Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение 39

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра психологии и социально –

педагогических дисциплин

ПОРТФОЛИО

по дисциплине

«Психология и педагогика»

Выполнила Малетин В.Н студент

42 группы факультета агрохимии,

почвоведения и экологии

Проверила Савина Н.В

Омск 2013

Оглавления

1 БИОГРАФИЯ ………………………………………………………… . 3

2. Упражнения на память………………………………………………… 5

3. Психология личности………………………………………………… 7

4. Психология общения……………………………………………………9

5. Воспитания……………………………………………………………..11

Алексе́й Алексе́евич Лео́нтьев (1936—2004)

российский психолог и лингвист, доктор психологических и филологических наук, действительный член РАО [1] и АПСН.

Родился 14 января 1936 г. в Москве в семье известного психолога Алексея Николаевича Леонтьева. Сын А. А. Леонтьева — Дмитрий Алексеевич Леонтьев — также является доктором психологических наук [2] . А. А. Леонтьев закончил в 1958 г. романо-германское отделение филологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова по специальности «немецкий язык». С 1958 по 1975 г. работал в Институте языкознания АН СССР — сначала младшим научным сотрудником, затем (с 1966 г.) старшим, затем (с 1969 г.) руководителем Группы психолингвистики и теории коммуникации. В 1963 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата филологических наук на тему «Общелингвистические взгляды И. А. Бодуэна де Куртенэ», в 1968-м —докторскую диссертацию по филологическим наукам на тему «Теоретическая проблема психолингвистического моделирования речевой деятельности», а в 1975-м —докторскую диссертацию по психологическим наукам на тему «Психология речевого общения».

12 стр., 5530 слов

Методические рекомендации к проведению семинарских занятий по курсу «Общая психология» для студентов 2 курса факультета психологии (бакалавриат психология)

Методические рекомендации к проведению семинарских занятий по курсу «Общая психология» для студентов 2 курса факультета психологии (бакалавриат психология) Семинар №1. Определение личности Семинарское занятие проводится в виде работы в подгруппах. Студенты делятся на подгруппы по 5-7 человек. Каждой группе дается задание на основе существующих определений личности различных авторов, выработать ...

С 1975 г. — заведующий кафедрой методики и психологии Института русского языка им. А. С. Пушкина, с 1976-го — профессор. С 1986 г. — профессор кафедры методики преподавания иностранных языков Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина (ныне Московский педагогический государственный университет), а с 1997 г. — профессор кафедры психологии личности факультета психологии МГУ.

В 1992 г. избран действительным членом Российской академии образования, а в 1997-м — действительным членом Академии педагогических и социальных наук. Автор более 30 книг и более 800 статей. Был членом президиума правления Педагогического общества РСФСР и руководителем секции «Массовые коммуникации в обучении и воспитании» ПО РСФСР, председателем Научно-методического Совета по интенсивному обучению иностранным языкам при АПН СССР, председателем Научно-методического Совета по теории и методике лекционной пропаганды Общества «Знание» РСФСР, членом редколлегий различных методических журналов, руководителем экспертного совета по языковой политике в учреждениях образования при Министерстве просвещения РФ.

Проблемами педагогики и педагогической психологии занимался начиная с 70-х гг. Много лет сотрудничал с Ш. А. Амонашвили, В. В. Давыдовым и другими видными психологами и педагогами. Был руководителем Лаборатории языкового образования Временного научно-исследовательского коллектива «Школа» и одноименной лаборатории в Московском институте развития образовательных систем (МИРОС).

Автор множества научных и популярных статей по вопросам школьного и вузовского образования, в том числе в «Учительской газете», журналах «Семья и школа» и «Знание —сила».

С 1997 г. — научный руководитель ассоциации «Школа 2000…» (ныне Межрегиональная общественная организация содействия развитию Образовательной программы «Школа 2100»), с 2001 по 2004 г — президент этой организации. Руководитель авторского коллектива и основной автор Образовательной программы «Школа 2100».

8 стр., 3696 слов

Характеристика основных школ и направлений психологии

Новосибирский государственный аграрный университет Факультет государственного и муниципального управления Кафедра социально-экономического развития общества ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ШКОЛ И НАПРАВЛЕНИЙ ПСИХОЛОГИИ реферат по дисциплине «Психология и педагогика» Выполнила: студентка 811 группы Тарасова Валентина Проверила: Марусова Е.В. Новосибирск 2010 ОГЛАВЛЕНИЕ ОГЛАВЛЕНИЕ. 2 ВВЕДЕНИЕ. 3 §1. ...

Умер 12 августа 2004 г. в Москве. Похоронен на Кунцевском кладбище [в Москве.

Труды

Автор более 30 книг и более 800 статей.

Основные труды:

Слово в речевой деятельности. 1965, 2006. Психолингвистика. 1967. Язык, речь, речевая деятельность. 1969, 2007. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. 1969, 2005, 2010. Психология общения. 1974, 2005. Педагогическое общение. 1979. Путешествие по карте языков мира. 1981, 1990. Л.С.Выготский. 1990. Основы психолингвистики. 1997. Деятельный ум. 2001.

Внимания память

Методика «Да и нет» была предназначена для исследования произвольного внимания на формирующем этапе эксперимента «Развитие произвольного внимания младших школьников».

В эксперименте участвовало 10 детей.

Ход выполнения задания.

Я обратилась к детям со словами: «Сейчас мы будем играть в игру, в которой нельзя произносить слова «да» и «нет». Повтори, пожалуйста, какие слова нельзя будет произносить. «Теперь будь внимателен, я буду задавать тебе вопросы, отвечая на которые, нельзя произносить слова «да» и «нет». Понятно?»

Вопросы

1.  Ты хочешь идти в школу?

2.  Ты любишь, когда тебе читают сказки?

3.  Ты любишь смотреть мультфильмы?

4.  Ты любишь гулять?

5.  Ты хочешь учиться?

6.  Ты любишь болеть?

3 стр., 1398 слов

Проанализировать значения игровой деятельности в развитии личности дошкольника, разработать рекомендации по организации игровой деятельности в дошкольном у

Введение. Детская игра, очень важный момент развития ребенка, способ, посредствам которого он познает окружающий мир. Игра учит ребенка общению, учит быть добрым, смелым, подвижным, прививает чувство ответственности. Игра сближает взрослых и детей помогает им лучше понять друг друга. Игры очень нужны в раннем возрасте: они дарят малышу радость, уверенность в себе и в своих возможностях, возбуждает ...

7.  Ты любишь играть?

8.  Ты сейчас спишь?

9.  Ночью солнышко светит?

10.Ты любишь ходить к врачу?

11. И. Доктор стрижет детей?

12. Коровы умеют летать?

13. Тебя зовут… (неверное имя)?

14, Зимой бывает жарко?

15. Ты ходишь на работу?

16. Конфеты бывают горькими?

17.Трава белого цвета?

18.Парикмахер лечит детей?

19. Твой папа играет в куклы?

Обработка результатов.

Обработка экспериментального материала проводится путем подсчета баллов, начисляющихся за ошибки, под которыми понимаются только слова «да» и «нет». За каждую ошибку начисляется 1 балл. Если ребенок правильно ответил на все вопросы, то его результат равен «О». Чем хуже выполнено задание, тем выше суммарный балл. Употребление детьми просторечной лексики (слова «ага», «неа» и т.п.) не рассматриваются в качестве ошибок.

Психология личности

Темперамент (лат. temperamentum — «надлежащее соотношение частей») — устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характер. С физиологической точки зрения он обусловлен типом высшей нервной деятельности человека.

Флегматик— неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием.

3 стр., 1297 слов

Расстройства личности и поведения в зрелом возрасте (психопатия)

... Чем отличаются истерические личности от других? 1а демонстративностью,театральностью Б) спокойным поведением В) Особо не ... 1а положения о типах высшей нервной деятельности 1ой и 2ой сигнальных систем Б) ... 1а Это группа личностных расстройств у людей после стрессов, у которых не было ... свойственно ананкостическому расстройству личности? 1а педантизм 2б неулонность следования правилам и инструкциям 3в ...

Холерик — быстрый, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик обладает огромной работоспособностью, однако, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.

Сангвиник — живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиник обладает выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.

Меланхолик — склонный к постоянному переживанию различных событий, он остро реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он зачастую не может сдерживать усилием воли, он повышено впечатлителен, эмоционально раним.

От темперамента человека зависят:

  • скорость возникновения  (например, скорость восприятия, быстротамышления, длительность сосредоточениявниманияи т. п.);
  • пластичность и устойчивость психических явлений, лёгкость их смены и переключения;
  • темп и ритм деятельности;
  • интенсивность психических процессов (например, сила эмоций, активность воли);
  • направленность психической деятельности на определённые объект.

Эмо́ция (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — эмоциональный процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям. Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений.[1] Эмоции, как и многие другие психические явления, пока слабо изучены и понимаются разными авторами по-разному, поэтому вышеприведённое определение нельзя считать ни точным, ни общепринятым.

Характер (греч. χαρακτηρ — примета, отличительная черта, знак) — структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Когда говорят о характере, то обычно подразумевают под этим именно такую совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определенную печать на все её проявления и деяния. Черты характера составляют те существенные свойства человека, которые определяют тот или иной образ поведения, образ жизни.

4 стр., 1619 слов

Реализация принципов воспитания в начальной школы

ОГЛАВЛЕНИЕ Введение Глава 1. Теоретические аспекты воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 1.1 ФГОС начального общего образования 1.2 Возрастные особенности детей младшего школьного возраста 1.3 Методы обучения и воспитания: соотношение между педагогическими категориями 1.4 Гуманно-демократические принципы и закономерности воспитания Глава 2. Реализация принципов воспитания ...

Психология общения Правило первое: искренне интересуйтесь другими людьми

Человек, который не интересуется своими собратьями, испытывает самые большие трудности в жизни и причиняет самый большой вред окружающим. Прежде, чем приступать к обсуждению интересующих вас проблем, бывает полезно поговорить о тех предметах, которые волнуют вашего собеседника. Он станет расположен к вам и скорее решит ваши вопросы. Эту мысль удачно выразил римский поэт Публий Сир: «Мы интересуемся другими людьми тогда, когда они интересуются нами».

Правило второе: улыбайтесь!

Этой мудростью владели древние китайцы. Они говорили: «Человек без улыбки на лице не должен открывать магазин».

Американцы полагают, что умение улыбаться тесно связано с умением управлять собственным настроением. Усилием воли человек может управлять своими действиями, что отражается на его настроении.

«Вы должны испытывать радость, общаясь с людьми, если хотите, чтобы люди испытывали радость от общения с вами».

Правило третье: помните, что на любом языке имя человека — это самый сладостный и самый важный для него звук!

Люди придают поразительно большое значение собственному имени. Каждого человека больше интересует его собственное имя, чем любые другие имена во всем мире, вместе взятые. Запомнив это имя и непринужденно употребляя его, вы делаете человеку тонкий и весьма эффективный комплимент. Если вы забудете имя человека, неправильно его произнесете или напишете, то поставите себя в весьма невыгодное положение.

6 стр., 2885 слов

Планы и умм к практическим (семинарским) занятиям Практическое занятие № 1 Тема: принцип природосообразного воспитания в произведениях я.А.Коменского, ж.Ж.

Планы и умм к практическим (семинарским) занятиям Практическое занятие № 1 Тема: принцип природосообразного воспитания в произведениях я.А.Коменского, ж.Ж.Руссо, и.Г.Песталоцци, а.Дистервега. Цель: добиться понимания студентами сущности принципа природосообразного воспитания и проследить его развитие в трудах классиков педагогики. План Вопрос Источник 1. Новый взгляд Я.А.Коменского на природу и ...

 

Внушить человеку сознание собственной значимости — это верный способ завоевать его расположение. Один из первых уроков, который усваивает каждый политический деятель США, заключается в следующем: «Вспомнить имя избирателя — это государственная мудрость. Забыть его — значит обречь себя на забвение». При деловых контактах способность запомнить имена имеет такое же значение.

Правило четвертое: будьте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о себе.

Проявляя искреннюю заинтересованность к высказываниям, проблемам делового партнера, можно пробудить его симпатию к вам. Такое проявление внимания — один из величайших комплиментов для любого человека. Немногие люди могут устоять перед скрытой лестью восторженного внимания.

Многим собеседникам не удается произвести благоприятное впечатление потому, что они не умеют внимательно слушать. Они настолько озабочены тем, что собираются сами сказать, что ни к чему не прислушиваются. Хорошим ораторам большинство людей предпочитают хороших слушателей, но умение слушать, видимо, встречается гораздо реже, чем любое другое качество. Дружелюбный, сочувственно настроенный слушатель вызывает симпатии любого собеседника. Если человек говорит только о себе, то он только о себе и думает. Такой человек не интересен другим.

Умение задавать вопросы, на которые вашему деловому партнеру будет интересно отвечать, можно считать большим и полезным искусством. Поощряя собеседника к рассказу о себе, о своих достижениях можно завоевать его расположение.

Правило пятое:говорите о том, что интересует вашего собеседника.

К каждой деловой встрече необходимо основательно готовиться. Читая деловую прессу, расспрашивая общих знакомых, необходимо определить те вопросы, которые больше всего интересуют вашего будущего собеседника. Затем необходимо пополнить собственные знания по этим вопросам.

Самый верный путь к сердцу человека — это беседа с ним о том, что он ценит превыше всего. Такой подход непременно облегчит налаживание деловых контактов.

Правило шестое: внушайте собеседнику сознание его значимости и делайте это искренне!

Д.Карнеги возводит шестое правило в важнейший закон человеческого поведения. Следуя ему, человек ограждает себя от многих бед, приобретает множество друзей и чувство морального удовлетворения. Как только этот закон нарушается, человек встречается с трудностями.

Глубочайшим свойством людей можно считать страстное стремление быть оцененными по достоинству. В Библии сказано: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Человеку не нужна дешевая, неискренняя лесть, но он страстно желает реальной оценки своих достоинств. Важно следовать этому золотому правилу и давать другим то, что мы хотели бы получить от них.

Воспитания

Воспитание – процесс развития личности, включающий в себя как целенаправленное воздействие из вне, так и самовоспитание личности.

Методы формирования познания: рассказ, объяснение, лекция, разъяснение, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример, беседа.

Методы организации деятельности и формирования опыта поведения: упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации.

Методы стимулирования: поощрение, наказание, соревнование.

Методы контроля, самоконтроля и самооценки деятельности и поведения: педагогическое наблюдение, беседа, опрос, анализ результатов общественно-полезной деятельности, эксперимент для изучения поведения.

Воспитание детей — целенаправленная деятельность, призванная сформировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений.

Основную роль в воспитании детей призваны играть их родители

Требования, предъявляемые к принципам воспитания[

  • 1. Обязательность. Принципы воспитания — это не совет, не рекомендация: они требуют обязательного и полного воплощения в практику.
  • 2. Комплексность. Принципы несут в себе требование комплексности, предполагающее их одновременное, а не поочередное, изолированное применение на всех этапах воспитательного процесса. Принципы используются не в цепочке, а фронтально и все сразу.
  • 3. Равнозначность. Принципы воспитания как общие фундаментальные положения равнозначны — среди них нет главных и второстепенных, таких, что требуют реализации в первую очередь, и таких, осуществление которых можно отложить на завтра.

В то же время принципы воспитания — это не готовые рецепты, а тем более не универсальные правила, руководствуясь которыми воспитатели могли бы автоматически достигать высоких результатов. Они не заменяют ни специальных знаний, ни опыта, ни мастерства воспитателя.

Принципы, на которые опирается воспитательный процесс, составляют систему. Существует и существовало много систем воспитания. И естественно, характер, отдельные требования принципов, а иногда и сами принципы не могут оставаться в них неизменными.

12