Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
ГОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздравсоцразвития России
Кафедра психологии и педагогики с курсом медицинской психологии, психотерапии и педагогики ПО
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По дисциплине «Психология и педагогика»
Для специальности 060101 – Лечебное дело
2011 год
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального
образования «Красноярский государственный медицинский университет имени
профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
ГОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздравсоцразвития России
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
д.м.н., проф.
С.Ю. Никулина ________
«____» __________20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По психологии и педагогике
Для специальности 060101 Лечебное дело
Факультет ФМО
Кафедра психологии и педагогики с курсом ПО
Курс I
Семестр II, III
Лекции 21 час.
Практические занятия 51 час.
Внеаудиторная работа 36 час
Зачёт III семестр
Всего часов 108
Трудоемкость дисциплины 3 зач.ед.
2011 год
Социальная психология Б.3 проф — ГМУ
... часов по учебному плану. Таблица №5 Распределение часов по учебному плану Социальная психология Б.3 проф - ГМУ ЗЕТ/ общее кол-во часов семестр Количество часов контрольная работа ... системе научного знания. 2. Предмет социальной психологии. 3. Цели и задачи социальной психологии. 4. Методологические принципы социальной психологии. 5. Структура социальной психологии. Литература А) обязательная: 1,3 Б) ...
Рабочая программа составлена на основании ФГОС ВПО третьего поколения 2010г.и рабочего учебного плана специальности 060101 – Лечебное дело
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры (протокол №9
«30» мая 2011 год
Заведующий кафедрой ______________ д.псих.н., доцент И.О. Логинова
Согласовано:
декан факультета ФМО _____________ д.м.н., профессор С.Н. Горбунов
«__» _________ 20___ год
Председатель методической комиссии
ФФМО________________к.м.н., доцент Н.П. Батухтина
Программа заслушана и утверждена на заседании ЦКМС (протокол №9,
«16» июня 2011 год)
Председатель ЦКМС, д.м.н., профессор П.А. Самотесов ______________________
Авторы программы:
— д.пс.н., доцент И.О. Логинова
— к.п.н., доцент И.О. Кононенко
— ст.пр. Н.Н. Вишнякова
— пр. Г.В. Сенченко
Рецензенты:
— профессор кафедры общей и педагогической психологии ГОУ ВПО «Томский государственный университет», д.пс.н., профессор Клочко В.Е.
— заведующая кафедрой практической психологии ГОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им.В.П.Астафьева», к.пс.н., доцент, Александрова О.В.
1. Пояснительная записка
В современном здравоохранении в практике оказания медицинской помощи возникли новые ситуации: необходимость комплексного подхода к пациенту в контексте его жизненной, семейной и социально-психологической ситуации, ориентация на психологию здоровья и соответственно воспитание саногенного мышления, увеличение роли профилактической медицины, переход к системе семейного и личного врача с возможностью выбора. Основой профессионализма врача становится не только клиническое мышление, но и психологическая и педагогическая компетентность готовностъ врача строить свою деятельность с учетом основных закономерностей психики и индивидуальных особенностей личности пациента. Особенно актуальны проблемы деонтологии (реализации ценностно-личностного подхода к человеку), проблемы конструктивного равноправного контакта врач — пациент в условиях взаимной ответственности за результат лечения.
Психологическое и педагогическое знание в медицинском ВУЗе создает условия для более эффективного и целенаправленного, осмысленного учения студентов, становится условием дальнейшего профессионального и личностного роста, способствует развитию способности самореализации и непрерывному обучению.
Овладение основами научных психологических и педагогических знаний увеличивает возможности человека к качественным изменениям стратегий его поведения, путем самоорганизации, сохранения оптимальной работоспособности, психологической готовности к восприятию нового: располагает к сотрудничеству, созданию обстановки дружелюбия и взаимопонимания.
В подготовке специалиста-медика усиливается значение духовной и нравственной составляющей, позволяющей студентам выделять этическое содержание врачебной деятельности и учитывать его при анализе психологического статуса своих пациентов. Таким образом, психологические и педагогические знания направлены непосредственно на профессиональный рост и самосовершенствование специалиста.
Психология как наука. Виды психологического знания. Отрасли психологии
... всех остальных тем, что направлено на поиск общих закономерностей психологических явлений. Обыденная психология – знания полученные в повседневной жизни выражается пословицами и ... поговорками. 2.Общая характеристика методологических принципов и методов психологии. Классификация методов психологического исследования. Методология – это система принципов организации теоретической и ...
Курс предназначен для студентов первого года обучения и является пропедевтическим в системе непрерывной психолого-педагогической подготовки врача. Он направлен на выделение и освоение студентами элементов педагогики и практической психологии для решения врачом профессиональных и личностных проблем, на формирование психологической установки восприятия пациента как уникальной личности и включает в себя изучение общей и социальной психологии, медицинской психологии, педагогики и проведение коммуникативных тренингов.
Курс преследует цели стимулирования личностного роста студентов, развития их способности к саморегуляции и расширению сознания.
В программе предусмотрены как групповые формы работы со студентами (лекционные, практические занятия), так и индивидуальные (рефераты, дневники психологического наблюдения), контрольные работы.
Курс интегрируется со всеми гуманитарными дисциплинами, нормальной физиологией, общей биологией, курсом ухода за больными, пропедевтикой внутренних болезней и медсестринской практикой. Он создает основу для последующего изучения психиатрии.
Курс изучается в течение 2-го и 3-го семестра, в конце третьего семестра проводится зачет.
Цель: ознакомить студентов с современными представлениями о природе человеческой психологии, о ее специфике, структуре, феноменологии, динамике, возрастном психическом развитии в онтогенезе, а также представить систему категорий и понятий, с помощью которых психологическая наука и педагогическая практика описывают все многообразие проявлений человеческой реальности (межличностное взаимодействие, педагогическое взаимодействие, проявления в ситуации общения, конфликта, управления человеческими ресурсами и др.).
Задачи:
- Сформировать у студентов понимание уникальности психологического знания для решения профессиональных: и личностных проблем.
- Сформировать понимание терапевтического значения деонтологического компонента в практике.
- Сформировать основные навыки грамотного профессионального общения с пациентами.
- Сформировать у студентов первичные представления о психическом развитии здорового и больного (часто болеющего) ребенка;
- Сформировать у студентов первичные навыки психологически обоснованного общения.
- Научить анализировать, реализовывать и модифицировать образовательные программы для различных категорий пациентов, используя основные понятия педагогики (цель, содержание, методы и результаты обучения).
- Сформировать у студента представления о человеке как высшей ценности и на этой основе ценностного отношения к нему, в том числе пациенту, его родственникам, своим коллегам, в целом – к личности любого другого человека.
Требования к результатам освоения дисциплины
1. Студент должен знать:
— предмет, задачи, методы психологии и педагогики;
— основные этапы развития современной психологической и педагогической мысли (основные научные школы);
— познавательные психические процессы (ощущения, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь);
— психологию личности (основные теории личности, темперамент, эмоции, мотивация, воля, способности человека);
— основы возрастной психологии и психологии развития;
— основы психологии здоровья; основы социальной психологии (социальное мышление, социальное влияние, социальные отношения);
— основы теории воспитания, закономерности педагогического взаимодействия, педагогические аспекты деятельности врача.
2. Студент должен уметь:
— использовать психолого-педагогические знания в своей профессиональной деятельности: в процессе разработки медико-психологической тактики лечения;
— применять полученные знания в процессе выстраивания взаимоотношений с пациентом, с коллегами и использовать их в научно-исследовательской работе;
— правильно и своевременно проводить профилактическую и просветительскую работу.
3. Студент должен владеть:
— навыками учета психологических особенностей пациента в процессе его лечения;
— навыками ведения деловых переговоров и межличностных бесед;
— методами обучения пациентов правилам и способам ведения здорового образа жизни.
4. Студент должен обладать:
4.1. Общекультурными компетенциями:
— способен и готов использовать на практике методы гуманитарных, социальных, экономических, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-I);
— способен к пониманию и анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, логически выражает свои мысли (ОК-2);
— способен использовать медицинскую терминологию, научно-медицинскую и парамедицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ОК-4);
— способен сформировать новые личностные качества: критически относится к себе, к своим стереотипам и привычкам, обладает гибким мышлением, способен сотрудничать и вести диалог, критически оценивать информацию, анализировать и синтезировать, быть нравственно ответственным за порученное дело, способен к творческой адаптации в реальной обстановке (ОК-6);
— способен к работе с оригинальной литературой по специальности, к письменной и устной коммуникации на государственном и иностранном языках, к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания; способен к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, восприятию инноваций, к критическому восприятию информации (ОК-7);
— способен к аргументации, ведению дискуссии, к социальному взаимодействию с обществом, коллективом, семьей, друзьями, партнерами; к толерантности, уважению и принятию Другого; к социальной мобильности (ОК-8);
— способен к кооперации с коллегами и работе в коллективе, способен организовывать работу исполнителей, принимать оптимальные управленческие решения (ОК-9);
— способен к обучению пациентов правилам медицинского поведения путем использования различных форм и методов обучения, современных информационно-образовательных технологий (ОК-10);
— способен осуществлять свою деятельность в различных способен сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм; способен соблюдать правила врачебной этики и деонтологии, законы и нормативные акты по работе с конфиденциальной информацией (ОК-11);
— способен грамотно использовать в профессиональной деятельности компьютерную технику, медико-техническую аппаратуру, готов применять современные информационные технологии для решения профессиональных задач (ОК-12).
4.2. Профессиональными компетенциями:
научно-исследовательская деятельность
— способен и готов изучать научно-медицинскую и парамедицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК- 46);
— способен и готов к освоению современных теоретических и экспериментальных методов исследования в медицине (ПК- 47);
— способен и готов к участию в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов научных исследований (ПК- 48);
психолого-педагогическая деятельность
— способен и готов к обучению пациентов правилам медицинского поведения; к общению и взаимодействию с обществом, коллективом, семьей, партнерами, пациентами и их родственниками (ПК- 49).
2.Учебный план изучения дисциплины в часах и зачетных единицах
С.1 «Гуманитарный, социальный и экономический цикл»
Вид учебной работы |
Всего часов |
Семестры |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
||
Аудиторные занятия (всего) |
72 |
|
35 |
36 |
|
Лекции |
21 |
|
10 |
11 |
|
Практические занятия |
51 |
|
25 |
26 |
|
Из общего числа аудиторных часов – в интерактивной форме |
|
|
2 |
2 |
|
Самостоятельная внеаудиторная работа (всего) |
36 |
|
18 |
18 |
|
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) |
|
|
зачет |
зачет |
|
Общая трудоемкость час. зач. ед |
108 3 |
|
53 |
54 |
|
3. Содержание дисциплины
Раздел 1. Категориальный строй психологии. Основные направления психологии.
Значение термина «психология». Различные подходы к пониманию предмета психологии в современной науке. Специфика научно-психологического познания: человек как субъект и объект познания. Место психологии в системе наук. Связь психологии с естественными, философскими и социальными науками. Роль психологии как интегратора знаний о человеке. Соотношение психологической науки и психологической практики. Роль психологии в решении задач жизни общества — образования, здравоохранения, культуры, экономики и т.п.
Психология как сложная система наук. Фундаментальные и прикладные области психологии. Отрасли психологической науки и практики, критерии их выделения. Краткая характеристика предмета, задач и методов отдельных отраслей психологии. Основные категории психологической науки. Соотношение понятий «психика», «сознание», «бессознательное». Категория отражения в психологии. Человек как субъект познания, общения деятельности. Функции и структура психики.
Представление о человеке в основных направлениях психологии (бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, гуманистическая психология, когнитивная психология, марксистская психология).
Поведение как предмет психологии в бихевиоризме и необихевиоризме. Обоснование объективного подхода и объективного метода исследования. Проблема неосознаваемых психических явлений. Психоанализ, его значение для фундаментальной и практической психологии.
Целостный подход в понимании психической жизни и возникновение гештальтпсихологии.
Основные идеи гуманистического подхода в психологии, предшественники и представители гуманистической психологии.
Проблема социальной обусловленности сознания. Культурно-историческая теория развития высших психических функций и ее значение для психологической науки.
Основные принципы психологии, сформулированные в отечественной науке (принцип детерминизма, единства сознания и деятельности, принцип развития, личностный принцип, принцип системности и другие).
Раздел 2. Познавательные психические процессы
Ощущение как простейший процесс отражения объективного мира; восприятие как образ; отличия восприятии от ощущений; организация восприятия; классификация восприятия; иллюзии как ложное восприятие, их виды; восприятие как процесс формирования субъективного образа; роль предшествующего опыта в процессе восприятия; пороги ощущений, подпороговое восприятие; индивидуальные различия в восприятии; избирательность восприятия. Исследование зрительных ощущений; исследование тактильных ощущений; исследование пространственного восприятия; исследование слухового восприятия; нарушения ощущений и восприятий.
Память, виды памяти; этапы процесса памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание; факторы, влияющие на эффективность запоминания; забывание, его механизмы; факторы, влияющие на забывание; индивидуальные различия памяти; определение внимания и его свойства; классификация внимания; внимательность как свойство личности; расстройства внимания. Методы исследования внимания.
Определение мышления, мышление как процесс; стратегии мышления; мыслительные операции; виды мышления; формы мышления; мышление и речь; определение интеллекта и его структура; уровни интеллекта; факторы интеллектуального развития; интеллект и творчество.
Общее представление о способностях. Разница между способностями, знаниями, умениями и навыками. Быстрота овладения новыми знаниями, умениями и навыками, их качество — основные признаки наличия у человека способностей. Природные (естественные) и приобретенные (социально обусловленные) способности. Общие и специальные способности. Способности и успешность деятельности. Понятие одаренности
Классификация эмоциональных проявлений человека; функции эмоций и их динамика; классификация эмоций; проявление эмоций в физиологической активации, в поведении, во внутренних переживаниях; эмоции в структуре психической деятельности; эмоциональные особенности и свойства личности; развитие чувств; психология горя; методы исследования эмоций.
Волевые качества личности; уровень достижения личностного желаемого результата деятельности; происхождение потребностей; классификация потребностей; этапы волевого акта.
Характеристика поведения и его уровней; психологическая характеристика деятельности; структура деятельности; внутренняя и внешняя составляющие деятельности и их взаимосвязь; осознанные и автоматизированные компоненты деятельности; управление поведением, субъект деятельности; уровень достижения личностно желаемого результата деятельности, развитие личности в деятельности.
Раздел 3. Возрастная психология.
Основные направления развития человека. Периодизации психического развития: понятие о психологическом возрасте, основные структурные компоненты возраста. Периодизация возрастного развития. Понятие нормы в психическом развитии.
Основные закономерности развития младенцев и детей раннего возраста. Психологические особенности, новообразования периода новорожденности, младенчества. Развитие предметной деятельности. Особенности речевого развития. Кризис 1 года жизни. Ранний возраст. Умственное развитие и особенности личности. Кризис 3 лет.
Психология развития дошкольника, детей младшего школьного возраста, подростка. Психологические особенности и новообразования дошкольного возраста. Игра как ведущий вид деятельности дошкольника. Развитие психических процессов. Характеристика готовности детей к школе. Кризис 7 лет. Психологические особенности и новообразования младшего школьного возраста. Учеба – как ведущий вид деятельности. Эмоциональная сфера младшего школьника. Психологическая характеристика трудностей в обучении. Чувство взрослости в подростковом возрасте. Кризис юношеского возраста. Ведущая деятельность и психологические новообразования подросткового периода. Основные сферы психического развития подростка.
Психология больного ребенка. Формирование ВКБ у детей. Влияние психотравмирующих обстоятельств на формирование ВКБ у детей. Отношение родителей к болезни ребенка. Влияние медицинского персонала на формирование ВКБ у детей.
Раздел 4. Психология личности. Теории личности. Личность и болезнь
Подходы к описанию и пониманию личности в социальной психологии. Проблема личности в различных социально-психологических школах, течениях. Специфика постановки проблемы личности в социологии, общей и дифференциальной психологии и социальной психологии. Основные проблемы и понятия. Различные взгляды на структуру личности. Статическая и динамическая социально-психологические структуры личности. Ядро личности. Ролевая структура личности.
Проблема «Я» в отечественной и зарубежной психологии. Генезис самосознания. «Я-концепция» как результат социального развития личности. Персональная и социальная идентичность личности в социально-психологических концепциях (Э. Фромм, Э. Эриксон, А.Тэшфел, Дж. Тернер и др.).
Социально-психологическая характеристика личности. Основные социально-психологические свойства и способности личности (М.И. Бобнева, Е.В. Шорохова).
Факторы формирования и социально-психологического развития личности. Методы социально-психологического изучения, формирования и коррекции личности.
Психологические этапы развития болезни и их связь. Уровни личности. Внутренняя картина болезни и ее обусловленность. Амбивалентные элементы при переживании болезни. Понятие «культ болезни», его социально – экономические предпосылки. Типы отношения к болезни.
Взаимоотношения психического и физического в норме и патологии. Понятие о психосоматической медицине, ее основные концепции. Психосоматические болезни: определение, классификация. Изменение личности при хронических соматических заболеваниях.
Теория стресса Г. Селье. Понятие о фрустрации. Понятие о защитных психологических механизмах, их значение. Классификация защитных механизмов. Механизмы копинг – поведения. Тактика медицинского работника по отношению к защитным психологическим механизмам.
Раздел 5. Психология общения. Установление доверительных отношений с пациентом.
Коммуникативные барьеры; ошибки первого впечатления; самопонимание и саморегуляция в процессе общения; ритуальное общение; деловое общение; личностно – ориентированное общение; эмпатия и эмоциональная идентификация; трансфер и контртрансфер; техника вербального реагирования в ходе партнерской беседы; невербальные средства коммуникации: значение и виды; психотехнические средства развития репертуара невербального поведения; приемы развития перцептивной чувствительности.
Цели клинического интервью; этапы клинического интервью; структура клинического интервью; функции клинического интервью; понятие ассертивности; законы ассертивности. Социальная перцепция; ошибки первого впечатления; эмпатия и ее виды; способы присоединения; этапы присоединения; виды присоединения; репрезентативные системы и способы их определения.
Понятия «доверие» и «доверительное общение»; манипуляторы и их виды; актуализаторы и их виды; ЭГО – состояния, их характеристика; транзакции, их виды; стадии становления и углубления доверительных отношений.
Раздел 6. Психология межличностного взаимодействия. Взаимодействие врача и больного в лечебном процессе.
Понятие отношения. Межличностные отношения. Психологический механизм формирования личностных отношений и взаимоотношений. Факторы, влияющие на формирование межличностных отношений. Эмоциональная основа межличностных отношений. Конъюнктивные и дизъюнктивные чувства. Основные направления исследований в психологии отношений. Теория В. Шутца о межличностных отношениях. Стратометрическая концепция межличностных отношений. Социометрический подход к пониманию и изучению межличностных отношений. Теория «человеческих отношений Э. Мэйо. Реализация межличностных и социальных отношений в общении.
Отношения близости и сотрудничества: отношения привязанности, дружба, любовь. Аффилиация. Сеть отношений. Аттракция как феномен межличностных отношений.
Негативные отношения. Предубеждения. Дискриминация. Агрессия. Конфронтация и конфликты.
Требования к личности медицинского работника; профессиональная психическая деформация в работе врача; условия создания положительных взаимоотношений между врачом и больным; перенос и контрперенос; врачебные ошибки: классификация, причины; врачебная тайна; ятрогении: причины, проявления; психическая вентиляция, ее положительное значение; характеристика плацебо – эффекта; проблема эвтаназии; понятие о госпитализме, клинические проявления; виды ответственности медицинских работников.
Раздел 7. Психогигиена, психопрофилактика. Частные виды психотерапии
Психология профилактики, гигиены и санитарного просвещения. Методы проведения и организация санитарного просвещения. Возрастная психогигиена. Психогигиена труда, быта, семьи и сексуальной жизни. Вопросы психопрофилактики. Двуединая задача здравоохранения: лечение больных и предупреждение заболеваний, укрепление здоровья. Усиление роли психологии в профилактике заболеваний. Влияние социальных и общественно-экономических условий.
Первичная профилактика как система общегосударственных мер по укреплению здоровья населения. Роль психологии в разработке психологических основ пропаганды и внедрения здорового образа жизни, в формировании культуры здоровья. Вторичная профилактика – работа с группами повышенного риска заболеваемости. Третичная профилактика – помощь переболевшим людям в целях предупреждения рецидивов болезни, декомпенсации и инвалидизации.
Психологические особенности различных категорий больных и методы их психотерапевтической коррекции.
Различия между психотерапией и психологической коррекцией; — цели психотерапии; некоторые психотерапевтические приемы в лечебной деятельности; внушение, его виды; основные направления в психотерапии. Задачи и стратегия психоаналитической психотерапии; цель бихевиоральной психотерапии и способы ее достижения; цель, стратегия и методы гуманистической терапии; цель и составляющие транзактного анализа; цель и направленность телесно – ориентированной психотерапии; цель, составляющие и стадии психодрамы; цель и методы нейролингвистического программирования.
Раздел 8. Психология малых групп.
Групповая структура социальной среды. Группа как объект и предмет социальной психологии. Понятие группы. Социологические и социально-психологические традиции исследования групп. Классификация групп. Многомерность и многоуровневость организации социума. Условные и реальные социальные группы, первичные и вторичные, большие и малые, формальные и неформальные, группы членства и референтные группы и их влияние на индивидов.
Развитие малой социальной группы. Подходы в социальной психологии к пониманию сущности и процесса развития группы. Групповая динамика. Система групповых процессов и состояний. Динамика групповых процессов: общение, консолидация, лидерство, конкуренция, адаптация, принятие решения, идентификация. Динамика групповых состояний: подготовленность, направленность, организованность, активность, сплоченность, интегративность, референтность. Групповые эффекты.
Проблема коллектива в социальной психологии . Теоретические и эмпирические подходы к пониманию и изучению коллектива в отечественной социальной психологии А.С. Макаренко, А.В. Петровский, Л.А. Уманский).
Коллектив как ступень в развитии социальной группы. Психологическая сущность, основные признаки коллектива и условия его развития.
Лидерство, руководство, власть в группе. Соотношение лидерства и руководства в групповом функционировании. Процессы лидерства в малых группах. Лидерство и дифференциация малой группы. Психологическая природа лидерства и его механизмы. Теории лидерства. Типология и изучение лидерства в социальной психологии. Типы, функции и динамика лидерства. Системы властных отношений в малых группах. Психологические источники власти и влияния. Формы власти. Эффективные способы управления малой группой. Стили управления группой.
Раздел 9. Психология конфликта. Психология управления
Понятие конфликта. Психологические теории конфликта. Психологическая структура конфликта. Виды и функции конфликта, психологические источники конфликта — раздражение и недоверие. Типы конфликтных ситуаций. Стадии разрешения конфликта: возникновение конфликтной ситуации; инцидент (открытый, скрытый); конфликтные действия; разрешения конфликта. Стратегии поведения в ситуации конфликта – сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление и соперничество. Выбор оптимального стиля поведения в конфликтной ситуации. Типы конфликтных личностей и способы поведения с ними. Возможности управления конфликтом.
Психологические теории социально-психологического воздействия. Основные концепции управления людьми в организациях (теория X, теория Y, теория Z).
Классификация стилей руководства. Факторы, влияющие на формирование стиля. Выбор собственного индивидуального стиля. Стиль управления и результаты деятельности. Составляющие управления поведением других. Мотивирование. Информирование. Планирование трудового пути подчиненного. Постановка целей. Обратная связь. Принятие решения в структуре управленческой деятельности. Уровни принятия решений. Составляющие процесса принятия решения. Факторы, влияющие на принятие решения.
Раздел 10. Основы теории воспитания. Педагогическое взаимодействие. Педагогические аспекты деятельности врача.
Воспитание как система; сущность, структурные элементы воспитания и их взаимосвязь; развитие проблемы целей и содержания воспитания; современные концепции воспитания.
Понятие формы, метода, приема, средства воспитания; проблема классификации методов воспитания; взаимосвязь форм и методов воспитания; условия эффективного их использования в процессе воспитания; факторы, определяющие оптимальный выбор форм методов воспитания; обновление форм и методов воспитания на современном этапе.
Сферы семейной жизни как среда воспитания. Воспитательные функции семьи. Задачи воспитания в семье. Психолого-педагогические основы саморазвития и самовоспитания. Принципы и методы семейного воспитания. Взгляды на проблему причин неудовлетворительного воспитания в семье в отечественной и зарубежной педагогике.
Общение и его функции; виды общения; типы общения: императив, манипуляция, диалог; перцептивная сторона общения; коммуникативная сторона общения; интерактивная сторона общения; индивидуальный стиль педагогического общения; коммуникативные умения и навыки; барьеры общения и пути их преодоления; создание условий и целенаправленная организация педагогически целесообразного общения.
4. Тематический план лекций дисциплины
№ лекции |
Тема |
Количество часов (акад.) |
1 |
2 |
3 |
1. |
Категориальный строй психологии. Основные направления психологии. Значение термина «психология». Различные подходы к пониманию предмета психологии в современной науке. Специфика научно-психологического познания: человек как субъект и объект познания. Место психологии в системе наук. Связь психологии с естественными, философскими и социальными науками. Роль психологии как интегратора знаний о человеке. Соотношение психологической науки и психологической практики. Роль психологии в решении задач жизни общества — образования, здравоохранения, культуры, экономики и т.п. Психология как сложная система наук. Фундаментальные и прикладные области психологии. Отрасли психологической науки и практики, критерии их выделения. Краткая характеристика предмета, задач и методов отдельных отраслей психологии. Основные категории психологической науки. Соотношение понятий «психика», «сознание», «бессознательное». Категория отражения в психологии. Человек как субъект познания, общения деятельности. Функции и структура психики. Представление о человеке в основных направлениях психологии (бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, гуманистическая психология, когнитивная психология, марксистская психология). Поведение как предмет психологии в бихевиоризме и необихевиоризме. Обоснование объективного подхода и объективного метода исследования. Проблема неосознаваемых психических явлений. Психоанализ, его значение для фундаментальной и практической психологии. Целостный подход в понимании психической жизни и возникновение гештальтпсихологии. Основные идеи гуманистического подхода в психологии, предшественники и представители гуманистической психологии. Проблема социальной обусловленности сознания. Культурно-историческая теория развития высших психических функций и ее значение для психологической науки. Основные принципы психологии, сформулированные в отечественной науке (принцип детерминизма, единства сознания и деятельности, принцип развития, личностный принцип, принцип системности и другие). Познавательные психические процессы (ощущения, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь) |
3 |
2. |
Возрастная психология (периодизации, дошкольное детство) Основные направления развития человека. Периодизации психического развития: понятие о психологическом возрасте, основные структурные компоненты возраста. Периодизация возрастного развития. Понятие нормы в психическом развитии. Основные закономерности развития младенцев и детей раннего возраста. Психологические особенности, новообразования периода новорожденности, младенчества. Развитие предметной деятельности. Особенности речевого развития. Кризис 1 года жизни. Ранний возраст. Умственное развитие и особенности личности. Кризис 3 лет. Психология развития дошкольника, Психологические особенности и новообразования дошкольного возраста. Игра как ведущий вид деятельности дошкольника. |
2 |
3. |
Возрастная психология (младший школьный возраст, подростковый возраст, личность больного ребенка) Психология развития детей младшего школьного возраста, подростков. Психологические особенности и новообразования младшего школьного возраста. Учеба – как ведущий вид деятельности. Эмоциональная сфера младшего школьника. Психологическая характеристика трудностей в обучении. Чувство взрослости в подростковом возрасте. Кризис юношеского возраста. Ведущая деятельность и психологические новообразования подросткового периода. Основные сферы психического развития подростка. Психология больного ребенка. Формирование ВКБ у детей. Влияние психотравмирующих обстоятельств на формирование ВКБ у детей. Отношение родителей к болезни ребенка. Влияние медицинского персонала на формирование ВКБ у детей. |
2 |
4. |
Психология личности. Теории личности. Личность и болезнь. Подходы к описанию и пониманию личности в социальной психологии. Проблема личности в различных социально- психологических школах, течениях. Специфика постановки проблемы личности в социологии, общей и дифференциальной психологии и социальной психологии. Основные проблемы и понятия. Различные взгляды на структуру личности. Статическая и динамическая социально-психологические структуры личности. Ядро личности. Ролевая структура личности. Факторы формирования и социально-психологического развития личности. Методы социально-психологического изучения, формирования и коррекции личности. Психологические этапы в развитии соматического заболевания: сенсологический, оценочный, формирования отношения к болезни. Их связь с уровнями личности. Дискомфорт. Боль. Субъективная и объективная оценка боли. Дефицитарность. Внутренняя (аутопластическая) картина болезни. Ее компоненты. Обусловленность внутренней картины болезни. Амбивалентные элементы переживания болезни. Культ болезни. Его социально-экономические предпосылки. Типы отношения к болезни. Реакции на болезнь. Понятие аггравации, симуляции, диссимуляции. Переживание болезни во времени. Диагностика типов отношения к болезни. Возможности коррекции. «Психологический диагноз» как комплексная оценка индивидуальности пациента и его места в ближайшем социальном окружении, как основа программ социально-психологической реабилитации. Особенности психологии больных, страдающих конкретными формами заболевания. |
2 |
5. |
Психология общения. Установление доверительных отношений с пациентом. Коммуникативные барьеры; ошибки первого впечатления; самопонимание и саморегуляция в процессе общения; ритуальное общение; деловое общение; личностно – ориентированное общение; эмпатия и эмоциональная идентификация; трансфер и контртрансфер; техника вербального реагирования в ходе партнерской беседы; невербальные средства коммуникации: значение и виды; психотехнические средства развития репертуара невербального поведения; приемы развития перцептивной чувствительности. Требования к разговору врача. Цели клинического интервью; этапы клинического интервью; структура клинического интервью; функции клинического интервью; понятие ассертивности; законы ассертивности. Понятия «доверие» и «доверительное общение»; манипуляторы и их виды; актуализаторы и их виды; ЭГО – состояния, их характеристика; транзакции, их виды; стадии становления и углубления доверительных отношений. Приемы психологического присоединения. Социальная перцепция; ошибки первого впечатления; эмпатия и ее виды; способы присоединения; этапы присоединения; виды присоединения; репрезентативные системы и способы их определения. |
2 |
6. |
Психология межличностного взаимодействия. Взаимодействие врача и больного в лечебном процессе. Межличностные отношения. Психологический механизм формирования личностных отношений и взаимоотношений. Факторы, влияющие на формирование межличностных отношений. Эмоциональная основа межличностных отношений. Теория «человеческих отношений Э. Мэйо. Реализация межличностных и социальных отношений в общении. Требования к личности медицинского работника. Личность врача как фактор доверия к нему пациента. Профессиональная психическая деформация: причины, проявления. Условия создания положительных взаимоотношений между врачом и больным. Перенос, контрперенос. Врачебная тайна. Врачебные ошибки. Ятрогении: причины, проявления. Психическая вентиляция. Психологическое опосредование и потенцирование биологической терапии. Плацебо-эффект. Понятие о фармакофилии и фармакофобии. Проблема эвтаназии. Особенности психологии больного при амбулаторном лечении. Психологические факторы в условиях стационара. Понятие о госпитализме, клинические проявления. Отношения между больными. Психология родственников и посетителей больных. Лечение средой и организация лечебной работы. Неизлечимые болезни: этапы переживаний, особенности деонтологического подхода. Виды ответственности медицинских работников |
2 |
7. |
Психогигиена, психопрофилактика. Частные виды психотерапии. Психология профилактики, гигиены и санитарного просвещения. Методы проведения и организация санитарного просвещения. Возрастная психогигиена. Психогигиена труда, быта, семьи и сексуальной жизни. Вопросы психопрофилактики. Двуединая задача здравоохранения: лечение больных и предупреждение заболеваний, укрепление здоровья. Усиление роли психологии в профилактике заболеваний. Влияние социальных и общественно-экономических условий. Первичная профилактика как система общегосударственных мер по укреплению здоровья населения. Роль психологии в разработке психологических основ пропаганды и внедрения здорового образа жизни, в формировании культуры здоровья. Вторичная профилактика – работа с группами повышенного риска заболеваемости. Третичная профилактика – помощь переболевшим людям в целях предупреждения рецидивов болезни, декомпенсации и инвалидизации. Психологические особенности различных категорий больных и методы их психотерапевтической коррекции. Психотерапия и психологическая коррекция: разграничение понятий. Понятие о методе, технике и направлении в психотерапии. Основные модели психотерапии. Классификации методов психотерапии. Показания и противопоказания к психотерапевтическому лечению. Основные направления в психотерапии. Выбор метода. Некоторые психотерапевтические приемы в лечебной деятельности. Задачи и стратегия психоаналитической терапии Цель бихевиоральной терапии и способы достижения этой цели Цель, стратегия и методы гуманистической терапии. Психотерапия при неврозах и психосоматических заболеваниях. Психологические аспекты реабилитации психических и соматических больных. |
2 |
8. |
Психология малых групп. Проблема коллектива в социальной психологии. Групповая структура социальной среды. Группа как объект и предмет социальной психологии. Понятие группы. Социологические и социально-психологические традиции исследования групп. Классификация групп. Многомерность и многоуровневость организации социума. Условные и реальные социальные группы, первичные и вторичные, большие и малые, формальные и неформальные, группы членства и референтные группы и их влияние на индивидов. Развитие малой социальной группы. Подходы в социальной психологии к пониманию сущности и процесса развития группы. Групповая динамика. Система групповых процессов и состояний. Динамика групповых процессов: общение, консолидация, лидерство, конкуренция, адаптация, принятие решения, идентификация. Динамика групповых состояний: подготовленность, направленность, организованность, активность, сплоченность, интегративность, референтность. Групповые эффекты. Теоретические и эмпирические подходы к пониманию и изучению коллектива в отечественной социальной психологии А.С. Макаренко, А.В. Петровский, Л.А. Уманский). Коллектив как ступень в развитии социальной группы. Психологическая сущность, основные признаки коллектива и условия его развития. Лидерство, руководство, власть в группе. Соотношение лидерства и руководства в групповом функционировании. Процессы лидерства в малых группах. Лидерство и дифференциация малой группы. Психологическая природа лидерства и его механизмы. Теории лидерства. Типология и изучение лидерства в социальной психологии. Типы, функции и динамика лидерства. Системы властных отношений в малых группах. Психологические источники власти и влияния. Формы власти. Эффективные способы управления малой группой. Стили управления группой. |
2 |
9. |
Психология конфликта. Психология управления. Понятие конфликта. Психологические теории конфликта. Психологическая структура конфликта. Виды и функции конфликта, психологические источники конфликта — раздражение и недоверие. Типы конфликтных ситуаций. Стадии разрешения конфликта: возникновение конфликтной ситуации; инцидент (открытый, скрытый); конфликтные действия; разрешения конфликта. Стратегии поведения в ситуации конфликта – сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление и соперничество. Выбор оптимального стиля поведения в конфликтной ситуации. Типы конфликтных личностей и способы поведения с ними. Возможности управления конфликтом. Психологические теории социально-психологического воздействия. Основные концепции управления людьми в организациях (теория X, теория Y, теория Z). Классификация стилей руководства. Факторы, влияющие на формирование стиля. Выбор собственного индивидуального стиля. Стиль управления и результаты деятельности. Составляющие управления поведением других. Мотивирование. Информирование. Планирование трудового пути подчиненного. Постановка целей. Обратная связь. Принятие решения в структуре управленческой деятельности. Уровни принятия решений. Составляющие процесса принятия решения. Факторы, влияющие на принятие решения. |
2 |
10. |
Основы теории воспитания. Педагогическое взаимодействие. Педагогические аспекты деятельности врача. Воспитание как система; сущность, структурные элементы воспитания и их взаимосвязь; развитие проблемы целей и содержания воспитания; современные концепции воспитания. Понятие формы, метода, приема, средства воспитания; проблема классификации методов воспитания; взаимосвязь форм и методов воспитания; условия эффективного их использования в процессе воспитания; факторы, определяющие оптимальный выбор форм методов воспитания; обновление форм и методов воспитания на современном этапе. Сферы семейной жизни как среда воспитания. Воспитательные функции семьи. Задачи воспитания в семье. Психолого-педагогические основы саморазвития и самовоспитания. Принципы и методы семейного воспитания. Взгляды на проблему причин неудовлетворительного воспитания в семье в отечественной и зарубежной педагогике. Индивидуальный стиль педагогического общения; коммуникативные умения и навыки; барьеры общения и пути их преодоления; создание условий и целенаправленная организация педагогически целесообразного общения. |
2 |
Всего: |
|
21 |
5. Тематический план аудиторных (практических) занятий дисциплины
№ занятия |
Тема |
Количество часов (акад.) |
1 |
2 |
3 |
|
2 семестр |
|
1. |
Категориальный строй психологии. Основные направления психологии. Значение термина «психология». Различные подходы к пониманию предмета психологии в современной науке. Специфика научно-психологического познания: человек как субъект и объект познания. Место психологии в системе наук. Связь психологии с естественными, философскими и социальными науками. Роль психологии как интегратора знаний о человеке. Соотношение психологической науки и психологической практики. Роль психологии в решении задач жизни общества — образования, здравоохранения, культуры, экономики и т.п. Значение психологических знаний для врача. |
1,44 |
2. |
Психология как сложная система наук. Фундаментальные и прикладные области психологии. Отрасли психологической науки и практики, критерии их выделения. Краткая характеристика предмета, задач и методов отдельных отраслей психологии. Основные категории психологической науки. Соотношение понятий «психика», «сознание», «бессознательное». Категория отражения в психологии. Человек как субъект познания, общения деятельности. Функции и структура психики. |
1,44 |
3. |
Закономерности становления психики в онтогенезе. Представление о человеке в основных направлениях психологии (бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, гуманистическая психология, когнитивная психология, марксистская психология). Поведение как предмет психологии в бихевиоризме и необихевиоризме. Обоснование объективного подхода и объективного метода исследования. Проблема неосознаваемых психических явлений. Психоанализ, его значение для фундаментальной и практической психологии. Целостный подход в понимании психической жизни и возникновение гештальтпсихологии. Основные идеи гуманистического подхода в психологии, предшественники и представители гуманистической психологии. Проблема социальной обусловленности сознания. Культурно-историческая теория развития высших психических функций и ее значение для психологической науки. Стратегии поведения врача в контексте различных направлений психологии. |
1,44 |
4. |
Познавательные психические процессы ощущения, восприятие. Соотношение субъективной и объективной реальности. От стимуляции к восприятию. Ограничения, связанные с органами чувств, с программами обработки информации мозгом. Ощущение как простейший процесс отражения объективного мира. Восприятие как образ. Отличия восприятий от ощущений. Организация восприятий. Свойства восприятий как субъективного образа мира. Классификация восприятий. Элементы картины мира, конструируемой субъектом восприятия. Иллюзии как ложное восприятие. Виды иллюзий. Восприятие как процесс формирования субъективного образа. Перцептивные действия. Наблюдение. Восприятие и научение. Формирование перцептивных эталонов. Восприятие как действие. Роль предшествующего опыта в процессе восприятия. Подпороговое восприятие. Перцептивная защита. Индивидуальные различия в восприятии. Избирательность восприятия. Восприятие и внимание. Восприятие в лечебно-диагностическом процессе. Адекватность восприятия — необходимая предпосылка профессиональной деятельности врача. Лечебное воздействие за счет подбора объектов восприятия. Восприятие в структуре деятельности личности. Ограничения, связанные с органами чувств, с программами обработки информации мозгом. |
1,44 |
5. |
Внимание. Внимание как состояние психологической сосредоточенности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте. Свойства внимания (устойчивость, сосредоточенность, переключение, распределение, объем внимания). Внимательность как свойство личности. Расстройства внимания. |
1,44 |
6. |
Память. Виды памяти. Общая характеристика процессов памяти. Запоминание хранение и воспроизведение. Забывание и сохранение. Факторы, влияющие на эффективность запоминания (привычность материала, контекст, мотивация, уровень понимания материала и др.). Факторы, влияющие на забывание (возраст, неиспользование материала, интерференция, подавление и др.). Индивидуальные различия памяти. |
1,44 |
7. |
Мышление, речь, интеллект. Мышление в общей структуре познавательных процессов. Мышление как процесс. Стратегии мышления. Мыслительные операции. Виды мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное, отвлеченное). Формы мышления (понятие, суждение, умозаключение). Мышление и речь. Индивидуальные особенности мышления. Интеллект как способность индивида адаптироваться к окружающей среде. Структура интеллекта. Уровни интеллекта. Факторы интеллектуального развития (врожденные факторы, факторы окружающей среды). Интеллект и творчество. Учет особенностей познавательных процессов пациентов в работе врача. Характеристика мыслительных процессов врача. |
1,44 |
8. |
Воображение. Понятие о воображении. Виды воображения. Сновидения, галлюцинации и грезы. Мечты и фантазии. Роль воображения в жизни человека. Основные функции воображения. Воображение и познавательные процессы. Воображение и мышление. Воображение и художественное творчество. Связь творческого процесса с воображением. Творческое воображение и личность. |
1,44 |
9. |
Способности. Общее представление о способностях. Разница между способностями, знаниями, умениями и навыками. Быстрота овладения новыми знаниями, умениями и навыками, их качество — основные признаки наличия у человека способностей. Природные (естественные) и приобретенные (социально обусловленные) способности. Общие и специальные способности. Способности и успешность деятельности. Понятие одаренности. |
1,44 |
10. |
Эмоциональные процессы. Классификация эмоциональных проявлений человека: эмоциональный тон ощущений, настроение, аффект, собственно эмоции, страсть, чувства. Понятие о психологическом стрессе, Функции эмоций. Классификация эмоций. Взаимосвязь эмоциональных процессов с восприятием, памятью, мышлением, речью, воображением. Эмоции и мотивация. Динамика эмоций. Проявление эмоций в физиологической активации, в поведении, во внутренних переживаниях. Вербализация эмоциональных состояний. Факторы, вызывающие эмоции. Эмоциональное обеспечение поведения. Эмоции в структуре психической деятельности. Теория дифференциальных эмоций. Эмоциональные особенности и свойства личности. Развитие чувств. Учет эмоциональных процессов в профилактике и лечении заболеваний. Психология горя. Профилактика страха и тревожности. |
1,44 |
11. |
Воля. Воля как сознательная организация, саморегуляция личностью своей деятельности. Функции воли (побудительная и тормозная). Внешняя и внутренняя локализация контроля. Волевые качества личности. Уровень достижения личностного желаемого результата деятельности. Понятие о фрустрации (особом психическом состоянии во время полной блокировки деятельности непреодолимыми внешними или внутренними препятствиями). |
1,44 |
12. |
Мотивация, деятельность. Потребности. Происхождение потребностей. Классификация потребностей. Потребности и научение, значение удовлетворения. Становление социальных потребностей. Индивидуализация способов удовлетворения потребностей. Понятие о мотивации; общее строение мотивационной сферы человека. Понятие мотива и цели. Мотивационное выражение потребностей. Функции мотивов. Осознанные и неосознанные мотивы. Мотивировки. Мотивы и смысл. Иерархия потребностей по А. Маслоу. Основные психологические теории мотивации. Мотивация в структуре психической деятельности. Желания и намерения, их место и роль в мотивации поведения. Параметры оценки мотивационной сферы человека. Мотивация и здоровье. Мотивация и болезнь. Структура деятельности. Внешняя и внутренняя составляющие деятельности и их взаимосвязь. Осознанные и автоматизированные компоненты деятельности. Управление поведением, субъект деятельности. Структура профессиональной деятельности врача. Эффективность деятельности и здоровье Врач и больной как партнеры в управлении деятельностью, направленной на здоровье пациента. |
1,44 |
13. |
Возрастная психология. Основные направления развития человека. Периодизации психического развития: понятие о психологическом возрасте, основные структурные компоненты возраста. Периодизация возрастного развития. Понятие нормы в психическом развитии. Знакомство с работой Л.С.Выготского «Развитие высших психических функций». |
1,44 |
14. |
Основные закономерности развития младенцев и детей раннего возраста. Психологические особенности, новообразования периода новорожденности, младенчества. Развитие предметной деятельности. Особенности речевого развития. Кризис 1 года жизни. Ранний возраст. Умственное развитие и особенности личности. Кризис 3 лет. |
1,44 |
15. |
Психология развития дошкольника. Психологические особенности и новообразования дошкольного возраста. Игра как ведущий вид деятельности дошкольника. Развитие психических процессов. Характеристика готовности детей к школе. Анализ современных публикаций о психическом развитии дошкольников, детей младшего школьного возраста, подростков. |
1,44 |
16. |
Психология развития детей младшего школьного возраста. Кризис 7 лет. Психологические особенности и новообразования младшего школьного возраста. Учеба – как ведущий вид деятельности. Эмоциональная сфера младшего школьника. Психологическая характеристика трудностей в обучении. Анализ современных публикаций о психическом развитии детей младшего школьного возраста. |
1,44 |
17. |
Психология развития подростка. Чувство взрослости в подростковом возрасте. Кризис юношеского возраста. Ведущая деятельность и психологические новообразования подросткового периода. Основные сферы психического развития подростка. Анализ современных публикаций о психическом развитии дошкольников подростков. |
1,44 |
18. |
Психология больного ребенка. Формирование ВКБ у детей. Влияние психотравмирующих обстоятельств на формирование ВКБ у детей. Отношение родителей к болезни ребенка. Влияние медицинского персонала на формирование ВКБ у детей. Современные формы работы с больными, часто болеющими детьми. |
1,44 |
|
3 семестр |
|
19. |
Психология личности. Теории личности. Подходы к описанию и пониманию личности в социальной психологии. Проблема личности в различных социально-психологических школах, течениях. Специфика постановки проблемы личности в социологии, общей и дифференциальной психологии и социальной психологии. Основные проблемы и понятия. Различные взгляды на структуру личности. Статическая и динамическая социально-психологические структуры личности. Ядро личности. Ролевая структура личности. Проблема «Я» в отечественной и зарубежной психологии. Генезис самосознания. «Я-концепция» как результат социального развития личности. Персональная и социальная идентичность личности в социально-психологических концепциях (Э. Фромм, Э. Эриксон, А.Тэшфел, Дж. Тернер и др.). Социально-психологическая характеристика личности. Основные социально- психологические свойства и способности личности (М.И. Бобнева, Е.В. Шорохова). Факторы формирования и социально-психологического развития личности. Методы социально-психологического изучения, формирования и коррекции личности. |
1,31 |
20 |
Личность и болезнь. Психологические этапы в развитии соматического заболевания: сенсологический, оценочный, формирования отношения к болезни. Их связь с уровнями личности. Дискомфорт. Боль. Субъективная и объективная оценка болт. Дефицитарность. Внутренняя (аутопластическая) картина болезни. Ее компоненты. Обусловленность внутренней картины болезни. Амбивалентные элементы переживания болезни. Культ болезни. Его социально-экономические предпосылки. Типы отношения к болезни. Реакции на болезнь. Понятие аггравации, симуляции, диссимуляции. Переживание болезни во времени. Диагностика типов отношения к болезни. Возможности коррекции. «Психологический диагноз» как комплексная оценка индивидуальности пациента и его места в ближайшем социальном окружении, как основа программ социально-психологической реабилитации. Особенности психологии больных, страдающих конкретными формами заболевания. |
1,31 |
21. |
Психосоматические взаимоотношения. Понятие о «психогении» и «соматогении»; саногенное и патогенное влияние психологических факторов на соматическую сферу человека; механизмы влияния соматической болезни на психику; особенности личности больного на разных этапах течения соматического заболевания; возможности психотерапии при психосоматических заболеваниях; диагностические методики определения предрасположенности к формированию психосоматических заболеваний: исследование алекситимии; диагностика предрасположенности к развитию гипертонической и язвенной болезней. |
1,31 |
22. |
Стресс, психологические защиты и копинг- поведение. Понятие «стресс», фазы стресса; основные понятия в теории стресса; нейроиммунологические исследования и влияние дистресса на общее состояние здоровья; дистресс и иммунологические системы; психодиагностика групп повышенного риска; цели копинг – поведения; формы копинг – поведения; понятие о конструктивных и неконструктивных механизмах копинг – поведения. |
1,31 |
23 |
Психология общения. Коммуникативные барьеры; ошибки первого впечатления; самопонимание и саморегуляция в процессе общения; ритуальное общение; деловое общение; личностно – ориентированное общение; эмпатия и эмоциональная идентификация; трансфер и контртрансфер; техника вербального реагирования в ходе партнерской беседы; невербальные средства коммуникации: значение и виды; психотехнические средства развития репертуара невербального поведения; приемы развития перцептивной чувствительности. |
1,31 |
24. |
Требования к разговору врача. Цели клинического интервью; этапы клинического интервью; структура клинического интервью; функции клинического интервью; понятие ассертивности; законы ассертивности. |
1,31 |
25. |
Установление доверительных отношений. Понятия «доверие» и «доверительное общение»; манипуляторы и их виды; актуализаторы и их виды; ЭГО – состояния, их характеристика; транзакции, их виды; стадии становления и углубления доверительных отношений. |
1,31 |
26. |
Приемы психологического присоединения. Социальная перцепция; ошибки первого впечатления; эмпатия и ее виды; способы присоединения; этапы присоединения; виды присоединения; репрезентативные системы и способы их определения. |
1,31 |
27. |
Психология межличностного взаимодействия. Межличностные отношения. Психологический механизм формирования личностных отношений и взаимоотношений. Факторы, влияющие на формирование межличностных отношений. Эмоциональная основа межличностных отношений. Теория «человеческих отношений Э. Мэйо. Реализация межличностных и социальных отношений в общении. |
1,31 |
28. |
Взаимодействие врача и больного в лечебном процессе. Требования к личности медицинского работника. Личность врача как фактор доверия к нему пациента. Профессиональная психическая деформация: причины, проявления. Условия создания положительных взаимоотношений между врачом и больным. Перенос, контрперенос. Врачебная тайна. Врачебные ошибки. Ятрогении: причины, проявления. Психическая вентиляция. Психологическое опосредование и потенцирование биологической терапии. Плацебо-эффект. Понятие о фармакофилии и фармакофобии. Проблема эвтаназии. Особенности психологии больного при амбулаторном лечении. Психологические факторы в условиях стационара. Понятие о госпитализме, клинические проявления. Отношения между больными. Психология родственников и посетителей больных. Лечение средой и организация лечебной работы. Неизлечимые болезни: этапы переживаний, особенности деонтологического подхода. Виды ответственности медицинских работников. |
1,31 |
29. |
Психологические основы психогигиены и психопрофилактики. Психология профилактики, гигиены и санитарного просвещения. Методы проведения и организация санитарного просвещения. Возрастная психогигиена. Психогигиена труда, быта, семьи и сексуальной жизни. Вопросы психопрофилактики. Двуединая задача здравоохранения: лечение больных и предупреждение заболеваний, укрепление здоровья. Усиление роли психологии в профилактике заболеваний. Влияние социальных и общественно-экономических условий. Первичная профилактика как система общегосударственных мер по укреплению здоровья населения. Роль психологии в разработке психологических основ пропаганды и внедрения здорового образа жизни, в формировании культуры здоровья. Вторичная профилактика – работа с группами повышенного риска заболеваемости. Третичная профилактика – помощь переболевшим людям в целях предупреждения рецидивов болезни, декомпенсации и инвалидизации. Психологические особенности различных категорий больных и методы их психотерапевтической коррекции. |
1,31 |
30. |
Частные виды психотерапии и реабилитации. Психотерапия и психологическая коррекция: разграничение понятий. Понятие о методе, технике и направлении в психотерапии. Основные модели психотерапии. Классификации методов психотерапии. Показания и противопоказания к психотерапевтическому лечению. Основные направления в психотерапии. Выбор метода. Некоторые психотерапевтические приемы в лечебной деятельности. Задачи и стратегия психоаналитической терапии Цель бихевиоральной терапии и способы достижения этой цели Цель, стратегия и методы гуманистической терапии. Психотерапия при неврозах и психосоматических заболеваниях. Психологические аспекты реабилитации психических и соматических больных. |
1,31 |
31. |
Психология малых групп. Групповая структура социальной среды. Группа как объект и предмет социальной психологии. Понятие группы. Социологические и социально-психологические традиции исследования групп. Классификация групп. Многомерность и многоуровневость организации социума. Условные и реальные социальные группы, первичные и вторичные,большие и малые, формальные и неформальные, группы членства и референтные группы и их влияние на индивидов. Развитие малой социальной группы. Подходы в социальной психологии к пониманию сущности и процесса развития группы. Групповая динамика. Система групповых процессов и состояний. Динамика групповых процессов: общение, консолидация, лидерство, конкуренция, адаптация, принятие решения, идентификация. Динамика групповых состояний: подготовленность, направленность, организованность, активность, сплоченность, интегративность, референтность. Групповые эффекты. Проблема коллектива в социальной психологии . Коллектив как ступень в развитии социальной группы. Психологическая сущность, основные признаки коллектива и условия его развития. |
1,31 |
32. |
Лидерство, руководство, власть в группе. Соотношение лидерства и руководства в групповом функционировании. Процессы лидерства в малых группах. Лидерство и дифференциация малой группы. Психологическая природа лидерства и его механизмы. Теории лидерства. Типология и изучение лидерства в социальной психологии. Типы, функции и динамика лидерства. Системы властных отношений в малых группах. Психологические источники власти и влияния. Формы власти. Эффективные способы управления малой группой. Стили управления группой. |
1,31 |
33. |
Психология конфликта. Типы конфликтных ситуаций. Трудности общения. Барьеры общения. Понятие конфликта. Психологические теории конфликта. Психологическая структура конфликта. Виды и функции конфликта, психологические источники конфликта — раздражение и недоверие. Стадии разрешения конфликта: возникновение конфликтной ситуации; инцидент (открытый, скрытый); конфликтные действия; разрешения конфликта. Стратегии поведения в ситуации конфликта – сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление и соперничество. |
1,31 |
34. |
Стили поведения в конфликтной ситуации. Выбор оптимального стиля поведения в конфликтной ситуации. Типы конфликтных личностей и способы поведения с ними. Возможности управления. Диагностика стратегий поведения в конфликте. Профилактика конфликтного поведения в коллективах. |
1,31 |
35. |
Психология управления. Классификация стилей руководства. Психологические теории социально-психологического воздействия. Основные концепции управления людьми в организациях (теория X, теория Y, теория Z). Сравнительный анализ концепций. Факторы, влияющие на формирование стиля. Выбор собственного индивидуального стиля. Стиль управления и результаты деятельности. Составляющие управления поведением других. Мотивирование. Информирование. Планирование трудового пути подчиненного. Постановка целей. Обратная связь. Принятие решения в структуре управленческой деятельности. Уровни принятия решений. Составляющие процесса принятия решения. Факторы, влияющие на принятие решения. |
1,31 |
36. |
Основы теории воспитания. Воспитание как система; сущность, структурные элементы воспитания и их взаимосвязь; развитие проблемы целей и содержания воспитания; современные концепции воспитания. Понятие формы, метода, приема, средства воспитания; проблема классификации методов воспитания; взаимосвязь форм и методов воспитания; условия эффективного их использования в процессе воспитания; факторы, определяющие оптимальный выбор форм методов воспитания; обновление форм и методов воспитания на современном этапе. |
1,31 |
37. |
Педагогическое взаимодействие. Сферы семейной жизни как среда воспитания. Воспитательные функции семьи. Задачи воспитания в семье. Психолого-педагогические основы саморазвития и самовоспитания. Принципы и методы семейного воспитания. Взгляды на проблему причин неудовлетворительного воспитания в семье в отечественной и зарубежной педагогике. Индивидуальный стиль педагогического общения; коммуникативные умения и навыки; барьеры общения и пути их преодоления; создание условий и целенаправленная организация педагогически целесообразного общения. |
1,31 |
Всего: |
|
51 |
6.Тематический план внеаудиторной (самостоятельной) работы
№ занятия |
Тема |
Часы |
Форма контроля |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Категориальный строй психологии. Основные направления психологии. |
4 |
Оценка |
2. |
Познавательные психические процессы. |
4 |
Оценка |
3. |
Возрастная психология. |
4 |
Оценка |
4. |
Психология личности. Теории личности. Психология больного. |
3 |
Оценка |
5. |
Психология общения. Установление доверительных отношений с пациентом. |
3 |
Оценка |
6. |
Психология межличностного взаимодействия. Взаимодействие врача и больного в лечебном процессе. |
4 |
Оценка |
7. |
Психогигиена, психопрофилактика, реабилитация. Частные виды психотерапии. |
4 |
Оценка |
8. |
Психология малых групп. |
3 |
Оценка |
9. |
Психология конфликта. Психология управления. |
3 |
Оценка |
10. |
Основы теории воспитания. Педагогическое взаимодействие. Педагогические аспекты деятельности врача. |
4 |
Оценка |
Итого: |
|
36 |
|
7. Карта материально-технической обеспеченности дисциплины
_____________________________Психология и педагогика______________________________
По специальности 060101 – Лечебное дело
Для очной формы обучения
№ п/п |
Наименование |
Кол-во |
Форма использования |
Ответственный |
|
Аудитория № 5 |
|
|
хозассистент |
1 |
Видеопроектор |
1 |
Демонстрация материалов лекций, семинарских, практических занятий, учебных и научных видеоматериалов |
|
2 |
Ноутбук |
1 |
Демонстрация материалов лекций, семинарских, практических занятий, учебных и научных видеофильмов |
|
3 |
Экран |
1 |
Демонстрация материалов лекций, семинарских, практических занятий, учебных и научных видеофильмов |
|
4 |
Комплект раздаточных материалов |
20 |
На практических занятиях |
|
5 |
Комплекты стимульных материалов для проведения диагностических исследований |
20 |
На практических занятиях |
|
|
Аудитория № 4 |
|
|
хозассистент |
6 |
Комплект наглядных пособий |
20 |
Работа на практических занятиях |
|
7 |
Комплект раздаточных материалов |
20 |
На практических занятиях |
|
8 |
Комплекты стимульных материалов для проведения диагностических исследований |
20 |
На практических занятиях |
|
8. Карта обеспеченности учебными материалами дисциплины: технические
И ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ И КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
_____________________________Психология и педагогика______________________________
по специальности 060101 – Лечебное дело
для очной формы обучения
№ п/п |
Наименование |
Вид |
Форма доступа |
Рекомендуемое использование
|
1 |
Учебно-методические материалы |
Печатный (учебники, пособия, стандарты практ. умений и др.) Электронный (Word). Сетевой |
Библиотека. Портал центра дистанционного образования Электронная библиотека |
Очная форма – электронный.
|
2. |
Комплекты плакатов и др. |
Печатный.
|
Кафедра
|
Очная форма – печатный.
|
3. |
Конспект лекций |
Электронный (Word). Сетевой |
Портал дистанционного образования |
Очная форма – электронный. Дистанционное обучение – сетевой |
4. |
Мультимедийные материалы Видеофильмы Фото-видеоматериал |
CD,DVDВидеокассеты,CD,DVD |
Портал дистанционного образования |
Все формы – электронный
|
5. |
Электронная библиотека |
Электронный (Word). Сетевой |
Сайт-ресурсы Портал дистанционного образования кафедра |
Очная форма – электронный. Дистанционное обучение – сетевой |
6. |
Комплект стимульных материалов |
Печатный.
|
Учебно-методический кабинет кафедры
|
Очная форма – печатный.
|
9. Карта обеспечения учебно-методической литературой
№ п/п |
Наименование |
Издательство |
Год выпуска |
Обязательная
1. |
Немов Р.С. Психология: в 3-х книгах: учебник. |
М.: ВЛАДОС |
2008 |
2. |
Педагогика: учебное пособие / ред. Пидкасистый П.И. |
М.: Юрайт |
2011 |
3. |
Ждан А.Н. История психологии: от античности до наших дней: учебник. |
М.: Академпроект |
2010 |
4. |
Подласый И.П. Педагогика: учебник. |
М.: Высшее образование |
2009 |
5. |
Маклаков А.Г. общая психология: учебное пособие. |
СПб.: Питер |
2010 |
Дополнительная
1. |
Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: учебное пособие. |
М.: Гардарики |
2006 |
2. |
Романцов М.Г. Педагогические технологии в медицине: учебное пособие. |
М.: ГЭОТАР-Медиа |
2007 |
3. |
Психологический атлас человека: Психология человека от рождения до смерти /ред.Реан А.А. |
Минск: Харвест |
2006 |
4. |
Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. |
СПБ.: Питер |
2006 |
5. |
Андреева Г.М. Социальная психология: учебник. |
М.: Аспект-пресс |
2007 |
6. |
Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: хрестоматия /ред. Мухина В.С. и др. |
М.: Академия |
2008 |
7. |
Крайг Г. Психология развития. |
СПб.: Питер |
|
Электронные ресурсы:
1. |
Электронный каталог КрасГМУ |
2 |
Электронная библиотека Absotheue |
3. |
Медиатека |
4. |
БД МедАрт |
5. |
Ресурсы Интернет |