников игры.

«Я по полю шла»

Дети стоят свободно. Взрослый предлагает одному из детей взять в руки 2 камушка разного цвета (например, розовый и голубой).

На слова: «я по полю шла (шёл) и два камушка нашла (нашёл), розовый и голубой (взрослый помогает ребенку ходить между детьми.

На слова: «Угадай-ка, где какой?», ведущий ребенок подходит к одному из детей и предлагает угадать цвет камушка. В этом возрасте детям важен процесс игры, поэтому на цвет они внимания обращают мало, берут камушки и начинают играть по очереди.

«Гуси» (упрощенный вариант)

Дети стоят стайкой в одном конце зала или игровой площадки, на другом конце лежат обручи или начерчен круг (домики).

Взрослый произносит слова: «Гуси, гуси»

Дети – «Га-га-га», взрослый – «Есть хотите?»

Дети – «Да, да, да»

Взрослый – «Так летите же скорей!

Дети – «Серый волк озорной, не пускает нас домой!»

Волк сидит между детьми и домиками (в середине зала), ловит детей на слова: «Не пускает нас домой»

«Солнышко и тучка»

Взрослый произносит известные стихи В.Маяковского: «Дождь покапал и прошел, солнце в целом свете, это очень хорошо и большим и детям!»

Затем взрослый предлагает детям «понарошку»:

· поиграть с воздушным шариком,

· намочить цветы (можно бумажные сбрызнуть руками),

· полетать как бабочки

· собрать ягоды и т. д.

Затем взрослый произносит слова: «Тучка черная летит, ветер дует и свистит, дождь бежит на длинной ножке, убегайте детки – крошки»

Дети бегут под зонтик, а потом снова выбегают на солнышко и гуляют.

«Кот и мыши»

Взрослый произносит слова: «Кот «Мурлыка» лег поспать, отдохнуть и подремать (кот-ребенок ложится на пол), ну а мышки тут плясать, прыгать, бегать и пищать»

Остальные дети прыгают, хлопают в ладошки, топают ножками, пищат.

Взрослый произносит слова: — «Расшумелись – вот беда! Разбудили мы кота, мыши — непоседы разбегайтесь кто куда, кот бежит по следу».

«Воронята»

Дети- воронята сидят на стульчике, расставленные полукругом. Дети «спят» (закрываю глазки, склонив голову на руки со сложенными ладошками.

Взрослый говорит: — «Воронята крепко спят, все по гнездышкам сидят, а проснуться на заре, будут каркать во дворе»

«Воронята» просыпаются, машут крыльями, кричат «кар-кар-кар», затем «летают» — бегают по комнате, размахивая разведенными в стороны руками – «крыльями».

Взрослый: — «Полетели – полетели, воронята полетели «Кар, кар»,

Вышла тетя на дорожку, воронятам сыплет крошки (выходит на середину и «сыплет» крошки).

«Воронята» садятся на корточки и «клюют» (стучат пальчиками по полу) – тук, тук, тук

«Тузик по двору гулял, вороняток испугал (берет игрушку – собачку и догоняет убегающих детей «воронят»).

«Зайки»

Дети сидят на корточках по кругу. Взрослый говорит и показывает движения

( взрослый поднимает руки над головой, шевелит ими).

Дети подражают его движениям и повторяют за ним слова. «Зайка серенький сидит и ушами шевелит, вот так, вот так он ушами шевелит. Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть. Вот так, вот так, надо лапочки погреть (Встают, взрослый и дети хлопают в ладошки и повторяют две последние строчки)

«Зайке холодно сидеть, надо зайке поскакать (все прыгают на одном месте, повторяя последние слова) Вот так, вот так, надо зайке поскакать. Зайку волк испугал, зайка прыг и убежал» (взрослый рычит, дети разбегаются врассыпную).

Музыкальные игры

Маленькие дети особенно отзывчивы на интонацию, мелодию, ритм. Поэтому введение музыкальных моментов в их игры делает игру более привлекательной и развивает ценные качества ребёнка: чувство ритма, эстетические качества, эмоциональность, чувство общности с другими детьми. Игры, приведённые в этом разделе не ставят своей задачей музыкальное развитие детей, поэтому не так уж важно насколько правильно и хорошо поёт ведущий. Но очень важно комплексное и разнообразное воздействие на ребёнка, в котором сочетаются движение, музыка, текст, и какой-либо простой, доступный малышам сюжет. Остановимся на конкретных вариантах музыкальных игр, доступных детям раннего возраста.

«Пирожки»

Дети сидят на стульчике, взрослый напротив. Взрослый предлагает детям положить ладошку на ладошку и под простую песенку выполнять соответствующие движения.

«Я пену, пеку, пеку, деткам всем по пирожку, а для милой мамочки испеку два пряничка (дети поворачивают кисти рук то одной, то другой ладошкой вверх), кушай, кушай мамочка вкусные два пряничка, а ребяток приглашу, пирожками угощу (затем вытягивают руки вперед, предлагают попробовать прянички и пирожки)

«Сели заиньки в кружок»

Взрослый вместе с детьми садится на корточках и поет следующую простую песенку:

Сели заиньки в кружок,

роют лапкой корешок,

вот такие зайки,

зайки – побегайки – 2 раза.

Тут бежит лисичка — рыжая сестричка (лисичку изображает второй взрослый или образная игрушка).

При этих словах дети поднимают головы, и делают ушки руками

( поднимают ручки над головой)

Лисичка спрашивает: «Где же, где же зайки?»

Взрослый-ведущий при этом говорит: «Зайки – убегайте!»

Ребята разбегаются от лисички в разные стороны, а лисичка их пытается догнать.

Когда дети соберутся вместе, игру можно повторить.

«Листочек»

Детям раздаются листочки из бумаги разного цвета, предлагается встать, кто как хочет.

Взрослый напевает слова и выполняет движения вместе с детьми.

-Закачался надо мной

мой листочек золотой

(качаем листочками в разные стороны над головой)

Листики, листки

Вот какие листики

Тут подул вдруг ветерок,

Закружился мой листок

Листики, листки

Вот какие листики

(все выполняют круговые движения, крутятся вокруг себя и бросают листочки под ноги)

Дети поднимают листочки, игра повторяется

Взрослый говорит – вот как много листочков в конце игры упало на дорожку, давайте их соберем в красивый букет

«Паровозик»

В этой игре создаётся образ паровозика, состоящий из вагончиков-детей. Впереди всех вагончиков – паровоз (взрослый).

В начале игры можно использовать дудочку (гудок паровоза) или издать звук голосом: Ту-Ту-Ту-у-у-у, чу-чух-чух

Детям предлагается встать друг за другом, идти за взрослым, держась за плечи или за веревочку. Когда все дети встали, взрослый начинает петь и медленно продвигаться по комнате (площадке).

Дети могут подпевать.

-Вот поезд наш едет,

колеса стучат,

а в поезде нашем

ребятки сидят.

Чу- Чу, Чу- Чу, Чу- Чу,

бежит паровоз

далеко, далеко,

ребят он повез.

Но вот остановка.

Давайте слезать,

Кто хочет, ребята,

пойдёмте гулять!

Взрослый объявляет остановку, например «Луговая» и предлагает ребятам погулять Дети выходят из вагончиков, «собирают цветы», предварительно разложенные на полу или играют с бабочками, сажая их на цветок того же цвета, что и бабочка (закрепление знаний цвета) или найти цветок того же цвета. Затем вновь раздается гудок: — Ту-Ту-Ту-у-у-у

Дети быстро «садятся» в поезд. Взрослый поет ту же песенку. Затем объявляет остановку, например «Спортивная». Детям предлагается встать в круги совершить несколько спортивных упражнений – приседаний, движений руками в стороны, вверх и пр.

Названия остановок и соответствующие движения могут быть какими угодно, например:

художественная мастерская (рисуем, лепим, конструируем;

песочная – играем с песком, бассейн — игры с водой и т.д.

Изобразительная деятельность

Самостоятельная изобразительная деятельность ещё мало доступна детям до 3-х лет. Вместе с тем малыши с большим удовольствием рисуют, лепят, делают аппликации. Эти занятия чрезвычайно полезны, поскольку развивают сосредоточенность, произвольное внимание, целенаправленность, сенсорику и моторику. Создание своего продукта (рисунка, фигурки, аппликации), приносит ребёнку уверенность в себе, чувство собственной компетентности и ни с чем несравнимое удовлетворение. Поэтому использование изобразительной деятельности на занятиях очень, полезно и целесообразно. Вместе с тем изобразительная деятельность детей раннего возраста имеет свою специфику, которая заключается, прежде всего, в том, что она происходит только вместе со взрослым. Взрослый предлагает малышам «заготовку», представляющую собой контурное изображение объекта, или отдельные детали будущей аппликации. Задача ребёнка заключается в том, чтобы наклеить или дорисовать отсутствующие детали. При этом у него возникает ощущение, что автором произведения является он сам.

Приведём некоторые варианты занятий изобразительной деятельностью с маленькими детьми. Следует подчеркнуть, что в этих занятиях нередко используются разные техники, например рисование, сочетается и с аппликацией и с лепкой. Одним из вариантов изобразительной деятельности, доступных для детей раннего возраста, является плоскостное конструирование, т.е. создание изображений на плоскости (желательно на фланелеграфе) с помощью разнообразных геометрических фигур.

Рисование

1. «Солнышко»

Детям раздаются листки с изображением круга, и предлагается нарисовать лучи (палочки).

2. «Дождик», «Снег» (зависит от времени года)

Детям раздаются листки с изображением тучки, и предлагается нарисовать капельки дождя.

3. «Клубочки» — коллективная работа

На большом листе нарисован котенок. Детям предлагается нарисовать для него клубочки ниток, с которыми он любит играть.

4. «Машина»

Детям раздаются листы бумаги с изображением машинки без колес, и предлагается дорисовать колеса.

5. «Мышонок»

Детям раздаем листы бумаги с изображением мышат без хвостиков и предлагаем дорисовать хвостики, затем предлагаем нарисовать кусочек сыра каждому мышонку.

6.«Цветок»

Детям раздаются листы бумаги с изображением цветов (разных) и предлагается дорисовать стебелек и листочек.

7.«Елочка»

Детям раздаются листы бумаги с изображением елочки, и предлагается детям украсить елку игрушками. Учим детей рисовать круги, полосочки и т.д.

8.«Снеговик»

Детям раздаются листы бумаги с изображением снеговика, и предлагается детям нарисовать глаза, нос, рот, руки. Можно предложить нарисовать тучку и снег. Учим составлять части тела, рисовать точки и черточки.

9. «Дорожки»

Детям даются чистые листы бумаги, и предлагается нарисовать дорожку и следы на ней.

10. «Аквариум»

Детям раздаются листы бумаги с изображением рыбок в аквариуме, а детям предлагается нарисовать на дне аквариума камушки. Учим детей рисовать круги.

Лепка и аппликация

1. «Клубочки» – шарики для котенка

Детям предлагается слепить из пластилина клубочки для котенка. Выполняя это задание, дети учатся выполнять круговые движения, удерживая пластилин между ладошками.

2. «Конфеты» – шарики для куклы Кати

Детям предлагается слепить из пластилина конфетки для куклы Кати.

3. «Яблоки» – шарики для ежика

Детям предлагается слепить из пластилина яблоки для ежика. Учим детей выполнять круговые движения.

3. «Снеговик»

Детям предлагается слепить из пластилина два разных по величине шарика, затем соединить их вместе.

4 «Пирамидка»

Детям предлагается слепить из пластилина три разные по величине шарика и собрать пирамидку.

6. «Погремушка»

Детям предлагается слепить из пластилина колбаску и шарик и соединить вместе.

7. «Колбаски»

Детям предлагается слепить из пластилина колбаску для Тузика.

8. «Баранки» — угощение для медвежонка

Детям предлагается слепить из пластилина палочку и свернуть ее в баранку, соединив концы. Учим детей сгибать палочку.

9. «Пряники» — лепешки

Детям предлагается слепить из пластилина шарик, затем сплющить его в пальчиках. Учим детей сплющивать шарик в лепешку.

10. «Листочки» (примазывание)

Детям раздаются листы бумаги с силуэтами деревьев, затем детям предлагается украсить дерево листочками. Для этого нужно от большого куска пластилина отрывать маленькими и примазывать на силуэт дерева. Дети учатся отщипывать маленькие кусочки и примазывать на силуэт дерева.

Игры — драматизации

Главная задача этих игр — погрузить детей в общие переживания. Данные игры – являются, с одной стороны, увлекательным зрелищем для детей, а с другой – средством формирования эмоционально-нравственных основ их поведения. Центральное место здесь занимает активное общение детей с игрушками, которые в руках взрослого превращаются в персонажей спектакля.

Содержанием спектакля могут служить доступные малышам народные сказки, рассказы стихотворения или сценки из повседневной жизни самих детей. Игровая ситуация организуется таким образом, что сначала сказка показывается взрослым с помощью игрушек, взрослый знакомит малышей с содержанием сюжета, с игрушками – героями сказки. При повторном показе взрослый может привлекать детей в качестве участников. Участвуя в спектакле, дети с готовностью выполняют поручения и просьбы персонажей, помогают им, предупреждают об опасности, переживают за них. Вместе с тем участие в спектакле помогает ребенку глубже понять и осознать содержание сказки или рассказа, установить связь между чувственным и словесным впечатлением, что чрезвычайно важно для психического развития малыша.

Очень важно при этом, чтобы речь ведущего была образной, выразительной и сочеталась с действиями персонажей. Не забывайте своевременно обращаться к детям за помощью, советом. Например, в сказке «Репка», попросите, чтобы они помогли вам позвать бабку, внучку, жучку… Или в «Колобке», предложите им называть персонажей, которые встречаются на пути колобку, спрашивайте, уйдет ли от них колобок. Чтобы дети не были просто пассивными зрителями, избегайте длинных фраз и нравоучительных замечаний.

Поскольку все игры-спектакли этого этапа рассчитаны на эмоциональную активность детей, не мешайте малышам свободно выражать свои чувства, отношение к персонажам спектакля. Единственное, чего не следует допускать – это того, чтобы дети вставали во время действия и трогали игрушки. А если такое случится, то спектакль следует прервать и от лица артистов отказаться от его продолжения.

Для детей раннего возраста хорошо подходят знакомые им сказки, в которых они сами смогут принять участие. Например:

— «Теремок»

— «Колобок»

— «Репка»

— «Заячья избушка»

Рекомендуется использовать различные варианты театрализации сказок, например кукольный театр; плоскостной театр на фланелеграфе, кукольный театр (би-ба-бо)

драматизацию с использованием шапочек и элементов костюма персонажей сказок.

Кроме того на занятиях в группе активное участие принимает кукольный персонаж – мышонок ПИК (би-ба-бо).

Он как бы является постоянно действующим персонажем, сопровождающим детей во время их пребывания в группе. Приведём эпизод первой встречи детей с этим персонажем…

Взрослый надевает на руку мышонка и от его имени начинает разговаривать с детьми: — «Здравствуйте, ребятки. Я мышонок и зовут меня ПИК, потому что я умею пищать пи-пи-пи. Я живу здесь. Вот в той комнатке. Я хочу с вами познакомиться и поиграть, а то мне очень скучно одному». Мышонок подходит к малышу и спрашивает: «Ты скажи скорей мышонку, как зовут тебя дружок». Дети называют свои имена. После знакомства мышонок предлагает детям поиграть с шариком (шарик с глазками, носиком и ротиком).

Все садятся на пол и катают шарик друг другу. Мышонок говорит: — «Шарик, шарик – улыбнись, шарик-шарик – покатись».

Также в отдельных играх качестве сказочных персонажей выступают разные игрушки. Так «Собачка Тузик» используется в подвижной игре «Воронята», а «Кот Мурлянка» в подвижной игре «Кот и мыши».

Пальчиковые и жестовые игры

Игры этого раздела одновременно решают разные задачи детского развития. Игры с пальцами способствуют развитию мелкой моторики, внимания, воображения, воспитывают быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Важно подчеркнуть то, что они способствуют сближению детей, помогают ребенку увидеть сверстника, развивают чувство общности и сходства, учат согласовывать движения.

Детям раннего возраста недоступны мелкие и тонкие движения пальцев. Поэтому большинство предлагаемых игр включает крупные движения руками, жесты и обязательно содержат образ и воображаемую ситуацию.

Эти игры очень хорошо успокаивают детей, поэтому целесообразно проводить их, если малыши, слишком расшалились, перестали слушать взрослого, например, после активных, подвижных игр. Большинство этих игр проводится за столом или на ковре, когда дети стоят или сидят кругом на коленках.

«Птички у кормушки»

Детям предлагается сесть на пол (лучше на коленки).

Взрослый показывает малышам, как можно изобразить кормушку для птиц. Одну руку (левую) вытянуть ладошкой вверх (это будет кормушка для птиц), а другую собрать в щепотку и «посыпать» зернышки на кормушку. Потом взрослый предлагает детям собрать пальцы правой руки в кулачок, кроме указательного, а указательным пальчиком «Вждать игру образной речью разговором от имени птичек.

«Домик»

Дети сидят по кругу на ковре. Взрослый показывает, как можно поднять руки и соединить пальчики «замочком» над головой. Так у каждого получается домик, куда можно убежать в котором можно спрятаться. Такое «убежище» можно использовать в самых разных играх.

«Солнышко»

Взрослый предлагает детям сложить пальчики в замочек и, покачивая ими с такт стихотворения повторять следующие слова:

Утро красное пришло,

Солнце ясное взошло,

Будут птички щебетать,

Будут пальчики вставать!

На последних словах все поднимают руки вверх и растопыривают пальчики, как лучики.

«Колечки»

Взрослый предлагает детям соединить большие и указательные пальцы обеих рук вместе. Получаются колечки, в которые можно посмотреть и увидеть друг друга.

«Коза»

Взрослый показывает детям, как можно изобразить козу. Для этого нужно собрать пальчики в кулачки, затем поднять указательный палец и мизинец – получаются рожки. Можно предложить «пободать» рожками соседа, как козочка, и поиграть в козу.

«Дружная семейка»

Взрослый предлагает детям собрать пальчики одной руки в кулачок, а другой рукой отгибать по одному пальчику, начиная с большого, в соответствии с такими словами взрослого:

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папа,

Этот пальчик – мама,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

« Цветочек»

Дети сидят по кругу на полу. Взрослый показывает следующие движения и предлагает детям их повторять. Он прижимает кулачки плотно друг к другу, потом медленно поднимает руки, вверх и медленно раскрывает сжатые пальцы, как будто цветок распускается. Можно предложить детям понюхать свой цветок, сделав глубокий вдох.

«Бабочки на цветочках»

Посадите малышей за стол друг напротив друга и скажите: «Летом на солнечной полянке растут разные цветочки и летают красивые бабочки!» Помогите детям сделать цветочки, как описано в предыдущей игре, и скажите: «Выросла целая полянка красивых цветочков, прилетела бабочка». Перекрестите запястья, и совершайте движения ладонями от себя и к себе. «Полетайте» вокруг «цветочков», затем сомкните ладони ребрами под небольшим углом друг к другу и положите руки на «цветочек» к наиболее смелому малышу: «Вот так бабочка летает и отдыхает на цветочках!» Полетайте снова, «присядьте» к другому малышу. Предложите детям сделать бабочку. Затем обратитесь к детям, сидящим по одну сторону стола: «Давайте теперь вы будете цветочками, растущими на полянке». Обратитесь к детям, сидящим по другую сторону стола: «А вы — бабочками». Когда каждый малыш, изображающий бабочку, «сядет» на цветочек напротив, скажите: «Вот какая замечательная полянка с цветочками и бабочками у нас получилась!» Если детям понравится эта игра, предложите им поменяться ролями: пусть теперь другие дети будут цветочками, а те, которые были цветочками – бабочками.

«Башня»

Посадите детей на ковер кругом, сядьте между ними. «Сейчас мы все вместе будем строить высокую башню. Но это будет необычная башня, потому что кирпичиками в ней будут наши ладошки». Покажите детям обе руки, затем положите одну из них на ковер в центр круга ладонью вниз: «Вот это первый кирпичик в башне, а где же второй?» Если никто из детей не решается предложить свою ладошку, то возьмите своей свободной рукой руку ребенка, сидящего рядом и положите ее на свою: «А вот и второй кирпичик!» Постепенно дети поймут принцип и начнут сами класть свои руки. Если играющих малышей не очень много, можно задействовать и вторую руку. Когда все дети положат свои ручки, скажите: «Вот какая высокая башня из ладошек у нас получилась!» затем освободите свои руки и хлопните в ладоши: «Эх, сломалась наша башня, давайте строить новую». Начинайте игру сначала.

«Пальчики — путешественники»

Эту игру не обязательно проводить всю сразу, можно делить ее на этапы. Посадите малышей вокруг стола и расскажите им увлекательную историю, как можно более эмоционально. Сопровождайте свой рассказ соответствующими действиями. Можно также показывать яркие картинки, подходящие по смыслу к тексту: Бегут пальчики по дорожке (перебирайте большим и средним пальцами обеих рук по столу) и слышат: «Мяу-мяу». Кто это? Кошечка Мурка серенькая шкурка, мягкие лапки, а в лапках – цап-царапки (поцарапайтесь в шутку).

Позовем кошечку: «Кис-кис». «Мяу», — отвечает кошечка. Кошечка ходит тихонько, плавно, спинку выгибает. Лапки у нее мягкие, а в лапках – острые коготки. Сейчас мы покажем, как кошечка выпускает и прячет коготки (вытяните руки вперед, выпрямите и напрягите пальцы, затем сожмите пальцы в кулак, повторите так несколько раз).

Давайте угостим кошечку молоком (поднесите свою руку, сложив ладонь в горсть, к лицу рядом сидящего ребенка).

Кошечка лакает язычком молоко (попросите ребенка показать, как кошка лакает).

Накормили пальчики кошку и побежали дальше по дорожке (снова перебирайте пальцами по столу).

Видят пальчики – сидит в огороде зайка. Зайка летом серый, а зимой белый. У кого самые длинные ушки в лесу? У зайки, конечно. Зайчишка-трусишка по полю бежал (Покажите зайчика: сожмите ладонь в кулак, распрямите средний и указательный палец), в огород забежал (перебирайте пальцами по столу), морковку нашел (сожмите пальцы в кулак), капустку нашел (сожмите ладони кулак в кулак), сидит, грызет. Ой! Кто-то идет! (Пошевелите ушками).

А это собачка пришла. Увидел ее зайка, испугался. А вот и собачка увидела зайку, хвостиком машет. Ушки у собачки торчком (покажите «зайку»), хвостик крючком (сожмите пальцы в кулак, выпрямите указательный палец и слегка согните его).

Собачка лает, чужих в дом не пускает: «Ав-ав!» (сожмите пальцы в кулак, поставьте его вертикально, отгибайте большой палец и возвращайте его на место в такт «лаю»).

Собачка поиграть хотела, а зайчишка – трусишка в лес убежал (перебирайте пальцами по столу).

Смотрят, на лужайке лежит свинка – розовая спинка. У свинки хвостик крючком (сожмите пальцы в кулак, выпрямите указательный и слегка согните его), носик пятачком (плотно сожмите палец в кулак).

Сожмем все мальцы в кулачек: «хрю-хрю-хрю». Попрощались пальчики со свинкой (помашите рукой) и побежали к речке (перебирайте пальцами по столу).

А к речке утка идет (изобразите пальцами ее клюв, лапки, крылья).

Идет утка по дорожке (прямые пальцы собраны в щепоть): «Кря-кря-кря, кря-кря-кря!» На ней красные сапожки: «Кря-кря-кря, кря-кря-кря!» (открывайте и закрывайте «клюв»).

Утка по воде плывет, ловко лапками гребет (поочередно взмахивайте кистями рук).

Утка на речку пришла, и гуси на речку пришли. Гуси, гуси! – Га-га-га! – Есть хотите? – Да-да-да! (соберите прямые пальцы в щепоть, раскрывайте и закрывайте «клюв»).

Давайте насыплем гусям зерен (выполняйте движение пальцами, будто солите).

Гуси шеи длинные вытянули, зернышки подбирают, «спасибо» говорят (покажите, как гуси клюют: соберите пальцы в щепоть и постучите по столу).

Накормили пальчики гусей, попрощались (помашите рукой) и побежали в лес. И т.п.

Рекомендации к планированию конкретных занятий группы для детей раннего возраста

Прежде всего, педагогу нужно правильно выбрать игру для своей группы с учетом уровня развития большинства детей. Главный методический принцип в использовании игр — их многократное повторение, которое является необходимым условием развивающего эффекта. Дети по-разному и в разном темпе принимают и усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше использовать условия, которые создает игра для освоения и применения нового опыта.

Очень важно не только правильно выбрать игру, но и хорошо ее провести. Предварительно нужно подготовить необходимый игровой материал, внимательно прочитать и осмыслить психологические особенности игры и ее воспитательное значение. Нужно мысленно представить весь ход игры: как заинтересовать детей, как объяснить им правила и действия как предотвратить возможные затруднения.

Во время игры все ее участники должны быть активными. Это является необходимым условием развивающего и воспитательного успеха игры.

Одним из главных условий проведения всех предлагаемых игр является добровольность участия детей . Не беда, если не все сразу включатся в игру. Можно начинать ее и с небольшой группой желающих, которые откликнулись на приглашение ведущего. Обычно младшие дети (1-2 лет) не включаются в общую игру, и первое время стоят в стороне. Не стоит торопить их втягивать в общий круг. Какое-то время ассистент может позаниматься с ними индивидуально — и игрушками или без них. Однако, такое пассивное пребывание в группе для малышей вовсе не бесполезное занятие. Наблюдение за сверстниками станет интересным и полезным для них. Вскоре у них наверняка возникнет желание включиться в общую игру. Постепенно все дети группы втянутся в игру и станут ее участниками.

Ни в коем случае нельзя насильно (запретами, угрозами, наказаниями) заставлять ребенка делать то, чего он не хочет, к чему он еще не готов. Задача взрослого (и в этом заключается искусство воспитания) — заинтересовать малыша, увлечь его полезным занятием, поддержать малейшие успехи. Принуждением можно только отбить интерес к игре, что делает ее бессмысленной. Подменять игру упражнением или уроком, требовать механического повторения каких-то слов или движений недопустимо. Тем более недопустимы раздраженный тон и грубость в отношениях с детьми. Доброжелательность, сюрпризность, разного рода неожиданности являются значительно более эффективными средствами в работе с детьми. И эти средства всегда в ваших руках. Нужно уметь вовремя удивиться или огорчиться, заинтриговать детей какой-то неожиданностью, выразить восхищение, показать мимикой, интонацией, движением свою заинтересованность игрой и успехами в ней ребенка. Конечно, все это требует от взрослого эмоциональной выразительности и артистизма. Но ведь педагогика — это искусство. Только радость от успеха, увлеченность и заинтересованность ведут к развитию личности человека.