Практическое занятие 8 (2 часа)
Тема: Развитие толерантности
- Формирование установок толерантного сознания.
- Толерантность в профессиональной деятельности педагога.
- Модель толерантности.
- Интолерантность в деятельности педагога.
- Формирование у учащихся установок толерантного сознания.
- Упражнения тренинга толерантности.
В настоящее время существует множество определений понятия «толерантность», которые близки по смыслу. Рассмотрим, какой смысл вкладывал в этот термин А. Г.Асмолов.
«В зависимости от точки зрения и системы координат толерантность может быть рассмотрена в эволюционно-биологическом, этическом и политическом контекстах. В эволюционно-биологическом плане разработка концепции толерантности опирается на представление о «норме реакции», т.е. допустимом диапазоне вариантов реагирования, присущих тому или иному виду и не нарушающих его генотипа.
В этическом плане концепция толерантности исходит из гуманистических течений, в которых подчеркивается непреходящая ценность различных достоинств и добродетелей человека, в том числе достоинств, отличающих одного человека от другого. Если разнообразие людей, культур и народов выступает, как об этом упоминали еще гуманисты итальянского Возрождения, как ценность и достоинство культуры, то толерантность, представляющая собой норму цивилизованного компромисса между конкурирующими культурами и готовность к принятию иных логик и взглядов, выступает как условие сохранения разнообразия, своего рода исторического права на отличность, непохожесть, инаковость.
В политическом плане толерантность интерпретируется как готовность власти допускать инакомыслие в обществе и даже в своих рядах, разрешать в рамках конституции деятельность оппозиции, способность достойно признать свое поражение в политической борьбе, принимать политический плюрализм как проявление разнообразия в государстве.
Как мы видим, в зависимости от контекста смысловые оттенки понятия «толерантность» различны. Если обратиться к семантике термина tolerantia (лат.), то он выражает три пересекающихся значения:
1) устойчивость, выносливость;
Формирование толерантности у будущих педагогов как психолого-педагогическая ...
... формирования толерантности у будущих педагогов профессионального образования. Объект: формирование толерантности у будущих педагогов профессионального ... в современных социально-экономических и общественно-политических условиях необходимы: совершенствование образовательного процесса по ... план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития «Толерантность ...
2) терпимость;
3) допуск, допустимое отклонение».
Если рассматривать толерантность с психолого-педагогической точки зрения, следует обратить внимание на два аспекта: наличие у педагога установок толерантного сознания и их формирование у воспитанника.
2. Толерантность в профессиональной деятельности педагога
Почему так важно, чтобы современный педагог был толерантным?
В условиях роста социального разнообразия российского общества существует опасная тенденция нарастания межэтнической, экономической и политической нетерпимости. В этой ситуации толерантность, миролюбие и веротерпимость, демонстрируемые педагогом, могут стать основой модели поведения, усвоив которую молодое поколение сможет противостоять социальной агрессии во всех ее проявлениях.
Кроме того, в условиях конкуренции социально-экономическое развитие страны во многом зависит от формирования культуры переговоров, искусства поиска компромисса. Так, в процессе переговоров любые проявления неготовности к компромиссу ведут к неуспеху. Поэтому воспитание толерантности в России следует начинать с демонстрации педагогом, задающим нормы социального общения для своих учеников, культуры диалога (как основы формирования культуры переговоров).
От того, насколько сегодня у педагогов сформированы установки толерантного сознания, зависит не только насколько будут терпимы по отношению друг к другу представители различных слоев общества, но и качественный рост эффективности современной российской экономики.
Рассмотрим проблемы, с которыми сталкивается педагог на пути воспитания учеников в духе толерантности.
Основная проблема – отсутствие у молодых людей позитивных ценностных ориентиров, приводящее к тому, что жестокость начинает восприниматься в качестве социальной нормы, а насилие как одобряемый способ разрешения межличностных конфликтов. Именно поэтому уроки нравственности и духовности так необходимы современной школе.
Наличие в сознании подростка установок типа «свои — чужие» также препятствует формированию установок на миролюбие и терпимость. Это связано с рядом причин, среди которых – личные проблемы ребенка (тревожность, чувство собственной неполноценности и т.д.), а также слова взрослых, которые он слышит (прежде всего в семье).
Недопустимость использования в воспитательных технологиях образа «врага» становится задачей толерантного воспитания.
Также чрезвычайно важна проблема допустимого поведения в ситуации конфликта. Установки на бескомпромиссную борьбу и безусловную победу над противником были в течение длительного времени доминирующими в сознании россиян. В этих условиях формирование у молодого поколения установок на диалоговые способы разрешения межличностных и межгрупповых конфликтов имеет большое значение для построения демократического общества.
Поведение экспрессивное
... низкую степень изменчивости (физиогномические составляющие экспрессии). В психологии экспрессивного поведения рассматривается широкий спектр средств, с помощью которых личность выражает себя ... карманов - знак превосходства; - скрещенные конечности - скептическая защитная установка; - нескрещенные конечности и расстегнутый пиджак - установка доверия; - наклон головы вниз - отрицательное отношение; - ...
В реализации поставленной выше задачи могут помочь наработки практической психологии, в том числе те, которые были сделаны в рамках семейной и межличностной коммуникации. Один из путей обучения учащихся навыкам толерантности – демонстрация учителями соответствующих форм поведения, т.е. модели толерантности.
3. Модель толерантности
Как уже было сказано, чрезвычайно важно, чтобы педагог своим поведением демонстрировал готовность к мирному решению проблем, к диалогу и сотрудничеству. Однако данное утверждение не означает, что учитель должен быть беспринципным конформистом. Будучи толерантным, он должен уметь отстаивать свои позицию, принципы, уважать права и взгляды других людей. Такое поведение предполагает гибкость внешних поведенческих реакций при неизменности и твердости внутренних убеждений.
Говоря о гибкости поведения, необходимо коснуться вопроса о типах поведения в ситуациях конфликта и спора, о том, как именно в этих ситуациях проявляется толерантность.
Поведение в ситуации спора. Вообще поведение человека в ситуации спора свидетельствует о том, какие цели в межличностном взаимодействии он ставит перед собой: любой ценой доказать свою правоту, удовлетворив потребность в доминировании над партнером, или же попытаться понять точку зрения другой стороны. Последнее умение вырабатывается с помощью поведенческих техник. Одна из них – «конструктивный спор» – была предложена С. Кратохвилом.
Он сформулировал следующие рекомендации по ведению конструктивного спора:
— при вступлении в спор необходимо очень четко представлять цель, которую необходимо достичь (например, прояснить мнение другого человека по определенному вопросу, стимулировать его к высказыванию своей позиции и т.д.).
Крайне нежелательно стремиться к победе в словесном поединке с другой стороной; в этом случае диалогичные отношения сменяются отношениями зависимости или конфронтации;
— спор должен касаться только предмета обсуждения, недопустимы обобщения типа: «Ты всегда хочешь быть правым», «Ты никогда не принимаешь самостоятельных решений» и т. п. В противном случае происходит выяснение отношений с использованием нецивилизованных приемов общения; такой спор никогда не заканчивается конструктивно;
— нельзя использовать приемы, которые могут ранить, обидеть, оскорбить человека. К примеру: «Ты вообще некомпетентен, что с тобой говорить…».
Выделяют следующие показатели конструктивного спора:
— информативность: каждая сторона в ходе спора узнала что-то новое для себя, лучше поняла точку зрения и интересы другой стороны (в противном случае противоположные стороны, обменявшись взаимными оскорблениями, ничего нового друг о друге не узнают);
— отреагированность (открытая их демонстрация) эмоций: в ходе спора исчезли взаимная неудовлетворенность и напряженность (в противном случае после спора взаимная озлобленность только усиливается);
Проблема человека в философии XX века
... созыва Государственной Думы пытался ответить на вопрос: насколько поведение и характер человека определяются воспитанием. Он провёл анкетирование педагогов, родителей и пришёл к выводу, что лишь ... вопрос перемещается в сферу использования, применения научных открытий. В современной науке многие проблемы евгеники решаются в рамках медицинской генетики, которая ставит своей целью диагностику ...
— сближение позиций: после спора усилилось взаимопонимание (в противном случае растет недопонимание);
— устранение проблемы: в результате спора противоположные стороны пришли к общему решению и проблема, вызвавшая спор, разрешается (в противном случае проблема не решается, а откладывается на неопределенное время).
Итак, важнейшим показателем толерантного поведения является нацеленность на решение проблемы, а не на доминирование в общении. Однако и при такой установке проблема может остаться не решенной из-за неверных представлений друг о друге взаимодействующих сторон. Так как в паре «учитель — ученик» ведущим, демонстрирующим образцы должного поведения является учитель, именно он должен стать инициатором процесса взаимопонимания между собой и своими учениками. Для реализации данной задачи педагог должен, во-первых, распознавать ситуации, когда его представление об ученике неполно или искажено, а во-вторых, уметь это состояние корректировать. Последнее обстоятельство затрагивает такой важный аспект общения, как адекватность межличностных представлений.
Нарушение межличностных представлений в процессе общения и их коррекция. Любой педагог, рассказывая о своем ученике, передает свое представление о конкретной личности. Это представление может быть достаточно объективным, а может быть субъективным, в чем-то ошибочным или неполным.
Проблема формирования как можно более полного и объективного представления о человеке, с которым мы общаемся, является очень важной. Оттого, насколько мы точно воспроизводим внутренний мир другого человека, зависит взаимопонимание с ним. К тому же нарушение межличностных представлений нередко является причиной возникновения самых разных проблем, поэтому их коррекция необходима.
Представления людей о том, как необходимо вести себя в определенных типичных ситуациях (ситуационные сценарии поведения), также в значительной степени определяют то, как сложатся взаимоотношения между конкретными людьми. К примеру, если сформировавшийся в сознании педагога типовой сценарий поведения ученика в конкретной ситуации противоречит реальности, контакта, скорее всего, не будет.
Наконец, интерпретируя поведение, друг друга, люди, как правило, неосознанно применяют определенные правила и приемы (так называемые процессы «казуальной атрибуции»), усвоенные в ходе индивидуального опыта. Оттого, насколько верны эти правила, зависит то, как люди будут решать межличностные проблемы. Исходя из вышесказанного, можно выделить следующие основные задачи, которые стоят перед педагогом, настроенным на конструктивное сотрудничество с учеником:
— формирование наиболее полного и максимально адекватного представления о личности ученика;
— уменьшение роли ситуационных сценариев в выборе поведенческой стратегии по отношению к ученику.
Первая задача в какой-то степени решается с помощью развития навыков версионного мышления, предполагающего умение видеть причины того или иного поведения человека. К примеру, прежде чем реагировать на определенный поступок ученика, педагог должен попытаться выявить мотивы, его обусловившие. Навыки версионного мышления способствуют коррекции нарушений представлений о другом человеке.
Семейные отношения и формирование личности ребенка
... nbsp; отношений……………………………………8 2.2 Классификациястилей воспитания…….10 2.3 Влияние типа воспитания на поведение & ... Екатеринбург 2002 СодержаниеВведение…………………………………………………..3Глава 1. Роль семьи в развитии личности. Цели воспитания. Задачи семьи …………………….5 Глава 2. Типы семейных ...
Чтобы решить вторую задачу – уменьшить роль привычных (ситуационных) сценариев при выборе поведенческой стратегии по отношению к определенному ученику, – можно воспользоваться методикой, предложенной Э. Г. Эйдемиллером. Ее суть состоит в том, что для уменьшения влияния ситуационных сценариев на процесс принятия решения человеку предлагается представить последствия того или иного выбора. Например, решая, стоит ли в очередной раз разрешить ученику пропустить занятие, можно представить реакцию его одноклассников или сокурсников, отношение ученика к предмету после «поблажки», к преподавателю, который согласился исполнить данную просьбу, и т.д. Без этого мысленного эксперимента педагог будет действовать по шаблону – так, как действовал раньше. К примеру, он не разрешит ученику пропускать занятия, так как никому никогда этого не позволял.
Таким образом, умение представлять будущие обстоятельства, чувства и мысли своих учеников помогает педагогу выстраивать более гибкую систему взаимоотношений с ними, что способствует созданию отношений сотрудничества и, что не менее важно, задает ту модель поведения, которая будет ими усвоена и воспроизведена.
Поведение в ситуации ошибки. Еще один важный показатель толерантного поведения – умение исправлять собственные педагогические ошибки. Великий Педагог и Человек Я.Корчак считал, что хороший воспитатель отличается от плохого количеством сделанных ошибок и причиненного воспитанникам вреда. Он писал: «Есть ошибки, которые хороший воспитатель делает только раз и, критически оценив, больше не повторяет, долго помня свою ошибку. Если хороший воспитатель от усталости поступит бестактно или несправедливо, он приложит все усилия, чтобы как-то механизировать мелкие надоедливые обязанности, ведь он знает, что все неладное от нехватки у него времени. Плохой воспитатель все свои ошибки сваливает на детей.
Хороший воспитатель знает, что стоит подумать и над пустяшным эпизодом, за ним может стоять целая проблема, – не пренебрегает ничем… Хороший воспитатель знает, что он делает по требованию торжествующих властей, господствующей церкви, в силу укоренившейся традиции, принятого обычая, под железным диктатом существующих условий. И он знает, что диктат этот имеет в виду добро детей лишь постольку, поскольку учит гнуть спины, подчиняться, рассчитывать, приучает к будущим компромиссам.
Плохой воспитатель полагает, что дети и в самом деле должны не шуметь, и не пачкать платья, и добросовестно зубрить грамматические правила.
Умный воспитатель не куксится, когда он не понимает детей, а размышляет, ищет, спрашивает их самих. И они его научат не задевать их слишком чувствительно – было б желание научиться!».
Чтобы лучше понять своих воспитанников и их проблемы, Я.Корчак ввел в интернате, где он работал, обычай – учащиеся писали воспитателю письма и записки, складывая их в специальный почтовый ящик. «…Часто легче написать, чем сказать. Нет воспитателя, который не получал бы писем с вопросами, просьбами, жалобами, извинениями и признаниями. Так всегда велось, почтовый ящик только закрепляет разумный обычай…
Исследование межличностных отношений учащихся старших классов
... 1) рассмотреть общее представление о межличностных отношениях; 2) рассмотреть общую характеристику межличностных отношений учащихся старших классов; 3) подобрать методику, сформулировать ... углубляет имеющиеся представления о межличностных отношениях; возрастных особенностях отношений старших школьников. База исследования. Для изучения межличностных отношений учащихся старших классов было проведено ...
«Ко мне ребята пристают…»
«Я на вас сержусь…»
«Я хотел бы с вами поговорить об одном очень важном деле…»
Письма бывают обычные, изо дня в день одни и те же, и крайне редкие, необыкновенные. О том, что повторяется изо дня в день, ты успеешь еще подумать не сегодня, так завтра. Над содержанием необыкновенного письма думаешь дольше…
Я лично утверждаю, что почтовый ящик… облегчает словесное общение с детьми. Я выбираю детей, с которыми необходимо поговорить по-товарищески, по душам или со всей серьезностью, и могу выбрать подходящий для себя и для ребенка момент…
Бесспорно, бывают дети, которые не любят писать, но, пожалуй, это исключительно те, кто рассчитывает на свое обаяние… – на особое расположение, удачный момент. Эти дети желают заставлять, а не просить. Тот, кто уверен в своей правоте и полагается лишь на нее, подает заявление и спокойно ждет решения».
4. Интолерантность в деятельности педагога
Говоря о толерантности в деятельности педагога, нельзя не коснуться противоположного стиля поведения, называемого ин-толерантным. Такая необходимость вызвана тем, что педагоги обычные люди и ничто человеческое им не чуждо: они также могут недолюбливать одних воспитанников и симпатизировать другим, кому-то завидовать, а с кем-то порой и враждовать. Но в отличие от простых смертных педагоги обязаны рефлексировать собственные действия, так как слишком велика цена ошибок: те модели поведения и человеческих взаимоотношений, которые учащиеся усвоят в школе и вузе, они пронесут с собой через всю жизнь.
Интолерантность педагога может быть связана с авторитарной личностью педагога и его неумением строить конструктивные взаимоотношения с учащимися.
Педагог как авторитарная личность. Авторитарная личность характеризуется конформизмом, консерватизмом, антидемократизмом, наличием разного рода предубеждений. Авторитарная личность склонна подчиняться тем, кто имеет власть, и унижать и издеваться над теми, у кого ее нет. Люди с таким психологическим изъяном слепо подчиняются авторитету.
Пример авторитарной личности – комендант нацистского лагеря смерти Освенцим Р.Хесс. После войны он объяснял убийство около 2,5 миллиона человек тем, что «просто выполнял приказы».
Понятие «авторитарная личность» было введено Э. Фроммом и явилось предметом специального исследования, проводимого под руководством Т. Адорно.
Согласно Т. Адорно, людей с авторитарным типом личности отличает следующее:
— они с готовностью подчиняются авторитету, проявляя агрессию по отношению к зависимым от себя людям;
— они с готовностью принимают общественные условности и правила и легко им подчиняются, проявляют нетерпимость по отношению к тем, кто их нарушает;
— они воспринимают мир в черно-белом цвете и испытывают отвращение к оттенкам серого.
Особенности межличностных отношений учащихся младшего школьного ...
... школьников с интеллектуальной недостаточностью Глава 2. Изучение особенностей межличностных отношений у учащихся младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью 2.1 Цель, задачи, ... Теоретические основы изучения специфики межличностных отношений у учащихся младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью 1.1 Межличностные отношения: сущность понятия, структура, средства ...
Хотя авторитарность является относительно стабильной личностной характеристикой, которая формируется в детстве, она имеет склонность усиливаться в ситуациях фрустрации. Педагоги, которым в некоторой степени свойственна авторитарность, при определенных обстоятельствах могут психологически травмировать своих учеников.
Неумение педагога строить конструктивные отношения с учащимися. Для того чтобы продемонстрировать, в чем состоит неумение педагога строить конструктивные отношения с учащимися, проанализируем некоторые примеры нетерпимости первых по отношению ко вторым.
Преподаватель выбирает из класса или группы одного учащегося, которого постоянно публично критикует, поучает, наставляет. Оценки, которые получает данный учащийся на занятиях этого педагога, ниже оценок его одноклассников. Все старания учащегося как-то отличиться, заслужить похвалу преподавателя тщетны.
Старшеклассники, рассказывая о подобных случаях, объясняли поведение преподавателя завистью к молодости, материальному благополучию, способностям более молодого «товарища». Правы или не правы ребята в своих оценках? На этот вопрос трудно ответить. Однако мы знаем точно: если ученики таким образом воспринимают причины придирчивости педагога, виноват в этом только преподаватель, не сумевший внятно объяснить суть своих требований по отношению ко всем учащимся.
Мы неслучайно обратили внимание именно на то, что требования должны быть одинаковыми для всех учащихся: ведь в случае, когда у преподавателя есть «нелюбимый» ученик, у него почти всегда есть и «любимчики» – те, по отношению к кому он более лоялен и менее требователен. Кто откажется добровольно от роли последних? Немногие. В этом случае преподаватель создает ситуацию, при которой «любимчики», не брезгуя никакими методами, будут стараться как можно дольше пользоваться «благами» учителя, в буквальном смысле подставляя нелюбимых учеников.
Описанный выше прецедент опасен: тот, кому позволили строить свою карьеру, посягнув на интересы другого, и дальше пойдет по жизни путем использования любых средств для достижения своих целей.
Известный педагог Ш.А. Амонашвили так оценивает данную ситуацию: «В нашем обучении недопустимы такие антипедагогические меры, которые, подчеркивая успехи или неудачи школьника, вычленяют его из детского коллектива и противопоставляют ему, например: «Смотрите, какой он у нас способный, он – моя гордость, он лучше всех вас, умнее всех, берите с него пример!» и т.д. или: «Он позорит всех нас, он лентяй, не хочет учиться, не смог решить даже такой простой задачи!» и т. п. Цель наших воспитательных воздействий заключается в том, чтобы научить весь детский коллектив с доверием относиться к каждому своему члену, верить в перспективы каждого и радоваться успехам своего товарища, повышая требовательность к нему…».
Преподаватель перед всем классом заявляет, что не верит в будущие профессиональные успехи, в способности к обучению и профессиональным достижениям определенных ребят. Педагог сравнивает этих учащихся с другими, более успешными. Какая внутренняя потребность заставляет преподавателя публично сомневаться в возможностях учеников? На наш взгляд, внутренняя ущербность педагога, испытывающего радость от унижения другого человека.
Уровень усвоения понятий учащимися старших классов коррекционной школы
... К наиболее характерным чертам усвоения естествоведческих знаний учащимися вспомогательной школы исследователи (В.Н. Синев, Л.С. Стожок, Е.Д. ... усвоения знаний, но и от специальной работы преподавателя в этом направлении. 1.2 Особенности мыслительной деятельности ... дошкольников тексты, содержащие временные, причинные и другие отношения. Умственно отсталые ученики воспроизводят материал упрощенно, ...
Какой урок извлекут учащиеся от общения с таким преподавателем? Урок вседозволенности: они будут считать, что тот, у кого в руках сила и власть, может позволить себе унижать зависимых от него людей.
Ш.А. Амонашвили пишет по этому поводу следующее: «Педагог должен действительно верить в возможности каждого ребенка и любые отклонения в его развитии рассматривать в первую очередь как результат недифференцированного методического подхода к нему. Воспринимать естественные неудачи школьника как его неспособность и реагировать на это осуждающе, пусть даже с глубоким сочувствием, но без ориентировки на их обязательное преодоление в будущем негуманно по отношению к личности ребенка».
Примером негуманного поведения педагога по отношению к личности ребенка может служить и следующий случай.
Преподаватель, «борясь» с каким-то учеником, собирает вокруг себя группу единомышленников из числа друзей молодого человека. Иначе говоря, педагог активно ищет сторонников в противостоянии с тем, кто от него зависим.
Вновь зададимся вопросом: «Какая внутренняя потребность заставляет воспитателя тратить свое время и душевные силы на доказательство воспитаннику своего превосходства?» Самореализация за счет публичного унижения другого? Не есть ли это демонстрация слабости, а не силы?
Какой урок извлекут для себя молодые люди, наблюдающие за таким поединком? Урок предательства: «Если хочешь спокойной жизни, не вмешивайся, когда унижают твоего друга». Такую цель ставил для себя преподаватель?
Описывая вышеперечисленные случаи, мы сами не стремимся «заклеймить» те модели поведения, которые не вызывают у нас симпатии. На наш взгляд, преподавателю, который позволяет себе психологическое насилие по отношению к учащемуся, необходима психологическая поддержка. Такому педагогу нужна помощь в принятии установки на ненасилие, на конструктивное разрешение проблемы, в освоении приемов цивилизованного выхода из конфликтных ситуаций. Но преподаватель (в том числе будущий) должен осознать необходимость в формировании навыков терпимости, стрессоустойчивости и умения конструктивно взаимодействовать с другими людьми.
5. Формирование у учащихся установок толерантного сознания
Сегодня практически во всех регионах страны разрабатываются и внедряются программы по формированию у учащихся средней и высшей школы установок толерантного сознания. Общее, что их объединяет, – стремление обеспечить готовность подрастающего поколения идти на диалог, а не на конфронтацию в ситуации конфликта, готовность к принятию взглядов, мнений и позиций, отличных от их собственных.
Диалог как приоритетная форма общения между людьми отрабатывается с учащимися преимущественно в процессе коммуникативных тренингов. Цели и задачи этих тренингов – развитие коммуникативных навыков, обучение конструктивным способам выхода из конфликта. Для получения планируемых результатов используются такие коммуникативные техники, как «Я-высказывание», «постановка себя на место другого», «формулировка проблемы в ситуации межличностного конфликта», техники активного и эмпатического слушания и т.д.
Теоретические аспекты проблемы развития творческого мышления ...
... состава педагогов и учащихся, систематически применяемая (в определенные отрезки времени) для коллективного и индивидуального решения задач обучения, развития и воспитания. 1. Теоретические аспекты проблемы развития творческого мышления студентов ...
Формирование готовности к принятию иных логик мышления и взглядов на жизнь осуществляется в ходе знакомства на учебных занятиях с отличительными особенностями разных культур и наций, традициями и обычаями конкретной страны. Часто на таких занятиях учащиеся обсуждают проблемы национальных меньшинств и вынужденных мигрантов.
Различия в проводимых мероприятиях касаются в основном тех конкретных способностей и умений, которые планируют сформировать у учащихся разработчики программы, и применяемых для этого методов. К примеру, Г. В.Солдатова с сотрудниками предполагают, что результатами обучения должны стать:
— формирование умения выражать свое мнение, быть терпимым, сопереживающим, понимающим;
— развитие коммуникативных навыков; обучение конструктивным способам выхода из конфликта;
— развитие способности к самоанализу; -развитие социальной восприимчивости;
— обучение межкультурному пониманию и толерантному поведению в межэтнических отношениях;
— развитие эмпатических способностей у педагогов и учащихся;
— воспитание терпимости к инакомыслию;
— воспитание у учащихся неприятия к проявлению жестокости и любых форм насилия.
В средней общеобразовательной школе № 24 г. Брянска цели, которые поставили перед собой разработчики аналогичной программы, таковы:
— создать условия для становления здоровой, разносторонне развитой и социально мобильной личности, готовой к самосовершенствованию и жизни в современных условиях;
— научить учащихся разрешать конкретную социальную проблему за счет собственной активности и совместной деятельности со взрослыми.
Последняя цель реализуется вполне конкретно – через постановку задач, среди которых:
— выявление социальной проблемы;
— определение того, что учащийся может сделать сам, а что в сотрудничестве с педагогом;
— разработка и осуществление плана действий;
— оформление результатов своей деятельности в виде конечного продукта;
— рефлексия полученного опыта1.
Цель программы «Толерантность», реализуемой в школе № 34 г. Брянска, звучит так — формирование собственного взгляда на проблемы страны путем коллективного обсуждения следующих вопросов.
— Как общественность видит проблему?
— Что ценно для людей, а что нет, и каков конфликт между этими ценностями?
— Что люди желают (не желают) делать для решения проблемы?
— Какие затраты и последствия приемлемы?
Пример формирования установок толерантного сознания описала московский психолог М. Битянова.
«Два преподавателя 9-го «Б» класса нашей школы – истории и географии – одновременно забили тревогу: на их уроках в течение последней недели несколько раз поднимались неприятные, агрессивные, в «черносотенском» духе разговоры на тему чеченцев, лиц «кавказской национальности» и евреев. Все попытки убедить подростков, словесно воздействовать на них не привели к успеху: ребята еще больше распалялись, их высказывания становились крайне экстремистскими. Для школы это ситуация чрезвычайная, неприемлемая. Что делать? Были, конечно, предложения о принятии всяческих административных мер: разговоров, приглашения родителей. Но, к чести педагогов, они пошли по другому пути, к ним присоединились и мы, психологи.
Мы написали открытое письмо всем »гражданам» Экономической школы-лицея (ЭШЛ), в котором достаточно эмоционально высказали свою позицию по этому вопросу и прописали шаги, которые мы собираемся предпринять. А именно: обратиться в совет школы с просьбой провести опрос всех граждан ЭШЛ по данному поводу, организовать публичные дебаты и посвятить теме национализма несколько публикаций в школьной газете. Письмо было подписано, размножено и развешано по всей школе.
Через день социологическая группа совета школы провела опрос. Выявилась небольшая группа ребят, заявивших о своей готовности принять участие в дебатах и отстаивать националистические взгляды, и очень большая группа, готовая активно составить им оппозицию. Психологи предложили обеим сторонам помощь в подготовке (в обучении навыкам ведения спора).
Но это внешняя канва. Важнее другое. Классные руководители рассказывали, что письмо и опрос потрясли ребят. Во всех классах было много внутренних разговоров и споров на эту тему. В каждом классе есть нерусские дети. Выяснилось, что многие из них втайне беспокоились о том, что думают о них одноклассники. Они получили поддержку от своих ребят, и это для большинства из них было важно.
Дебаты были подготовлены, но не состоялись. Одна из групп (думаю, вы догадались, какая) отказалась от участия». Думаем, такой путь решения сложных проблем вызывает только уважение.
Пример организации межэтнического взаимодействия школьников приведен в учебнике «Социальная психология» Р.Чалдини, Д. Кенрика и С. Нейберга. Авторы описывают американский опыт работы мозаичных классов, в которых было организовано сотрудничество между детьми разной расовой принадлежности.
Каждый школьник становился членом команды из шести учеников разных пола и расовой принадлежности. Материалы урока специально разделялись на шесть частей. Сначала каждому ученику давалась одна часть материала; он встречался с экспертной группой, которая состояла из членов других команд, получивших то же задание. Затем ученики возвращались в свои команды и передавали товарищам приобретенные ими знания. Поскольку информация, которая была у каждого из учеников, представляла собой только часть материала (по терминологии разработчиков проекта – мозаики), чтобы выучить весь урок, каждый ученик должен был полагаться на других членов команды.
При такой организации занятий учитывалось следующее:
-разделяясь на экспертные группы, все школьники могут лучше подготовиться к тому, чтобы успешно преподать материал своим командам;
— поскольку по командам учеников распределяет педагог, контакт между преподавателями разных национальностей и полов получает поддержку и одобрение старшего;
— ученики имеют одинаковый статус в классе – они не разделены по национальному или половому признаку и исполняют одинаковые обязанности;
— контакт происходит на индивидуальном уровне, что позволяет школьникам увидеть положительные качества друг друга;
— ученики сотрудничают друг с другом, работая над общей задачей: выучить сегодняшний урок;
— так как результаты обучения у школьников, работающих в таких группах, обычно бывают лучше (особенно у тех, кто прежде учился плохо), всем членам команды выгодны успехи своих товарищей.
В результате эксперимента было выявлено, что школьники, которые учатся в классах, построенных на сотрудничестве, чаще дружат с детьми другой этнической принадлежности и успеваемость школьников в таких классах повышается.
Таким образом, классы, построенные на сотрудничестве, могут стать мощным оружием в борьбе против негативных предубеждений, стереотипов и дискриминации.
Для педагога чрезвычайно важно быть толерантным в ситуациях, когда ученик своим поведением вызывает у него антипатию, недоумение, а иногда злость и раздражение. Отвечая терпением и пониманием на провокацию учащегося, воспитатель демонстрирует всем членам группы, что такое уважение к человеку и выдержка.
9