Философские термины

1. Абсолют — первоначало всего сущего, которое не зависит не от чего другого, само содержит все существующее и творит его.

2. Абстракция — процесс мышления, в котором множество отвлекается от единичного, случайного, несущественного и выделяет общее, необходимое, существенное, чтобы достигнуть научного объективного познания.

3. Агностицизм — учение о непознаваемости истинного бытия, то есть трансцендентности божественного; непознаваемости истины и объективного мира, его сущности и закономерностей.

4. Аксиология — учение о ценностях.

5. Акциденция — несущественное, изменчивое, случайное, которое может быть опущено без изменения сущности вещи.

6. Анализ и синтез — Анализ — процедура мысленного расчленения целого на части

Синтез — процедура мысленного сознания целого из частей.

7. Аналогия — сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах, качествах отношениях.

8. Архетип — прообраз, первичная форма, образец.

9. Атрибут — признак, примета, существенное свойство.

10. Бессознательность — психическая жизнь, совершающаяся без участия сознания.

11. Бытие — философская категория означающая 1. Сущее в его отвлеченности от наполняющих его многообразий, некая единица, с которой начинается реальность. 2. Сущность, конкретная полнота, тождественная истине. Целостная реальность.

12. Вера — принятие чего-либо за истину, не нуждающиеся в необходимом полном подтверждении истинности принятого со стороны чувств и разума и, следовательно, н не могущее претендовать на объективную значимость.

13. Вероятность — возможность, взятая с ее количественной стороны.

14. Возможность и действительность — возможность — это, тенденции возникновения и развития чего уже имеются в действительности, но что еще не стало наличием бытия. Действительность — весь объективно существующий мир, конкретный, явления взяты в единстве с их сущностью. — конкретное бытие отдельного объекта, в определенное время, условия.

8 стр., 3967 слов

3. Учение Платона о государстве. Основные типы государств

... математ.) изучают лишь отдельные стороны бытия. В «Метафизике» Аристотель развивает учение о причинах и первоначалах всего ... деятельности, причем устойчивые результаты, образующие объективную "цепь развития", объективную закономерность. Но для Маркса главное было ... Осознание бессмысленности своего существования, превращающее наше сознание в "несчастное сознание", превращает смысл жизни в следующую ...

15. Время — универсальная форма материи… субъект времени — основано на осознании времени. Объект времени — измеряется определенными отрезками.

16. Гедонизм — этическое направление, рассматривающее чувственную радость, удовольствие, наслаждения как мотив, цель или доказательство всего нравственного поведения.

17. Гилозоизм — философское направление, рассматривающее всю материю с самого начала как живую. Дух и материя не существуют друг без друга. Весь мир — универсум, нет границ между неживым и психическом, так как это порождение единой про материи.

18. Гипотеза — хорошо продуманное предположение, выраженное в форме научных понятий, которое должно в определенном месте восполнить проблемы эмпирического познания или связать различные знания в единое целое либо дать предварительное объяснение факту или группе фактов.

19. Гносеология — учение о познании / метафизическая составная часть теории познания наряду с логической и психологической.

20. Движение — процесс изменения, не имеющий определенного направления.

— форма существования материи и духа.

21. Дедукция и индукция — дедукция — форма мышления, основанная на выведении частного из общего. Индукция — форма мышления, основанная на движении знания от отдельного, особенного к всеобщему, закономерному.

22. Деизм — форма веры, в основе лежит признание, что Бог — первопричина мира, но после его сотворения движение мироздания совершается без участия Бога.

23. Детерминизм — учение о первоначальной определяемости всех происходящих в мире процессов, включая все процессы человеческой жизни.

24. Деятельность — форма существования человеческого общества; проявление активности субъекта, выражающееся в целесообразном изменении окружающего мира и самого себя. Носит осознанные характер, включает в себя цель, средство, результат и сам процесс.

4 стр., 1812 слов

Принципы специального образования. Технология и методы спец образования. Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе спец образован

... обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе спец образования Учебно-познавательная деятельность человека с особыми образовательными ... и качественного усвоения и закрепления в доступной форме предъявляемого учащимся материала), персональные компьютеры, ... это человек с особым складом души, деятельный, инициативный, энергичный, уверенный в успешном результате своей профессиональной ...

25. Диалектика — искусство аргументации, наука логики.

26. Догма — философский тезис, истинность которого вследствие этого кладется в основу той или иной философской системы.

27. Дуализм — сосуществование 2-х различных, несводимых к единству начала, принципов, образов.

28. Дух — выражающее идеальное начало, от которого исходит творческая сила, совершенствующая и поднимающая человека и мир к абсолютному, безусловно, ценному.

29. Душа — понятие, выражающее исторически изменившиеся воззрения на психику и внутренний мир человека.

30. Жизнь — особая форма существования, характеризуемая целостностью и способностью к самоорганизации; специфический способ разрешения противоречий внешнего и внутреннего, части и целого.

31. Закон — тождественное, постоянное, повтор наблюдающийся в явлениях и в процессах.

32. Знак — чувственно — воспринимаемый предмет, который в процессе духовной деятельности представляет другой, отличный от него предмет.

33. Знание — результат процесса познания, истинность, которая проверяется в ходе практики; отражение действительности в сознании человека в виде восприятий, представлений, понятий, теорий; процесс понимания, оценки явлений бытия.

34. Идеальное — субъективный образ объективной реальности, возникающий в процессе целесообразной деятельности человека, выраженное в формах сознания и воли человека.

35. Идеология — социально-философская категория, определяется как система политических, правовых, нравственных, эстетических, религиозных и философских взглядов, в которых сознается и оценивается отношения общества к социальной действительности.

7 стр., 3078 слов

Человек как предмет познания

... изучения человека были заложены в натурфилософии, естествознании и медицине. Познание природы, окружающего человека материального мира и познание человека, выделяющегося ... организацию. Совокупность важнейших свойств индивида и их сложных образований выступает в наиболее интегративной форме в ... и общественных наук основывается на философском учении о человеке. Уже в настоящее время взаимодействие наук ...

36. Имманентно — внутреннее присущее предмету, явлению или процессу.

37. Инстинкт — совокупность врожденных устойчивых форм поведения животных.

38. Интерпретация — истолкование, объяснение; приписывание значений (смыслов) элементам теории.

39. Интроспекция — самонаблюдение, наблюдение человеком за собственной внутренней осознанной психической жизнью.

40. Истина — адекватное отражение объективной реальности познающим субъектом, воспроизводящее познаваемый предмет так, как он существует вне и независимо от сознания.

41. Историческое и логическое — понятия теоретической философии 1. В онтологической истории — процесс становления и развития объекта. Логическое — результат исторического развития, теоретическое воспроизведение объекта в развитом состоянии. 2. В гносеологии — историческое — метод познания; воспроизведение последовательности решающих стадий процесса развития и переходы между ними. Л- метод познания в статике, когда системы сформированы.

42. Качество — это система важнейших, необходимых свойств предметов — внешняя и внутренняя определенность системы характерных черт предметов, теряя которые предметы перестают быть тем, что они есть.

43. Количество — совокупность таких изменений в материальной системе, которые не тождественны изменению ее сущности.

44. Логос — глубинная божественная закономерность, которая направляет все бытие.

— посредник между внеприродным Богом и творимым им миром.

45. Материя — то, из чего все происходит, телесное первоначало.

46. Метафизика — важнейший раздел философского учения, умозрительно трактующий наивысшие, последние начала бытия, недоступные для известного понимания.

47. Методология — учение о научном методе познания.

— совокупность методов, применяемых в какой-либо области человеческой деятельности.

48. Мировоззрение — система наиболее общих представлений о мире в целом и месте человека в этом мире.

49. Мистика — практика, целью которой является слияние, единение с абсолютом, субстанцией.

6 стр., 2945 слов

Гносеология — это философское учение: о познании мира

... Августин ГГГГГГГГГГГ Гносеология - это философское учение: о познании мира Готовность бескорыстно действовать ради блага других ... эпохи: Ренессанса Вся совокупность материальных и духовных ценностей определяется категорией: культуры Вторстепенные изменения ... отношения Личность определяется как: свободный человек- - человек самостоятельного выбора и ответственности МММММММММММММ Материализм ...

— философские и теоретические доктрины, обосновывающие мистическое и мировоззрение и практику.

50. Монизм — понятие, характеризующее такое мировоззрение, которое объясняет существование всего, что есть в мире, как следствие видоизменений субстанции — первоначала, первопричины, единой основы всего сущего.

51. Мышление — высшая ступень познания и идеального освоения мира в формах теорий, идей, целей человека. Опираясь на чувственную сферу преодолевает их ограниченность и проникает в сферу существенных связей мира, его законов.

52. Наблюдение — познавательная деятельность, связанная с преднамеренным целенаправленным восприятием предметов и явлений внешнего мира.

53. Необходимость и случайность — необходимость — то, что вытекает из самой сущности материальных систем, процессов, событий и что должно произойти так, а не иначе. Случайность — то, что имеет основание и принцип преимущественно не в себе, а в другом, что вытекает не из главных связей и отношений, а из побочных; что может быть, а может и не быть; может произойти так, а может и иначе.

54. Нигилизм — отрицание идеалов и ценностей духовного порядка, отрицание культуры.

55. Общество — совокупность объективных общественных отношений, которые существуют в исторических определенных формах и складываются в процессе совместной практической деятельности людей.

56. Онтология — учение о бытии как таковом, не зависимом от частных его разновидностей.

57. Опредмечивание — философская категория, характеризующее способ бытия человека в мире; - процесс реализации человеком своих способностей, в устойчивых формах предметного бытия.

58. Пантеизм — философское учение, согласно которому бог представляет собой безразличное начало, находящееся не за пределами природы, а тождественное с нею.

8 стр., 3611 слов

Концепция человека Эриха Фромма в философской антропологии

... к формированию общественного характера (эта категория введена Э. Фроммом), то есть стабильной и четко выраженной системы ориентации. Философская антропология Фромма включает в себя ... общества. Другим важным понятием в учении Фромма о человеке является понятие «социального характера». Он представляет собой «только ту совокупность черт характера, которая присуща ...

59. Парадигма — совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование, которая воплощается в научной практике на данном этапе.

60. Понятие — мысль, которая выделяет из некоторой предметной области (универсума) и собирает в класс (обобщает) объекты посредством указания на их общий и отличительный признак.

61. Практика — целенаправленная, предметно-чувственная деятельность человека по преобразованию материальных систем.

62. Пространство — философская категория, для обозначения такого эмпирического качества для человека как протяжность.

63. Психика — способность организма к отражению внешней и внутренне среды.

64. Разум — обозначает абсолютное начало, которое составляет ядро родовой сущности человека и проявляет себя в формах познания, организации и производства.

65. Рационализм и иррационализм — Иррационализм — в онтологии — учение, по которому в мире нет устойчивых фиксированных элементов и связей между ними. В гносеологии — учение о непознаваемости иррационального мира с помощью логики и науки

Рационализм — в онтологии — учение, по которому в мире существует оформленные устойчивые, воспроизводимые элементы, связи между ними, следовательно оценка, контроль и влияние под системой. В гносеологии — учение, по которому сознание и подсознание также можно представить в виде системы.

66. Редукция — возвращение к прежнему состоянию, связей сложного к более простому.

67. Релятивизм — философское учение, развернутое принципа «все относительно» (отрицание абсолютного, норм. Вещи — совокупность отношений, изменений).

68. Рефлексия — принцип научного и философского мышления, обращение мышления на себя.

69. Самосознание — познание и оценка человеком самого себя как мыслящего, чувствующего и деятельного субъекта; неотъемлемая часть сознания.

8 стр., 3793 слов

Диагностика индивидуальных свойств человека, влияющих на межличностные отношения

... личность противоположного типа). 0-8 - ответственный по отношению к людям, деликатный, мягкий, добрый, эмоциональное отношение к людям проявляет в сострадании, симпатии, заботе, ласке, умеет ... ответственно-великодушному признаку учащиеся ответственны по отношению к людям, деликатны, мягки, добры, эмоциональное отношение к людям проявляют в заботе, симпатии, заботе, ласки, умеют подбодрить ...

70. Свобода — способность человека к активной деятельности в соответствии со своими желаниями.

71. Сенсуализм — направление в понимании происхождения и сути знания, достоверность которых определяется сферой чувств.

72. Синкретизм — фил. категория, характеризующая особый тип соединения разнородных факторов в целостности, когда множество элементов не теряет своего своеобразия в единстве, а единство не позволяет элементам перейти в состояние хаоса.

73. Система — упорядоченное определенным образом множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство.

74. Сознание — философская категория; обозначающая человеческую способность идеального воспроизведения действительности.

75. Солипсизм — фил. термин, обозначает точку зрения, согласно которой несомненна одна реальность моего сознания.

76. Структура — совокупность устойчивых отношений и связей между элементами системы.

77. Субстанция — первооснова; то, что не зависит от другого и порождает другое, первопричина сущего.

78. Субъект и объект — субъект — источник познавательной активности. Объект — то, на что направлена познавательная активность субъекта.

79. Сущее — категория онтологии, обозначающая: 1. Совокупность многообразных проявлений бытия. 2. Любую вещь или субъект в аспекте их причастности к бытию. 3. Онтологический абсолют.

80. Существование — категория онтологии для обозначения бытия, возникающей из сущности, наличного бытия, явлений.

81. Сущность и явление — сущность — отношения или свойства системы, отношения от которых зависят другие ее отношения или свойства. Явления — свойства, признаки и отношения системы, обусловленные ее сущностью.

82. Творчество — деятельность общества, социальных групп, классов, отдельных личностей, в ходе которой создается новое, никогда ранее не существовавшее. Единство репродуктивной и продуктивной деятельности.

83. Теодицея — «оправдание Бога» стремление снять противоречие между всемогуществом и предельной справедливостью Бога.

84. Теория — высшая ступень научного познания, дающего всестороннее отражение предмета в его целостности и развитии; форма организации и упорядочивания представлений о какой-либо сфере реальности.

85. Традиция — универсальная форма сохранения жизни социальной организации, культуры, духовных сил человека.

86. Трансцендентный — понятие обозначающее то, что выходит за пределы нашего чувственного опыта, эмпирического познания.

87. Утилитаризм — жизненная ориентация и этическое учение, в соответствии с которым высшей ценностью признается индивидуальная польза, выступающая мерой добродетельности человека.

88. Утопия — образ идеального общественного устройства

— литературный жанр

— стиль мышления

89. Факт — общенаучная и философская категория, обозначающая конечные единицы изучаемого предмета, знание о котором должно обладать достоверностью.

90. Фатализм — мировоззрения, рассматривающее каждое событие и каждый человеческий поступок, как неотвратимую реализацию предопределения, судьбы.

91. Форма и содержание — содержание — все, что содержится в системе (элементы, отношения, процессы, тенденции развитии).

Форма — внешнее выражение содержания, внешняя конфигурация вещи, предмета, его пространственно-временные границы. Способ существования материи.

92. Целесообразность — соответствие предмета определяющая нормы (внешние или внутренние), которая выступает в данной ситуации как цель.

93. Целое и частное — то, у чего не отсутствует ни одна из тех частей, состоя из которых оно именуется целым от природы, а большие то, что там объемлет объемлемые им вещи, что последние образуют нечто одно целое передает свою специфику частям.

94. Эволюция — философская и общенаучная теория, дающая обобщенное выражения совокупности концепций развития природы, общества, духа.

95. Эклектизм — бессистемное, лишенное единого основания соединение разнородных положений, идей, концепций.

— тенденция в философии, направленная на то, чтобы взять «лучшее» из разных философских учений.

96. Эксперимент — термин, обозначающий исследование явлений посредством активного воздействия при помощи сознания новых условий, соответствующих целям исследования.

97. Элемент — далее неделимый компонент системы при данном способе ее различения.

— объект, входящий в состав определенной системы и рассматриваемый в ее пределах как неделимый.

98. Эмпиризм — направление в теории познания, считающее чувственный опыт основным источником знаний.

99. Эсхатология — учение о конечных судьбах мира и человека, о страшном суде.

100. Язык — система знаков, имеющих значения; способ существования сознания и общения человека. Функции: информативная, коммуникативная.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector