I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ББК 88я 7

Д44

УДК 159.9(075)

Серия основана в 1996 году

Пособие для практических психологов

Рекомендовано Научно-методическим центром

учебной книги и средств обучения

Министерства образования Республики Беларусь

Д44

Детский апперцептивный тест: Children’s Apperception Test CAT-A. Сост. Т.В.Сенько. — Минск: Карандашев, 1998. — 33 с, включая стимульныи материал на 10 с. — (Библиотека практического психолога).

Так кто есть кто, так кто был кем? — мы никогда не знаем. Кто был никем, тот станет всем, — задумайся о том! Быть может, тот облезлый кот — был раньше негодяем, А этот милый человек — был раньше добрым псом.

В.Высоцкий. Песенка о переселении душ

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Проективные методики — специфическая группа психодиагностических приемов клинической ментации. Однако это не значит, что они направлены на выявление тех или иных аномалий личности. ювной задачей данной группы методик является прогнозирование индивидуального стиля поведения, >реживаний и аффективного реагирования в значимых и конфликтных ситуациях, выявление (осознанных сторон личности.

Первое сообщение о тематическом апперцептивном тесте (ТАТ) появилось в 1935 году lorgan С, Murray Н).

Авторы предлагали его как методику для экспериментального изучения антазии. В то время тест не имел общего теоретического и стандартизованного руководства по его вменению. Как метод исследования личности он стал рассматриваться несколько позже (Murray H., >38, 1943)

Детский апперцептивный тест (Children’s Apperception Test, CAT) — проективная методика ледования личности ребенка. Методика имеет два варианта: в САТ-А (animal) стимульным «риалом являются изображения животных, а в САТ-Н (human) — изображения людей.

Тест был впервые опубликован Леопольдом и Соней Беллаками в 1949 году (Bellak L, Bellak S., 349).

Экспериментируя с ТАТ, они установили, что он хорошо работает на взрослых, но оставляет П елать лучшего при обследовании детей. Идея создания методики CAT была выдвинута Э.Крисом при бсуждении проблем проекции в классическом варианте ТАТ Г Мюррея (Murray H., 1943).

Э.Крис гверждал, что дети лучше идентифицируют себя с животными, чем с людьми. Еще раньше З.Фрейд писывал данный факт в работе «Анализ фобии пятилетнего мальчика». Л. и С. Беллаки теоретически босновали, что животные, как объект идентификации, предпочитаются детьми в возрасте от 3-х до 0-ти лет.

20 стр., 9712 слов

Становление профессионального мастерства преподавателя на основе ...

... остаются неизменными на протяжении всех лет обучения в учебном заведении. Преобразование профессиональной деятельности, ее качественно новый уровень определяют формирование свойств личности будущего специалиста, его профессиональную успешность, ...

В данном учебном пособии приводится методика CAT А применяемая в диагностической работе

!975 г. (Bellak L, !975).

Цель ее состоит в том, чтобы, с одной стороны, подготовить материал для

:абораторных занятий по специальности «Практическая психология» и, с другой, вооружить этой

ютодикой практических психологов, работающих в системе образования. Стимульный материал для

‘ еста подготовлен профессиональным иллюстратором детских книг В.Ламонт, которая изобразила

5 гивотных в антропоморфном стиле, но такими, каковы они в действительности, т.е. в природе.

Методика имеет стимульный материал, состоящий из 10-ти стандартных черно-белых рисунков. В

ачестве персонажей изображенных ситуаций выступают животные, которые в большинстве случаер

исполняют человеческие действия.

3 САТ-А может использоваться психологами в научных и практических целях для изучени

I ■ ■ чности ребенка, а именно, какие динамические факторы характеризуют его поведение в группе (в

I -‘тском саду, школе или дома).

В практической работе тест может быть использован как игровая

■дика, позволяющая после получения первоначальных ответов продолжить обследование в форме

С

что облегчает интерпретацию результатов. Естественно, что окончательные выводы могуч

г»-гься только в совокупности со всеми имеющимися сведениями о ребенке и независимо от >,_. од о логической ориентации специалиста, проводившего обследование. Их надежность в рачительной степени определяется профессиональной компетентностью психолога и «столь же сильно ^висит от культуры исследователя и его социокультурной среды, как от его личности и опыта» (Годфруа Ж., 1992).

Методика валидна и может эффективно использоваться по отношению к детям обоего пола от грех до десяти лет.

Цыплята рассажены вокруг стола, на котором большая миска с едой. Сбоку • большая курица,неясно очерченная

Ответы «вращаются» вокруг еды: кто сидит за столом, что они едят, участвуют или не участвуют в процессе кормления оба родителя. Тема соперничества выступает в виде решения вопросов, кто лучше ведет себя, а кто хуже, кто получит больше еды и т.д. Пища может рассматриваться как награда, а отказ в еде — как наказание. Общие проблемы, которые могут быть вскрыты, — это удовлетворение или фрустрация потребности, связанной с питанием

Рисунок2

Один медведь тянет канат с одной стороны, а второй медведь и маленький медвежонок с другой.

Важно выявить, кого индентифицирует малыш с фигурой с которой он сотрудничает. — маму или папу. Перетягивание может рассматриваться как серьезная борьба с сопровождающим стоахом

агрессии, осуществление агрессивных актов ребенком илиже его обособление. Эта кастинка может рассматриваться и как игра (например, соревнование) Иногда веревка может быть предметом отдельного рассмотрения — ее разрыв представляется как поломка игрушки, следствием чего может стать страх перед последующим наказанием-.

Рисунок 3

Лев с трубкой и тростью сидит в кресле, а е правой нижней углу из норки высовывается мышонок.

Лев обычно рассматривается как отец, поскольку он наделен такими важными мужскими атрибутами, как трубка и трость. Трость часто рассматривается как инструмент агрессии или используется для описания фигуры как старой и беспомощной, которой не стоит бояться Это обычно оборонительный процесс. Если лев ассоциируется с сильной фигурой, важно отметить, опасна ли его власть.

Мышь рассматривается детьми как фигура, с которой они идентифицируют себя. В таком случае всеми правдами и неправдами мышь превращается в более сильную фигуру. С другой стороны, она может полностью находиться во власти льва. Некоторые дети идентифицируют себя со львом. Некоторые меняют идентификацию один или более раз. делая очевидным смущение от роли, конфликт между согласием и автономией, и т.д.

Рисунок 4

Кенгуру несет корзину, в которой бутылка с молоком. На ее голове надет капор. В сумке мамы-кенгуру — кенгуренок с воздушным шаром. На велосипеде едет детеныш кенгуру, который немного побольше первого.

Эта картинка обычно вызывает темы родственного соперничества или истории, связанные с происхождением детей. В обоих случаях отношение к маме — их наиболее важная особенность. Иногда дети являющиеся в семье старшими, хотят быть ближе к матери и идентифицируют себя с кенгуру-малышом, который находится в сумке, тем самым показывая стремление к регрессу. С другой стороны, ребенок, который в действительности моложе, может идентифицировать себя с более старшим, показывая этим свое желание быть независимым и самостоятельным. Корзина может привести к темам, касающимся кормления, питания. Случайно может быть введена и тема спасения от опасности. Можно предположить, что это связано с бессознательными страхами, касающимися области отношений отца и матери, половых отношений ит.д.

Рисунок 5

Затемненная комната: вдали большая кровать, перед ней колыбелька, в которой находятся два медвежонка.

Детские рассказы в основном сводятся к следующему: ребенка интересует, что происходит между родителями на кровати. Эти истории отражают связь между догадками, наблюдениями, вносят смущение и эмоциональную путаницу в сознание детей. Рисунок с двумя малышами в колыбели приводит к теме взаимодействия и взаимоисследования друг друга.

Рисунок 6

На переднем плане — лежащий медвежонок. На заднем — темная пещера с двумя неясно очерченымифигурами медведей.

Этот рисунок вызывает в первую очередь истории, касающиеся отношений между родителями Она используется в дополнение к рисунку 5, поскольку практический опыт показывает, что рисунок б чаще всего расширяет и дополняет ответ, который был дан ребенком в предыдущем случае 5о взаимоотношениях ребенка с родителями может отчетливо проявиться его ревность. Ответы на рисунках 5 и 6 могут также выявить и проблемы ребенка, связанные с мастурбацией.

Рисунок 7

Тигр с выпущенными когтями и клыками прыгает на обезьяну, которая в это время тоже прыгает и находится в воздухе.

В рассказах детей наиболее часто представлен страх агрессии и способы его предупреждения Тревога ребенка, рассматривающего этот рисунок, часто бывает очевидна. Она может быть настолько велика, что приводит к отвержению рисунка или выражается в сведении данной ситуации к какой-нибудь безвредной истории. Обезьяна может даже перехитрить тигра. Хвосты животных легко вызывают проекцию страхов кастрации.

Рисунок 8

Две взрослые обезьяны сидят на диване и пьют чай. Одна взрослая обезьяна, изображенная на переднем плане, разговаривает с маленькой обезьяной.

Чаще всего рассказы детей связаны с проекцией их места в системе семейных взаимоотношений. Интерпретация ребенком обезьяны, сидящей на переднем плане, как фигуры отца или матери, становится важной, так как ребенок воспринимает ее (фигуру) как добрую, запрещающую или советующую, предупреждающую.

Рисунок 9

Через открытую дверь освещенной комнаты видна темная комната. В темной комнатедетская кроватка, в которой сидит кролик и смотрит через открытую дверь.

Типичные рассказы детей касаются боязни темноты, страха оставаться одному, ухода родителей, любопытства по поводу того, что происходит в другой комнате.

Рисунок 10

Щенок лежит между лапами большой собаки, обе фигуры изображены с минимальным числом внвшневыраженных черт. Фигуры находятся в ванной комнате.

Картинка обычно приводит к рассказу на тему «Преступление и наказание», проявляется кое-что из области моральных представлений ребенка. Тема умения следить за собой так же часта, как и тема мастурбации. Данная картинка, по сравнению со всеми остальными, позволяет наиболее точно выявить регрессивные тенденции.

IV. ОСНОВНЫЕ ПЕРЕМЕННЫЕ И ИХ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

Для облегчения интерпретации и анализа полученного эмпирического материала автор методики предлагает изучение 10-ти следующих переменных с занесением результатов в бланк протокола.

1. Основная тема

Прежде всего представляет интерес, как ребенок взаимодействует с содержанием рисунков, что он выделяет, почему все это приводит к такому, а не другому рассказу (или интерпретации).

Выдвигаемые предположения более надежны, если обнаруживается какое-то общее направление, общие тенденции в нескольких историях. Например, если главный герой нескольких историй описывается как голодный и вынужденный прибегнуть к воровству, чтобы удовлетворить свою потребность, то можно предположить, что данный ребенок поглощен мыслью о недостатке, например, пищи или внимания, уважения и т.д. В своих желаниях он стремится получить то, чего ему не хватает. Далее интерпретация связана с определением общих тенденций в манерах поведения.

Иногда рассказ имеет несколько тем, тесно и сложно взаимосвязанных Авторы метода обнаоужили. что у маленьких испытуемых (3-4 года) тема обычно очень проста, а у более старших усложняется.

2. Главный герой

Основное допущение, стоящее за рассказами — это то, что история, которую рассказывает испытуемый, в сущности, о самом себе. Поскольку в ней может участвовать несколько людей, то

появляется необходимость выявить, с каким лицом испытуемый идентифицирует себя. С этой целью следует установить несколько объективных критериев для дифференциации героя от других фигур: Герой — это лицо, о котором составлен рассказ. Он близок к испытуемому по возрасту и полу, события рассказа рассматриваются с точки зрения героя. В том случае, если в рассказе присутствует больше одного героя, испытуемый может идентифицировать себя или с обоими, или сначала с одним, а потом с другим. Встречаются и отклонения, заключающиеся в том. что субъект может идентифицироваться с героем противоположного пола. Такие идентификации очень важно заметить. Иногда фигура, с которой испытуемый идентифицирует себя, вторична по важности в рассказе. Это может являться отражением глубоко подавленных подсознательных установок испытуемого. По-видимому, интересы, желания, недостатки, наклонности и способности, которые имеются у героя — это все то, что имеет испытуемый или чем он хочет обладать, а, возможно, и страх перед вероятностью обладания чем-то. Важно оценить адекватность поведения героя, т.е. его способность реагировать на различные обстоятельства адекватным (для общества, в котором он живет) способом. Адекватность героя служит лучшей мерой силы Эго — показателем собственной адекватности испытуемого в разных ситуациях. Исключения составляют истории, в которых происходит замещение желаемого действия. В такихсяучаях тщательное исследование обычно выявляет реальные противоречия в рассказах ребенка, где неадекватность очевидна. Например, когда герой — могущественный лев, но ему ненравится его собственное тело, и в конце концов он может быть счастлив, только отказавшись от своего всемогущества.

Представление о себе. Здесь имеется в виду представление испытуемого о своем теле, о своем внешнем виде и социальной роли. Шильдер впервые описал телесный образ как картину собственного тела в уме. Например, рассказывая о своем теле, испытуемый говорит; «У него было некрасивое тело». — а затем продолжает рассказ, говоря, каким бы он хотел видеть свое тело, на какой воображаемый образ он хотел бы походить, а именно, быть «большим», «сильным», «всемогущим».

Главные потребности и побуждения героя

Поведенческие потребности героя, проявляющиеся в рассказе, могут иметь одно из следующих отношений к рассказчику. Выраженные потребности могут прямо соответствовать потребностям испытуемого. Эти потребности могут, по меньшей мере, частично проявляться в поведении, в реальной жизни. Они могут быть прямо противоположны реальным жизненным проявлениям и относиться к фантастическим выдумкам. Иными словами, очень агрессивные истории иногда рассказываются очень агрессивным ребенком, а иногда — довольно кротким, пассивным, который лишь фантазирует относительно агрессивности. Потребности героя не могут так хорошо отражать потребности рассказчика, как они отражают побудительные мотивы, которые он воспринимает в других лицах. Другими словами, он может описывать агрессивные проявления, исходящие от разных объектов, илиже выражать свое отношение к предположениям и ожиданиям, которые составляют его идеальный мир, например, к красоте, мужеству, приписываемым важнейшим лицам, с которыми он сталкивался в жизни, и только частично имеющимся у него самого. Следовательно, поведенческие потребности героя, выраженные в рассказе, должны рассматриваться как в свете всего многообразия побудительных модификаций, так и быть подведенными под более широкие понятия проекции или апперцептивного нарушения.

Перед психологом стоит задача определения того, до какой степени проявленные потребности героя соответствуют различным образованиям личности рассказчика и каково отношение этих образований к его^реальному поведению. Если ребенка просят быть особенно скромным, пассивным и замкнутым, а истории переполнены агрессивными проявлениями, то замещающая природа фантазии очевидна. С другой стороны, целью психологической науки должно оставаться развитие новых критериев для обоснованных предсказаний на основе отношений между материалом фантазирования и действительным поведением. В этой связи особенно важно изучение функции Это. Отношение между выраженными потребностями, место их в рассказе, их многообразие часто могут служить ключами к пониманию личности испытуемого. Если последовательность событий в рассказе позволяет судить. какова была первоначальная агрессивная реакция, как эта агрессия контролировалась на протяжении всего рассказа, то можно сделать вывод, что это — личность, не проводящая фантазии или скрытые потребности в действительность. Это предположение должно быть сопоставлено с фактическими данными о поведении испытуемого.

Высокая степень детализации и реализма в описании потребности может указывать на возможность ее выражения в действительности. Неопределенно структурированные потребности героя, вероятно, в меньшей степени относятся к действительности.

Дополнительно введенные в рассказ лица, объекты и обстоятельства Ребенок, который вводит в рассказ оружие того или иного вида в нескольких историях (даже если оружие не

чегюльзуется) или пищу (даже если он ее не употребляет), может быть рассмотоен как имеющий потребность или побуждение к агрессивным действиям Такие внешние обстоятельства как несправедливость, строгость, безразличие, ограничение, обман (со стороны лиц илиобъектов. введенных в рассказ), помогают раскрыть природу мира, в котором, по убеждению самого ребенка, он живет.

Пропущенные лица, объекты и обстоятельства. Если одно или более лиц на рисунке пропущено или игнорируются в рассказе испытуемого, следует рассмотреть динамику, причину этого обстоятельства. Самое простое значение — это обычно выражение желания того, чтобы данного лица или предмета на рисунке не было. Эго может означать прямую враждебность или то, что лицо или предмет вызывают сильные негативные эмоции, приводящие к внутреннему либо внешнему конфликту. Следует отметить, что данный уровень заключений может быть только экспериментальным В настоящее время нет достаточно большого количества примеров — норм, чтобы обеспечить достоверность интерпретации включенных или исключенных объектов.

В. Основные средства защиты против конфликтов и страхов

Не следует изучать рассказы исключительно для определения побудительного (мотивационного) содержания; необходимо определить средства защиты ребенка от этих побудительных сил. Довольно часто изучение средств защиты дает больше инсрормации, чем изучение собственно мотивов, поскольку мотивы как таковые проявляются менее ясно, чем силы, ведущие борьбу с ними. С другой стороны.

*

структура соедств защиты может быть более тесно связана с внешним поведением ребенка. Изучение мотивов и средств защиты позволяет оценить стуктуру характера испытуемого.

Кроме прямого изучения основных защитных механизмов, не менее важно исследозать для этого и другие аспекты рассказов. Например, некоторые испытуемые выбирают навязчивое средство защиты относительно рисунков тревожного, беспокойного содержания. Они могут придумать 4-5 тем каждая из которых очень коротка и описательна, внешне очень различных, но динамически тождественных. Иногда в последовательности тем по одному и тому же рисунку прослеживаются попытки испытуемого затронуть беспокоящий его конфликт. Последующие рассказы могут становиться все более и более невинными, показывая возрастание операции защиты. При изучении детских рассказов необходимо рассматривать природу и патогенез средств защиты в терминах, специфических для каждого возраста. Что нормально для одной возрастной группы, может быть патологично для , другой.

9. Адекватность Супер-Эго как проявление «наказания» за «преступление»

Отношение избранного наказания к природе обиды дает возможность проникнуть в глубины скрытого Супер-Эго. Герой психопата, убивающий кого-нибудь, может и не получить иногда иного наказания, кроме легкого предупреждения о том, что он может из данного поступка извлечь урок на всю жизнь. У невротика могут быть рассказы, в которых героя случайно или намеренно убивают, калечат или он умирает от болезни, следующей за малейшим проявлением агрессивности. С другой стороны, многократное и разностороннее Супер-Эго иногда представлено как слишком строгое, а иногда как слишком мягкое, уязвимое, что часто встречается в рассказах невротиков. Определение как обстоятельств, при которых Супер-Эго ребенка может быть строгим и замкнутым, так и условий, при которых оно склонно к уязвимости и беспомощности, относится к одной из трудных проблем поведения и действования

Интеграция Эго

Интеграция Эго — важная переменная для изучения многочисленных аспектов, вкоторых она обнаруживает общий уровень функционирования. До какой степени ребенок способен пойти на компромисс между побуждениями и требованиями действительности, с одной стороны, и командами его Супер-Эго — с другой? Важнейшим аспектом данной переменной является то, что адекватность героя при решении проблемы ставит рассказчика лицом к лицу с ним самим.

Здесь могут представлять интерес также и формальные характеристики. Способен ли испытуемый рассказать истории, которые составляют определенный результат познания стимулов, или он оставляет их без внимания и рассказывает историю безотносительно к картинке и, как следствие, поглощен своими собственными проблемами в восприятии действительности? Находит ли испытуемый спасение от беспокойства, стимулированного тестом, давая очень стереотипные ответы, или же он чувствует себя достаточно комфортно, чтобы быть творческим и создавать более или менее оригинальные истории? Создавая сюжет, может ли он достичь адекватного и действительного выражения конфликтов как в рассказе, так и в самом себе, или же его мыслительные процессы становятся неструктурированными или даже странными при столкновении с проблемой? Обладает ли он способностью переходить от прошлого к будущему? Все это будет зависеть от возраста ребенка, от уникальности его личности.

С формальной точки зрения рассказывание историй является задачей, которую субъект должен выполнить. Адекватность, силу Эго и другие переменные можно вывести из его способности решать задачу, а также способа ее решения. Безусловно, адекватность Эго и его различные функции должны рассматриваться в связи с возрастом. Рассмотрение должно затронуть многообразие функций Эго. а именно, контроль побуждений и мотивов (относительно последовательности и исхода рассказа), фрустрационная толерантность (относительно адекватности героя), толерантность к Tpeeoie. перцептивная и моторная адекватность, и т. п.

При анализе полученного материала можно использовать три способа интерпретации, выбор которых обусловливается задачами, стоящими перед психологом:

1) быстрое или интуитивное прочтение, при котором происходит выделение проблемы по «ключам», присутствующим в рассказах и поведении ребенка, без глубокого анализа;

2) нормативно-статистический способ, основанный на межиндивидуальных различиях в восприятии:

3) аналитический способ, в основе которого лежит анализ всей полученной информации и обобщение результатов по каждому испытуемому.

V. УРОВНИ АНАЛИЗА ВЕРБАЛЬНОГО МАТЕРИАЛА

Анализ полученного вербального материала проводится по трем уровням.

1) описательная тема,

2) интерпретативная тема.

3) диагностический уровень.

Автор методики использует для анализа еще 12 функций Это, которые в данном учебном пособии не рассматриваются, так как они могут применяться для интерпретации только клиническими психотерапевтами.

Рассмотрим на конкретных примерах, каким образом проводится дифференциация вербального материала по трем названным уровням.

История 3

Рисунок Лее с трубкой и тростью сидит в кресле, а в правом нижнем углу из норки высовывается мышонок.

История: Этот лев, огорченный мышкой, сидит здесь и не знает, что делать. Он испробовал все. Он позвал экстерминатора, и экстерминатор говорит: «Единственное, что можно сделать, — это взорвать мышку». Но лев говорит: «Я уже пытался это сделать, но потерял три дома». «А почему не сделать мышеловки?» — говорит экстерминатор. «Но мышка имеет надежные средства, которые разъединяют мышеловки, и она всегда достанет сыр,» — говорит лев. «Тогда почему бы не попробовать яд?» — говорит экстерминатор. «Но это невозможно, потому что мышка знает, что это яд, и она никогда не выйдет», — говорит лев. Наконец, лев решает, что он должен двинуться во Флориду, но как только принимается это решение, он видит… он встревожен, обеспокоен червяками, выползающими из-под пола. И тогда он говорит: «Я должен вернуться назад и жить в джунглях, к которым принадлежу.»

 

Описательная Интерпретативная Диагностический уровень
тема тема  
пев, огорченный мышкой если кто-то огорчен кем-то субъект чувствует беспокойство,
  или чем-то маленьким доставленное младшим братом
испробовал все и стремится тщательно чувствует неуспешность в
  избавиться от них противостоянии агрессии, направленной на него
обращается к просит помощи субъект пытается заручиться
экстерминапюру могущественного помощника помощью кого-то, возможно психолога, роль которого он видит как помогающего разделаться с младшим братом
который дает советы, уже который дает советы, психолог рассматривается как
испробованные и признанные уже бесполезными бесполезный; младший брат —
обнаруженные как бесполезные или вредными перехитривший испытуемого; он
и вредные   рассматривает свою агрессию как
  т бумеранг
затем лев решает уехать поэтому он направляется в он предпринимает попытки ухода
  новую область (уезжает) (или другие формы поведения)
но он встревожен, обеспокоен но и там огорчается кем-то обнаруживает эти меры
червяками или чем-то маленьким бесполезными
и, в конце концов, он и, наконец, регрессирует к регрессирует к более примитивным
возвращается в джунгли, к более примитивным условиям формам поведения
которым он чувствует свою    
принадлежность    

Клинические замечания

В этой истории мышь и черви, вероятно, символизируют младшего брата История особенно интересна, поскольку можно видеть элементы переноса взаимоотношений. Ребенок видит своего психолога в роли экстерминатора (кто должен уничтожить брата, чтобы помочь).

Однако очевидно, что он не удовлетворен психологом; чувствуется, что общение с ним и терапия не предлагают ему решений лучших, чем те, которые он уже испробовал. Его возвращение в джунгли предполагает не только регрессию, но также и уход. Так как этот уход является результатом сложной ситуациии. мы имеем основания рассматривать его как вторичный уход, в большей степени сравнимый с фобической ситуацией.

История 6

Рисунок: темная пещера с двумя неясно очерчеными фигурами медведей • дальний план. На переднем плане — лежащий медвежонок.

История: Они находятся в берлоге и очень обеспокоены падающими камнями. Медведь идет к медвежьему плотнику и говорит: «Вы должны сделать так, чтобы камни больше не падали около моей берлоги; мой ребенок очень беспокоен». Медвежий плотник приходит и начинает стучать, позднее он стучит каждую ночь. В конце концов ребенок говорит: «Это мне мешает спать больше, чем падающие камни. Бесполезно.»

 

Описательная тема Интерпретативная тема Диагностический уровень
медведи находятся в берлоге, они взволнованы падающими камнями если кто-то обеспокоен шумом падающего камня ночью ночные шумы беспокоят субъекта: первопричина расстройства?
мама-медведь просит медвежьего плотника что-то предпринять он обращается за помощью к плотнику субъект надеется, что специалист устранит эти беспокойства
медведь создает шум который также создает шум субъект расстроен психологом
ребенок больше расстроен шумом плотника ночью, чем шумом падающего камня в большей степени причиняющий беспокойство, чем падающий камень в большей степени, чем первичными шумами
и говорит: «Бесполезно» кто-то говорит плотнику о бесполезной помощи и отрицает помощь психолога

Клинические замечания

В данном случае первопричиной являются ночные шумы. Вероятно, шумы являются чем-то внутренним для субъекта, так же как и все, что его окружает. Ребенок говорит: «Доктор (психолог) доставляет мне беспокойства больше, чем моя семья; я хочу попросить его оставить меня в покое» (излечение хужемчем болезнь).

Мы можем, таким образом, сказать, что ребенок сопротивляется, так как лечение является для него слишком разрушительным.

История в

Рисунок: Две взрослые обезьяны сидят на диване и пьют чай из чашек. Одна взрослая обезьяна (на переднем плане) разговаривает с маленькой обезьяной.

История: Обезьяна-мама и ребенок-обезьяна принимали гостей Бабушка и дядя пришли f гости. Здесь портрет бабушки-обезьяны, висящий на стене. Обезьяна-мама говорит. «Сейчас следи зэ своими манерами, детка, мы собираемся принять сегодня много гостей». И ребенок говорит: «Хорошо’ Бабушка-обезьяна говорит: «Какой красивый у вас дом». Мама — большая хвастунья. Она говорит: «Да. у меня красивый дом. Вы должны увидеть мою кухню. Она так прекрасна; все очень хорошо в доме». Затем несколько жуликов, которые находились снаружи, взорвали дом, и мама никогда больше не хвасталась.


Описательная тема Интерпретативная тема Диагностический уровено
мама и ребенок находятся в если кто-то принимает гостей  
компании бабушки и дяди    
мама-обезьяна просит мама хочет, чтобы ребенок вел мать выглядит как
ребенка следить за своим себя хорошо, ребенок делает это надзирательница, ребенок
поведением и ребенок   подчиняется
соглашается    
бабушка делает бабушка говорит комплименты субъекту неприятно довольство
комплименты маме по маме по поводу красоты ее дома, матери домом и ее хвастовство
поводу красоты дома, мама мама хвастается  
хвастается    
жулики, находящиеся жулики взрывают дом. субъект ощущает гнев внутри
снаружи, взрывают дом   себя и хочет разрушить удовольствие матери
и мама никогда больше не и мама никогда больше не гневные чувства против матери
хвастается хвастается  

Клиническиезамечания

Эта история снова отражает социальный уровень в доме ребенка, что уже просматривалось раньше — упоминание Флориды, легкость, с которой этот ребенок прибегает к профессиональной помощи (экстерминатор, плотник).

И сейчас мы имеем реалистичную картину вежливых манер, принятых в доме, и негативное восприятие ребенком своей матери. Взрыв, уже упомянутый в истории 3, снова показывает сильные агрессивные чувства, сдерживаемые в этом ребенке и в данном случае очевидно направленные на мать.

С одной стороны, мы видим очень требовательное Супер-Эго, которое делает его устойчивым, а с другой, он позволяет себе достаточно ужасное возмездие, когда дом и, по-видимому, мать, компания (вероятно, и он сам) взрываются. Это хороший пример недостатка интеграции Супер-Эго, обеспечивающего в одно и то же время слишком сильный и слишком слабый контроль.

История 9

Рисунок: Черезоткрытую дверь освещенной комнаты видна темная комната. В темнойкомнате — детская кроватка, в которой сидит кролик и смотрит через открытую дверь.

История:Мой брат любит кроликов, а мне они неприятны. Я люблю белок, а ему они не нравятся. Я составлю плохую историю о нем — он мне не нравится! Кролики доставляют много беспокойства, они слишком пахнут. Так, кролик лежит в кровати. Папа-кролик говорит: «Я слышал, что охотники идут по следу». Ребенок говорит. «У меня есть хорошая идея Поскольку охотники любят охотиться, мы дадим им на что-нибудь поохотиться». И папа говорит: «Что?» Ребенок говорит: «Сходи и принеси мне много холста». Они рисуют много кроликов, и они выглядят как настоящие, в каждом кролике находится кусочек динамита. И когда охотники приходят и стреляют в кролика, ребенок и отец в тот же момент улетают в Китай и говорят: «Мы никогда не будем больше убивать кроликов»

 

Описательная тема Интерпретативная тема Диагностический уровень
мой брат любит кроликов, а мне они темпераментные разпичия с агрессия, направленная на
неприятны; мне нравятся белки, но братом брата
ему они не нравятся; я составлю    
плохую историю о нем; он мне не    
нравится    
кролики неприятны; они сильно брат неприятен, пахнет агрессия, направленная на
пахнут   брата, вызванная в
    определенной степени его
    нечистоплотностью

ребенок одурачивает охотников, сурово с ними обращается, кладя динамит в ненастоящих кроликов, и, когда охотники пытаются выстрелить в кроликов, охотников уносит в Китай. Они говорят, что впредь не будут охотиться на кроликов если кто-то желает убить, то этот кто-то оказывается убитым сам сильная потребность в агрессии; сильное Супер-Эго; сильная интроагрессия

Клинические замечания

Это очень сложная история. Старший брат отрицательно относиться к младшему. Предположение «Я составлю плохую историю — он мне не нравится» может относиться как к кролику на картинке, так и к брату Хотя динамически здесь нет разницы. Под влиянием его эмоций эта история менее хорошо структурирована так как рассказ осуществляется от стимула на картинке (кролик в кровати) к охотникам. По-видимому, агрессия, направленная на брата, сталкивается вместо реального кролика с подделкой. Следующий поворот истории осуществляет включением идентификационных фигур, где охотники оказываются наказанными за свою агрессию. Здесь, вероятно, снова проявляется интроагрессия, как в истории 3, где агрессор сам себе причиняет вред и навсегда отказывается от агрессии. Недовольство кроликами, не только причиняющими беспокойство, но также сильно пахнущими, — может иметь отношение к необученности младшего брата соблюдать гигиенические требования.

КРАТКАЯ ФОРМА БЛАНКА К МЕТОДИКЕ САТ-А

Ф.И.О.__________________________________________________________ Пол _______ Возраст_______

Обследовал______________ Дата обследования_______ Анализировал_________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Темы \ Истории История 3
1. Основная тема: (диагностический уровень)     Субъект чувствует себя встревоженным и неуспешным, проявляет агрессию по отношению к младшему брату  
2. Главный герой: возраст 8 лет пол м род занятий склонности интересы черты характера     Взрослый лев мужского пола  
телосложение адекватность и/или представление о себе  
3. Главные потребности и побуждения героя: а) поведенческие потребности героя (по рассказу):     Уничтожить паразита Черви, зкстеоминатор. ловушки, яд. джунгли, Флорида Подразумевается потребность в агрессии, уходе в себя, регрессии  
подразумеваемые б) лица, объекты и обстоятельства введенные:  
   
подразумеваемая потребность:  
с) лица, объекты и обстоятельства пропущенные:_____  
подразумеваемая потребность:  
   
4. Представление об окружающей пире:        
5. а) родительские фигуры ( м_____ ж_____ ) выглядят как и реакция испытуемого на них б) окружающие фигуры ( м ж ) выглядят как и реакция испытуемого на них с) юные фигуры ( м ж ) выглядят как и реакция испытуемого на них     Отец выглядит как дружелюбный и беспомощный  
в. Важнейшие конфликты:     Между Супер-Эго и агрессией  
7. Природа беспокойства: физическое повреждение и/или наказание пренебрежение потеря или нехватка любви     Из-за неспособности, незащищенности и беспомощности  
болезнь или ранение нэкззэнио  
депривация побежденность или беспомощность уничтожение другое  
8. Основные средства защиты против конфликтов и страхов: подавление демонстрируемая реакция     Отказ  
регрессия отказ интроекция изоляция бездействие рационализация другое  
9. Адекватность Супер-Эго как проявление «наказания» за «преступление»: соответствующее несоответствующее слишком строгое, жестокое (сопровождается немедленным наказанием)        
противоречивое слишком мягкое  
кроме того:  
замедленный первоначальный темп или паузы  
заикание другие проявления вмешательства  
Супер-Эго  
10. Интеграция Эго проявляется в: личности героя: адекватно неадекватно исходе истории: счастливо несчастливо реалистично нереалистично контроле побуждений мыслительных процессах: стереотипно оригинально адекватно и соответственно полно неполно неадекватно и соответственно синкретично конкретно Интеллект Уровень зрелости     Реалистичный и несчастливый  
Симптомы органики  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Темы \ Истории 5! История 6
1 Основная тема: (диагностический уровень)   Субъект обеспокоен ночными шумами Надеется, что психолог предотвратит беспокойства
2. Главный герой: возраст 8 пет пол м    
род занятий склонности   Очень обеспокоенный ребенок
интересы черты характера    
телосложение адекватность и/или
представление о себе    
3. Главные потребности и побуждения героя:    
а) поведенческие потребности героя !по рассказу)    
подразумеваемые
б) лица, объекты и обстоятельства введенные:   Плотник, шум, падающие камни Один взрослый родитель Страхи ночных шумов
 
подразумеваемая потребность
с) лица, объекты и обстоятельства пропущенные:____________________________________________
подразумеваемая потребность:
4. Представление об окружающем мире:   Желает что-нибудь сделать с этим
5. а) родительские фигуры ( м__ ж____ ) выглядят    
как и реакция испытуемого на них б) окружающие фигуры ( м ж ) выглядят    
   
как и реакция испытуемого на них    
с) юные фигуры ‘ м ж ) выглядят как
и реакция испытуемого на них
6. Важнейшие конфликты:    
7. Природа беспокойства:    
физическое повреждение и/или наказание   Ночной страх, связанный с шумами
пренебрежение
потеря или нехватка любви    
болезнь или ранение
наказание    
делривация    
побежденность или беспомощность    
уничтожение    
другое    
S. Основные средства защиты против    
конфликтов и страхов:    
подавление    
демонстрируемая реакция    
регрессия отказ
интооекция изоляция    
бездействие рационализация    
другое    
9. Адекватность Супер-Эго как проявление    
«наказания» за «преступление»:    
соответствующее несоответствующее    
слишком строгое, жестокое (сопровождается    
немедленным наказанием)    
противоречивое
слишком мягкое    
кроме того:
замедленный первоначальный темп или паузы    
заикание    
другие проявления вмешательства    
Супер-Эго
10. Интеграция Эго проявляется в:    
личности героя: адекватно неадекватно    
исходе истории счастливо несчастливо    
реалистично нереалистично   Реалистичный и несчастливый
контроле побуждений    
мыслительных процессах    
стереотипно оригинально    
адекватно и соответственно    
полно неполно    
неадекватно и соответственно    
синкретично конкретно    
Интеллект    
Уровень зоелости    
Симптомы органики    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Темы \ Истории История 8
! 1 Основная теша: ‘Диагностический уровень)   Мать выглядит как насзирательнииа. Субъект возмущается удовольствием матери Гнев, направленный на мать
1 2 Главный герой: возраст 8 пет пол м | род занятий склонности 1 интересы черты характера ! телосложение адекватность и/или \ представление о себе   Ребенок мужского пола
! 3. Главные потребности и побуждения героя: ! а» поведенческие потребности героя (по рассказу):   Очевидное согласие
1 подразумеваемые б) лица, объекты и обстоятельства введенные:  
подразумеваемая потребность:  
с) лица, объекты и обстоятельства пропущенные:_______________________________ взрыв Жулики Отец
подразумеваемая потребность: Подразумеваемые агрессивные желания, направленные на мать.
  исключение отца
4. Представление об окружающем мире:    
5. а) родительские фигуры ( м__ ж____ ) выглядят как и реакция испытуемого на них б) окружающие фигуры ( м ж 1 выглядят как и реакция испытуемого на них с) юные фигуры ( м ж ) выглядят как и реакция испытуемого на них   Мать выглядит как доминирующая
6. Важнейшие конфликты:   Между Супер-Эго и агрессией
7. Природа беспокойства: физическое повреждение и/или наказание пренебрежение потеря или нехватка любви    
болезнь или ранение наказание депривация побежденность или беспомощность уничтожение другое ■  
8. Основные средства защиты против конфликтов и страхов: подавление   Очевидное согласие
демонстрируемая реакция  
регрессия отказ интроекция изоляция бездействие рационализация другое  
9. Адекватность Супер-Эго как проявление «наказания» за «преступление»: гоответствующее несоответствующее слишком строгое, жестокое (сопровождается немедленным наказанием)    
противоречивое
слишком мягкое
кроме того: замедленный первоначальный темп или паузы заикание другие проявления вмешательства Супер-Это
10. Интеграция Эао проявляетсяв: личности героя, адекватно неадекватно исходе истории: счастливо несчастливо реалистично нереалистично контроле побуждений   Желающий действия и нереалистичный
мыслительных процессах: стереотипно оригинально адекватно и соответственно полно неполно неадекватно и соответственно синкретично конкретно Интеллект Уровень зрелости
Симптомы органики    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Темы \ Истории История 9
| 1 Основная тема: диагностический уровень) Агрессия направленная на брата связывается с
  нечистоплотностью Сильное Супер-Эго и интосагрессия
j 2 Главный герои: возраст 8 ле г пол м  
! род занятии склонности Ребенок мужского пола
: интересы черты характера  
телосложение адекватность и/или
представление о себе |
3. Главные потребности и побуждения героя:  
а) поведенческие потребности геооя (по рассказу): Агрессия. Интроагрессия Охотники, отец, белки, динамит Подразумевается потребность агрессии
подразу меваемые
б) лица объекты и обстоятельства введенные:
 
подразумеваемая потребность
С) лица объекты и обстоятельства пропущенные _
1сдраэумеваемая потребность
4. Представление об окружающем мире: i
5. а) родительские фигуры < м_ ж____ ) выглядят  
как и реакция испытуемого на них б) окружающие фигуры ( м ж ) выглядят  
 
как и реакция испытуемого на  
с! юные фигуры (м ж ) выглядят как  
и оеакция испытуемого на них
б. Важнейшие конфликты: Между Супер-Эго и агрессией
7. Природа беспокойства:  
физическое повреждение и/или наказание  
пренебрежение
потеря или нехватка любви  
болезнь или ранение
наказание  
депривация  
лобежденность или беспомощность  
уничтожение  
j другое  
8. Основные средства защиты против  
конфликтов и страхов:  
подавление  
демонстрируемая реакция Смещение Проекция7
регрессия отказ
интроекция изоляция  
бездействие рационализация  
другое  
9. Адекватность Супер-Эго как проявление  
«наказания» за «преступление»:  
соответствующее несоответствующее  
слишком строгое, жестокое (сопровождается Строгое
немедленным наказанием)  
противоречивое
слишком мягкое  
кроме того
замедленный первоначальный темп или паузы
заикание
другие лрояатения вмешательства  
Супер-Эго
10. Интеграция Эго проявляется в:  
личности героя адекватно неадекватно  
исходе истории: счастливо несчастливо  
реалистично нереалистично Желающий действия и нереалистичный
контроле побуждений !
мыслительных процессах  
стереотипно оригинально  
адекватно и соответственно  
полно неполно  
неадекватно и соответственно  
синкретично конкретно  
Интеллект i
Уровень зрелости
Симптомы органики

На ЧЕТВЕРТОМ ЭТАПЕ, когда все десять историй записаны и проанализированы, проводится проверка каждой переменной слева направо по всем десяти историям и записывается итоговое заключение в последующем разделе бланка методики под соответствующими заголовками. Таким образом обеспечивается быстрое прочтение полученных данных.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ СТРАНИЦА БЛАНКА МЕТОДИКИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Темы РЕЗЮМЕ
1 Основная тема: (диагностический уровень) 1-3 Структура бессознательного и побуждения субъекта (основана на переменных 1-3).
2. Главный верой:возраст 8 пет пол м род занятий склонности интересы черты характера Агрессия испытывалась в основном и в специфичном против матери и брата Ощущается беспомощность против их надоедливости, усугубляющаяся ночным страхом, а также чувство вины по поводу своего сильного гнева
телосложение адекватность лили представление о себе
3. Главные потребности и побуждения героя: а) поведенческие потребности героя (по рассказу): подразумеваемые
5i лица, объекты и обстоятельства введенные: | подразумеваемая потребность
j с) лица объекты и обстоятельства пропущенные: _ -сдраэумееаемая потребность
j 4. Представление об оглушающей мире: 4 Представления об окружающем мире Опасный, досаждающий, приносящий беспокойство Достаточно беспомощен в окружающем мире
 
I 5. а) родительские фигуры ( м_ ж____ ) выглядят ! как и реакция испытуемого на | них б) окружающие фигуры ( м ж ) выглядят как и реакция испытуемого на чих с) юные фигуры ( м ж ) выглядят как и реакция испытуемого на них 5 Отношение к другим. Отец и психолог выглядят как друзья, но достаточно беспомощны Мать выглядит надзирательницей, хвастуньей, младший брат — как неприятный надоедливый человек
6. Важнейшие конфликты: 6 Важнейшие конфликты Между Супер-Эго и агрессией
7. Природа беспокойства: физическое повреждение и/или наказание 7 Природа беспокойства Страх принуждения, досаждения, испуга ночью
пренебрежение потеря или нехватка любви
болезнь или ранение
наказание делриеация тобежденность или беспомощность
уничтожение
другое
8. Основные средства защиты против конфликтови страхов: подавление демонстрируемая реакция 8 Оноеные средства защиты: Отказ Смещение Проекция. Регрессия
регрессия отказ интроекция изоляция бездействие рационализация | другое
9. Адекватность Супер-Эго как проявление»наказания» за «преступление»: соответствующее несоответствующее слишком строгое, жестокое (сопровождается немедленным наказанием) 9. Структура Супер-Эго: Противоречивая Слишком слабое и слишком суровое
противоречивое слишком мягкое кроме того:
замедленный первоначальный темп или паузы
заикание другие проявления вмешательства Супер-Эго
10. Интеарация Эао проявляетсяв: личности героя: адекватно неадекватно исходе истории: счастливо несчастливо реалистично нереалистично контроле побуждений 10 Интеграция и сила Эго Не очень хорошая способность справляться с агрессией или миром вокруг него I
мыслительных процессах стереотипно оригинально адекватно и соответственно полно неполно неадекватно и соответственно синкретично конкретно Интеллект Уровень зрелости
Симптомы органики

На ПЯТОМ ЭТАПЕ, после проведенного анализа, излагается окончательное резюме (запись диагностичесокй темы и других основных данных), к которому могут быть приложены записанные истории

РЕЗЮМЕ

Запись диагностической темы и другие основные данные

1.

2.

3. Субъект чувствует беспокойство, доставленное младшим братом. Чувствует неуспешность в агрессии, направленной на него Субъект пытается заручиться помощью кого-то возможно, психолога, роль которого он видит как помогающего разделаться с младшим братом Психолог рассматривается как бесполезный. Младший брат выглядит субъектом, стремящимся всех перехитрить. Испытуемый рассматривает свою экстраагрессию как бумеранг Он предпринимает попытки ухода (или другие формы поведения).

Обнаруживает эти меры бесполезными. Регрессирует к более примитивным формам поведения. Конфликт между Супер-Эго и агрессией. Интроагрессия.

4.

5.

6. Ночные шумы беспокоят субъекта: первопричина — расстройство нервной системы Испытуемый надеется, что психолог устранит эти беспокойства. Испытуемый расстроен психологом в большей степени, чем первичными шумами, отрицает помощь психолога.

7.

8. Мать выглядит доминантной и назидательной, ребенок подчиняется. Ему неприятно, что мать довольна домом и часто хвастается. Испытуемый ощущает гнев внутри себя и хочет разрушить удовольствие матери. Исключение отца. Конфликт между Супер-Эго и агрессией. Очевидное согласие.

9. Сильная потребность в агрессии, направленной на брата. Сильное Супер-Эго. Сильная интроагрессия.

10.

На ШЕСТОМ ЭТАПЕ подводится окончательный итог диагностической работы, представленный в итоговом заключении по результатам психодиагностики. ,

VII. ИТОГОВОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПСИХОДИАГНОСТИКИ: диагностические впечатления и рекомендации

Итоговое заключение по результатам психодиагностики составляется, обычно, как ответ на поставленную проблему. Оно не может быть понято и не должно рассматриваться вне социального заказа, вне конкретной задачи обследования.

Этот документ должен включать следущие основные разделы :

1) описание проблемы испытуемого, жалобы, клиническая картина;

2) описание программы диагностики ;

 

3) краткое описание специфики работы испытуемого со стимульным материалом (уровень сопротивления, защитные реакции, заинтересованность зо взаимодействии с психологом, критичность в самооценке);

4) диагностические впечатления, основанные на всесторонне проанализированных историях, рассказанных ребенком и проиллюстрированные примерами из этих историй;

5) резюмирование наиболее важных данных, полученных при тестировании;

6) рекомендации.

3 рассмотренном нами примере итоговое заключение основывается на четырех детально проанализированных детских историях. В них обследуемый выглядит «заполненным’ проблемами агрессии и контрагрессии. Большая часть агрессии направлена, как видим, на младшего брата. Например, в истории 3 брат появляется как паразит-вредитель, которого исследуемый пытается уничтожить; в истории Э на кроликов (брата) охотятся. В данных историях так же. как и в истории 8. которая иллюстрирует агрессию, направленную на мать, агрессия имеет очень «взрывную», внешне -ипьно контролируемую природу. Из-за очень сильного, хотя и неинтегрированного. Супер-Эго зрзждебные желания обычно превращаются в сильную интроагрессию. Обследуемый наносит вред :амому себе. Брат выглядит надоедливым, мать — хвастуньей Фигура отца недостаточно четко обозначена в этих историях, за исключением истории 9. где он выступает как помощник и соучастник

Исследуемый представляет себя слишком беспомощным для того, >-*тобы справиться со своими проблемами, и использует уход и регрессию как защитные меры. Например, история 3, в которой он возвращается в джунгли; или история 6, где он рассматривает себя как жертву, объясняя, что он страдает бессоницей из-за ночных страхов, связанных с шумами. Ситуация лечения и отношение переноса отражены в историях 3 и 6. в которых мальчик, по-видимому, рассматривает психолога как собрата-заговорщика против брата (уничтожитель паразита), который так же бесполезен, как и плотник, которого вызывают для того, чтобы пресечь ночные беспокойства. Действительно, в последней истории содержится предположение, что ребенок не верит в то. что психолог способен помочь ему справиться с беспокойством и страхами.

В заключении можно сказать, что это невротичный ребенок с серьезными проблемами во взаимоотношениях со своим младшим братом и матерью, неспособный руководить своей репрессивной «взрывной» враждебностью. Наблюдается достаточно ярко выраженная тенденция к нарушению сна. открытое чувство страха перед темнотой и одиночеством.

Ребенок, скорее всего, лишен материнской любви или не ощущает ее. В связи с этим он чувствует себя неудовлетворенным, недостойным и униженным. Агрессия по отношению к себе и другим является следствием мучительного чувства вины и досады. У ребенка сформировалась характерная картина поведения в виде выраженной возбудимости, наклонности к импульсивности и навязчивым действиям. Преобладает высокая степень незащищенности и психомоторной нестабильности. Авторитет родителей не прочен. Сильным патогенным фактором является отсутствие организующего влияния на детей отца.

Основными направлениями последующей работы психолога должны стать:

1) коррекция социально-психологических проблем семьи, в которой растет ребенок, и, прежде
всего, невротических проявлений и тревожности матери, ее чрезмерной доминантности и
властности по отношению к старшему ребенку;

2) коррекция взаимодействия в диаде «мать — ребенок», направленная на преодоление
афс^ективного барьера», создаваемого матерью, постоянно находящейся в состоянии тревоги и

беспокойства ;

3) коррекция взаимодействия в диаде «старший брат — младший брат», направленная на
развитие эмоциональной коммуникации детей, симпатии и положительного отношения друг к другу.

Для преодоления невротического развития личности и трудностей в социальной адаптации ребенка важно как можно больше внимания уделять не только его состоянию здоровья, но и эмоциональному развитию, духовному миру, индивидуальности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 кн. / Пер. с англ под ред. К.М.Гуревича. В.И.Лубовского. — М.: Педагогика . 1982. — Кн. 1, 2.

2. Беспалько И. Г.. Гильяшева И. Н. Проективные методы // Кабанов М. Н.. Личко А.Е., Смирнов В М Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. — Л.: Медицина, 1983. — С. 116 -144.

3. Блейхер В.М., Бурлачук Л.Ф. О некоторых теоретических концепциях проективных методов исследования личности в зарубежной психологии и патопсихологии // Журнал невропатологии и психиатрии. — 1972, N 72, вып. 5. — С.757 — 762

4. Бурлачук Л.Ф., Морозов СМ Словарь-справочник по психологической диагностике — Киев Наукова думка, 1989 — С.43.

5. Детский апперцептивный тест: Методические рекомендации / Ред.-сост. Г.В.Гильманова, АФ.Радевич — Ижевск. 1996 — 32 с.

6. Из истории проективного метода // Общая психодиагностика / Под ред. ААБодалева. В.В.Стопина,- М. Изд-во МГУ, 1987 — С.34 — 46.

Методика «Вербальный проективный тест» и её использование в психодиагностике. Методические рекомендации / Сост. В.А.Тамлыков, В.М.Блейхер, С.Н.Боков. — Санкт-Петербург Психоневрологический институт им. В.М.Бехтерева. 1992. — 21 с.

8. Проективные графические методики: Методические рекомендации / Сост. Е.В.Романова, Т.И.Сытько. — Санкт-Петербург 1992. — 79 с.

9. Тематический апперцептивный тест / Практикум по психодиагностике: Конкретные психодиагностические методики. — М.: Изд-во МГУ, 1989. — С.48-52.

10 Armstrong M. Children’s responses to animal and human figures in thematic pictures // Journal of Consulting Psychology — 1954, N 18. -p.67-70.

11. Bellak L The TAT, CAT and SAT in clinical use. — N.Y., 1975.

12. Bender I., Rapoport J. Animal drawings in children // American journal of Orthopsychiatry. — 1944, N 14. -p. 521-527

13. Duhm E. Erfahrungen mit dem CAT // Diagnostica. — 1955. N 1. — S 14-15.

14. Light B. Comparative study of a series of TAT and CAT cards // Journal of Clinical Psychology. — 1954, N10. — p 179-181.

15. Psychodiagnostik // Ein Lehr- und Arbeitsbuch fur Psychologen sowie empirisch arbeitende Humanwissenschaftler / Herausgegeben von J.Guthke, H.R.Boettcher. L.Sprung. — Band I, Berlin: Deutscher Veiiag der Wissenschaften, 1991. — S. 159-193.

16. Sharp V.. Beliar I. Ego function assessment of the psychoanalytic process // The Psychoanalytic Quarterly. — 1978. N 47. — p.52-72.

17. Test Apercepcji dla Dzieci (CAT — A, CAT — H).

Podrecznik // Red. T. Szustrowa. — Warszawa , 1988. -36s.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бланк методики для копирования:  
Темы \ Истории История \ Резюме
! 1 Основная тема: (диагностический уровень}  
| 2 Главный герой: возраст пол | сюд занятий склонности ! интересы черты характера  
телосложение адекватность и/или представление о сес*  
3. Главные потребности и побуждения героя: а) поведенческие потребности героя (по рассказу):  
подразумеваемые б) лица, объекты и обстоятельства введенные:
 
подразумеваемая потребность:
с) лица, объекты и обстоятельства пропущенные:_____
подразумеваемая потребность
4. Представление об окружающем мире:  
5. а) родительские фигуры ( м_____ ж_____ ) выглядят как и реакция испытуемого на них б) окружающие фигуры ( м ж ) выглядят как и реакция испытуемого на них с) юные фигуры ( м ж ) выглядят как  
и реакция испытуемого на них
6. Важнейшие конфликты:  
7. Природа беспокойства: физическое повреждение и/или наказание  
пренебрежение потеря или нехватка любви
болезнь или ранение
наказание депривация
побежденнссть или беспомощность уничтожение другое щ
8. Основные средства защиты против конфликтов и страхов: подавление  
демонстрируемая реакция
регрессия отказ интроекция изоляция бездействие рационализация другое
9. Адекватность Супер-Эао как проявление «наказания» за «преступление»: соответствующее несоответствующее
немедленным наказанном)
противоречивое слишком мягкое
кроме того: замедленный первоначальный темп или паузы
заикание другие проявления вмешательства
Cvnep-Эго
10. Интеграция Эао проявляется в: личности героя: адекватно неадекватно исходе истории: счастливо несчастливо реалистично нереалистично контроле побуждений  
мыслительных процессах: стереотипно оригинально адекватно и соответственно полно неполно неадекватно и соответственно синкретично конкретно Интеллект Уровень зрелости
Симптомы органики