Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «донской государственный технический университет» (д

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «донской государственный технический университет» (дгту)

Факультет Управление и предпринимательство

Кафедра Социальная работа

Заведующий кафедрой

_____________ _Н.И. Басина___

личная подпись инициалы, фамилия

«___"__________________201__ г

Рабочая программа

По дисциплине _Б1. Психология личности и группы_________________________________

(шифр дисциплины по учебному плану, название)

По направлению (специальности) _140 500 «Энергомашиностроение"____________________

(код, название без кавычек)

Форма и срок освоения ООП: __очная, заочная, нормативный, сокращенный______________

(очная, заочная, нормативный, сокращенный, ускоренный)

Общая трудоемкость — __2,5__ (з.е.)

Всего учебных часов — __80__ час.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

СЕМЕСТР

Нормативный срок

Сокращенный срок

очная

заочная

очная

заочная

Экзамен

Зачет

7

КР

КП

Адреса электронной версии программы__________

Ростов-на-Дону

2012 Г. Лист согласования

Рабочая программа по дисциплине _Психология личности и группы__________________

(наименование)

составлена в соответствии с требованиями основной образовательной программы, сформированной на основе Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности)

140 500 «Энергомашиностроение"_________________________________________________

Дисциплина относится к циклу _________Б1_______________

(Б1, Б2, Б3 и т. д.)

Рабочая программа составлена к.п.н, доц. Смирновой С.Б.

рассмотрена и одобрена на заседании кафедры «Социальная работа»

«_30августа_ 2012 г. протокол № 1 от «30» августа 2012 г.

Одобрена секцией общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин совета по базовому образованию

Руководитель секции ____________ С.Н.Яременко

«___» _____________2012г

Рецензенты:

к.э.н., доцент ____________ О.В. Панфилова

кафедры «ЭиММ» «___"_____________ 2012 г.

д.т.н., проф. кафедры «ТСМ» ____________ Ю.А. Царев

«___"_____________ 2012 г.

д.т.н., проф. кафедры «ВСиИБ» ___________ В.А. Фатхи

«___"_____________ 2012 г.

д.т.н., проф. кафедры «ИОАП» ___________ М.П. Шишкарев

«___"_____________ 2012 г.

.

Структура и содержание рабочей программы

Раздел 1. Общие положения

  1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе.

Целью освоения дисциплины Психология личности и группы является формирование системы знаний об основных законах и принципах развития личности и группы (малых и больших объединений), закономерностях системы социальных взаимодействий, предусмотренных ФГОС ВПО для данных направлений.

В ходе изучения дисциплины перед студентами ставятся следующие задачи ее освоения:

  1. осознать значимость психологического знания для профессиональной деятельности и повышения уровня психологической культуры;
  2. применять полученные знания для решения задач профессиональной деятельности;
  3. анализировать и оценивать свои профессиональные возможности и ограничения при решении учебных задач в области психологии личности и группы.

  1. Связь с предшествующими и последующими дисциплинами: философия, культурология.

Раздел 2. Компетенции обучающегося,

формируемые в результате освоения дисциплины и планируемые результаты обучения.

Студенты, завершившие изучение дисциплины Психология личности и группы_ должны обладать следующими вузовскими (обобщенными) компетенциями (ВК):

— общекультурная компетенция (ВОК):

— способностью выбирать цели своей деятельности и пути их достижения, прогнозировать последствия научной, производственной и социальной деятельности;

— владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

— готовность к сотрудничеству с коллегами, работе в коллективе.

Уровни освоения компетенций представлены в таблице:

ОК

Знать

Уметь

Владеть

Уровень 1

основные способы и средства самостоятельного получения информации в данной предметной области

самостоятельно получать знания: работать с конспектами, учебной, учебно-методической и справочной литературой, другими информационными источниками, воспринимать, осмысливать информацию, применять полученные знания для решения учебных задач; выбирать цели своей деятельности.

общими навыками анализа психологической проблематики,

основами психологической культуры мышления, логикой рассуждений, навыками самостоятельного получения информации в данной предметной области.

Уровень 2

основные способы и средства самостоятельного получения и анализа информации в данной предметной области

самостоятельно получать знания: работать с конспектами, учебной, учебно-методической и справочной литературой, другими информационными источниками, воспринимать, осмысливать, анализировать информацию, применять полученные знания для решения учебных задач; выбирать цели своей деятельности и пути их достижения.

навыками анализа психологических проблем,

основами психологической культуры мышления, логикой рассуждений, навыками самостоятельного получения и анализа информации в данной предметной области для решения проблемных ситуаций в сотрудничестве с коллегами.

Уровень 3

основные способы и средства самостоятельного получения, анализа и обобщения информации в данной предметной области.

самостоятельно получать знания: работать с конспектами, учебной, учебно-методической и справочной литературой, другими информационными источниками, воспринимать, осмысливать, анализировать и обобщать информацию, применять полученные знания для решения учебных задач; выбирать цели своей деятельности и пути их достижения, прогнозировать последствия научной, производственной и социальной деятельности.

культурой психологического мышления, логикой рассуждений, навыками самостоятельного получения, анализа и обобщения информации в данной предметной области для решения проблемных ситуаций в сотрудничестве с коллегами, работе в коллективе.

Таблица соответствия ВП и компетенций по ФГОС

вк

Код направления

Перечень компетенций направления (ОК или ПК)

вк

10 900

Способностью выбирать цели своей деятельности и пути их достижения, прогнозировать последствия научной, производственной и социальной деятельности (ОК-3).

вк

80 100

Владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1).

Быть готовым к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7).

Быть способным критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать путь и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-10).

вк

80 200

Владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-5).

Быть готовым к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7).

Быть способным критически оценивать свои достоинства и недостатки (ОК-11).

вк

90 900

Способность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5).

Способным критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать путь и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-12).

вк

110 800

Готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3).

вк

140 400

Способностью проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, брать на себя всю полноту ответственности за свои решения в рамках профессиональной компетенции, способностью разрешать проблемные ситуации (ОК-5).

вк

141 200

Владеть культурой мышления, способностью к обобщению к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1).

Готовность к сотрудничеству с коллегами, к работе в коллективе (ОК-3).

вк

151 000

Готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3).

Способным критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать путь и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7).

вк

220 700

Способностью к обобщению анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1).

Способным критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать путь и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7).

вк

230 400

Готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе; знание принципов и методов организации и управления малыми коллективами; способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность (ОК-2).

Умение критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать путь и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7).

вк

240 100

Способностью к обобщению анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1).

вк

280 700

Способность к анализу и синтезу, критическому мышления, обобщению, принятию и аргументированному отстаиванию решения (ОК-5).

Раздел 3. Структура и содержание дисциплины

3.1 Тематический план дисциплины

№ п/п

Раздел

(название)

Название темы, литература

Содержание

1.

Психология личности

1.1 Личность как объект психологического исследования. Теории личности [6.1.1−6.2.7]

Понятие личности. Научное определение понятия «личность». Наличие и сосуществование множества разных определений этого понятия — следствие многогранности и сложности феномена личности. Необходимость и недостаточность каждого из этих определений. Интеграция научных дефиниций — путь получения наиболее разносторонней характеристики личности, общего представления о ней. Индивид, личность, индивидуальность — понятия, при помощи которых человек характеризуется в целом, в совокупности многих его свойств. Различия в содержании и объеме этих понятий.

История исследований личности. Три основных исторических периода в изучении личности: философско-литературный, клинический и экспериментальный, их особенности и влияние на современное состояние этой области знаний. Необходимость и сущность экспериментального подхода в изучении психологии личности. Вклад А. Ф. Лазурского, Г. Айзенка, Г. Оллпорта и Р. Кеттела в разработку проблем личности.

Современные теории личности. Дифференциация направлений в исследованиях личности в 30-е годы XX в. Классификация современных психологических теорий личности, ее основания. Основные подходы к изучению личности в отечественной и зарубежной психологии. Отечественные теории и концепции личности (А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев, А.Г. Ковалев, В.С. Мерлин, К.К. Платонов, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе, В.А. Ядов).

Зарубежные теории личности (Г.Оллпорт, Р. Кеттел, З. Фрейд, К. Роджерс, А. Маслоу, Э. Эриксон, Э. Фром).

Новейшие тенденции в теоретической разработке психологических проблем личности.

1.2.Психологическая структура и направленность личности. Самосознание личности.[6.1.1−6.2.7]

Понятие и основные компоненты (блоки) структуры личности: направленность; возможности и способности; характер, стиль поведения; система управления («Я» личности).

Направленность и ее составляющие (свойства личности, потребности и интересы, идейные и практические установки).

Синтетические свойства личности.

Возможности и способности личности: понятия, особенности, формирование. Характер и стиль поведения. Типы темперамента и их классификация.

Система управления («Я» личности).

Понятие «я» личности. Я-концепция как результат социального развития личности. Факторы и механизмы формирования, основные функции (обеспечения внутренней согласованности личности, защиты, интерпретации опыта).

Установочные компоненты Я-концепции. Основные модальности самоустановок.

Самооценка как оценочная (аффективная) составляющая Я-концепции. Социально-психологические факторы формирования самооценки. Самооценка — самоуважение — чувство собственного достоинства. Уни­версальные аспекты самооценки и социальный контекст жизни человека. Я-концепция и интерперсональное поведение.

Сознание как качественная особенность психики человека. Основные свойства сознания и процесс развития. Самосознание личности. Этапы формирования процесса самосознания. Проблема самоконтроля и самовоспитания в развитии личности.

1.3. Социализация, развитие и воспитание личности [6.1.1−6.2.7]

Понятие социализации. Цели и задачи социализации. Соотношение понятий «социализация»,"развитие" и «воспитание». Социализация, асоциализация, десоциализация и ресоциализация.

Основные теоретические подходы к анализу социализации. Социализация как инкультурация, интернализация и адаптация. Общая и частная социализация. Социализация личности и личностный рост. Социализация и самоак­туализация личности. Психологические проблемы социальных дезадаптаций. Стадии социализации. Механизмы и институты социализации. Факторы и условия социализации. Средства и методы социализации. Роль общения и деятельности в социализации личности. Проблема детерминации социального поведения личности в процессе социализации. Динамика социализации. Временной аспект социализации и связанные с ним понятия (время жизни, жизненный цикл, жизненный путь и биографическое событие).

Половозрастные особенности социализации. Различия социализации детей и взрослых.

Социальная идентичность личности. Уровни идентичности по Э.Эриксону. Социально-психологические исследования формирования и развития социальной идентичности.

Социальная зрелость личности. Понятие социально зрелой личности. Социальный инфантилизм. Психосоциальная патология (алкоголизм, наркомания, суицид).

Изменения содержания социализации в современных условиях.

2

Психология малых групп и организаций

2.1 Основные виды и характеристики малой группы [6.1.1−6.2.7]

Проблема группы в психологии. Общность и группы. Виды групп. Основные характеристики групп. Группа и организация. Реальные и условные группы. Большие и ма­лые группы. История и традиции развития исследований малых групп в зарубежной и отечественной психологии. Основные теоретические подходы к изучению малых групп в зарубежной и отечественной психологии (социологический, групподинамический, интеракционисткий, психоаналитический, социометрический, деятельностный).

Факторы возникновения малой группы и классификация малых групп. Динамические особенности малой группы. Стадии и уровни развития малой группы. Модели коллективообразования, двухмерные модели развития, временные модели групповой динамики. Механизмы группового развития. Основные феномены динамики малой группы. Структура малой группы. Модели групповой структуры (статические и динамические).

Различные аспекты измерения групповой структуры: формально-статусный, социометрический, коммуникативный, лидерский, властный и др. Особенности малых групп и детерми­нация поведения индивида.

Коллектив как разновидность малой группы. Виды коллекти­вов: по виду основной деятельности, условиям труда, характеру социаль­но-психологических связей, политической ориентации, степени устойчи­вости, уровням развития и т. п. Признаки и критерии коллектива. Стадии и уровни развития коллектива. Особенности групповых процессов в коллективе. Социально-психологические аспекты исследования коллектива. Постановка проблемы коллектива в отечественной социальной психо­логии (работы А.С. Макаренко, А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского и др.).

Семья как малая группа. Основные типы семьи: патриархальная, детоцентрическая и супружеская. Мотивация заключения брака и отношение к семье. Система семейных ценностей. Психологический климат семьи. Стадии и уровни развития взаимоотношений в семье. Основные кризисы взаимоотношений супругов. Проблема гармонизации межличностных отношений в семье.

2.2 Психологическая феноменология малой группы [6.1.1−6.2.7]

Феномены сложившейся группы (влияния большинства, комфортного поведения, нормативного влияния меньшинства).

Понятие нормы. Групповые нормы и ожидания как регуляторы поведения личности в груп­пе. Проблема отклонения от групповых норм. Девиантное поведение. Социально-психологические исследования противоправного поведения.

Исследования нормативного влияния большинства и последствий отклонения от групповых норм. Феномен внутригруппового давления.

Феномен групповой сплоченности. Подходы к изучению сплоченности. Методы изучения групповой сплоченности. Детерминанты и последствия групповой сплоченности (цели, социально-психологические характеристики, ценностно-ориентационное единство, социально-психологический климат, высокий социометрический статус).

Признаки сплоченности. Феномен группового единомыслия в сплоченных группах. Сплоченность, срабатываемость и эффективность внутригрупповой деятельности. Пути и условия сплочения групп.

Феномены группового принятия решения. Типология и основные факторы, влияющие на формирование группового мнения и принятие групповых решений. Решения групповой задачи. Явление социальной фасилитации, сдвига риска, групповой изоляции, групповых притязаний. Мето­ды повышения эффективности групповых решений.

2.3 Группа и личность [6.1.1−6.2.7]

Социально-психологические факторы, детерминирующие взаимодей­ствие в малых группах. Позиции, статусы и роли членов малой группы. Социальное пространство как «поле» межличностных отношений и взаимодействий в малой группе. Фор­мы и способы взаимовлияний в системе «личность — группа». Взаимоотношения в группе и свойства личности. Фено­мен групповой композиции как результирующая взаимосочетания лично­стных характеристик членов группы. Причинно-следственные и контекс­туальные трактовки групповой композиции.

Лидерство и руководство: сущность, критерии, сравнительная харак­теристика. Лидерство, руководство, власть. Теоретические и методические подходы к изучению лидерства в соци­альной психологии. Основные направления теоретических и прикладных исследований лидерства и руководства в отечественной и зару­бежной психологии.

Лидерство как системный феномен. Структура, динамика, механизмы лидерства. Возможные объяснительные модели. Концепции лидерства.

Современные модели руководства (когнитивные, вероятностные, транзакционистские, психоаналитические, трансформационные, харизматические).

Руководство как системный организационный феномен. Руководство и групповая эффективность. Стили и методы руководства. Характеристика отношений в системе власти и подчинения.

Особенности организации взаимодействия и взаимоотношений руководителей с лиде­рами. Методики изучения лидерства в малых группах. Стиль лидерства и ус­ловия его эффективности.

2.4. Социально-психологические характеристики организаций [6.1.1−6.2.7]

Понятие организации. Организация как объект социально-психологического исследования. Формальные, неформальные, сложные организации. Организационные цели. Социально-психологические проблемы производства. Социально-психологические проблемы управления в организации. Личность как объ­ект и субъект управления. Группа как объект и субъект управления. Психологические условия эффективного взаимодействия в системе «руководитель — подчиненный». Деловое общение: виды, формы, структура, динамика, сред­ства. Деловые коммуникации. Информационно-коммуникационная сис­тема организации и ее роль в эффективном управлении. Социально-психологические проблемы и методы оценки персонала. Личный менедж­мент руководителя.

Социальное пространство как среда организационного функционирова­ния. Позиционные отношения, информационный обмен и взаимодействие как уровни управления в организации. Основные характеристики организационного поведения личности. Организационное поведение и профессиональная карьера как одно из «измерений» жизненного пути личности.

Социально-психологический климат организации и факторы его форми­рования. Исследования межличностных отношений производственного коллектива, проблем адаптации, мотивов трудовой деятельности, отно­шения к труду, отношения к нововведениям и пр. Организационная культура и организационная социализация.

Рабочая группа (команда) как ключевой элемент организации. Современные проблемы рекруитмента. Социально-психологические технологии рекруитмента. Социально-психологическое сопровождение кадровой работы в организации.

3.

Большие социальные группы и общности

3.1. Социально-психологические характеристики больших социальных групп [6.1.1−6.2.7]

Понятие «большая социальная группа». Классификация больших групп. Ус­тойчивые большие социальные группы, занимающие особое место в сис­теме общественных отношений: классы, имущественные группы, социальные слои, национально-этнические, религиозные общности, общественные движения, гендерные, возрастные и про­фессиональные группы.

Методологические проблемы исследования больших социальных групп. Методы социально-психологического исследования больших социаль­ных групп. Значение исследований психо­логии больших социальных групп: прикладные аспекты.

Структура больших социальных групп. Факторы, определяющие уровень развития психологии больших социальных групп. Содержательные особенности психологии больших социальных групп.

Феноменология больших групп. Процессы стереотипизации в больших группах. Социальные и этнические стереотипы, их роль в функционировании больших групп.

3.2 Психология классов и имущественных групп [6.1.1−6.2.7]

Классы и их социально-психологические характеристики. Типичные потребности членов класса, набор социальных ролей, система доминирующих социальных представлений, типичные ценностные ориентации, нормы поведения.

Понятие социального слоя. Стратометрическая структура общества.

Имущественная дифференциация групп в обществе. Стратификация макрогрупп. Социальный статус, качество жизни и репутация социальных групп. Доминирование статусно-престижных показателей групповой самоидентификации.

Социально-психологические проблемы современной имущественной дифференциации общества.

3.3 Национально-этнические общности [6.1.1−6.2.7]

Этнос и нация: соотношение понятий. Психология этноса. Социально-исторические особенности существова­ния и жизнедеятельности этноса, их влияние на формирование и проявле­ние этно — психологических характеристик индивидов, групп. Факторы формирования этнического сознания и самосознания. Психо­логические механизмы этнической идентификации. Типы этнической идентичности. Этнические стереотипы. Этнические чувства. Проблема этнического характера и ее психологи­ческое содержание.

Психологиче­ское содержание проблемы соотношения национального и интернацио­нального. Специфика проявления национальных особенностей людей.

Формы этнического взаимодействия. Этноцентризм и межнациональ­ные конфликты: причины возникновения и особенности проявления. Психологическая сущность межнациональных конфликтов. Ус­ловия предупреждения и разрешения межнациональных конфликтов.

3.4 Общественные движения, партии и религиозные общности [6.1.1−6.2.7]

Общественные движения как разновидность социально-психологической общности. Истоки возникновения движений. Социально-психологические функции движений. Мотивы участия в движении. Психодинамика возникновения, виды и особенности психологии общественных движений. Основные черты современных социальных движений.

Партии как социально-психологический феномен. Типы политических партий (патриархальные, социально-профессиональные, прагматические, идеологические).

Партийно-политические установки граждан и типы партий. Основные направления исследований в политической психологии. Ак­туальные проблемы политического лидерства на современном этапе. Лич­ность политического лидера: структура, основные характеристики. Типологизация политических лидеров как психологическая проблема. Политические лидеры и социально-психологические проблемы выборов. Партии и движения. Религиозные движения: их виды и функции в общественном развитии. Социально-психологические характеристики конструктивных религиозных движений (христианство, буддизм, ислам, иудаизм).

Понятие потенциально деструктивных и деструктивных религиозных движений. Психоло­гические особенности поведения и мироощущения представителей раз­личных религий и сект. Формальная и неформальная организация религиозной общины.

3.5 Социально-психологические особенности различных возрастных и гендерных групп [6.1.1−6.2.7]

Социальная психология возраста. Социально-психологические особенности подростковый общности. Психология юношеской общности. Типичные социально-психологические проблемы молодости. Период социальной зрелости: основные проблемы и направления исследования. Социально-психологические проблемы старшего возраста (инволюционный период и старость).

Кризисы взрослого человека, их социально-психологические проявления и последствия.

Проблемы успешной адаптации на различных стадиях жизненного цикла. Смысл жизни и социальная адаптация личности.

Возрастные стереотипы и иллюзии. Явление «возрастизма». Социально-психологические проблемы и индивидуально-психологические последствия возрастизма.

Гендерные группы. Понятия гендерной идентичности и гендерной роли. Специфика гендерной социализации. Проблемы гендерных отношений. Гендерные стереотипы. Дискриминация по гендерному признаку.

3.6. Психология общества[6.1.1−6.2.7]

Предмет и структура психологии общества. Общественное сознание и самосознание. Духовно-психологическая культура общества и менталитет народа. Духовная культура общества. Генезис и значение духовной культуры общества. Элементы и формы духовной культуры.

Социально-психологический климат в обществе. Социальная активность людей.

Психология социальных изменений, их оценки по критериям масштабности, степени общности и адекватности социально-психологических реакций, социально-психологической наполненности, силе и степени выраженности реакции, глубине, последствиям для жизни общества.

Понятие социально-психологической напряженности общества (групповой стресс).

Виды и признаки социально-психологической напряженности.

Основные социально-психологические закономерности и условия развития психологии общества. Проблемы регуляции социально-психологического развития.

Тип государства и политического режима и их влияние на психологию общества. Понятие внутренней политики государства. Основные социально-психологические характеристики демократии. Современные социально-психологические особенности и проблемы демократизации общества в России.

Правовая психология общества. Структура и содержание правовой психологии общности и личности. Уровни и факторы развития правовой психологии (фоновые, правовые, криминогенные, криминальные факторы и др.).

Проблема регуляции развития правовой психологии общества.

Понятие социальной ситуации, ее структура, типология. Методологические проблемы изучения ситуаций. Виды и характеристики социальных ситуаций. Социально-психологический анализ и сопровождение людей в чрезвычайных, трудных жизненных и экстремальных ситуациях. Проблемные ситуации.

Социальный конфликт. Классификация, виды. Динамика социальных конфликтов.

4.

Психология общения и межличностных отношений

4.1.Общение как объект психологического исследования. Коммуникативные аспекты общения. [6.1.1−6.2.7]

Общение как психологический и социально-психологический феномен. Специфика исследования общения в общей и социальной психологии. Общение и деятельность. Соотношение понятий «общение», «отношение», «коммуникация», «взаимодействие». Современные трактовки общения (как одного из видов человеческой активности, как реальности человеческих отношений, как субъект-субъ­ектного отношения, как отношения обмена, как диалога).

Общение и со­циальное поведение личности. Мотивационно-потребностная основа об­щения. Культурный контекст общения. Основные направления и проблемы психологического анализа общения. Основные феноменологические характеристики общения. Виды и формы общения: классификация и ее критерии. Структура общения: статический и динамический аспекты. Структурно-динамические модели коммуникативного процесса. Общение как процесс. Стадии контакта. Функциональный анализ общения. Средства общения: виды, классификация. Компетентность в общении.

Общение с самим собой. Основные формы рефлексивного общения (внутреннее реплицирование, внутренний диалог, внутренний монолог).

Значение и функции рефлексии в общении (когнитивная, регуляторная, компенсаторная и др.).

Понятие коммуникации. Особенности коммуникатив­ного процесса между людьми, влияние позиции партнеров на эффектив­ность коммуникативного процесса. Базовые элементы коммуникативного процес­са. Обратная связь в межличностной коммуникации. Признаки и правила эффективной обратной связи.

Виды коммуникации. Вербальная коммуникация. Коммуникативные свойства человеческой речи. «Говорение» и «слушание» как психологические составляющие вербальной коммуникации. Основные виды слушания. Проблема активного слу­шания. Психологические механизмы передачи и приема информации в коммуникативном процессе. Психологические условия понимания сообщения. Причины искажения информации. Коммуни­кативные барьеры и способы их преодоления. Факторы эффективности вербальной коммуникации.

Невербальная коммуникация. Культурная детерминация невербальной коммуникации. Типы соотношения вербальной и невербальной коммуникации. Основные составляющие невербальной коммуникации и их характеристика. Невербальные знаковые системы, ис­пользуемые человеком в непосредственном межличностном общении. Функции невербальной коммуникации.

4.2.Межличностное восприятие и взаимопонимание [6.1.1−6.2.7]

Общение как восприятие и понимание людьми друг друга. Понятие социальной перцепции и ее психологическое содержание в работах А.А. Бодалева и его учеников. Феномены, механизмы и эффекты социальной перцепции. Феномен первого впечат­ления и факторы его формирования. Идентификация. Перцептив­ные установки и перцептивные эталоны. Эффекты «первичности», «новизны», «ореола», «стеретипизации» и др. Рефлексия. Понятие об эмпатии. Проекция.

Социально-психологическая интерпретация партнера по общению. Факторы эффективности межличностного познания. Метаперцепция и точ­ность межличностного оценивания. Социально-перцептивные ошибки, причины их возникновения и спосо­бы преодоления. Основные типы перцептивных ошибок в процессе по­строения образа партнера.

Атрибутивные процессы при переходе от социального восприятия к социальному познанию. Феномен каузальной атрибуции, ее роль в межличностном познании. Каузальная атрибуция как фактор эффективности обратных связей в коммуникативном процессе. Основные модели каузальной атрибуции. Теория казуальной атрибуции (Г.Келли, Э. Джонс и др.).

Структура атрибутивного процесса. Ошибки каузальной атрибуции.

Управление впечатлением в общении. Самоподача как способ управления межличностным познанием. Виды самоподачи. Вербальная и невербальная самоподача.

4.3.Взаимодействие людей в общении. Механизмы психологического воздействия. [6.1.1−6.2.7]

Проблема взаимодействия (интеракции) в социальной психологии. Ин­терактивные компоненты общения. Традиции зарубежной социальной психологии в исследовании процессов социального действия и взаимо­действия. Подход к взаимодействию в концепции «символического интеракционизма». Структура и динамика процесса взаимодействия.

Виды и формы межличностного взаимодействия: классифи­кация, критерии ее построения, основные характеристики. Кооператив­ные формы взаимодействия. Формы позитивного взаимодействия: типология, общие характеристики. Негативные приемы взаимодействия (критика, оценка, принужде­ние, контроль и пр.).

Экспериментальное исследование форм взаимодействия в социальной психологии. Методика Бейлса для наблюдения за процессом социального взаимодействия.

Сотрудничество как форма кооперации. Психо­логические предпосылки, условия, факторы, механизмы, принципы и методы организации сотрудниче­ства. Психологические проблемы помогающего поведения.

Кооперация как форма взаимодействия. Конкуренция как форма взаи­модействия.

Деструктивные формы взаимо­действия.

Психологическое понимание воздействия (влияния).

Специфика ситуаций психо­логического воздействия в общении. Общая характеристика приемов и способов социально-психологического воздействия (убеждение, внушение, подражание, заражение и др.), их психологические особенности, исторические корни, применение в современной жизни. Механизмы восприятия внешнего воздей­ствия: идентификация, интернализация, конформизм.

Убеждение и внушение как методы организованного воздействия на личность. Сравнительная характеристика убеждения и внушения. Рацио­нальные и эмоциональные характеристики убеждающего воздействия. Условия эффективности убеждения. Внушение как целенаправленное не­аргументированное воздействие. Условия и предпосылки внушаемости. Проблема подготовки личности (аудитории) к внушающему воздействию. Условия эффективности внушения. Феномены суггестии, контрсуггестии, контрконтрсуггестии. Прикладное значение исследований социальной суг­гестии.

Подражание. Исторические традиции социальной психологии в иссле­довании подражания. Теория подражания Г. Тарда. Кумиры. Идеалы. Мода.

Заражение как способ группового воздействия. Феномен толпы. Пани­ка. Причины возникновения паники. Психологические модели поведения личности и группы в условиях паники.

Воздействие и массовая коммуникация. Социально-психологические функции массовой коммуникации. Социокультурный и политический кон­тексты применения психологических способов воздействия.

4.4.Просоциальные и асоциальные проявления отношений [6.1.1−6.2.7]

Феномен альтруизма. Современные научные представления об альтру­изме (междисциплинарный анализ).

Факторы и механизмы развития мотивации помощи в теори­ях социального научения, морального развития личности, атрибутивных и ролевых подходах. Психологические модели альтруистической мотивации помощи: псев­доальтруистические и собственно альтруистические объяснения. Личностные и ситуационные детерминанты оказания помощи: специ­фика экспериментального изучения, основные результаты, объяснитель­ные модели. Роль социума в усвоении форм просоциального по­ведения

Проявление агрессивности в межличностных отношениях. Понятие агрессивного поведения. Основные виды агрессивности: экспрессивная, враждебная, инструментальная, антисоциальная и просоциальная. Природа социальной агрессии. Основные подходы к исследованию агрессиии: теории влечения, теория фрустрации, социального научения, атрибутивные теории, мотивационные теории, гипотеза катарсиса. Личностная и ситуативная детерминация агрессии. Ситуационные факторы агрессивного поведения (намерение, ожидание достижения цели и возмездия, ключевые раздражители, удовлетворение актом агрессии, самооценка и оценка другими людьми).

Индивидуальные различия в агрессивном поведении.

Концепция человеческой деструктивности Э.Фромма.

4.5.Межличностный конфликт как социально-психологический феномен [6.1.1−6.2.7]

Конфликт: понятие, виды. Подходы к объясне­нию и исследованию межличностного конфликта: мотивационный (тра­диционная целевая трактовка и современный потребностный анализ), когнитивный, деятельностный, организационный. Социально-психологические теории межличностного конфликта. Методы исследования конфликта.

Генезис конфликт: конфликтная ситуация и инцидент. Динамика протекания конфликта. Поведенческие стратегии и тактики участни­ков конфликта. Поведенческие модели разрешения конфликта

Последствия конфликта. Вопросы конструктивного разрешения конфликтов. Прогнозирование и предупреждение конфликтов. Арбитраж. Роль по­средника в разрешении конфликта. Психологические требования к роли посредника.

Распределение бюджета времени по видам занятий

3.2 Лекционные занятия

№ рейтингового блока

№ темы

Объем времени, час

норм. срок обучения

сокращ.(ускорен.)

очная

заочная

очная

заочная

1

2

3

4

5

Экон.

Технич.

1

1.1. Личность как объект психологического исследования. Теории личности

1

1

1

1

1.2.Психологическая структура и направленность личности. Самосознание личности

1

1

1.3. Социализация, развитие и воспитание личности

1

2.1 Основные виды и характеристики малой группы

1

1

1

1

2.2 Психологическая феноменология малой группы

1

2.3 Группа и личность

1

2.4. Социально-психологические характеристики организаций

1

3.1. Социально-психологические характеристики больших социальных групп

1

1

1

3.2 Психология классов и имущественных групп

1

2

3.3 Национально-этнические общности

1

3.4 Общественные движения, партии и религиозные общности

1

3.5 Социально-психологические особенности различных возрастных и гендерных групп

1

3.6. Психология общества

1

4.1.Общение как объект психологического исследования. Коммуникативные аспекты общения.

1

1

1

4.2.Межличностное восприятие и взаимопонимание

1

4.3.Взаимодействие людей в общении. Механизмы психологического воздействия.

1

4.4.Просоциальные и асоциальные проявления отношений

1

4.5.Межличностный конфликт как социально-психологический феномен

1

1

Всего:

18

6

4

2

3.3 Практические (семинарские) и (или) лабораторные занятия

№ рейтингового блока

Тема практического (семинарского) и (или) лабораторного занятия

№ темы

из раздела 2

Объем времени, час

норм

сокращ. (ускорен.)

очная

заочная

очная

заочная

1

2

3

4

5

6

Экон.

Техн.

1

Психологическая структура личности

1.2

1

Социализация и жизненный путь личности

1.3

1

1

1

Личностные регуляторы социального поведения

1.3

1

Психология малых групп

2.1,2.2

1

Личность в группе

2.3

1

1

1

Психология больших социальных групп

3.1

1

1

2

Психология масс

3.6

1

Массовые взгляды и представления

3.6

1

Психология массовой коммуникации

4.1

1

Психологическая характеристика общения

4.1

1

1

Психология влияния

4.3

1

1

1

Межличностные отношения как предмет психологического исследования

4.5

2

Просоциальные проявления отношений личности

4.4

1

1

1

Проблема агрессивности в межличностных отношениях

4.4

1

1

1

Психология межличностного конфликта

4.5

1

1

1

Всего:

16

6

6

2

3.4 Самостоятельная работа студентов (срс)

№ п/п

Вид самостоятельной работы

Объем времени, час

Рекомендуемая литература

норм. срок обучения

сокращ.

(ускорен.)

очная

заочная

очная

заочная

1

2

3

4

5

Экон.

Техни.

7

1

Усвоение текущего материала

10

15

15

15

[6.1.1 — 6.2.4]

2

Подготовка к практическим занятиям

10

15

17

20

[6.1.1 — 6.2.4]

3

Подготовка к рейтинговому контролю, зачету, экзамену

16

20

20

21

[6.1.1 — 6.2.4]

4

Выполнение контрольных работ

10

10

12

[6.1.1 — 6.2.4]

Всего:

36

60

62

68

3.5 Распределение баллов за текущую работу

Вид текущей учебной работы

Количество баллов

1 рубежный рейтинг

Тестовый контроль

15

Работа на практических занятиях

10

Итого:

25

2 рубежный рейтинг

Тестовый контроль

10

Работа на практических занятиях

7

Написание рефератов

8

Итого:

25

Раздел 4. Образовательные технологии

Реализация программы предусматривает использование образовательных технологий, направленных на формирование элементов компетенций, в обеспечении которых участвует дисциплина «Психология личности и группы». В процессе обучения реализуется лекционно-семинарско-зачетная система и используются следующие образовательные технологии:

4.1 Предметно-ориентированные технологии обучения:

4.1.1 Технология постановки цели

4.1.2 Технология полного усвоения

4.1.3 Технология педагогического процесса

4.1.4 Технология концентрированного обучения

4.1.5 Технология разноуровневого обучения

4.2 Личностно-ориентированные технологии обучения:

4.2.1 Технология обучения как учебного исследования

4.2.2 Технология коллективной мыследеятельности

4.2.3 Технология здоровьесбережения

4.3 Информационно-коммуникационные технологии

4.3.1 Чтение лекций в электронной форме — 75%

4.3.2 Проведение интерактивных занятий — 25%

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО повсем направлениям подготовки, квалификация «бакалавр» и принципами компетентностного подхода в учебном процессе по курсу «Психология личности и группы «предусматривается:

— Проведение лекций с применением мультимедийных средств, проблемные, интерактивные лекции, междисциплинарные лекции и др.;

— Широкое использование интерактивных форм проведения групповых занятий: проведение тренинга, дискуссии, «мозгового штурма», метод малых групп, учебные деловые игры (УДИ), подготовка письменных аналитических работ, исследовательского практикума.

В рамках даннойдисциплины предполагается выполнение индивидуального творческого проекта вформе мультимедийной презентации одной из тем курса (тема определяется по выбору студента).

В рамках учебных занятий предусмотрены встречи с представителями государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Кроме свободной ориентации в теоретических вопросах, студенты должны закрепить ранее полученные на других курсах умения выделять и формулировать проблему, ставить исследовательские цели и задачи, подбирать методический инструментарий, проводить практическое исследование и анализировать его результаты.

Раздел 5. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и самоконтроля по итогам освоения дисциплины

Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего контроля, промежуточного контроля, экзаменов. Фонд включает:

— задания для текущего контроля, в том числе в тестовой форме;

— задания для контрольных работ,

— вопросы к зачету;

— критерии для оценки достижений результатов освоения дисциплины.

5.1 Перечень вопросов для подготовки к промежуточным аттестациям и зачету:

1 Рейтинг

Раздел 1.

  1. Человек как субъект социальной жизни. Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности.
  2. Психологическая структура личности.
  3. Основные категории личности в психологии.
  4. Основные направления и проблемы изучения личности в психологии.
  5. Понимание личности в рамках экзистенциально ориентированной психологии (Фромм, Франкл и др.)
  6. Бихевиористский подход к пониманию личности в психологии.
  7. Психоаналитический подход к пониманию личности в психологии (Фрейд, Юнг, Адлер и др.)
  8. Понимание личности с позиций гуманистической психологии (Роджерс, Маслоу, Шостром)
  9. Понимание личности с точки зрения трансакционного анализа (Берн)
  10. Диспозиционная концепция личности (Ядов)
  11. Отечественные ученые о психологическом развитии личности.
  12. Социализация: понятие, содержание, механизмы и условия.
  13. Проблема возрастной периодизации развития личности.
  14. Вопросы формирования «Я-концепции» как результата социального развития личности.
  15. Механизмы психологического развития личности (Эриксон, Эльконин, Петровский, Фельдштейн, Слободчиков).
  16. Содержание социально-психологического развития человека (Пиаже, Кольберг, Селман, Дюпон и др.)
  17. Социальная идентичность личности. Типы идентификации. Социально-психологические исследования формирования и развития социальной идентичности.
  18. Проблема регуляции социального поведения личности. Ценностно-нормативная регуляция социального поведения.

Раздел 2.

  1. Проблема малой группы в психологии.
  2. Малая группа как социально-психологическое образование.
  3. Основные виды и характеристики малых групп.
  4. Основные теоретические подходы к изучению малых групп в зарубежной и отечественной психологии.
  5. Факторы возникновения малой группы и классификация малых групп.
  6. Стадии и уровни развития малой группы.
  7. Структура малой группы.
  8. Коллектив как разновидность малой группы. Виды коллекти­вов.
  9. Семья как малая группа. Основные типы семьи.
  10. Проблема гармонизации межличностных отношений в семье.
  11. Групповые нормы и ожидания как регуляторы поведения личности в груп­пе.
  12. Феномен групповой сплоченности.
  13. Факторы, влияющие на формирование группового мнения и принятие групповых решений.
  14. Взаимоотношения в группе и свойства личности.
  15. Организация как объект психологического исследования.
  16. Социально-психологический климат организации и факторы его форми­рования.
  17. Рабочая группа (команда) как ключевой элемент организации.

Раздел 3.

  1. Понятие «большая социальная группа». Классификация больших групп.
  2. Классы и их социально-психологические характеристики. Типичные потребности членов класса, набор социальных ролей, система доминирующих социальных представлений, типичные ценностные ориентации, нормы поведения.
  3. Понятие социального слоя.
  4. Социально-психологические проблемы современной имущественной дифференциации общества.

2 Рейтинг

Раздел 3.(продолжение)

  1. Факторы формирования этнического сознания и самосознания.
  2. Проблема этнического характера и ее психологи­ческое содержание.
  3. Этноцентризм и межнациональ­ные конфликты: причины возникновения и особенности проявления.
  4. Общественные движения как разновидность социально-психологической общности. Психодинамика возникновения, виды и особенности психологии общественных движений.
  5. Партии как социально-психологический феномен. Типы политических партий (патриархальные, социально-профессиональные, прагматические, идеологические).
  6. Политические лидеры и социально-психологические проблемы выборов.
  7. Религиозные движения: их виды и функции в общественном развитии.
  8. Социально-психологические особенности подростковый общности.
  9. Психология юношеской общности.
  10. Проблемы гендерных отношений.
  11. Межгрупповые отношения как объект социально-психологического анализа.
  12. Понятие социально-психологической напряженности общества (групповой стресс).

    Виды и признаки социально-психологической напряженности.

  13. Тип государства и политического режима и их влияние на психологию общества.
  14. Социальный конфликт.

Раздел 4.

  1. Общение как психологический и социально-психологический феномен. Основные направления и проблемы психологического анализа общения.
  2. Общение и деятельность.
  3. Виды и формы общения: классификация и ее критерии.
  4. Структура общения.
  5. Понятие коммуникации. Особенности коммуникатив­ного процесса между людьми, влияние позиции партнеров на эффектив­ность коммуникативного процесса.
  6. Вербальная коммуникация.
  7. Невербальная коммуникация.
  8. Общение как восприятие и понимание людьми друг друга. Феномен первого впечат­ления и факторы его формирования.
  9. Управление впечатлением в общении. Самоподача как способ управления межличностным познанием.
  10. Виды и формы межличностного взаимодействия: классифи­кация, критерии ее построения, основные характеристики.
  11. Психологическое понимание воздействия (влияния).

    Общая характеристика приемов и способов социально-психологического воздействия (убеждение, внушение, подражание, заражение и др.), их психологические особенности, исторические корни, применение в современной жизни.

  12. Понятие «профессиональное общение», его сущность и содержание; основные психологические характеристики. Виды и формы профессио­нального общения.
  13. Понятие и виды социальных отношений.
  14. Межличностные отношения. Структурные компоненты межличностных отношений.
  15. Динамика межличностных отношений. Этапы развития межличностных отношений.
  16. Экология межличностных отношений.
  17. Коммуникатив­ные свойства личности, их роль в оптимизации системы межличностных отношений.
  18. Проблема формирования межличностной симпатии.
  19. Совмес­тимость в совместной деятельности. Уровни совместимости. Совместимость и срабатываемость людей.
  20. Виды деструктивных межличностных отношений. Проблема управления деструктивными межличностными отношениями.
  21. Проявление агрессивности в межличностных отношениях. Понятие агрессивного поведения. Основные виды агрессивности.
  22. Конфликт: понятие, виды.
  23. Генезис конфликта: конфликтная ситуация и инцидент. Динамика протекания конфликта.
  24. Поведенческие стратегии и тактики участни­ков конфликта. Поведенческие модели разрешения конфликта
  25. Последствия конфликта. Вопросы конструктивного разрешения конфликтов.
  26. Прогнозирование и предупреждение конфликтов.

5.2. Темы письменных работ

Предусмотрены письменные работы по разделам: «Психология личности», «Психология малых групп и организаций», «Большие социальные группы и общности».

5.3. Технические средства обучения и контроля, использование эвм

1. Сайт Центра дистанционного обучения http://de.dstu.ru

5.4 Уровни и критерии итоговой оценки результатов освоения дисциплины

«Психология личности и группы»

Уровни

Критерии выполнения заданий ОС

Итоговый семестровый балл

Итоговая оценка

Недостаточный

Имеет представление о содержании дисциплины, но не знает основные положения (темы, раздела), к которому относится задание.

Менее 41

Неудовлетво-рительно

(не зачет)

Знает и воспроизводит основные положения дисциплины в соответствии с заданием, но не отвечает на дополнительные вопросы.

41 -60

Удовлетворительно (зачет)

Повышенный

ПУ 1

Знает, понимает основные положения дисциплины, демонстрирует умение применять их для выполнения задания, но отвечает не на все дополнительные вопросы.

61 -80

Хорошо

ПУ 2 (продвинутый)

Знает, понимает основные положения дисциплины, демонстрирует умение применять их для выполнения задания, отвечает на все дополнительные вопросы. Способен юридически правильно квалифицировать обстоятельства, возникающие при осуществлении профессиональной деятельности специалиста по социальной работе в сфере социального обслуживания.

81 — 100

Отлично

Раздел 6 Учебно-методическое и программно-информационное обеспечение

Карта методического обеспечения дисциплины

Автор

Название

Издательство

Гриф издания

Год издания

Количество в библиотеке

Ссылка на элек-трон-ный ресурс

Доступность

1

2

3

4

5

6

7

8

9

6.1 Основная литература

6.1.1

Басина Н.И., Пожарская Е.Н.

Психология

BookLand Press. Торонто, Канада

2008

10

(на кафедре0

6.1.2

Столяренко Л.Д.

Психология

М.: Питер

Доп. МО РФ

2008

20

6.1.3

Кроль В.М.

Психология

М.:Высш.шк

2008

15

6.1.4

Пожарская Е.Н.

Общая психология и педагогика.

Ростов-на-Дону, ЦВВР ЮФУ

2008

10

(на кафедре)

6.1.5

Немов Р.С.

Общие основы психологии

М.:Владос

2008

http// biblio club.ru

с любой точки доступа для авторизированного пользователя

6.1.6

Немов Р.С.

Психология

М.:Владос

2008

http// biblio club.ru

с любой точки доступа для авторизированного пользователя

6.1.7

Гиппенрейтер Ю.Б.

Введение в общую психологию. Курс лекций.

М: изд. МГУ

2008

http// biblio club.ru

с любой точки доступа для авторизированного пользователя

6.1.8

Митина О.В.

Математические методы в психологии

М.: Аспект Пресс

2008

31

6.2 Периодическая литература

6.3 Дополнительная литература

6.3.1

Дружинин В.Ф.

Психология для технических ВУЗов

Изд. «Питер»

2002

50

6.3.2

Выготский В.С.

Вопросы психологии [Электронный ресурс]

М.: Изд. «Говорящая книга»

2005

http// biblio club.ru

с любой точки доступа для авторизированного пользователя

6.3.3

Выготский Л.С.

Психология

М.: Апрель Пресс

2002

http// biblio club.ru

с любой точки доступа для авторизированного пользователя

6.3.4

Столяренко Л.Д., Самыгин С.И.

100 экзаменационных ответов по психологии.

Ростов н/Д: МарТ

2001

http// biblio club.

с любой точки доступа для авторизированного пользователя

6.3.7

Лурия А.Р. (Сер. «Мастера психологии»)

Лекции по общей психологии.

СПб.: Питер

2006

http// biblio club.ru

с любой точки доступа для авторизированного пользователя

6.3.8

Гамезо М.В., Домашенко И.А.

Атлас по психологии.

М.: Педагогическое общество России

2004

http// biblio club.ru

с любой точки доступа для авторизированного пользователя

6.3.9

Аткинсон Р. Л, Аткинсон Р. С, Смит Э. Е, Бем Д. Дж. и др.

Введение в психологию.

пер. с англ — (Сер. «Психоло- гическая энциклопедия «)

М.: Прайм-Еврознак

2003

http// biblio club.ru

с любой точки доступа для авторизированного пользователя

6.4 Практические (семинарские) и (или) лабораторные занятия

6.5 Курсовая работа (проект)

6.6 Контрольные работы

6.6.1

Басина Н.И., Пожарская Е.Н.

Психология

BookLand Press. Торонто, Канада

2008

10

на кафедре

6.6.2

Пожарская Е.Н.

Общая психология и педагогика.

Ростов-на-Дону, ЦВВР ЮФУ

2008

10

на кафедре

6.6.3

Дружинин В.Ф.

Психология для технических ВУЗов

М.: «Питер»

2002

50

6.6.4

Столяренко Л.Д.

Психология

М.: Питер

2008

20

6.6.5

Кроль В.М.

Психология

М.:Высш.шк

2008

15

6.7 Программно-информационное обеспечение. Интернет-ресурсы

6.7.1

Министерство образования и науки Российской Федерации // [Электронный ресурс]. — Режим доступа:

6.7.2.

Официальный сайт свободной энциклопедии «Википедия // www.wikipedia.org.ru

6.7.3

Библиотека Академии Наук www.neva.ru/

6.7.4

Государственная Публичная Истоpическая Библиотека Pоссии www.shpl.ru/

6.7.5

Российская Государственная Библиотека www.rsl.ru/

6.7.6

ВИНИТИ www.mark-itt.ru/collection/info_resources/f13.shtml

6.7.7

Всероссийская Государственная Библиотека Иностранной Литературы www.libfl.ru/

Раздел 7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

(приборы, установки, стенды и т. д.)

Перечень оборудования:

7.1.Компьютерный класс.

7.2.Пакет контрольных заданий для студентов.

25

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector