Факторы, влияющие на эффективность управления

К числу этих объективных факторов следует отнести величину предприятия и количество его сотрудников. К ним также относятся особенности производственной деятельности. Промышленное предприятие, фондовая биржа, сельскохозяйственный кооператив, универмаг или научно-исследовательский институт объективно отличаются и характером труда, и качеством рабочей силы, и спецификой управленческих механизмов. На управление влияют особенности выполняемых производственных задач, условия их реализации, способы и средства деятельности.

В теории менеджмента недостаточно внимания уделяется изучению факторов, влияющих на достижение результатов управления. Основаниями для выделения служат положение по отношению к субъекту управления (факторы внешние и внутренние), а также векторы активности субъекта (структурные и активизирующие).

Каждая организация, каждый субъект имеют свои внешние и внутренние факторы влияния на эффективность управления ситуацией. Они приведены в таблице.

Управление структурными факторами для субъекта означает, прежде всего управление делами, а активизирующими – людьми (таблица 1).

Таблица 1 — Внешние и внутренние факторы влияния на эффективность управления ситуацией

ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ

Активная политика конкурентов Психологический климат в коллективе

Внезапные изменения в экономическом положении клиентов Неравномерность, неритмичность поставок и перегрузки в работе

Экономические, политические кризисы, влияющие на эффективность работы предприятия Прогулы работников, немотивированные пропуски и потери рабочего времени

Общественно значимые события Болезни руководителей и сотрудников

Структурные изменения в обществе Мероприятия, проводимые профсоюзным движением (забастовки, митинги и т.д.)

Неблагоприятные погодные условия Производственные конфликты

Положение на рынке труда: избыток специалистов, безработица, недостаточная квалификация работников Увольнение или прием на работу новых сотрудников

Мероприятия правительства по регулированию социальных процессов за счет работодателей Расширение или сокращение деятельности организации

3 стр., 1261 слов

Человеческий фактор в антикризисном управлении

... практический опыт, мироощущение, человеческий фактор поведения, перспективное мышление, непрерывное образование.Современное антикризисное управление в России помимо всего ... личности могут быть прекрасными специалистами и ценными сотрудниками. В коллективе все эти личности могут сталкиваться ... головными болями и т.п.). 9. Сдержан во внешних, особенно эмоциональных проявлениях. 10. Не очень хорошо ...

Репрессивное и агрессивное к предпринимательству законодательство Неисправности машин и оборудования, оргтехники, средств связи

Миграционные процессы, ухудшающие качество населения Криминальное поведение клиентов или персонала: воровство, обман, хищения, технический вандализм

Резкие колебания на финансовых рынках Действия влиятельных лиц, содействующих или мешающих деятельности организации (лобби)

Неожиданные изменения конъюнктуры на рынках энергоресурсов и сырья Факторы охраны имущества и безопасности труда

Изменения в соотношении политических сил, влияющих на промышленную политику государства Социальные инициативы коллектива, изобретательство и рационализаторство

Новые технологии производства товаров и услуг Разработка стратегий управления, согласование с коллективом планов развития

Требования профсоюзов к технике безопасности и условиям труда Административный контроль, система поощрения и взыскания

Влияние средств массовой информации на формирование имиджа предприятия и его руководства Позитивная мотивация творческого и производительного труда сотрудников

Связь интеллекта с эффективностью управленческой деятельности является не прямой, а множественно опосредованной. На эффективность деятельности, помимо интеллекта, влияют зачастую более сильно многие иные причины. Сам же интеллект оказывает влияние через множество промежуточных переменных. К их числу можно отнести следующие:

Рис. 1. Модель Фидлера – Лейстера

Сложная криволинейная зависимость эффективности управления от уровня интеллекта объясняется также и другими переменными. Например, была обнаружена обратная связь между уровнем интеллекта и стажем управленческой деятельности (отрицательные корреляции в диапазоне 0,15-0,20) [22].

Далее, наиболее высокие значения интеллекта выявлены как раз у лиц, которые характеризуются меньшим стажем управленческой деятельности. И наоборот, среднее значение интеллекта соответствующее максимальным показателям успешности деятельности, характеризует лиц со средним и большим стажем управленческой деятельности. существует две причины снижения интеллектуального показателя при увеличении стажа. Первая — стаж прямо связан с возрастом (после 60 лет интеллектуальная функция инволюционирует); вторая — увеличение стажа все более связывает человека со сдвигом временного восприятия человека в ретрохронологическую сферу («все дальше уходят в прошлое») при котором академические знания и навыки все более обесцениваются и теряют свою актуальность. Это отражается в интеллектуальных тестах. Кроме того, опыт выполняет определенную компенсаторную функцию по отношению к интеллекту.

Итак, связь уровневых характристик интеллекта с эффективностью управленческой деятельности достаточно сложна и многократно опосредована и зависит от целого ряда факторов. Интеллектуальные качество руководителя определяют некоторые сопутствующие эффективному управлению качества личности руководителя: — интеллектуальный стиль поведения; — интеллектуальную одаренность в какой-либо сфере управления; — креативность как общую основу способностей; — прогностические способности руководителя; — способность к саморегуляции; — критичность мышления; — рефлексивность управления; — высокую скорость переработки информации;

5 стр., 2176 слов

Управление творческими людьми

... ответственности и - некоторые действия по изменению собственного управленческого общения. Сформулируем важные критерии работы творческих специалистов. ... людьми. Творческий сотрудник не обязательно должен обладать этими качествами. Во многих случаях процессы управления ... производительности труда в силу оживления производственной деятельности, ·повышает профессиональные навыки персонала. Для создания ...

— высокий общий уровень активности как основу общих способностей руководителя.

Рис. 2. Зависимость эффективности управленческой деятельности от уровня интеллекта

Психическая организация управленческой деятельности не исчерпывается когнитивными, мотивационными, коммуникативными компонентами, а необходимо включает еще и эмоционально-регулятивные, играющими важную роль в ее организации.

Тесная связь эмоциональных и волевых процессов, их определяющее влияние на контроль человека за своими состояниями в ходе деятельности отражаются в понятии эмоционально-волевой регуляции состояний.

Эмоции — это психические явления, которые определяют отношения человека к действительности, это форма оценочного, субъективного отношения к действительности. Эмоции могут функционировать в осознанной и неосознанной форме. На основе эмоций у человека формируются чувства, которые возникают при необходимой степени осознания предмета эмоции и отличаются высокой стабильностью, сложностью в в переживании человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности. Эмоции, как основа отношений, более привязаны к конкретной предметной ситуации и событиям и поэтому являются ситуативными. Чувства же менее привязаны к ситуации, но в большей мере чем эмоции соотносятся с явлениями, имеющими стабильную мотивацию, отличаясь от эмоций по степени сложности, осознанности, устойчивости, предметной отнесенности. Эмоции и чувства выполняют две основные функции — сигнальную и регулятивную. Они согнализируют о том, что из происходящего имеет для личности наибольший смысл и значение. Кроме того, они определяют, регулируют содержание поведения человека, влияя на особ…….

Литература

1. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами, 8-е издание, — М., Издательство Питер, 2005. – 832с.

2. Бузник А.И., Лисенчук Г.А. Основы управления конфликтным взаимодействием в командах. Сборник научных трудов. 4 Международная научно-практическая конференция. Винница – 2001- 287-290

3. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер: Для руководителя-практика / Пер с англ. М.: «Дело ЛТД», 1994.

4. Выханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. — М.: Гардарика, 1996. — С. 435

5. Галкин Т.П. Социология управления: от группы к команде. — М.: «Финансы и статистика». 2001. – С.155.

6. Гибсон Дж. Л., Иванцевич Д. М., Донети Д. Х.-.ш. Организации: поведение, структура, процессы. 8-е изд.: Пер. с англ.— М.: ИНФРА-М, 2000

7. Гришина Н.В. Я и другие: Общение в трудовом коллективе. — Л.: Лениздат, 1990. — С. 175

8. Джерелевская М.А. Установки коммуникативного поведения: диагностика и прогноз в конкретных ситуациях. — М.: Смысл, 2000. — С. 191

9. Джон В. Ньюстром, К. Дэвис «Организационное поведение». СПб, Питер, 2000г., С54

10. Зигерт В., Ланг Л. Руководитель без конфликтов. – М.: Экономика, 1990.

11. Зуб А.Т., Локтионов М.В. Системный стратегический менеджмент: методология и практика. — М.: Генезис, 2001

13 стр., 6174 слов

Влияние темперамента на практическую деятельность человека Введение

... определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего ... включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития. Это — игра, учение и труд. Их следует рассматривать в качестве основных видов деятельности людей. Деятельность можно ...

12. Келлер В.С. Деятельность в вариативных конфликтных ситуациях. –С.Пб — 1997. — 181 с.

13. Козлов В.В., Козлова А.А. Управление конфликтом, М.: Издательство «Эксмо», 2005. – 224с.

14. Корниенко В.И. Формирование управленческих команд нового поколении: Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук, М.; РАГС, 2000. – С. 61-63.

15. Красовский Ю.Д. Организационное поведение: Учебное пособие для вузов. — 2-е издание, — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 511с.

16. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы: Теоретический и прикладной аспекты. — М.: Изд-во МУ, 1991.- С. 207

17. Кричевский Р.Л. Если вы — руководитель… — М.: Дело, 1993

18. Лекционный материал. Управление персоналом. Преподаватель – Т.В. Сувалова 2004.

19. Леонтьев Д.А. Шанс для творчества (конфликты и стратегии их разрешения)// Конфликт в конструктивной психологии. Тезисы докладов и сообщений на II научно-практической конференции по конструктивной психологии. Красноярск, 7-10 июня 1990 года. Красноярск, 1990. — С. 17-19

20. Личность и Культура. — 1999. — №1. — с.22

21. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. — М.: Дело, 1997. — С. 692.

22. Платонов Ю.П. Психология коллективной деятельности: Теоретико-методологический аспект. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1990.- С. 184

23. Полозова Т.А. Межличностный конфликт в группе — М., 2000

24. Практическая психодиагностика/ Под. Ред. Д.А. Райгородского. М., — 2004 — с. 470

25. Практическая характерология с элементами прогнозирования и управления поведением. Методика «семь радикалов»/ Серия «Психологический практикум» В. Пономаренко, Издательство Феникс, 2006.- 256с.

26. Смирнов Н.Н. Стратегический менеджмент. — СПб.: Питер, 2002.

27. Социальная психология / Ш.Тейлор, Л.Пипло, Д.Сирс. – 10-е изд. – Спб.: Питер, 2004.

28. Социология организаций/ Фролов С.С. изд. АКАДЕМИКА (ЮРИСТЬ-ГАРДАРИКА) 2003. – 382с.