Экзаменационный билет № 12

Экзаменационный билет № 12

  1. Восприятие пространства и удаленности; монокулярные и бинокулярные признаки глубины
  2. Психологические барьеры и психологическая сущность коммуникации. Коммуникативные и смысловые барьеры.
  3. Этнические различия, их психологическая природа, влияние на процессы личностного развития и группообразования.
  1. Восприятие пространства и удаленности; монокулярные и бинокулярные признаки глубины

Чувственное отражение — субъективный познавательный процесс и результат этого процесса, где объективное познание выступает в виде чувственной формы, а именно в виде ощущений, восприятий и представлений — компоненты чувственного отражения.

Ощущение — простейший элементарный психический процесс, заключающийся в отражении отдельных свойств предмета и явлений материально мира, а также внутренних состояний организма при непосредственных воздействиях материальных раздражителей на соответствующие рецепторы.

Восприятие –

1) субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов (перцептивный образ или образ восприятия)

2) процесс формирования образа, предмета или явления (перцепция или перцептивный процесс)

3) система перцептивных действий, направленных на ознакомление с предметами или явлениями, воздействующими на органы чувств. В этом случае мы говорим о чувственно — исследовательской деятельности (перцептивные действия)

Образ — чувственная форма психического явления, имеющая в идеальном плане пространственную

организацию и временную динамику. Психические образы рождаются в результате воздействия на органы

чувств и являются результатом формы психического отражения.

Представления — формирование и функционирование психических образов вне непосредственного воздействия раздражителей на органы чувств.

Восприятие пространства и удаленности; монокулярные и бинокулярные признаки глубины

Это многоаспектная сложная функция зрительной перцепции. С помощью зрения можно определить все основные характеристики предметов: направление, удаленность, глубина, величина.

Механизм Фузия — объединение или слияние в один образ изображений, проецирующиеся на разные сетчатки, что обеспечивает бинокулярное зрение. Оказыватся возможным лишь тогда, когда объекты проецируются примерно на центральные ямки (фовиальные области) или точки удаленные от середины центральных ямок на одинаковое расстояние и в одном направлении. Эти пары точек называются корреспондирующие — пара точек, расположенная симметрично относительно центральных областей зрения. Любые другие называются дизпоратными.

3 стр., 1106 слов

Процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению ...

... — это человек, который осуществляет: а) передачу информации; б) внушение; в) подвергает внушению. Процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению в структуре общения представлен следующей ... направлено сообщение — аудитория; д) с каким эффектом — с каким эффектом; е) каким образом воспринимается сообщение — эмоции. Невербальная коммуникация включает в себя все нижеследующие системы, за ...

Т.о. явление Фузия объясняется анатомо-физиологическими особенностями: в первую очередь близким представительством полей левого и правого глаза в затылочной коре. Механизм Фузия может работать только в сочетании с вергентными движениями глаз (изменение угла от очень близкого до очень далекого).

Вергентные дв-я обеспечивают бинокулярную фиксацию предметов. Совокупность точек пространства, которые при данном угле конвергенции проецируются на корреспондирующие точки сетчатки называется Гороптор. Мюллер первым показал, что гороптор представляет собой окружность проходящую через центр обоих глаз и точки фиксации.

Глубина. 2 аспекта восприятия глубины: монокулярный и бинокулярный.

Бинокулярное восприятие осущетвляется с помощью бинокулярного параллакса — это различия в проекционных отображениях объекта на сетчатке левого и правого глаза, возникающее в следствии пространственном расположении глаз.

Мерой бин. паралакса для данной точки пространства служит разность углов под которыми она видна левому и правому глазу.

Бин. паралакс связан с установлением локализации источника звука в пространстве и определяется различиями во время прихода звуковой волны к симметричным рецепторам поверхностям левого и правого уха.

Возможности характеристик пространства для зрительно неизмеримого меньше чем у бинокулярного.

Дизпаратность — разность угла под которым видится данный объект в пространстве для левого и правого глаза. Объекты, которые проецируются на корреспондирующие точки сетчатки воспринимаются слитными и расположенными во фронтопараллельной плоскости (ядерной плоскости), дизпаратность в этом случае=0 (гороптор)

Для того, чтобы возникло объемное восприятие дизпаратность должна быть <0. Угол 0-15″ плоское изображение, 15-30″ (зона Панума, происходит механизм Фузия) 3-х мерное изображение, <30″видим 2 объекта.

Кроме диспарантности в восприятии глубины участвуют вергентные движения глаз (взаимодействие механизмов бинокулярного паралакса и конвергентных движений глаз)

Монокулярные признаки глубины. Это признаки удаленности, которые могут использоваться при монокулярном зрении. Эффект бинокулярных механизмов зависит от расстояния (неск.10 метров), а остальные дальности восприятия компенсируется монокулярным восприятием глубины.

Наиболее важный признак удаленности является монокулярный паралакс движения, обеспечивает возможность сравнения позиций, возникших в результате движения. Заключается в том, что при движении наблюдателя (боковые движения) угловая величина противоположных по направлению смещений предмета в его зрительном поле обратно пропорционально их удаленности. С помощью монокулярного паралакса движения можно оценить удаленность объектов также точно, как и с помощью бинокулярного зрения, но д.б. активность наблюдателя.( столб при поездке на поезде)

16 стр., 7868 слов

Игрушка как средство развития восприятия детей старшего дошкольного возраста

... человека и собственными параметрами: шириной, высотой, глубиной. Восприятия и оценка всего этого с помощью органа зрения называется восприятия человеком пространства. Для того, чтобы ориентироваться ... движение. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения. Отдельно выделяется восприятие человека человеком. Пространство - это то, что ...

Эффект перекрытия объектов. Один объект закрывает другой т.о., что видимая остается только какая-то его часть. С помощью этого признака можно оценить только порядок удаленности.

Гридиенты величины и плотности. Наиболее сильный и определяющий эффект глубины возникает, когда различие в величине одновременно видимых объектов и расстояния между ними не случайны, а подчиняются единому правилу. В первую очередь, возрастание от одного конца объекта к другому.

Высота положения зрения 2">объектов в поле зрения. В естественных условиях восприятия далекие объекты воспринимаются как более высокие.

Воздушная перспектива. При удаление четкого объекта размываются контуры.

Восприятие глубины и удаленности, которые обслуживаются совокупностью механизмов как монокулярных, так и бинокулярных, всем руководит субъект восприятия, который использ. систему восприятия объекта на разные признаки.

Иллюзии — 1. связана со строением глаза — светлые предметы кажутся по размерам больше, чем темные. 2. иллюзия Мюллера-Лайера.

Цветовосприятие

В жизни цвет зависит от длины волны падающего света. Цветовые ощущения описываются характеристиками: 1. светлота 2. цветовой тон 3. насыщенность.

1. Светлота — определяется физической яркостью света, с ростом ее видимая яркость увеличивается, но не линейно, а более медленно. На величину абсолютного порога яркости влияют: а) степень адаптации б) длина волны раздражителя в) размеры и время действия раздражителя.

2. Цветовой фон — красный, зеленый, желтый могут иметь одинаковую видимую яркость, различие по цветовому тону. При переходе от коротковолнового к длинноволновому раздражителю тон меняется в определенном порядке: цвет коротковолновый — фиолетовый, затем участок синего цвета, затем сине-зеленый, зеленый, желто-зеленый, желтый, в длинноволновой части спектра желто-красный. Если длина волны однозначно определяет цветовой тон, то обратное правило категорически неверно.

Правила Ньютона:

1) Для каждого цветового тона существует дополнительный цветовой тон, смешение с которым в определенных пропорциях дает нейтральный или серый тон. Дополнительные цвета располагаются по диаметру цветового круга по отношению к основному.

13 стр., 6048 слов

Динамика формирования представлений о цвете как объекте интегративного изучения

... они имеют непосредственное соотношение с экстралингвистической реальностью - цветовым спектром. 1. Цвет как особый феномен и объект междисциплинарного изучения 1.1. Теории происхождения и аспекты ... искусства и промышленности, об особенностях использования цветовых характеристик разных объектов в различных сферах человеческого бытия. Если рассматривать цвет с точки зрения физического подхода, ...

2) При смешении двух цветов, лежащих на цветовом круге ближе, чем дополнительный цвет, тон смеси располагается между смешиваемыми цветами на соединяющей их прямой, т.е. хорде.

3) Одинаково выглядящие цвета, независимые от своего спектрального состава, дают при смешении одинаковую по цветовому тону смесь. Вывод — с помощью любых трех цветов, не являющихся дополнительными можно получить любой цветовой тон.

3. Насыщенность — степень отличия данного цветового тона от нейтрального с ним по светлоте или видимой яркости.

Восприятие формы

Форма — характерное очертание и взаимное расположение деталей предмета, независимые от цвета, величины и положения в пространстве. Восприятие формы имеет врожденные, генетически обусловленные особенности организации зрительной системы, осуществляется благодаря разложению на фигуру и фон. Фигура имеет характер вещий, ее особенность — выступающая вперед по направлению к наблюдателю часть воспринимаемого мира. Фон имеет характер неоформленного окружения и в отличие от фигуры отступает назад, кажется также, что он непрерывно продолжается.

1. Дифференциальные пороги различны для фигуры и фона, для фигуры они выше, чем для фона. Глаз раньше замечает изменения на фоне в освещенности.

2. Фигура имеет более высокий уровень константности цвета по сравнению с фоном.

Контуры — границы между поверхностями, отличающиеся по яркости, цвету и текстуре.

Гештальт-психологи установили ряд факторов:

1. В фигуру объединяются элементы, имеющие близкие свойства, схожими по форме, цвету, размеру, текстуре.

2. Из множества элементов в одно целое объединяются те, которые пространственно ближе расположены друг к другу.

3. Если элементы движутся относительно окружения в одном и том же направлении и с одинаковой скоростью, то эти элементы образуют фигуру (поезд, стая).

4. Борятся 2 фактора — схождение без остатка и близость

5. Зрительная система старается сохранить характер кривой до пересечения контура и после пересечения с ним

6. Когда из двух возможных организаций одна ведет к образованию фигуры с замкнутым контуром, а другая с открытым, то воспринимается первая.

7. Мы воспринимаем по разному в зависимости от того, на какую часть поля мы направляем взгляд

8. Дорисовывание — например, нарисован забор, виден хвост и маленькая часть дула ружья. Мы воспринимаем, что за забором идет человек с собакой и несет ружье.

Вывод — в процессе перцептивной организации участвует большое число элементарных видов восприятия: от выделения контура и цвета до оценки пространственного положения.

Прегнантность — одно из основных понятий гештальт-психологии — содержательность, насыщенность целостной фигуры, пришедших в уравновешенное стабильное состояние.

Прегнантные гештальты — «хорошая» форма характеризуется простыми, замкнутыми, отчетливо выраженными границами, симметричностью, четкой внутренней структурой, в которой выявляются существенные специфические черты и свойства фигуры.

7 стр., 3093 слов

1. Этническая психология как раздел прикладной социальной психологии: ...

... этнической психологии. Тенденции в этнопсихологических исследованиях Кросс-культурное исследование – направлено на выяснение символического мира и ценностных ориентаций представителей разных культур и этносов Исследование этнического сознания и самосознания, этнической идентичности Исследование этнических ... на все сферы жизни людей. Зачатки религий – люди неандертальского типа.Далее пришла вера ...

Восприятие движения

Точная оценка скорости движения объектов в поле зрения возможна только при участии прослеживающих, версионных движений глаз. При неподвижном положении глаз скорость движения переоценивается в 1,5-2 раза. (феномен Ауберта-Флейшля).

Скорость оценки зависит от наличия в поле зрения неподвижных объектов.

Индуцированное движение — иллюзия, которая заключается в восприятии кажущегося движения неподвижного объекта на фоне движения окружающего объективного поля (деревья при поездке на поезде).

  1. Психологические барьеры и психологическая сущность коммуникации. Коммуникативные и смысловые барьеры.

Барьеры психологические [от франц. bariere — преграда, препятствие] — специфические психологические состояния личности, которые не позволяют ей занять активную позицию и реализовать тот или иной вид деятельности и общения. Эти психические состояния, как правило, связаны с неадекватно острыми отрицательными переживаниями по поводу конкретных проблем и актуальных ситуаций. Психологические барьеры субъективно переживаются личностью как серьезные трудности в организации коммуникативных связей и взаимоотношений и сопровождаются чувством самонеудовлетворенности, самонеприятием и самонепринятием, неоправданно заниженными самооценкой и уровнем притязаний, что нередко приводит к внутриличностным конфликтам, патологическим страху, стыду, тревоге и чувству необоснованной вины. Традиционно в социальной психологии и социальной психологии личности различают коммуникативные барьеры и барьеры смысловые. Если коммуникативный барьер напрямую связан с теми трудностями, которые возникают у личности, прежде всего, при планировании и организации ею актуального общенческого акта, то смысловой барьер связан c взаимонепониманием между людьми, так как для них одно и то же событие или явление имеет различный смысл. При этом, как правило, значение, например, слов просьбы или приказа понятно обеим общающимся сторонам, но несовпадение смыслов приводит к разрушению взаимодействия, обусловливает непродуктивность контакта, закладывает основы возможного межличностного конфликта. Практически невозможно назвать ту сферу взаимодействия людей, которая была бы гарантирована от смысловых барьеров. В то же время наиболее часто смысловые барьеры возникают в ходе взаимодействия детей и взрослых, а также в отношенческих системах «руководитель — подчиненный» и «подчиненный — руководитель». Понятно, что смысловое недопонимание принимает особо острые формы и приводит к особенно болезненным последствиям в обстоятельствах кардинальной смены социальных ориентиров в социуме, деформации ценностной системы общества.

Понятие коммуникации. К. — смысловой аспект социального взаимодействия. Поскольку всякое индивидуальное действие осуществляется в условиях прямых или косвенных отношений с другими людьми, оно включает — наряду с физическими — коммуникативный аспект. Действия, сознательно ориентированные на их смысловое восприятие другими людьми, иногда называют коммуникативными. Основные функции процесса к. состоят в достижении социальной общности при сохранении индивидуальности каждого ее элемента.

3 стр., 1489 слов

Тема 1. Этносфера как объект этнической психологии

... Этническая психология. Тема 5. Этнический мир человека как предмет этнопсихологии Литература: Платонов Ю.П.Основы этнической психологии Этническая идентичность личности Детерминанты этнического поведения Этнические диспозиции Этнические стереотипы Этнические экспектации Поведение этнической ... заключается этнический парадокс современности? 10. Представьте проблему этнической ... в социальной перцепции ...

Модель коммуникативного процесса.

При помощи речи осуществляется кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию. Термины «говорение» и «слушание» введены И.А. Зимней как обозначение психологических компонентов вербальной коммуникации.

Для коммуникатора смысл информации предшествует процессу кодирования (высказыванию), т.к. «говорящий» сначала имеет определенный замысел, а затем воплощает его в систему знаков. Для «слушающего» смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием.

Специфика коммуникативного процесса между людьми: обогащение и развитие информации; активная позиция партнеров в коммуникативном процессе; смысловая интерпретация и др.

Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, то прежде всего имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр. Все это можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией.

  1. Этнические различия, их психологическая природа, влияние на процессы личностного развития и группообразования.

ЭТНОПСИХОЛОГИЯ — междисциплинарная отрасль знания, изучающая и разрабатывающая: 1) особенности психики людей различных народов и культур; 2) проблемы характера национального; 3) проблемы национальных особенностей мировосприятия; 4) проблемы национальных особенностей взаимоотношений; 5) закономерности формирования и функции самосознания национального, стереотипов этнических; 6) закономерности формирования сообществ, и пр. Создание специальной дисциплины — психологии народов было провозглашено уже в 1860 г. М. Лацарусом и X. Штейнталем, трактовавшим «народный дух»: 1) как особое, замкнутое образование, выражающее психическое сходство индивидов, принадлежащих к определенной нации; 2) как их самосознание; его содержание должно раскрываться путем сравнительного изучения языка, мифологии, морали и культуры. Вначале XX в. эти идеи развил и частично реализовал в своей психологии народов В. Вундт. Позднее в США этнопсихология практически отождествляется с неофрейдистской теорией, пытавшейся вывести свойства национального характера из так называемой «базовой» (или «модальной») личности, коя ассоциировалась с типичными для данной культуры методами воспитания детей. Современная этнопсихология не составляет единого целого ни по тематике, ни по методам. В ней выделяется ряд самостоятельных направлений: 1) сравнительные исследования этнических особенностей психофизиологии, процессов когнитивных, памяти, эмоций, речи и прочего (кои теоретически и методически есть неотъемлемая часть соответственных разделов психологии общей и социальной); 2) культурологические исследования, направленные на уяснение особенностей символического мира и ориентации ценностных народной культуры (неразрывно связаны с соответственными разделами этнографии, фольклористики, искусствознания и пр.); 3) исследования сознания этнического и самосознания (заимствуют понятийный аппарат и методы из соответственных разделов психологии социальной, изучающих установки социальные, отношения межгрупповые и пр.); 4) исследования этнических особенностей социализации детей (понятийный аппарат и методы коих ближе всего к социологии и психологии детской).

3 стр., 1037 слов

Глоссарий — Этническая психология (50 определений)

... закономерности  развития и проявления национально- психологических особенностей людей как  представителей конкретных этнических  общностей, отличающих их друг от друга Этносфера  ... и осознающие себя национальной общиной. Этническое самосознание - осознание индивидами принадлежности к определенной этнической. Этногенез — процесс развития этнической системы  от её ...

Поскольку свойства культуры национальной и свойства составляющих этнос (этническую общность) индивидов не тождественны, между культурологическими и психологическими исследованиями этнопсихологии всегда есть определенные расхождения. Абстрактные, необоснованные заключения о психологических особенностях народов способны оскорбить национальные чувства. Здесь острая проблема — надежность тестов и экспериментальных процедур, применяемых для исследования общностей этнических. Разработка этнопсихологии, особенно ее социально-психологических аспектов, имеет важное значение для интернационального воспитания. В этнопсихологии особое внимание уделяется изучению психологических причин конфликтов этнических, нахождению эффективных путей их разрешения, а также выявлению истоков роста самосознания национального, развития его в разных социальных и национальных средах.

Этнические различия мы будем понимать как – нормы, ценности, правила, модели поведения людей (т.е. культура), происхождение которых связывается с этнической группой. Это определение подчеркивает значимость мнения самих людей по поводу отнесения тех или иных различий к этническим, а также возможности изменения интерпретации различий как «этнических» за незначительное время. Вначале обозначим, что с точки зрения этнопсихологического подхода  можно выделить две основные задачи управления этническими различиями и миграционными процессами: •    Снижение социального напряжения, связанного с этническими различиями и миграцией; •    Профилактика возникновения этнокультурного экстремизма; В подходе к решению данных задач мы опираемся на следующие базовые положения, каждому из которых соответствует основная управленческая проблема: Первое из них заключается в том, что этнические и миграционные процессы  следует рассматривать как  два разных  феномена. Этнические процессы можно в самом обще виде представить как отношения «мы-люди одной национальности»  —  «они–люди другой национальности». Миграционные процессы в своем основании никак не связаны с этничностью. Они строятся на  отношениях «мы-горожане» и «мы-приезжие». Однако сейчас, как в сознании горожан, так и в управленческой практике, эти два процесса зачастую предстают в виде единого целого. Это можно легко заметить в сочетании лозунгов: «Россия для русских» часто идет вместе с идеей о том, что «Москва для москвичей», а «борьба с нелегальной миграцией» зачастую интерпретируется как проявление этнофобии. Отметим, что невозможно управлять двумя различными процессами не осознавая их отличий. Соответственно первая управленческая проблема заключается в переплетении в сознании людей миграционных и этнических процессов. Второе положение заключается в том, что в этнических и миграционных процессах люди выступают как члены больших групп («мы-русские», «мы — москвичи»).

9 стр., 4490 слов

Влияние образовательного процесса на психологические характеристики ...

... может быть сформирован только в результате научно обоснованного психологического сопровождения образовательного процесса. Глава 1. Теоретические основы социально-психологических характеристик 1.1 Психологические особенности студента Психология изучает не только отдельные ...

Многочисленные социально-психологические исследования доказывают, что поведение и мышление отдельного человека (а также жителей города, округа, района) меняется в зависимости от того, к какой группе он себя сейчас относит. Однако в повседневной управленческой практике мы редко можем заметить учет  данного фактора. В отдельных случаях с людьми взаимодействуют как с отдельными личностями, вне зависимости от их групповой идентификации и вовлеченности в групповые процессы. В других – представитель органов управления выбирает того, кто, по его мнению, представляет ту или иную группу и общается с ним как с «народом»,  что опять же противоречит реальности. Соответственно вторая управленческая проблема будет заключаться в том, что вопросы больших групп можно эффективно решать только с большими группами (а не с отдельными людьми).

Далее обозначим, в чем на практике может заключаться этнопсихологический подход к управлению этническими различиями.  Выделим несколько действий, необходимых для успешного позитивного воздействия на этнические различия жителей мегаполиса.   1.Де-политизация различий (разделение политической сферы, в первую очередь связанного с экономикой, и сферы этничности); 2.Создание условий  для равноправного и не-политического выражения различий; 3.Помощь всем жителям мегаполиса в обретении столичной идентичности; 4.Открытое решение вопросов противоречия различий путем Диалога; Далее представим способы  реализации  этнопсихологического подхода в управлении миграционными процессами. В первую очередь они заключаются в следующих действиях: 1.Активное участие в управлении миграцией принимающей стороны (т.е. всех жителей мегаполиса); 2.Перспективное планирование миграции (отслеживание возможных изменений до третьего поколения мигрантов); 3. Помощь во взаимной адаптации мигрантов к столице и столичной социокультурной среды к мигрантам; Также опишем возможности этнопсихологического подхода в  предотвращении этнокультурного экстремизма. Первое на что здесь необходимо обратить внимание мы назвали парадоксом «Медузы Горгоны». Так внимание прессы к проблеме скинхедов вне зависимости от содержания статей часто ведет к росту противоправных ксенофобских действий. Метафорой происходящего может выступать миф о «Медузе Горгоне», которая уничтожала всех, кто смотрел ей в лицо. Как известно Геркал справился с чудовищем путем того, что смотрел на свой щит, как в зеркало. Это похоже на этнопсихологический подход. Он заключается в том, что мы предлагаем противодействовать не напрямую экстремистскому национализму (что бесполезно и даже зачастую вредно), а тем этносоциальным  процессам, которые являются условиями («отражениями») его порождения. В первую очередь это кризис этнической идентичности, социальная маргинализация, групповая депривация, а также многое другое. Он заключается в том, что прямое противодействие этнокультурному экстремизму чаще всего наоборот, содействует  его развитию. Соответственно мы можем выделить такие базовые технологии предотвращения этнокультурного экстремизма: •   Укрепление позитивной групповой идентичности («мы-хорошие»); •   Формирование дейстительного (а не «мнимого») равноправия разных больших групп (этнических, классовых и др.) в сообществе – школе, дворе и пр.; •   Помощь в осознании собственной и групповой позиции (сходства и различия); Однако реализация на практике этнопсихологического подхода к управлению этническими различиями и миграционными процессами может столкнуться с серьезной проблемой. Она заключается в недостатке специалистов,  умеющих решать проблемы этничности корректно, но при этом эффективно, путем управления социальными процессами. На наш взгляд это связано с тем, что подготовка таких специалистов крайне сложна, так как является мультидисциплинарной, т.е. основывается на достижениях целого ряда наук – социальной психологии, культурной и психологической антропологии, этносоциологии, этнополитологии, этнологии. Один из вариантов  подобного обучения представлен на кафедре  этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования факультета социальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета, осуществляющей обучение студентов 4-5 курсов по специализации «этнопсихология». Отметим, что эффективное противодействие росту ксенофобии и экстремистскому национализму невозможно без применения разнообразных методов, среди которых, при формировании государственного запроса и соответствующего кадрового обеспечения, этнопсихологический подход может стать одним из ведущих.

10 стр., 4822 слов

Урок как форма учебно-воспитательного процесса: традиционные ...

... обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. 1. Общая ... учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Признанным подходом в обучении выступает системно - деятельностный, т.е. учение, направленное на ...