Функции социального педагога.

Курсовая работа

По дисциплине: Социальная педагогика

На тему: Психологические методы в работе социального педагога.

 

Выполнила: студентка 1 курса,

заочной формы обучения

Направление:

«Психолого – педагогическое

образование»

Серенко А.П.

 

Проверила:

кандидат педагогических наук

Жданова М. А.

 

 

Бокситогорск 2016

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..3

Глава 1. Характеристика деятельности социального педагога………..5

1.1 Функции социального педагога……………………………………5

1.2 Основные направления деятельности социального педагога……..8

Выводы по первой главе…………………………………………………9

Глава 2. Методы, применяемые социальным педагогом…………….14

2.1 Характеристика психологических методов…………………………..14

2.2 Формы и методы работы социального педагога с семьей…………21

2.3 Работа социального педагога с детьми…………………………….25

Выводы по второй главе………………………………………………..26

Заключение.……………………………………………………………..29

Список литературы…………………………………………………….32

 

Введение

Актуальность исследования.Психология, как и всякая наука, использует комплекс методов и методик. Основными методами получения сведений в психологии являются наблюдение, беседа и эксперимент. Каждый из этих общих методов имеет разновидности, уточняющих, но не изменяющих их сущность; все методы психологии основываются на важнейших закономерностях предмета науки.

В социальной работе применяются психологические методы. Являясь психологическими по существу, они направлены на решение задач социализации, улучшение общества. Социальный педагог реализует множество функций. При этом, он обязательно обращается к помощи психологии. Поскольку содержание и методы его деятельности направлены на решение практических проблем жизнедеятельности его клиентов, социальный педагог действует как практический психолог.

Таким образом, выбор темы курсовой работы является обоснованным. Знание психологических методов дает возможность социальному педагогу широко использовать изученные методы в профессиональной деятельности.

Проблемы социальной педагогики, в частности, направления и специфику деятельности социального педагога, изучали А.В. Мудрик [20], М.А. Галагузова [16], В.А. Сластенин [28], М.В. Шакурова [24], Т.А. Шептенко [25], Л.В. Мардахаев [14], Н.Ф. Басов [1]

11 стр., 5113 слов

Понятие деятельности в психологии

... и выполняющих определенную общественную функцию, составляет деятельность. Виды деятельности Различают три генетически сменяющих друг друга ... с моторной функцией организма, действия изначально носят социальный характер: они зависят от предметов, созданных предшествующими ... направлены и стереотипны. Как показывают исследования по психологии детства, случайный контакт раздражителя с поверхностью ладони ...

Объекткурсовой работы –социальный педагог.

Предмет–использование психологических методов социальным педагогом.

Гипотеза:если социальный педагог в своей работе будет использовать психологические методы, то он сможет собирать точные данные о своих клиентах, выявлять проблемы, сможет организовать эффективную социально-педагогическую, психологическую, профилактическую помощь своим клиентам.

Цель исследования – изучить особенности использования методов психологии социальным педагогом.

Задачи исследования:

1.Определить функции социального педагога.

2. Дать характеристику деятельности социального педагога.

3.Дать характеристику психологическим методам.

4.Выделить особенности применения психологических методов социальным педагогом.

Курсовая работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка литературы и выводов по главам.

В первой главе «Характеристика деятельности социального педагога» рассмотрены функции социального педагога и основные направления его деятельности.

Во второй главе «Методы, применяемые социальным педагогом» дана характеристика методов, применяемых педагогом.

 

Глава 1. Характеристика деятельности социального педагога.

Функции социального педагога.

 

Как утверждает А.В. Мудрик, социальный педагог- это специалист, изучающий общественное воспитание в связи с социализацией, иначе говоря, воспитание людей всех возрастов и разного социального положения.

Как отмечает Н.Ф. Басов педагог работает со всеми группами людей, он принимает участие в решении определенных проблем, содействует саморазвитию, организует помощь семье в обучении и решении проблем учебы и воспитания, способствует нейтрализации причин, отрицательно воздействующих на успеваемость, поведение и развитие ребенка[1, с.10].

На основе педагогического опыта и с учётом осмысления этого опыта в специальной литературе и рекомендациях Министерства образования, к важнейшей составляющей этой профессии можно отнести образовательно-воспитательную функцию. Социальный педагог воздействует на поведение и занятия детей и взрослых. Он пытаетсяприменить в процессе воспитания все средства общества, воспитательный потенциал микросреды, самой личности[1].

Диагностическая функция подразумевает изучение индивидуальных особенностей и условий жизни детей, семьи и социума; обнаруживаются положительные и отрицательные воздействия на ребенка, а также проблемы. Социальный педагог способствует обнаружению талантливых детей, детей с отклонениями в развитии [3].

Организаторская функция связана с осуществлением общественно значимой деятельности детей и взрослых в осуществлении помощи населению и исполнения планов, проектов, программ социальной защиты.

Прогностическая функция подразумевает участие педагога в разработке перспективразвития микрорайона и образовательного учреждения, проектировании становления личности определённого ребенка или группы детей.

Организационно-коммуникативнаяфункциясосредоточена на включении школьников в ход социального воспитания, содействуетулучшению взаимодействия социальных институтов в их работе с детьми и семьями.

8 стр., 3660 слов

Вклад российских педагогов в развитие дошкольного образования

... А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013. Вклад российских педагогов в развитие дошкольного образования Для чего необходимо знать отечественный и зарубежный опыт дошкольного ... гг. Рекомендации по нравственному воспитанию были направлены на формирование у детей трудолюбия, умения управлять желаниями. Социальные и педагогические взгляды Е. Н. Водовозовой были прогрессивны для ...

Функция защиты прав подразумевает применение правовых норм для охраны прав, помощьв применении мер государственного принуждения и исполнения ответственности в отношении лиц, допускающих противоправные воздействия на подопечных социального педагога[1].

Как отмечает Н.Ф. Басов, социальный педагог исполняет различные общественные роли: посредника между детьми и взрослыми, между семьей и социальными службами; советчика, товарища, эксперта, психолога, помощника. Это определяет степень профессиональной компетентности социального педагога [1].

Р. С. Немов выделяет четыре направления, которые определяют специализацию в работе практического психолога, а также и социального педагога.

1. Психопрофилактика – решение предупреждающих вопросов, предваряющих возникновение нежелательных последствий в развитии ребёнка, различных отклонений в развитии, появление нежелательных черт характера, дурных привычек, склонностей [21].

В литературе упоминается о трёх уровнях профилактики:

— первичная профилактика, обращенная к детям, у которых отсутствуют проблемы;

— вторичная профилактика – работа с детьми, имеющими проблемы в учёбе, поведении и в эмоциональном отношении;

— третичная профилактика – работа с детьми, имеющими выраженные и запущенные проблемы.

В зависимости от вида учебного заведения работа по профилактике включает в себя:

— приспособление к детскому саду или школе, советы родителям по оказанию помощи детям в этот период;

— установление психологической готовности к обучению для избрания подходящего учебного заведения, раннего раскрытия способностей или отклонений и их исправления;

— реализация обследования особенностей психики детей при устройстве в интернат, для организации благоприятной среды для развития и социально-психологического восстановления;

— предупреждение перегрузки психики и срывов, вызванных обстоятельствами жизни, обучения и воспитания;

— создание благоприятной атмосферы в образовательном учреждении общения между детьми и взрослыми [6, с.482].

2. Психодиагностика – оценка особенностей поведения детей, квалифицированная психологическая характеристика, при этом обязательна опора на достоверные данные, полученные в ходе исследования [21].

Психодиагностическая работа подразумевает психолого-педагогическое обследование детей на протяжении периода детства, раскрытие персональных особенностей их развития, нахождение причин обнаруженных нарушений в развитии.

Для реализации этих задач проводятся:

— психологическое обследование ребёнка для того, чтобы определить уровень его развития и соответствие этого развития возрасту;

— исследование психологических особенностей детей, их интересов, способностей и устремлений, более раннего выявления одарённости, обеспечения персонального подхода к детям, помощи в самоопределении;

— проверка причины патологий в интеллектуальном и личном развитии детей, причины нарушения поведения, степень овладения важными навыками и умениями;

— проверка общения детей со взрослыми и сверстниками для выявления причин нарушения общения.

3. Психологическое консультирование, содержащее:

— разработку и точное определение психолого-педагогических рекомендаций, следующих из проведённого обследования;

4 стр., 1609 слов

К проблеме формирования профессиональной компетентности социального ...

... и поддержку, а затем уже выступать организаторами социальной деятельности и творчества детей. В этой связи необходимо планировать практику развития профессиональной компетентности социального педагога - работника детского общественного объединения, отвечающую потребностям ...

— ведение бесед с нуждающимися в консультировании;

— работа с учителями и родителями [6, с.483].

4. Психологическая коррекция – предполагает оказание прямого психологического воздействия на ребёнка с целью исправления имеющихся недостатков, изменения их психологии или поведения [21].

Развивающая и коррекционная работа – интенсивное воздействие на ход развития личности ребёнка. Для реализации этой деятельности разрабатываются:

— программы, призванные развивать личность с учётом развития ребёнка в каждый из возрастных периодов;

— коррекционные программы, призванные устранять отклонения в психическом развитии;

— программы психолого-педагогической помощи детям и подросткам, которые находятся в экстремальных и трудных жизненных ситуациях.

Эти программы включают психологическую и педагогическую части. Психолого-педагогическая коррекция осуществляется тогда, когда отклонения и нарушения в развитии не вызваны органическими поражениями [6, с.484].

Основные направления деятельности социального педагога.

В литературе выделены основные направления деятельности социального педагога.

1. Социально-педагогическое исследование для вскрытия общественных и персональных проблем детей.

— проведение социальной паспортизации;

— исследование и рассмотрение культурно-бытовых отношений в семьях;

— исследование и разбор морально-психологической атмосферы учреждения образования для вскрытия влияния этой атмосферы на личность ученика и её оптимизация;

— установление центров социально культурного влияния на учащихся для изучения их воспитательных возможностей и организации взаимодействия;

—диагностика для обнаружения личных проблем учащихся, семьи [31].

2. Защита прав ребенка

— обнаружение и содействие учащимся, нуждающимся в защите (инвалиды, одаренные дети), опеке, попечительстве;

— защита прав и интересов учащихся в инстанциях (педсовет, Совет по профилактике правонарушений и преступлений, Комиссия по делам несовершеннолетних, суд, прокуратура и т. д.);

— защита и персональная работа с учащимися, которые испытывают насилие и агрессию со стороны взрослых.

3. Обеспечение поддержки семьи в воспитании личности учащегося:

— раннее обнаружение неблагополучных семей;

— организация банка данных по проблемным семьям;

— пропаганда здорового образа жизни в семье как важного условия благополучной социализации детей и подростков;

—просвещение родителей для создания оптимальных условий для взаимопонимания в семье.

4. Консультирование:

— поддержка подключения родителей к учебно-воспитательному процессу;

— организация «круглых столов», семинаров, встреч для родителей, педагогов, учащихся;

— организация и проведение индивидуальных консультаций для учащихся, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях;

— консультирование и специализированная помощь учащимся в профессиональном определении;

— консультирование родителей, педагогов, администрации, классных руководителей по разрешению социально- педагогических проблем [31].

5. Социально-педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация:

— Раннее выявление и предупреждение фактов отклоняющегося поведения учащихся;

— обеспечение упреждающей и исправительной работы с детьми и подростками, состоящими на различных видах учета;

— организация превентивно-профилактической работы с учащимися «группы риска»;

— способствование пропаганде здорового образа жизни;

— повышение уровня правовой грамотности учащихся и их родителей для профилактики отклоняющегося поведения;

— организация реабилитации детей, испытывающих различные затруднения в системе разнообразных отношений, которые вызывают дезадаптацию, а также подростков, вернувшихся из мест лишения свободы, специальных учреждений.

6. Содействие созданию педагогически ориентированной среды для оптимального развития личности ребенка:

— сосредоточение внимания администрации учебного учреждения на проблемах и потребностях учащихся, учителей, родителей при планировании и организации учебно-воспитательного процесса, социально-педагогической деятельности;

7. Поддержка социально ценной деятельности детей и подростков (возможна в виде волонтерской, проектной деятельности):

— забота о больных, инвалидах и бедных;

— благотворительные мероприятия для сверстников и пожилых людей;

— работа в службах социальной защиты;

— благоустройство города, поселка, двора;

— охрана природы и памятников культуры;

— проведение игр и творческих занятий с детьми;

— другое, все, что способствует личностному и профессиональному самоопределению подростка, приобщает его к общечеловеческим ценностям.

8. Организационно-методическая деятельность:

— анализ и обобщение опыта социально-педагогической деятельности;

— участие в методических секциях, семинарах, практикумах, конференциях различного уровня по социально-педагогическим проблемам;

— накопление банка данных по методикам работы на основе изучения методической литературы, специальных изданий по социальной педагогике, достижений науки и практики, а также результатов проведенных социально-педагогических исследований [31].

Социально-педагогическая деятельность начинается с постановки целей и задач, которые необходимо решить специалисту:

— сформировать у ребенка навыки общения, которые по какой- либо причине у него отсутствуют;

— помочь ребенку адаптироваться в новой среде;

— помочь учителю и ребенку (ребенку и родителям, родителям и учителю) понять друг друга и др.

Цель, в свою очередь, определит содержание деятельности, методы ее реализации и формы организации (индивидуальная, групповая, коллективная), которые взаимосвязаны между собой.

Решение любой проблемы ребенка, требующей вмешательства социального педагога начинается с диагностирования проблемы, которое включает в себя обязательный этап сбора, анализа и систематизации информации, на основании которой может быть сделано то или иное заключение.

Особенностью деятельности социального педагога является то, что учащийся не всегда может сформулировать свою проблему и объяснить из-за чего она возникла, поэтому задача социального педагога заключается в том, чтобы самому выяснить обстоятельства возникшей ситуации и диагностировать проблему. Сделать это он может при помощи психологических методов.

Выводы по первой главе.

 

1.Социальный педагог- это специалист, изучающий общественное воспитание в связи с социализацией, иначе говоря, воспитание людей всех возрастов и разного социального положения.

2. Функции социального педагога: образовательно-воспитательная, диагностическая, организаторская, прогностическая, организационно-коммуникативная, функция защиты прав.

3. Специализацию в работе практического психолога, а также и социального педагога определяют четыре направления:

— профилактика – решение предупреждающих вопросов, предваряющих возникновение нежелательных последствий в развитии ребёнка, различных отклонений в развитии, появление нежелательных черт характера, дурных привычек, склонностей;

— диагностика – оценка особенностей поведения детей, квалифицированная психологическая характеристика, при этом обязательна опора на достоверные данные, полученные в ходе исследования;

—психологическое консультирование: разработка и точное определение психолого-педагогических рекомендаций по итогам обследования; ведение бесед с нуждающимися в консультировании; работа с учителями и родителями; коррекция – исправление имеющихся недостатков.

4. Основные направления деятельности социального педагога: социально-педагогическое исследование для вскрытия общественных и персональных проблем детей; защита прав ребенка; обеспечение поддержки семьи в воспитании личности учащегося; консультирование; профилактика, коррекция и реабилитация; поддержка в организации благоприятных условий для оптимального развития личности ребенка; поддержка общественно полезной деятельности детей и подростков; организационно-методическая деятельность.

Характеристика психологических методов.

В переводе с греческого » methodos » означает «путь. По определению С.Л. Рубинштейна, метод – это путь познания, с помощью которого познается предмет науки [12].

В зависимости от целей использования принято различать:

а) методы именно научного исследования;

б) методы, прямо применяемые на практике.

Методы могут быть более общими и более частными. Во всех случаях методы психологии, как и методы других наук, явно или скрыто отражают те общие философские позиции, с которых проводится исследование.

Сейчас в педагогике, в том числе и социальной, используется комплекс методов исследования, который состоит из нескольких блоков методик. Методики перекликаются друг с другом, одна отрасль науки использует методики других отраслей и смежных с психологией наук.

В таблице 1 показаны методы, которые применяются в психологии для сбора первичных данных, сведений, подлежащих уточнению и обработке.

Таблица 1. Узловые методы психологических исследований их варианты.

Основной метод Вариант
Наблюдение Внешнее (наблюдение со стороны), внутреннее, стандартизированное, включенное, стороннее;
Опрос Устный, письменный, свободный, стандартизированный;
Тесты Тест-опросник, тест-задание, проективный тест;
Эксперимент Естественный, лабораторный;
Моделирование Математическое, логическое, техническое.

 

Диагностическая функция — одна из важнейших в работе социального педагога. Согласно Методическому письму «О социально-педагогической работе с детьми», она подразумевает постановку «социального» диагноза, для этого изучаются индивидуальные особенности и социально-бытовые условия жизни, вскрытие положительных и отрицательных влияний, проблем. Диагностика способ получения полной информации об изучаемом процессе или объекте[19].

Диагностика — основной компонент социальной технологии: цель—диагноз — прогноз — программа—внедрение—анализ. В практике социальной работы сформировались технологии диагностики, которые включают принципы, последовательность процедур и способов проверки различных методов исследования по этапам:

— знакомство с клиентом, определение задач, предмета диагностики, избрание важнейших показателей или условий;

— замер и разбор показателей;

— формулировка и оформление выводов, заключение, постановка социального диагноза [3, с.11].

Одним из объектов диагностики выступает личность. Как необходимое при осуществлении социально-педагогической диагностики личности в литературе отмечается:

— вскрытие характерных социальных качеств, особенностей развития и поведения;

— уточнение социальных обстоятельств развития;

— установление уровня развитости или искажения разных свойств и качеств, определенных подключением к различным социальным связям (общественные предписания, взгляды, течение приспособления и социализации, способности к общению, психологическая совместимость);

— распределение, обрисовка исследуемых особенностей человека, выстраивание «общественного портрета» [3, с.12].

Среди собираемых документов должна находится медико- психолого-педагогическая характеристика исследуемых, принадлежащая к числу документов внутреннего употребления и не подлежит огласке.

Реализация диагностической функции обязывает педагога следовать в своей работе определённым правилам:

— придерживаться общих технологических требований:установить цель, избрать наиболее действенный диагностический инструментарий, получить данные и отобрать их, обработать и истолковать данные (статистическая обработка и качественный разбор), определить диагноз, составить сценарий развития обстановки и установить суть и особенности социально-педагогической деятельности с исследуемым;

следовать нормам этики;

— выступать в защиту интересов подопечного:следовать принципу добровольности при диагностике; сообщать проверяемому цели исследования; сообщить ему о том, кто будет знакомиться с итоговыми данными; представлять ему результаты исследования, давая возможность небольшой правки этих результатов;

— владеть профессиональной компетенцией: знать теорию, применяемые диагностические средства; иметь картотеки применяемых методов, квалификационных нормативов [3, с.12].

Результаты диагностической деятельности оформляются в единую «Карту-характеристику личности», «Медико-психолого-педагогическую характеристику личности». Существуют разнообразные варианты этого вида документов, можно создать собственный вариант. [3].

Диагностика осуществляется с помощью следующих методов.

Наблюдение — метод познания и исследования, который применяется при исследовании наружных проявлений человеческого поведения и без вторжения в ход его деятельности. Социально-педагогическое наблюдение влечёт за собой определенную подготовку: для успешного изучения поведения, нужно развить умение верно замечать все наружные проявления (действия, движения, речь, мимика), и научиться правильно толковать их общественный смысл. Исследование образа действия ребенка должно быть систематическое, внимательно обдуманная фиксация поступков и высказываний может раскрыть подлинные особенности личности и закономерности ее становления. При необходимости поступки и слова исследуемого записываются, тщательно разбираются. Перед наблюдением нужно составить план, отметив то, на что надо обратить особое внимание [3].

Беседа – метод приобретения и исправления информации на базе вербальной (словесной) коммуникации, выступающий значимым способом исследования внутреннего мира школьника.

Успех зависит от загодя установленного контакта; от уровня ее подготовленности; от умения выстраивать беседу. В начале беседы обязательно короткое вступление с изложением темы, целей и задач. Далее идут самые несложные вопросы, нейтральные по смыслу. Те вопросы, которые требуют разбора, раздумья, стимуляции памяти, располагаются в середине беседы. Объединение вопросов происходит по темам и проблемам. Переходя к свежему направлению беседы, необходимо пояснять, переключать внимание [3].

Анкетирование— метод множественного сбора статистического материала путем опроса. Успех анкетирования прямо зависит от самочувствия респондента, интереса к испытанию, доверие к тому, кто проводит анкету. Содержательно в анкету должна быть включена только конкретная проблема. Вопросы непременно сопровождаются добавочным вопросом, который лучше выражать словами «почему именно так?». Это даёт возможность при подведении итогов сделать не только количественный, но и качественный анализ [3, с.].

Вопросы могут иметь закрытую форму (с предложением полного набора вариантов ответов); могут быть открытыми (не содержат готового ответа, поэтому дают возможность получить более содержательную информацию); а также прямыми и косвенными.

Интервью предусматривает заранее готовые вопросы, адресованные каждому определённому испытуемому. Интервью организуется и направляется так, чтобы предельно точно приблизить вопросы к возможностям интервьюируемого. К организации интервью предъявляется ряд требований: проведение интервью в привычных для интервьюируемого условиях или в условиях, связанных с предметом опроса (домашняя или рабочая обстановка); установление достаточного промежутка времени; ликвидация или снижение влияния третьих лиц; вопросы должны быть сформулированы в разговорном стиле.

Виды интервью:

• свободное нет заблаговременно подготовленного опросника или плана, устанавливается тема; направленность беседы, ее логика, порядок вопросов, их содержание зависит от личных особенностей корреспондента; данные, полученные в ходе интервью, не нуждаются в статистической обработке; ценность информации в её неповторимости;

• фокусированное имеет цель сбора суждений, оценок по определённому обстоятельству; участникам заблаговременно представляют тему беседы, вопросы готовятся загодя; каждый из них обязателен, но допускается смена последовательности;

• формализованное строго упорядочено подробным вопросником и инструкцией;

• стандартизированное превалируют закрытые вопросы;

• с открытыми вопросами более продолжительно во времени.

Метод экспертной оценки базируется на информации, полученной при проведении анкеты или интервью, где раскрывается информация, отображающая знания, суждения, ценности и установки, отношение исследуемых к событиям, явлениям реальности. Используется при обстоятельствах, вызывающих необходимость оценки экспертов, имеющих крепкие знания о предмете или объекте исследования [3, с.15].

Опрос экспертов может быть очным или заочным. Одна из самых элементарных форм — обмен взглядами компетентных людей за «круглым столом» (участвует не больше 12 человек), когда раскрывается преобладающая позиция по обсуждаемому вопросу.

Обсуждение вопроса может продолжаться несколько туров, пока не будет выведена согласованная оценка, которая основывается на анализе и обобщении письменных мнений экспертов.

Последовательность этапов данного метода может быть такой:

— первый опрос экспертов;

— обобщение результатов;

— сообщение итогов;

— повторный опрос экспертов.

При вторичном опросе эксперты или подтверждают свою точку зрения, или меняют свою оценку, учитывая взгляды большинства. Схема повторяется несколько раз до выработки согласованной оценки. Мнение тех, кто остался на своей позиции, тоже учитывается.

Параметрический метод заключается в соотнесении двух основных величин: старого состояния общественной единицы («на входе») и сегодняшнего состояния общественной единицы («на выходе»).

Разница между величинами — есть «социальный эффект» (восстановительный, коррекционный) или итог, говорящий об эффективности применения средств, методик, уровне квалификации персонала.

В работе социального педагога часто применяется анализ документов, которые могут быть:

— личными и безличными — по уровню персонализации;

— официальными и неофициальными – по статусу.

— первичными (содержат данные, приобретённые путём непосредственного наблюдения или опроса) и вторичными (обобщение или отображение первичных документов) — по источнику информации [3].

По надежности информации первое место занимают официальные документы, личным документам стоит доверять больше, чем безличным. Применяя вторичные источники необходимо определить их первоисточник. Метод экономичен, даёт возможность быстро получить фактографические сведения об исследуемом, которые чаще всего бывают объективными. У метода существуют ограничения:

— учетная и отчетная информация не всегда т достоверна и необходим контроль с помощью наблюдений и опросов;

— некоторые части сведений быстро стареют;

— цели создания документов отличны от целей исследователя, в связи с этим сведения должны переделываться, переосмысливаться;

— в большей части сведений нет информации о сознании, мотивах, ценностях, личностной направленности.

— В основе метода тестирования используются стандартизированные задания. Тесты самые разнообразные: тесты развития, тесты общей результативности, психометрические, графические, ассоциативные тесты. Большая часть тестов содержит инструкцию по выполнению заданий, сами задания, ключ к расшифровке результатов, инструкцию по толкованию итогов, методику обучения читающего текст, инструкцию по вторичному заключению.

Интенсивно применяется в социальной педагогике биографический метод. Выбор останавливается на «социальных биографиях», благодаря которым при рассмотрении личных документов можно изучать субъективные стороны жизни общества. Закрепляются личные взгляды человека на процессы, обстоятельства, в которые он был включен. Источники биографических данных: интервью, показания родственников, переписка, фотографии, фрагменты автобиографий, извещения о своей жизни в целом, об некоторых этапах или жизни родных исследуемого, — предоставляют возможность обнаружить особенности жизненного опыта человека в ходе взаимоотношения с другими людьми. Одним из вариантов этого метода является семейная биография. Исследование прошлого семьи даёт возможность определить духовные причины, воздействующие на становление и деятельность человека в обществе, выделить стиль, уровни, модели поведения, ценности, позиции.

Кроме того, есть и другие методы социально-педагогической диагностики: ситуационный анализ, методы обработки данных, контент-анализ. Реалистическая оценка и поставленный диагноз являются базой для принятия решения, определения дальнейшей деятельности [3, с.15].

Все эти методы использует в работе социальный педагог. Их использование обусловлено функциями и направлениями работы данного специалиста.

Формы и методы работы социального педагога с семьей

 

Деятельность социального педагога с семьей включает три основных составляющих социально – педагогической помощи: образовательную, психологическую и посредническую [13,177].

 

 


Как видно из таблицы, образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности социального педагога: помощь в обучении и воспитании.

Помощь в обучении сосредоточена на предупреждении начинающихся семейных проблем и воспитание педагогической культуры родителей.

Помощь в воспитании проводится путем консультирования родителей, а также посредством создания специальных воспитательных условий для ребёнка, чтобы оказать своевременную помощь семье в целях ее укрепления и наиболее глубокого использования ее воспитательных возможностей.

Психологическая составляющая социально – педагогической помощи включает в себя 2 компонента: социально – психологическую поддержку и коррекцию.

Поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса.

Исправление отношений между членами семьи происходит, в случаях психического насилия над детьми, приводящего к нарушению его нервно – психического и физического состояния: запугивание, обида ребенка, унижение его чести и достоинства, нарушение доверия.

Посреднический элемент помощи включает в себя три составляющие: помощь в организации, координация и информирование.

Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга, включающую в себя: организацию выставок – продаж поношенных вещей, благотворительных аукционов; клубов по интересам, организацию семейных праздников, конкурсов, курсов по ведению домашнего хозяйства, «клубов знакомств», летнего отдыха.

Помощь в координации направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка.

Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты. Она проводится в форме консультирования. Вопросы могут касаться как жилищного, семейно-брачного, трудового, гражданского, пенсионного законодательства, прав детей, женщин, инвалидов, так и проблем, которые существуют внутри семьи.

По мнению А.А. Кибирева, социальный педагог при работе с семьей выступает в трех основных ролях:

1. Советник — сообщает о важности контакта родителей и детей; рассказывает о развитии ребенка; дает советы по воспитанию детей.

2. Консультант – даёт консультации по вопросам семейного законодательства; взаимодействия между членами семьи; извещает обимеющихся методах воспитания в конкретной семье; истолковывает способы организации условий, важных для естественного развития и воспитания детей.

3. Защитник – отстаиваетдетские права в случае деградации личности родителей и выливающимися из этого вопросами неустроенности быта, отсутствие внимания, гуманного отношения родителей к детям [13, 176].

Одна из форм работы социального педагога с семьей — социальный патронаж, представляющая собой посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно – реабилитационными целями, позволяющая установить и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь.Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях.

Патронаж может проводиться со следующими целями:

— диагностические: знакомство с условиями, в которых живёт семья, учёт возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых), выявление и изучение проблемы;

— контрольные: оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем при повторном посещении; рассмотрение хода восстановительных мероприятий, выполнения рекомендаций;

— адаптационно –восстановительные: оказание определенной образовательной, посреднической, психологической помощи.

Также можно в качестве формы работы выделить консультационные беседы. Консультирование, по определению, предназначено в основном для оказания помощи практически здоровым людям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач. Социальный педагог может применить наиболее популярные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждение, художественные аналогии, мини – тренинги.

Наряду с индивидуальными консультативными беседами, могут применяться групповые методы работы– тренинги. Социально – психологический тренинг понимается как сфера практической психологии, направленная на применение живых методов работы с группой, имеющих цель сформировать компетентность в общении.

Работа в группах предоставляет возможность обмена опытом, получения поддержки. Помимо этого, возможность попробовать себя в качестве лидера при обмене сведениями, обсуждении чего-либо формирует инициативность и уверенность родителей. [13, с.188]

Важная форма работы с семьей — социально – педагогический мониторинг– это система периодического сбора, обобщения и рассмотрения информации о происходящем в семье и принятие перспективных и текущих решений.

Сущность мониторинга семьи состоит в комплексном использовании всех источников данных о процессах и событиях семейной жизни, как носящих естественный характер (информация, предлагаемая членами семьи по собственной инициативе; непосредственное и опосредованное наблюдение, сочинения и графические работы детей о семье и т. д.), так и полученных в ходе специально организованного исследования (опрос, анкетирование, метод экспертных оценок, биографический метод, психологические методики на выявление показателей внутрисемейных отношений).

Социальный педагог стремится определить специфические черты взаимодействия между родителями и детьми, между детьми в семье, границы власти, свободы и ответственности, ставшие нормой [23, с.159]

Социально – педагогическая деятельность с семьей будет эффективна, если будут использованы все методы и формы работы в комплексе, что полагает изучение рождаемости, изучение и рассмотрение удовлетворенности браком и отношениями в семье, разбор семейных конфликтов), воспитательной функции семьи; семейного бюджета; условий быта и культурной составляющей [13, с.191].

Работа социального педагога с детьми

 

Деятельность социального педагога в образовательном учреждении разнообразна, в том числе в проведении диагностического этапа в вопросе профилактики.

Диагностика заключается в определениистепеней личностной зрелости на базе четырёх статусов подростка: психофизического, педагогического, социального, психологического, которые устанавливаются с помощью экспертных оценок по пяти бальной шкале с применением количественного и качественного анализа. Помимо этого, заполняется «Карта личности подростка группы риска» и проводится диагностика, важных для личностного роста показателей: мотивации достижения, общественного интереса, творческих возможностей, а также трудных состояний: фрустрации, тревожности, агрессии.

Одну из важных ролей в системе работы школы по предупреждению правонарушений или их возобновления осуществляет диагностика, выполняемая по единым условиям. Диагностика должна реализовывать две основные функции:

1. Своевременное выявление причин неблагополучия и отнесение ребёнка к установленному уровню риска.

2. Помощь в видении проблемы и резервов ребёнка для разработки правильной тактики в выстраивании профилактических программ.

Для своевременного выявления проблем неблагополучия школа должна с опережением вести воспитательную работу и предварять серьёзные отклонения. Во втором случае, когда ребёнок уже оказался в общественно опасном положении и профилактика здесь обращена на предотвращение повторов правонарушений.

Учащиеся 5-9 классов заполняют анкету (можно сжать круг исследуемых детей до проблемных).Проведя опрос с помощью анкеты, социальный педагог сопоставляет итоги самооценки ребёнка и экспертной оценки педагога. Группы условий социальной адаптации в обоих случаев совпадают, что разрешаетсоотноситьитоги по обеим методикам. Такая процедура вскрытиядетских проблем имеет свои преимущества: за небольшое время можно диагностировать большое число детей; не вызывает протеста у подростков; искренность ответов проверяется экспертными оценками по одинаковым параметрам; она касается всехсущественныхобластей развития ребёнка и даёт возможность установить коэффициент общественной адаптации школьника.

В случае расхождения оценок респондента и эксперта (коэффициент социальной адаптации) более чем на 10%, а средний показатель по двум методикам не превосходит 50 %, то ребёнок распределяется в группу особого внимания. Итог диагностики позволяет увидеть и проблемные места развития ребёнка, и резервы, и достижения, основываясь на которых педагог может выстроить индивидуально-профилактическую работу[26, с.74].

Как отмечает А.А. Реан, эта несложная методика вместе с организованным наблюдением и разбором обстоятельства способствует определить детей, которые могут совершить противозаконные поступки и причислить их к первой группе риска. Такие дети находятся в области особого внимания, но их нельзя поставить на школьный учёт, так как эта мера может применяться только к совершившим незаконное действие[26 ,с.72].

Со школьниками из группы особого внимания должна вестись дальнейшая диагностика, обращенная на установление социокультурных условий развития и разыскивание обстоятельств риска через нахождение «индикаторов детского неблагополучия», показателей статуса ребёнка и других характеристик его развития. После комплексной диагностики социальный педагог заполняет «Карту личности школьника группы риска».


Выводы по второй главе

1. Диагностическая функция — одна из важнейших в работе социального педагога. В практике социальной работы сформировались технологии диагностики, которые включают принципы, последовательность процедур и способов проверки различных методов исследования по этапам: знакомство с клиентом, определение задач, предмета диагностики, избрание важнейших показателей или условий; замер и разбор показателей; формулировка и оформление выводов, заключение, постановка социального диагноза.

2. Диагностика осуществляется с помощью следующих методов:

— наблюдение — метод познания и исследования, который применяется при исследовании наружных проявлений человеческого поведения и без вторжения в ход его деятельности;

— беседа – метод приобретения и исправления информации на базе вербальной (словесной) коммуникации, выступающий значимым способом исследования внутреннего мира школьника;

— анкетирование— метод множественного сбора статистического материала путем опроса;

— интервью предусматривает заранее готовые вопросы, адресованные каждому определённому испытуемому: свободное, фокусированное, формализованное, стандартизированное, с открытыми вопросами;

— метод экспертной оценки базируется на информации, полученной при проведении анкеты или интервью, где раскрывается информация, отображающая знания, суждения, ценности и установки, отношение исследуемых к событиям, явлениям реальности;

— параметрический метод заключается в соотнесении двух основных величин: старого состояния общественной единицы и сегодняшнего состояния общественной единицы;

— анализ документов;

— метод тестирования; в основе метода используются стандартизированные задания;

— биографический метод: выбор останавливается на «социальных биографиях», благодаря которым при рассмотрении личных документов можно изучать субъективные стороны жизни общества.

3.Деятельность социального педагога с семьей включает три основных составляющих социально – педагогической помощи: образовательную, психологическую и посредническую

4.Формы работы социального педагога с семьей — социальный патронаж, консультационные беседы,групповые методы работы – тренинги, мониторинг семьи.

5.Одну из важных ролей в системе работы школы по предупреждению правонарушений или их возобновления осуществляет диагностика, выполняемая по единым условиям. Диагностика должна реализовывать две основные функции: своевременное выявление причин неблагополучия и отнесение ребёнка к установленному уровню риска; помощь в видении проблемы и резервов ребёнка для разработки правильной тактики в выстраивании профилактических программ.

Заключение

По результатам работы можно сделать следующие выводы:

Социальный педагог- это специалист, изучающий общественное воспитание в связи с социализацией, иначе говоря, воспитание людей всех возрастов и разного социального положения.

К функциям социального педагога относятся: образовательно-воспитательная, диагностическая, организаторская, прогностическая, организационно-коммуникативная, функция защиты прав.

Основными направлениями деятельности социального педагога являются: социально-педагогическое исследование для вскрытия общественных и персональных проблем детей; защита прав ребенка; обеспечение поддержки семьи в воспитании личности учащегося; консультирование; профилактика, коррекция и реабилитация; поддержка в организации благоприятных условий для оптимального развития личности ребенка; поддержка общественно полезной деятельности детей и подростков; организационно-методическая деятельность.

Диагностическая функция — одна из важнейших в работе социального педагога.

Диагностика осуществляется с помощью следующих методов:

— наблюдение — метод познания и исследования, который применяется при исследовании наружных проявлений человеческого поведения и без вторжения в ход его деятельности;

— беседа – метод приобретения и исправления информации на базе вербальной (словесной) коммуникации, выступающий значимым способом исследования внутреннего мира школьника;

— анкетирование— метод множественного сбора статистического материала путем опроса;

— интервью предусматриваетзаранее готовые вопросы, адресованные каждому определённому испытуемому: свободное. фокусированное, формализованное, стандартизированное, с открытыми вопросами;

— метод экспертной оценки базируется на информации, полученной при проведении анкеты или интервью, где раскрывается информация, отображающая знания, суждения, ценности и установки, отношение исследуемых к событиям, явлениям реальности;

— параметрический метод заключается в соотнесении двух основных величин: старого состояния общественной единицы и сегодняшнего состояния общественной единицы;

— анализ документов;

— метод тестирования; в основе метода используются стандартизированные задания;

— биографический метод: выбор останавливается на «социальных биографиях», благодаря которым при рассмотрении личных документов можно изучать субъективные стороны жизни общества.

Деятельность социального педагога с семьей включает три основных составляющих социально – педагогической помощи: образовательную, психологическую и посредническую. Формы работы социального педагога с семьей — социальный патронаж, консультационные беседы,групповые методы работы – тренинги, мониторинг семьи.

Одну из важных ролей в системе работы школы по предупреждению правонарушений или их возобновления осуществляет диагностика, выполняемая по единым условиям. Диагностика должна реализовывать две основные функции: своевременное выявление причин неблагополучия и отнесение ребёнка к установленному уровню риска; помощь в видении проблемы и резервов ребёнка для разработки правильной тактики в выстраивании профилактических программ.

Таким образом, гипотеза о том, что если социальный педагог в своей работе будет использовать психологические методы, то он сможет собирать точные данные о своих клиентах, выявлять проблемы, сможет организовать эффективную помощь своим клиентам, — доказана.

Список литературы

1. Басов Н.Ф. Введение в профессию социальный педагог / Н.Ф. Басов. — М.: Академия, 2005. — 54с.

2. Василькова Т.А. Социальная педагогика: учебное пособие / Т.А. Василькова, Ю.В. Васильков. — М.: «Академия», 2008. — 440с.

3. Василькова С.М. Методы социальной работы в индивидуальной и групповой диагностике социальных проблем: методические рекомендации / С.М. Василькова; Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональный лицей «Щёлковский учебный центр Московской области». — М., 2008. —25 с.

4. Волков Б.С. Методология и методы психологического исследования / Б.С. Волков, Н.В. Волкова, А.В. Губанов.— М.: Фонд «Мир», 2005. — 352с.

5. Выгодский Л.С.Психология / Л.С. Выготский. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. — 284с.

6. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. — М.: Педагогическое общество России, 2004. — 512 с.

7. Ганзин В.А. Теория и методология психологического исследования / В.А. Ганзин, В.Д. Балин. — СПб: РИО СПб ТУ, 2001. — 75с.

8. Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. — 3-е изд. — СПб: Питер, 2004. — 558с.;

9. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования / В.И. Загвязинский. — М.:, 2005. — 208с.

10. Иванов И.И. Методология и методы психологического исследования / В.Г. Асеев, И.И. Иванов // Методологические и теоретические проблемы психологии. — М.: Наука, 1989. — 275с.

11. Исаев Е.И. Педагогическая психология / Е.И. Исаев.— М.: Юрайт, 2012.—347 с.

12. Казаков В.Г. Психология / В.Г. Казаков, Л.Л. Кондратьева. — М.: Высшая школа, 1989. — 383с.

13. Кибирев А.А. Формы социализации личности безнадзорного ребёнка в социально-ориентированном образовательном пространстве. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Новосибирск 2003. С. 38-43.

14. Коджаспирова Г.М. Педагогика / Г.М. Коджаспирова. — М.: ВЛАДОС, 2007. — 352с.

15. Краснов А.Н. Общая психология / А.Н. Краснов. — М.: Феникс, 2006. — 536с.

16. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: учебник / Л.В. Мардахаев. — М.: Гардарики, 2005. — 269 с.

17. Метод беседы в психологии. / Под ред. А.М.Айламазьян. — М.: Смысл, 1999. — 222с.

18. Методика и технология работы социального педагога / Под ред. М.А.Галагузовой, Л.В.Мардахаева. — М.: Академия,2002. — 192с.

19. Методическое письмо Минобразования РФ «О социально-педагогической работе с детьми» от 27.02.1995 г.

20. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебник для студ. учреждений высшего профессионального образования / А.В. Мудрик. — 8-е изд., испр. И доп.— М.:Академия, 2013.— 240с.

21. Немов Р.С. Психология / Р.С. Немов. — М.: ВЛАДОС, 2003. — Кн.1: Общие основы психологии. — 688с.

22. Немов Р.С. Психология / Р.С. Немов. — М.: ВЛАДОС, 2003. — Кн.3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — 640с.

23. Организация профилактики социального сиротства детей и подростков в условиях их повседневной жизни. /Под общ. ред. Алексеевой Л.С.: М., 2001.

24. Педагогика / Под ред. П.И.Пидкасистого. — М.: Педагогическое общество России, 1998. — 640с.

25. Практикум по общей психологии / Под ред. А.И.Щербакова. — М.: Просвещение, 1990. — 288с.

26. Реан А.А. Семьи и дети группы риска. //Беспризорник. 2004. №3. С. 44-47.

27. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. — СПб: Питер, 2005. — 594с.

28. Сластенин В.А. Педагогика : учеб. пособ. для студ. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин . — М.: Академия, 2002. — 576 с.

29. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога / М.В. Шакурова. — М.: Академия, 2007. — 272с.

30. Шептенко Т.А. Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.А. Шептенко, Г.А. Воронина, под. ред. В.А. Сластенина. — 2-е изд., стер.— М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 208 с.

31. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. 5-11 классы / Т.А. Шишковец. — Издательство ВАКО — 2007.