Стресс-факторы в работе руководителя.

Психология управления. Ее объекты и предмет.

Психология управления – наука, изучающая психологические закономерности управленческой деятельности и проблемы общения, взаимоотношения людей в различных соц структурах.

Осн задача: анализ психологических условий и особенностей управления деятельностью с целью повышения эффективности и качества работы в системе управления.

Псих управления изучает соц-психолог вопросы групп и коллективов, психол особенности личности и деятельность руководителя , психол вопросы подбора и расстановки кадров, психол приёмов и метода руководства персоналом, психотехники, психология рекламной деятельности.

Предметом психологии управления являются следующие проблемы человеческих взаимоотношений и взаимодействий с точки зрения ситуаций управления:

1. Личность, ее самосовершенствование и саморазвитие в процессе труда.

2. Управленческая деятельность и ее организация с точки зрения психологической эффективности.

3. Групповые процессы в трудовом коллективе, и их регуляция

Убеждение. Психол. аспекты убеждения.

Убеждение– метод воздействия на сознание личности через обращение к её собственному критическому суждению. Убеждение оперирует к аналитическому мышлению. Основу метода убеждения составляют логически упорядоченные факты и выводы по очерёдности их значимости.

Формирование убеждения может проходить косвенно за счёт уменьшения неуверенности, переживаний, опасений, преодоления неведений и прямо путём построения оптимистической благоприятной ситуации.

Принципы рациональной психотерапии:

§ Ознакомление партнёра с характером проблемы и убеждение, что она разрешима.

§ Обсуждение с партнёром отношение его к проблеме

§ Перестройка систем отношения к жизни и работе

§ Мобилизация партнёра на решение проблемы

Дискуссия – ср-во выяснения действительных препятствий и составление проблемы.

Допустимые приёмы:

§ Инициатива

§ Наступление

§ Концентрация действий

§ Опровержение партнёра его собственным оружием

§ Эффект внезапности

§ Адаптированность, гибкость

Некорректные аргументы в дискуссии: Эпиляция к авторитету, К верности, К выгоде, К здравому смыслу, Ссылка на мнения, К силе, К тщеславию

Личность как субъект управления.

15 стр., 7070 слов

К проблеме человека в психологии

1 Современная российская психология в отличие от современной российской экономики или политики находится отнюдь не в упадке и разложении. В последние годы появилось много ярких и плодотворных работ психологов разных поколений, и за каждым направлением можно обнаружить (правда, чаще имплицитно, чем явно) опору на те или иные представление, образ, модель человека. Однако в данной статье, не имея ...

В качестве субъекта управления личность представляет собой совокупность основных психологических характеристик руководителя-практика. Личность можно определить как индивидуальную совокупность прижизненно формирующихся и врожденных черт, определяющих образ мышления, строй чувств и специфику поведения конкретного человека.

В основе личности лежит ее структура, то есть связь и взаимодействие относительно устойчивых компонентов: способностей, темперамента, характера, волевых качеств, эмоций и мотивации.

 

Проблемы личности руководителя: биологический портрет – биографические характеристики (возраст, образование), способности (общие – интеллект, специфические – знания, умения, навыки), способность к общению, личностные черты (уверенность, уравновешенность, ответственность).

 

Стресс-факторы в работе руководителя.

Стресс – физ. и эмоц. ответная реакция индивида на требование ограничения напряжённой среды.

Положительное влияние стресса – стимулирование внимания.

Отрицательное влияние стресса – истощение, напряжение мышц, самотические заболевания, подавленность

Фазы стресса:

1. Реакция тревоги (мобилизируются защитные силы организма)

2. Сбалансированный расход адаптационных резервов орг-ма

3. Истощение

Стресс-факторы:

Стрессоры служебной деятельности:

§ Плохая орг-ция служебной деятельности

§ Недостаток сотрудников, обязанности кот. выполняют др.

§ Режим раб времени( сверхуроч.,неудоб.)

§ Статусная проблема( небольшая з.п., низкий статус, нет продвижения)

§ Нечёткие ролевые обязанности

§ Конфликты роли

Стрессоры неслужебной деятельности:

§ Особенности личности( тревожность, агрессивность)

§ Конфликты в семье, разводы

§ Смена места работы

Сила стресса зависит не столько от самой ситуации, сколько от самой личности.

Мотивация как фактор управления личности.

Для того чтобы подключить человека к решению той или иной задачи, надо суметь найти ту мотивацию, которая побудила бы его к действию. И только при соответствующих мотивациях можно вдохновить людей на решение сложных и сверхсложных задач.

Мотивация – процесс побуждения себя и других к дея-ти, для достиж. личных целей или целей орг-ции. Рук-ли всегда осознавали потребность побуждать людей работать. Главные мотиваторы: 1) Личностное развитие: — отв-ность; — возможность эксплуат-ть; — новый опыт; — возможность для обучения. 2) уровень причастности: — владение инф-цией; возможность консультации; — совместное принятие решений. 3) Интересы и выгоды: — опыт; — возраст. отв-ть; — обратная связь с продвижением цели.

4 стр., 1681 слов

Психологическая структура личности, роль стресса в жизни человека

Контрольная работа по дисциплине: менеджмент по теме: психологическая структура личности, роль стресса в жизни человека Психологическая структура личности Без сомнения, каждый взрослый человек, даже подросток не раз слышал и употреблял в жизни слово "личность". В милиции занимаются установлением личности, в школе пишут сочинения про личность того или иного литературного героя, изучают личность ...

Регуляторы мотивации: 1. Рабочая среда 2.Вознаграждение 3. Чувство безопасности

Рабочее место; уровень шума; фоновое звучание музыки; столовая; дизайн; удобства; чистота; физические условия работы; зарплата и прочие выплаты; выходные; дополнительные выгоды; системы медобслуживания; социальные проблемы; опасение стать лишним; ощущение своей принадлежности к компании; уважение и одобрение окружающих; приемлемый стиль управления; отношения с окружающими; осведомленность о том, как в компании обращаются с работниками.

 

Психологическое обеспечение коммерческой тайны.

Статья 140 Гражданского кодекса определ. ком. тайну как информ., имеющую действит. или потенциальн. ком. ценность в силу неизвестности 3-тьим лицам. К ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информ. принимает меры к охране ее конфиденциальности.

Сведения, кот. не могут составл. ком. тайну определяются законодательством. К ком. информ. относят: сведения об кредитных банковских операциях, прибылях, договорах, планах, инвестиций, поставщиках, клиентах, планах реализации, объемах закупок и продаж, структуре капитала, отчетности, ведомости зарплат, деловая переписка, сведения о сотрудниках, фирмы.

Утечка информации может происходить через сотрудников, публикации, выступления на конференц., отчеты, подслушивающ. устройства и комп.сети.

Пути утечки информ.:1)нечестный служащий; 2)торговый партнер; 3)потерянные записи; 4)наружные наблюдения.

Самым опасным с точки зрения утечки информ. явл. человек, поэтому псих. обеспечение ком.тайны необходимо на всех стадиях работы с кадрами.

 

7.Среда и социальное взаимодействие. Жизненная среда – условие и источник развития и удовлетворения потребностей человека.

Среда – это то, что нас окружает, это все условия, которые влияют на нас биологическое понятие среды).

1 стр., 479 слов

Текст к имидж делового человека

Имидж – сложившийся в массовом сознании окрашенный эмоционально образ стереотипического характера, общее впечатление, которое создается о человеке, компании, товаре и т.д. В свою очередь, репутация – это сложившаяся оценка, общее мнениео достоинствах и недостатках индивида или группы (например, предприятия), основанное на его предшествующем поведении Деловая жизнь сегодня такова, что именно ...

Это соотношение между людьми и окружением (эмоциональный фактор).

Это мы, средовые факторы создаются самим человеком и человек оказывает на них влияние. Это элемент сверх системы, где существует обмен материалами, энергией и информацией.

Окр среда включает психолог характеристику, кот отражается в том, какие отклики, чувства вызывает окр среда, ускоряет или подавляет наши действия.

7 видов инф-ции, кот хар-т ситуацию восприятия окр:

— среда не имеет опред строгих рамок во времени и пространстве

— среда возд-т на все чувства инф-ю о среде мы получаем из сочетания всех органов.

— среда дает не только главную, но и переферическую инф-ю

-среда создает больше инф-и, чем мы способны понять

-сред восприн-ся в тесной связи с практич деятельностью

-среда обладает психол и символич значениями

— среда воздействует как единое целое

 

Психология потребителя.

Человек-потребитель нацелен на удовлетворение своих потребностей. В рын эк-ке ключевым является потребитель. Он формирует спрос, воздействует на структуру производства и эк-ки в целом.

Сущ 6 групп, влияющие на поведение потребителя:

1. Культурные (нормы, традиции, ценности)

2. Социальные (принадлежность потребителя к определённой группе)

3. Психологические (познавательный процесс, типы личности, установки, возраст)

4. Физические ( рост, телосложение)

5. Ситуационные (настроение, время суток)

6. Экономические (Р товара, доход семьи)

Типы поведения покупателей:

§Эффект присоединения к большенству

§Эффект снова (только это…)

§Эффект Веблена (престиж от высокой Р)

§Эффект цены

Покупательское поведение объясняется изменением доходов, желания, капризов

 

Психологические аспекты формирования имиджа

Имидж–это стихийно или целенаправленно формируемый образ, оказывающий эмоционально-психологическое воздействие на окружающих.Структура имиджа:1)внешний вид 2)природные свойства (характер, темперамент, интеллект, интуиция, интеллект, харизма, коммуникабельность и др.) 3)приобретенные качества (манеры, поведение, культура речи, нравственное ценности)4 профессиональные черты. Формирование имиджа – это специальные условия с целью показать человека в глазах окружающих с лучшей стороны. Алгоритм создания имиджа:1)Обратить на себя внимание 2)Произвести положительное впечатление 3)стать понятным 4)запомниться 5)добиться доверия и уважения 6)побудить к нужным действиям

15 стр., 7188 слов

Влияние отношения и оценки взрослых на развитие общения детей старшего дошкольного возраста в работах отечественных ученых

... гордится сам. Потребность ребенка в общении со взрослыми сводится к тому, что к ним он обращается за оценкой результатов своей ... каждый ребенок - часть социального момента, отношение ребенка к среде и среды к ребенку дается через переживания и деятельность его самого. ... преодолеть этот барьер отчуждения и установить контакт со взрослым, либо замыкается в себе и стремиться избежать общения. В дошкольном ...

Составляющие имиджа:

1. идеальный – воображаемый, в мечтах

2. зеркальный – что мы видим в зеркале

3. домашний – что видят в нас домашние

4. социальный – каким нас считают соседи, сослуживцы, знакомые

5. публичный – как нас воспринимают незнакомые люди

6. демонстративный – в кого мы играем, когда хотим себя преподнести

7. видео, аудио, фото – как мы выглядим, как оценивают, как нас оценивают

8. эмоциональный (мысленный возглас о себе) – как мы себя чувствуем

9. мнемонический – что мы о себе помним, каким мы себя помним

18. Оценка кандидата на рабочее место.

На совр. этапе развития эк-ки на первый план выходят человеч. ресурсы. Для эффект. исп-ния чел. потенциала орг-ции необходимо правильно оценивать кандидатов при подборе. Подбор персонала состоит из нескольких этапов:

1. Планирование потребности в персонале.

2. Оценка должности.

3. Поиск.

4. Оценка кандидата.

5. Принятие решения о приеме на работу.

Оценка должности проводится после того, как получены данные о потребности орг-ции в персонале и об обязанностях, кот. должны будут исп-ся в рамках данной должности. Оценка должностей — это не оценка сотрудника, занимающего данную должность. Оценивается сумма кач-в, необход. для выполнения должностных обязанностей. Бол-во с-м оценки должностей основано на 2 осн. методах оценки – профессиограмме (обобщенная эталонная модель успешн. специалиста в данной области) и модели компетенций.

2 стр., 825 слов

Преодоление барьеров в общении.

Психологические барьеры восприятия и понимания. 1) Барьер предвзятости и беспричинной негативной установки. Выражается он во внешне необоснованном отрицании взаимодействия с человеком. При этом совершенно не важно, какой это будет человек. 2) Барьер отрицательной установки. Как правило, кто - нибудь из людей сообщает Вам что – то отрицательное о человеке, и Вы подсознательно начинаете думать также ...

В организациях используются следующие виды профессиограмм:

1) Комплексная (учит-ся хар-ки труда, указ-ся цель, предмет, способ, критерий оценки рез-ов, хар-ка нужной квалификации, ср-ва, условия, орг-ция, интенсивность труда, виды

опасности, воздействия на работника);

2) Аналитическая (раскр-ся обобщенные норматив. и морфологич. показатели стр-ры профессии и психол. Стр-ры профес. Деят-ти);

3) Психологически ориентированная (описание внешн. картины труда, труд. поведения и внутр. картина труда);

4) Задачно-личностная (единицами анализа профессии являются модули, а основой модулей – профес. задачи).

Модель компетенций отличается от профессиограммы тем, что в ходе ее создания мы исследуем успешного сотрудника, а не должностную инструкцию.

Одной из систем оценки, которую можно использовать в подборе персонала, является Assessment Center (комплексная оценка сотрудника по компетенциям).

Данная система оценки является очень подробной, но и очень затратной, так как для ее проведения исп-ся большое кол-во разл. методов и методик. Все методы оценки персонала можно разделить на количественные и качественные.

Колич. методы можно охар-ть как формализованные и массовые. Наиболее распростр. Колич. методом является анкетирование. Одним из видов анкетирования являются личностные опросники — класс психодиагностических методик, предназнач. для определения степени выраженности у индивида опред. личностных особенностей. Многофакторные личностные опросники, предназнач. для описания индивид-личностных хар-к

Качеств. методы исследований являются неформализованными и нацелены на получение информации путем глубинного исследования небольшого по объему материала. Одним из наиболее часто применяемых методов является интервью. Метод интервью отличается строгой организованностью и неравноценностью функций собеседников.

 

 

Потребности и их значение. Виды потребностей.

Потребность — первоисточник мотивации, это нужда в том, что необходимо для существования личности, их норм. функционирования. Потребности можно классифицировать как первичные и вторичные. Первичные потребности являются по своей природе физиологическими и врожденными. Вторичные по природе своей психол. Первичные заложены генетически, а вторичные осознаются с опытом.
Когда человек ощущает потребность, она побуждает в нем состояние устремленности. Побуждение — это ощущение недостатка в чем-либо, имеющее опред. направленность. Оно сконцентрировано на достижении цели. Когда человек достигает цели, его потребность оказывается удовлетв., частично удовлетв. или неуд.. Степень удовлетворения влияет на поведение человека в сходной ситуации в будущем. Иерархия потребностей по Маслоу. 1. Физиологич. Являются необходимыми для выживания. Включают потребность в еде, воде, убежище, отдыхе. 2. Потребность в безопасности и уверенности в будущем включает потребностьв защите от опасностей окруж. мира и уверенность в том, что физиолог. потребности будут удовлетв. 3. Соц. — чувство принадлежности к чему-либо, чувство социального взаимодействия, привязанности и поддержки. 4. Потребность в уважении включает потребности в самоуважении, личн. достижений, компетентности, признании. 5. Потребность в самовыражении — потребность в реализации своих потенц. возможностей и росте как личности.
В каждый момент времени человек будет стремиться к уд-ию той потребности, кот. для него явл-ся наиб. важной.

Общение. Структура общения.

Упр.общение— это общ. с целью рук-ва людьми и их д-стью в опред. направлении или изменение направления.

5 стр., 2422 слов

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ В СЛУЖЕБНОМ ОБЩЕНИИ

В процессе служебного общения периодически независимо от желания общающихся возникают психологические барьеры. Свойство психологических барьеров, как правило, заключается в том, чтобы затруднить установление психологического контакта, усложнить процесс служебного общения. Причин, способствующих формированию психологических барьеров, достаточно много. По своему содержанию могут быть причины ...

Цель

· отдать распоряжение

· порекомендовать

· посоветовать

· дать оценки выполнения задания

Стадии дел. общ:

1 Начало(Вход рук-ля в конкр. Ситуацию (беседа,встречи)

2 Подход к объекту возд-вия (пристройка к объекту, т.е. поиск удобной для общения дистанции)

3 Настройка на эмоц. Сост-е взаимод. Объекта : развитие настройки, формир. Общ. Соц. – псих. Поля общения.

4 Первый ход в общ. (- сообщ. Объекту инф. , — побудить объект к взаимод)

5. Закл. Часть общ-я, ответный ход объекта ставшего субъектом.

Общение- осущ знаковыми средствами возд-вия между людьми

Коммуникация- специфич. обмен инф. между общающимеся индивидами, исп. знаки

Интеракция- организация возд-вия между людбми:от позитивного к негативному.

Перцепция- сопереживание.

 

Барьеры и проблемы в общении.

Барьеры – все виды препятствий , помех и иных условий, препятствующих точной и полной передаче информации.

Барьеры:

Барьеры взаимодействия.

Мотивационный барьер ( возникает, если у партнеров разные мотивы вступления в контакт)

Барьер некомпетентности

Этический барьер (возникает тогда, когда взаимодействию с партнером мешает его нравственная позиция, несовместимая с вашей).

Барьер стилей общения.

Барьеры восприятия и понимания.

Эстетический барьер (возникает в том случае, когда партнер неопрятно, неряшливо одет или обстановка в его кабинете, вид рабочего стола не располагают к беседе)

Разное социальное положение партнеров.

Барьер отрицательных эмоций возникает в общении с расстроенным человеком.

Психологическая защита.

Барьер установки. Ваш деловой партнер может обладать негативной установкой по отношению к вам или к фирме, представителем которой вы являетесь.

Барьер двойника заключается в том, что мы невольно судим о каждом человеке по себе.

 

 

Коммуникативные барьеры.

Семантический барьер возникает тогда, когда деловые партнеры пользуются одними и теми же знаками (в том числе словами) для обозначения совершенно разных вещей. Неумение выражать свои мысли (логический барьер). Плохая техника речи (фонетический барьер). Неумение слушать . Невежливость.

Общение – взаимодействие двух и более людей с целью обмена информацией и совместной деятельности.

Управленческое общение – это общение с целью руководства людьми и их деятельностью в оперд напрвлении или изменения в необходимом направлении.

Структура делового общения:

· коммуникация

· интеракция

· перцепция

Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми (вербальный, невербальный и скрытый) . Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между индивидами, т.е. в обмене не только знаниями и идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой почве взаимопонимания.

 

Внушение. Особенности межличностного взаимодействия

Внушение-процесс воздействия на психич. сферу чел-ка, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания с отсутствием понимания логич. анализа и оценки в соотношении с прошлым опытом и данным состоянием субъекта. Суггестор тот кто внушает, суггерендтот кому внушают.

Выделяют три основные формы внушения:

1) гипнотическое внушение (в состоянии гипноза);

2) внушение в состоянии релаксации — мышечной и психической расслабленности;

3) внушение при активном состоянии, когда человек бодрствует.

Приемы внушения направлены на снижение критичности человека при приеме информации и на использование эмоционального переноса. Так, прием переноса предполагает, что при передаче сообщения новое связывают с хорошо знакомыми фактами, явлениями, людьми, к которым человек относится эмоционально положительно, чтобы произошел перенос этого эмоционального состояния на новую информацию (возможен перенос и негативного отношения, в этом случае поступающая информация отторгается).

Приемы свидетельств (цитирование известного лица, ученого, мыслителя) и «апелляция ко всем» («большинство людей считает, что…») снижают критичность и повышают податливость человека к получаемой информации.

Выделяют следующие варианты поведения при внушении: — неоспоримый авторитет, когда суггерент ни сколько не сомневается в успехе внушения; — интеллект, суггерент объясняет всё что делает; — эмоц вариант, используется потребность суггеренда в симпатии, хар. самочувствии и безопасности; — пассивная; — пассивная, суггестр заверяет, что ничего не может сделать без помощи сугеренда, созд при этом иллюзию, что суггеренд всё делает сам.

Усл. опред эффект. внуш. явл.: 1. Свойства суггестра(соц статус, обояние, волевое превосходство).

2. Особенности суггеренда (степень его внушемости).

3. Отношения склад между ними4. Способность конструировать сообщения. Главная роль при внушении принадлежит правому полушарию, где стимул. воображение. Важный компонент во внушении это вера, доверие суггеренда, который может проявляться как к личности суггестера, так и к соц группе.

 

26. Псих-я упр-я в рын. эк-ке

Одной из центральных фигур в современных крупных компаниях развитых стран занимают менеджеры — управляющие производством. Прежде всего, менеджер должен быть специалистом в своем деле. Он должен уметь и воодушевить людей, и выполнить при необходимости черновую работу. Менеджеру нужно быть общительным и в то же время инициативным, настойчивым человеком. Он обязан постоянно быть в поиске новой информации и уметь выделять из нее главное.

Одно из важнейших качеств управляющего — так построить работу с персоналом фирмы, чтобы все прониклись пониманием важности дела, которым они заняты.

Если управляющий не демонстрирует стремления ко все новым и новым перспективам, не чувствует необходимости в назревших изменениях, его фирма (в условиях развитого рынка) быстро прогорит.

Должно быть выработано новое отношение к персоналу фирмы: к своим работникам надо относиться как к главной творческой силе, ожидать и стимулировать нестандартные решения возникающих проблем. Доверие к персоналу компании выражается, в частности, в умении положиться на те решения, которые принимает каждый работник в пределах своих полномочий

Умение извлечь прибыль даже в периоды спада и экономической депрессии — важнейший показатель того, что предприятие находится на правильном пути. Персонал компании должен чувствовать “непотопляемость” корабля, на котором он находится, и делать все, чтобы и последующее плавание было успешным.

Методы изуч. личности в деят-сти общения.

Методы изучения личности.

Долгие годы в психологии считалось, что единственным методом познания психических явлений есть субъективный метод интроспекции — непосредственное наблюдение человеком за собственными психическими процессами.

В соответствии с принципом объективности для изучения феноменов личности используется целостная система методов и методик. Среди них наиболее распространенным является метод наблюдения. Значение и ценность названного метода состоит в том, что материал для наблюдения берется непосредственно из жизни при наблюдении за психической деятельностью людей, что обнаруживается в их движениях, действиях, поступках, высказываниях. Данный метод характеризуется как один из эмпирических методов психологического исследования, которое обнаруживается в чувствительном познании явления или исследуемого предмета.

Много общего с методом беседы имеет анкетный метод, при котором в отличие от метода беседы не обязательный личный контакт.

Тест является одним из методов, с помощью которых устанавливают определенные психологические качества человека, наличие или отсутствие определенных способностей

Метод эксперимента является основным в психологии.

Биографический метод представляет собой метод синтетического описания человека как личности и субъекта деятельности

Метод опроса.