Разъяснение; Убеждение; Внушение

План

  1. Введение.
  2. Характеристика способов психологического воздействия на личность и группу.
  1. Разъяснение;
  2. Убеждение;
  3. Внушение.
  1. Сферы приложения способов психологического воздействия на личность и группу, практические рекомендации.
  2. Заключение.

В настоящее время возникло много практических областей, нуждающихся в теоретической разработке и приложении т.н. «психологии общения».

К этим областям относятся: деятельность средств массовой информации и пропаганды (радио, телевидение), реклама. Растет интерес к психологии публичного выступления.

Кроме того, общение по-прежнему остается одной из форм активности личности, в процессе которой происходит обмен знаниями, духовными ценностями; оно влияет на эмоциональную, волевую и интеллектуальную сферы личности. В общении проявляется культура человека, уровень его развития и образования.

В ходе исследования общения установлено, что этот процесс включает в себя неразрывно связанные между собой обмен информацией и психологическое воздействие. Целью и результатами последнего являются перестройка индивидуальной и общественной психологии людей, достижение определенных психических сдвигов и изменений, влияющих на деятельность и поведение.

При высокой значимости коммуникации как деловой, так и межличностной, многие люди сталкиваются с проблемой тревожности при публичном выступлении и деловом общении вообще. Эта проблема часто мешает эффективному продвижению человека по социальной лестнице.

В современном информационном обществе важно умение находить контакт с аудиторией, поэтому цель данной курсовой работы заключается в том, чтобы разобраться со структурой общения, рассмотреть некоторые методы воздействия лектора на аудиторию и предложить применимые на практике способы борьбы с личностными качествами, мешающими построить эффективную коммуникацию.

Способы психологического воздействия могут быть различны: убеждение, разъяснение, заражение, подражание, внушение.

Все эти способы психологического воздействия включаются в процесс труда, воспитания, психотерапевтической практики, управления и другие сферы жизнедеятельности людей.

II. Структура общения.

К структуре общения можно подойти по-разному, в данном случае будет охарактеризована структура путем выделения в общении трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

11 стр., 5186 слов

Психология как наука. Виды психологического знания. Отрасли психологии

... принципов и методов психологии. Классификация методов психологического исследования. Методология – это система принципов организации теоретической и практической деятельности, система правил и нормативов познания и способов построения теории. Принципы: ...

Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями).

Перцептивная – означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Коммуникативная сторона общения

Во время акта общения имеет место не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между двумя индивидами – субъектами общения. Следовательно, схематично коммуникация может быть изображена так: «S – S». Следовательно, имеет место обмен информацией. Но люди при этом не просто обмениваются значениями, они стремятся при этом выработать общий смысл. А это возможно лишь в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена.

Коммуникативное взаимодействие возможно только в том случае, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор) и человек, принимающий ее (реципиент) обладают сходной системой кодификации и декодификации информации. Т.е. «все должны говорить на одном языке».

В условиях человеческой коммуникации могут возникать коммуникативные барьеры. Они носят социальный или психологический характер.

Сама по себе исходящая от коммуникатора информация может быть побудительной (приказ, совет, просьба – рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-либо действие) и констатирующей (сообщение – имеет место в различных образовательных системах).

Средства коммуникации

Для передачи, любая информация должна быть соответствующим образом закодирована, т.е. она возможна лишь посредством использования знаковых систем. Самое простое деление коммуникации – на вербальную и невербальную, использующие разные знаковые системы. Вербальная использует в качестве таковой человеческую речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации посредством речи менее всего теряется смысл сообщения. Можно обозначить психологические компоненты вербальной коммуникации – «говорение» и «слушание» «Говорящий» сначала имеет определенный замысел относительно сообщения, потом он воплощает его в систему знаков. Для «слушающего» смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием.

Можно выделить три позиции коммуникатора во время коммуникативного процесса: открытая (открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения) , отстраненная (держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения) и закрытая (умалчивает о своей точке зрения, скрывает ее).

Невербальная коммуникация.

Выделяют четыре группы невербальных средств общения:

1) Экстра- и паралингвистические (различные околоречевые добавки, придающие общению определенную смысловую окраску – тип речи, интонирование, паузы, смех, покашливание и т.д.)

2) Оптико – кинетические (это то, что человек «прочитывает» на расстоянии – жесты, мимика, пантомимика)

3) Проксемика (организация пространства и времени коммуникативного процесса)

В психологии выделяют четыре дистанции общения:

— Интимная (от 0 до 0,5 метра).

На ней общаются люди, связанные, как правило, близкими доверительными отношениями. Информация передается тихим и спокойным голосом. Многое передается с помощью жестов, взглядов, мимики.

4 стр., 1859 слов

Невербальные средства общения в профессиональной деятельности ...

... составляющая харизмы государственного деятеля, важный инструмент его профессиональной деятельности. Кинесические средства общения. Еще одним существенным невербальным инструментом в межличностном контакте, ... именно при полном общении наиболее эффективно функционируют каналы невербальных коммуникаций. Значение невербальных сигналов в осуществлении управленческих коммуникаций трудно переоценить. По ...

— Межличностная (от 0,5 до 1,2 метра).

На ней осуществляется общение между друзьями).

— Официально-деловая или социальная (от 1,2 до 3,7 метра).

Используется для делового общения, причем чем больше расстояние между партнерами, тем более официальны их отношения.

— Публичная (более 3,7 метров).

Характеризуется выступлением перед аудиторией. При таком общении человек должен следить за речью, за правильностью построения фраз.

4) Визуальный контакт. Визуалика, или контакт глаз. Установлено, что обычно общающиеся смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд.

Интерактивная сторона общения (можно: http://otherreferats.allbest.ru/psychology/00013063_0.html)

(др источник: http://psyera.ru/2394/interaktivnaya-storona-obshcheniya)Интерактивная сторона общения — условный термин, обозначающий характеристику компонентов общения, связанных со взаимодействием людей, непосредственной организацией их совместной деятельности. Цели общения отражают потребности совместной деятельности людей. Общение всегда должно предполагать некоторый результат — изменение поведения и деятельности других людей. Здесь общение и выступает как межличностное взаимодействие, (совокупность связей) и взаимовлиянии людей, складывающихся в их совместной деятельности. Межличностное взаимодействие представляет собой последовательность развернутых во времени реакций людей на действия друг друга: поступок индивида А, изменяющий поведение индивида В, вызывает со стороны последнего ответные реакции, которые, в свою очередь, воздействуют на поведение А.

Есть два типа взаимодействий – кооперация и конкуренция.

Кооперативное взаимодействие означает Координацию сил участников. Кооперация является необходимым элементом совместной деятельности, порождается самой ее природой.

Конкуренция – одной из наиболее ярких ее форм является конфликт.

Перцептивная сторона общения (Процесс восприятия и понимания людьми друг друга).

() Проблема восприятия достаточно хорошо разработана в психологии. Под восприятием в социальной психологии понимается целостный образ другого человека, формируемый на основе оценки его внешнего вида и поведения. Весьма часто восприятие человека человеком обозначают термином «социальная перцепция» (Дж. Брунер).

Социальная перцепция – восприятие социальных объектов, под которыми подразумевались другие люди, социальные группы, большие социальные общности. Если представить процессы социальной перцепции, то это весьма разветвленная сеть: от восприятия человека человеком, до восприятия группой группы.

Все три стороны общения тесно переплетаются между собой, органически дополняют друг друга и составляют процесс общения в целом. От эффективности каждой из рассмотренных сторон общения зависит эффективность акта коммуникации в целом.

II. Характеристика способов психологического воздействия на личность и группу

Психологическое воздействие это специфический, особый способ воздействия при помощи речи и неречевых средств на психику человека.

Психологическое воздействие всегда исходит из определенного мотива и преследует определенные цели. О степени влияния воздействующего субъекта или объекта можно судить по изменениям, происходящим в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях субъекта, на которого было направлено воздействие.

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

Выходя на трибуну и начиная свое выступление перед слушателями, лектор, как и любой человек, вступающий в общение, должен осуществить предречевую ориентировку, чтобы выбрать оптимальный способ общения. Она складывается из следующих основных компонентов:

1. Ориентировка в целях и мотивах общения.

2. Ориентировка в собеседниках, то есть в специфике аудитории.

3. Ориентировка во временных, пространственных и т. п. условиях общения.

Говоря о первом виде ориентировки, отметим прежде всего, что бывают по крайней мере три социально-психологические ситуации, когда общение с аудиторией — при прочих равных условиях — оказывается наиболее эффективным и когда потребность аудитории в общении с лектором наиболее остра. Эти ситуации, выделенные психологами общения на экспериментальной основе.

Во-первых, такая ситуация возникает, если в группе (в данном случае аудитории) существует осознаваемое резкое различие в мнениях по тому или иному вопросу. Слушатели знают, что данный вопрос является спорным и что в их среде есть люди, по-разному его решающие. В подобном случае аудитория всегда сознательно или бессознательно стремится прийти к согласию, получить аргументированное, общеприемлемое решение. Думается, это играет известную роль в повышенной посещаемости лекций на темы, казалось бы, крайне далекие от реальных жизненных интересов слушателей, вроде связи с инопланетными цивилизациями или возможности (невозможности) телепатии. Слушатели отдают себе отчет в том, что лектор не приведет каких-либо новых фактов — их и не существует, — но им все равно любопытно, что он скажет, потому что по данным вопросам существуют (и представлены в аудитории) взаимоисключающие, диаметрально противоположные точки зрения. Тот же эффект получается, когда у слушателей сформировалось определенное мнение и они точно знают, что лектор придерживается иных взглядов.

Во-вторых, особая потребность в лекционном общении создается, когда обсуждаемый вопрос имеет существенное значение для функционирования группы, является жизненно важным для слушателей. Это наиболее частый и типичный случай в лекционной пропаганде. Люди, как правило, охотно приходят на лекцию о международном положении, воспитании детей в семье, правовых проблемах, на доклад, посвященный будущему данного города, района, предприятия, учреждения.

Третья подобная ситуация — когда очень высоко стремление поддержать целостность группы, и аудитория с самого начала воспринимает лектора как ее члена, причем их (лектора и аудитории) общий интерес, общая позиция субъективно противопоставлены какому-то другому интересу, другой позиции. Молодежь всегда охотнее посещает лекции специально для молодежи, читаемые молодыми лекторами; в научном учреждении лучше всего принимают выступления научных работников и так далее.

Исходя из этого, можно высказать некоторые рекомендации лектору и организатору лекции. Чтобы с самого начала вызвать интерес слушателей к лекции, обеспечить ее посещаемость и т. д., перечисленные выше факторы следует учитывать уже в самой постановке темы. Одну и ту же лекцию можно назвать по-разному, скажем, «Воспитание детей в семье» или «Кто ответствен за воспитание наших детей: школа или мы с вами?». Последний вариант подчеркивает действительное или возможное различие точек зрения. Так, например, лекцию по методике ораторской речи целесообразно озаглавить не «Методика ораторской речи» или «Искусство оратора», а «Почему нужно уметь говорить с трибуны и как этого добиться» (апелляция к жизненным интересам слушателей); лекцию на тему «Наука и развитие производства» для заводской аудитории лучше назвать «Что дает наука производству?», а для научной – допустим, «Практическое использование научных исследований в производстве» (ориентация на общность интересов и установок в данной группе).

11 стр., 5284 слов

Вопрос 29 Аудитория как адресат коммуникации

... же общение носит форму монолога (хотя даже в этом случае можно наблюдать обратную связь), то воздействие говорящего на слушателя будет выражено более эксплицитно, чем воздействие ... и т.п.). Убеждение и внушение как способы коммуникативного воздействия на аудиторию Коммуникативное воздействие в широком смысле – воздействие на индивидуальное и/или коллективное сознание и поведение, осуществляемое ...

Еще лучше, учитывая особенности общения, предварительно ознакомить аудиторию не только с темой лекции (которую не всегда представляется возможным сформулировать как-то по-иному), но и с ее основной проблематикой, снабдив название краткими подзаголовками или вопросами.

1. Разъяснение как способ психологического воздействия

Цель этого способа воздействия в том, чтобы добиться понимания какой-либо информации от того, на кого она рассчитана.

Эффективность разъяснения зависит от следующих факторов:

1. Необходимо четко определить цели и задачи этого способа воздействия. Цель в данном случае — задать направление умственной деятельности человека. От сложности цели зависит степень активности ума собеседника (чем сложнее цель, тем активнее работа).

Добиться принятия этой цели можно тремя способами:

1) Показать значимость.

2) Заинтересовать, заинтриговать.

При этом у собеседников/слушателей должна быть личная, порой неосознаваемая заинтересованность в сообщаемой информации.

Общение особенно эффективно, когда оно воспринимается с установкой на дальнейшее общение, то есть когда слушатели знают, что им предстоит рассказать об услышанном другим людям. Выступать перед лекторами и пропагандистами в каком-то смысле легче, чем в обычной аудитории, но в то же время и труднее, потому что эта категория слушателей воспринимает выступление, прежде всего постольку, поскольку оно может оказаться полезным для пересказа их собственным будущим слушателям. У такой аудитории больше заинтересованность, но выше и требовательность.

Можно выделить несколько особенно важных типов мотивов.

Мотивы собственно познавательного плана, направленные либо непосредственно на удовлетворение желания узнать что-то интересное или важное, либо на дальнейший выбор способа поведения, способа действия. Значительная часть лекций, особенно публичных, относится именно к такому типу общения (например, лекции об истории советского кинематографа, о выборе профессии).

Очень важной особенностью подобного лекционного общения является ориентация лектора на познавательный уровень и познавательный интерес аудитории. Иначе говоря, общение, управляемое познавательными мотивами, эффективно тогда, когда с трибуны не просто преподносится некоторая совокупность знаний, а они как бы встраиваются в систему соответствующих знаний, уже имеющихся у слушателей. Если у аудитории этой системы заведомо нет, то лектору все равно следует вселить в своих слушателей уверенность, что она у них есть. Рассказывая, допустим, о международном положении, можно воспользоваться следующим приемом: «Вам, несомненно, хорошо известно, что у Англии, Голландии, ФРГ, Японии практически нет собственных месторождений нефти и они вынуждены ввозить всю нефть из-за границы. А теперь посмотрим, как это влияет на их внешнюю политику». Даже если слушатели не знают, что у перечисленных стран нет или почти нет своей нефти, они воспримут такую информацию как нечто само собой разумеющееся, уже известное. Важно лишь не подсказать аудитории что-то, о чем она не только не знает, но и знает, что действительно не знает. Например, нельзя сказать: «Вам всем, без сомнения, известно, что в Венесуэле ежедневно добывается 3,4 миллиона баррелей нефти…»

8 стр., 3706 слов

Внушение как механизм воздействия на человека

... общения воздействию внушения противостоит процесс контрвнушения. Его механизм формируется в процессе общего развития личности под влиянием воспитания. Он включает мыслительный, эмоциональный и волевой компоненты. Общая характеристика понятия внушение Внушение – воздействие ...

Мотивы социального плана, связанные с интересами и целями общества в целом, определенной социальной группы, входящей в его состав, и человека как члена общества, члена группы. Они играют очень большую роль и являются важнейшим компонентом и предпосылкой лекционного общения. Наши слушатели охотно придут на лекцию по вопросам, совершенно не связанным с их личными, профессиональными и узкогрупповыми интересами и потребностями, например, по внешней политике, особенно если лектор обладает в глазах аудитории высоким социальным престижем и владеет профессионально лекторским мастерством. Но выступить так, чтобы поддержать и укрепить социальную мотивацию лекционного общения, — дело чрезвычайно сложное и исключительно ответственное. Поэтому особенно важно, чтобы лекции такого типа не читались случайными людьми.

Мотивы личностные, в частности не имеющие непосредственной связи с самой лекцией. Некоторые слушатели приходят на лекцию, чтобы не отстать от других, подчеркнуть свое согласие с аудиторией по обсуждаемому вопросу, пообщаться с людьми, «самоутвердиться», особенно задавая вопросы лектору. Мы далеки от мысли ориентировать лекционное общение на такого рода мотивы, но учитывать их можно и целесообразно.

2. Особое значение имеет отношение слушателей к содержанию и тому, кто разъясняет. Большую роль здесь играет авторитет и личное отношение разъясняющего к этому вопросу. Характерный пример этого можно увидеть в школе, — когда учащиеся отношение к преподавателю переносят на отношение к предмету.

3. Так же на эффективность разъяснения влияют желание и возможность понять того, кому разъясняют.

Желание понять — это проблема мотивации. Разъясняющий должен добиться того, чтобы собеседник стал «союзником», начал считать проблему общей.

4. Необходимо уметь подавать сложное простым языком, учитывая особенности слушателя или слушателей, так как их уровень подготовки может быть разным. Их возможности понимания зависят:

1) от наличия старых знаний, которые нужны для понимания нового, так как ориентация на познавательный уровень является очень важной особенностью. Воздействие разъяснением, управляемое познавательными мотивами, эффективно тогда, когда не просто преподносится совокупность знаний, а они как бы встраиваются в систему соответствующих знаний, уже имеющихся у слушателей.

Но если у слушателей этой системы нет, то Леонтьев А. А. дает следующие рекомендации: «Все равно следует вселить в своих слушателей уверенность, то есть подсказать им то, чего они не знают, но должны знать».

15 стр., 7035 слов

Наружная реклама как средство психологического воздействия на аудиторию

... любое воздействие, или влияние, предполагает изменение сознания человека, может представлять некое препятствие свободе выбора. Объектом изучения выступает психологическое воздействие на аудиторию, ... психологического воздействия и взаимовоздействия, особенно применительно к воздействию коллектива на личность. Особое внимание уделялось выяснению условий эффективности подражания, внушения, действий ...

2) от способности слушателей оперировать старыми знаниями, то есть от наличия развитого мышления, иначе эти знания не могут использоваться.

3) от того насколько развита воля, а следствие — умение заставить себя работать.

5. На понимание оказывают влияние другие источники информации. Идеальным является вариант, когда наше объяснение и информация извне совпадают, если этого не происходит, то возможно противоречие фактов. Для того, чтобы избежать этих затруднений нужно следить за информацией из других источников (телевизионные каналы, семья, сослуживцы и др.).

6. Также эффективным вспомогательным средством являются наглядные пособия. Их можно классифицировать следующим образом:

1) предметная наглядность;

2) изобразительная наглядность;

3) словесная наглядность (метафора, сравнение, примеры, все то, что поможет воссозданию определенного образа у слушателей).

В данном случае от разъясняющего требуется умение показывать и объяснять одновременно, только тогда можно достичь максимального эффекта.

2. Убеждение как способ психологического воздействия

Убеждение это способ воздействия, который в отличие от разъяснения затрагивает не только познавательную, но и эмоциональную и рациональную сферы личности. Другими словами, убеждение — это аргументированное воздействие одного или нескольких человек на критическое мышление другого человека или группы людей, для того, чтобы достигнуть определенной цели. Целью является принятие собеседником или собеседниками наших взглядов, точек зрения.

Процесс убеждения представляет собой скрытую или явную дискуссию двух или нескольких лиц, цель которой, как говорилось выше, состоит в достижении единства понимания и переживания, то есть убеждение не может быть монологом, это обязательно диалогический процесс.

Является дискуссия скрытой или явной зависит от социальных статусов убеждающего и убеждаемого. Если они не равны, например, преподаватель — студент, последний, скорее всего не будет спорить открыто, но возражения иметь может, и дискуссия, соответственно, будет скрытая; и наоборот, если статусы равны, то — явная.

Степень эффективности воздействия убеждением зависит от нескольких факторов:

1. Авторитет убеждающего (лектора перед аудиторией, учителя в глазах учеников и др.), так как чем выше авторитет, тем менее критично воспринимается информация. На этом и основаны некоторые приемы рекламы на радио и телевидении: чтобы сообщение о каком-либо новом виде товаров или услуг было принято с меньшей долей скептицизма и для большей эффективности оно должно быть персонифицировано, вложено в уста конкретного человека, обладающего доверием, престижем и симпатией в глазах аудитории.

2. Важную роль играет отношение убеждающего к тому, в чем он хочет убедить. Обязательным является эмоциональное переживание, т.к. чтобы убедить другого, нужно самому глубоко переживать это, и конечно, вера убеждающего в то, о чем он говорит.

3. Третьим фактором является то, что убеждающий должен чувствовать небольшое психологическое превосходство над убеждаемым.

16 стр., 7565 слов

Убеждение и внушение как методы психологического воздействия ...

... цель выполнить теоретический анализ научных данных, раскрывающих содержание методов психологического воздействия убеждения и внушения. В работе мы поставили перед собой следующие задачи: дать определение ... своей целью изменение их суждения, отношения, намерения или решения. 2. Внушение Сознательное неаргументированное воздействие на человека или группу людей, имеющее своей целью изменение их ...

Это чувство возникает в том случае, если говорящий больший специалист, чем его слушатели; если умеет делать то, чем занимается; должен быть знаком с известными людьми, работающим в этой области, хотя это имеет незначительный фактор воздействия.

4. Важным аспектом является уверенность убеждающего в том, что он достигнет цели, т.к. астенические чувства (сомнение, неуверенность) отрицательно воздействуют на эффективность убеждения, парализует силы человека.

Объяснением этого является идеомоторный акт — появление нервных импульсов, обеспечивающих действие, как только возникает представление о нем.

5. Необходимо учитывать отношение убеждаемых к убеждающему и тому, в чем их хотят убедить.

Здесь большую роль играет предрасположенность (в данном случае конформизм) или сопротивляемость личности (негативизм, предубеждения).

Предубеждение — установка, препятствующая адекватному восприятию сообщения или действия.

Для большей эффективности программы воздействия должны быть дифференцированы, должны учитывать интересы и взгляды разных людей, не быть стереотипными, т.к. у каждого человека может быть своя точка зрения, недаром говорят «сколько людей — столько мнений».

Так же сюда можно отнести то, что А. А. Леонтьев называет «предречевым компонентом» — ориентировка в собеседниках. Это значит, что когда вступаешь в общение, уже кое-что знаешь о своем собеседнике, имеешь представление об особенностях его личности и характера, объеме его знаний, круге интересов и мотивах поведения.

3. Внушение.

Внушение — это психологическое воздействие одного человека на другого или на группу людей, рассчитанное на некритическое восприятие слов, выраженных в них мыслей и воли, и сопровождается той или иной степенью автоматизма.

Суть внушения, как подчеркивал Б. Ф. Поршнев, в том, что если имеется полное и безоговорочное доверие слушающего к говорящему, то слова второго вызывают у первого те самые представления, образы и ощущения, какие имеет в виду говорящий, а полная ясность и безоговорочность требуют действий, как будто эти представления были получены прямым наблюдением или познанием самого слушающего, а не посредством другого лица.

Внушение настолько специфический способ воздействия, что заслуживает более пристального и детального анализа. Психологический анализ внушения можно производить с позиций социальной психологии.

Общепсихологическая характеристика внушения.

Внушение, как способ воздействия отличается рядом характерных особенностей. Явление внушения представляет собой сложную систему «суггестор-суггеренд». В этой системе можно выделить 3 взаимосвязанных элемента:

1) операционный (представляет собой внушающее воздействие суггестора на суггеренда), который в свою очередь можно разделить на 2 этапа:

А) подготовительный — психологическая и фактическая подготовка суггеренда к принятию внушения, т.е. снижение контрсуггестивности;

Б) исполнительный — суггестор, в соответствии со своими целями и намерениями используя определенные приемы, влияет на использование суггерендом потенциальных психических возможностей6.

12 стр., 5925 слов

Психологические особенности воздействия социальной рекламы

... увеличить психологическую и экономическую эффективность. Целью данной работы является: изучение психологических аспектов воздействия социальной рекламы. В соответствии с целью мною были поставлены задачи: 1) ... первых, реклама здесь относительно дешевая. Во-вторых, Интернет позволяет охватить любую целевую аудиторию, так как обыкновенно сайты специализируется на каком-то определенном интересе (о ...

На этом этапе в психику человека вводятся какие-либо установки направленные на изменение его потребностей и т.д.

2) процессуальный (принятие воздействия суггерендом).

3) результативный (ответные реакции суггеренда, которые являются и каналами обратной связи).

Основным средством внушающего воздействия является слово, но только при соблюдении ряда специфических условий.

Вопрос о внушающих возможностях неречевых средств (жестов, мимики) является спорным. Некоторые ученые полагают возможным внушение с помощью неречевых средств.

В связи с этим были произведены опыты, подробно описанные В. Н. Куликовым в книге «Психология внушения», результата которых показали, что невербальные средства обладают ограниченными возможностями, а основываясь на анализе высказываний испытуемых стало возможным предположение, что внушают не сами жесты и мимика, а то словесно-смысловое содержание, что в них закодировано.

Чаще словесные и неречевые средства действуют вместе, причем последние выступают в помощь словесным для усиления воздействия, но так же они могут и ослабить суггестивное воздействие.

Особенности внушающего воздействия.

1. Ряд опытов, проведенных Куликовым В. Н., показал что «в общем виде внушение следует рассматривать как воздействие со сниженной аргументацией, также было установлено, что в разных случаях требуется разная степень снижения аргументации, иногда ее можно заменить простой констатацией.

2. Процесс принятия суггерендом внушения характеризуется сниженным уровнем осознанности, который тоже может быть разным, в зависимости от вида воздействия (в состоянии естественного сна, гипноза, в бодрствующем состоянии).

3. Принятие суггестивных воздействий характеризуется снижением степени критичности. Но нельзя считать, что внушение принимается некритически, т. к. суггеренду невозможно внушить то, что противоречит его моральным, этическим и другим убеждениям.

4. Ответные реакции суггеренда обязательно характеризуются разной степенью автоматизма.

Степень автоматизма зависит:

1) от характера воздействия, насколько оно конкретно и элементарно;

2) от того, в каком состоянии находится суггеренд (в гипнотическом состоянии степень автоматизма выше, чем в бодрствующем);

3) насколько оно во времени отстоит от суггестивного воздействия. Чем меньше интервал, тем выше степень автоматизма.

В социальной психологии внушение как психологическое явление нужно рассматривать сначала с точки зрения суггестора, а потом суггеренда.

Суггестивное воздействие могут оказать как отдельные личности, так и целые социальные общности. Но и принимать его могут как отдельные личности, так и социальные общности. Таким образом, суггеренд может быть как индивидуальным, так и групповым. Причем и тот и другой принимают внушения с учетом влияния своих групп и коллективов и более широкого социального окружения. Социальное окружение может санкционировать, а может и запрещать принятие внушений.

Суггестивное воздействие имеет двусторонний характер. Воздействие на суггеренда осуществляется по прямой связи, а информация о том насколько правильно суггеренд принял и выполняет внушение суггестора по обратной.

Связь между суггестором и суггерендом более всего выражена в бодрствующем состоянии и совсем отсутствует в состоянии естественного сна.

Рассмотрев речевые способы воздействия лектора на аудиторию, необходимо остановиться на предречевой ориентировке.

Сам механизм ее в социально ориентированном общении, к которому относится общение лекционное, иной, чем в личностно ориентированном. Типичный для личностно ориентированного (вообще для межличностного) общения случай — когда, вступая в общение, уже кое-что знаешь о своем собеседнике, имеешь представление об особенностях его личности и характера, объеме его знаний, круге интересов и мотивов поведения. Начиная разговор, вы уточняете свою «модель собеседника», вносите в нее необходимые коррективы. Межличностное общение (если только оно не формальное) можно представить как своего рода бесконечный разговор, длящийся месяцами и годами и лишь на время прерывающийся. Вступая в беседу со своим знакомым, вы как бы продолжаете разговор, начатый ранее.

Характер моделирования в лекционном, да и вообще в социальном общении иной. В социальном общении не нужно строить образ каждого из собеседников — следует формировать обобщенный образ аудитории как целого. Основная трудность здесь в том, что целостный и обобщенный образ аудитории, все время приходится соотносить его с реальными людьми, сидящими в зале, корректировать его, учитывая их реакцию. Если лектор хоть на секунду перестает это делать, он рискует потерять контакт с аудиторией, и его общение станет неэффективным.

Но текущий учет реакции слушателей, контроль за мерой воздействия на них не исчерпывают специфики общения лектора (оратора) с аудиторией. Как уже отмечалось выше, аудитория публичного выступления с самого начала уже психологически объединена — мотивом, интересом, установкой, уровнем знаний и т. п., и лектор как бы опирается на то общее, что в ней есть, развивает это общее, захватывая и объединяя слушателей вокруг содержания и направленности своего выступления, ведет их в нужном направлении.

Второе, что очень существенно, когда имеешь дело с живой аудиторией, — это двусторонняя связь оратора со слушателями. Если выступление представляет для аудитории интерес и она живо реагирует на него, если оратору удается захватить своих слушателей и установить с ними обратную связь, такая связь служит не только для контроля за восприятием лекции. Чувствуя поддержку и одобрение аудитории, оратор черпает в ней уверенность, воодушевленность, начинает говорить еще лучше, еще выразительнее и убедительнее. В этом огромное преимущество живой аудитории, которое особенно ярко проявляется в огромной силе воздействия митинговых речей, произносимых перед многотысячной толпой.

И третье, что срабатывает в живой массовой аудитории, — это механизм взаимного “заражения” слушателей. Конечно, вызываемая им реакция зала обоюдоостра: если слушатели начинают зевать, зевота мгновенно охватывает весь зал, но зато если лектору удалось зажечь, заинтересовать аудиторию, эта заинтересованность также мгновенно передается тем, кто в других условиях вел бы себя индифферентно. В едином коллективе слушателей каждый из них как бы подвергается групповому давлению, его индивидуальное критическое отношение к происходящему снижается, он поддается общему настроению. Это и затрудняет, и в то же время облегчает работу оратора, в частности лектора. Например, в большинстве случаев достаточно подчинить себе внимание части аудитории, чтобы заставить всю аудиторию слушать.

Мера заражения слушателей зависит от ряда факторов. Важнейшими из них являются: соответствие настроения аудитории интересам и убеждениям данного конкретного слушателя (как иногда говорят, его ценностной ориентации); психологическая зрелость слушателей (определяемая возрастом, уровнем образования и т. п.); личностные и профессиональные особенности слушателей (например, крайне трудно захватить и заразить аудиторию, состоящую из специалистов по ораторской речи, но зато и реагируют они более остро).

На практике можно облегчит ориентировку слушателей, если лектор еще до встречи с аудиторией сможет сформировать для себя (хотя бы частично) ее обобщенный образ. Иными словами, чем больше лектор знает о своих слушателях, тем легче ему установить общение с ними. Поэтому, на наш взгляд, следует в обязательном порядке заранее информировать лектора о будущей аудитории: сообщить ее объем, возраст, основные социальные и профессиональные характеристики.

III. Сферы приложения способов психологического воздействия и практические рекомендации

Вышеперечисленные способы психологического воздействия давно нашли приложение в жизни людей, и в реальных человеческих взаимоотношениях обычно взаимосвязаны и переплетены, но ведущую роль играет, конечно, убеждение.12 Убеждение считается основным методом в научной полемике, в воспитании и педагогике.

Успешность применения этого метода заключается в следующем: речь человека, убеждающего кого-либо в чем-либо, должна быть рассчитана, чтобы вызвать сложную ответную реакцию, в которой можно выделить интеллектуальную и волевую составляющие.

Воздействие на интеллект достигается путем использования логических доводов. Доказательства должны быть увлекательны логикой своего обоснования и простотой изложения.

Достичь этого можно при использовании примеров, суждений, статистических данных, компетентных мнений, цитирования авторитетных авторов.

Успех воздействия убеждением напрямую зависит от того, насколько хорошо убеждающий представляет, каких именно результатов хочет добиться, т.е. характер и направление своего воздействия.

Психолог А. Г. Ковалев, предупреждает, что «убеждение нельзя смешивать, отождествлять с морализированием». При убеждении положение доказывается, а при морализировании — декларируется.

Как правило, все то, о чем говорится при морализировании, хорошо известно тем, к кому оно обращено, и поэтому, собеседники могут относиться к такому воздействию иронически, а может и презрительно, т.к. сообщение, не несущее в себе повой информации, может не только не восприниматься, но и вызывать негативную реакцию.

Внушение играет несколько иную роль. На внушении (в большей степени, чем на убеждении) основано воздействие некоторых средств массовой коммуникации, рекламы, моды, обычаев.

Внушение широко применяется в медицине для коррекции психического и соматического состояния больного; делаются попытки использования в педагогике — так, например, суггестопедия.

Исходя из сферы применения способа, можно дать ряд общих практических рекомендаций.

Успешность воздействия зависит во многом от того, насколько внимательно слушатели готовятся к речи говорящего.

В психологии различаются 3 вида внимания — непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Непроизвольное внимание можно вызвать у собеседника необычным началом разговора, можно надеть что-то вызывающе яркое, неожиданно хлопнуть по плечу и т.д., но это внимание исчезнет, как только тот «придет в себя». Гораздо устойчивей произвольное внимание. Для того чтобы оно возникло, нужно поставить перед собой четкую цель, программу воздействия.

Если удастся поддержать интерес к теме, то у собеседника постепенно произвольное внимание перейдет в самое устойчивое — послепроизвольное.

IV. Заключение

Анализ исторических материалов показывает, что психическое состояние людей, их подверженность психологическим воздействиям напрямую зависит от экономических и политических условий жизни.

Благоприятные условия для отрицательных психологических воздействий создаются в трудные, переломные моменты жизни общества; борьба за выживание, неуверенность в завтрашнем дне меняют психологию людей.

В настоящее время, когда идет активная перестройка всех сфер общества, большинство людей находится в непривычных, непонятных для них ситуациях, испытывают негативное воздействие со стороны социального окружения, остро встает вопрос о специалистах, психологически грамотных, способных вывести общество из состояния эмоциональной нестабильности. Психологи в этом случае могут сыграть важную роль, если будут использованы их профессиональные навыки.