ПЛАН.
1. Глобальные процессы в современном мире.
2. Человечество перед лицом глобальных проблем.
3. Стратегия человечества и перспективы современной цивилизации.
1. Глобальные процессы в современном мире
Современные общественные процессы, их положительные и отрицательные следствия имеют ярко выраженную тенденцию к глобализации (от лат. globus – шар), то есть распространяются на все человечество. Данная ситуация развивалась в течение нескольких последних столетий и окончательно сформировалась за последние десятилетия. В ее основе лежит развитие мирового рынка, который все человечество товарными, финансовыми и информационными патоками. Глобализация уничтожила расстояния, все элементы мира становятся взаимозависимыми.
Таким образом, главный признак глобализации – это появление наднациональной мировой экономики. Отдельные государства больше не могут полностью контролировать потоки товаров, услуг, капиталов, информации, технологий, массовой культуры, которые благодаря международным корпорациям и современным средствам связи с ускорением и во все больших объемах пересекают границы. Наиболее подвижны информация и финансы. Электронные средства массовой информации разносят новости по всему миру. Интернет – самовозрастающая и самоорганизующаяся система – дает возможность всем свободно общаться в киберпространстве. Финансовые потоки растут не менее интенсивно и свободно перемещаются по всему миру. Темпы роста финансовых рынков в три раза превышают темпы роста товарных рынков, стоимость финансовых контрактов намного больше стоимости мирового валового продукта. Товары гораздо более свободно пересекают границы, чем те, кто их производит.
Негативные проявления глобализации – это свободное распространение по миру наркотиков, эпидемий, убогих стандартов массовой культуры и последствия экологических катастроф. Многие ученые называют современную цивилизацию обществом риска, неспособным контролировать последствия собственной деятельности и правильно оценивать техногенные опасности. Под риском понимается возможность самоуничтожения жизни на Земле.
Итак, под влиянием глобализации мир стремительно меняется. При этом разные его части меняются с разной скоростью, и сама эта неравномерность становится глобальной проблемой. Глобализация – это господствующая тенденция современности, однако данный процесс далеко не совершенен и несет угрозу для национальных культур и государств, для демократических институтов, для биосферы Земли.
Глобальный эпидемиологический процесс
... термин стал означать принцип подхода к формированию, организации и развитию мира как единой целостной системы. Процессы глобализации интенсивно влияют на все сферы общественной жизни, бросая вызовы существующим ... регулирования этих сфер. Одним из таких вызовов ХХІ века, перед которым оказалось человечество, является возрождение старых и распространение новых инфекционных болезней. В 2000 году Совет ...
2. Человечество перед лицом глобальных проблем
В 1968 году итальянским экономистом и гуманистом А. Печчеи была основана международная общественная организация «Римский клуб». Она объединила усилия ученых, политических и общественных деятелей из разных стран мира для изучения глобальных проблем. Первыми, проведя исследования в области глобальных проблем, члены Римского клуба пришли к сенсационным выводам. Было доказано, что сырьевые и энергетические ресурсы планеты ограничены. Технической цивилизации грозит катастрофа, глобальные проблемы создают угрозу существования человечества в целом.
Глобальные проблемы – совокупность проблем человечества, которые возникли в процессе нарастания противоречий во взаимоотношениях между человеком, обществом и природой, от которых зависит сохранение цивилизации. Глобальные проблемы – это планетарные проблемы. Речь идет о предотвращении загрязнения человеком окружающей среды, обеспечении общества необходимыми ресурсами, выходе из состояния экологического кризиса, регулировании роста населения в ареалах нищеты и голода, обеспечении мира между народами и недопущении войн с применением оружия массового уничтожения людей, преодолении падения нравственности, духовности, культурности и образованности. Среди многочисленных глобальные проблем, порожденных техногенной цивилизацией и поставивших под угрозу само существование человечества, можно выделить три главные.
1. Проблема выживания в условиях непрерывного совершенствования оружия массового уничтожения. В ядерный век человечество оказалось на пороге возможного самоуничтожения, что явилось «побочным эффектом» научно-технического прогресса и развития военной техники.
2. Нарастание экологического кризиса в глобальных масштабах. Два аспекта человеческого существования – как части природы и как деятельного существа, преобразующего природу, — вступают в конфликтное столкновение. Деятельность человека вносит постоянные изменения в динамику биосферы. Современная цивилизация разрушает биосферу как целостную экосистему. Грозящая экологическая катастрофа требует выработки принципиально новых стратегий научно-технического и социального развития человечества, стратегий деятельности, обеспечивающей коэволюцию человека и природы.
3. Проблема сохранения человеческой личности, человека как биосоциальной и нравственной структуры в условиях растущих и всесторонних процессов отчуждения. Проблемы нравственной и духовной деградации.
При анализе глобальных проблем ученые отмечают, что их разрешение является сложным и даже опасным делом. Даже осуществление многочисленных масштабных преобразований не привело бы к полному уничтожению глобальных проблем, на смену уже разрешенных проблем возникли бы новые проблемы. Суть в том, что человечество как часть биосферы вступило в эпоху необратимого развития, с которым связаны катаклизмы глобального масштаба. В связи с этим актуальнейшей задачей становится разработка стратегии выживания и эволюции человечества, согласованной с законами развития природы и Вселенной.
Проблемы обеспечения информационно-психологической безопасности России
... существования человечества, что обусловило появление грандиозного проекта объединения национальных информационных и телекоммуникационных систем в глобальную информационную инфраструктуру. Реализация проекта позволит каждому человеку ... выбору методов регулирования складывающихся в этой области общественных отношений. Содержание проблемы и методологический подход к ее решению Представляется, что при ...
3. Стратегия человечества и перспективы современной цивилизации
Стратегия человечества – это система совокупных действий людей, которая способна обеспечить совместную эволюцию (коэволюцию) человечества и природы, это искусство управлять развитием общества и предупреждение катастроф.
Сегодня в учении о глобальных проблемах утвердилось понятие «устойчивое развитие». Это поиск такой модели развития, которая позволяла бы обеспечивать развертывание экономических и социальных процессов без катастроф. Необходимо своевременно обнаруживать разного рода противоречия и своевременно устранять их. В соответствии с этим, коллективная стратегия должна складываться из желания понять сущность проблем, способность оценить ресурсные, политические, экономические, социальные, экологические, этические, нравственные и иные аспекты, а также ближайшие и долгосрочные последствия принимаемых решений. Реализовать стратегию могут только высокообразованные люди, обладающие не только разносторонними знаниями, но и высочайшей этикой при взаимодействии как между собой, так и с природой в целом.
В основе стратегии человечества должны лежать экологический и нравственный императивы. Данные императивы или законы можно соединить в понятии экогуманизма. Экогуманизм – это любовь к миру, к природе, к человеку. Природа есть ареал бытия человека. Именно поэтому человек должен относиться к природе с такой же любовью, так же бережно, как к самому себе. Никакое развитие – научное, техническое или экономическое – не даст положительных результатов, если не будет подкреплено ценностями гуманизма.
Большинство современных философов и ученых отмечают, что в XX веке произошло возникновение бездуховной техногенной цивилизации, которая стала господствующей силой, влияющей на все стороны существования человека. Основные черты цивилизации XX века – это доминирование техники и экономики над культурой и этикой, пренебрежение к человеку и к природе, распространение узкопрактического, утилитарного подхода к жизни и наркотического стремления к потребительству. В техногенной цивилизации провозглашается культ техники и экономики счет снижения внимания к сферам духовного развития человека. Поэтому важнейшей задачей стратегии выживания человечества становится переход от техногенной цивилизации к такой цивилизации, где главными ценностями были бы человек, его духовное совершенствование, гармония между развитием человека, природы и Вселенной. Решение всех глобальных проблем связано с объединением усилий всего человечества, с утверждением новых, гуманистических ценностей в науке и развитии техники, с утверждением примата духовных ценностей над материальными.
ОСНОВНОЙ ВЫВОД
В настоящий исторический период перед человечеством стоят глобальные проблемы, от решения которых зависит сохранение человеческой цивилизации и будущее планеты Земля. Среди глобальных проблем выделяют проблему выживания в условиях непрерывного совершенствования оружия массового уничтожения, нарастание экологического кризиса в глобальных масштабах, проблему сохранения человеческой личности, сохранения нравственности и гуманности.
Проблема человека в философии XX века
... Берн). Попробуем рассмотреть человека диалектически, с учётом единства противоположностей. Человек Природа (био) Общество (социо) Природа внутренняя Природа внешняя Материальное Духовное Наследственность ( ... им вслух Пушкина, Тургенева, Шекспира». «Иллюстративно сравнение, - продолжает автор, - человечества с псовыми, в которых примерно также соотносятся между собой волк, шакалы ...
Человечество как часть биосферы вступило в эпоху необратимого развития, с которым связаны катаклизмы глобального масштаба. Поэтому актуальнейшей задачей становится разработка стратегии выживания и эволюции человечества, согласованной с законами развития природы и Вселенной.
Основой стратегии выживания человечества становится переход от техногенной цивилизации к такой цивилизации, где главными ценностями были бы человек, его духовное совершенствование, гармония между развитием человека, природы и Вселенной.
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ
Глобализация
Глобальные проблемы
Стратегия человечества
Экогуманизм
Вопросы для самоконтроля по теме 13
1. Глобальные процессы в современном мире
1. Что такое глобализация? Приведите примеры процессов глобализации.
2. Раскройте положительные и отрицательные проявления глобализации.
2. Глобальные проблемы
1. В чем заключаются главная причина и сущность глобальных проблем?
2. Назовите основные глобальные проблемы.
3. Стратегия человечества и перспективы современной цивилизации
1. Каковы перспективы дальнейшего развития технической цивилизации?
2. В чем заключается стратегия выживания человечества?
3. Что такое экогуманизм? Предложите свой путь выхода кризиса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Философия – это фундаментальная дисциплина, особая форма осмысления мира. Ее назначение – исследовать глубинные основы миропонимания. В каждую историческую эпоху философия играла огромную роль. За прошедшие века она накопила мудрость, которая навсегда останется человеческим достоянием.
Невозможно общество, где нет философов, то есть людей, которые ищут смысл существования человека, общества и мира в целом. Каждый человек в той или иной мере – философ. Философски мыслящим может быть физик, изучающий законы природы и развития Вселенной; биолог, пытающийся понять, как возникла жизнь и чем живое отличается от неживого. Философски мыслящим должен быть каждый человек, если он не хочет жить подобно роботу или марионетке в чужих руках, а хочет сам найти смысл всего и хочет сам свободно строить свою жизнь.
Современный специалист, не знакомый с философией, остается узким профессионалом, не способным к обобщению и творчеству.
Философия говорит человеку: думай, старайся понять, зачем ты живешь, в чем твое предназначение, в чем причина твоих бед и несчастий, кто виноват в них – общество или ты сам; ищи то дело, которое ты можешь сделать лучше всех; не поддавайся ненависти и злобе, старайся жить в любви и во что бы то ни стало делать добро. Таким образом, философия учит человека быть человеком, учит искусству жизни, искусству познания мира, искусству жить среди людей, искусству не бояться смерти и мужественно глядеть в лицо своей судьбе.
Изучение философии – путь к знаниям, профессиональному мастерству, жизненной мудрости.
ФИЛОСОФЫ
▪ Августин Аврелий (354-430) – христианский богослов и философ-мистик. В сочинении «О граде Божьем» развил христианскую концепцию всемирной истории, понимаемой фаталистически, как результат божественного предопределения. Глубокий психологический анализ становления личности содержит его автобиографическая «Исповедь».
Раздел 1. Философия, основные этапы ее становления
... определяет ее специфику: – французская + русская – немецкая – греческая – английская Представители западничества в русской философии XIX в.: – Аксаков + Огарев + Белинский + Герцен – Аксаков Основные направления современной западной философии: + неопозитивизм – рационализм – иррационализм ...
▪ Анаксимандр (ок. 610-после 547 до н.э.) – древнегреческий философ, представителей милетской школы. Основное стремление – понять сущность природы, Космоса, мира в целом; найти первоначало, из которого все произошло. Анаксимандр выдвинул идею о бесконечности миров и дал первую формулировку закона сохранения материи (вещи, разрушаясь, превращаются в те же элементы, из которых возникли).
▪ Аристотель Стагирит (384-322 до н.э.) – древнегреческий философ и ученый-энциклопедист, основоположник науки логики и ряда отраслей специального знания. Ученик Платона. Основал в Афинах собственную школу (ликей).
В философии различал части: теоретическую – учение о бытии, его составе, причинах и началах, практическую – учение о человеческой деятельности и поэтическую – учение о творчестве. Основные сочинения: «Органон», «Метафизика», «О душе», «Этика», «Политика», «Риторика».
▪ Боэций Аниций Манлий Северин (ок. 480-524) – христианский философ и римский государственный деятель.
▪ Бруно Джордано (1548-1600) – итальянский философ, борец против схоластической философии и римско-католической церкви, пропагандист материалистического мировоззрения. После восьмилетнего заключения был сожжен инквизицией в Риме. Свои идеи изложил в виде философских диалогов: «О причине, начале и едином», «О бесконечности, Вселенной и мирах».
▪ Будда (буквально означает «просветленный») – основатель буддизма как этико-философского учения, происходивший, по преданию, из царского рода племени шакьев в Северной Индии. Учил, что жизнь есть страдание, порождаемое желаниями и что существует путь освобождения от страдания и достижения нирваны – безмятежного состояния сознания.
▪ Бэкон Фрэнсис (1561-1626) – английский философ и родоначальник методологии опытной науки. Развил новое понимание задач науки. Считал целью знания увеличение власти человека над природой. Достичь этой цели может лишь наука, постигающая истинные причины явлений. Работа: «Новый Органон».
▪ Вольтер (Франсуа Мари Аруэ, 1694-1778) – французский писатель, философ, историк, один из вождей французского Просвещения. Признает существование бога-творца в качестве «первого двигателя». При этом выступает сторонником механики и физики Ньютона и склоняется к отождествлению бога и природы. Боролся против крепостничества, выступал за равенство граждан перед законом. Сочинения: «Философские письма», «Основы философии Ньютона», «Опыт о нравах и духе народов» и другие.
▪ Галилей Галилео (1564-1642) – итальянский мыслитель, ученый, один из основоположников точного естествознания.
▪ Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831) – немецкий философ, объективный идеалист. Основные сочинения: «Феноменология духа», «Наука логики», «Философия права».
▪ Гераклит Эфесский (ок. 520-ок. 460 до н.э.) – древнегреческий философ-диалектик.
▪ Гоббс Томас (1588-1679) – английский философ-материалист. В учении о праве и государстве отбросил идею божественного установления общества, отстаивая теорию общественного договора. Социальное учение Гоббса оказало значительное влияние на развитие европейской общественной мысли. Главные произведения: «Философские элементы учения о гражданине», «Левиафан».
Термин « Философия» в переводе с древнегреческого означает
... ФИЛОСОФИИ Термин « Философия» в переводе с древнегреческого означает а) любовь к мудрости б) любовь к слову в) знание о мире 2. Назовите одного из первых древнегреческих философов, ... бытия в) о познаваемости мира 15. Основная идея философии В. Соловьева является а) соборность ... образ, возникающий при непосредственном взаимодействии органов чувств человека с внешним миром. Время ¾ философская категория, ...
▪ Декарт Рене (1596-1650) – французский философ, математик, физик. Один из родоначальников новой философии и новой науки, выступавший с требованием пересмотра всей прошлой традиции. Выдвигал идеи рационализма. Его рационализм явился одним из источников философии Просвещения. Основные сочинения: «Рассуждение о методе», «Начала философии».
▪ Демокрит (ок.470-370 до н.э.) – древнегреческий философ-материалист, один из основателей учения об атомах (мельчайших неделимых частицах, из которых все состоит в мире).
▪ Джемс Уильям (1842-1910) – американский философ и психолог, крупнейший представитель прагматизма, учения, которое ставило значимость знания в зависимость от его практических последствий. Основные сочинения: «Принципы психологии», «Прагматизм».
▪ Дидро Дени (1713-1784) – французский философ-материалист, писатель, идеолог Просвещения. Основатель и редактор «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел».
▪ Камю Альбер (1913-1960) – французский писатель и философ, представитель экзистенциализма, лауреат Нобелевской премии (1957).
Центральная тема философии – смысл человеческого существования. Рассматривая противоречия духовной и общественной жизни индивида, приходит к выводу, что существование человека абсурдно, бессмысленно. Бессмысленность человеческой жизни у Камю олицетворяет мифологический образ Сизифа. Сочинения: «Бунтующий человек», «Миф о сизифе» и другие.
▪ Кант Иммануил (1724-1804) – немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии. Был профессором университета в Кенигсберге, иностранным почетным членом Петербургской академии наук (1794).
Разработал гипотезу происхождения солнечной системы из первоначальной туманности. Выдвинул «критическую философию», основная проблема которой – проблема разума и анализ его возможностей. Основные произведения: «Всеобщая естественная история и теория неба», «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».
▪ Конфуций (ок.551-479 до н.э.) – древнекитайский мыслитель, основатель конфуцианства. С его именем связывают формулировку «золотого правила нравственности»: «Не делай другим того, чего не желал бы себе».
▪ Локк Джон (1632-1704) – английский философ, создатель политической доктрины либерализма. Эта концепция опирается на теорию естественного права и общественного договора. В педагогике исходил из решающего влияния среды на воспитание. Основной труд: «Опыт о человеческом разуме».
▪ Макиавелли Николо (1469-1527) – итальянский политический мыслитель, писатель. В работе «Государь» раскрыл принципы политической власти.
▪ Монтень Мишель (1533-1592) – французский философ эпохи Возрождения. Решительно отверг христианскую этику с ее призывом умерщвления плоти. Выдвинул идею равенства людей. Требовал отказа от мнений, принимаемых на веру, призывал представить все вопросы на суд разума. Основное сочинение: «Опыты».
▪ Ницше Фридрих (1844-1900) – немецкий философ, представитель философского иррационализма, один из основателей «философии жизни». Резко критиковал христианство. Произвел радикальную «переоценку ценностей», которая сложилась в европейской философии. Основные произведения: «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла».
Элемент народности в характере человека, влияние жизни на его воспитание
... которые возникают из общности духовной жизни людей и не вмещаются в ... мыслители. Гиппократ писал в своих сочинениях: «Те, которые населяют страну ... корнями уходит в немецкую классическую философию. Национальный характер, по мнению ... неизменностью климата, рассматриваемого и как основной фактор, который определяет характер и ... науки отстаивал другой немецкий философ, психолог и фольклорист Вильгельм ...
▪ Пифагор Самосский (VII в. до н.э.) – древнегреческий мыслитель, религиозный и политический деятель, основатель пифагореизма, математик, впервые назвавший философию философией.
▪ Платон (428-348) – древнегреческий философ, ученик Сократа, представитель объективного идеализма. В центре космологии – учение о «мировой душе», психологии, учение о том, что душа заключена в темницу нашего тела, но способна к перевоплощениям. В учении об обществе изобразил идеальное аристократическое государство, основанное на разделении труда, где правят «философы», охрану несут «стражи» или «воины», а основные общественные нужды обеспечивают «ремесленники». Основные сочинения: «Апология Сократа», «Софист», «Парменид», «Государство».
▪ Руссо Жан Жак (1712-1778) – французский философ, социолог и теоретик педагогики. Резко критиковал деспотический режим, высказывался за буржуазную демократию и гражданские свободы, за равенство людей независимо от рождения. Основные сочинения: «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми», «Об общественном договоре, или Принципы политического права».
▪ Сартр Жан Поль (1905-1980) – французский философ, писатель, представитель атеистического экзистенциализма. Основной категорией выступает свобода, она предстает как сущность и основа человеческого поведения. Основные сочинения: «Воображение», «Бытие и ничто», «Экзистенциализм – это гуманизм», «Ситуации».
▪ Сенека (Луций Анней) (ок.4 до н.э.-65 н.э.) – римский философ, наставник императора Нерона. Главной частью философии считал этику, в которой учил о презрении к смерти и судьбе, проповедовал свободу от страстей и моральное равенство. Взгляды Сенеки изложены в «Письмах к Луцилию».
▪ Сократ (470-399 до н.э.) – древнегреческий философ, один из родоначальников диалектики как средства отыскания истины путем постановки наводящих вопросов – так называемого сократического метода. Для последующих эпох Сократ стал воплощением идеала мудреца. Целью философии и жизни человека считал самопознание.
▪ Тейяр де Шарден Пьер (1881-1955) – французский философ. Его философская концепция – «христианский эволюционизм». Бог – представлен в каждой частичке Вселенной в виде особой духовной энергии, которая является движущей и направляющей силой эволюции. Важное место в процессе совершенствования мира, которое с возникновением человека осуществляется через сознание и деятельность людей, принадлежит науке. Основные сочинения: «Божественная среда», «Феномен человека».
▪ Фалес Милетский (640 – ок.562 до н.э.) – один из легендарных «семи мудрецов», считается первым древнегреческим философом, основатель милетской философской школы. Основное стремление – понять сущность природы, Космоса, мира в целом; найти первоначало, из которого все произошло. У Фалеса такое первоначало всего сущего – вода («Все из воды»).
▪ Фрейд Зигмунд (1856-1939) – австрийский психиатр, основоположник психоанализа. Одним из первых начал изучать психологические аспекты развития сексуальности. Западноевропейскую культуру трактовал как высшую точку насилия над природными влечениями, что неизбежно ведет к невротизации психики человека, приносит в жертву естественные побуждения, энергия которых начинает служить социальным целям. Эти идеи оказали огромное влияние на различные направления философии, социологии, психологии, литературы и искусства. Основные работы: «По ту сторону принципа удовольствия», «Неудовлетворенность культурой», «Я и ОНО».
Русская философия о смысле жизни
... -мистический смысл жизни человека, наличие потустороннего смысла в истории, марксистская философия выдвигает положение о сознательной деятельности человека во имя ... Выдающийся русский мыслитель Н. О. Лосский считает религиозность основной, наиболее глубокой чертой характера русского народа. Доказывая это ... в любви - это уже не принципиально. Русские философы как никто преуспели на этом пути: «До сих ...
▪ Хайдеггер Мартин (1899-1976) – крупнейший немецкий философ, один из основоположников экзистенциализма. Основной категорией философии считает «временность», понимаемую как внутреннее переживание человека. Чтобы постичь «смысл бытия», человек должен отрешиться от всех практически-целевых установок, осознать свою «смертность», «бренность». Лишь чувствуя себя постоянное перед лицом смерти, человек способен увидеть значимость и наполненность каждого момента жизни. Основные сочинения: «Бытие и время», «Введение в метафизику».
▪ Шопенгауэр Артур (1788-1860) – немецкий философ-пессимист. Трактует мир как иллюзию (представление), в основе которого лежит слепая, неразумная воля – влечение к жизни, следование которому приводит к страданиям. Смысл философии – в избавлении от страданий и обретении безмятежного состояния сознания. Это идеал «нирваны», заимствованный из буддизма. Основное сочинение: «Мир как воля и представление».
▪ Шпенглер Освальд (1880-1936) – немецкий философ, представитель философии жизни. Выводит идею множественности и локальности культур. Проводит аналогию между культурой и формами органической жизни. Подобно растению, каждая культура обособлена от всех других и проходит цикл развития от рождения до смерти. Умирая, культура перерождается в цивилизацию. Переход от культуры к цивилизации есть переход от творчества к бесплодию, от становления к окостенению, от «героических деяний» к механической работе. Основной труд: «Закат Европы».
КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ
1. Пифагор:
А) древнегреческий философ, отвергший материальные блага;
Б) древнегреческий философ, впервые назвавший философию философией;
В) древнегреческий философ, который целью философии считал самопознание.
2. Способность человека оценить себя, свои возможности, мысли, чувства, поступки и взять их под контроль называется:
А) познанием;
Б) самосознанием;
В) сознанием.
3. Философское мировоззрение основывается на:
А) вере в существование сверхъестественных сил;
Б) художественных образах;
В) достоверных научных фактах;
Г) логических размышлениях.
4. Деятельность по получению, хранению и развитию знания – это
А) познание;
Б) самосознание;
В) сознание.
5. Сущность человека есть продукт общественных отношений. Данное понимание сущности человека относится:
Глава I. Смысл жизни в философии Вл.С. Соловьева,
... темой ставились следующие задачи: -рассмотреть взгляды русской философии на смысл жизни человека; -обобщить взгляды русских философов XIX века о смысле человеческой жизни. По данной теме имеется огромное количество работ ...
А) к рационалистическому подходу;
Б) к космическому подходу;
В) к социоцентрическому подходу.
6. В какой концепции истории выражена идея закона истории?
А) в античной концепции истории:
Б) в христианской концепции истории;
В) в рационалистической концепции истории;
Г) в теории локальных культур и цивилизаций.
7. Подход, при котором признается ведущая роль разума:
А) гуманизм;
Б) прагматизм;
В) рационализм.
8. В основе какой философской концепции лежат принципы ценности личности и человеколюбия?
А) гуманизма;
Б) рационализма;
В) прагматизма.
9. Кто из философов впервые высказал гипотезу об атомарном строении вещества?
А) Гераклит;
Б) Демокрит;
В) Сократ.
10. Красота и Гармония – это:
А) мировоззренческие ценности;
Б) нравственные ценности;
В) эстетические ценности.
11. Высшее и самое важное начало в человеке – его разум. Данное понимание сущности человека относится:
А) к рационалистическому подходу;
Б) к космическому подходу;
В) к социоцентрическому подходу.
12. Материальное обустройство жизни человека, мир техники и комфорта:
А) история;
Б) культура;
В) религия;
Г) цивилизация.
13. В основе какого вида мировоззрения лежат логические выводы, обоснованные реальными фактами?
А) мифологического;
Б) религиозного;
В) научного;
Г) философского.
14. Основной вопрос философии – это отношение:
А) «человек – человек»;
Б) «человек – природа»;
В) «человек – общество»;
Г) «человек – мир».
15. Кто из философов был представителем Нового времени?
А) Августин, Боэций;
Б) Демокрит, Сократ;
В) Бэкон Ф., Декарт Р.;
Г) Ницше Ф., Шопенгауэр А..
16. В чем выражается специфика современных глобальных проблем?
А) в естественном развитии природы;
Б) в космическом масштабе;
В) в угрозе жизни человека.