№ |
Новые понятия |
Определение |
Психология |
(с греч. psyche – душа, logos– наука) — наука о закономерностях развития и функционировании психики как особой формы жизнедеятельности |
|
|
Психические процессы |
психические явления в их динамике, становлении и развитии, во времени, включающие сферы: познавательные, эмоциональные, волевые |
|
Психические свойства |
индивидуально-психологические особенности, которые отличают людей друг от друга, определяют их типологические и индивидуальные различия |
|
Психические состояния |
одна из форм психических явлений в человеческой деятельности, общения, поведении; характеризуют временную динамику психической деятельности |
|
Психология физического воспитания |
отрасль психологической науки, изучающая закономерности развития и проявления психики человека в специфических условиях физического воспитания |
|
Психология спорта |
область психологической науки, изучающей закономерности проявления, развития и формирования психики человека под влиянием спортивной, учебно-тренировочной и соревновательной деятельности |
|
Онтогенез |
индивидуальное развитие конкретного человека (индивида) от рождения (точнее от зачатия) до смерти, характеризующееся диалектическим единством эволюционных и инволюционных изменений |
|
Наследственность |
сохраняющаяся и закрепленная несколькими поколениями способность организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом |
|
Среда |
единство природных и социальных условий |
|
Сензитивный период развития |
период интенсивного естественного развития каких либо психических процессов, свойств, физических качеств и наиболее благоприятный период для педагогических воздействий |
|
Социальная ситуация развития |
особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, типичных для каждого возрастного периода и влияющих на динамику развития в этот период |
|
Ведущая деятельность |
свойственный каждому возрастному периоду определенный вид деятельности, который влияет на развитие личности и познавательных возможностей, характерных для данного периода |
|
Способности |
свойства личности, которые обеспечивают пригодность к обучению, деятельности и успешность их осуществления |
|
Психомоторика |
проявление психического через двигательные акты и реакции |
|
Психомоторные качества |
точность сенсорной реакции, быстрота движений и др., обеспечивающие конечную эффективность действий человека |
|
Психомоторное развитие |
развитие двигательной системы человека |
|
Возрастная психология |
отрасль психологической науки, изучающая особенности проявления и развития психики человека в различные возрастные периоды |
|
Двигательный навык |
сложнокоординационный двигательный акт, включающий в себя условнорефлекторные и безусловнорефлекторные элементы, основу которых составляют ранее выработанные двигательные умения |
|
Двигательная задача |
совокупность требований к организации движений для обеспечения или перемещения звеньев тела |
|
Эмоции |
(от лат. emovere – возбуждать, волновать) — особый класс психических процессов и состояний, отражающих в форме непосредственного пристрастного переживания значимость жизненных явлений и ситуаций для удовлетворения потребностей человека, для его жизнедеятельности |
|
Эмоции стенические |
(от греч. «стенос» – сила)- переживания , повышающие активность и способствующие упорядочению деятельности человека |
|
Эмоции астенические |
(от греч. «астенос» – слабость, бессилие) переживания, снижающие активность и дезорганизующие деятельность человека |
|
Чувства |
одно из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности |
|
Настроение |
одна из форм эмоциональной жизни человека, более или менее устойчивое эмоциональное состояние человека, окрашивающее в течение некоторого времени все его переживания |
|
Аффект |
(от лат. affektus –душевное волнение, страсть) – сильное и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождаемые резко выраженными двигательными и висцеральными переживаниями |
|
Страсть |
проявление эмоций, характеризующихся волевой направленностью |
|
Стресс |
состояние сильного психического напряжения всех функциональных систем организма в экстремальных условиях труда и обитания |
|
Дистресс |
отрицательное влияние экстремальных условий на психику, приводящее к полной дезорганизации деятельности |
|
Воля |
способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом объективные и субъективные препятствия |
|
Волевое усилие |
сознательное переживание психического и физического напряжения в момент совершения волевого действия с целью преодоления внешней или внутренней трудности |
|
Сила воли |
степень необходимого волевого усилия для достижения цели |
|
Волевые свойства личности |
относительное устойчивые особенности волевой саморегуляции личности |
|
Волевые качества |
конкретные проявления воли человека в его действиях и поступках |
|
Эмоциогенность |
характеристика жизненной ситуации, отличающейся высокой вероятностью возникновения эмоций |
|
Спорт |
специфический вид деятельности, специально организованный процесс, направленный на выявление предельных возможностей человека |
|
Спортивная деятельность |
социальная форма двигательной деятельности, которая совершенствует физическое и психическое развитие человека в соответствии с целями и потребностями спорта |
|
Мотивация |
причинная обусловленность активности, избирательное побуждение к активности, способ регуляции поведения человека |
|
Социальная спортивная психология |
отрасль спортивной психологии, изучающая социальную специфику психического отражения в спортивный деятельности |
|
Депрессия |
аффективное состояние, характеризующееся отрицательными эмоциями, снижением уровня мотивации, самооценки, волевых и познавательных процессов, общей пассивностью поведения |
|
Психическая напряженность |
дискомфортное психическое состояние, возникающее в ответственные моменты соревнований либо в ситуациях переживания стресса |
|
Монотония |
психофизическое состояние, возникающее у спортсмена при выполнении однообразной тренировочной нагрузки |
|
Психическое пресыщение |
состояние, возникающее при выполнении однообразной деятельности |
|
Утомление |
функциональное состояние организма, вызванное или физической работой, при котором могут наблюдаться временное снижение работоспособности, изменение функций организма и появление субъективного ощущения усталости |
|
Перенапряжение психическое |
состояние, возникающее у спортсменов в результате чрезмерного и продолжительного напряжения в условиях монотонности тренировочных занятий |
|
Состояние «угрозы отказа» |
степень утомления, характеризующаяся осознанием невозможности продолжать работу с прежней эффективностью (типично для работы на выносливость) |
|
Состояние «мертвой точки» |
степень утомления, которое характеризуется резким снижением эффективности деятельности, уменьшением мышечной силы, темпа и амплитуды движений |
|
Предстартовая лихорадка |
психическое состояние спортсмена перед стартом, отличающееся чрезмерно высоким уровнем эмоционального возбуждения |
|
Стартовая апатия |
психическое предстартовое состояние, отличающееся относительно низким уровнем эмоционального возбуждения из-за возникновения охранительного торможения и ослабления возбуждения |
|
Фрустрация |
(обман, расстройство, разрушение планов) психическое состояние человека, которое возникает тогда, когда индивид встречает на своем пути субъективно непреодолимое препятствия в удовлетворении своих жизненных потребностей |
|
Психологические барьеры |
разновидность субъективных трудностей спортсмена, проявляющееся в форме чрезмерного волнения, нерешительности, в растерянности и подавленности, в неуверенности и др. |