Эмиль Золя

          «Втечение трех лет я собирал материалы для моего большого труда, и этот том былуже написан, когда падение Бонапарта, которое нужно было мне как художнику икоторое неизбежно должно было по моему замыслу завершить драму, — на близостьего я не смел надеяться, — дало мне чудовищную и необходимую развязку». Этислова Эмиля Золя, датированные июлем 1871 г., предпосланы первому отдельномуизданию романа «Карьера Ругонов».

          Почтиза три года до падения Второй империи Золя начал работу над общим планом серии,сначала десятитомной, посвященной истории одной семьи. В феврале 1869 года этотплан был представлен издателю А.Лакруа с аннотацией каждой книги ихарактеристикой плана серии: «Изучить на примере одной семьи вопросынаследственности и среды… Изучить всю Вторую империю от государственногопереворота до наших дней. Воплотить в типах современное общество подлецов игероев». Через несколько месяцев Золя читал начало «Карьеры Ругонов»литераторам Алексису и Валабрегу. Первый роман серии, расширившейся позднее до18 и затем до 20 романов, должен был стать прологом к «естественной исоциальной истории одной семьи в эпоху Второй империи».

          Вэкспозицию «Карьеры Ругонов» внесена сцена, по смыслу и масштабам несоизмеримаяс любым эпизодом из естественной истории рода; сцена, которую, не ограничивая еезначения, вряд ли можно рассматривать как только эпизод из социальной историисемьи. В плане, представленном издателю Лакруа, Золя писал: «Исторической рамойпервого эпизода послужит государственный переворот в провинции – вероятно, вкаком-нибудь городе Варского департамента». Но исторические события составилираму не только первой книги задуманной серии и выступают отнюдь не в роли фона.Исторический факт, взятый в связи с жизненной основой, обусловливает конфликт вромане, выступает как сила, развивающая человеческие судьбы, движет сюжетповествования.

          ВПлассане «до 1848 года прозябала малоизвестная малоуважаемая семья, главе которой,Пьеру Ругону, суждено было в будущем, благодаря исключительным обстоятельствам,сыграть весьма важную роль».

10 стр., 4615 слов

Семья как фактор развития ребенка

... обеспечивает многообразные хозяйственные потребности собственной семьи. Каждая семья осуществляет хозяйственную деятельность, необходимую в ... когда она еще не в состоянии самостоятельно ни содержать своего ребенка, ни воспитывать его. Такие семью ... семья – мать не состоит в браке с отцом своего ребенка, таким образом по статистике рождается каждый шестой ребенок. Часто матери всего 15 – 16 лет, ...

          1948год Золя называет как рубеж. «Исключительные обстоятельства» (политическая ситуация во Франции в годы 1848-1851)позволили наконец-то выдвинуться семье, которая на протяжении десятилетийбезуспешно рвалась к богатству. Не сумев разбогатеть и добиться видногообщественного положения посредством коммерции, Ругоны положили начало своейкарьере, создав и пустив в обращение политические капиталы.

          Основательницейрода была Аделаида Фук, единственная дочь богатого огородника, умершего всумасшедшем доме, о которой поговаривали, что она, как и ее отец, «не в своемуме». Повод для этого давали и «растерянное выражение» ее лица, и «странныеманеры», и какое-то расстройство ума и сердца, заставлявшее ее «жить не обычнойжизнью, не так, как все». В предместье полагали, что у нее «совершенноотсутствовал всякий практический смысл».

          Отнедолгого брага Аделаиды с крестьянином Ругоном, батрачившим в ее усадьбе,родился сын Пьер, положивший начало ветви, к которой принадлежат его дети:наделенный огромной энергией честолюбец, крупный политический игрок и интриганЭжен Ругон; столь же энергичный, как и его брат, опасный авантюрист и циник,способный и на крайний риск, и на крайнюю расчетливость, подвизавшийся вполитических и финансовых сферах Аристид Ругон, изменивший фамилию на Саккар;дочери – Сидония, сводница и маклерша со склонностью к темным махинациям, иМарта – жена торговца Франсуа Муре, наиболее полно воплотившая в себенаследственные черты Аделаиды Фук; наконец, далекий от семьи, погруженный всвои исследования ученый, которого называли просто доктор Паскаль, точнозабывая, что его фамилия – Ругон.

          Вследующем поколении ветви Ругонов обнаружатся несомненные признаки упадка: сынАристида Максим – вялое аморальное существо, способное вести только празднуюжизнь, расточая добытое не своими руками золото; внебрачный сын Аристида Викторотмечен явными чертами вырождения; и только дочь Аристида Клотильда, проведшаямного лет в доме дяди – доктора Паскаля, сохранила устойчивое духовное ифизическое здоровье.

          Рядомс линией Ругонов развивалась другая ветвь. Не прошло и года после ранней смертиРугона, как в предместье снова заговорили о «странном выборе», «чудовищномбезрассудстве» молодой богатой вдовы, которая стала любовницей контрабандиста ибраконьера Маккара, ленивого чудаковатого парня с «печальными глазамиприрожденного бродяги, ожесточенного пьянством и жизнью отверженного». У нихродилось двое детей – Антуан и дочь Урсула, «вопрос о женитьбе даже неподнимался». Вопреки предсказаниям досужих людей, Маккар вовсе не стремилсязавладеть деньгами Аделаиды и все такой же оборванный продолжал скитаться погорам и лесам, чувствуя «непреодолимую тягу к жизни, полной приключений». А онажила день за днем, «как ребенок, как ласковое смирное животное, покорное своиминстинктам».

7 стр., 3451 слов

Приемные семьи в пространстве детско-родительских отношений

... и заслуживать хорошее отношение часто приводят к формированию пассивного отношения к жизни, устойчивому конформизму, ведомости и не позволяют ребенку вырабатывать собственные принципы, ценности ... и ориентиры [Пути решения проблемы ... , 2002]. Профессиональные семьи, не так давно появившиеся в России, заключают с государством контракт, на ...

          Историяветви, произошедшей от детей Аделаиды и Маккара – Антуана и Урсулы – представляетсобой гораздо более сложную, чем в линии Ругонов, картину, в которойпереплелись самые противоположные друг другу характеры, непохожие одна надругую судьбы. Потомство Антуана Маккара – это трогательная при всем бессилиипротивостоять слабостям натуры, трудолюбивая, но погибшая все-таки оталкоголизма и нищеты Жервеза; владелица колбасной, цветущая, однако раноумершая от болезни крови Лиза Кеню, лавочница в точном смысле слова, о которойнечего более сказать; сын Жан – рабочий, солдат, затем занявшийсякрестьянством, не унаследовал черты своего отца. Причуды наследственностискажутся в следующем поколении, особенно в потомстве Жервезы, которая несет всебе сложный комплекс влияний Аделаиды Фук и Антуана Маккара.

          Еесын – механик Жак Лантье –одержим скрытой и опасной психической болезнью – патологической маниейубийства, которая гораздо слабее выражена, но все же иногда пробуждается в егобрате Этьене. Дочь Жервезы Нана,«золотая муха», — символ распутства, плотских вожделений, перед которыми не ставятпреград ни спящий ее разум, ни чувства. И только в старшем сыне – Клоде Лантье, художнике большогооригинального таланта и трагической судьбы, сосредоточены все еще живые силыэтой нездоровой ветви. В интеллектуальную свою жизнь, в духовные искания он вносилту неудержимость, исступленность, с которой другие члены его семьи отдавалисьвлечениям плоти.

          ПотомствоУрсулы, сохранив нервную впечатлительность родоначальницы Аделаиды Фук, былооблагорожено влиянием наследственности со стороны труженика Муре – мужа Урсулы.В сыне ее Сильвере, как и в докторе Паскале из ветвиРугонов, проявились лишь «созидательные силы природы».

          Вплане десятитомной серии (1869 г.) Золя говорил о своем намерении «проследитьшаг за шагом ту сокровенную работу, которая наделяет детей одного и того же отцаразличными страстями и различными характерами в зависимости от скрещиваниянаследственных влияний и неодинакового образа жизни». Так «неодинаков» образжизни членов этой разветвленной семьи, которые «рассеиваются по всемусовременному обществу», принадлежа к различным его кругам, что многие из них,близкие по крови, резко разделены общественными отношениями.

          Воплотивв образах столько типов психики, сколько было потомков у Аделаиды Фук, наконкретных судьбах исследуя «сокровенную работу» по формированию индивида, вкоторой участвуют биологические и социальные начала, проникая в «глубины жизни,где вырабатываются великие добродетели и великие преступления», Золя делалчрезвычайно интересные открытия, наблюдая и анализируя формы и условиявыявления или, напротив, нейтрализации наследственных черт.

          Но высшийтворческий успех Золя приносили созданные им образы, в которых «живая сутьчеловеческой драмы» раскрывалась в широких социальных связях, когдапредставитель ветви Ругонов или Маккаров выступал вдействии как член «целой общественной группы» и участник «определеннойисторической эпохи».

11 стр., 5444 слов

Проблема любви, брака и семьи в романе Толстого Анна Каренина ...

... Степановна Пирогова, незаконная жена соседнего помещика Бибикова. Семья Толстых хорошо знала погибшую женщину, и ее трагическая судьба нашла отзвук в романе «Анна Каренина». Толстой работал над новым ... своем падении, и -продолжать идти по своему пути деятельной, честной и полезной жизни». Однако методичность, осторожность,. безжизненная систематичность - черты, характерные для высших кругов ...

          В «КарьереРугонов» – прологе к эпопее «Ругон-Маккары» –определено направление, в котором будут развиваться судьбы членов семейства напротяжении всей серии. Композиция этого романа, отражающая разветвленностьродословного древа, вместила много только возникающих конфликтов, которымпредстоит разрешаться в других романах эпопеи, где второстепенные персонажи «КарьерыРугонов» выступают уже в роли главных героев, а образы, намеченные в прологе,приобретут завершенность. Плодотворный бальзаковский принцип открытой разомкнутойкомпозиции отдельных романов ради эпической полноты всего цикла оказался пригодени для решения творческих задач Эмиля Золя.

          «Будденброки»Томаса Манна написаны в манере широкого,неторопливого повествования, с упоминанием множества деталей, с развернутымизображением отдельных эпизодов, со множеством диалогов и внутренних монологов.

          Толчкомк написанию «Будденброков» явилось знакомство сроманом братьев Гонкур «РенэМоперен». Томас Манн былвосхищен изяществом и структурной четкостью этого произведения, совсемнебольшого по объему, но насыщенного значительным психологическим содержанием.Прежде он считал, что его жанр – короткая психологическая новелла, теперь емупоказалось, что он может попробовать свои силы и в психологическом романе гонкуровского типа.

          Но материалдля романа Томас Манн хотел взять свой, известный емус детства и глубоко пережитый, т.е. любекский.  Здесь на помощь ТомасуМанну должны были прийти немецкие писатели, в творчестве которых отразиласьжизнь северной Германии и был запечатлен ее колорит. По первоначальному замыслуромана Томаса Манна был рассчитан примерно на 250страниц.

          Но когдаМанн приступил к работе, все пошло по-иному. «Роман стал разрастаться у меняпод руками, — рассказывал Томас Манн в своей речи «Любеккак форма духовной жизни», — …все то, что я думал дать лишь как предысторию,приняло весьма самостоятельные очертания, имеющие право на независимоесуществование…» Из первоначального замысла небольшого романа о современности, о«проблематическом» герое конца века, слабом и беспомощном перед лицомбезжалостной жизни, получился огромный двухтомный роман эпического склада,охватывающий судьбу четырех поколений. Само название романа показывает, что в немописывается жизнь целой семьи. А вместо гонкуровской краткостиздесь появились обстоятельность и полнота описаний, неторопливость  изложения, не чуждая некоторой нарочитоймонотонности.

          Судьбасемьи Будденброков представляет собой историюпостепенного спада и разложения. «Упадок одного семейства» – таков подзаголовокромана. Правда, падение семейства Будденброковпроцесс не непрерывный. Периоды застоя сменяются периодами нового подъема, но всеже в целом семья постепенно слабеет и гибнет.

          Втесной и неразрывной связи с историей семьи, как важнейшая неотделимая часть ее,показана история фирмы Будденброков. Она прочна исолидна вначале, затем приходит в несколько застойное состояние, переживаетвпоследствии подъем и расцвет, пышно справляется столетний юбилей фирмы, но тутже обнаруживается, что расцвет был не совсем здоровый, появляются признакиупадка, совершаются неудачные сделки. Более удачливые и наглые, беззастенчивыекоммерсанты Хагенштремы и Кистенмакерывсе больше оттесняют фирму Будденброков. Наконец,после смерти Томаса, она ликвидируется.

9 стр., 4171 слов

Домби и сын» Ч. Диккенса как социальный и семейный роман

... из самых талантливых представителей революционно-демократической литературы. Бюхнер родился в 1813 г. в семье врача. В Дармштадтской гимназии юноша мало занимался официальной наукой, кото­рую называл ...

          Процветаниесемьи и процветание фирмы – это две стороны одного и того же процесса. Фирматак же как и весь жизненный уклад Будденброков,составляет – до тех пор, пока Будденброки остаются настоящими Будденброками, — непременное условие их жизни, форму их существования, и борьба за интересыфирмы является борьбой за семью.

          Романорганизован как бы внутри себя, очень прочно и тщательно, не внешними данными. Егоширокое течение, внешне ничем не сдерживаемое, напоминает течение жизни, и этои было одним из важнейших моментов художественного замысла ТомасаМанна. В целом роман построен на постоянно меняющемся выдвижении на переднийплан отдельных персонажей. Это ни в коей мере не ведет к раздробленности, краспадению романа на отдельные, не зависящие друг от друга куски. Глубокая внутрення связь между всеми членами семьи Будденброков, определяемая близостью их внутренних задатков,единством их судьбы, самым прочным образом сдерживает вместе эти различныеэпизоды, придает им цельность и единство.

          Самодвижение времени, столь существенное для романа, действие которого растянулосьна сорок лет, совершается в значительной мере опираясь на эти «общие» эпизоды,являющиеся важными вехами в истории семьи. Что же касается более «персональных»эпизодов, то они во временном отношении обычно редко совпадают друг с другом.То, что оказывается освещенным в данный момент, как бы заслоняет собой всеостальное, что происходит в то же время с другими персонажами романа, — ихсуществование в это время, как молчаливо предполагается, не отмечено никакимиособо важными событиями и длится в тех же формах, что и прежде. А затем на светиз тени выходит судьба другого персонажа и по ней начинает отсчитыватьсядвижение времени всего романа, а другие судьбы отходят на задний план.

          Такиечерты характерны скорее для хроники, чем для психологического романа. И «Будденброки»действительно соединяют оба эти элемента – это и психологический роман, ироман-хроника, что составляет одно из основных различий между «Будденброками» ине только немецким, но и общеевропейским романом конца века. «Будденброки» посвоей структуре оказываются ближе некоторым формам романа середины века – так называемомуроману «рядоположенности» Карла Гуцковаи Сю, построенному на переплетении ряда параллельных сюжетных линий. Но от этихроманов «Будденброки» отличаются своим несравненно более узким охватомжизненного материала, своей «семейностью», хотя с так  называемым «семейным» романом «Будденброки»опять-таки нельзя сопоставить из-за несоизмеримости их эпического размаха.

Список использованной литературы

1.      Адмони В., СильманТ. «Томас Манн. Очерк творчества». Ленинград, 1960

2.      Дирзен И. «Эпическое искусство Томаса Манна». Москва, 1981

6 стр., 2797 слов

Родительское собрание как форма взаимодействия семьи и школы ...

... школы по нравственному воспитанию младших школьников §1 Проблемы нравственного воспитания ребёнка в семье Много веков подряд умы ведущих педагогов и психологов занимает вопрос места и роли ... значение в воспитании подрастающего поколения. Учёные XIX - н. XX веков ставили под сомнение значение семьи, её устоев, нравственного микроклимата, считая, что для того, чтобы стать ...

3.      Кучборская Е.П. «Реализм Эмиля Золя».Изд-во Моск. Университета, 1973