Социальная психология Б.3 проф — ГМУ

Кафедра

ГУМАНИТАРНЫХ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

дисциплины

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

Направление подготовки

Государственное и муниципальное управление

 

Профиль подготовки

 

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

 

Форма обучения

очная, заочная

Составитель С.В. Болдырева

 

Липецк 2011

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

1. Цели освоения дисциплины  
2. Учебно-тематический план дисциплины  
3. Общие методические указания по изучению дисциплины  
4. Организация аудиторных занятий  
   
4.1. Лекционные занятия  
4.2. Практические занятия, семинары, лабораторные практикумы  
4.3 Интерактивные формы занятий  
5. Организация самостоятельной работы студента (СРС)  
5.1. Виды СРС  
5.2. Задания для СРС  
5.3. Контроль самостоятельной работы студента  
5.4. Курсовая работа  
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины  
6.1. Проведение текущей аттестации  
6.2. Контрольная работа  
6.3. Промежуточная аттестация по итогам освоения дисциплины  
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины  

 

ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Анализ содержания ФГОС ВПО по направлению «Государственное и муниципальное управление» подготовки бакалавра, рекомендаций ПрООП ВПО, ООП Липецкого филиала РАНХ и ГС с точки зрения планируемых результатов образования, которые обозначены терминами «общекультурные» и «профессиональные» компетенции, позволяет выделить в качестве цели развитие социально-психологической компетенции бакалавра, определяющей его владение «современными технологиями эффективного влияния на индивидуальное и групповое поведение в организации [ФГОС ВПО]».

Достижение данной цели обусловлено решением задач по созданию условий для:

1) овладения «знаниями требований профессиональной этики и готовностью поступать в соответствии с этими требованиями, нетерпимостью к отступениям от правил этического поведения, в том числе в отношении других лиц; гражданской ответственностью и трребовательнотью к соблюдению правил этического поведения (ОК-2)»;

2) овладения «знаниями развития природы, общества, мышления и умением применять эти знания в профессиональной деятельности; умением анализировать и оценивать социально-значимые явления, события, процессы (ОК-4)»;

3) развития «способности к работе в коллективе, исполняя свои обязанности творчески и во взаимодействии с другими членами коллектива (ОК-10)»;

4) развития «способности и готовности к личностному и профессиональному самосовершенствованию, саморазвитию, саморегулированию, самоорганизации, самоконтролю, к расширению границ своих профессионально-практических познаний; умения использовать методы и средства познания, различные формы и методы обучения и самоконтроля, новые образовательные технологии для своего интеллектуального развития и повышения культурного уровня (ОК-13)»;

5) развития «способности к критическому анализу своих возможностей (ОК-14)»;

Сформулированные цель и задачи освоения дисциплины определяют специфику её содержания, организации, средств и методов обучения, контроля и оценивания результатов.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

В содержание дисциплины входят знания, навыки, умения, а также личностные качества и способности студента, формируемые и развиваемые в рамках определённых тем и ситуаций. Таблицы №1 — №4 представляют модульно-тематический план освоения дисциплины.

 

Таблица№1

Модульно-тематический план дисциплины

Форма обуч.   сем./мод О ч н а я Лекции Семинары Самостоятельная работа Контроль
С о д е р ж а н и е
IV/М.1 Теоретико-методологические основы социальной психологии (темы)  
1. Предмет социальной психологии, цели и задачи, методологические принципы, структура.  
2. История развития основных идей социальной психологии  
3. Закономерности общения и взаимодействия; связь между межличностными и общественными отношениями.  
4. Социальная психология групп, их классификация; особенности взаимодействия и развития межгрупповых отношений.  
5. Социальная психология личности: механизмы общения и взаимодействия, влияние социокультурного контекста на становление личности и форы ее активности.  
IV/М.2 Прикладные аспекты социальной психологии (темы) экзамен
1. Специфика прикладных исследований в социальной психологии групп и личности  
2. Основные направления прикладных исследований социальной психологии групп и личности  
3. Прикладные исследования социальной психологии в управлении и развитии организаций, массовой коммуникации и рекламе.  
4. Прикладные исследования социальной психологии в школе и семье.  
5. Прикладные исследования социальной психологии в сфере права, политики, науки.  
  Всего: 72 часа  

 

 

Таблица №2

Модульно-тематический план дисциплины

Форма обуч.   сем./мод З а о ч н а я (на базе СПО) Лекции Семинары Самостоятельная работа Контроль
С о д е р ж а н и е
III /М.1.1. –М.2.1. Теоретико-методологические основы и прикладные аспекты социальной психологии групп (темы)*
IV/М.21. – М.2.2 Теоретико-методологические основы и прикладные аспекты социальной психологии личности (темы)* экзамен
  Всего: 72 часа  

 

 

· (темы) указаны в таблице №1

Таблица №3

Модульно-тематический план дисциплины

Форма обуч.   сем./мод З а о ч н а я (на базе ВПО) Лекции Семинары Самостоятельная работа Контроль
С о д е р ж а н и е
III /М.1.1. –М.2.1. Теоретико-методологические основы и прикладные аспекты социальной психологии групп (темы)*
IV/М.21. – М.2.2 Теоретико-методологические основы и прикладные аспекты социальной психологии личности (темы)* экзамен
  Всего: 72 часа  

 

· (темы) указаны в таблице №1

 

Таблица №4

Модульно-тематический план дисциплины

Форма обуч.   сем./мод З а о ч н а я (на базе СПОО) Лекции Семинары Самостоятельная работа Контроль
С о д е р ж а н и е
III /М.1.1. –М.2.1. Теоретико-методологические основы и прикладные аспекты социальной психологии групп (темы)*
IV/М.21. – М.2.2 Теоретико-методологические основы и прикладные аспекты социальной психологии личности (темы)* экзамен
  Всего: 72 часа  

 

· (темы) указаны в таблице №1

 

3. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоёмкость дисциплины на дневной и заочной формах обучения составляет 3 зачётные единицы, одна из которых отводится на проведение промежуточного контроля в форме экзамена. В соответствии с учебным планом количество часов, отводимых на занятия с применением интерактивных форм обучения на дневном отделении составляет 10 часов. Таблица №5 представляет распределение часов по учебному плану.

Таблица №5

Распределение часов по учебному плану

Социальная психология Б.3 проф — ГМУ

ЗЕТ/ общее кол-во часов семестр Количество часов контрольная работа курсовая работа форма промежуточного контроля
Аудиторная работа самостоятельная работа экзамен
всего лекции семинары (практ.)/ в т.ч. интерактивно интерактивно
Очная форма обучения
3/72 Экз.
Заочная форма обучения (СПО)
1/36
2/36
Заочная форма обучения (ВПО)
1/36
2/36
Заочная форма обучения (СПОО)
1/36
2/36

 

 

Организацию структуры и содержания дисциплины определяет компетентностно-модульный подход, лежащий в основе достижения цели и решения поставленных задач. Их взаимодействие и преемственность структурно и содержательно обусловливают выделение модулей разного порядка. Организацию структуры и содержания дисциплины образуют 2 модуля первого порядка: модуль 1 – «Теоретико-методологические основы социальной психологии», осваиваемый в рамках лекционных занятий; модуль 2 – «Прикладные аспекты социальной психологии», освоение содержания которого осуществляется в рамках семинарских занятий. Целью изучения первого модуля является преимущественное формирование социально-психологических знаний; целью изучения второго модуля является преимущественное развитие социально-психологических умений, а также развития личностных качеств и способностей, значимых с точки зрения социальной психологии для грамотного и успешного решения задач в ситуациях повседневной жизни и в профессиональной деятельности бакалавра.

Структурно каждый из указанных модулей состоит из модулей второго прядка: модуль 1.1. – «Теоретико-методологические основы социальной психологии групп» и модуль 1.2. – «Теоретико-методологические основы социальной психологии личности»; модуль 2.1. – «Прикладные аспекты социальной психологии групп» и модуль 2.2. – «Прикладные аспекты социальной психологии личности». Таблица №6 представляет модульную организацию структуры и содержания дисциплины.

 

Таблица №6

Модульная организация структуры и содержания дисциплины

Модули первого порядка
Модуль 1. Теоретико-методологические основы социальной психологии Модуль 2. Прикладные аспекты социальной психологии
Модули второго порядка
Модуль 1.1. Теоретико-методологические основы социальной психологии групп Модуль 1.2. Прикладные аспекты социальной психологии групп Модуль 2.1. Прикладные аспекты социальной психологии групп Модуль 2.2. Прикладные аспекты социальной психологии личности
       

 

4. ОРГАНИЗАЦИЯ АУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ

 

4.1. ЛЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ

Модуль 1. Теоретико-методологические основы социальной психологии

Тема 1. Предмет социальной психологии, цели и задачи, методологические принципы, структура

План

1. Место социальной психологии в системе научного знания.

2. Предмет социальной психологии.

3. Цели и задачи социальной психологии.

4. Методологические принципы социальной психологии.

5. Структура социальной психологии.

Литература

А) обязательная: 1,3

Б) дополнительная: 1

Краткое содержание. Тема знакомит с основными атрибутами социальной1 психологии как отдельной области научного знания, раскрывает содержание предмета, основных категорий и методов исследования, устанавливает связь социальной психологии с другими науками. В ходе изложения темы вскрываются причины двойственного положения социальной психологии, особенности предмета изучения; формулируются задачи, методологические принципы, описывается структура социальной психологии.

Ключевые понятия: социология, психология, поведение и деятельность людей, социальные группы, личность, теоретические и прикладные исследования, методы исследования (теоретические, эмпирические), практическая социальная психология.

 

Тема 2. История развития основных идей социальной психологии

План

1. Предпосылки возникновения социальной психологии.

2. Выделение СП в самостоятельную область знания.

3. Первые исторические формы социально-психологического знания.

4. Предпосылки возникновения социально-психологического знания в системе марксизма.

5. Экспериментальный период развития СП.

Литература

А) обязательная: 1,4

Б) дополнительная: 5

Краткое содержание. Данная тема посвящена наиболее значимым периодам в истории развития СП как науки: от «вызревания» ее идей в недрах других наук до их непосредственного развития в лоне СП. В ходе изложения темы дается характеристика первых наиболее значительных социально-психологических теорий — психологии народов, психологии масс и теории инстинктов социального поведения. Продолжает знакомство с темой информация об экспериментальном периоде развития СП, об основных теоретических направлениях (бихевиоризме ,психоанализе, когнитивизме, интеракционизме) второй половины ХХ-го века и современном соцоциальном конструктивизме.

Ключевые понятия: психология масс, психология народов, теория инстинктов социального поведения, сальный коциально-политическая система, микросреда, макросреда, бихевиоризм, когнитивизм, психоанализ, гештальтпсихология,

интеракционизм, социальный конструктивизм.

 

 

Тема 3. Закономерности общения и взаимодействия: связь между межличностными и общественными отношениями

План

1. Место общения в жизни общества.

2. Структура общения, взаимодействие коммуникативной, интерактивной и перцептивной сторон общения.

3. Закономерности общения и взаимодействия людей.

4. Личность в контексте общественных отношений.

5. Место и природа межличностных отношений.

Литература:

А) обязательная: 1,2

Б) дополнительная: 3

Краткое содержание. Материал данной темы включает в себя основные закономерности общения и взаимодействия людей, определение и структуру общения с точки зрения взаимодействия таких его сторон, как коммуникативная, интерактивная, перцептивная; структуру и характеристику общественных и межличностных отношений человека; в ходе изложения темы раскрывается единство общения и деятельности.

Ключевые понятия: общение, взаимодействие, структура, коммуникация, интеракция, перцепция, социальная роль, социальный контекст, общественные отношения, межличностные отношения, конъюнктивные и дизъюнктивные чувства как эмоциональная основа межличностных отношений, деятельность.

 

Тема 2. История развития основных идей социальной психологии

План

1.Предпосылки возникновения социальной психологии.

2.Выделение СП в самостоятельную область знания.

3.Первые исторические формы социально-психологического знания.

4.Предпосылки возникновения социально-психологического знания в системе марксизма.

5.Экспериментальный период развития СП.

Литература

А) обязательная: 1,4

Б) дополнительная: 5

Вопросы и задания для самоконтроля:

1).

Что предшествовало становлению СП?

2).

Раскройте связь СП с социологией и психологией.

3).

Охарактеризуйте первые исторические формы социально-психологического знания.

4).

Каковы предпосылки возникновения социально-психологического знания в системе марксизма.

5).

Какой исторический период в развитии СП свидетельствует о превращении ее в экспериментальную науку?

6).

Охарактеризуйте основные теоретические направления в развитии СП, сформировавшиеся во второй половине ХХ-го века.

7).

В чем проявляет себя современный социальный конструктивизм?

 

Тема 3. Закономерности общения и взаимодействия: связь между межличностными и общественными отношениями

План

1.Место общения в жизни общества.

2.Структура общения, взаимодействие коммуникативной, интерактивной и перцептивной сторон общения.

3.Закономерности общения и взаимодействия людей.

4.Личность в контексте общественных отношений.

5.Место и природа межличностных отношений.

Литература:

А) обязательная: 1,2

Б) дополнительная: 3

Вопросы и задания для самоконтроля:

1).

Что такое общение?

2).

Как соотносятся понятия «общение» и «взаимодействие»?

3).

Охарактеризуйте закономерности общения и взаимодействия людей.

4).

Дайте определение общественных и межличностных отношений.

5).

Что такое социальная роль?

6).

Раскройте специфику связи между общественными и межличностными отношениями.

7).

В чем проявляет себя единство общения и деятельности?

 

Тема 4. Социальная психология групп, их классификация; особенности взаимодействия и развития межгрупповых отношений.

План

1.Проблема группы в СП.

2.Психология больших социальных групп.

3.Стихийные группы и массовые движения.

4.Психология малых групп.

5.Психология межгрупповых отношений.

Литература

А) обязательная: 1,4

Б) дополнительная: 5

Вопросы и задания для самоконтроля:

1).

Что является предметом изучения психологии больших и малых социальных групп?

2).

Определите основание для классификации больших / малых социальных групп.

3).

Охарактеризуйте виды больших / малых социальных групп.

4).

Чем стихийные группы отличаются от организованных групп?

5).

Какие механизмы обусловливают формирование и развитие групп (больших и малых),

коллектива?

6).

Что является показателем сформированности группы / коллектива ?

7).

Что отличает лидера и стиль его взаимодействия с группой?

Тема 5. Социальная психология личности: механизмы общения и взаимодействия, влияние социокультурного контекста

План:

1.Проблема личности в СП.

2.Социализация: понятие, содержание, стадии.

3.Институты социализации. Влияние социокультурного контекста на становление личности.

4.Социальная идентичность личности и формы ее активности.

5.Социально-психологические качества личности.

Литература:

А) обязательная: 1,3

Б) дополнительная: 4

Вопросы и задания для самоконтроля:

1) Дайте определение понятию «личность».

2).

Что такое социализация?

3).

Что входит в социокультурный контекст личности?

4).

Охарактеризуйте известные вам социальные институты с точки зрения их влияния на становление личности?

5).

Что составляет иерархическую диспозиций личности?

6).

Что определяет социальную идентичность личности?

7).

Какие качества личности относят к социально-психологическим?

 

Модуль 2. Прикладные аспекты социальной психологии

Тема 4. Прикладные исследования СП в школе и семье

План

1.Проблематика образования как предмет изучения прикладных исследований.

2.Семья как естественная малая социальная группа в прикладных социально-психологических исследованиях.

3.Специфика прикладных исследований в сфере образования и семьи.

Литература

А) обязательная: 1,4

Б) дополнительная: 3

Вопросы и задания для самоконтроля:

1).

Какие проблемы образования выступают в качестве предмета изучения в прикладных социально-психологических исследованиях?

2).

Раскройте содержание понятий: «образование», «обучение», «воспитание», «развитие».

3).

На что направлены прикладные исследования социальных психологов в сфере образования и семьи?

4).Что определяет возможность рассмотрения семьи в качестве естественной малой социальной группы?

5).

Что такое конфликт? В чем состоит

профилактика конфликтов?

6).

Что способствует возникновению психологических барьеров как им можно противостоять?

7).

Что характеризует социально-психологический тренинг?

 

 

Тема 5. Прикладные исследования СП в сфере права, политики, науки.

План

1.Особенности проблематики социально-психологических исследований в сфере права и политики.

2.Проблематики «коллективной научной деятельности» как предмет изукчения прикладных исследований СП в сфере науки.

3.Проблемы взаимоотношения науки и общества как объект прикладных исследований.

Литература

А) обязательная: 1,4

Б) дополнительная: 2

Вопросы и задания для самоконтроля:

1).

Что обусловливает специфику предмета изучения прикладных исследований в сфере права?

2).

Что составляет предметную область политической психологии?

3).

Охарактеризуйте основные направления прикладных исследований в сфере политической психологии.

4).

Чем различаются понятия «научная школа» и «исследовательский коллектив»?

5).

Что отличает индивидуальную научную деятельность?

6).

В чем заключаются особенности коллективной научной деятельности как предмета исследования?

7).

В чем состоит проблема «утечки мозгов» ?

 

 

4.3 ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ

 

Учебный план профессиональной подготовки бакалавра направления «Государственное и муниципальное управление» предусматривает организацию интерактивных занятий на дневном отделении в объеме 18 часов, в число которых входят:

— проблемные лекции (6 часов);

— дискуссии (6часов);

— работа в парах и группах (6 часов)

Ниже приводятся примерные темы интерактивных занятий.

 

Проблемные лекции:

1)«Проблемы взаимодействия и развития межгрупповых отношений (модуль 1,тема 4) 2) «Проблемы влияния социокультурного контекста на становление личности (модуль 1, тема 5).

 

Дискуссии:

1) «Нужен ли современному обществу институт семьи (модуль 2, тема 3)»?

2) «Можно ли решить проблему «утечки мозгов» в современном российском обществе (модуль 2, тема 5)»?

 

Работа в парах:

Обсудите в группах предлагаемые ниже вопросы. Сформулируйте консолидированное мнение по итогам обсуждения ( модуль 1, тема 5)

1) Что входит в понятие «социокультурный контекст»?

2) Какую роль играют социальные институты в процессе формирования социокультурного контекста?

3) Что определяет социальную идентичность личности?

 

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА

В соответствии с учебным планом самостоятельная работа студента по дисциплине «Социальная психология» составляет:

— 36 часов по очной форме обучения

— 64 часа по заочной форме обучения (на базе СПО);

— 64 часа по заочной форме обучения (на базе ВПО);

— 62 часа по заочной форме обучения (на базе СПОО)

Виды СРС

Согласно нормам распределения бюджета времени студентов на самостоятельную работу ее основными видами являются:

— по очной форме обучения

* проработка материала конспекта) лекций………………4 часа;

* подготовка к семинарским занятиям ………………… 10 часов;

* чтение и конспектирование источников ………………..6 часов;

* подготовка докладов , сообщений ………………………4 часа;

* самоконтроль с помощью теста …………………………4 часа;

* подготовка к дискуссии ………………………………….2 часа;

* подготовка к зачету ……………………………………….6 часов

Всего : 36 часов

— по заочной форме обучения (на базе СПО):

* проработка материла (конспекта) лекций ………………..1 час;

* подготовка к семинарским занятиям ………………………3 часа;

* чтение и конспектирование источников ………………….36 часов;

* самоконтроль с помощью тестов ………………………….10 часов;

* подготовка докладов, рефератов ……………………………6 часов;

* подготовка к зачету …………………………………………..8 часов

. Всего: 64 часа

— по заочной форме обучения (на базе ВПО):

* проработка материала (конспекта) лекций ………………….1 час;

* подготовка к семинарским занятиям …………………………3 часа;

* чтение и конспектирование источников …………………….36 часов;

* самоконтроль с помощью тестов …………………………….10 часов;

* подготовка докладов, рефератов ………………………………6 часов;

* подготовка к зачету …………………………………………….8 часов

Всего: 64 часа

— по заочной форме (на базе СПОО):

* проработка материала (конспекта) лекций …………………….1 час;

* подготовка к семинарским занятиям ……………………………3 часа;

* чтение и конспектирование источников ………………………36 часов;

* самоконтроль с помощью тестов ……………………………….10 часов;

* подготовка докладов, рефератов …………………………….. 4 часа;

* подготовка к зачету ………………………………………………..8 часов

Всего: 62 часа

Задания для СРС