Государственное образовательное учреждение 36

высшего профессионального образования

«Арзамасский государственный педагогический

институт им. А.П. Гайдара»

Е.В. Валеева

Методические рекомендации к практическим занятиям

по дисциплине

«История зарубежной литературы»

(история зарубежной литературы конца XIX – начала ХХ века)

Арзамас

АГПИ

2007

УДК 820 / 89.0

ББК 83.3

В _80_

Печатается по решению редакционно-издательского совета

ГОУ ВПО «Арзамасский государственный педагогический институт

им. А.П. Гайдара»

Валеева Е.В.

В __ Методические рекомендации к практическим занятиям по дисциплине «История зарубежной литературы» (история зарубежной литературы конца XIX – начала ХХ века).

– Арзамас: АГПИ, 2007. – 20 с.

В учебно-методическом пособии разработана система практических занятий и коллоквиумов по истории зарубежной литературы конца Х1Х – начала ХХ вв., представлены материалы для их проведения, список необходимых художественных текстов по программе курса, перечень учебных пособий и система вопросов к зачету.

12 стр., 5510 слов

Психологический портрет российского предпринимателя(в отечественной литературе и истории)

Психологический портрет российского предпринимателя(в отечественной литературе и истории) Содержание Введение. 3 1. История становления предпринимательства в России. 4 1.1 Характеристика первых российских предпринимателей: купцы и торговцы 4 1.2 Психологический портрет известных предпринимателей 17-20 веков. 7 2. Психологический портрет современного российского предпринимателя. 10 2.1 ...

Методические рекомендации адресованы студентам-филологам и всем, интересующимся зарубежной литературой.

УДК 820 / 89.0

ББК 83.3

В 80

© Валеева Е.В., 2007.

© Арзамасский государственный

педагогический институт

им. А.П. Гайдара, 2007

Оглавление

стр.

Введение………………………………………………………………………

3

Занятие 1.

Роман Э. Золя «Западня»……………………………………

4

Занятие 2.

Занятие – спектакль по роману Ги де Мопассана «Милый друг». Суд над героем романа Ж. Дюруа…………………

5

Занятие 3.

Французский символизм. Лирика Поля Верлена, Артюра Рембо, Малларме……………………………………………

6

Занятие 4.

Пьеса Мориса Метерлинка «Слепые»……………………..

7

Занятие 5.

Пьеса Генриха Ибсена «Пер Гюнт»………………………

8

Занятие 6.

Драма Б.Шоу «Пигмалион»………………………………..

9

Занятие 7.

Роман Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея»…………

10

Занятие 8.

Новеллы Томаса Манна («Тонио Крегер», «Тристан», «Смерть в Венеции»)………………………………………

11

Коллоквиум

Романы Теодора Драйзера…………………………………

12

Занятие 9.

Роман Роберта Стивенсона «Остров сокровищ»…………

12

Занятие 10.

Роман Анатоля Франса «Преступление Сильвестра Боннара»……………………………………………………..

13

Занятие 11.

Роман Кнута Гамсуна «Виктория»…………………………

14

Вопросы к зачету по истории зарубежной литературы конца ХIХ – начала ХХ веков………………………………………………………………

15

Темы докладов и письменных работ………………………………………..

16

Литература

Художественные тексты……………………………………

17

Учебники, пособия, антологии, хрестоматии……………..

18

Введение

Предлагаемые учебно-методические рекомендации представляют собой систему практических занятий по истории зарубежной литературы конца ХIХ – начала ХХ вв., вопросы для самоподготовки к зачету, список учебной литературы, тематику рефератов и курсовых работ. Содержание и тематика практических занятий определяются Программой дисциплин предметной подготовки «История зарубежной литературы».

Цель настоящего издания – оказать помощь студентам при подготовке к практическим занятиям по курсу «История зарубежной литературы конца ХIХ – начала ХХ веков». Рубеж веков – переходная историко-культурная эпоха, а изучение таких переходных эпох позволяет отчетливее выявить динамику литературного процесса. Показать внутреннюю противоречивость, диалогичность и синтетичность литературного процесса конца ХIХ – начала ХХ вв. – важнейшая задача практических занятий. Поэтому в пособии представлен широкий спектр литературных и культурных явлений, относящихся к различным направлениям, течениям и школам декаданса.

В отборе материала прослеживаются следующие принципы:

  1. Представить наиболее зрелые на рубеже веков национальные литературы (французскую, английскую, немецкую, американскую).
  2. Представить наиболее значительные для рубежа веков литературные направления и школы (натурализм, символизм, эстетизм, неоромантизм и т.д.) в лице их крупнейших представителей.
  3. Продемонстрировать характерное для этого периода разнообразие жанров, что позволяет на конкретных примерах продемонстрировать различие творческих методов и стилей писателей, но и выявить динамику мирового литературного процесса. Хотя, очевидно, что в рамках пособия невозможно дать полную жанровую характеристику литературной эпохи.
  4. Показать генезис явлений и подготовить студентов к восприятию литературы модернизма.
  5. Рассматривать литературное произведение в литературном контексте, поэтому важно показать на занятии, как изучаемое произведение связано с национальной традицией и какое место занимает в литературном процессе своего времени, какое влияние оказало на последующее развитие литературы

Пособие могут использовать студенты как дневного, так и заочного отделения, а также и учащимися средних учебных заведений гуманитарного профиля

Занятие 1. «Роман Э. Золя «Западня»»2 часа

ПЛАН

  1. Эмиль Золя – основоположник натуралистической эстетики. Теория «экспериментального романа» Золя.
  2. Место романа «Западня» в цикле «Ругон-Маккары».
  3. Концепция личности Золя и ее художественное воплощение в романе. Система образов (привести примеры из текста).
  4. Трактовка категории «среды» и изображение среды. Бальзаковские традиции у Золя. Смысл названия романа.
  5. Способы создания характеров. Что является определяющим в формировании характеров? Проследить родословную героев.
  6. Особенности поэтики Золя (привести примеры из текста).
  7. Влияние Золя на западноевропейский и американский роман ХХ века.

ЛИТЕРАТУРА:

  • Золя Э. Западня (любое издание).
  • Владимирова М.М. Романный цикл Э.Золя «Ругон-Маккары». – Саратов: СГУ, 1984.
  • Кучборская Е.П. Реализм Эмиля Золя: «Ругон-Маккары» и проблемы реалистического искусства ХIХ века во Франции. – М.: Просвещение, 1973.
  • Лану А. Здравствуйте, Эмиль Золя! – М.: Флинта, 1997.
  • Трыков В.П. Золя, Эмиль // Зарубежные писатели: Библиографический словарь: В 2 т. – М.: Наука, 1997. – Т. 1. – С. 320-325.

Задание: Выписать в тетрадь.

Словарь:

натурализм, позитивизм, экспериментальный роман, цикл (выписать определения в тетрадь)

Методические рекомендации

Эмиль Золя – глава натурализма. Обратите внимание на необходимые к занятию термины (найдите их определение в литературоведческом словаре и выпишите в тетрадь) Подумайте, почему Золя обратился к циклу и какие задачи он перед собой ставил. Очень важно найти отличие натурализма от реализма (в этой связи обратите внимание на трактовку характера и среды у натуралистов и реалистов) внимательно работайте с текстом произведения.

Занятие 2. «Занятие – спектакль по роману Ги де Мопассана «Милый друг». Суд над героем романа ж. Дюруа» 2 часа

ЛИТЕРАТУРА:

  • Мопассан Ги де. Милый друг. (Любое издание).
  • Данилин Ю. Жизнь и творчество Мопассана. – М.: Молодая гвардия, 1968.
  • Кирнозе З.И. Мопассан // Зарубежные писатели: Библиографический словарь: В 2 ч. – М.: Новое литературное обозрение, 1997. – Ч. 2. – С. 74-80.
  • Мениаль Эд. Ги де Мопассан. – Ростов/н/Д.: РГУ, 1999. – (Серия «След в истории»).
  • Пронин В.А. Ги де Мопассан (1850-1893) // Мопассан Ги де. Собр. соч.: В 6 т. – М.: Молодая гвардия, 1999. – Т. 1. – С. 5-20.

Задание: Выписать в тетрадь.

Словарь:

композиция, деталь, пейзаж, подтекст (выписать определения в тетрадь).

Методические рекомендации

Внимательно прочитайте роман. Составьте таблицу действующих лиц. Распределите роли. Выберите суд (судья, прокуроры и адвокаты)

Занятие 3. «Французский символизм. Лирика Поля Верлена, Артюра Рембо, Малларме» 2 часа план

  1. Поль Верлен и французский символизм.
  2. Место сборника «Сатурновские стихотворения» в творчестве Верлена.
  3. Романтические мотивы в «Осенней песне» Верлена.
  4. Почему «Осеннюю песню» можно назвать первым «романсом без слов»?
  5. Значение Верлена для западноевропейской лирики ХХ века.
  6. Эволюция А.Рембо. Этапы творчества. Стихотворения «Кузнец», «Пьяный корабль», «Гласные», «Парижская оргия, или Париж заселяется вновь» и др.
  7. С. Малларме как теоретик символизма.

ЛИТЕРАТУРА:

  • Андреев Л.г. Импрессионизм. – М.: Владос, 1980. – С. 76-102.
  • Горький М. Поль Верлен и декаденты // Горький М. Собр. соч. – Т. 23. – М.: Просвещение, 1953.
  • Кирнозе З.И., Пронин В.Н. Практикум по истории французской литературы. – М.: Наука, 1991. – С. 96-101.
  • Косиков Г.К. два пути французского постромантизма: символисты и Лореамон // Поэзия французского символизма. Лотреамон. Песни Мальдорора / Под ред. Г.К. Косикова. – М.: УРСС, 1993. – С.5-62.
  • Обломиевский Д.Д. Французский символизм. – М.: Просвещение, 1973. (Обязательно прочитать и законспектировать!)
  • Трыков В.П. Верлен, Поль // Зарубежные писатели: Библиографический словарь: В 2 т. – М.: Наука, 1997. – Т. 1. – С. 122-124.

Задание: Выписать в тетрадь.

Словарь:

Символизм, импрессионизм, символ, аллитерация, ассонанс, «свободный стих», суггестивность (особое свойство некоторых поэтических произведений, состоящее в их способности воздействовать главным образом на подсознание, воображение, чувства читателя посредством ассоциаций) (выписать определения в тетрадь).

Методические рекомендации

Обратите внимание на теорию символа (вспомните немецкий романтизм).

Что такое неоплатонизм? Подумайте, чем романтизм отличается от символизма и что у них общего. Найдите определение указанных термином и выпишите их в тетрадь. Разберите и законспектируйте работу Д.Д. Обломиевского «Французский символизм». Согласны ли вы с трактовкой символизма, данной М. Горьким. Внимательно прочитайте стихотворения. Каждый пункт плана подтверждайте текстом стихов.

Занятие 4. «Пьеса Мориса Метерлинка «Слепые»» 1 час план

  1. Место пьесы «Слепые» в драматургии Метерлинка.

  2. Смысл названия пьесы.
  3. Особенности конфликта и его воплощение в структуре пьесы.
  4. Специфика метерлинковского персонажа.
  5. Хронотоп в пьесе «Слепые».
  6. Своеобразие и художественная функция диалогов в драме.
  7. «Слепые» Метерлинка как образец «статичной» драмы.

ЛИТЕРАТУРА:

  • Метерлинк М. Слепые (любое издание)
  • Бердяев Н.К. К философии трагедии. Морис Метерлинк // Бердяев Н. Философия творчества, культуры и искусства: В 2 т. – М.: Наука, 1994. – Т. 2. – С. 187-210.
  • Мережковский Д.С. Метерлинк о будущности трагедии // Мережковский Д.С. Эстетика и критика. – М.: Современник, 1994. – С. 258-261.
  • Розанов В.В. Метерлинк // Розанов В.В. О писательстве и писателях. – М.: Наука, 1995. – С. 240-243.
  • Храповицкая Г.Н. Метерлинк // Зарубежные писатели. Биографический словарь: В 2 ч. – М.: Наука, 1997. – Ч. 2. – С. 42-47.
  • Шкунаева И.Д. Бельгийская драма от Метерлинка до наших дней: Очерки. – М.: Просвещение, 1958.
  • Эткинд Е.Г. Театр Мориса Метерлинка // Метерлинк М. Пьесы. – М.: Владос, 1958.

Задание: Выписать в тетрадь.

Словарь:

«новая драма», структура, конфликт, хронотоп, «внутренний диалог» (определения выписать в тетрадь).

Методические рекомендации

Метерлинк – крупнейший представитель символистской драмы. Пьеса «Слепые» относится к раннему этапу творчества писателя. Метерлинк отнес ее к театру марионеток. Найдите определение указанных терминов и выпишите их в тетрадь. В этой пьесе находит свое наиболее полное воплощение метерлинковская концепция мира и человека, согласно которой человечество слепо, люди не осознают трагизма своего положения, пытаются убежать от Неведомого, которое, по Метерлинку, закон. В этой связи подумайте о смысле названии пьесы. В пьесе отсутствую традиционный конфликт и сюжет. Обратите на выбранную автором ситуацию ожидания.

Занятие 5. «Пьеса Генриха Ибсена «Пер Гюнт»» 1 час план

  1. Генрих Ибсен – один из родоначальников «новой драмы».
  2. Место пьесы «Пер Гюнт» в творчестве Ибсена. (Как соотносится пьеса «Пер Гюнт» с предшествующей драмой «Бранд»?)
  3. Проблема личности в пьесе. Образ Пер Гюнта. (Что является, по мнению автора, одной из важнейших причин нравственной деградации Пера?)
  4. Проблема национальной романтики и трактовка фольклорных мотивов в драме. (Каковы фольклорные источники образа Пер Гюнта? Как Ибсен переосмысливает фольклорный персонаж в пьесе?)
  5. Особенности поэтики пьесы. Б. Шоу о драматургической технике Ибсена. (В чем проявилось влияние литературной романтической сказки на поэтику Ибсена? Почему Ибсен назвал пьесу «драматической поэмой»? В чем своеобразие финала? Какие художественные открытия делают Ибсена предтечей западноевропейской интеллектуальной драмы?)

ЛИТЕРАТУРА:

  • Ибсен Г. Пер Гюнт (любое издание).
  • Адмони В. Генрик Ибсен: Очерк творчества. – Л.: ЛГУ, 1989.
  • Белый А. Кризис сознания и Генрик Ибсен // Белый А. Символизм как миропонимание. – М.: Современник, 1994. – С. 210-238.
  • Неустроев В.П. Литература скандинавских стран (1870-1970).

    – М.: Владос, 1980. – С. 46-65.

  • Храповицкая Г.Н. Ибсен и западноевропейская драма его времени. – М.: МГПУ, 1979.
  • Храповицкая Г.Н. Ибсен, Генрих // Зарубежные писатели: Библиографический словарь: В 2 ч. – М.: Наука, 1997. – Ч. 1. – С. 325-333.

Задание: Выписать в тетрадь.

Словарь:

«новая драма», «национальная романтика», кульминация (определения выписать в тетрадь).

Методические рекомендации

Генрих Ибсен – крупнейший представитель «новой драмы». Драма Ибсена отличается тонким психологизмом, масштабностью образов, глубоким нравственным пафосом, значительностью философской проблематики. Ибсен разработал ретроспективную композицию и ввел в пьесу подтекст. Очень внимательно прочитайте текст произведения, найдите фольклорные образы и мотивы и элементы романтической литературной сказки Своеобразие символа у Ибсена отчетливо выявляется при его сопоставлении с Метерлинком. У символиста Метерлинка символ – способ мифологизации действительности, символ у Ибсена функционирует в реалистической художественной системе.

Занятие 6. «Драма б.Шоу «Пигмалион»» 1 час план

  1. Смысл названия пьесы и парадоксы развития действия (переосмысление античного мифа, финал и неожиданные повороты действия).

  2. История появление пьесы. Кто такая Стелла Патрик Кэмпбелл?
  3. Изменяется ли отношение к Элизе в финале произведения?
  4. Имеется ли в развитии сюжета диккенсовский ход?
  5. Отношение Шоу к художественным открытиям Ибсена.

Литература:

  • Шоу Б. Пигмалион. (любое издание).
  • Балашов П. Художественный мир Бернарда Шоу. – М.: Флинта, 1982.
  • Гражданская З.Г. Бернард Шоу. Очерки жизни и творчества. – М.: Наука, 1979.
  • Образцова А.Г. Бернард Шоу и европейская театральная культура на рубеже 19-20 веков. – М.: Флинта, 1974.
  • Пирсон Хаскет. Бернард Шоу. – М.: Наука, 1972.
  • Черноземова Е.Н. Шоу, Бернард// Зарубежные писатели: Библиографический словарь: В 2 ч. – М.: Наука, 1997. – Ч. 2.- С. 418-426.

Задание: Выписать в тетрадь.

Словарь:

Интеллектуальная драма («драма-дискуссия»), трагическое, комическое (определения выписать в тетрадь).

Методические рекомендации.

Б. Шоу – крупнейший представитель европейской «новой драмы». Наиболее значительные произведения были написаны им на рубеже веков. Его пьесы построены на драматизме простых, бытовых ситуаций и на столкновении не характеров, но различных взглядов, идеалов, жизненных позиций. Шоу разрабатывает новую жанровую разновидность драмы – «пьесу-дискуссию», интеллектуальную драму. Не забывайте работать с литературоведческим словарем.

Занятие 7. «Роман Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея»» 1 час план

  1. Место романа «Портрет Дориана Грея» в творчестве Оскара Уайльда.

  2. История создания и написания романа.
  3. «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» Р.Л. Стивенсона как один из возможных источников уайльдовского романа.
  4. Мотив двойничества в «Портрете Дориана Грея».
  5. Эстетические взгляды Уайльда и их воплощение в романе.
  6. Традиции парнасской школы в романе.
  7. Структура и художественная функция парадокса в романе.
  8. Символ в художественной системе Уайльда.

ЛИТЕРАТУРА:

  • Уайльд О. Портрет Дориана Грея (любое издание).
  • Акройд П. Последнее завещание Оскара Уайльда. – М.: Правда, 1993.
  • Ланглад Ж. Де. Оскар Уайльд, или Правда масок. – М.: Флинта, 1999. (Жизнь замечательных людей).
  • Парандовский Я. Король жизни // Парандовский Я. Алхимия слова. – М.: Круг, 1990.
  • Соколянский М.Г. Оскар Уайльд. Киев – Одесса, 1990.
  • Урнов М.В. На рубеже веков: Очерки английской литературы. – М.: Правда, 1970. – С. 149-171.
  • Черноземова Е. Уайльд// Зарубежные писатели. Библиографический словарь: В 2 ч. – М.: Наука, 1997. – Ч. 2. – С. 323-325.
  • Чуковский К. Оскар Уайльд // Чуковский К. Люди и книги. – М.: Круг, 1960.

Задание: Выписать в тетрадь.

Словарь:

Эстетизм, парадокс, реминисценция (определения выписать в тетрадь).

Методические рекомендации

О. Уайльд – глава английского эстетизма. «Портрет Дориана Грея» — его единственный роман, написанный за несколько дней на пари с одним знакомым. Мотив таинственного портрета содержался в новелле Жерара де Нерваля «Дьявольский портрет», а мотив раздвоения подсказан Уайльду «Странной историей д-ра Джекила и М-ра Хайда» Стивенсона. Мотив двойничества у Уайльда не нравственно-психологический, как у Стивенсона, а эстетико-символический. Подумайте, как в этой связи решается проблема эстетического характера. Найдите в словаре теорию парадокса. Подумайте, чем парадокса Уайльда оригинальны (он выворачивает трюизм наизнанку, неожиданно сближает удаленные понятия).

Работай те с текстом романа.

Занятие 8. «Новеллы Томаса Манна («Тонио Крегер», «Тристан», «Смерть в Венеции»)» 1 час план

  1. Немецкая новеллистическая традиция.

  2. Концепция бюргерства Т.Манна (на материале статьи «Гете как представитель бюргерской эпохи»).
  3. Художественное воплощение темы бюргерства в творчестве писателя. Тонио Крегер как «заблудший бюргер».
  4. Тема художника и искусства в новелле «Тонио Крегер».
  5. Образ писателя Спинеля в новелле «Тристан». Отношение автора к герою. Смысл названия новеллы.
  6. Тема гибели буржуазного искусства и образ писателя-модерниста в новелле «Смерть в Венеции». Смысл параллелей: Мюнхен-Венеция, Ашенбах-Лоренцо Великолепный, модернизм-смерть, мальчик – жизнь т.д.
  7. Поэтика новелл.

ЛИТЕРАТУРА:

  • Манн Т. Тонио Крегер. Тристан. Смерть в Венеции (любое издание).
  • Адмони В.Г. , Сильман Т.И. Томас Манн: очерк творчества. – Л.: ЛГУ, 1960.
  • Апт С.Е. Томас Манн. – М.: Флинта, 1972.
  • Дирзен И. Эпическое искусство Томаса Манна: Мировоззрение и жизнь. – М.: Молодая гвардия, 1981.
  • Дудова Л.В. Манн, Томас // Зарубежные писатели. Библиографический словарь: В 2 ч. – М.: Наука, 1997. – Ч.2. – С. 14-20.
  • Федоров А.А. Томас Манн: Время шедевров. – М.: Наука, 1981.

Задание: Выписать в тетрадь.

Словарь:

«бюргерство», лейтмотив (определения выписать в тетрадь)

Методические рекомендации

Жанр новеллы имеет в немецкой литературе богатую традицию. Т. Манн создает оригинальную разновидность новеллы, синтезирующую проникновенный лиризм с интеллектуализмом и иронией, тонкий психологизм с пристальным вниманием к деталям повседневной жизни человека. Поэтике его новелл свойственна многозначность образов-символов, использование подтекста как способа передачи ощущений богатства и полноты жизни, противопоставленных иссушающей власти интеллекта, афористичность стиля, система лейтмотивов и лирических рефренов. Найдите примеры из текста новелл.

Коллоквиум. «Романы Теодора Драйзера» 2 часа

  1. Жизнь и литературная деятельность Т.Драйзера.
  2. Время создания романа «Сестра Керри». Роман «Сестра Керри» и проблема художественного метода. Темы романа.
  3. Образ Каролины Мибер (история судьбы, характер, портрет).

    Сложность диалектики души Керри.

  4. Образ Герствуда и история его падения.
  5. Социальный фон в романе. Образец реалистического пейзажа – описание снежной метели в Нью-Йорке. Работа с текстом.
  6. История создания романа «Дженни Герхард». Замысел романа.
  7. Две героини – две трагедии (сравнительно-сопоставительный анализ образов Керри и Дженни).

    Лиризм в обрисовке характера Дженни.

  8. Своеобразие решения темы любви (Дженни, Кейн, Брендер).
  9. Образы капиталистов в романе.
  10. Образы простых людей в романе.
  11. Социальные и творческие предпосылки написания романа «Американская трагедия».
  12. Тема маленького человека (трагедия Клайда Гриффитса, логика развития характера).
  13. Тема американского правосудия (образ Месона).
  14. Темы любви. Женские образы в произведении (Гортензия Бригс, Роберта Олден, Сондра Финчли).
  15. Своебразие композиции. Кульминация – сцена на озере Большой Выпи.

Литература:

  • Анисимов И. Т. Драйзер и Америка // Современная американская литература. – М.: Просвещение, 1950.
  • Засурский Я.Н. Теодор Драйзер. – М.: Молодая гвардия, 1971.
  • Засурский Я.Н. Теодор Драйзер. Жизнь и творчество. – М.: Наука, 1977.
  • Засурский Я.Н. Теодор Драйзер. Писатель и публицист. – М.: Просвещение, 1977.
  • Уоррен Р.П. Дань Теодору Драйзеру // Как работает поэт. – М.: УРСС, 1988.

Задание. Дайте письменный ответ на тему: «Религия денег в романе «американская трагедия» (по желанию)

Занятие 9. «Роман Роберта Стивенсона «Остров сокровищ»» 1 час план

  1. Место Роберта Луиса Стивенсона в английской литературе рубежа ХIХ-ХХ вв.
  2. Замысел и история создания романа «Остров сокровищ»
  3. Проблематика романа.
  4. Образ Джима Хокинса в романе (как меняется герой?).
  5. Тема двойственности человеческой природы в творчестве Стивенсона и образ Джона Сильвера (как в этом герое воплотилась авторская концепция личности?)
  6. Традиции Д. Дефо и Э. По в романе «Остров сокровищ». Новаторство Стивенсона в жанре приключенческого романа.

Литература:

  • Стивенсон Р.Л. Остров сокровищ (любое издание).
  • Дьяконова Н.Я. Стивенсон и английская литература ХIХ века. – Л.: ЛГУ, 1984.
  • Зарубежная литература конца ХIХ – начала ХХ века / Под ред. В.М. Толмачева. – М.: Владос, 2003.
  • Олдингтон Р. Стивенсон: Портрет бунтаря. – М.: Правда, 1985.
  • Рокаш О. Стивенсон // Зарубежные писатели: Биобиблиографический словарь: В 2 ч. – М.: Наука, 1997. – Ч. 2. – С. 286-289.
  • Трыков В.П. Нескончаемый поединок // Стивенсон Р.Л. Избранное. – М.: Просвещение, 1999. – С. 3-12.
  • Урнов М.В. На рубеже веков: Очерки английской литературы (конец ХIХ – начало ХХ в.) – М.: Просвещение, 1970.

Задание: Выписать в тетрадь. Писатели и критики о Стивенсоне

Методические рекомендации

Стивенсон один из основоположников неоромантизма. Этому писателю был чужд культ зла и смерти, любые проявление пессимизма. Замысел романа возник в 1881 г. Первоначальное название романа «Морской повар». Подумайте, почему автор изменил название? Стивенсона занимали проблемы совести и предательства. Поиски сокровищ – это поиск самого себя. Проследите путь испытаний главного героя.

Занятие 10. «Роман Анатоля Франса «Преступление Сильвестра Боннара»» 1 час план

  1. Место романа «Преступление Сильвестра Боннара» в творчестве писателя
  2. Новый тип героя в романе.
  3. Особенности композиции произведения.
  4. Сущность и характер конфликта в «Преступлении Сильвестра Боннара»
  5. Смысл названия романа.
  6. Традиции парнасской школы в романе

Литература:

  • Франс А. Преступление Сильвества Боннара (любое издание).
  • Бруссон Ж.-Ж. Анатоль Франс в халате. – М.: Флинта, 1998.
  • Лиходзиевский С. Анатоль Франс. Очерк творчества. – Ташкент: ТГУ, 1962.
  • Моруа А. Литературные портреты. – М.: Современник, 1970.
  • Трыков В. Франс // Зарубежные писатели: Библиографический словарь: В 2 ч. – М.: Наука, 1997. – Ч. 2. – С. 363-366.
  • Фрид Я. Анатоль Франс и его время. – М.: Просвещение, 1975.
  • Юльметова С. Анатоль Франс и некоторые вопросы эволюции реализма. – Саратов: СГУ, 1978.

Задание: Выписать в тетрадь. В своем литературном портрете «Анатоль Франс, или юмор и чувство меры» А. Моруа писал: «В «преступлении Сильвестра Боннара» трактуется также тема, что и в «Отверженных», но трактуется она в тональности Стерна и «Дон Кихота». Согласны ли вы с мнением французского писателя?

Методические рекомендации

Предметом изображения в романе становится процесс осмысления мира героем. Франс придал мысли качество эстетического феномена – и в этом одно из главных его художественных открытий в жанре романа. Это открытие привело к появлению в творчестве Франса новой структуры романа. Дневниковая форма становится способом создания двупланового художественного изображения (первый план – события, второй – их осмысление героем)

Занятие 11. «Роман Кнута Гамсуна «Виктория»» 1 час

ПЛАН

  1. История написания романа «Виктория». Его источники.
  2. Проблематика и тематика произведения. Специфика разрешения любовной темы (любовь – поединок).

    Основная задача автора.

  3. Новые черты в изображении характеров (Юханнес и Виктория).
  4. Импрессионистические элементы в романе. Музыкальность произведения.

ЛИТЕРАТУРА:

  • Гамсун К. Виктория (любое издание)
  • Гамсун Т. Кнут Гамсун – мой отец. – М.: Правда, 1999
  • Зарубежня литература конца ХIХ – начала ХХ века / Под ред. В.М. Толмачева. – М.: Флинта, 2003
  • Неустроев В.П. К. Гамсун // Литература скандинавских стран (1870-1970).

    – М.: Современник, 1980

Задание: Выписать в тетрадь. Найдите импрессионистические элементы в пейзажных зарисовках

Методические рекомендации.

Вспомните, что такое импрессионизм. Найдите импрессионистические черты в обрисовке характеров, в выборе темы, в способе повествования, в изображении природы. Внимательно читайте текст произведения.

Вопросы к зачету по истории зарубежной литературы конца ХIХ – начала ХХ веков

  1. Декаданс. Эстетика декаданса. Основные стили декаданса: натурализм, эстетизм, символизм, импрессионизм, постимпрессионизм. Неоромантизм как реакция на натурализм.
  2. Э. Золя – глава французского натурализма. Концепция «экспериментального романа». Цикл «Ругон- Маккары»: замысел цикла. Роман «Западня». Система образов. Эстетика натурализма в романе.
  3. Своеобразие психологизма в романе Ги де Мопассана «Жизнь» История написания романа. Смысл заглавия. Система образов.
  4. Генезис и эстетика французского символизма. Творчество П. Верлена, А. Рембо, С. Малларме. Основные сборники. Программные стихотворения. Поэтика.
  5. «Новый психологизм» К. Гамсуна. Импрессионистические элементы в романах «Пан», «Виктория», «Голод».
  6. О. Уайльд – глава английского эстетизма. Жанр литературной сказки в творчестве Уайльда (Гранатовый домик», «Счастливый принц», «Кентерберийское привидение»).

    Неоромантические черты в сказках Уайльда.

  7. О. Уайльд – глава английского эстетизма. Драматургия Уайльда «»Идеальный муж», «Как важно быть серьезным». Прием парадоксов. Драма «Саломея»: трансформация библейского сюжета
  8. О. Уайльд – глава английского эстетизма. Роман «Портрет Дориана Грея»: история создания, тема искусства, система образов, мотив двойничества. Функции парадокса.
  9. Влияние философии Г. Спенсера на Т. Драйзера. Бальзаковские традиции в романе «Сестра Керри». Изображение американского общества в романе.
  10. Влияние философии Г. Спенсера на Т. Драйзера. Бальзаковские традиции в романе «Американская трагедия». Изображение американского общества в романе. Тема преступления в романе.
  11. Философские и литературные истоки французского натурализма. Эстетические взгляды Э.Золя. Концепция «экспериментального романа». «Ругон-Маккары» Э.Золя. Место цикла в творчестве писателя, замысел и структура цикла. Проблема творческого метода писателя.
  12. Проблема литературного импрессионизма (генезис импрессионизма, современные концепции импрессионизма, импрессионизм в литературе).

    Импрессионистический и литературный портрет Реми де Гурмона.

  13. Эстетические взгляды Мопассана. Мопассан и Флобер. Своеобразие мопассановского психологизма. Роман Мопассана «Милый друг». Образ Жоржа Дюруа.
  14. Эволюция мопассановского романа. Поздние романы Мопассана («Сильна как смерть», «Наше сердце»).

    Анализ новеллы Ги де Мопассана «Пышка».

  15. Философский роман А.Франса. «Преступление Сильвестра Бонара»: специфика жанра. «Остров пингвинов» А. Франса. Особенности поэтики А. Франса.
  16. «Жан-Кристоф» Р.Роллана: жанровое своеобразие; проблематика; образ Жан-Кристофа.
  17. Французский символизм: генезис, эстетика, этапы развития. Место П.Верлена во французском символизме. Основные поэтические сборники, их характеристика. Верленовский «пейзаж души». Анализ одного из стихотворений П.Верлена (письменно)
  18. А.Рембо и С.Малларме, их место во французской символистической поэзии. Основные сборники и их характеристика. Анализ одного из стихотворений А.Рембо (письменно)
  19. М.Метерлинк «Слепые» как образец статичной драмы. Концепция мира и человека в «Сокровище смиренных» и ее художественное воплощение в «Слепых». Особенности поэтики Метерлинка.
  20. Г.Ибсен связь с традициями национальной романтики. Становление реалистического метода в пьесе «Бранд». Пьесы «Пер Гюнт»: проблема личности в драме, трактовка фольклорных мотивов, символика, фантастика и гротеск, их своеобразие и художественные функции.
  21. Реалистическая социально-психологическая драма Г. Ибсена («Кукольный дом», «Привидения»).
  22. Драматургическая концепция Б.Шоу. Б.Шоу и Г.Ибсен. Основные циклы пьес Шоу и их характеристика. Б.Шоу «Пигмалион», «Дом, где разбиваются сердца»: смысл названия, конфликт и своеобразие структуры драмы, символ и парадокс у Шоу.
  23. Новеллистика Т.Манна. Концепция «бюргерства» и тема художника в новеллах «Тонио Крегер», «Смерть в Венеции», «Тристан».
  24. Г.Гауптман «Перед восходом солнца»: проблема творческого метода писателя.
  25. Литературный процесс в США на рубеже 19-20 вв. Дж. Лондон «Закон жизни», «Любовь к жизни»: проблематика и поэтика рассказов.
  26. Место Роберта Луиса Стивенсона в английской литературе рубежа ХIХ-ХХ вв. Замысел и история создания романа «Остров сокровищ». Проблематика романа. Образ Джима Хокинса в романе. Тема двойственности человеческой природы.

Темы докладов и письменных работ

  1. Архетипы «Сон», «Смерть», «Уход» в лирике французских символистов.
  2. Импрессионистичность в романах К. Гамсуна «Пан» и «Виктория»
  3. Роль античных аллюзий в романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея»
  4. Русские писателт начала ХХ века об О. Уайльде
  5. Прерафаэлиты и Уайльд.
  6. Т.Манн и Ницше.
  7. Т.Манн о русской литературе
  8. Шопенгауэровские и ницшеанские мотивы в творчестве Б.Шоу
  9. Английский готический роман и творчество Стивенсона.
  10. Традиции Д. Дефо в романном творчестве Стивенсона.
  11. Стивенсон и В. Скотт.
  12. Жанр литературного портрета в творчестве Стивенсона (на материале сборников «Этюды о хорошо знакомых людях и книгах», «Воспоминания и портреты»).
  13. Верлен и «Парнас».
  14. Верлен в переводах на русский язык.
  15. Своеобразие мопассановского психологизма.
  16. «Госпожа Бовари» Флобера и «Жизнь» Мопассана.
  17. Мопассановский пейзаж.
  18. Мопассан и Тургенев.
  19. Категория пространства и времени в романе Э. Золя (на примере одного из романов цикла «Ругон-Маккары»).
  20. Золя и импрессионизм.
  21. Восприятие Золя в России.
  22. Жанр новеллы в творчестве Золя.
  23. Золя-драматург.
  24. Романтические черты в поэтике Ибсена.
  25. Ибсен и русская литература.
  26. Тема искусства и творческой личности в драматургии Ибсена.
  27. Типология женских образов в пьесах Ибсена.
  28. традиции античной и классицистической трагедии в драматургии Ибсена.
  29. Проблема символизма позднего Ибсена.
  30. Традиции классицизма и Просвещения в творчестве Ибсена.
  31. Ренан и Франс.
  32. Ш.Бодлер и П. Верлен.
  33. «Новая драма» (М.Метерлинк, Г. Ибсен, Б.Шоу, А. Чехов, Л. Толстой).

Литература Художественные тексты

Верлен П. Лирика.

Гамсун К. Виктория. Пан. Голод.

Гауптман Г. Перед восходом солнца

Гейм Г. Лирика

Георге С. Лирика

Драйзер Т. Сестра Керри. Дженни Герхард. Американская трагедия.

Золя Э. Западня. Жерминаль. Нана.

Ибсен Г. Бранд. Пер Гюнт. Кукольный дом. Привидения.

Киплинг Р. Маугли. Бремя белых.

Конан Дойл А. Пестрая лента.

Лондон Дж. Закон жизни. Любовь к жизни.

Малларме С. Лирика.

Манн Т. Тонио Крегер. Смерть в Венеции. Тристан.

Метерлинк М. Слепые. Сокровище смиренных.

Мопассан Ги де. Жизнь. Милый друг. Наше сердце. Пышка.

Ницше Ф. Так говорил Заратустра.

Рембо А. Лирика.

Рильке Р.М. Лирика

Роллан Р. Жан-Кристоф (книга 1).

Стивенсон Р.Л. Остров сокровищ.

Твен М. Приключения Тома Сойера

Уайльд О. Портрет Дориана Грея. Как важно быть серьезным. Идеальный муж. Сказки. Саломея.

Уэллс Г. Человек-невидимка.

Франс А. Преступление Сильвестра Бонара. Остров пингвинов.

Шоу Б. Пигмалион. Дом, где разбиваются сердца.

Учебники, пособия, антологии, хрестоматии

  • Анненский И. Проблема Гамлета. Бранд–Ибсен // Книги отражений. – М.: Просвещение, 1979.
  • Бахтин М.М. «Парнас», декаданс, символизм; футуризм // Собр. соч. – М.: Владос, 2000. Т.2.,С. 289-294, 363-365.
  • Белый А. Кризис культуры // Символизм как миропонимание. – М.: УРСС, 1994. С.260-296.
  • Вейдле В.В. Умирание искусства. – М.: Наука, 2001.
  • Зарубежная литература конца ХIХ – начала ХХ века / Под ред. В.М. Толмачева. – М.: Просвещение, 2003.
  • Зарубежные писатели. Библиографический словарь: В 2 ч. / Под ред. Н.П. Михальской. – М.: Наука, 1997.
  • Золотое сечение. Австрийская поэзия ХIХ – ХХ вв.: Сборник. – М.: Наука, 1988.
  • История зарубежной литературы: Программы дисциплин предметной подготовки по специальности «филология» / Под. ред. В.А. Лукова. – М.: Флинта, 1999.
  • Кризис воображения. Статьи. Эссе. Портреты. – Томск: ТГУ, 1999.
  • Критика. Эстетика. Теория символизма: В 2 т. – М.: Владос, 1994. – Т. 2.
  • Лосев А.Ф. Реализм, натурализм и позитивизм // Проблема художественного стиля. – Киев: КГУ, 1994.
  • Маковский С.К. «Дематериализация природы». Последние итоги живописи // Силуэты русских художников. – М.: Наука, 1999.
  • Мейерхольд В.Э. Переписка. 1896-1939. – М.: Молодая гвардия, 1976.
  • Минский Н.Г. Ибсен. – СПб.: СГУ, 1896.
  • Морис Метерлинк в России серебряного века. – М.: Наука, 2001.
  • Мысли о литературе. – М.: Флинта, 1989.
  • Пастернак Б. Поль-Мари Верлен. Символизм и бессмертие // Собр. соч.: В 5 т. – М.: Наука, 1991. – Т. 4.
  • Петровский М.А. Композиция новеллы у Мопассана // Начала. – 1921. – № 1. – С. 69-100.
  • Поэзия французского символизма. Лотреамон. Песни Мальдородора. – М.: Наука, 1993.
  • Тынянов Ю.Н. Записки о западной литературе // Поэтика. История литературы. Кино. – М.: Наука, 1977.
  • Ходасевич В. О символизме// Собр. соч.: В 4 т. – М.: Наука, 1996. – Т. 2.
  • Хрестоматия «Зарубежная литература ХХ века. 1871-1917. Часть 1 / Под ред. Н.П. Михальской, Б.И. Пуришева. – М.: Владос, 1981.
  • Энциклопедия символизма: Живопись, графика и скульптура. Литература. Музыка. – М.: Наука, 1998.
  • Якобсон Р. Работы по поэтике. – М.: Просвещение, 1987.

Учебное

издание

ВАЛЕЕВА ЕЛЕНА ВИКТОРОВНА

Методические рекомендации к практическим занятиям

по дисциплине

«История зарубежной литературы» (история зарубежной литературы конца XIX – начала хх века)

В авторской редакции

Технический редактор С.П. Никонов

Вёрстка и вывод оригинала макета Е.М. Куренкова

Лицензия ИД №04436 от 03.04.2001. Подписано в печать: 12.01.2007

Формат 60×84/16. Усл. печ. листов: 1,1. Тираж: 130 экз. Заказ № .

Издатель:

Арзамасский государственный педагогический институт

им. А.П. Гайдара

607220, Г. Арзамас, Нижегородская обл., ул. К.Маркса, 36

Участок оперативной печати АГПИ

2