Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение 37

высшего профессионального образования

«Алтайская государственная педагогическая академия»

(ФГБОУ ВПО «АлтГПА»)

Кафедра педагогики и психологии образования

Рабочая программа

Наименование дисциплины: Б.3.2.1."Введение в психолого-педагогическую деятельность".

Уровень основной образовательной программы: бакалавриат.

Рекомендуется для направления подготовки 50 400.62 «Психолого-педагогическое образование», профиль подготовки: психология образования

Форма обучения: очная

2012−2013 учебный год

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 50 300.62 «Психолого-педагогическое образование» (утвержден 22 декабря 2010 г.) и учебного плана по направлению подготовки 50 300.62 «Психолого-педагогическое образование» (профиль психолого-педагогическое сопровождение дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования), утвержденного Ученым советом ГОУ ВПО АлтГПА (от 25 апреля 2011 г., протокол № 8).

Барнаул

2012

1. Цель и задачи дисциплины

Цель дисциплины: сформировать у студентов систему представлений о специфике деятельности и этапах профессионального становления психолога образовательного учреждения.

5 стр., 2031 слов

Психолого-педагогические факторы профессиональной адаптации работников

... профессионального психологического отбора и профессиональной ориентации. Также в область инженерной психологии входит выяснение психолого-педагогических факторов профессиональной ... должно увязываться с уровнем предадаптационной профессиональной подготовки работника. Исследования показывают, что ... на социально-психологическую адаптацию - возраст, образование, место жительства, жизненный опыт, активность ...

Задачи дисциплины:

  • вооружение студентов первоначальными знаниями о сущности и специфике психологии как профессиональной деятельности;
  • повышение степени осознанности профессионального выбора и роли профессиональной деятельности в жизни взрослого человека;
  • ознакомление студентов с содержанием профессиональной деятельности психолога образования, ее особенностями, направлениями в работе, применяемыми методами, основными подходами, сложившимися в психологической практике;
  • рассмотрение специфики профессиональной подготовки бакалавров в России и за рубежом, особенностей вузовского профессионального образования;
  • формирование у студентов систематических научных представлений о личностных и профессиональных качествах психолога;
  • создание у студентов установки на овладение глубокими теоретическими знаниями и профессиональными умениями и навыками;
  • формирование мотивации самопознания, личностного роста и самосовершенствования;
  • содействие в развитии интереса к профессии психолога образования.

2. Место дисциплины в структуре ооп впо

Дисциплина «Введение в психолого-педагогическую деятельность» относится к вариативной части профессионального цикла (Б.3.2.1).

Областями профессиональной деятельности бакалавров, на которые ориентирует дисциплина «Введение в психолого-педагогическую деятельность», является образование и социальная сфера.

Освоение дисциплины готовит к работе со следующими объектами профессиональной деятельности бакалавров:

  • обучение;
  • воспитание;
  • индивидуально-личностное развитие обучающихся;
  • здоровье обучающихся;
  • психолого-педагогическое и социальное сопровождение обучающихся, педагогов и родителей в образовательных учреждениях различного типа и вида;
  • социализация.

Профильной для данной дисциплины является педагогическая профессиональная деятельность бакалавров. Дисциплина готовит к решению следующих задач профессиональной деятельности:

22 стр., 10803 слов

Раздел 1. Теоретико-методологические основы инновационной деятельности в системе образования

... образовании. 32. Психолого-педагогические проблемы профессионального обучения и профессионального воспитания студенческой молодежи. 33. Разработка нового содержания высшего образования, моделирование будущей деятельности ... Составьте базовый глоссарий учебной дисциплины «Инновация в образовании». Задание 28.Разработка ... потенциал обучаемого. 6. Мозг способен одновременно анализировать и синтезировать ...

в области педагогической деятельности:

  • изучение возможностей, потребностей, достижений учащихся в области образования и проектирование на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов их обучения, воспитания, развития;
  • организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям учащихся, и отражающих специфику предметной области;
  • организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач в профессиональной деятельности;
  • использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с использованием информационных технологий;
  • осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры.

Для освоения дисциплины «Введение в психолого-педагогическую деятельность» обучающиеся используют знания, умения, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения «Общая и экспериментальная психология», «Саморазвитие личности».

Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин: «Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса», «Возрастная психология», «История психологии», «Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности», «Психологическая служба в образовании», подготовки к самостоятельному профессиональному самоопределению в этой профессии.

3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Общекультурные компетенции (ОК):

  • способен последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владеет русским литературным языком, навыками устной и письменной речи, способен выступать публично и работать с научными текстами (ОК-5).

Общепрофессиональные компетенции (ОПК):

  • способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6);
  • способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК-8);
  • способен принимать участие в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач (ОПК-10);

Профессиональные компетенции в деятельности по психолого-педагогическому сопровождению дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования (ПКПП):

  • способен к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий (ПКПП-4);

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

  • основные отрасли и актуальные проблемы современной практической психологии;
  • категориальный аппаратом практической психологии в сфере образования;
  • о формах организации и о содержании психологической работы в образовательных учреждениях;
  • требования к личности и деятельности современного психолога;
  • систему подготовки профессиональных психологов образования;
  • основные этические принципы профессиональной деятельности психолога образования;

уметь:

  • ориентироваться в основных понятиях, используемых на занятиях;
  • дифференцировать собственно психолого-педагогические задачи от педагогических, этических, социальных и др.,
  • предвидеть возможные кризисы профессионального развития и знать

способы их разрешения;

  • составлять план собственного профессионального развития;

владеть:

  • навыками конспектирования, рецензирования, реферирования работ психологического характера;
  • навыками первичной оценки психолого-педагогической ситуации, набором типовых способов их решения.
  • навыками самоанализа и саморазвития своих практических и научно-теоретических способностей.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Аудиторные занятия (всего)

46

46

В том числе:

Лекции (Л)

16

16

Практические занятия (ПЗ)

24

24

Лабораторные работы (ЛР)

-

-

Консультации

6

6

Самостоятельная работа (всего)

98

98

Творческое задание

6

6

Задание научно-исследовательского характера

8

8

Проектное задание

16

16

Подготовка к семинарским и практическим занятиям

68

68

Вид промежуточной аттестации: (экзамен)

экз

Общая трудоемкость часы

зачетные единицы

144

4

5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1

Общая характеристика психолого-педагогической профессии

Практическая психология как сфера деятельности профессиональных психологов. Два понимания практической психологии (В.И.Слободчиков, Е.И.Исаев).

Социальный заказ на профессию практического психолога. Предмет и задачи практической психологии. Психологическая информация и способы ее получения.

Общая характеристика понятия «профессия». Основные характеристики профессии. Понятия «специальность», «квалификация», «должность». Понятие о профессиограмме и психограмме. «Предрассудки» о труде и психике.

2

Психология образования в системе психологических знаний

Психологическая работа в сфере образования: история практической педагогической

психологии и психологической профессии. Организация психологической службы

образования в России и за рубежом. Главные задачи психолого-педагогической службы в системе образования.

Психологическое консультирование в юридической практике. Задачи и функции психолога в сфере экономики. Использование психологических знаний в медицине: клиническая психология и психотерапия. Работа практического психолога в спорте. Психологическое сообщество.

3

Профессиональная деятельность психолога образования

Профессиональное место психолога в образовательном учреждении. Аспекты деятельности психолога. Принципы работы психолога в системе образования (принцип индивидуального подхода, принцип взаимодействия психолога с педагогами и родителями, принцип соблюдения прав и обязанностей психолога). Организационные принципы. Специфика работы психолога в зависимости от типа детского учреждения. Направления, задачи и виды деятельности практических психологов в образовании. Психолого-педагогический консилиум. Профессиональное взаимодействие психолога с субъектами образовательного пространства.

4

Организационные основы и методическое обеспечение работы психолога образования.

Специфика оформления и методическое обеспечение кабинета психолога образования. Организация пространства и интерьера. Фитодизайн. Специфика применения аудио-видео материала психологического характера. Основные психодиагностические, коррекционные, развивающие и профориентационные методики их краткая характеристика. Виды и формы отчетной документации. Взаимодействия психолога с представителями смежных профессий.

5

Профессиональная этика психолога образования.

Понятие профессиональной этики. Уровни рассмотрения этических проблем: правовой, моральный, нравственный. Основные этические противоречия, проблемы и «соблазны». Этические принципы и правила работы психолога. Этические стандарты практических психологов разных стран.

Проект этического кодекса службы практической психологии образования России (2003).

6

Профессионально-личностное становление и развитие психолога образования

Профессиональное становление личности. Профессиональное самосознание. Личностные особенности практического психолога (широта интересов и независимость взглядов, компетентность в общении, стремление к самопознанию и познанию других людей, способность к рефлексии, эмоциональная гибкость эмпатийность, повышенное чувство ответственности, способность к предвидению и др.).

Модель профессиональной деятельности практического психолога. Понятие профессиональной компетентности. Квалификационная характеристика психолога образования. Пути профессионального совершенствования психолога.

7

Индивидуальный стиль деятельности психолога образования и кризисы на пути профессионального становления.

Понятие об индивидуальном стиле деятельности, структура индивидуального стиля (Е.А. Климов), виды индивидуальных стилей деятельности. Этапы формирования. Стиль деятельности как выражение профессионализма. Периодизация профессионального развития.

Нормативные кризисы профессионального онтогенеза. Основные факторы кризисов профессионального становления (Э.Ф. Зеер).

«Кризисы разочарования» и основные этапы развития психолога-профессионала. Профессиональные деструкции психолога. Понятия профессиональной деформации и дезадаптации.

8

Система подготовки психологов образования в России и за рубежом.

Профессиональная подготовка психологов в России. Направления подготовки бакалавров, по которым в настоящее время ведется обучение профессиональных психологов образования.

Специфика подготовки профессиональных психологов за рубежом.

Модернизация российского образования. Болонский процесс. Степень бакалавра и магистра.

Последипломное образование профессиональных психологов. Аспирантура и докторантура. Система ученых званий и степеней. Содержание профессионального психологического образования. Структура и краткое содержание образовательного стандарта по направлению подготовки 50 400.62 «Психолого-педагогическое образование». Особенности обучения в вузе. Организация учебного труда студентов в различных формах занятий.

5.2. Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Практ.

зан.

Конс.

СРС

Всего

1

Общая характеристика психолого-педагогической профессии

2

2

2

6

2

Психология образования в системе психологических знаний

2

2

4

8

3

Профессиональная деятельность психолога образования

2

4

2

6

14

4

Организационные основы работы психолога образования и его взаимодействия со смежными специалистами

2

2

2

6

5

Профессиональная этика психолога образования.

2

2

2

6

6

Профессионально-личностное становление и развитие психолога образования

2

4

2

6

14

7

Индивидуальный стиль деятельности психолога образования и кризисы на пути профессионального становления.

2

4

4

10

8

Система подготовки психологов образования в России и за рубежом.

2

4

2

6

14

  1. Лабораторный практикум не предусмотрен

7. Примерная тематика курсовых работ (проектов)

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Название

Автор

Вид издания (учебник, учебное

пособие)

Место издания, издательство, год издания, кол-во страниц

Колич-во

экземпляров

Место

а) Основная литература

1.Введение в профессию «психолог»

Григорович Л.А.

Учебное пособие

М.: Гардарики, 2006. — 191 с.

М.: Гардарики, 2004. 192 с.

2

9(1)

Абонемент

Чит.зал

2.Психология: введение в профессию

Карандашев В.Н.

Учебное пособие

М.: Смысл, 2005. 288 с.

М.: Смысл, 2003. 382 с

9(1)

5(1)

Абонемент Чит. зал

3.Практическая психология образования

Овчарова Р.В.

Учебное пособие

М.: Академия, 2005. — 446 с.

48(1)

Абонемент

Чит.зал

4.Введение в профессию: психолог.

Павлова Т. А

Учебное пособие

М.: Аспект Пресс, 2007. — 135 с.

11(2)

Абонемент

Чит.зал

5.Психолого-педагогический практикум:

Под ред. В. А. Сластенина

Учебное пособие

М.: Академия, 2011. — 223 с.

49(1)

Абонемент

Чит.зал

6.Психолог: введение в профессию

Фокин В. А и др.

Под ред. Климова Е.А.

Учебное пособие

М.: Академия, 2011. — 206 с

49(1)

Абонемент

Чит.зал

7.Введение в профессию психология

Шмелева И.А.

Учебное пособие

СПб.: Питер, 2007. 256 с.

15(6)

Абонемент

Чит.зал

б) Дополнительная литература

1.Введение в практическую психологию

Абрамова Г. С.

Учебное пособие

М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 262с

7(2)

Абонемент

Чит.зал

2.Прикладная психология

Болотова А.К., Макарова И.В.

Учебник для студентов вузов

М.: Аспект-Пресс, 2002. — 383 с.

7

Абонемент

3.Введение в профессию «психолог»

Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С.

Учебное пособие

М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. 464 с.

8(1)

Абонемент

Чит.зал

4.Возрастная и педагогическая психология

Под ред. М. В. Гамезо.

Учебное пособие

М.: Педагогическое общество России, 2003. — 511 с.

2

Абонемент

5.Введение в общую психологию

Гиппенрейтер

Ю.Б.

Учебное пособие

М.: Юрайт, 2000. — 334 с

4(1)

Абонемент

Чит.зал

6.Практическая психология образования

Под ред. И.В. Дубровиной

Учебное пособие

СПб.: Питер, 2009. — 588 с.

48(1)

Абонемент

Чит.зал

7.Введение в практическую социальную психологию

Под ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьевой.

Учебное пособие

М.: Смысл, 1997. — 373 с.

29(1)

Абонемент

Чит.зал

8.Психология профессий

Зеер Э.Ф.

Учебное пособие

М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2005. — 330 с.

1

Абонемент

9.Психология профессионального самоопределения в ранней юности

Зеер Э.Ф.

Учебное пособие для студентов вузов

М.: МПСИ, 2008. — 252 с.

8(2)

Абонемен

Чит.зал

10.Психология профессионализма

Маркова А.К.

Учебное пособие

М.: Знание, 1996. — 308 с.

1

Абонемент

11.Большой психологический словарь

Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко

Большая психологическая энциклопедия

М.; СПб.: АСТ Москва: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. — 811 с

1

Чит.зал

12.Общая психокоррекция

Осипова А.А.

Учебное пособие

М.: Сфера, 2005. — 509 с.

19

Абонемент

13.Психология труда и человеческого достоинства

Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю.

Учебное пособие

М.: Академия, 2005. — 477 с.

17(1)

Абонемент

Чит.зал

14.Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги

Самоукина Н.В.

Учебное пособие

М.: Изд-во Института Психотерапии, 2005. — 227 с

5

Абонемент

15.Психолог образования: личность и профессионализм

Шарапановская

Е. В.

Учебное пособие

Барнаул, 2007. — 296 с

7(1)

Абонемент

Чит.зал

в) Программное обеспечение

— электронные учебники и учебные пособия, в том числе, авторские.

г) Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

Поисковые системы: Googl, Yandex

Доступ к архивам журналов:

  1. «Мир науки, культуры, образования» (http://amnko.ru/index.php/russian/about-us/)

2."Вестник практической психологии образования" ()

3."Рабочий журнал психолога ОУ" (Семаго М.М.) .

  1. 4. Сайт «Мир психологии» http://psychology.net.ru/.
  2. 5. Электронная версия журнала «Школьный психолог» http://psy.1september.ru/.
  3. 6. «Флогистон: психология из первых рук…» http://flogiston.ru./.

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины

— Лекционные аудитории;

-Кабинеты, оснащённые видеомагнитофоном, видеокамерой, аудио-техникой;

— Электронная база данных библиотеки АлтГПА;

10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

  1. Методические рекомендации для студентов

Приобщение к профессии психолога образования посредством ознакомления с основами психолого-педагогических знаний является одним из основных направлений подготовки студентов психологических специальностей педагогического вуза.

Лекционный курс рассчитан на 16 часов, практических занятий 24 часа. Каждая лекция соотносится с практическим занятием, тема которого включает вопросы для обсуждения и непосредственные практические задания, позволяющие продемонстрировать освоенный материал и проявить себя творчески в рамках самостоятельной работы. Теоретическая подготовка к таким занятиям должна вестись на основе лекционных материалов и текстов. Тексты доступны для восприятия и понимания, поскольку сгруппированы по темам, где выделяются основные понятия и дается их развернутая характеристика, что в свою очередь облегчает подготовку к занятиям и помогает избежать трудностей, связанных с подбором и анализом научных источников. Рекомендуется:

  • во-первых, лекционный курс предназначен для разъяснения основополагающих психологических терминов, как правило, сложных для самостоятельного понимания. Следовательно, для успешного освоения материала необходимо писать конспекты лекций, а также вдумчиво вчитываться в рекомендуемую для подготовки к курсу литературу;
  • во-вторых, при самостоятельном изучении предлагаемого списка литературы добиваться раскрытия смысла содержания, формулировать вопросы (один из эффективных способов усвоения излагаемых преподавателем тем), если материал оказался сложным для понимания и подходить за консультацией к преподавателю;
  • в третьих, при попытке отстоять свой взгляд при диалоге с преподавателем, изучите информационные источники по интересующей теме. Такой подход к решению проблемы поможет лучше усвоить курс и научит в дальнейшем правильно участвовать в дискуссиях на семинарах.

Значительное место при изучении курса занимает самостоятельная работа студентов, включающая в себя изучение и конспектирование литературы при подготовке к лекционным и практическим занятиям, выполнение творческих практических заданий. Все виды самостоятельной работы с указанием сроков выполнения, общей трудоемкости и форм контроля представлены в карте самостоятельной работы студента по дисциплине.

Текущий контроль освоения теоретического материала студентами производится в форме тестирования. Тестовые задания составлены в соответствии с содержанием курса по ГОС, вопросы теста отражают дидактические единицы дисциплины.

Итогом курса является экзамен. Рейтинговая система учитывает отдельные виды деятельности студента по освоению учебной дисциплины (посещение и работа на лекционных и практических занятиях, выполнение творческих заданий, контрольных работ и тестов, составление конспектов).

Каждый вид деятельности оценивается в баллах. На основании общей суммы баллов выводится итоговый результат.

В завершении изучения дисциплины студенты должны иметь четкие представления о теоретическом и прикладном характере изученной дисциплины и возможностей применения знаний в образовательной практике.

Оценочные средства для текущего контроля и промежуточной аттестации Задания для самопроверки изучаемого материала

  1. Назовите основные отрасли современной психологии.
  2. Известный в 20−30-е годы ХХ века психолог Ф.Р. Дунаевский писал: «Для каждого трудового поста уже существует на земном шаре подходящий к нему человек и, наоборот, для каждого человека существует подходящее для него дело…№ (Дунаевский Ф.Р. Проблема профессионального подбора. — Харьков, 1923, С.9).

    Согласны ли вы с данным высказыванием? Считаете ли вы, что идея о профессиональной предопределенности является продуктивной, научной идеей? Может ли человек родиться потенциальным психологом?

  3. Как связана коммуникативная культура профессионала и психологическая готовность к деятельности специалиста-психолога.
  4. Из каких компонентов состоит научное знание.
  5. Г. С. Абрамова отмечает, что «психолог выступает по отношению к другому человеку как Другой человек, порождающий в нем психическую реальность, и как профессионал, сохраняющий эту реальность в качестве предмета взаимодействия» (Абрамова Г. С. Практическая психология. — М.: Академический Проект, 2001, С.32).

    Как вы относитесь к данной позиции?

  6. Охарактеризуйте место психологии в системе наук.
  7. Представьте модель профессиональной деятельности практического психолога сферы образования.
  8. Каковы основные качества профессиональной деятельности квалифицированного психолога, в чем, по вашему представлению, их отличия от деятельности неквалифицированного психолога?
  9. Из каких основных блоков состоит учебный план подготовки психологов в России.
  10. В чем различие в подготовке и итоговой квалификации бакалавра, магистра, специалиста.
  11. В чем специфика учебного плана подготовки психологов в Европе.
  12. Какой из учебных планов дает более целостное представление о структуре профессиональных знаний.
  13. Что такое профессиональная компетентность и как она достигается.
  14. Как вы можете объяснить следующий факт: выпускники психологических факультетов отмечают, что они не отличаются от людей, не имеющих профессионального психологического образования способностью понимать других людей, умением строить, поддерживать и развивать взаимоотношения?
  15. Обобщите основные мотивы выбора профессиональной деятельности психолога. Согласно классификации, предложенной Е.А. Климовым, все профессии в зависимости от особенностей основного предмета труда и отношения человека к различным объектам окружающего мира подразделяются на пять типов (человек — техника, человек — природа, человек — знаковая система, человек — художественный образ, человек — человек).

    В рамках каждого из указанных типов Е.А. Климов выделил по признаку целевой направленности еще три класса профессий: а) гностические профессии, для которых характерна выраженная познавательная активность и наблюдательность; б) преобразующие профессии, особенностью которых является их направленность на преобразование различных вещей, предметов, процессов природы и общественной жизни; в) изыскательские профессии, которые характеризуются поиском нового, направленностью на открытие новых и оригинальных вариантов решения различных задач и проблем. К какому типу и классу профессий следует отнести профессию психолога? Почему?

  16. Какую роль играют интересы и склонности в выборе профессиональной деятельности психолога.
  17. Что оказывается препятствием для занятий профессиональной деятельностью в области психологии.
  18. Существует ли специфика профессиональных и личностных требований, предъявляемых к различным видам деятельности в области психологии — преподавателя, исследователя и практика.
  19. Какие профессиональные умения необходимы для работы психолога в условиях чрезвычайных ситуаций.
  20. М.К. Гуревич сформулировал идею, согласно которой все профессии могут быть разделены на два типа. Профессии первого типа (их немного: музыкант, художник, певец-вокалист, летчик-испытатель) требуют абсолютной профессиональной пригодности, то есть наличия у человека определенных индивидуальных психофизиологических особенностей, обеспечивающих овладение мастерством в конкретном виде труда. Профессии второго типа (их большинство) не предъявляют к человеку абсолютных требований, к ним может приспособиться любой здоровый человек. Если на первые необходим специальный профессиональный отбор работников, то для вторых главным вопросом становится формирование профессиональной пригодности непосредственно в самом труде. Как вы думаете, к какому типу профессий можно отнести профессию практического психолога? Почему?
  21. Какие возможности предоставляет психологу членство в профессиональных организациях?
  22. Какова роль конгрессов и конференций в развитии мировой психологической науки?
  23. Какие возможности представляют профессиональные организации молодым ученым?
  24. Некоторые люди, совершенно далекие от профессиональных занятий психологией, являются тонкими знатоками человеческой души, они могут оказать действительно эффективную психологическую помощь в нужное время. Как бы вы объяснили этот феномен?
  25. Каковы основные правила построения отношений психолога и клиента?
  26. Должен ли психолог-педагог свою работу с детьми, школьниками и другими категориями населения строить на основе реализации принципа индивидуального подхода и руководствоваться убеждением, что каждый человек представляет собой неповторимую, уникальную личность и обладает индивидуальными особенностями, отличающими его от других людей? Обоснуйте свою позицию.
  27. Что входит в понятие профессиональной этики?
  28. Каковы основные обязанности и права психологов?
  29. Как вы думаете, с какими затруднениями вы можете столкнуться, работая психологом-педагогом? Как вы будете преодолевать возникающие трудности?
  30. Какие сложные (экстремальные) ситуации могут возникнуть в деятельности практического психолога сферы образования?

Варианты заданий для подготовки к письменному тестированию

1. Аспект рассмотрения понятия «профессия», связанный с выделением и уточнением объекта и предмета профессиональной деятельности:

  1. профессия как общность людей;
  2. профессия как реальность, творчески формируемая самим человеком;
  3. профессия как область приложения сил;
  4. профессия как исторически развивающаяся система;
  5. профессия как деятельность и область проявления личности.

2. Аспект рассмотрения понятия «профессия», который указывает на то, что профессия меняется в зависимости от культурно-исторического контекста:

  1. профессия как общность людей;
  2. профессия как реальность, творчески формируемая самим человеком;
  3. профессия как область приложения сил;
  4. профессия как исторически развивающаяся система;
  5. профессия как деятельность и область проявления личности.

3. Определите, что не является аспектом рассмотрения понятия «профессия»:

  1. профессия как общность людей;
  2. профессия как способ познания себя;
  3. профессия как область приложения сил;
  4. профессия как исторически развивающаяся система;
  5. профессия как деятельность и область проявления личности.

4. Какое из понятий предполагает работу психолога образования в конкретном учреждении и выполнение конкретных функций:

  1. деятельность;
  2. служба;
  3. занятие;
  4. должность;
  5. специальность.

5. Понятие, характеризующееся как широкое образование, включающее в себя и профессию, и специальность, и конкретные должности:

  1. занятие;
  2. служба;
  3. деятельность;
  4. должность;
  5. специальность.

6. К какому виду относятся знания о людях, полученные человеком в относительно замкнутой группе (семье, коллективе):

  1. к стандартным знаниям;
  2. к житейским знаниям;
  3. к академическим знаниям;
  4. к философским знаниям;
  5. к обыденным знаниям.

7. Научную психологию характеризует следующее суждение:

  1. знания основаны на выявлении общих закономерностей жизни и поведения людей;
  2. знания передаются в ограниченных вариантах;
  3. знания связаны с конкретными жизненными ситуациями;
  4. знания носят интуитивный характер;
  5. знания получаются через непосредственное переживание человеком событий.

8. Научную психологию характеризует следующее суждение:

  1. располагает материалом, основанным на житейском опыте;
  2. знания передаются в ограниченных вариантах;
  3. знания связаны с конкретными жизненными ситуациями;
  4. знания носят интуитивный характер;
  5. знания передаются через специальную систему фиксации накопленного опыта.

9. Какое из суждений характеризует житейскую психологию:

  1. знания связаны с конкретными жизненными ситуациями;
  2. знания основаны на выявлении общих закономерностей жизни и поведения людей;
  3. знания получаются в специальных исследованиях и экспериментах;
  4. рациональное объяснение психических явлений;
  5. располагает обширным, разнообразным материалом.

10. Какое из суждений характеризует житейскую психологию:

  1. знания основаны на выявлении общих закономерностей жизни и поведения людей;
  2. знания получаются в специальных исследованиях и экспериментах;
  3. рациональное объяснение психических явлений;
  4. располагает обширным, разнообразным материалом;
  5. знания получаются через непосредственное переживание человеком событий.

11. Человек, получающий от психолога психологическую информацию — это…

  1. клиент;
  2. консультант;
  3. заказчик;
  4. практик;
  5. пользователь.

12. Какой из аспектов деятельности психолога образования связан с решением конкретных проблем непосредственно в образовательном учреждении:

  1. научный аспект;
  2. практический аспект;
  3. академический аспект;
  4. психотерапевтический аспект;
  5. прикладной аспект.

13. Психологическая диагностика связана:

  1. с устранением отклонений в психическом и личностном развитии ребенка;
  2. с оказанием психологической помощи человеку в становлении его как личности;
  3. с целенаправленным воздействием на психику клиента;
  4. с получением психологической информации о человеке;
  5. с предупреждением возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии.

14. Психологическое просвещение связано:

  1. с устранением отклонений в психическом и личностном развитии ребенка;
  2. с оказанием психологической помощи человеку в становлении его как личности;
  3. с целенаправленным воздействием на психику клиента;
  4. с приобщением к психологическим знаниям;
  5. с предупреждением возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии.

15. На решение конкретных проблем, связанных с трудностями в обучении, ориентировано:

  1. научное направление деятельности психологической службы;
  2. практическое направление деятельности психологической службы;
  3. академическое направление деятельности психологической службы;
  4. актуальное направление деятельности психологической службы;
  5. перспективное направление деятельности психологической службы.

16. Качество, которое относят к основным в деятельности квалифицированного психолога:

  1. работа без ограничений;
  2. шаблонный стиль общения;
  3. восприятие альтернативных точек зрения;
  4. работа в рамках одной культуры;
  5. демонстрация своей исключительности.

17. Что не является основным принципом работы психолога:

  1. давай советы;
  2. не навреди;
  3. не оценивай;
  4. уважай себя как специалиста;
  5. не выставляй свои знания на показ.

18. Для какого типа самоопределения требуются благоприятные условия, такие как наличие социального заказа, соответствующих организаций, оборудования:

  1. жизненное самоопределение;
  2. личностное самоопределение;
  3. профессиональное самоопределение.

19. Эмпатия в отношениях с клиентом — это:

  1. а) выражение симпатии
  2. б) ощущение понимания клиента и способность переживать все нюансы взаимодействия
  3. в) автоматическая реакция симпатии и сожаления

20. Первый в России психологический институт был открыт в .

  1. а.1880 году
  2. б.1885 году
  3. в.1912 году
  4. г. 1914 году
  5. д. 1017 году
  6. е.1925 году

Вопросы к экзамену.

  1. Различные виды познания (обыденное, научное, художественное, религиозное).
  2. Академическая и практическая психология: предметная область, задачи и методы.
  3. Профессия и ее роль в жизни человека. Профессионально важные качества.
  4. Понятие о профессиограмме и психограмме.
  5. Соотношение академической (научной), житейской и практической психологии.
  6. Становление зарубежной профессиональной психологии.
  7. Становление отечественной профессиональной психологии.
  8. Понятие о службе психологической помощи.
  9. Психологическая информация, характеристика, виды, способы получения.
  10. Понятие социального заказа на работу практического психолога.
  11. Основные направления деятельности современного психолога (исследовательская деятельность, практическая деятельность, преподавательская деятельность, организаторская (управленческая) деятельность).
  12. Научные исследования как вид деятельности психолога.
  13. Психологическая наука и общественная практика. Специфика профессиональной деятельности психолога в различных сферах.
  14. Психолог и клиент: типы отношений, модель эффективного взаимодействия.
  15. Задачи взаимодействия клиента с психологом (социальные, этические, нравственные, собственно психологические).
  16. Профессиональная позиция и статус психолога в образовательном пространстве.
  17. Основные виды деятельности психолога образования.
  18. Психопрофилактика и психологическое просвещение как виды деятельности психолога образования.
  19. Психодиагностика как одно из направлений практической психологии.
  20. Содержание психологической помощи в процессе психологической коррекции.
  21. Характеристика психологического консультирования как вида психологической помощи.
  22. Особенности психотерапии как вида психологической помощи.
  23. Психолого-педагогический консилиум.
  24. Формы практической психологической работы (индивидуальная, групповая).
  25. Тренинговая форма работы.
  26. Классификация психодиагностических методов, их общая характеристика и психологическое обоснование.
  27. Построение взаимоотношений психолога с администрацией учебного заведения, педагогами, учащимися и родителями.
  28. Организация работы и особенности взаимодействия психолога со специалистами смежных специальностей.
  29. Принципы организации школьной психологической службы.
  30. Профессионально-этический кодекс психолога. Обязанности и права психолога сферы образования.
  31. Профессиональные требования к личности психолога образования.
  32. Основные качества профессиональной деятельности квалифицированного психолога.
  33. Основные этапы развития психолога — профессионала.
  34. Пути профессионального совершенствования психолога.
  35. Этапы формирования индивидуального стиля деятельности психолога, их характеристика.
  36. Возможные ошибки психолога и пути их профилактики.
  37. Профессиональные кризисы и деструкции психолога образования.
  38. Содержание профессионального психологического образования.
  39. Профессионально-личностное становление студента-психолога (этапы, типы, уровни).
  40. Формы профессионального общения (конгрессы, съезды, симпозиумы, конференции, семинары).

    Российские и мировые психологические общества.

Разработчик (и): Холодкова О.Г., канд. психол наук, доцент кафедры педагогики и психологии образования, Русина С.А., ассист. кафедры педагогики и психологии образования.

Программа одобрена на заседании

(наименование кафедры)

от ___________ года, протокол № ________.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector