Этап и время |
Предмет психологии, его содержание |
Методы исследо-вания психики |
Основные достижения |
||||
Донаучный – до VII-VI вв. до н.э. |
Душа без раскрытия ее конкретного содержания и функций |
Нет |
Общее представление об охранительной и активной роли души |
||||
Философский VII-VI вв. до н.э. — конец XVIII начало XIX вв. |
Античная психология демокрит, платон, аристотель |
Душа – источник активности тела, обладает функци-ями познания и регуляции поведения |
Определение основных проблем П., связанных с исследованием познания, активности тела, регуляции поведения и др. |
||||
Психология средневековья августин, аквинский, ибн-сина, оккам |
Душа, иссле-дование видов активности тела и особенностей познания, прежде всего чувственного познания мира |
Развитие психофизиологических исследований и первых работ по психологии масс |
|||||
ф.бэкон, декарт гоббс, спиноза, лейбниц |
Психология Возрождения и Нового времени |
Сознание, его содержание и пути его формирования |
Интроспекция и частично логика – методы индукции, дедукции, анализа и т.д. |
Рационалистический, сенсуалистический подходы. Теории эмоций и рефлекса. Первые попытки ввести бессознательное в предмет психологии |
|||
Ассоцианистическая психология – конец XVIII в. — начало XIX в. — середина XIX в. Беркли, юм, гартли |
Сознание, состоящее их ощущений, пред-ставлений и чувств. Предмет психологии – познавательные процессы, к концу периода – еще и поведение. |
Инстроспекция, логика, методы естественных наук (проб и ошибок при попытках формировать поведение). |
Первая психологическая школа, новые подходы к предмету и методу науки, концепции об адаптационной функции психики, развитие теории рефлекса, естественнонаучного подхода, дальнейшее развитие идей о бессознательном. |
||||
Экспериментальная психология –середина XIX вв. — начало XX в. вундт |
Элементы психики, отождествляемые, главным образом с сознанием, их связи и законы. становление рефлексологии-бехтерев, ананьев. |
Экспериментальный метод, а также интроспекция и анализ результатов творческой деятельности, первые тесты |
Появление экспериментальной психологии, первых теорий «психологии народа», новых данных о психических про-цессах (памяти). Новые подхо-ды к психологии, первые сим-птомы методологич. кризиса. |
||||
Методологический кризис, разделение психологии на отдельные школы 10-30 гг. XX в. титченер, джемс, фрейд, юнг, адлер, уотсон, келер, вертгеймер |
Предметы: элементы психики (структурализм), функции психики, «поток сознания» (функционализм). Затем глубинная пси-хология-бессознательное, бихевиоризм-поведение, гештальтпсихология-особ восприятия, советская психология. выготский, леонтьев-предмет-психическая деятельность лурия, гальперин. |
Важнейшие из новых методов – психоанализ и проективные (глубинная психология), эксперимен-тальное изучение «научения», стимул реакция (бихевиоризм), познавательных процес-сов и потребностей (гештальтпсихология), инструментальный метод (советская психология). |
Первые концепции личности, теории сознания (в т.ч. измененного), теории научения и развивающего обучения, творческого мышления. Первые экспериментальные исследования личности, введение ее в исследование культуры и социального окружения как новых парадигм. Развитие отраслей психологии. |
||||
Дальнейшее развитие психологических школ 40-60 гг. XX вв. роджерс, маслоу, франкл-особ личности, гроф-возможности психики |
Появление новых направлений, для которых предмет психологии связан с сущностью личности (гуманистическая, экзистенциальная), познавательными процессами (когнитивная-найсер), развитием интеллекта и этапами переработки информации (генетическая-пиаже). |
Появление опросников, новых экспериментальных методов изучения интеллекта, в т.ч. искусственного |
Дальнейшее развитие теоретических концепций в русле основных проблем психологии, развитие и совершенствование психотерапевтических технологий. |
||||
Современная психология 60гг. – конец XX вв. кто эти люди? |
Развитие предмета психологии в рамках отдельных психологических школ |
Совершенствование методов экспериментального исследования психики, появление разнообразных диагностических методик |
Появление тенденции к объединению, синтезу наиболее значительных достижений отдельных школ. |