I. Динамическое (психодинамическое направление)

Основано на глубинной психологии, психоанализе, т.е. на идеях Фрейда о конфликте между бессознательным и сознательным. Активность, возникающая у человека (по Фрейду) проявляется не в безусловных рефлексах, а за счет побуждающих и мотивирующих инстинктов. По Фрейду существует две основные группы врождённых инстинктов: инстинкты Эрос (или любви, жизни) и инстинкты Танатос (или разрушения) причем вторые могут быть направлены как внутрь себя, так и внешне (проявление агрессии, садизм, мазохизм, суицид и т.п.).

Фрейд уделял большое внимание инстинктам первого типа, а именно сексуальным инстинктам. Энергию сексуального инстинкта называл либидо, как и другие инстинкты типа Эрос.

Фрейд рассматривал две модели концепции личности: топографическая (основанный на изучении уровней сознания) и структурная (структура личности).

Ф. выделял 3 лвл. сознания:1) сознание (ситуация осознается человеком в данную минуту), 2) предсознание ( то что может быть осознанно, но по каким-либо причинам не осознается в данную минуту), 3) бессознательное (то, что не может быть осознанно человеком самостоятельно: инстинкты, переживания, воспоминания и т.п.).

На поздней модели (структурной) Ф. выделил 3 субстанции в личности: Ид(оно), Эго (я), Сверх-Эго(сверх Я).

Ид (Оно)- это инстинкты, побуждающие нас к активности и вызывающие напряжение. Сверх-Эго -моральные нормы, стереотипы, идеальное-Я,которому нужно соответствовать. Эго (я)-разум,контролирующий реальную ситуации и соотношение Ид и Супер-Эго. Т.к. благодаря Эго Ид не выходит из-под контроля полностью,т.к. Эго учитывает Сверх-Я (моральные нормы).,т.к. человек как бы удовлетворяет свои потребности в дозволительной норме, в меру.

Если напряжение Ид становится слишком сильной и конфликт между Ид и Сверх-я становится сильным и давит на Эго может возникнуть тревога. Ф. выделяет 3 вида тревоги: объективная(от реальных внешних причин), невротическая (от сильного неудовлетворения Ид и из-за страха наказания за нарушение норм), моральная (не удовлетворение сверх-я, т.е. испытание чувства стыда за нарушение нормы).

Чтобы помочь избежать данных тревог человек использует различные «защитные механизмы»: вытеснение (уход переживания из сознательного в область бессознательного), отрицание (непризнание проблемы, когда человек не хочет смирится, признать в себе своих желаний и т.п.), изоляция (попытка обособится от события, которое причиняет боль, человек становится как бы роботом без эмоций), регрессия (попытка вернуться в детство, где чувствовалась безопасность), рационализация (оправдание себя, своего поведения путём объяснений), фантазирование (уход от реальности путем фантазий), проекция (перенос своих негативных качеств на других), компенсация (замещение)(одна потребность замещается другой,пр:агрессия на начальника компенсируется агрессией на кого-нить другого,например,члена семьи), идентификация (отождествление себя с каким-либо авторитетом,для которого данная проблема не так уязвима. и ведет себя подражая поведению того с кем себя отождествляет, есть разновидность интроективная идентификация (когда человек приписывает себе качества других как свои), реактивная формация (яркое изменение неприемлемых импульсов на противоположное, приувеличивая), сумблимация (перенос неприемлемых импульсов, неудовлетворительных потребностей в область социально-значимых или приемлемых целей, объектов).

12 стр., 5687 слов

По обществознанию личностью не родятся личностью становятся. ...

... – тогда вы снова стали полноценной личностью. Удачи всем на этом пути. Личностями не рождаются, личностями становятся Прежде чем рассматривать, как человек становится личностью, нужно отметить, что существует два мнения ... что человек становится личностью не в момент своего рождения, а постепенно, проходя процесс социализации. То есть, по сути, становление личности – это процесс усвоения норм и ...

Именно сублимация по Ф. является наиболее приемлемым, здоровым, НЕ невротическим защитным механизмом. Если защитные механизмы в течение долгого времени не помогают, то возникает невроз.

Таким образом, невроз – конфликт между бессознательным и сознательным, возникающий в результате подавления энергии Ид за счет Эго (из-за Сверх Я).

Ф. выделял 3 вида неврозов: 1) психоневрозы, которые разделял на: истерическая конверсия, истерический страх (фобия), невроз навязчивых состояний. Психоневрозы обусловлены причинами прошлого. Актуальные неврозы обусловлены причинами настоящего и чаще всего связаны с сексуальным поведением. Отсюда они возникают как результат полового излишества (неврастения) или нехватки половой разрядки (невроз тревоги).

Нарцистические неврозы (симптомы данного невроза обусловлены определенными чертами характера).

Понятие бессознательного разные ученые рассматривали по-разному и соответственно и в конфликт обуславливающий неврозы тоже понимали по своему. Так в отличие от Фрейда, Адлер считал что невроз возникает вследствие конфликта между чувством неполноценности и стремлением к самоутверждению, жаждой власти.Юнг ввел понятие коллективное бессознательное, основным содержанием которого являются архетипы (заложенные врожденные образы от мифов, сказок и т.п. наших предков).Хорнивыделяла две основные потребности, определяющие поведения человека: в безопасности и в удовлетворении между которыми существуют конфликт за счет того, что потребность в удовлетворении нарушает потребность в безопасности и которые ведут к неврозам (отсюда, уступчивый тип людей, отрешенный и против людей).

ПоФромму невроз возникает за счет конфликта потребности в безопасности стремления к свободе, автономии, самовыражении.

Таким образом, в целом, для всех представителей психоанализа характерен взгляд на невроз как конфликт между сознательными и бессознательными потребностями. При этом содержательно эти потребности могут пониматься по-разному.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... и усвоить, чтобы избежать всякой неопределенности, неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так и психического, зависит успех ... значимость сна и пребывание в Тонком Мире становятся для него фактом. Все знают, что сон – восстановитель физических сил человека, но мало кто думает о том, что ...

В чем суть психотерапии в данном направлении? Осознать инстинкты, потребности свои.. перевести их из области бессознательного в сознательное. Бессознательному, По Ф, закрыт путь к сознанию, поэтому оно передает свои желания искажено. Отсюда возникают различные методы терапии:1) метод свободных ассоциаций (когда человеку предлагается говорить всё что придёт в голову) 2) символические проявления ассоциаций (через сны,фантазирование и т.п) 3) перенос (когда психоаналитик ведет себя холодно,отсраненно и это позволяет проицировать у клиента перенос каких то особенностей близкому ему человека (родителя чаще всего),так можно изучить этого человека) 4) сопротивление (когда человек не хочет осозновать и это дает больший материал для того что значит что-то сильно хочет выйти наружу так сказать).

II. Поведенческое направление

Основным течением данного направления является бихевиоризм. Направление бихевиоризма было создано в США в начале.20 в. Уотсоном. Основной уклон в бихевиоризме делается на изучении поведения человека, т.к. важно чтобы данные, полученные психологией, были наблюдаемы, объективны, зафиксированы определенным образом. Основная схема, характерная для изучения поведения человека: стимул-реакция. Изучение того какие стимулы влияют на поведение человека, и как он на них реагирует. Далее произошло усложнение, появилось, так сказать, направление необихевиоризм, которое обнаружило еще промежуточные переменные и внесла их в схему «стимул-реакция». (благодаря Толмену и халу)Получилось «Стимул-промежуточ.переменные-реакция).

Под промежуточными переменными понимается определенные свойства, вроде преставления, внимания, установки человека. Одной из основных задач бихевиоризма является также и изучение данных промежуточных переменных.

Одной из ключевых задач бихевиоризма являлось также изучение процессов научения, т.е. процессов приобретение определенных знаний и навыков. При этом были выделено три вида научения: 1) классическое обуславливание (через стимул), 2) оперантное обуславливание (через реакцию), 3) социальное научение (через моделирование поведения других).

Классическое обуславливание характеризуется классической теорией условных и безусловных рефлексов Павлова. Благодаря ему было выявлено что с повторением тех или иных стимулов можно выработать определенные условные рефлексы, отсюда происходит научение определенным навыкам, благодаря стимулам.(стимул-реакция)

Оперантное обуславливание возникло благодаря изучению Скиннера. Он изучал поведение через реакцию, вводя методы поощрения или наказания (подкрепление), тем самым стимулируя на то или иное поведение.(реакция-стимул)

Социальное научение возникло благодаря Бандуру, который предположил, что поведение складывается также не только по личному индивидуальному опыту (как в первых двух теориях), но и так же за счет влияния других, мы берем пример с других, тем самым, обучаясь, следя за остальными. (стимул-промежуточ..переменные-реакция)

Каждый тип научения является своего рода методом терапии используемой при лечение больного с неврозом. Т.к. Невротическое состояние (или неврозы и болезни) с точки зрения бихевиоризма рассматриваются исключительно как неадаптированное поведение, возникшее в результате неправильного научения. (например,когда ребенок плачет его берут на руки, тем самым негативную реакцию подкрепляя положительно).

10 стр., 4854 слов

Представления о человеке в основных направлениях психологии

... ростом нескольких направлений психологии. С одной стороны, активно развивается психоанализ - школа психотерапии, первоначально основанная на работах Зигмунда Фрейда, в которых человек описывался как ... наук. Эрнст Вебер исследует зависимость интенсивности ощущений от интенсивности вызывающих их стимулов. Герман Гельмгольц исследует нервную систему как основу психики, формулирует представления об ...

Поэтому важно переучить, научить правильно реагировать. Отсюда вся терапия по бихевиоризму основана на теориях научения и направлена на изменение поведения человека, переучивание.

III. Гуманистическое направление

Гуманистическое направление еще называют экзистенцианально-гуманитистическое или опытное. Возникло в 50-ых годах 20 века. На самом деле в данном направлении существует несколько школ, отсюда различные названия данного направления. Но цели всех школ одинаковы: понять человека, воссоединить целостность его личности, дать осознание, понять смысл, создать гармонию телесного и духовного (отсюда иногда связывают с восточными направлениями), принять в ходе психотерапевтического процесса новый опыт. Отсюда гуманистическое направление иногда рассматривают с точки зрения экзестенцианального (поиска смысла) или феноменологического подхода.

Один из представителей гуманистич.направления Мэй считал, что представители бихевиоризма слишком сильно обращали внимание на биологическую природу и исключали внутренний мир человека, т.е. превращали человека в робота, машину, лабораторную крысу.

Главным детерминантом и мотивацией у человека являются не инстинкты, а потребность в самоактулизации, самореализации. Самоактуализация является основной целью. Поэтому один из представителей данного направления Маслоу создал пирамиду потребностей: 1) физич потребности, 2) потребность в безопасности, 3) потребность в любви (принадлежности к группе), 4) потребность в самоуважении, 4) потребность в самореализации. Причем удовлетворенность каждой вышестоящей потребности возникает за счет удовлетворения всех нижестоящих ей. Маслоу делит мотивацию на дефицитарные мотивы (потребности в пище, защите и т.п) и метапотребности или мотивы роста. И неврозы возникают в результате неудовлетворения потребности самореализации. Чаще говорят что потребность в безопасности иногда мешает добиться самореализации, за счет того что постижение нового предполагает своего рода риск, а это нарушает чувство безопасности.

Другой представитель Карл Роджерс делал акцент на опыте, переживаемом человеком. Опыт влияет на его самоактуализацию. Самоактуализация играет свою роль при становлении я – концепции, т.е. то каким человек себя видит. Именно опыт влияет на становление Я-концепции у человека. Важно получить правильный опыт, чтобы создать адекватную Я –концепцию. Чтобы Я-концепция я реального была конгруэтной к Я концепции- я идеального. Так к примеру, ребенок который в детстве не получил безусловной любви, будет стараться себя вести постоянно стараясь соответствовать тем ожиданиям, от которых получит любовь и принятие, в результате он рискует перенимать чужие установки, ценности, а это мешает полноценному развитию Я-концепции.

Клиент-центрированнаяпсихотерапия Рождерса опирается на 3 важных момента, которые должен использовать в своей терапии психотерапевт, которую так и назвали триада Роджерса. 1) использование эмпатии (т.е. умение сопереживать, почувствовать себя в роли клиента), 2) безусловная любовь (толерантность), т.е. полное принятие клиента (хорошее отношение) независимо от его проблемы, 3) конгруэтность,аутенчиность (естественность психотерапевта, т.е. таким какой он есть на самом деле, без включения исполнения какой-либо роли).-отсюда разговорная психотерапия, клиенту важно поделиться своими проблемами, рассказать их, и после внимательного слушания психотерапевт рассказывает о своих чувствах, описывает как он понял чувства клиента, учитывая его невербальные и вербальные характеристики для того чтобы клиент осознал это и сам старался понять выход из своей ситуации. Психотерапевт при этом НЕ интерпретирует действия клиента.

7 стр., 3311 слов

Психотерапия неврозов

... акцентуаций и психопатических особенностей, которые во многом определяют поведение человека и его дезадаптацию. Т.о. первичные личностные черты, ... подготовку к более плодотворному восприятию больным проводимой психотерапии. С этой целью проводятся удлиненные сеансы гипнотерапии ... больного неврозом складываются из: - личностных особенностей пациента и его реакциями на болезнь - психологических ...

Франкл видел стремление людей в постижении смысла своего существования. И если человек не видит смысла, тогда у него возникает духовный невроз (ноогенный).

Логотерапия Франклазаключается в нахождении смысла в том или ином явлении и жизни в целом, воссоединении человека с космосом. Это может достигаться с помощью медитации.

Механизмы лечебного действия психотерапии

Различаются в зависимости от направления. Если это эмоциональная (гуманистич направление), то важны: эмпатия, внушение удачи эффективности лечения (чере плацебо терапию), если это когнитивный подход, то важно получение новой информации для этого протестировать,показать что имеет клиент на данный момент,какие результаты, дать совет, если поведенческий подход-важно научение правильному поведению (отсюда имитационное научение,т.е. подражание,советы,команды,рекомендации, повторения, наказание, поощрения (чаще в форме социального неодобрения, неприятия).

Механизмы лечебного действия групповой психотерапии:можно выделить три основных механизма. Это — конфронтация, (коррективный эмоциональный опыт) и научение

. Конфронтация понимается как «столкновение» пациента с самим собой, со своими проблемами, конфликтами, установками, отношениями, и осуществляется за счет обратной связи между членами группы и группой как целым, в результате которой возникает образ своего Я с разных сторон.

коррективный эмоциональный опыт(поддержка)означает для пациента принятие его группой, признание его человеческой ценности и значимости, уникальности его внутреннего мира, готовность понимать его, исходя из него самого, его собственных отношений, установок и ценностей-отсюда хорошие условия для самораскрытия

Научениевыступает как модель реального поведения пациента, в котором он проявляет стереотипы поведения, в котором находятся конструктивные и неконструктивные элементы, приносящие удовлетворение или вызывающие негативные переживания.

Механизмы лечебного действия семейной психотерапии: эмоциональное сплочение и поддержка (через обмен мнениями, надеждами опасениями каждого члена семьи), обратная связь.

Взаимоотношения врача и больного в психотерапии

Для каждого направления характерны свои особенности личностных качеств и направления в поведении психотерапевта.

6 стр., 2912 слов

Поведение как психофизиологический феномен

... независимо от его внутренних побуждений. Среди разных видов поведения выделим социальное поведение. Поведение человека может быть социальным или асоциальным. Социальное поведение — поведение человека в обществе, рассчитанное на оказание определенного влияния на ...

В психодинамическом направлении врач – нейтрален, пытается казаться отстраненным. При психоанализе происходит как бы перенос (клиент из-за особой позиции нейтралитета психоаналитика может перенести свое отношение к нему подобно тому как он относится к родителям или другим важным для него лицам)

Нейролингвистическое программирование.

Нейролингвистическое программирование (НЛП) базируется на ряде источников: 1) на изучении и анализе практики М. Эриксона, Перлса и других представителей американской психотерапии;

НЛП является психотерапевтической концепцией необихевиористской ориентации.

Базисные постулаты НЛП можно сформулировать следующим образом.

1. Человеческий организм, мозг подобны компьютеру, использующему для управления поведением специфические программы — закономерности в описании и воспроизводстве опыта. Помимо генетического программирования, формирование «программ» — стереотипов поведения и жизнедеятельности в целом осуществляется путем закрепления опыта проживания различных жизненных ситуаций, самопрограммирования и преодоления стрессовых ситуаций и переживаний.

2. Усвоение опыта и самопрограммирование осуществляется специальным способом с помощью различных по модальности образов (модальности связаны с различными органами и системами чувств и в соответствии с этим опыт может быть записан и воспроизведен в виде визуальных средств — визуальные образы, аудиальных — образы звуков, кинестетических — различные телесные чувства и ощущения).

3. Большая часть «программы» не осознается, но предъявляется в речи, поскольку отражена в глубинных речевых структурах, а также в невербальных проявлениях — в невербальном языке.

5. НЛП акцентирует внимание на «подстройке» к пациенту и эффективных технологиях взаимодействия с ним (а не на концептуальных основаниях или эмпатических взаимоотношениях с пациентом, что характерно для психодинамического или гуманистического направления).

Коррекционные техники НЛП на следующем алгоритме: 1. создание взаимодействия между пациентом и психотерапевтом — «раппорта». 2. Выявление («идентификация») проблемного состояния, то есть такого опыта, который повторяется и воспринимается пациентом как проблема. 3. Выявление ресурса — такого опыта самого пациента, который желателен в этой ситуации или этой группе ситуаций. 4. «Интеграция» проблема-ресурс, смысл которого не замена одного опыта другим, а создание дополнительного выбора поведения в проблемной ситуации и возможности пациента при желании поступать, вести и проявлять себя по-иному.

более сложными являются различные виды рефреминга

8 стр., 3771 слов

ГЕШТАЛЬТ ОСНОВА

... психотерапии, которое ставит своими целями расширение осознания человека и посредством этого лучшее понимание и принятие человеком ... теории гештальт-терапии, подчиняется принципу формирования и разрушения гештальтов. Здоровый организм функционирует на основе саморегуляции. Насущная ... уровни. Осознанием, за исключением его мыслительного слоя, обладают и животные. Однако в цивилизованном мире у людей ...

Интерперсональная психотерапия Клермана и Вейссман. Этот метод представляет собой краткосрочный вариант психотерапии (10-12 занятий 1-2 раза в неделю), был разработан Клерманом и Вейссман в конце 60-х годов для лечения больных депрессией и с самого начала ориентирован на решение проблем, возникающих именно у этой категории пациентов. Целью авторов было не создание той или иной теоретической концепции лечения, а разработка максимально эффективного практического метода психотерапии депрессивных больных. констатация того факта, что депрессии чаще всего возникают вследствие неблагоприятных изменений в межличностной сфере и ближайшем окружении пациентов, например при утрате близкого родственника или в результате конфликта с окружающими. Психотерапия направлена главным образом на изменение межличностного контекста депрессивной симптоматики.

В интерперсональной психотерапии исследуется не прошлое пациента, а его актуальные межличностные контакты, связи и их характер. Психотерапия направлена не на осознание своих ошибок в прошлом, а на их преодоление в настоящем, не на исследование интрапсихических явлений (природа конфликтов, защитные механизмы), а на анализ конкретного межличностного настоящего больного, характер протекания межличностных отношений в период проявления депрессивной симптоматики. Взаимоотношения между психотерапевтом и пациентом не фокусируются на переносе. Психотерапевт выступает не в роли нейтрального наблюдателя, а в роли защитника и адвоката больного.

Психотерапия с помощью данного метода ограничена известным периодом времени и четко структурирована по своему содержанию. На начальной стадии проводится точная диагностика На этом этапе больной получает подробные сведения о симптоматике, прогнозе депрессий. Эта стадия носит ярко выраженный обучающий характер. Основная, вторая, стадия концентрируется по проблемам:

1) «реакция утраты» (пациенты с реакциями на потерю близких, родных, любимых людей);

2) «межличностные конфликты» (разногласия между супругами, с любимым человеком, детьми,

3) «смена социальной роли» (новая работа, развод, уход из семьи, смена школы,

4) «межличностный дефицит» — проблемная зона одиноких и социально изолированных людей

В третьей, заключительной фазе лечения обсуждается завершение терапевтических отношений с признанием того, что завершение — это «время огорчения», ценности и убеждения генерализуются на поведенческий опыт пациента, на уровень его взаимодействия с внешним окружением.

После диагностики главная задача психотерапии — помочь пациенту понять и принять то, что произошло, оценить реалистично значимость и важность потери с целью освобождения от зависимости и «преданности» к потерянному человеку.

Широко известным в лечебной практике методом гуманистической психотерапии является гештальт-терапия, созданная Перлсом под влиянием идей гештальт-психологии, экзистенциализма, психоанализа. Гештальт-терапия возникла в русле феноменологического подхода, подчеркивающего необходимость осознания пациентом настоящего и важность непосредственного эмоционального переживания. Информацию, необходимую для терапевтического изменения, получают из непосредственного поведения пациента. Феноменологический подход гештальт-терапии противопоставляется каузальному — традиционному — подходу, при котором усилия психотерапевта направлены на поиски причин расстройств у пациента в его прошлом.

19 стр., 9448 слов

Особенности психического развития личности взрослого человека

... изменений психофизиологических функций, интеллекта и личности взрослого человека. Новым этапом в научной деятельности ... до 60-70 лет). а) Особенности развития личности. Профессиональная продуктивность. б) Кризис 40 лет. ... человека с позиции автора курсовой работы с практической точки зрения. 1. Мастер человеческой Души. 2. Цитаты из книги Ориса (Цвелев С.В.). 3. Духовность. 4. Дисгармония личности. ...

Возникновение и удовлетворение потребностей Перлс рассматривал как ритм формирования и завершения гештальтов. Человек находится в равновесии с самим собой и окружающим его миром. Для сохранения гармонии нужно лишь довериться «мудрости тела», прислушиваться к потребностям организма и не мешать их реализации. Быть самим собою, осуществлять свое Я, реализовывать свои потребности, наклонности, способности — это путь гармоничной, здоровой личности. Больным неврозом, согласно экзистенциально-гуманистической психологии, является человек, хронически препятствующий удовлетворению собственных потребностей, отказывающийся от реализации своего Я, направляющий все свои усилия на реализацию Я-концепции, создаваемой для пего другими людьми, прежде всего близкими — и которую он со временем начинает принимать за свое истинное Я. Отказ от собственных потребностей и следование ценностям, навязанным извне, приводит к нарушению процесса саморегуляции организма.

В гештальт-терапии различают 5 механизмов нарушения процесса саморегуляции: интроекция, проекция, ретрофлексия, дефлексия, конфлуенция. При интроекции человек усваивает чувства, взгляды, убеждения, оценки, нормы, образцы поведения других людей, которые, однако, вступая в противоречие с собственным опытом, не ассимилируются его личностью. Этот неассимилированный опыт — интроект — является чуждой для человека частью ею личности. Наиболее ранними интроектами являются родительские поучения, которые усваиваются ребенком без критического осмысления. Со временем становится трудно различить интроекты и свои собственные убеждения. Проекция — прямая противоположность интроекции, причем, как правило, эти два механизма дополняют друг друга. При проекции человек отчуждает присущие ему качества, поскольку они не соответствуют его Я-концепции. Образующиеся в результате проекции «дыры» заполняются интроектами. Ретрофлексия — «поворот на себя» — наблюдается в тех случаях, когда какие-либо потребности не могут быть удовлетворены из-за их блокирования социальной средой, и тогда энергия, предназначенная для манипулирования во внешней среде, направляется на самого себя. Такими неудовлетворенными потребностями, или незавершенными гештальтами, часто являются агрессивные чувства. Ретрофлексия при этом проявляется в мышечных зажимах. Первоначальный конфликт между Я и другими превращается во внутриличностный конфликт. Показателем ретрофлексии является использование в речи возвратных местоимений и частиц, например: «Я должен заставить себя сделать это». Дефлексия — это уклонение от реального контакта. Человек, для которого характерна дефлексия, избегает непосредственного контакта с другими людьми, проблемами и ситуациями. Дефлексия выражается в форме салонных разговоров, болтливости, шутовства, ритуальности и условности поведения, тенденции «сглаживания» конфликтных ситуаций и т. п. Конфлуенция, или слияние, выражается в стирании границ между Я и окружением. Такие люди с трудом отличают свои мысли, чувства или желания от чужих. Слияние хорошо выявляется на занятиях групповой психотерапии у пациентов, полностью идентифицирующих себя с группой; для них характерно при описании собственного поведения употребление местоимения «мы» вместо «я».

23 стр., 11283 слов

Развитие личности молодого человека средствами интеллектуальных и творческих игр

... интеллектуальных игр. При этом складывается парадоксальная ситуация, когда попытки теоретического анализа данного явления пытаются осуществить люди, далекие от практики, а практические разработки не получают достаточного ... Г.В. ЖАРКОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ И ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ. Несмотря на довольно обширную литературу по вопросам применения ...

Описанные варианты нарушений процесса саморегуляции представляют собой невротические защитные механизмы, прибегая к которым индивид отказывается от своего подлинного Я. В результате действия перечисленных механизмов нарушается целостность личности, которая оказывается фрагментированной, разделенной на отдельные части.).

Основная цель гештальт-терапии состоит в интеграции фрагментированных частей личности.

В процессе гештальт-терапии пациент проходит через пять уровней

Первый уровень — уровень фальшивых отношений, уровень игр и ролей. Невротическая личность отказывается от реализации своего Я. Больной неврозом живет согласно ожиданиям других людей.

Второй уровень — фобический, связан с осознанием фальшивого поведения и манипуляций. Но когда пациент представляет себе, какие последствия могут возникнуть, если он начнет вести себя искренно, его охватывает чувство страха. Человек боится быть тем, кем является.

Третий уровень — тупик. Характеризуется тем, что человек не знает, что делать, куда двигаться. Он переживает утрату поддержки извне, но еще не готов или не хочет использовать свои собственные ресурсы, обрести внутреннюю точку опоры.

Четвертый уровень — имплозия. Это состояние внутреннего смятения, отчаяния, отвращения к самому себе, обусловленное полным осознанием того, как человек ограничил и подавил себя. На этом уровне индивид может испытывать страх смерти. Эти моменты связаны с вовлечением огромного количества энергии в столкновение противоборствующих сил внутри человека;

Пятый уровень — эксплозия (взрыв).

Достижение этого уровня означает сформирование аутентичной личности, которая обретает способность к переживанию и выражению своих эмоций. Эксплозия — это глубокое и интенсивное эмоциональное переживание.

особое внимание уделяется развитию у пациента готовности принимать решения и делать выбор.

Поскольку саморегуляция осуществляется в настоящем, гештальт возникает в «данный момент», то психотерапевтическая работа проводится сугубо в ситуации «сейчас». Психотерапевта интересует, что делает пациент в данный момент и как он это делает, например, сжимает ли кулаки, совершает мелкие стереотипные движения, отводит в сторону взгляд, задерживает дыхание. Таким образом, в гештальт-терапии акцент смещается с вопроса «почему?» на вопрос «что и как?». Фрагментирование личности часто устанавливается по рассогласованию между вербальным и невербальным проявлениями.

Эриксоновский гипноз

Подход Эриксона принципиально прагматичен. Его знание идет из практического опыта, а не из теоретических размышлений. Его ученики Росси, Хейли, Зейг и многие другие провели большую работу по анализу, классификации и каталогизации эриксоновского подхода (статей и лекций, стенограмм и аудиозаписей, наблюдений за его работой и обсуждений ее с ним).

Они выпустили в свет несколько книг, написанных совместно с Эриксоном или отдельно, где отражены и их собственные позиции в направлении дальнейшего углубления и развития этого перспективного подхода в гипнотерапии.

Эриксоновскому подходу свойственно трансовое состояния сознания. Гипнотический транс, вызывающая такое измененное состояние сознания, когда Я пациента начинает проявляться автоматически, то есть без участия сознания. Эриксоновский гипнотерапевт действует в соответствии с принципом утилизации, согласно которому стереотипы самопроявления пациента рассматриваются как основа возникновения терапевтического транса. Это требует не стандартизованных воздействий, а приспособления гипнотерапевта к текущему поведению пациента, а затем руководства им. Транс возникает из межличностного взаимодействия на уровне ощущений, когда гипнотерапевт подстраивается к пациенту, тем самым позволяя обеим сторонам становиться все более восприимчивыми по отношению друг к другу.

Микродинамика наведения гипнотического транса и внушения состоит из следующих стадий: 1) фиксация внимания; 2) депотенциализация установок сознания; 3) бессознательный поиск; 4) гипнотический отклик.

В стадии фиксации внимания важно обеспечить и поддерживать его сосредоточение с помощью: 1) рассказов, которые интересуют, мотивируют, увлекают пациента; 2) стандартной фиксации взгляда; 3) пантомимы и невербального общения в целом; 4) воображения или визуализации; 5) левитации руки; 6) релаксации и др. способов.

Вторая стадия — депотенциализация установок сознания — осуществляется, когда удается зафиксировать внимание и фокус внимания автоматически сужается до той степени, при которой обычные системы отсчета пациента становятся уязвимыми для депотенциализации. Для того, чтобы обойти и депотенциализировать сознательные процессы, используются: 1) шок, удивление; 2) отвлечение внимания; 3) диссоциация; 4) когнитивная перегрузка; 5) замешательство и др. способы.

Эриксоном разработан еще один из важных психотерапевтических подходов — гипнотическая проекция пациента в воображаемое успешное будущее с последующим анализом его реакций и переживаний, приведших к такому результату.

Арттерапия

Художественное творчество душевнобольных с давних времен привлекало внимание психиатров. Первые публикации, посвященные изобразительному творчеству больных, имеют более чем вековую давность (например, Симон).

Однако серьезное изучение этого вопроса началось лишь в 20-е годы прошлого столетия с фундаментальных работ Принцхорна, основанных на анализе нескольких тысяч произведений душевнобольных из лечебниц Германии, Швейцарии, Австрии, Японии. Со временем многие известные психиатры, такие как Крепелин, Блейлер, Бумке, Кречмер стали коллекционировать и изучать художественные работы психически больных. В России в 1926 г. вышла первая монография, посвященная этой теме, — книга Карпова «Творчество душевнобольных и его влияние на развитие науки и техники», где проблема творческих проявлений при психических заболеваниях рассматривалась не только в медицинском, но и в историческом, и биологическом аспектах. Карпов один из первых увидел возможности рисования как средства лечения. В США изобразительные средства в психотерапевтическом процессе впервые применил Левис в 1925 г. при анализе сновидений своих пациентов.

Термин «арттерапия» («art» — искусство, «arttherapy» — терапия искусством) особенно распространен в странах английского языка и означает чаще всего лечение пластическим изобразительным творчеством с целью выражения своего психоэмоционального состояния. Впервые этот термин был употреблен Хиллом в 1938 г. при описании своих занятий с туберкулезными больными в санаториях. Затем этот термин стал применяться ко всем видам терапевтических занятий искусством (музыкотерапия, драматерапия, терапия танцем и т. д.),

В арттерапии пациентам предлагаются разнообразные занятия изобразительного и художественно-прикладного характера (рисунок, графика, живопись, скульптура, дизайн, мелкая пластика, резьба, выжигание, чеканка, батик, гобелен, мозаика, фреска, витраж, всевозможные поделки из меха, кожи, тканей и др.), которые направлены на активизацию общения с психотерапевтом или в группе в целом для более ясного, тонкого выражения своих переживаний, проблем, внутренних противоречий, с одной стороны, а так же творческого самовыражения — с другой.

Преимущество арттерапии заключается в возможности более глубоко оценить поведение пациентов, составить мнение, на каком этапе жизни находится больной — в рисунках и поделках могут находить отражения не только сиюминутные мысли, но и относящиеся к будущему и прошлому больного, — а также в выявлении подавленных и скрытых переживаний, причем все это, выраженное в изобразительной форме, может стать ярким дневником жизни и лечения.

Телесно-ориентированная психотерапия

Наиболее известными видами телесно-ориентированной психотерапии являются характерологический анализ Райха, биоэнергетический анализ Лоуэна, концепция телесного осознавания Фельденкрайза, метод интеграции движений Александера, метод чувственного сознавания (Селвер и Брукс), структурная интеграция (Рольф).

Менее известны в нашей стране техники биосинтеза, бондинга, «танатотерапии» (Баскаков).

Телесно-ориентированная психотерапия возникла на основе практического опыта и многолетних наблюдений взаимосвязи духовного и телесного в функционировании организма. Она в большей степени, чем другие направления психотерапии, придерживается холистического подхода, необходимость в развитии которого постоянно возрастает. Преодоление дуализма тела и разума и возвращение к целостной личности ведет к глубоким изменениям понимания поведения человека.

Существующие в настоящее время методы телесно-ориентированной психотерапии отвечают всем требованиям холистического подхода: для них человек — единое функционирующее целое, сплав тела и психики, в котором изменения в одной области сопровождаются изменениями в другой. Их объединяет стремление вернуть человеку ощущение целостности, научить его не только осознаванию вытесненной информации, но и переживанию в настоящий момент единства тела и психики, целостности всего организма. Все методы телесно-ориентированной психотерапии направлены на обеспечение условий, в которых пациент сможет пережить свой опыт как взаимосвязь психического и телесного, принять себя в этом качестве, тем самым, получив возможность для улучшения своего функционирования.

Одним из наиболее известных методов телесно-ориентированной психотерапии является анализ характера и практика вегетотерапии Райха. Он был первым аналитиком, интерпретировавшим природу и функции характера в работе с пациентами. Райх подчеркивал важность обращения внимания на физические аспекты характера, в особенности, на «хронические мышечные зажимы», названные им «мышечным панцирем». Райх разработал теорию «мышечного панциря», связав постоянные мышечные напряжения в теле человека с его характером и типом защиты от болезненного эмоционального опыта. По его мнению, хронические мышечные зажимы блокируют три основных эмоциональных состояния: тревожность, гнев и сексуальное возбуждение. «Мышечный панцирь» не дает человеку возможности переживать сильные эмоции, ограничивая и искажая выражение чувств. Райх писал: «Мышечная судорога представляет собой телесную сторону процесса вытеснения и основу его длительного сохранения». В основе этой теории лежит понятие о том, что защитным механизмам, которые затрудняют нормальное функционирование человеческой психики, можно противодействовать, оказывая прямое влияние на тело. Он выделял свои аналитические интерпретации, названные им «анализом характера», от непосредственного воздействия на защитную мускулатуру, которое называл «вегетотерапией» и «анализом характера в области биофизического функционирования». Основное препятствие для личностного роста Райх видел в «защитном мышечном панцире», который мешает человеку жить полноценной жизнью в гармонии с окружающими людьми и природой. Он выделял семь сегментов «мышечного панциря», охватывающего тело: 1) область глаз, 2) рот и челюсть, 3) шея, 4) грудь, 5) диафрагма, 6) живот, 7) таз.

Райх обнаружил, что расслабление «мышечного панциря» освобождает значительную либидинозную энергию и помогает процессу психоанализа. Им разработана специальная терапевтическая методика, позволяющая снижать хроническое напряжение определенных групп мышц и, таким образом, высвобождать эмоции, которые этим напряжением сдерживались. Он анализировал в деталях позу пациента и его физические привычки, чтобы дать пациентам возможность осознать, как они подавляют психические проявления в различных частях тела. Райх просил пациентов усиливать определенный зажим, чтобы лучше осознать его и выявить эмоцию, которая связана в этой части тела. Он заметил, что только после того, как подавляемая эмоция принимается пациентом и находит свое выражение, последний может полностью отказаться от своего зажима. Постепенно Райх начал прямо работать с зажатыми мышцами, разминая их руками, чтобы способствовать высвобождению связанных в них эмоций. Представления Райха развивались от аналитической работы, опирающейся исключительно на словесный язык, к исследованию психологических и соматических аспектов характера и «мышечного панциря», а затем исключительно к акценту на работе с мышечным защитным панцирем, направленной на обеспечение свободного протекания биологической энергии в организме.

Трансактный анализ

Создателем этого метода психотерапии является американский психиатр Берн. Согласно его концепции, человек запрограммирован «ранними решениями» в отношении жизненной позиции. Он проживает свою жизнь по «сценарию», написанному при активном участии его близких, прежде всего родителей, принимает решения в настоящем, основанные на стереотипах, которые когда-то были необходимы для его психологического выживания, но теперь чаще всего бесполезны. Основная цель психотерапевтического процесса — реконструкция личности на основе пересмотра жизненных позиций, осознания непродуктивных стереотипов поведения, мешающих принятию адекватных настоящему моменту решений, формирование новой системы ценностей, исходя из собственных потребностей и возможностей.

Трансактный анализ включает в себя: 1) структурный анализ — анализ структуры личности; 2) анализ трансакций — вербальных и невербальных взаимодействий между людьми; 3) анализ психологических игр — скрытых трансакций, приводящих к желаемому исходу (выигрышу); 4) анализ сценария (скрипт-анализ) — индивидуального жизненного сценария, которому человек невольно следует.

Структура личности характеризуется наличием трех состояний Я: Родитель (Экстеропсихе), Ребенок (Археопсихе), Взрослый (Неопсихе).

Подчеркивается, что Я-состояния — это не роли, исполняемые людьми, а феноменологические реальности, поведенческие стереотипы, провоцируемые актуальной ситуацией.

Родитель — это информация, полученная в детстве от родителей и других авторитетных лиц, это наставления, поучения, правила поведения, социальные нормы, запреты — информация из категории, как нужно и как нельзя вести себя в той или иной ситуации.

Ребенок — это эмотивное начало в человеке, которое может проявляться в двух видах. Естественный Ребенок включает в себя все импульсы, присущие ребенку: доверчивость, нежность, непосредственность, любопытство, творческую увлеченность, изобретательность. Благодаря этим чертам Естественный Ребенок приобретает большую ценность, независимо от возраста человека: он придает человеку обаяние и теплоту.

Взрослое Я-состояние — это способность индивида объективно оценивать действительность по информации, полученной в результате собственного опыта, и на основе этого принимать независимые, адекватные ситуации решения.

При взаимодействиях (трансакциях) людей могут включаться различные Я-состояния. Различают дополнительные, перекрестные и скрытые трансакции. Дополнительными называются трансакции, соответствующие ожиданиям контактирующих людей и отвечающие здоровым человеческим отношениям. Такие взаимодействия не конфликтогенны и могут продолжаться неограниченное время. Конфликтогенной способностью обладают перекрестные трансакции. В этих случаях на стимул дается неожиданная реакция, активизируется неподходящее Я-состояние.

Скрытые трансакции отличаются от предыдущих тем, что включают более двух Я-состояний, так как сообщение в них маскируется под социально приемлемым стимулом, но ответная реакция ожидается со стороны эффекта скрытого сообщения, что и составляет суть психологических игр. Когда продавец машин, улыбаясь, говорит своему клиенту: «Это наша самая великолепная спортивная модель, но она, наверное, слишком дорога для Вас», то его слова могут быть восприняты как Взрослым, так и Ребенком клиента. Когда их слышит Взрослый, ответ может быть таким: «Да, вы правы, учитывая то, сколько я получаю». В то же время Ребенок может ответить: «Я беру ее — это как раз то, что я хочу». Наиболее тонкие обманные ходы строятся с учетом человеческой потребности в признании.

Психологическая игра представляет собой серию следующих друг за другом дополнительных скрытых трансакций с четко определенным и предсказуемым исходом. Это набор трансакций со скрытой мотивацией, серия ходов, содержащих ловушку, подвох.

Кризисная психотерапия

Психотерапевтическая помощь людям, находящимся в кризисном состоянии, называется кризисной психотерапией.

Практика кризисной психотерапии базируется на теории кризиса Линдеманна и концепции стадии жизненного цикла и кризиса идентификации Эриксона. Кризис понимается как состояние человека, возникающее при блокировании его целенаправленной жизнедеятельности внешними, по отношению к его личности, причинами (фрустрацией), либо внутренними причинами, обусловленными ростом, развитием личности и ее переходом к другому жизненному циклу, этапу развития. В этом понимании кризисы переживаются каждым человеком. Психотерапевтическая помощь показана людям не просто в кризисном состоянии, а в ситуации «патологического кризиса». В настоящее время круг состояний, относящимся к кризисным и требующих психотерапевтической помощи, достаточно широк. К ним в первую очередь относятся кризисные состояния, сопровождающиеся патологической или непатологической ситуативной реакцией, психогенной, в том числе невротической реакцией, невротической депрессией, психопатической или патохарактерологической реакцией. В 60-е годы группа кризисных состояний пополнилась за счет концепции «кризисов семьи». Кроме того, к кризисным состояниям могут быть отнесены так называемые кризисы идентичности (Положий) — чрезмерно переживаемые людьми резкие изменения уклада общественной жизни, что, например, характерно для современной России.

Наиболее значимым фактором «патологических» кризисных состояний, определяющим терапевтическую тактику кризисной психотерапии, являются суицидальные тенденции (суицидальные мысли и суицидальное поведение) . Суицидальные тенденции могут входить в структуру клинических проявлений кризисных состояний и являться своеобразным ответом на чрезмерные, субъективно невыносимые страдания.

Терминальная психотерапия

Терминальная психотерапия — это психотерапия пациентов, умирающих от неизлечимой болезни или от старости. В качестве таковых заболеваний сегодня выступают прежде всего рак и СПИД, которые воспринимаются многими людьми как процессы, неминуемо ведущие через увядание и боль к смерти. Эмоциональные нагрузки, которые испытывают умирающие больные, определяются в первую очередь их личностными особенностями, а также мыслями о боли и возможной медленной и мучительной смерти.

Основная мишень терминальной психотерапии — страх пациента перед стремительным и неотвратимым завершением жизни. Особенно выраженный страх может обусловливаться неизбежностью рискованного оперативного вмешательства, что нередко усиливается тревогой психотерапевта, вызванной беспомощностью перед лицом фатального прогноза заболевания. В больнице пациентом одновременно занимаются лечащий врач, медсестры, консультанты, социальные работники и др., и тем не менее он чувствует себя одиноким. Чтобы достойно или относительно спокойно, рассудительно встретить приближающуюся смерть, больному необходимы родственники и врачи, которым он может доверять. У постели умирающего не следует вести беседы (даже шепотом), содержание которых не всегда в достаточной мере понятно, что может усиливать его тревогу и неуверенность в благополучном исходе заболевания. Типичная ошибка в общении с умирающими или неизлечимо больными — сознательное или неосознанное стремление окружающих избегать с ними лишних контактов. В этих случаях внутреннее состояние родственников и медперсонала характеризуется неуверенностью, а врач, чтобы поддержать свой имидж (внешнюю собранность), использует маску трезвой деловитости. Кроме того, у психотерапевта есть небезосновательные опасения чрезмерной идентификации себя с неизлечимо больным и его родственниками, а постоянно поднимаемый пациентом вопрос о прогнозе воспринимается специалистом как конфронтация с ним или вызов собственному бессилию и смерти. Поэтому больные с тяжелыми или неизлечимыми заболеваниями в процессе лечения и ухода нередко «теряются» персоналом, что в подавляющем большинстве случаев не дает медицинским работникам «ощущения успеха». Отличительная особенность работы специалистов с умирающими — страх перед неизлечимыми болезнями (например, раком), основанный на представлениях об их контагиозности. Если это избегание начинает распространяться на окружение больного, оно может привести к его социальной изоляции и стигматизации, что, естественно, снижает эффективность специализированной медицинской помощи. Другой помехой в проведении адекватной психотерапии умирающим выступает высокий уровень притязаний некоторых специалистов, ориентированных в своей деятельности на обязательное излечение пациентов. Следует помнить, что во многих случаях достаточно лишь присутствовать у постели тяжелобольного или умирающего, чтобы помочь ему успокоиться.

Важным элементом терминальной психотерапии является сообщение диагноза. Искренность в беседах с больным — основной закон терминальной психотерапии. Это касается не только различных врачей, занимающихся умирающими, но и родственников, обслуживающего персонала и священнослужителей.

Краткосрочная психотерапия

Понятие «краткосрочная психотерапия» нельзя рассматривать вне связи с конкретными концептуальными рамками: начиная от краткосрочной психодинамической психотерапии в течение нескольких месяцев до психотерапии одной встречи в рамках поведенческой психотерапии или краткосрочной позитивной психотерапии. В любом случае подразумеваются существенные (в среднем 10-кратные) ограничения во времени по сравнению с аналогичными «классическими» формами психотерапии. В групповой психотерапии аналогом краткосрочной формы является марафон.

Множество терминологических синонимов в англоязычной литературе объясняется современными тенденциями практически всех концептуальных и методических направлений к краткосрочности, базирующейся на повышении интенсивности и интегративности, и конкуренцией в уменьшении материальных затрат без снижения эффективности. Ввиду того, что абсолютное большинство наших традиционных форм изначально краткосрочны, термин «краткосрочная психотерапия» до сих пор редко использовался в нашей стране.

В современных направлениях (например, эриксоновский гипноз, краткосрочная позитивная психотерапия) краткосрочность является важным принципом избавления пациента от развития «психотерапевтического дефекта или пристрастия», «бегства в психотерапию» и перекладывания ответственности за свою жизнь на психотерапевта.

Одним из направлений современной новой волны в психотерапии, центрированным на активизации собственных ресурсов пациентов для решения их проблем, является краткосрочная позитивная психотерапия. Как и в любой теории, в краткосрочной позитивной психотерапии можно выделить ее источники и принципы. Источники — это установки, опыт системной и стратегической семейной психотерапии и психоанализ. Основные принципы: 1) опора только на позитивное в жизни пациента, его ресурсы; 2) использование только позитивных подкреплений в работе с пациентом и его близкими; 3) позитивистский (в философском смысле) подход.

Курс психотерапии — в среднем 3-4 занятия при ориентации психотерапевтов на желательность и возможность психотерапии одной беседы. Продолжительность занятия обычно более часа, первого — зачастую более двух часов. Промежутки между занятиями — от нескольких дней до нескольких месяцев. Такая психотерапия осуществляется нередко несколькими психотерапевтами. Пациент может прийти один, но приветствуется участие в занятиях его родственников или знакомых.

В широком спектре поведенческих, парадоксальных и метафорических, даже дзен-буддийских, психотехник, используемых в рамках краткосрочной позитивной психотерапии, можно выделить ряд наиболее часто применяемых приемов.

«Опора на прогресс» — трехшаговая методика активизации саногенных механизмов, атрибутируемых субъективной концепцией здоровья-болезни пациента. 1) «Был ли в последнее время такой период, когда проблема исчезала или значительно уменьшалась? Была ли ремиссия?» 2) «Как Вы думаете, почему? Что способствовало ремиссии?» 3) «Что мы все могли бы сделать, чтобы закрепить эти механизмы?»

«Фантазии о будущем» — трехшаговая методика позитивного программирования будущего, также базирующегося на субъективной концепции здоровья-болезни. 1) «Когда Вы поправитесь? Когда проблема может разрешиться?» 2) «Что может этому способствовать? Пофантазируйте: если бы мы Вас встретили через тот период времени, который Вы указали (1), и у Вас действительно было бы все в порядке и если бы мы Вас спросили тогда: «Что Вам помогло?» — то что бы Вы нам ответили?» Повторными вопросами — «Что еще могло бы Вам помочь?» — формулируется развернутая саногенная программа, включающая желательное поведение микросоциального окружения и специалистов, их рекомендации. 3) «Продумайте, как Вы будете благодарить всех людей, включенных в Вашу замечательную программу, за их помощь?» Третий шаг («благодарности») ориентирован на прямое или парадоксальное усиление сотрудничества микросоциального окружения пациента в преодолении проблемы. После того как программа «благодарностей», учитывающая личностную значимость конкретных людей из микросоциального окружения, сформирована, пациенту предлагается начать реализовывать авансом «программу благодарностей».

«Знаки улучшения» — переключение внимания пациента с симптомов болезни и проблемы на признаки улучшения, косвенное усиление саногенных механизмов: «Что происходит с Вами и в Вашем окружении, когда проблема отсутствует? Как мы могли бы узнать, что проблема разрешена, по каким конкретным признакам?»

«Проблема как решение» — «Чему научила Вас эта проблема? В чем она была полезна для Вас?»

«Новое позитивное название» — «Придумайте какое-нибудь новое название для своей проблемы, какое-нибудь хорошее имя, чтобы мы могли использовать его в беседе».

Позитивная психотерапия по Н. и X. Пезешкианам — авторское название психотерапевтической концепции, разрабатываемой с 1972 г. Н. Пезешкианом и X. Пезешкианом. Н. Пезешкиан обращает внимание на происхождение термина positive psychotherapie от лат. positum — «имеющее место, реально существующее», а не от positivum — «положительное», подчеркивая тем самым необходимость проработки и позитивных, и негативных аспектов проблемы и жизни пациента, диалектического расширения его мировоззрения. Это терминологическое уточнение позволяет использовать в качестве синонимов данного вида позитивной психотерапии название «психотерапия реальностью» или «психотерапия здравым смыслом».

Позитивная психотерапия по авторам основывается на 3 принципах — надежд, баланса (гармонизации) и консультирования, которые соответствуют 3 этапам работы с пациентом как в процессе отдельного занятия, так и на протяжении всего психотерапевтического курса (в среднем 10 занятий по 1-2 часа).

На этапе работы с учетом принципа надежды используются: 1) позитивная интерпретация проблемы пациента (например, нервная анорексия — проявление способности терпеть ограничения, сопереживать голодающим всего мира и т. п.); 2) транскультурный подход — расширение представлений пациента о проблеме посредством знакомства с иным (часто — прямо противоположным) реагированием и отношением к сути его проблемы в других культурах (например, различия в отношении к еде и голоданию в восточных и западных культурах); 3) притчи и анекдоты с психотерапевтическим радикалом (авторы выделяют 9 психотерапевтических функций притчи: посредничество между врачом и пациентом, модель разрешения проблемы, привлечение культуры пациента и т. д.).

На этапе работы с учетом принципа гармонизации используется распределение энергии по 4 основным сферам жизнедеятельности — телесной, ментальной, социально-коммуникативной и духовной. К телесной относятся еда, сон, секс, телесные контакты, забота о внешности, физические упражнения, переживания боли и телесного комфорта — дискомфорта; к ментальной — удовлетворение познавательной потребности и любознательности, профессиональные достижения; к социально-коммуникативной — общение человека; к духовной — мировоззренческие и религиозные переживания, фантазии о будущем, надличностные («гражданские») переживания и поступки В идеальной, гармоничной модели на каждую сферу выделяется 25 % жизненной энергии. Реальное же распределение энергии выявляется с помощью неформализованного теста; дисбаланс отмечается при совместном его обсуждении и распределении 10 значимых событий за последние 4 года жизни по 4 сферам жизнедеятельности. Дисбаланс в телесной сфере создает риск соматических и психосоматических заболеваний, в ментальной — агрессивных дисстрессовых реакций и перфекционизма, в коммуникативной — чувства одиночества и депрессии, а в духовной — чувства тревоги и психотических нарушений. При выявлении дисбаланса (менее 10 % или более 50 %) в какой-либо сфере с пациентом сначала рассматривают возможности гармонизации, перераспределения остальных 3 сфер и только на последнем этапе целенаправленно обсуждают мероприятия для сбалансирования наиболее проблемной сферы, если необходимость в этом остается. Достигается это посредством директивных, конкретных и простых предписаний по изменению стиля жизни пациента, а также с помощью методики планирования будущего с учетом всех 4 сфер жизнедеятельности.

На этапе гармонизации выявляются и прорабатываются актуальный и базальный конфликты пациента. Актуальный конфликт складывается под воздействием внешних событий (например, смена места работы, смерть близких и т. д.), микротравм в значимых межличностных отношениях при недостаточной способности к преодолению этих проблем. Авторы выделяют первичные (любовь, надежда, доверие) и вторичные способности (вежливость, честность, послушание, бережливость, пунктуальность и т. п.).

Типичным базальным конфликтом является конфликт между «честностью и вежливостью». Ярко выраженная вежливость способствует социально обусловленному поведению агрессии, парасимпатикотонии и тревоге; доминирование же честности приводит к симпатикотонии и агрессии. Эти «пусковые механизмы» вызывают функциональные расстройства, а при наличии «зон наименьшего сопротивления» — и соматические или психические нарушения. На концептуальном уровне речь идет о гармонизации «правополушарных» проявлений и объектов (любовь — интуиция — тело — поиск смысла) и «левополушарных» аспектов (знание — время — поиск значения).

Реализация принципа консультирования означает передачу пациенту функций психотерапевта (аутопсихотерапия).

Такой подход соответствует принципам психологического консультирования. В практике уже с первого занятия используются структурированное интервью и опросники (дифференциальный аналитический и висбаденский), при заполнении которых пациент сам может прийти к осмыслению различных аспектов своих проблем. Широко практикуются «домашние задания», о выполнении которых пациент отчитывается на последующем занятии. Семейная терапия зачастую применяется в «заочной» форме: пациент получает инструкции для самостоятельного проведения занятий дома. Для преодоления межличностных конфликтов предлагается пятиступенчатая стратегия: 1) дистанцирование (наблюдение) — отказ от критики, от стереотипных оценок; 2) инвентаризация (описание) — оценка способностей партнера, как негативных, так и позитивных, характерных для самого пациента или желательных для него; 3) ситуативное ободрение — подкрепление хорошего и правильного, с точки зрения пациента, поведения партнера, 4) вербализация — выбор соответствующей ситуации и стратегии обсуждения проблемы с партнером; 5) расширение целей — выбор новых целей и сфер взаимодействия с партнером с учетом его позитивных качеств и без переноса негативного опыта. Для вербализации проблемы рекомендуется ряд конструктивных правил: 1) предлагайте партнеру обсуждение в удобное для него время и в отсутствие посторонних; 2) начинайте беседу с упоминания о достоинствах партнера и положительных аспектов его поведения; 3) перейдя к проблеме, не повышайте голос, говорите от первого лица; 4) избегайте смещения обсуждения самой проблемы на личностные особенности партнера; 5) помните, что выявляющиеся различия во мнениях и взглядах — это показатель доверия и искренности; 6) старайтесь ограничить длительность обсуждения 1 ч; 7) напоминайте себе и партнеру, что конструктивное разрешение проблемы — выигрыш для вас обоих; 8) при интенсивных, но неудачных попытках прийти к откровенному диалогу с партнером обратитесь за помощью к психологу или к посреднику.

13