Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования 12

23

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

«Брянская государственная инженерно-технологическая академия»

(ФГБОУ ВПО «БГИТА»)

Кафедра философии, истории и социологии

Культурология

Методические указания по организации самостоятельной работы

студентов очной формы обучения

по всем направлениям бакалавриата

Брянск 2012 г.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Брянская государственная инженерно-технологическая академия»

(ФГБОУ ВПО «БГИТА»)

Кафедра философии, истории и социологии

Утверждены научно-методическим

советом БГИТА

протокол № ___от _______2012г

Культурология

Методические указания по организации самостоятельной работы

студентов очной формы обучения

по всем направлениям бакалавриата

Брянск 2012 г.

11 стр., 5131 слов

Минобрнауки рф

... партнере? Принцип «Договора должны соблюдаться» и реалии быстро текущей жизни. Указание на срок действия договоренностей как общепринятая практика. Процедура и процесс ...

УДК 008(072)

Культурология. Методические указания по организации самостоятельной работы студентов очной формы обучения по всем направлениям бакалавриата /Брянск. гос. технол. акад. Сост. Е.Ю.Шабалина, Р.Л.Павлей — Брянск: БГИТА, 2012

Даны методические указания для консультации студентов при подготовке к семинарам и в процессе их самостоятельной работы над курсом «Культурология». Для студентов очной формы обучения

Рецензент:

Доцент кафедры философии, истории и социологии БГТУ,

канд.филос.наук Петрова Н.Г.

Рекомендованы редакционно-издательской и методической комиссиями экономического факультета БГИТА

Протокол №____от ____________2012 г

Содержание

Стр.

Предисловие 2

Тема 1. Что изучает культурология 3

Тема 2. Основные категории культурологии 5

Тема 3. Структура и функции культуры 6

Тема 4. Человек и культура 8

Тема 5. Религиозная картина мира 11

Тема 6. Типология культуры 13

Тема 7. Динамика культуры 15

Вопросы для подготовки к зачету 18

Предисловие

Одной из важных задач высшей школы на сегодняшний день является обеспечение общекультурных компетенций студента, получающего инженерно-техническое образование. Наряду с обязательным — историческим и философским — гуманитарным образованием студент имеет возможность получить подготовку по другим дисциплинам гуманитарного цикла, в частности, по культурологии.

Дисциплина «Культурология» относится к вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла Основной образовательной программы по направлению подготовки бакалавра и в соответствии с профилем подготовки. Она базируется на знаниях, умениях и навыках, сформированных в ходе изучения дисциплин «Отечественная история», «Мировая художественная культура». Знание дисциплины помогает освоению разделов социальной философии и философской антропологии. Соответственно, самостоятельная работа студента по культурологии должна быть прежде всего направлена на установление междисциплинарных связей, интеграцию гуманитарного знания. С другой стороны, знание культурологии открывает широкие перспективы для творческого, аналитического подхода к явлениям конкретной социокультурной реальности.

10 стр., 4835 слов

Культурология как наука 2

... культуры. Выделяют теоретическую и прикладную культурологию. Теоретическая культурология выявляет общие закономерности развития культуры, изучает культурные процессы. Прикладная культурология дает материал для этого, в области исследований прикладной культурологии ... и естественна человеку. Рассматривает вопрос: насколько культура отвечает запросам человека. Культура мало отвечает запросам человека, ...

Предлагаемое учебное пособие содержит планы семинарских занятий, основную и дополнительную литературу, темы докладов и рефератов, вопросы для подготовки к зачету. Каждая тема сопровождается подробными методическими рекомендациями, включающими в себя установки для самостоятельной подготовки, вопросы, творческие задания. Авторы пособия ставили своей задачей возможно более полное освещение основных направлений исследований в области морфологии, генезиса и феноменологии культуры с тем, чтобы дать студенту развернутое представление о предмете. Кроме того, задания рассчитаны на стимуляцию активности студента в поиске конкретных фактов и явлений культуры, подлежащих анализу в свете изучаемых концепций.

Тема: Что изучает культурология — 2 часа

Вопросы:

  1. Система гуманитарного знания и место культурологии в этой системе
  2. Направления культурологических исследований
  3. Методы исследований в культурологии

Отвечая на первый вопрос, следует определить содержание понятий «естественнонаучное», «техническое» и «гуманитарное знание», показать, как различаются объекты естественных и гуманитарных наук, в каких отношениях состоят объект и субъект исследования в названных областях знания. Обратите внимание, как зависит позиция исследователя, научная концепция от исторического контекста и как проявляется эта зависимость в гуманитарных исследованиях. Очертите границы проблемного поля гуманитарных наук — вопросы, касающиеся мира культуры в различных ее аспектах, понимая здесь под миром культуры все, что создано и создается человеком. Следует выделить область собственно культурологических исследований. Необходимо показать, каким образом развитие различных наук о культуре (этнологии, этнографии, культурной и социальной антропологии, истории и социологии культуры) способствует движению к большей объективности и, соответственно, достоверности научного знания.

11 стр., 5212 слов

Культурология Программа курса

... культурологии. Цели и предмет культурологии. Структура современного культурологического знания. Методы культурологических исследований. Теоретическая культурология. Прикладная культурология. Истоки становления культуры. Основные понятия культурологии. Культура и цивилизация. Динамика культуры. Нравственные нормы культуры ... направление развития культуры? ... в культуре. Происхождение слова «личность ...

Далее рассмотрите, как в 60-е годы 20 века на базе американской и французской культурной антропологии (Л.А.Уайт, А. Кребер, К. Клакхон, К. Леви-Стросс) определяется предмет новой науки — культурологии. Проследите развитие науки в область междисциплинарных исследований, покажите, как различные науки о культуре формируют разделы культурологии: морфологию культуры, культурогенез, феноменологию культуры. Рассмотрите подробно направления исследований по каждому разделу.

По второму вопросу следует уяснить, что в истории существовало много концепций культуры, различных подходов к ее исследованию, выходящих на разные уровни обобщений. Эти подходы могут быть объединены в несколько направлений, например: просветительское, эволюционное, цивилизационное, социологическое, психоаналитическое, структурно-функциональное. Рассматривая каждый из подходов, нужно сформулировать основную концепцию культуры, которой придерживаются сторонники данного направления. Так, для просветителей (И.Гердер, Г. Гегель, Ж.-Ж.Руссо, Вольтер) культура является чисто духовным феноменом, исключающим материальные и психические компоненты, связана с идеей разума, образования, рациональной деятельности. Для эволюционистов (Г.Спенсер, Э. Тайлор, Д. Фрезер, Л. Морган) культура в первую очередь — творение человека, имеющее тенденцию непрерывного развития. Структурно-функциональный подход (представители — А. Кребер, М. Мид, Б. Эванс-Причард, Б. Малиновский, А. Радклиф-Браун), напротив, определяет культуру как некий инвариант, систему функциональных значимых элементов, обусловливающую единство общества. Далее следует назвать некоторые наиболее известные концепции культуры, созданные в русле того или иного направления, например, цивилизационные концепции Н. Данилевского, О. Шпенглера; психоаналитические концепции З. Фрейда, К.Г.Юнга и др.

9 стр., 4468 слов

Объект и предмет культурологии

... на стыке философии, истории, психологии, языкознания, этнографии, религии, социологии, культуры и искусствоведения. Культурология является общетеоретической дисциплиной, представляет собой синтез различных областей гуманитарного ... средствам слов и действий могут повлиять на действия человека. Основана Фрейдом. Игровая:самые глубокие пласты истории и культуры – игровые. В основе культуры игра ...

Ответ на третий вопрос начните с определения общих и специальных методов науки. Отметьте, что при изучении такой сложной системы, как культура, широко используются такие общие методы, как дескриптивно-классифицирующий, аналитический, системный. Покажите, что 7ультурология пользуется специальными методами, используемыми группами гуманитарных наук, например, сравнительно-историческим (синхронным и диахронным), функциональным. Культуру в современной науке часто представляют как систему знаков, говорят о «языке культуры» как об особой кодированной структуре, где каждый культурный факт приобретает значение в отношении общего культурного контекста. Такой подход позволяет привлечь в исследовании семиотический и структуральный методы. Покажите, какие исследовательские задачи могут решаться теми или иными методами.

Темы докладов и рефератов

Предмет, разделы и задачи культурологии

Основные направления и школы культурологии

Культура и бессознательное в психоаналитических концепциях З. Фрейда, К.Г.Юнга

Основная литература

Веремьев А.А. Введение в культурологию: Учебное пособие для вузов. — Брянск, 2000

Культурология: учебник для вузов по техническим специальностям /под ред. Н.Г.Багдасарьян. — М.: Высшая школа, 2005

Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. — М.: Акад. проект, 2001

Малюга Ю.Я. Культурология: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М:ФОРУМ, 2002

Дополнительная литература

Иконникова С.Н. История культурологических теорий. — СПб.: Питер, 2005

Антология исследований культуры Т.1. Интерпретация культуры. — СПб.: Университетская книга, 1997

11 стр., 5302 слов

Культурология 7

... .И. Культурология [текст]: учеб. Пособие для вузов/А.И. Кравченко. Изд.7-е. М.:Академический Проект, 2007 Новикова О.Н. Философия культуры Часть 1 ... . Рекомендуемая литература 1 Культурология как наука. Понятие культуры 2 Гуревич, П.С. Культурологи я[текст]: курс лекций: учеб. для вузов/ П.С. Гуревич ...

Ионин Л.Г. Социология культуры. — М., 1996

Культурология: курс лекций /под ред. А.А.Радугина. — М., 2007

А.В.Горбатов, Ю.И.Михайлов. Ведущие школы и направления культурологии: учеб. Пособие. — Кемерово, 2009)

Тема: Основные категории культурологии — 2 часа

Вопросы:

  1. Понятие культуры и цивилизации: общее и различия
  2. Менталитет и культурная картина мира. Исторически сложившиеся культурные картины мира.

Прежде чем приступать к изучению вопросов, следует уяснить понятие «категория», значение категориального аппарата для науки. Таким базовым, центральным понятием для культурологии выступает в первую очередь слово «культура». Нужно проследить историю становления содержания слова в европейских и русском языках, показать, как складывается значение слова в оппозиции понятиям «природа» (естественный мир в противоположность искусственному миру культуры) и «дикость» (здесь слово «культура» приобретает значение образованности, воспитания).

Рассмотрите основные значения слова «культура» в современном языке, употребление слова в различных контекстах. Далее рассмотрите, каким образом слово культура становится научным термином: найдите определения слова и покажите зависимость значения от культурологического подхода. По классификации определений Кребера и Клакхона объясните, какие определения можно отнести к группам «описательных», «нормативных», «генетических»? Обобщите характеристики культуры как научной категории.

Аналогично проследите становление содержания слова «цивилизация», найдите современные научные определения термина. Покажите, когда слова «культура» и «цивилизация» выступают как синонимы, и в каких словосочетаниях их значения различны. Объясните, почему, основываясь на знаниях о различии культурологических школ.

13 стр., 6307 слов

Глава 1. Теоретические аспекты формирования представлений и понятий у младших школьников в процессе изучения предмета «человек и мир»…

... Цель учебного предмета «Человек и мир» - формирование первоначальных знаний о природе, обществе и человеке, основ экологической культуры и здорового образа ... можно взять каком-нибудь кривой прутик и показать на нем толщину и положение в пространстве ... использовать наглядные изобразительные средства: таблицы, картины, экранные пособия – и предусмотреть возможность ознакомления детей с натуральным ...

Раскрывая значение слова «менталитет», обратите особое внимание на иррациональную природу менталитета, его психологическую обусловленность. Покажите, какие факторы по мнению исследователей влияют на формирование менталитета, какие группы людей он объединяет. Найдите синонимы слова, объясните принцип сходства. Рассмотрите ситуации, в которых проявляется ментальность человека или группы, попробуйте определить, какие составляющие культуры находятся в непосредственной зависимости от менталитета. Покажите, как на основе менталитета формируется культурная картина мира, дайте определение этой культурологической категории. Последовательно рассмотрите исторически сложившиеся культурные картины мира: мифологическую, религиозную, научную. Уясните значение таких характеристик названных картин, как синкретичность, гилозоизм, теоцентризм, креационизм, рационалистичность. Покажите, как сочетаются элементы мифологии, религии и науки в современных культурных картинах мира России, Запада, Востока. Попробуйте представить, чем отличается современное представление о мире от представления столетней давности?

Темы докладов и рефератов

Этимология слова «культура»

Понятия «культура» и «цивилизация» в культурологических концепциях

Ментальность как характеристика культуры

Мифологическая картина мира

Основная литература

Веремьев А.А. Введение в культурологию: Учебное пособие для вузов. — Брянск, 2000

Культурология: учебник для вузов по техническим специальностям /под ред. Н.Г.Багдасарьян. — М.: Высшая школа, 2005

Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. — М.: Акад. проект, 2001

Малюга Ю.Я. Культурология: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М:ФОРУМ, 2002

Дополнительная литература

Антология исследований культуры Т.1. Интерпретация культуры. — СПб.: Университетская книга, 1997

Ионин Л.Г. Социология культуры. — М., 1996

Культурология: курс лекций /под ред. А.А.Радугина. — М., 2007

Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов вузов/ Сост., ред., и вст.ст. Б.С.Ерасов.- М.:Аспект Пресс, 1999. Введение

Кребер А., Клакхон К. Культура. Критический анализ концепций и дефиниций. — М., 1992

Тайлор Э.Б. Первобытная культура. — М., 1989

Фрэзер Дж. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. — М., 1980

Тема: Структура и функции культуры — 2 часа

Вопросы:

  1. Структура культуры
  2. Функции культуры

Первый вопрос предваряется уточнением, что культура представляет собой сложную систему. Следует привести определения системы и структуры, понять, что возможно статическое и динамическое рассмотрение сложноорганизованных систем. Вспомните, какие цели ставит перед собой структурный анализ, по каким принципам определяются элементы системы. Проанализируйте первую (этнографическую) структурную модель культуры. Определите ее достоинства, области применения. Покажите, почему этнографическая структурная модель не является универсальной, в чем состоят ее недостатки. Сравните ее с последующей укрупненной моделью, принятой в социологии. Подробно рассмотрите каждый элемент, назовите, что входит в понятие материальной, духовной и социальной культуры. Покажите, как связаны эти элементы в каждом культурном артефакте. Объясните, почему была выбрана двухчастная модель, как и почему распределились элементы социальной культуры.

Сформулируйте культурологическую позицию, с которой традиционная двухчастная модель не отражает целостное бытие культуры. Определите роль человека, его деятельности в культуре. Объясните характер связи между «внешней» и «внутренней» культурой. Рассмотрите любую альтернативную структурную модель культуры, в основе которой лежит параметр человеческой деятельности. Объясните связь между ее элементами. Уясните принцип структурирования культуры на специализированный и обыденный уровни. Покажите, какая связь существует между уровнями, приведите примеры. Проследите, каким образом изменения на каждом уровне влияют на развитие другого уровня культуры.

При ответе на второй вопрос вспомните задачи функционального анализа культуры. Какое знание о культуре мы получаем, выясняя функции ее элементов? Каким образом частные функции оказываются связанными с функциями культуры в целом? Объясните высказывание: «Главная функция культуры состоит в сохранении ее содержания, то есть человека». Рассматривая частные функции культуры — креативную, познавательную, информативную, защитную, нормативную и др., — обратите внимание на то, каким образом функция культуры связана с особенностями человека как социального существа, каким образом она реализует его потребности. Также следует рассмотреть различные формы конкретной реализации функций в зависимости от социально-исторического контекста, культурной картины эпохи. В качестве примера проанализируйте отдельные культурные факты, найдите их функциональное значение.

Темы докладов и рефератов

Традиционные структурные модели культуры

Альтернативные структурные модели культуры

Функции культуры

Основная литература

Веремьев А.А. Введение в культурологию: Учебное пособие для вузов. — Брянск, 2000

Культурология: учебник для вузов по техническим специальностям /под ред. Н.Г.Багдасарьян. — М.: Высшая школа, 2005

Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. — М.: Акад. проект, 2001

Малюга Ю.Я. Культурология: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М:ФОРУМ, 2002

Дополнительная литература

Быстрова А.Н. Мир культуры: Основы культурологии. Учеб. Пособие. — М., 2002. Разд. 1

Веремьев А.А. Введение в культурологию: Учебное пособие для вузов. — Брянск, 2000

Мамонтов С.П. Основы культурологии. — М., 1996. Гл. 5

Рождественский Ю.В. Введение в культуроведение. — М., 1996

Скворцова Е.М. Теория и история культуры. — М., 1999. Гл. 1,3

Соколов Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры. — Л., 1989

Тема: Человек и культура — 4 часа

Вопросы:

  1. Теории происхождения человека и культуры
  2. Бессознательное и культура
  3. Архетипы и символы культуры
  4. Древние верования и ритуалы
  5. Мифологическая картина мира

По первому вопросу следует разобраться, каким образом в пределах различных культурных картин мира связаны представления о происхождении человека и понимание культуры. Так, при всем разнообразии антропологических мифов разных народов, человек рассматривается как природно-стихийное существо наряду с другими природными объектами. Соответственно, не существует представления об искусственно создаваемом мире культуры: все продукты деятельности человека вписываются в общий природный процесс. В рамках религиозной картины мира, напротив, человек отделяется от природы в силу присущих ему особых качеств, и инструментом его власти над природой начинает выступать культура — язык, искусство — как божественный подарок. Далее рассмотрите эволюционную теорию происхождения человека, покажите, как с точки зрения научного подхода в социуме могли быть созданы язык, ритуал, табу как основы культуры. Познакомьтесь с некоторыми теориями происхождения культуры и, в частности, искусства: магической, информационной, эволюционной, миметической (подражательной), игровой. Попробуйте найти сильные и слабые стороны отдельных теорий, определите наиболее убедительную.

Второй и третий вопросы обращаются к культурологическим концепциям выдающихся психоаналитиков — З. Фрейда и К.Г.Юнга. Пользуясь учебной литературой, познакомьтесь с основами психоанализа З. Фрейда, составьте представление о сознательном и бессознательном начале человеческой психики, раскройте понятие «Сверх-Я» в его отношении к фрейдистскому понятию культуры, понятию сублимации. Далее покажите, какие культурные феномены (например, табу) находят объяснение с позиций рассматриваемой теории. Ознакомьтесь с основными терминами культурологической концепции К.Г.Юнга: «архетип», «коллективное бессознательное». Покажите различие во взглядах Фрейда и Юнга на природу бессознательного. Приведите примеры архетипов, попробуйте найти архетипические культурные символы современной эпохи, проследите их внутреннюю связь с известными вам символами культуры прошлого. Сравните понятия «архетип» и «менталитет», приведите примеры из русского фольклора.

Предваряя ответ на четвертый и пятый вопросы, рассмотрите возможные процессы формирования мифологического мировоззрения в первобытной культуре, исходя из специфики отношения человека к природному миру в древности. Объясните, как вы понимаете выражения «первобытный синкретизм», «мистическая сопричастность». Всеобщее одушевление природы, по Фрейду, было для древнего человека способом выживания, избавления от страха, в то же время оно является основой мифологического сознания. Переходя к подробному рассмотрению вопросов, устанавливайте связь между сущностью мифологического сознания и характером древних верований; помните, что конкретно-чувственное мифологическое сознание предшествует религиозному, «население» мира богами происходит значительно позже.

В рамках четвертого вопроса рассмотрите такие верования, как тотемизм, фетишизм и анимизм. Обратите внимание на двойственный характер тотемизма: его природообусловленность (связь человека с конкретной средой обитания) и социокультурную значимость (первая форма самоидентификации, появление табу).

Проследите эту двойственность в понятии тотема — первого конкретного предмета, обретающего символическое значение. Отсюда выводится конкретно-символическая природа фетишизма. Попробуйте проследить, как трансформируются эти древнейшие верования в более поздних культурах, религиях древних цивилизаций. Характеризуя анимизм, обратите внимание на эволюцию сознания древнего человека, переход на более высокий уровень абстрагирования и символизации, появление понятия души и соответственно обогащение представления о жизни и смерти человека. Покажите, как на основе анимистических представлений могут появляться религиозные верования, культы погребения, жертвоприношения. Попробуйте найти следы древних верований в народных сказках.

Ответ на пятый вопрос следует начать с определения ритуала как первой формы культуры, сформировавшейся в поле мифологического сознания. Рассмотрите понятия сакрального и профанного времени и пространства и покажите роль ритуального действия как связующего звена двух миров. Ритуал обеспечивает связь именно в силу своей первичной синкретичности, постепенно разделяя области священного и обыденно-земного. Одним из наиболее известных символов древности является «мировое древо». Покажите, как в этом символе отражены сакральное и земное. Разделение проявляется в типах ритуалов — отрицательном (запретном) и положительном. Рассматривая виды положительных ритуалов — календарные, витальные, кризисные — покажите, как они охватывают все значимые для человека стороны жизни, создавая определенную картину мира. Различные аспекты этой культурной картины мира показывают также виды мифов. Дайте определение мифа и расскажите о сущности космогонических, теогонических, антропологических, этиологических, эсхатологических, сотериологических и других мифов. Сформулируйте основные функции мифа и ритуала, сравните с функциями культуры. Выберите одну из сторон жизни человека и попробуйте рассмотреть ее через призму мифологического сознания, описать один из аспектов мифологической картины мира.

Темы докладов и рефератов

Культурологическая концепция З. Фрейда

Культурное бессознательное и архетипы в теории К.Г.Юнга

Первобытные веровании

Магические ритуалы и обряды в племенных культурах

Мифология и фольклор

Мифологическая картина мира

Основная литература

Веремьев А.А. Введение в культурологию: Учебное пособие для вузов. — Брянск, 2000

Культурология: курс лекций /под ред. А.А.Радугина. — М., 2007

Петрухинцев Н.Н. ХХ лекций по истории мировой культуры. — М., 2001

Дополнительная литераура

Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. — М., 1991.

Миронов А.В., Бабинов Ю.А. Происхождение религии и ее ранние формы. — Социально-полит. Журнал, 1998, № 5.

Психоанализ и культура. // Избранные труды К. Хорни и Э. Фромма. — М., 1995.

Тайлор Э.Б. Первобытная культура. — М., 1989.

Фишбейн Н.В., К.Г. Юнг об архетипах как основе понимания сознательной деятельности человека. — Социально-полит. Журнал, 1998, № 6.

Фрезер Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. — М., 1980.

Хейзинга Й. Homo Ludens. Опыты определения игрового элемента культуры. — М., 1992

Тема 5. Религиозная картина мира — 2 часа

Вопросы:

1. Специфика религиозного мировоззрения.

2. Религии древнего мира.

3. Мировые религии.

4. Библия и Коран.

5. Православие и российская культура.

Раскрыть первый вопрос желательно путем сопоставления основного содержания религиозной картины мира с содержанием мифологической и научной картин мира. Ответьте на вопрос, что общего у мифологической и религиозной картин мира и каковы наиболее существенные различия между ними. Подумайте, в чем заключается дуализм религиозных представлений о мире. Далее следует обратить внимание на зависимость содержания религиозных представлений от типа религиозных верований. Так, для теистических религий характерны представления о личном Боге, который наделен такими качествами человеческой личности, как разум и воля и который исполняет функции творца, законодателя и спасителя, пребывая при этом в потустороннем мире вне времени и пространства. Для деизма характерна вера в безличную божественную силу, а для пантеизма — представления о тождестве Бога и мира, что соответствует формуле «Бог во всем». Но в любом случае центральное место в религиозной картине мира занимают представления о Боге.

По второму вопросу проследите, как происходила эволюция религиозных верований. Начальной стадией этой эволюции были первобытные или мифологические верования — тотемизм, анимизм, фетишизм, магия. На следующем этапе возникают религии древних цивилизаций — Египта, Месопотамии, Греции, Рима и др. Эти религии имели мифологическую основу, были тесно связаны с народными обрядами и ритуалами. Для подавляющего большинства из них были характерны политеизм (многобожие), поклонение природным стихиям, персонификацией (олицетворением) которых были главные божества древних обществ. Важное значение имела сакрализация личности верховного правителя, который в древних обществах выступал как посредник между богами и людьми. В религиозных верованиях древних цивилизаций на первый план выходят мифологические представления о цикличности космического порядка. На этой основе возникает идея бессмертия души, которую символически выражают ритуалы древних мистерий (греч. «таинство») — к ним относились мистерии Осириса и Исиды, Адониса и Венеры, Таммуза и Астарты, Элевсинские мистерии. Проиллюстрируйте эти и другие особенности на примере мифов и верований одной из древних цивилизаций.

По третьему вопросу отметьте, что возникновение мировых религий представляет важнейший этап в эволюции религиозных верований. Дайте ответ на вопрос, в какое время и в какой стране или области появилась каждая из мировых религий, каковы основные догматы, культовые предписания и этические принципы христианства, ислама и буддизма. Подумайте, в чем заключаются наиболее существенные отличия мировых религий от религий древних цивилизаций и от религий, называемых национальными или национально- государственными (иудаизм, индуизм, синтоизм, зороастризм, конфуцианство и даосизм).

В рамках четвертого вопроса вы знакомитесь с Библией и Кораном, которые представляют собой священные книги двух мировых религий — христианства и ислама. Необходимо иметь в виду, что верующие рассматривают их не просто как тексты, а как слово Бога, переданное людям через пророков. Используя текст учебника, ознакомьтесь с составом и содержанием Библии и Корана. Обратите внимание, что тексты священных книг имеют не только чисто религиозное значение, они в значительной степени образуют основу культурной традиции тех стран, в которых получили распространение христианство и ислам.

По пятому вопросу вам следует разобраться в отношениях между религией и кульурой. Тесная связь религии с культурной традицией может быть проиллюстрирована на примере влияния, оказанного православием на характер русской национальной культуры. Вспомните, какие последствия имело для развития русской культуры принятие христианства. Необходимо определить, в чем заключается специфика православия по отношению к другим христианским конфессиям — католицизму и протестантизму. Подумайте, как проявляется христианский мессианизм в русской культуре, прежде всего в историческом самосознании русского народа. Выдающийся русский философ Н. А. Бердяев, размышляя об особенностях национального характера русского народа, назвал человека западной культуры «прометеевским», а человека русской культуры — «иоанновским», подразумевая связь между особенностями русского характера и одной из книг христианского Нового Завета — «Апокалипсисом» Иоанна Богослова. В чем, по-вашему, заключается эта связь?

Темы докладов и рефератов:

Религиозные верования древних цивилизаций (по выбору)

Мистерии древности

Религии Востока (индуизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм)

Религия в современном мире

Основная литература:

Культурология: учебник для студентов технических вузов/под ред. Н. Г. Багдасарьян.- М., 2005

Гуревич П. С. Культурология: учебное пособие.- М., 2003

Введение в культурологию: учебное пособие/под ред. Е. В. Попова.- М., 1996

Полищук В. И. Культурология: учебное пособие.- М., 1999

Дополнительная литература:

Карпушина С.В., Карпушин В.А. История мировой культуры. 0 М., 1998

Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. — М., 1997

Элиаде М. Священное и мирское.- М., 1994

Религии мира. Словарь- справочник/под ред. А. Ю. Григоренко.- СПб., 2009

Бердяев Н. А. Русская идея/О России и русской философской культуре: Философы русского послеоктябрьского зарубежья.- М., 1990

Бадж Э.А., Уоллис. Египетская религия. Египетская магия. — М., 1996

Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке.. М., 1990

Тема 6. Типология культуры — 2 часа

Вопросы:

1. Типология культуры Н. Я. Данилевского

2. Типология культуры К. Ясперса

3. Запад и Восток как типы культуры

По первому вопросу ознакомьтесь с концепцией культурно-исторических типов известного русского публициста, ученого и общественного деятеля Н. Я. Данилевского, относящейся к типологическим теориям, которые принято называть концепциями локальных культур или цивилизаций. В этих концепциях основное внимание уделяется индивидуальности и неповторимости культурной жизни различных обществ, каждое из которых представляет своего рода индивидуум, жизненный цикл которого подобен жизненному циклу растений и включает в себя стадии рождения, роста, зрелости, увядания и гибели. Выясните, какие древние и современные общества согласно Данилевскому формируют особый культурно-исторический тип. При подготовке данного вопроса следует обратить внимание на основания или типологические критерии, используемые Данилевским для описания особенностей культурно-исторических типов. Это, во-первых, наличие преемственности между культурами различных обществ, на основании которого Данилевский делит культурно-исторические типы на «уединенные» и «преемственные», и, во-вторых, преобладающее направление культурной деятельности, с которым связано деление типов на первичные или подготовительные, одноосновные и двуосновный. Разберитесь, к какой категории относится каждый из десяти типов по первому и по второму критериям и какие разряды или направления культурной деятельности являются преобладающими для каждого одноосновного и двуосновного типа.

По второму вопросу ознакомьтесь с типологией К. Ясперса, относящейся к хронологическим типологиям, в которых типы культуры соответствуют историческим периодам или эпохам. Теоретической основой этой типологии служит концепция «осевого времени», изложенная в книге Ясперса «Истоки истории и её цель». Согласно концепции «осевого времени», история человечества делится на четыре эпохи- доистория («прометеевское время»), эпоха великих культур древности, «осевое время» и эпоха науки и техники. Каждая эпоха связана с важными технологическими или духовными изменениями, под влиянием которых происходит формирование нового типа духовной и материальной культуры. Особенно большое значение, согласно Ясперсу, имеет эпоха, называемая им «осевым временем». В эту эпоху происходит формирование духовных основ единой общечеловеческой цивилизации, носителями которых становятся т. Н. осевые культуры: греческая, еврейская, иранская, китайская и индийская. Необходимо разобраться, в чем заключается принципиальное отличие осевых культур от великих культур древности, которые в типологии Ясперса выступают как доосевые. Кроме этого, следует определить хронологические рамки каждой из исторических эпох и те технологические и духовные достижения, которые характеризуют состояние культуры определенной эпохи.

По третьему вопросу необходимо остановиться на следующих аспектах.

Деление культур на западные и восточные является примером так называемых дихотомных типологий, в которых все многообразие культурных явлений сводится к противопоставлению двух типов, причем характеристики одного типа являются оппозиционно противоположными характеристикам другого.

Необходимо отметить, что Запад и Восток выступают в данном случае не как географические, а как культурно- исторические понятия. В настоящее время к странам с преобладанием восточного типа культуры обычно относят страны Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии, Центральной Азии, Ближнего Востока, Северной Африки, а к западному — страны Европы, Америки и Россию, хотя и это деление является условным. Описание отличий западной культуры от восточных представлено в работах многих древних и современных ученых. Например, выдающийся немецкий историк и социолог М. Вебер к основным особенностям западной культуры относит: 1) Динамизм, ориентацию на обновление 2) Утверждение достоинства и уважения к человеческой личности 3) Индивидуализм, установку на автономность личности 4) Рациональность 5) Идеалы свободы, равенства и терпимости 6) Уважение к частной собственности. Значительное внимание специфике культуры Запада в отношении к Востоку уделяет в своей книге «Истоки истории и её цель» К. Ясперс. Ориентируясь на идеи этих и других ученых сформулируйте определения различий между культурами Запада и Востока по следующим критериям: а) Соотношение динамизма и консерватизма, ориентация на обновление или на воспроизводство старого; б) Отношения между личностью и обществом- приоритет прав и свобод личности или интересов коллектива; соотношение между автономией личности и подчинением коллективным нормам; в) Отношение к природе — ориентация на пассивное приспособление или активное преобразование, созерцательность или прагматизм.

Темы докладов и рефератов:

Типологический метод исследования культуры.

Типология культур по принципу доминирующей ценности.

Дихотомные типологии культуры.

Основная литература:

Культурология: учебник для студентов технических вузов/под ред. Н. Г. Багдасарьян.- М., 2005

Гуревич П. С. Культурология: учебное пособие.- М., 2003

Введение в культурологию: учебное пособие/под ред. Е. В. Попова.- М., 1996

Дополнительная литература:

Ясперс К. Истоки истории и ее цель/Смысл и назначение истории.-М., 1991

Данилевский Н. Я. Россия и Европа.- М., 1991

Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов вузов/ Сост., ред., и вст.ст. Б.С.Ерасов.- М.:Аспект Пресс, 1999. Введение

Байдаров Е. У. Проблемы дихотомии «Запад-Восток», «Восток- Запад» в глобалистике.-2007(http://www.intelros.ru/2007/11/26/problemy_dikhotomii_vostokzapad_v_globalistike/html)_

Тема 7. Динамика культуры — 2 часа

Вопросы:

1. Теории развития культуры

2. Циклические модели динамики культуры

3. Линейные модели динамики культуры

По первому вопросу необходимо усвоить, что понятие «динамика культуры» связано с понятиями движения, изменения, развития. Под динамикой культуры подразумевается совокупность процессов изменения культуры под действием внешних и внутренних сил. Подумайте над тем, какая существует разница между изменением культуры и развитием культуры, какие факторы динамики культуры могут быть отнесены к внешним, а какие к внутренним. Обратите внимание на большое многообразие теоретических моделей динамики культуры. Наряду с линейными и циклическими моделями, изучению которых отводятся 2 и 3 вопросы темы, существуют также волновые и синергетические. Одной из наиболее современных концепций является синергетика культуры. Используя учебную литературу, дайте ответ на вопрос, каковы основные характеристики процессов самоорганизации в культуре и других сложных системах.

При подготовке второго вопроса необходимо четко сформулировать сущность циклических и близких к ним волновых моделей динамики культуры. В этих моделях основной характеристикой процессов изменения в культуре выступает повторяемость. Одной из наиболее известных циклических концепций является теория социокультурной динамики выдающегося американского социолога русского происхождения П. А. Сорокина. Согласно его теории культура каждого общества проходит в своем развитии три стадии — стадию идеациональной культуры, стадию сенситивной (чувственной) культуры и стадию идеалистической культуры, которая является промежуточной. После того как цикл развития культуры завершается, общество создает новую систему ценностей (культура по Сорокину — сложная система, основным элементом которой являются ценности) и начинается новый цикл, в котором можно проследить ту же последовательность: идеациональная — идеалистическая — чувственная культура. Найдите в учебнике характеристику состояния культуры на каждой из этих стадий и ознакомьтесь с другими известными циклическими теориями, к которым относят теорию уже упоминавшегося российского ученого Н. Я. Данилевского, сформулировавшего пять законов циклического развития культуры, а также теории немецкого философа О. Шпенглера и английского историка А. Тойнби.

По третьему вопросу, анализируя сущность линейных моделей динамики культуры, обратите внимание на то, что основными характеристиками процесса развития культуры в них выступают последовательность, необратимость и направленность. При подготовке данного вопроса необходимо ознакомиться с идеями представителей эволюционизма — Г. Спенсера, Л. Г. Моргана, Э. Тейлора, поскольку именно эволюционизм является теоретической основой линейных моделей динамики культуры. Одним из вариантов эволюционной теории является учение К. Маркса о последовательной смене в истории общественно-исторических формаций: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической. Во второй половине 20 века появляется ряд новых линейных концепций — теория модернизации, теория «стадий роста» У. Ростоу, теория постиндустриального общества Д. Белла, А. Турена и др. В уже упоминавшейся концепции «осевого времени» К. Ясперса развитие человечества также описывается как линейный процесс. В завершение сформулируйте наиболее важные отличия линейных моделей динамики культуры от циклических.

Темы докладов и рефератов:

Синергетический подход в исследованиях динамики культуры.

Циклическая теория Дж. Вико.

Эволюционные теории социокультурной динамики.

Основная литература:

Культурология: учебник для студентов технических вузов/под ред. Н. Г. Багдасарьян.- М., 2005

Гуревич П. С. Культурология: учебное пособие.- М., 2003

Введение в культурологию: учебное пособие/под ред. Е. В. Попова.- М., 1996

Культурология: курс лекций/под ред. А. А. Радугина.- М., 2007

Дополнительная литература:

Сорокин П. А. Социокультурная динамика/Человек. Цивилизация. Общество.-М., 1992

Теория культуры: учебное пособие.- СПб., 2008

Каган М. С. Синергетика и культурология.- 2000 (http://www/spkurdymov/narod.ru/kagani/html)

Вопросы для подготовки к зачету

  1. Место культурологии в системе гуманитарного знания
  2. Предмет, разделы и задачи культурологии
  3. Направления культурологических исследований
  4. Методы культурологических исследований
  5. Этимология слова «культура». Определения культуры.
  6. Категория культурологии «цивилизация». Отношение понятий «культура» и «цивилизация».
  7. Менталитет и культурная картина мира
  8. Традиционные структурные модели культуры
  9. Альтернативные подходы к определению структуры культуры
  10. Функции культуры
  11. Теории происхождения человека и культуры
  12. Культурологическая теория З. Фрейда
  13. Понятия архетипа и культурного бессознательного в концепции К.Г.Юнга
  14. Принципы формирования мифологического сознания в первобытной культуре
  15. Первобытные верования: тотемизм, фетишизм, анимизм.
  16. Магия и ритуал в древних культурах
  17. Виды и функции мифов
  18. Специфика религиозного мировоззрения.
  19. Религии древнего мира.
  20. Мировые религии.
  21. Библия и Коран.
  22. Православие и российская культура.
  23. Типологические модели культуры
  24. Типология культуры Н.Я.Данилевского. Понятие культурно-исторического типа
  25. Типология культуры К. Ясперса
  26. Дихотомная типология культуры: западная и восточная культура
  27. Теории развития культуры
  28. Линейные модели социокультурной динамики
  29. Циклические модели социокультурной динамики

Шабалина Елена Юрьевна

Павлей Ростислав Леонидович

Культурология

Методические указания по организации

самостоятельной работы

студентов очной формы обучения

по всем направлениям бакалавриата

Лицензия НД № 14 185 от 6.03.2001г.

Формат 60×84 1/16.тираж 30 экз. Печ. л. — 1,0. Бесплатно

Брянская государственная инженерно-технологическая академия

241 037, Брянск, пр. Ст. Димитрова, 3, редакционно-издательский отдел

Подразделение оперативной печати

Подписано к печати _____________2012 г

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector