Федеральное государственное автономное образовательное учреждение 4

Министерство образования и науки Российской Федерации

высшего профессионального образования

«Российский государственный профессионально-педагогический

университет"

Социальный институт

Кафедра социальной педагогики и психологии

УТВЕРЖДАЮ

Директор Социального института

___________ А.И. Ткаченко

«_____"___________ 2012 г.

Рабочая программа дисциплины

«Социальная психология»

(ГОС — 2005)

для студентов всех форм обучения

специальности 50 711.65 Социальная педагогика (31 300)

специализации «Социальный менеджмент

в системе образования" (31 325)

Екатеринбург 2012

Рабочая программа дисциплины «Социальная психология» (ГОС-2005), Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. университет», 2012. 20 с.

Настоящая Программа составлена в полном соответствии с Государственным образовательным стандартом специальности 50 711.65 Социальная педагогика (31 300).

Составитель канд. филос. наук, доцент Н.М. Борщева

Одобрена на заседании кафедры социальной педагогики и психологии. Протокол от «1» марта 2012 г. № 6.

Заведующая кафедрой Т.В. Носакова

Рекомендована к печати методической комиссией Социального института ФГАОУ ВПО РГППУ. Протокол от «12 «марта 2012 г. № 7.

Председатель методической комиссии С.П. Миронова

© ФГАОУ ВПО

«Российский

государственный профессионально-

педагогический

университет", 2012

© Борщева н.М. Введение

Важной составляющей образования студентов профессионально-педагогических специальностей является психологическая подготовка. Она состоит из нескольких самостоятельных дисциплин, одной из которых является «Социальная психология».

7 стр., 3128 слов

Рабочая программа дисциплины Психология творческих способностей

... ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВПО «Дальневосточный государственный гуманитарный университет» Факультет психологии и социально-гуманитарных технологий Кафедра психологии ... развития, проявляющийся в творческих достижениях; социальная характеристика человека, внесшего значительный вклад в ... nbsp;(Е.В. Гончарова) Программа одобрена на заседании кафедры психологии от «09» сентября 2014 ...

Данная дисциплина занимает по значимости одно из ведущих мест в психолого-педагогической подготовке студентов, поскольку она позволяет отработать теоретический и практический инструментарий для будущей профессиональной деятельности. Содержание курса лекций и практических занятий дисциплины «Социальная психологии» определено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта (ГОС-2005) для студентов, обучающихся специальности 50 711.65 Социальная педагогика (31 300), специализации «Социальный менеджмент в системе образования» (31 325), и способствует формированию системы знаний и умений социального педагога.

Курс социальной психологии вооружает студентов знаниями базовых психологических понятий, что является важным условием полноценного личностного развития, успешного профессионального становления, познания самого себя и понимания других людей. Содержание курса должно способствовать осмыслению студентами своих потенциальных возможностей и перспектив личностного роста, повышению продуктивности самостоятельных учебных занятий и оптимизации общения.

Цельдисциплины — формирование психолого-педагогической компетентности студентов в области социально-психологических феноменов, что позволит решать как проблемы личностного развития, так и профессиональные задачи.

Основные задачикурса «Социальная психология»:

1) формирование представлений о специфике социальной психологии и разнообразии социальных явлений;

2) овладение эвристическими умениями и навыками применения социально- психологических закономерностей в реальном процессе межличностного взаимодействия;

3) формирование общекультурных и профессиональных компетенций в области психолого-педагогического сопровождения учащихся, педагогов и родителей.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Освоив курс социальной психологии, студент должен знать:

  • предмет, задачи, методы и основные категории социальной психологии;
  • природу и специфику социально-психологических феноменов;
  • закономерности и механизмы психической регуляции социального поведения человека;
  • структуру, виды, типы, формы и функции общения;
  • феноменологию и закономерности развития больших и малых групп;
  • психологические механизмы массовидных явлений;
  • социально-психологические теории развития личности;
  • социально-психологические характеристики личности;
  • сущность и этнокультурную специфику социализации личности в различных культурах;
  • современные подходы к исследованию и решению социально-психологических проблем.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • давать социально психологическую характеристику личности как субъекта общения;
  • устанавливать контакт с другим человеком;
  • разбираться в мотивах поведения, потребностях и значении поступков других людей;
  • понимать проблемы другого человека, содействовать его развитию.
  • пользоваться понятийно-категориальным научно-исследовательским аппаратом;
  • обобщать и систематизировать изученный теоретический материал и соотносить его с личным опытом.

Студент должен владеть:

  • основными методами и методиками исследования социально психологических характеристик личности;
  • методами интроспекции и интерпретации собственного психического состояния как субъекта социального взаимодействия;
  • простейшими приемами психической саморегуляции;
  • методами и методиками исследования социально-псхологических феноменов, возникающих в процессе общения и взаимодействия людей в различного рода группах.

Формы и методы организации учебно-познавательной деятельности студентов:

  • лекционные и семинарские занятия;
  • выполнение исследовательских и творческих заданий;
  • работа с классическими источниками психолого-педагогического наследия;
  • активные формы и методы контекстного обучения — учебные дискуссии, деловые игры.

Формы отчетности — зачет, экзамен.

1. Виды и объемы учебной работы, график изучения дисциплины

«Социальная психология» специальности 50 711.65

Социальная педагогика (31 300) специализации

«Социальный менеджмент в системе образования» (31 325)

Таблица 1

Объем учебной работы, перечень и срок контрольных мероприятий

Форма обучения

Очная

Заочная с пол­ным сроком

Заочная с со­кра­щенным сроком

Очно- заоч-ная

1. Виды и объем учебной работы, в ч.

1.1. Общая трудоемкость дисциплины

350

350

350

-

1.2. Аудиторные занятия:

160

42

20

-

1.2.1. Лекции

106

30

10

-

1.2.2. Практические (семинарские) занятия

54

12

10

-

1.2.3. Лабораторные работы

-

-

-

-

1.3. Самостоятельная работа:

190

308

330

1.3.1. Курсовой проект (работа)

-

-

-

-

1.3.2. Контрольная работа

-

-

-

-

1.3.3. Расчетно-графическая работа

-

-

-

-

1.3.4. Другие виды самостоятель­ной работы (при необходимости указать, какие)

190

308

330

-

2. График изучения дисциплины

2.1. Курс

2, 3

2, 3

2, 3

-

2.2. Семестр

4, 5, 6

4, 5, 6

3, 4, 5

-

2.3. Экзамен (семестр)

6

6

5

-

2.4. Зачет (семестр)

4, 5

4, 5

4

-

2.5. Курсовой проект (работа) (семестр)

-

-

-

-

2.6. Контрольная работа (семестр)

-

4, 5, 6

4, 5

-

2. Порядок выполнения контрольной работы:

• титульный лист;

• содержание;

• введение;

• основная часть;

• заключение;

• список использованной литературы;

• приложения (готовая методика — либо тесты или опросы)

Во введении обосновывается актуальность темы и мотивы ее выбора. В основной части последовательно раскрывается содержание основных положе-ний темы. В заключении на основе проведенного анализа делаются выводы, а также отмечается, каким образом полученные знания могут быть использованы в будущей профессиональной деятельности. В конце работы приводится список использованной литературы не менее 5, на которую следует сделать ссылки в основном тексте.

Объем работы должен составить не менее 15 страниц машинописного текста.

3. Содержание тем (разделов) дисциплины Раздел I. Введение в социальную психологию

Тема 1.1. Предмет, структура и задачи социальной психологии

Основные области исследования в социальной психологии. Структура социальной психологии. Инте­грация социальной психологии в систему наук.

История зарубежной социальной психологии. Донаучный (синкретический) этап развития социально-психологического мышления. Зарождение социально-психологических идей в общественных и естественных науках, философский этап развития социально-психологического знания. Отпочкование социальной психологии от ро­дительских дисциплин (психологии и социологии) и превращение ее в самостоятельную на­уку (феноменологический этап развития социальной психологии).

Возникновение и развитие экспериментальной социальной психологии.

Вклад ведущих психологических школ в разработку проблем социальной психологии: идеи, разрабатываемые в рамках функционализма, бихевиоризма, психоанализа, гуманистической психологии, когнитивизма, интеракционизма. История отечественной социальной психологии. Становление социальной психологии (60-е гг. XIX — начало XX в.).

Развитие социальной психологии (20-е — первая половина 30-х гг. XX в.).

Стагнация социальной психологии (вторая половина 30-х — первая половина 50-х гг. XX в.).

Возрождение социальной психологии (вторая половина 50-х — вторая половина 70-х гг. XX в.).

Функции социальной психологии как науки: методологическая, теоретико-познавательная, мировоззренческая, регулятивная, прогностическая, аксиологическая. Задачи социальной психологии.

Тема 1.2. Методология и методы социально-психологического исследования

Понятие об общей, специальной и частной методологии социальной психологии.

Наблюдение и эксперимент как методы социально-психологического исследования. Использование опросов в социально-психологической диагностике. Анализ документов. Контент-анализ как метод социально-психологической диагностики. Социометрическая методика Дж. Морено. Групповая оценки личности (ГОЛ).

Тестирование социально-психологических явлений. Шкалы измерения социальных установок. Аппаратурные методы диагностирования социально-психологических явлений. Нетрадиционные методы социально-психологической диагностики. Социально-психологическая диагностика и прогнозирование социального поведения человека.

Раздел II. Психология общения и межличностного взаимодействия

Тема 2.1. Психология социальных отношений: их сущность, структура и функции

Понятие и виды социальных отношений, их классификация с точки зрения владения и распоряжения собственностью, по объему власти, по сферам проявления, с позиции регламентированности и т. д.

Исследование социальных и межличностных (психологических, человеческих) отношений в работах В.Н. Мясищева. Классификация межличностных отношений Н.Н. Обозова (по глу­бине, избирательности в выборе партнера и функциям).

Виды межличностных отношений (отношения зна­комства, приятельские, товарищеские, дружеские, интимно-личностные: любовные, супружеские, родст­венные).

Эмо­тивные (эмоционально-чувственные) и конативные (установочно­-волевые) компоненты межличностных отношений. Механизм регулиро­вания межперсональных отношений и условия их развития. Эмпатия как основа межличностных отношений.

Тема 2.2. Общение как социально-психологический феномен

Понятие и структура общения. Содержание, цель и средства общения. Уровни общения. Классификация видов общения в зависимости от содержания, целей и средств общения (вербальное и невербальное, деловое и светское, ролевое, личностное, мотивационное, кондиционное и др. виды общения).

Функции общения: информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная и аффективно-коммуникативная (Б.Ф. Ломов); прагматическая, формирующая, внутриличностная, функции подтверждения, организации и поддержания межличностных отношений (Н.И. Шевандрин); эмоциональная, информационная, социа­лизирующая, связующая самопознания (А.В. Мудрик); установления общения, инструментальная, осознания, самоопределения (А.Б. Доб­рович); сплочения, инструментальная, трансляцион­ная, самовыражения (А.А. Брудный); контактная, информационная, побудитель­ная, координационная, понимания, эмотив­ная, установления отношений, оказания влия­ния (Л.А. Карпенко); психологические, социальные, инструментальные и др. функции общения.

Типы межличностного общения: императивное, манипулятивное и диалогическое общение.

Роль общения в психическом развитии личности. Техники и приемы общения. Проблемы оптимизации общения. Основные закономерности развития общения.

Тема 2.3. Коммуникативная сторона общения

Общение как обмен информацией. Понятие коммуникации.

Психологическая обратная связь. Коммуникативные барьеры. Правила и техники активного слушания.

Синтоническая модель общения. Субъ­ективные каналы восприятия и передачи информации: аудиальный (доминирует слух), визуальный (доми­нирует зрение) и кинестетический (доминирует ощущение) субъек­тивные каналы восприятия и передачи информации. Понятие полимодальности человека. Специфика межличностного информационного обмена.

Тема 2.4. Интерактивная сторона общения

Общение как взаимодействие. Ведущие стратегии во взаимодействии: сотрудничество, противодействие, компромисс, избегание, уступчивость. Психологическая совместимость.

Акт и трансакция как функциональные единицы взаимодействия. Трансактный анализ общения Э. Берна.

Агрессивное поведение. Ассертивное поведение.

Тема 2.5 Перцептивная сторона общения

Общение как процесс восприятия и понимания людей друг другом. Механизмы межличностной перцепции: рефлексия, идентификация, эмпатия, аттракция, каузальная атрибуция.

Эффекты восприятия (эффекты ореола, первого впечатления, средней ошибки, проекции и др.).

Методы и средства воздействия (влияния) людей друг на друга в процессе общения.

Тема 2.6. Конфликт как социально-психологическое явление

Феноменология и типология конфликта. Функции конфликта. Структура и динамика протекания конфликта. Психологические характеристики сторон конфликта.

Типология конфликтов и причины их возникновения. Межличностные конфликты, динамика их развития в стандартных ситуациях. Личностные конфликты и их последствия для человека. Стратегии конфликтного взаимодействия и способы разрешения конфликтных ситуаций: соперничество, игнорирование, компромисс, сотрудничество, приспособление.

Типы конфликтных личностей. Личности ситуативно конфликтные и перманентно конфликтные.

Типология психологической защиты личности в условиях конфликтной ситуации. Модель бесконфликтного поведения.

Управление конфликтами. Переговорный процесс в разрешении конфликта.

Раздел III. Психология групп и межгруппового взаимодействия Тема 3.1. Социальная психология групп

Формально-структурные и социально-психологические характеристики групп. Группа как форма организации межличностного взаимодействия. Большие и малые группы.

Феноменология малых групп. Количественные признаки малой группы. Формальная и неформальная структура малой группы. Коммуникативная и ролевая структура малой группы. Позиция, статус, внутренняя установка, роль. Композиция и нравственные ценностные ориентации. Социальные нормы и их функции. Межличностные отношения в группах. Официальные и неофициальные, деловые и личные отношения.

Виды малых групп (условные и реальные, естественные и лабораторные, формальные и неформальные, группы членства и референтные группы).

Развитие малой группы. Концепция Л.И. Уманского. Модель развития малой группы Б. Такмена. Психологические механизмы развития малой группы.

Коллектив как малая группа. Этапы и условия развития коллектива.

Тема 3.2. Динамические процессы в малых группах

Феномен группового давления. Конформизм и влияние меньшинства. Нормативное и информационное влияние. Внешний и внутренний конформизм.

Нонконформизм. Феномены социальной фасилитации и социальной ингибиции. Групповая совместимость, групповая сплоченность, принятие группового решения, эффективность групповой деятельности.

Управление малой группой. Отношения лидерства, руководства и подчинения. Стили лидерства: авторитарный, демократический, либеральный. Признаки лидерства. Функции лидера. Виды лидерства. Психологические качества лидера.

Тема 3.3. Психология больших социальных групп и массовидных

явлений

Типология больших групп. Стихийные группы и массовые социальные движения. Основные признаки большой диффузной группы. Массовые явления в больших диффузных группах. Психология слухов. Психология паники.

Психология толпы. Признаки толп. Виды толп. Психологические особенности поведения человека в толпе.

Способы воздействия на человека в толпе и больших стихийных группах: заражение, внушение, подражание, манипулирование.

Уровни и критерии психологической общности больших групп.

Тема 3.4. Психология межгруппового взаимодействия

Межгрупповые отношения и взаимодействия.

Психологические особенности этнических групп. Психология межэтнических отношения. Феномен этноцентризма. Социальные стереотипы и предрассудки. Внутригрупповой фаворитизм и внешнегрупповая дискриминация.

Социальная категоризация, социальная идентифи­кация и социальное сравнение.

Психология внутри- и межгрупповых конфликтов. Управ­ление групповыми конфликтами. Стратегии вмешательства.

Раздел IV. Социальная психология личности

Тема 4.1. Социально-психологические теории личности

Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности.

Характеристика социально-психологических теорий личности. Человек и культура. История исследования личности. Современные теории личности.

Психоаналитические теории личности. Бихевиористский подход к пониманию личности. Гуманистический подход. Деятельностная теория личности (С.Л.Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, К.А.Абульханова-Славская, А.Б.Брушлинский, К.К.Платонов).

Психология отношений А.Ф. Лазурского и В.Н. Мясищева. Теория установки Д. Н. Узнадзе.

Типологии личности. Типология А.Ф. Лазурского. Типология Э. Шпрангера. Типология Э. Шострома. Типология Э. Фромма. Типология по «социометрическому статусу» в группе.

Тема 4.2. Понятие социальной роли

Социальная роль и социальный статус. Уровни статусной позиции человека: личный статус и социально-групповой статус. Виды социальных статусов: прирожденный, приписываемый, достигнутый статус.

Исследование социальной роли в работах отечественных и зарубежных социальных психологов (Г.М. Андреева, Я.Л. Коломинский, И.С. Кон, Р. Линтон, Дж. Мид, Е.В. Руденский, Д.А. Леонтьев, Т. Шибутани и др.),

Основные характеристики социальной роли (по Т. Парсонсу): эмоциональность, способ получения, структурированность, формализация, мотивация.

Виды социальных ролей в зависимости от норм и ожиданий. Различные подходы к интерпретации социальных ролей. Влияние социальной роли на развитие личности. Понятие гендерной роли. Освоение социальной роли.

Тема 4.3. Социальный контроль

Сущность социального контроля. Виды социального контроля: экспектации, нормы и санкции. Содержание понятия «экспектации». Признаки социальных норм: общезначимость, возможность применения группой или обществом санкций — наград или наказаний, одобрения или порицания, наличие субъективной сторон, взаимозависимость, масштабность. Роль и виды санкций (негативные и позитивные, формальные и неформальные).

Формы социального контроля: законы, табу, обычаи, традиции, мораль и нравы, этикет, манеры, привычки и т. д. Условия и механизмы перехода внешней социальной регуляции во внутреннюю.

Тема 4.4. Социальные установки личности

Социальная установка личности (аттитюд), её формирование и изменение. Исследование социальной установки в отечественной и зарубежной психологии (Г. Спенсер, Дж. Брунер, Л. Терстоун, Д. Н. Узнадзе. В.А. Ядов и др.) Признаки социальной установки, регулятивная роль социальной установки. Функции социальной установки (аттитюда): автомативная, адаптивная, защитная, когнитивная, регулятивная, ригидная, стабилизирующая.

Структура социальной установки: когнитивный, аффективный, поведенческий компоненты.

Уровни установок: элементарные фиксированные установки, социальные фиксированные установки (аттитюды), базовые социальные установки, ценностные ориентации личности.

Этапы формирования социальных установок по Ж. Годфруа. Условия (факторы) формирования и изменения установок.

Тема 4.5. Ценности и ценностные ориентации личности

Сущность и виды социальных ценностей. Общепринятые ценности: универсальные, внутригрупповые, индивидуальные. Идеалы.

Функ­ции ценностей. Классификация ценностей по Г. Оллпорту: теоретические, социальные, политические, религиозные, эстетические, экономические. Конфликтующие ценности. Конфликт ценностей как источник личностного развития.

Исследование духовных ценностей (ценностных ориентаций) М. Рокичем. Терминальные ценности (ценности-­цели) и инструментальные ценности (ценности-средства).

Исследование социальных ценностей в отечественной социальной психологии (В.А. Ядов и др.).

Культурно-историческое изменение структуры и субъективной значимости ценностей.

Ценностные ориентации, смысл жизни, жизненная стратегия личности.

Тема 4.6. «я-концепция» как социально-психологический феномен

Сущность и структура «Я-концепции» в исследованиях отечественных и зарубежных психологов. Идеи У. Джеймса о структуре личности (глобального «Я»).

Представления об эгоидентичности Э. Эриксона. Теория «Я-концепции» в феноменологическом подходе К. Роджерса. Концепция «зеркального Я» в теории символического интеракционизма Ч. Кули и Д. Мида. Идеи Р. Бернса о развитии «Я-концепции» в процессе воспитания.

Исследование «Я-концепции» в отечественной психологии (И.С. Кон, А.А. Реан и др.).

Когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты «Я-концепции». Социальные условия, закономерности и факторы формирования и развития Я-концепции.

Тема 4.7. Социально-психологические аспекты социализации личности

Понятие и сущность процесса социализации. Содержание процесса социализации. Параметры социализации. Основные сферы, источники, факторы социализации, механизмы и институты социализации. Социально-психологические условия социализации. Стадии процесса социализации: стадия адаптации (первичной социализации); стадия индивидуализации (стадия маргинализации или промежуточной социализации); стадия интеграции; стадия устойчивой социализации или трудовая стадия; стадия утраты статуса или послетрудовая стадия.

Асоциализация, десоциализация и ресоциализация личности.

Раздел V. Личность в культурах и этносах

Тема 5.1. Личность и культура

Психологическая антропология. Кросскультурная психология. Основные понятия этнической и кросскультурной психологии. Этнос. Этническое са­мосознание и этническая идентичность. Культура. Психологические измерения культур. Культурный синдром. Этнопсихологические проблемы исследования личности. «Базовая личность» и «модальная личность». Национальный характер, ментальность, менталитет. Исследование национального характера Э. Фроммом (концепция авторитарной личности), У. Лангером, Э. Эриксоном и др.

Русский национальный характер и менталитет. Анализ русского характера и российской ментальности отечественными и зарубежными исследователями. Проблема выявления национальных архетипов и типологические модели русской, советской, «перестроечной» личности.

Этнопсихологическая характеристика народов России.

Этнопсихология и этнопсихиатрия: проблема нормы и патологии в этнокультурах.

Тема 5.2. Этнокультурная вариативность социализации и воспитания детей

Социализация, социально-психологическая адаптация, инкультурация, аккультурация и культурная трансмиссия. Этнография детства: особенности процесса социализации, ее средства, методы и специфические способы освоения детьми культуры своего народа. Взаимосвязь между воспитанием детей и другими аспектами жизнедеятельности общества, социальными институтами, определяющими цели и средства воспитания и контролирующими его результаты (семьей, религией, школой и др.).

Инкультурация как процесс вхождения в культуру своего народа, этапы инкультурации. Культурная трансмиссия как механизм, с помощью которого этническая группа «передает себя по наследству» новым членам. Вертикальная, горизонтальная, «непрямая» трансмиссия. Сравнительно-культурное изучение социализации (исследования Э. Эриксона, М. Мид, А. Кардинера и др.).

Функции и роль обрядов инициаций в формировании адекватной сексуальной, гендерной и позитивной социальной идентичности.

Тема 5.3. Этнопсихологические особенности общения и социальной регуляции поведения

Психология общения и культура. Зависимость коммуникации от культурного контекста. Культура и вербальное общение. Культура и невербальное общение. Этнокультурная вариативность соотношения содержания и контекста коммуникации. Зависимость экспрессивного поведения от особенностей культуры. Культурно обусловленные правила «показа» эмоций.

Регулятивные функции культуры. Культурные механизмы формирования социотипического поведения. Межкультурные различия в каузальной атрибуции. Вина и стыд как механизмы социального контроля. Правомерность противопоставления западных «культур вины» восточным «культурам стыда».

Конформность как регулятор поведения индивида в группе.

Тема 5.4. Особенности и закономерности формирования этнической идентичности

Социальная и этническая идентичность. Когнитивные и аффективные компоненты этнической идентичности. Этапы становления этнической идентичности. Влияние социального контекста на формирование этнической идентичности. Особенности формирования этнической идентичности в зависимости от принадлежности ребенка к группе высокостатусного большинства или к группе дискриминируемого меньшинства.

Стратегии поддержания позитивной этнической идентичности. Причины и следствия формирования ложной, негативной, маргинальной, космополитичной и т. д. этнической идентичности. Проблема изменения этнической идентичности. Моноэтническая идентичность, этническая гиперидентичность, моноэтническая идентичность с чужой группой. Биэтническая идентичность и бикультурная компетентность.

Тема 5.5. Психология этнических миграций и аккультурации

Мотивы и последствия межкультурного взаимодействия. Проблемы межкультурной адаптации, психологической аккультурации, приспособления к новой культурной среде.

Культурный шок и этапы межкультурной адаптации. Факторы, влияющие на процесс адаптации к новой культурной среде: индивидуальные характеристики (демографические и личностные); психологические особенности личности (когнитивная сложность, толерантность, экстраверсия и интроверсия и т. п.); обстоятельства жизненного опыта; степень сходства между культурами и т. д.

Последствия межкультуных контактов для групп и индивидов (геноцид, ассимиляция, сегрегация, интеграция, сепаратизм, маргинализация, межкультурная адаптация).

Техники повышения межкультурной сензитивности.

4. Учебно-методическое обеспечение дисциплины Библиографический список Основная литература:

  1. Алтунина И.Р., Немов Р.С. Социальная психология [Текст] / И.Р. Алтунина, Р.С. Немов. — СПб.: Питер, 2010. — 432 с.
  2. Андреева Г. М. Социальная психология [Текст] / Г. М. Андреева. — М.: Аспект Пресс, 2010. — 368 с.
  3. Андриенко Е.В. Социальная психология /Под ред. В.А. Сластенина [Текст] / Е.В. Андриенко. — М.: Академия, 2010. — 264 с.
  4. Битянова М.Р. Социальная психология. Учебное пособие для вузов [Текст] / М.Р. Битянова. — СПб.: Питер, 2010. — 368 с.
  5. Мейжис И.М. Социальная психология [Текст] / И.М. Мейжис, Л.Г. Почебут. — СПб.: Питер, 2010. — 672 с.

Дополнительная литература:

  1. Абульханова-Славская К.А.Стратегия жизни [Текст] / К.А. Абульханова-Славская. — М.: Мысль, 1991. — 299 с.
  2. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. Социально- психологические проблемы [Текст] / В.С. Агеев. — М.: Изд-во МГУ, 1990. — 240 с.
  3. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком [Текст] / А.А. Бодалев. — М.: Изд-во МГУ, 1982. — 200 с.
  4. Белинская Е.П. Социальная психология личности [Текст] / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. — М.: Академия, 2009. — 304 с.
  5. Бендас Т.В.Психология лидерства: учеб пособие [Текст] / Т.В. Бендас. — СПб.: Питер, 2009. — 448 с.
  6. Берн Э.Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы [Текст] / Э. Берн. — СПб.: Лениздат, 1992. — 400 с.
  7. Годфруа Ж.Что такое психология: В 2-х т. [Текст] / Ж. Годфруа. — М.: Мир, 1996. Т.1. — 496 с.; Т. 2. — 376 с.
  8. Гозман Л.Я.Психология эмоциональных отношений [Текст] / Л.Я. Гозман. — М.: Изд-во МГУ, 1987. — 176 с.
  9. Гришина Н.В.Психология конфликта [Текст] / Н.В. Гришина. — СПб.: Питер, 2008. — 538 с.
  10. Донцов А.И. Психология коллектив [Текст] /А.И. Донцов. — М.: Изд-во МГУ, 1984. -208 с.
  11. Зазынин В.Г. Психология и акмеология лидерства [Текст] / В.Г. Зазыкин, Е.А. Смирнов. — М.: Элит, 2010. — 304 с.
  12. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений [Текст] / Е.П. Ильин — СПб.: Питер, 2009. — 573 с.
  13. Клецина И.С. Практикум по социальной психологии: учеб. пособие [Текст] / И.С. Клецина. — СПб.: Питер, 2008. — 256 с.
  14. Крысько В. Г. Этническая психология: учеб. пособие [Текст] / В.Г. Крысько. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 320 с.
  15. Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах [Текст] / Я.Л. Коломинский. — Минск: Тетра Систем, 2000. — 432 с.
  16. Лабунская В.А. Невербальное поведение [Текст] / В.А. Лабунская. — Ростов-на-Дону: Изд-во Ростов. ун-та, 1986. — 164 с.
  17. Лабунская В.А. Эксперссия человека в общении и межличностное познание [Текст] / В.А. Лабунская. — Ростов н/Д: Феникс, 1999. — 608 с.
  18. Лупьян Я. А. Барьеры общения, конфликты, стресс… [Текст] / Я.А. Лупьян. — Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 1991. — 223 с.
  19. Леонтьев А.А. Психология общения [Текст] / А.А. Леонтьев. — М.: Академия, 2008. — 368 с.
  20. Майерс Д.Социальная психология [Текст] / Д. Майерс. — СПб.: Питер, 2011. — 800 с.
  21. Маслоу А.Мотивация и личность [Текст] / А. Маслоу. — СПб.: Питер, 2009. — 351 с.
  22. Назаретян А.П. Психология стихийного массового поведения: Толпа, слухи, избирательные и рекламные кампании [Текст] / А.П. Назаретян. — М.: Академия, 2005. — 160 с.
  23. Немов Р.С. Психология: учебник [Текст] / Р.С. Немов. — М.: Юрайт, 2010. — 639 с.
  24. Обозов Н.Н. Межличностные отношения [Текст] / Н.Н. Обозов. — Л.: ЛГУ, 1990. — 238 с.
  25. Петровская Л.А. Общение — компетентность — тренинг. Избр. Труды [Текст] / Л.А. Петровская. — М.: Смысл, 2007. — 688 с.
  26. Психология: учебник для гуманитарных вузов [Текст] / Под общ. ред. В.Н. Дружинина. — СПб.: Питер, 2009. — 656 с.
  27. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия [Текст] / Сост. Д.Я. Райгородский. — Саратов: Бахрам-М., 2009. — 704 с.
  28. Пиз А. Язык жестов [Текст] / А. Пиз. — Н. Новгород, 2006. — 143 с.
  29. Платонова Ю.П. Этническая социальная психология [Текст] / Ю.П. Платонова, Л. Г Почебут. — СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2005. — 234 с.
  30. Росс Ли. Человек и ситуация: Уроки социальной психологии [Текст] / Ли Росс. — М.: Аспект Пресс, 2009. — 134 с.
  31. Соловьева О. В. Обратная связь в межличностном общении [Текст] / О.В. Соловьева. — М.: МГУ, 1992. — 112 с.
  32. Социальная психология: Учебное пособие для вузов [Текст] / Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. — М.: Академия, 2001. — 600 с.
  33. Свенцицкий А.Л.Социальная психология: учебник [Текст] / А.Л. Свенцицкий. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. — 336 с.
  34. Столяренко, Л.Д. Основы психологии [Текст]: учеб. пособие для вузов / Л.Д. Столяренко. — М.: Проспект, 2010. — 458 с.
  35. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология [Текст] / Т.Г. Стефаненко. — М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 2009. — 342 с.
  36. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании [Текст] / Н.И. Шевандрин. — М.:ВЛАДОС, 2005. — 544 с.
  37. Шейнов В.П.Скрытое управление. Манипулирование. Защита от манипуляций. М.: Харвест, 2010. — 304 с.
  38. Шихирев П.Н. Современная социальная психология [Текст] / П.Н. Шихирев. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2000. — 448 с.
  39. Ядов В.А.Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности [Текст] / В.А. Ядов. — М.: Омега-М, 2009. — 567 с.
  40. Ялом, Ирвин.Групповая психотерапия. Теория и практика [Текст] / И. Ялом. — СПб.: Питер, 2009. — 683 с.
  41. Яницкий М.С.Ценностные ориентации личности как динамическая система [Текст] / М.С. Яницкий. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. — 204 с.

Периодические издания

Вестник МГУ. Серия «Психология»

Вопросы психологии

Журнал практического психолога

Мир психологии

Психологическая наука и образование

Психологический журнал

Психология в вузе

Психология и школа

Развитие личности

Рабочая программа дисциплины

«Социальная психология»

(ГОС — 2005)

Подписано в печать… Формат 60×84/16. Бумага для множ. аппаратов.

Печать плоская. Усл. печ. л. … Уч.-изд. л. … Тираж 100 экз. Заказ №…

ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.

Ризограф ФГАОУ ВПО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector