Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени м. А. Шоло

10

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный гуманитарный университет имени м. А. Шолохова»

ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Утверждаю зав.кафедрой

д.пед.н., профессор

Клемантович И.П.

Решение заседания

кафедры Протокол № __

«___» ___________2012_г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

К КОМПЛЕКСНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

«РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

Составители: Жиркова М.В.

к.педагогических наук, доцент;

Зав. кафедрой: Клемантович И.П.

доктор.педагог.наук,

профессор

Москва 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

Общие цели и задачи педагогической практики 2

Возможные базы практики 2

Задачи практики 3

Направления и виды деятельности студентов на практике 3

Индивидуальный план работы студента 4

Характеристика основных периодов работы студента 5

Учебно-практические задания 6

Структура отчёта о педагогической практике 8

ОБЩИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

3 стр., 1332 слов

В практике работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Дошкольный возраст (3-7 лет)

Рабочая таблица По использованию пси ходиагностических методик В практике работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста Дошкольный возраст (3-7 лет) Основными направлениями работы являются: сопровождение адаптации детей к детскому саду; сопровождение формирования познавательной деятельности и ее отдельных компонентов; исследование аффективно-эмоциональной сферы; исследование ...

Педагогическая практика преследует достижение целипрактического знакомства со спецификой работы педагога-психолога с учащимися среднепрофессионального учебного заведения, формирование умений и навыков работы педагога-психолога с этой категорией молодых людей.

Задачи практики

Для её достижения в ходе практики выдвигаются следующие задачи.

  1. Изучение структуры работы со студентами экономико-технологического колледжа, обучающихся на строительно-монтажном отделении.
  2. Изучение социально-психологических особенностей студентов, становящихся объектом работы педагога-психолога.
  3. Выявление особенностей работы педагога-психолога со студентами в целом и специфики этой работы в конкретном учреждении.
  4. Применение знаний по педагогике и психологии, полученных в ходе их изучения, выработка навыка применения имеющихся знаний для работы со студентами колледжа.
  5. Освоение навыков многообразного взаимодействия педагога-психолога в рамках образовательного учреждения и за их пределами, практическая их отработка.
  6. Приобретение студентами профессиональных качеств педагога-психолога и развитие их убежденности в значимости этой профессии.

Направления и виды деятельности студентов на практике

  • Изучение банков данных по молодёжному контингенту, в т.ч. учёт категорий детей и молодёжи, нуждающихся в социальной и психолого-педагогической поддержке.
  • Изучение, анализ состояния и динамики изменений в моподёжной среде, потребностей интересов, запросов, ценностных ориентации студентов в социально-дооуговой сфере, определение спроса на услуги и культурно-досуговых учреждений по месту жительства.
  • Участие в создании социального студенческого коллектива, обучающегося.
  • Подготовка предложений и проектов решений, обеспечивающих сохранение и развитие материально-технической базы
  • Совершенствование содержания и технологий психолого-педагогической работы с молодежью.
  • Организация различных мероприятий, формирующих культуру здорового образа жизни и поведения, поиск и внедрение новых форм организации работы с молодежью.
  • Участие в разработке и реализации программ по социально-профилактической работе с несовершеннолетними из групп социального риска, молодежи, попавшей в трудную жизненную ситуацию.

Индивидуальный план работы студента

студента(ки) _____________________________________на период педагогической практики

с ___ __________ 2012 г. по____ ____________ 2012 г.

место прохождения практики (название организации, адрес, телефон, e-mail) ________________________________________________________________________

Фамилия, Имя, Отчество (полностью) куратора практики в организации:

______________________________________________________________

№ п/п

Содержание и формы работы

Место проведения

Сроки выполнения

Отметка о выполнении

I. Подготовительный период

1.

Изучение научной литературы, пособий, рекомендаций по предмету практики

Библиотека МГОПУ

2.

Подготовка материалов, проблемных вопросов к консультации и установочной конференции

Методический кабинет

3.

Участие в установочной конференции, корректировка собственных познавательных установок на практику

Методический кабинет

15 октября 2012

II. В ходе педагогической практики

4.

Ознакомление с организацией и содержанием деятельности социального педагога в школе и социуме

5.

Разработка индивидуальной программы практики в данном учреждении

6.

Реализация индивидуальной программы

III. Заключительный период

8.

Подготовка отчетной документации и оформление материалов отчёта о проделанной работе

9.

Участие в работе итоговой конференции по педагогической практике.

16 ноября 2012

Характеристика основных периодов работы студента

1. Подготовительный период.

В этот период включается вся работа студента по изучению литературы, пособий и рекомендаций по предмету практики; подбор литературы по тематике курсовой или дипломной работы; подготовка проблемных вопросов для изучения на практике; участие в установочной конференции, уточнение и корректировка познавательных ориентиров в ходе консультаций и установочной конференции; подготовка исследовательских методик.

2. Период активной педагогической практики.

В этот период студент-практикант знакомится с деятельностью организации, разрабатывает индивидуальную программу практики и реализует её. Особое внимание при планировании практики студент уделяет изучению опыта работы социальных педагогов с различными категориями воспитанников и в социуме; студент предусматривает результаты своей работы и разработку рекомендаций для работы с воспитанниками данного учреждения и его социальным окружением.

3. Заключительный период педагогической практики.

В этот период студентом оформляется отчет по практике; он участвует в конференции по итогам педагогической практики на своей кафедре. В отдельных случаях студенты подготавливают выступление на педагогическом совете или методическом объединении, участие в итоговой конференции по педагогической практике на факультете.

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Общим заданием для всех студентов является следование следующей исследовательской логике:

от общего ознакомления с деятельностью организации к более детальному изучению того или иного её направления; в этих рамках выявление и изучение актуальных проблем деятельности социального педагога; итогом является разработка предложений и рекомендаций для внедрения в социальную практику.

Исходя из общих задач практики, студент разрабатывает индивидуальную программу на период практики. В ней он указывает те познавательные и исследовательские задачи, которые выбирает сам или с помощью научного руководителя практики. Индивидуальную программу студент разрабатывает на основе приведённых ниже заданий и перечня вопросов.

Задания

  1. Ознакомьтесь с деятельностью учреждения в целом. Определите перечень вопросов для обсуждения с представителями руководства, методической службы, педагогами и сотрудниками.
  2. Изобразите графически организационную структуру учреждения.
  3. Отразите основные составляющие социальной среды внутри и вне учреждения. Опишите характеристики и состояния составляющих этих сред.
  4. Изучите и опишите формы и приёмы работы социального педагога. С подростками и старшеклассниками
  5. Посетите и проанализируйте конкретные организационные и методические мероприятия, касающиеся деятельности социального педагога с подростками и старшеклассниками.
  6. Проведите исследование мнений и оценок своей деятельности самих социальных педагогов.
  7. Обсудите результаты ваших исследований со специалистами учреждений.

Задания студентам, проходящим практику в колледже.

I. Задания, направленные на разрешение педагогом-психологом личных проблем студентов колледжа.

1. Познакомиться с педагогическим коллективом, психологом, классными руководителями и выявить студентов, которые:

— являются активными прогульщиками занятий без уважительной причины;

— создают трудности на занятиях своим неадекватным поведением;

— являются «трудными» и состоят на учете в милиции;

— нуждаются в дополнительном попечении со стороны образовательного учреждения и учителей (необходимость органи­зации обучения на дому; дополнительная социальная помощь отдельным членам многодетных семей и всем в этом нуждающимся и т.д.);

— привлекали внимание психологов в силу наличия каких-либо проблем;

— практически не контролируются семьей и предоставлены сами себе (родители не общаются с классным руководителям и учителями-предметниками и т.д.).

2. Лично познакомиться с указанной категорией студентов, сопоставить собственные данные и данные, полученные о подростке от классного руководителя, учителя-предметника, психолога колледжа.

3. Наладить тесный контакт с родителями студентов (посещение их на дому, установление контакта с детской комнатой милиции в случае, если подросток состоит на учете в детской комнате милиции и т.д.).

4. Составить индивидуальную программу реальных действий, способствующих разрешению сложных ситуаций, в которые вовлечен учащийся.

5. Совместно с психологом, родителями, учителями, попечительскими организациями и т.д. содействовать реализации созданной программы.

6. Отслеживать результаты работы и пополнить личную картотеку данных.

II. Задания, направленные на разрешение или налаживание педагогом-психологом взаимоотношений «ученик — учитель», «ученический коллектив — педагогический коллектив».

1. Проанализировать документацию, связанную с проведением каких-либо воспитательных, досуговых мероприятий.

2. Провести анонимное анкетирование студентов с просьбой оценить успешность работы педагогического коллектива (взаимоотношения «ученик — учитель», тональность общения, отно­шения внутри студенческого коллектива, желание студентов участвовать в мероприятиях и др.).

3. Провести анонимное анкетирование учителей с целью оценки отношений внутри педаго­гического коллектива, выявления слабых и сильных сторон его работы.

4. Сопоставить полученные данные с собственными выводами, проанализировать и пред­ложить программу действий, призванных преодолеть негативные и наладить позитивные стороны взаимоотношений ученического и педагогического коллективов.

III. Задания, направленные на изучение реальных возможностей педагога-психолога в разрешении сложных ситуаций, в которые вовлечены студенты.

1. Изучить наиболее сложные ситуации, которые не может индивидуально разрешить, классный руководитель, учитель-предметник, психолог и администрация.

2. Составить индивидуальную программу действий, способствующих разрешению трудных ситуаций, в которые вовлечены учащиеся.

3. Предпринять попытку организации совместных действий колледжа, родителей, милиции, попечительских организаций в разрешении проблем.

4. Проанализировать и систематизировать полученные данные.

Задания на период практики для студентов, обучающихся по специальности »педагог-психолог»

I. Задания, направленные на разрешение личных проблем подростков и старшеклассников в общеобразовательной школе.

1. Выявить учащихся, которые своим неадекватным поведением препятствуют проведению уроков, регулярно прогуливают их.

2. Наладить личный профессиональный контакт с данной категорией учащихся и систематизировать.

3. Создать собственную базу данных и программу индивидуальных действий в отношении конкретного подростка и старшеклассника.

4. Привлечь родителей и попечителей к решению ситуации, в которую вовлечен подросток.

II. Задания, направленные на разрешение личных проблем подростков и старшеклассников в медицинском учреждении.

1. Выявить детей, испытывающих страх перед хирургической операцией, находящихся в состоянии депрессии или стресса.

2. Привлечь врачей-терапевтов, психотерапевтов и психологов к обсуждению состояния, в котором находится подросток; содействовать его преодолению.

3. Составить базу данных на воспитанников и разработать рекомендации для психолога, классного руководителя и родителей, содействующие преодолению последствий слож­ных ситуаций, в которых находится подросток.

4. Систематизировать полученные данные, тесно налаживая контакты с наиболее ответственными сотрудниками медицинского учреждения, привлекая их «сотрудничеству и совместной деятельности.

Структура отчёта о педагогической практике

  1. Титульный лист

  2. Индивидуальный план работы
  3. Индивидуальная программа практики
  4. Результаты практики
    1. Описание объекта практики (цели, задачи, структура, организация деятельности учреждения, структура штатных работников и внештатных сотрудников организации, их функции)
    2. Результаты углублённого изучения вопросов по индивидуальной программе и проведённых исследований.
    3. Предложения для внедрения в социальную практику.
  5. Список использованной литературы и документации
  6. Приложения
    1. Иллюстративный материал (схемы, таблицы и т.д.)
    2. Отзыв руководителя организации или его заместителя курировавшего работу практиканта