Федеральное государственное автономное образовательное учреждение 4

Министерство образования и науки Российской Федерации

высшего профессионального образования

«Российский государственный профессионально-педагогический

университет»

Социальный институт

Кафедра социальной педагогики и психологии

УТВЕРЖДАЮ

Директор Социального института

___________ А.И. Ткаченко

«_____»___________ 2012 г.

Рабочая программа дисциплины

«Социальная психология»

(ГОС – 2005)

для студентов всех форм обучения

специальности 050711.65 Социальная педагогика (031300)

специализации «Социальный менеджмент

в системе образования» (031325)

Екатеринбург 2012

Рабочая программа дисциплины «Социальная психология» (ГОС–2005), Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. университет», 2012. 20 с.

Настоящая Программа составлена в полном соответствии с Государственным образовательным стандартом специальности 050711.65 Социальная педагогика (031300).

Составитель канд. филос. наук, доцент Н.М. Борщева

Одобрена на заседании кафедры социальной педагогики и психологии. Протокол от «1» марта 2012 г. № 6.

Заведующая кафедрой Т.В. Носакова

Рекомендована к печати методической комиссией Социального института ФГАОУ ВПО РГППУ. Протокол от « 12 » марта 2012 г. № 7.

Председатель методической комиссии С.П. Миронова

© ФГАОУ ВПО

«Российский

государственный профессионально-

педагогический

университет», 2012

© Борщева н.М. Введение

Важной составляющей образования студентов профессионально-педагогических специальностей является психологическая подготовка. Она состоит из нескольких самостоятельных дисциплин, одной из которых является «Социальная психология».

Данная дисциплина занимает по значимости одно из ведущих мест в психолого-педагогической подготовке студентов, поскольку она позволяет отработать теоретический и практический инструментарий для будущей профессиональной деятельности. Содержание курса лекций и практических занятий дисциплины «Социальная психологии» определено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта (ГОС-2005) для студентов, обучающихся специальности 050711.65 Социальная педагогика (031300), специализации «Социальный менеджмент в системе образования» (031325), и способствует формированию системы знаний и умений социального педагога.

4 стр., 1823 слов

Концепция валеологического образования студентов физкультурного вуза

... деятельности. Таким образом, системная организация валеологического образования студентов физкультурного вуза в предложенной нами концепции позволяет ... в процессе изучения учебных дисциплин и прохождения педагогической практики студенты оценивают изучение валеологии как ... воздействием на ценностные ориентации студентов и использованием рефлексии. Большую социальную значимость имеет вопрос внедрения ...

Курс социальной психологии вооружает студентов знаниями базовых психологических понятий, что является важным условием полноценного личностного развития, успешного профессионального становления, познания самого себя и понимания других людей. Содержание курса должно способствовать осмыслению студентами своих потенциальных возможностей и перспектив личностного роста, повышению продуктивности самостоятельных учебных занятий и оптимизации общения.

Цельдисциплины – формирование психолого-педагогической компетентности студентов в области социально-психологических феноменов, что позволит решать как проблемы личностного развития, так и профессиональные задачи.

Основные задачикурса «Социальная психология»:

1) формирование представлений о специфике социальной психологии и разнообразии социальных явлений;

2) овладение эвристическими умениями и навыками применения социально- психологических закономерностей в реальном процессе межличностного взаимодействия;

3) формирование общекультурных и профессиональных компетенций в области психолого-педагогического сопровождения учащихся, педагогов и родителей.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Освоив курс социальной психологии, студент должен знать:

  • предмет, задачи, методы и основные категории социальной психологии;
  • природу и специфику социально-психологических феноменов;
  • закономерности и механизмы психической регуляции социального поведения человека;
  • структуру, виды, типы, формы и функции общения;
  • феноменологию и закономерности развития больших и малых групп;
  • психологические механизмы массовидных явлений;
  • социально-психологические теории развития личности;
  • социально-психологические характеристики личности;
  • сущность и этнокультурную специфику социализации личности в различных культурах;
  • современные подходы к исследованию и решению социально-психологических проблем.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • давать социально психологическую характеристику личности как субъекта общения;
  • устанавливать контакт с другим человеком;
  • разбираться в мотивах поведения, потребностях и значении поступков других людей;
  • понимать проблемы другого человека, содействовать его развитию.
  • пользоваться понятийно-категориальным научно-исследовательским аппаратом;
  • обобщать и систематизировать изученный теоретический материал и соотносить его с личным опытом.

Студент должен владеть:

  • основными методами и методиками исследования социально психологических характеристик личности;
  • методами интроспекции и интерпретации собственного психического состояния как субъекта социального взаимодействия;
  • простейшими приемами психической саморегуляции;
  • методами и методиками исследования социально-псхологических феноменов, возникающих в процессе общения и взаимодействия людей в различного рода группах.

Формы и методы организации учебно-познавательной деятельности студентов:

  • лекционные и семинарские занятия;
  • выполнение исследовательских и творческих заданий;
  • работа с классическими источниками психолого-педагогического наследия;
  • активные формы и методы контекстного обучения — учебные дискуссии, деловые игры.

Формы отчетности – зачет, экзамен.

1. Виды и объемы учебной работы, график изучения дисциплины

«Социальная психология» специальности 050711.65

Социальная педагогика (031300) специализации

«Социальный менеджмент в системе образования» (031325)

Таблица 1

Объем учебной работы, перечень и срок контрольных мероприятий

Форма обучения

Очная

Заочная с пол­ным сроком

Заочная с со­кра­щенным сроком

Очно- заоч-ная

1. Виды и объем учебной работы, в ч.

1.1. Общая трудоемкость дисциплины

350

350

350

1.2. Аудиторные занятия:

160

42

20

1.2.1. Лекции

106

30

10

1.2.2. Практические (семинарские) занятия

54

12

10

1.2.3. Лабораторные работы

1.3. Самостоятельная работа:

190

308

330

1.3.1. Курсовой проект (работа)

1.3.2. Контрольная работа

1.3.3. Расчетно-графическая работа

1.3.4. Другие виды самостоятель­ной работы (при необходимости указать, какие)

190

308

330

2. График изучения дисциплины

2.1. Курс

2, 3

2, 3

2, 3

2.2. Семестр

4, 5, 6

4, 5, 6

3, 4, 5

2.3. Экзамен (семестр)

6

6

5

2.4. Зачет (семестр)

4, 5

4, 5

4

2.5. Курсовой проект (работа) (семестр)

2.6. Контрольная работа (семестр)

4, 5, 6

4, 5

2. Порядок выполнения контрольной работы:

• титульный лист;

• содержание;

• введение;

• основная часть;

• заключение;

• список использованной литературы;

• приложения (готовая методика — либо тесты или опросы)

Во введении обосновывается актуальность темы и мотивы ее выбора. В основной части последовательно раскрывается содержание основных положе-ний темы. В заключении на основе проведенного анализа делаются выводы, а также отмечается, каким образом полученные знания могут быть использованы в будущей профессиональной деятельности. В конце работы приводится список использованной литературы не менее 5, на которую следует сделать ссылки в основном тексте.

Объем работы должен составить не менее 15 страниц машинописного текста.

3. Содержание тем (разделов) дисциплины Раздел I. Введение в социальную психологию

Тема 1.1. Предмет, структура и задачи социальной психологии

Основные области исследования в социальной психологии. Структура социальной психологии. Инте­грация социальной психологии в систему наук.

История зарубежной социальной психологии. Донаучный (синкретический) этап развития социально-психологического мышления. Зарождение социально-психологических идей в общественных и естественных науках, философский этап развития социально-психологического знания. Отпочкование социальной психологии от ро­дительских дисциплин (психологии и социологии) и превращение ее в самостоятельную на­уку (феноменологический этап развития социальной психологии).

Возникновение и развитие экспериментальной социальной психологии.

Вклад ведущих психологических школ в разработку проблем социальной психологии: идеи, разрабатываемые в рамках функционализма, бихевиоризма, психоанализа, гуманистической психологии, когнитивизма, интеракционизма. История отечественной социальной психологии. Становление социальной психологии (60-е гг. XIX – начало XX в.).

Развитие социальной психологии (20-е – первая половина 30-х гг. XX в.).

Стагнация социальной психологии (вторая половина 30-х – первая половина 50-х гг. XX в.).

Возрождение социальной психологии (вторая половина 50-х – вторая половина 70-х гг. XX в.).

Функции социальной психологии как науки: методологическая, теоретико-познавательная, мировоззренческая, регулятивная, прогностическая, аксиологическая. Задачи социальной психологии.

Тема 1.2. Методология и методы социально-психологического исследования

Понятие об общей, специальной и частной методологии социальной психологии.

Наблюдение и эксперимент как методы социально-психологического исследования. Использование опросов в социально-психологической диагностике. Анализ документов. Контент-анализ как метод социально-психологической диагностики. Социометрическая методика Дж. Морено. Групповая оценки личности (ГОЛ).

Тестирование социально-психологических явлений. Шкалы измерения социальных установок. Аппаратурные методы диагностирования социально-психологических явлений. Нетрадиционные методы социально-психологической диагностики. Социально-психологическая диагностика и прогнозирование социального поведения человека.

Раздел II. Психология общения и межличностного взаимодействия

Тема 2.1. Психология социальных отношений: их сущность, структура и функции

Понятие и виды социальных отношений, их классификация с точки зрения владения и распоряжения собственностью, по объему власти, по сферам проявления, с позиции регламентированности и т.д.

Исследование социальных и межличностных (психологических, человеческих) отношений в работах В.Н. Мясищева. Классификация межличностных отношений Н.Н. Обозова (по глу­бине, избирательности в выборе партнера и функциям).

Виды межличностных отношений (отношения зна­комства, приятельские, товарищеские, дружеские, интимно-личностные: любовные, супружеские, родст­венные).

Эмо­тивные (эмоционально-чувственные) и конативные (установочно­-волевые) компоненты межличностных отношений. Механизм регулиро­вания межперсональных отношений и условия их развития. Эмпатия как основа межличностных отношений.

Тема 2.2. Общение как социально-психологический феномен

Понятие и структура общения. Содержание, цель и средства общения. Уровни общения. Классификация видов общения в зависимости от содержания, целей и средств общения (вербальное и невербальное, деловое и светское, ролевое, личностное, мотивационное, кондиционное и др. виды общения).

Функции общения: информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная и аффективно-коммуникативная (Б.Ф. Ломов); прагматическая, формирующая, внутриличностная, функции подтверждения, организации и поддержания межличностных отношений (Н.И. Шевандрин); эмоциональная, информационная, социа­лизирующая, связующая самопознания (А.В. Мудрик); установления общения, инструментальная, осознания, самоопределения (А.Б. Доб­рович); сплочения, инструментальная, трансляцион­ная, самовыражения (А.А. Брудный); контактная, информационная, побудитель­ная, координационная, понимания, эмотив­ная, установления отношений, оказания влия­ния (Л.А. Карпенко); психологические, социальные, инструментальные и др. функции общения.

Типы межличностного общения: императивное, манипулятивное и диалогическое общение.

Роль общения в психическом развитии личности. Техники и приемы общения. Проблемы оптимизации общения. Основные закономерности развития общения.

Тема 2.3. Коммуникативная сторона общения

Общение как обмен информацией. Понятие коммуникации.

Психологическая обратная связь. Коммуникативные барьеры. Правила и техники активного слушания.

Синтоническая модель общения. Субъ­ективные каналы восприятия и передачи информации: аудиальный (доминирует слух), визуальный (доми­нирует зрение) и кинестетический (доминирует ощущение) субъек­тивные каналы восприятия и передачи информации. Понятие полимодальности человека. Специфика межличностного информационного обмена.

Тема 2.4. Интерактивная сторона общения

Общение как взаимодействие. Ведущие стратегии во взаимодействии: сотрудничество, противодействие, компромисс, избегание, уступчивость. Психологическая совместимость.

Акт и трансакция как функциональные единицы взаимодействия. Трансактный анализ общения Э. Берна.

Агрессивное поведение. Ассертивное поведение.

Тема 2.5 Перцептивная сторона общения

Общение как процесс восприятия и понимания людей друг другом. Механизмы межличностной перцепции: рефлексия, идентификация, эмпатия, аттракция, каузальная атрибуция.

Эффекты восприятия (эффекты ореола, первого впечатления, средней ошибки, проекции и др.).

Методы и средства воздействия (влияния) людей друг на друга в процессе общения.

Тема 2.6. Конфликт как социально-психологическое явление

Феноменология и типология конфликта. Функции конфликта. Структура и динамика протекания конфликта. Психологические характеристики сторон конфликта.

Типология конфликтов и причины их возникновения. Межличностные конфликты, динамика их развития в стандартных ситуациях. Личностные конфликты и их последствия для человека. Стратегии конфликтного взаимодействия и способы разрешения конфликтных ситуаций: соперничество, игнорирование, компромисс, сотрудничество, приспособление.

Типы конфликтных личностей. Личности ситуативно конфликтные и перманентно конфликтные.

Типология психологической защиты личности в условиях конфликтной ситуации. Модель бесконфликтного поведения.

Управление конфликтами. Переговорный процесс в разрешении конфликта.

Раздел III. Психология групп и межгруппового взаимодействия Тема 3.1. Социальная психология групп

Формально-структурные и социально-психологические характеристики групп. Группа как форма организации межличностного взаимодействия. Большие и малые группы.

Феноменология малых групп. Количественные признаки малой группы. Формальная и неформальная структура малой группы. Коммуникативная и ролевая структура малой группы.Позиция, статус, внутренняя установка, роль. Композиция и нравственные ценностные ориентации. Социальные нормы и их функции. Межличностные отношения в группах. Официальные и неофициальные, деловые и личные отношения.

Виды малых групп(условные и реальные, естественные и лабораторные, формальные и неформальные, группы членства и референтные группы).

Развитие малой группы. Концепция Л.И. Уманского. Модель развития малой группы Б. Такмена. Психологические механизмы развития малой группы.

Коллектив как малая группа. Этапы и условия развития коллектива.

Тема 3.2. Динамические процессы в малых группах

Феномен группового давления. Конформизм и влияние меньшинства. Нормативное и информационное влияние. Внешний и внутренний конформизм.

Нонконформизм. Феномены социальной фасилитации и социальной ингибиции. Групповая совместимость, групповая сплоченность, принятие группового решения, эффективность групповой деятельности.

Управление малой группой. Отношения лидерства, руководства и подчинения.Стили лидерства: авторитарный, демократический, либеральный. Признаки лидерства. Функции лидера. Виды лидерства. Психологические качества лидера.

Тема 3.3. Психология больших социальных групп и массовидных

явлений

Типология больших групп.Стихийные группы и массовые социальные движения. Основные признаки большой диффузной группы. Массовые явления в больших диффузных группах.Психология слухов. Психология паники.

Психология толпы.Признаки толп. Виды толп. Психологические особенности поведения человека в толпе.

Способы воздействия на человека в толпе и больших стихийных группах: заражение, внушение, подражание, манипулирование.

Уровни и критерии психологической общности больших групп.

Тема 3.4. Психология межгруппового взаимодействия

Межгрупповые отношения и взаимодействия.

Психологические особенности этнических групп. Психология межэтнических отношения. Феномен этноцентризма. Социальные стереотипы и предрассудки. Внутригрупповой фаворитизм и внешнегрупповая дискриминация.

Социальная категоризация, социальная идентифи­кация и социальное сравнение.

Психология внутри- и межгрупповых конфликтов. Управ­ление групповыми конфликтами. Стратегии вмешательства.

Раздел IV. Социальная психология личности

Тема 4.1. Социально-психологические теории личности

Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности.

Характеристика социально-психологических теорий личности. Человек и культура. История исследования личности. Современные теории личности.

Психоаналитические теории личности. Бихевиористский подход к пониманию личности. Гуманистический подход. Деятельностная теория личности (С.Л.Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, К.А.Абульханова-Славская, А.Б.Брушлинский, К.К.Платонов).

Психология отношений А.Ф. Лазурского и В.Н. Мясищева. Теория установки Д. Н. Узнадзе.

Типологии личности. Типология А.Ф. Лазурского. Типология Э. Шпрангера. Типология Э. Шострома. Типология Э. Фромма. Типология по «социометрическому статусу» в группе.

Тема 4.2. Понятие социальной роли

Социальная роль и социальный статус. Уровни статусной позиции человека: личный статус и  социально-групповой статус. Виды социальных статусов: прирожденный, приписываемый, достигнутый статус.

Исследование социальной роли в работах отечественных и зарубежных социальных психологов (Г.М. Андреева, Я.Л. Коломинский, И.С. Кон, Р. Линтон, Дж. Мид, Е.В. Руденский, Д.А. Леонтьев, Т. Шибутани и др.),

Основные характеристики социальной роли (по Т. Парсонсу): эмоциональность, способ получения,  структурированность,  формализация,  мотивация.

Виды социальных ролей в зависимости от норм и ожиданий. Различные подходы к интерпретации социальных ролей. Влияние социальной роли на развитие личности. Понятие гендерной роли. Освоение социальной роли.

Тема 4.3. Социальный контроль

Сущность социального контроля. Виды социального контроля: экспектации, нормы и санкции. Содержание понятия «экспектации». Признаки социальных норм: общезначимость, возможность применения группой или обществом санкций – наград или наказаний, одобрения или порицания, наличие субъективной сторон, взаимозависимость, масштабность. Роль и виды санкций (негативные и позитивные, формальные и неформальные).

Формы социального контроля: законы, табу, обычаи, традиции, мораль и нравы, этикет, манеры, привычки и т.д. Условия и механизмы перехода внешней социальной регуляции во внутреннюю.

Тема 4.4. Социальные установки личности

Социальная установка личности (аттитюд), её формирование и изменение. Исследование социальной установки в отечественной и зарубежной психологии (Г. Спенсер, Дж. Брунер, Л. Терстоун, Д. Н. Узнадзе. В.А. Ядов и др.) Признаки социальной установки,  регулятивная роль социальной установки. Функции социальной установки (аттитюда): автомативная,  адаптивная,  защитная,  когнитивная,  регулятивная, ригидная, стабилизирующая.

Структура социальной установки: когнитивный, аффективный, поведенческий компоненты.

Уровни установок: элементарные фиксированные установки, социальные фиксированные установки (аттитюды), базовые социальные установки, ценностные ориентации личности.

Этапы формирования социальных установок по Ж. Годфруа. Условия (факторы) формирования и изменения установок.

Тема 4.5. Ценности и ценностные ориентации личности

Сущность и виды социальных ценностей. Общепринятые ценности: универсальные, внутригрупповые, индивидуальные. Идеалы.

Функ­ции ценностей. Классификация ценностей по Г. Оллпорту: теоретические, социальные, политические, религиозные, эстетические, экономические. Конфликтующие ценности. Конфликт ценностей как источник личностного развития.

Исследование духовных ценностей (ценностных ориентаций) М. Рокичем. Терминальные ценности (ценности-­цели) и инструментальные ценности (ценности-средства).

Исследование социальных ценностей в отечественной социальной психологии (В.А. Ядов и др.).

Культурно-историческое изменение структуры и субъективной значимости ценностей.

Ценностные ориентации, смысл жизни, жизненная стратегия личности.

Тема 4.6. «я-концепция» как социально-психологический феномен

Сущность и структура «Я-концепции» в исследованиях отечественных и зарубежных психологов. Идеи У. Джеймса о структуре личности (глобального «Я»).

Представления об эгоидентичности Э. Эриксона. Теория «Я-концепции» в феноменологическом подходе К. Роджерса. Концепция «зеркального Я» в теории символического интеракционизма Ч. Кули и Д. Мида. Идеи Р. Бернса о развитии «Я-концепции» в процессе воспитания.

Исследование «Я-концепции» в отечественной психологии (И.С. Кон, А.А. Реан и др.).

Когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты «Я-концепции». Социальные условия, закономерности и факторы формирования и развития Я-концепции.

Тема 4.7. Социально-психологические аспекты социализации личности

Понятие и сущность процесса социализации. Содержание процесса социализации. Параметры социализации. Основные сферы, источники, факторы социализации,  механизмы и  институты социализации. Социально-психологические условия социализации. Стадии процесса социализации: стадия адаптации (первичной социализации); стадия индивидуализации (стадия маргинализации или промежуточной социализации); стадия интеграции; стадия устойчивой социализации или трудовая стадия; стадия утраты статуса или послетрудовая стадия.

Асоциализация, десоциализация и ресоциализация личности.

Раздел V. Личность в культурах и этносах

Тема 5.1. Личность и культура

Психологическая антропология. Кросскультурная психология. Основные понятия этнической и кросскультурной психологии. Этнос. Этническое са­мосознание и этническая идентичность. Культура. Психологические измерения культур. Культурный синдром. Этнопсихологические проблемы исследования личности. «Базовая личность» и «модальная личность». Национальный характер, ментальность, менталитет. Исследование национального характера Э. Фроммом (концепция авторитарной личности), У. Лангером, Э. Эриксоном и др.

Русский национальный характер и менталитет. Анализ русского характера и российской ментальности отечественными и зарубежными исследователями. Проблема выявления национальных архетипов и типологические модели русской, советской, «перестроечной» личности.

Этнопсихологическая характеристика народов России.

Этнопсихология и этнопсихиатрия: проблема нормы и патологии в этнокультурах.

Тема 5.2. Этнокультурная вариативность социализации и воспитания детей

Социализация, социально-психологическая адаптация, инкультурация, аккультурация и культурная трансмиссия. Этнография детства: особенности процесса социализации, ее средства, методы и специфические способы освоения детьми культуры своего народа. Взаимосвязь между воспитанием детей и другими аспектами жизнедеятельности общества, социальными институтами, определяющими цели и средства воспитания и контролирующими его результаты (семьей, религией, школой и др.).

Инкультурация как процесс вхождения в культуру своего народа, этапы инкультурации. Культурная трансмиссия как механизм, с помощью которого этническая группа «передает себя по наследству» новым членам. Вертикальная, горизонтальная, «непрямая» трансмиссия. Сравнительно-культурное изучение социализации (исследования Э. Эриксона, М. Мид, А. Кардинера и др.).

Функции и роль обрядов инициаций в формировании адекватной сексуальной, гендерной и позитивной социальной идентичности.

Тема 5.3. Этнопсихологические особенности общения и социальной регуляции поведения

Психология общения и культура. Зависимость коммуникации от культурного контекста. Культура и вербальное общение. Культура и невербальное общение. Этнокультурная вариативность соотношения содержания и контекста коммуникации. Зависимость экспрессивного поведения от особенностей культуры. Культурно обусловленные правила «показа» эмоций.

Регулятивные функции культуры. Культурные механизмы формирования социотипического поведения. Межкультурные различия в каузальной атрибуции. Вина и стыд как механизмы социального контроля. Правомерность противопоставления западных «культур вины» восточным «культурам стыда».

Конформность как регулятор поведения индивида в группе.

Тема 5.4. Особенности и закономерности формирования этнической идентичности

Социальная и этническая идентичность. Когнитивные и аффективные компоненты этнической идентичности. Этапы становления этнической идентичности. Влияние социального контекста на формирование этнической идентичности. Особенности формирования этнической идентичности в зависимости от принадлежности ребенка к группе высокостатусного большинства или к группе дискриминируемого меньшинства.

Стратегии поддержания позитивной этнической идентичности. Причины и следствия формирования ложной, негативной, маргинальной, космополитичной и т.д. этнической идентичности. Проблема изменения этнической идентичности. Моноэтническая идентичность, этническая гиперидентичность, моноэтническая идентичность с чужой группой. Биэтническая идентичность и бикультурная компетентность.

Тема 5.5. Психология этнических миграций и аккультурации

Мотивы и последствия межкультурного взаимодействия. Проблемы межкультурной адаптации, психологической аккультурации, приспособления к новой культурной среде.

Культурный шок и этапы межкультурной адаптации. Факторы, влияющие на процесс адаптации к новой культурной среде: индивидуальные характеристики (демографические и личностные); психологические особенности личности (когнитивная сложность, толерантность, экстраверсия и интроверсия и т.п.); обстоятельства жизненного опыта; степень сходства между культурами и т.д.

Последствия межкультуных контактов для групп и индивидов (геноцид, ассимиляция, сегрегация, интеграция, сепаратизм, маргинализация, межкультурная адаптация).

Техники повышения межкультурной сензитивности.

4. Учебно-методическое обеспечение дисциплины Библиографический список Основная литература:

  1. Алтунина И.Р., Немов Р.С. Социальная психология [Текст] / И.Р. Алтунина, Р.С. Немов. – СПб.: Питер, 2010. – 432 с.
  2. Андреева Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2010. – 368 с..
  3. Андриенко Е.В. Социальная психология /Под ред. В.А. Сластенина [Текст] / Е.В. Андриенко. – М.: Академия, 2010. – 264 с.
  4. Битянова М.Р. Социальная психология. Учебное пособие для вузов [Текст] / М.Р. Битянова. – СПб.: Питер, 2010. – 368 с.
  5. Мейжис И.М. Социальная психология [Текст] / И.М. Мейжис, Л.Г. Почебут. – СПб.: Питер, 2010. – 672 с.

Дополнительная литература:

  1. Абульханова-Славская К.А.Стратегия жизни [Текст] / К.А. Абульханова-Славская. – М.: Мысль, 1991. – 299 с.
  2. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. Социально- психологические проблемы [Текст] / В.С. Агеев. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 240 с.
  3. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком [Текст] / А.А. Бодалев. – М.: Изд-во МГУ, 1982. – 200 с.
  4. Белинская Е.П. Социальная психология личности [Текст] / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – М.: Академия, 2009. – 304 с.
  5. Бендас Т.В.Психология лидерства: учеб пособие [Текст] / Т.В. Бендас. – СПб.: Питер, 2009. – 448 с.
  6. Берн Э.Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы [Текст] / Э. Берн. – СПб.: Лениздат, 1992. – 400 с.
  7. Годфруа Ж.Что такое психология: В 2-х т. [Текст] / Ж. Годфруа. – М.: Мир, 1996. Т.1. – 496 с.; Т. 2. – 376 с.
  8. Гозман Л.Я.Психология эмоциональных отношений [Текст] / Л.Я. Гозман. – М.: Изд-во МГУ, 1987. – 176 с.
  9. Гришина Н.В.Психология конфликта [Текст] / Н.В. Гришина. – СПб.: Питер, 2008. – 538 с.
  10. Донцов А.И. Психология коллектив [Текст] /А.И. Донцов. – М.: Изд-во МГУ, 1984. –208 с.
  11. Зазынин В.Г. Психология и акмеология лидерства [Текст] / В.Г. Зазыкин, Е.А. Смирнов. – М.: Элит, 2010. – 304 с.
  12. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений [Текст] / Е.П. Ильин – СПб.: Питер, 2009. – 573 с.
  13. Клецина И.С. Практикум по социальной психологии: учеб. пособие [Текст] / И.С. Клецина. – СПб.: Питер, 2008. – 256 с.
  14. Крысько В.Г. Этническая психология: учеб. пособие [Текст] / В.Г. Крысько. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 320 с.
  15. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах [Текст] / Я.Л. Коломинский. – Минск: Тетра Систем, 2000. – 432 с..
  16. Лабунская В.А. Невербальное поведение [Текст] / В.А. Лабунская. – Ростов-на-Дону: Изд-во Ростов. ун-та, 1986. – 164 с.
  17. Лабунская В.А. Эксперссия человека в общении и межличностное познание [Текст] / В.А. Лабунская. – Ростов н/Д: Феникс, 1999. – 608 с.
  18. Лупьян Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс… [Текст] / Я.А. Лупьян. – Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 1991. – 223 с.
  19. Леонтьев А.А. Психология общения [Текст] / А.А. Леонтьев. – М.: Академия, 2008. – 368 с.
  20. Майерс Д.Социальная психология [Текст] / Д. Майерс. – СПб.: Питер, 2011. – 800 с.
  21. Маслоу А.Мотивация и личность [Текст] / А. Маслоу. – СПб.: Питер, 2009. – 351 с.
  22. Назаретян А.П. Психология стихийного массового поведения: Толпа, слухи, избирательные и рекламные кампании [Текст] / А.П. Назаретян. – М.: Академия, 2005. – 160 с.
  23. Немов Р.С. Психология: учебник [Текст] / Р.С. Немов. – М.: Юрайт, 2010. – 639 с.
  24. Обозов Н.Н. Межличностные отношения [Текст] / Н.Н. Обозов. – Л.: ЛГУ, 1990. – 238 с.
  25. Петровская Л.А. Общение – компетентность – тренинг. Избр. Труды [Текст] / Л.А. Петровская. – М.: Смысл, 2007. – 688 с.
  26. Психология: учебник для гуманитарных вузов [Текст] / Под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2009. – 656 с.
  27. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия [Текст] / Сост. Д.Я. Райгородский. – Саратов: Бахрам-М., 2009. – 704 с.
  28. Пиз А. Язык жестов [Текст] / А. Пиз. – Н.Новгород, 2006. – 143 с.
  29. Платонова Ю.П. Этническая социальная психология [Текст] / Ю.П. Платонова, Л.Г Почебут. – СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2005. – 234 с.
  30. Росс Ли. Человек и ситуация: Уроки социальной психологии [Текст] / Ли Росс. – М.: Аспект Пресс, 2009. – 134 с.
  31. Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном общении [Текст] / О.В. Соловьева. – М.: МГУ, 1992. – 112 с.
  32. Социальная психология: Учебное пособие для вузов [Текст] / Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. – М.: Академия, 2001. – 600 с.
  33. Свенцицкий А.Л.Социальная психология: учебник [Текст] / А.Л. Свенцицкий. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 336 с.
  34. Столяренко, Л.Д. Основы психологии [Текст]: учеб. пособие для вузов / Л.Д. Столяренко. – М.: Проспект, 2010. – 458 с.
  35. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология [Текст] / Т.Г. Стефаненко. – М.: Институт психологии РАН, «Академический проект»,2009. – 342 с.
  36. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании [Текст] / Н.И. Шевандрин. – М.:ВЛАДОС,2005. – 544 с.
  37. Шейнов В.П.Скрытое управление. Манипулирование. Защита от манипуляций. М.: Харвест, 2010. – 304 с.
  38. Шихирев П.Н. Современная социальная психология [Текст] / П.Н. Шихирев. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2000. – 448 с.
  39. Ядов В.А.Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности [Текст] / В.А. Ядов. – М.: Омега-М, 2009. – 567 с.
  40. Ялом, Ирвин.Групповая психотерапия. Теория и практика [Текст] / И. Ялом. – СПб.: Питер, 2009. – 683 с.
  41. Яницкий М.С.Ценностные ориентации личности как динамическая система [Текст] / М.С. Яницкий. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. – 204 с.

Периодические издания

Вестник МГУ. Серия «Психология»

Вопросы психологии

Журнал практического психолога

Мир психологии

Психологическая наука и образование

Психологический журнал

Психология в вузе

Психология и школа

Развитие личности

Рабочая программа дисциплины

«Социальная психология»

(ГОС — 2005)

Подписано в печать….. Формат 60х84/16. Бумага для множ. аппаратов.

Печать плоская. Усл. печ. л. …. Уч.-изд. л. … Тираж 100 экз. Заказ №…

ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.

Ризограф ФГАОУ ВПО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.